50097

Массивы. Линейные массивы. Двухмерные массивы – матрицы. Многомерные массивы

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Элементами массива могут быть данные любого но только одного типа включая структурированные. Тип элементов массива называется базовым число элементов массива фиксируется при описании и в процессе выполнения программы не меняется. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива. Индекс массива по смыслу тождествен понятию индекса элемента вектора.

Русский

2014-01-15

42 KB

3 чел.

PAGE  2

Лабораторная работа № 8

Массивы.

Линейные массивы.  Двухмерные массивы – матрицы. Многомерные массивы.

1. ОПИСАНИЕ ТИПА

На языке ПАСКАЛЬ можно обрабатывать не только отдельные переменные, но и их совокупности. Одной из таких совокупностей является массив. Массив - это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип. Можно использовать и любой другой ранее описанный тип, поэтому вполне правомерно существование массивов записей, массивов указателей, массивов строк, массивов и т. д. Элементами массива могут быть данные любого, но только одного типа, включая структурированные. Тип элементов массива называется базовым, число элементов массива фиксируется при описании и в процессе выполнения программы не меняется.

Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива. Индекс массива по смыслу тождествен понятию индекса элемента вектора. Индексы представляют собой выражения любого скалярного типа, кроме вещественного, тип индекса определяет границы изменения значений индекса.

Дли описания массива предназначено словосочетание

Array  [нач.индекс .. конечный индекс ] of  Тип  

Формат:

Туре

<имя типа> = аrrау [тип индекса]  of  <тип компонент];

Var

<идентификатор,…> :   <имя типа>;

Массив может быть описан и без представления типа в разделе описания типов данных:

Var

< идентификатор,….> :  аrrау [тип индекса]  of  <тип компонент>

Пример:

Туре

Znak = array[1.. 255] of char;

Var

Мatrica:  array[l.. 4] of Znak;

Если в качестве базового типа взят другой массив, образуется структура,  которую принято называть многомерным массивом.

Пример.

Type

Vector = array[l.. 4] of integer;

Massiv = array[1..4] of Vector;

Var

Matr : Massiv;  {матрица}

Trmer: array[1..6] of Massiv;  {трехмерный массив}

Ту же структуру можно получить, используя другую форму записи:

Var

Matr :  array [1. .4,1. .4] of integer;   Trmer: array [1..6, 1..4, 1..4] .

Если в такой форме описания массива задан один индекс, массив называется одномерным, если два индекса – двухмерным, если n индексов, n-мерным. Размерность ограничена только объемом памяти конкретного компьютера. Однако любой компьютер имеет фиксированный объем памяти, поэтому многомерные массивы могут быстро его заполнить. Здесь программист должен пойти на компромисс между требованиями задачи и реальным объемом оперативной памяти. В любом случае лучше рассчитывать объем памяти для массивов заранее и сохранять его на разумном уровне. Двухмерные массивы обычно используются для представления матриц.

Для описания массива можно использовать предварительно определенные константы:

Const

G1 = 4;  G2 = 6;

Var

MasY : array[1.. G1,   1.. G2]  of   real;

Элементы массива располагаются в памяти последовательно. Элементы с меньшими значениям индекса хранятся в более низких адресах памяти. Многомерные массивы располагаются таким образом, что самый правый индекс возрастает самым первым. Например, если имеется массив

А : array[l. .5,1. .5] of integer;

то в памяти элементы массива будут размещены по возрастанию адресов:

А [1,1]     А[1,2]  …  А[1,5]  

А [2,1]     А[2,2]  …  А[2,5]

.  .  .

                               А[5,5]

С массивами в целом можно выполнять только присваивание. Работают операции отношения  =, <>. При этом массивы должны быть одного типа, например: 

b := a;

Все остальные действия выполняются с отдельными элементами массива. Для обращения к элементу массива после имени массива указывается номер элемента в квадратных скобках:

a[4]    b[i]

С элементом массива можно делать все, что допустимо для переменных того же типа.

Пример

Упорядочивание по возрастанию элементов массива из 20 целых величин.

Для сортировки будем использовать метод выбора. Алгоритм состоит в том, что сначала выбирается наименьший элемент массива и меняется местами с первым элементом, затем просматриваются элементы, начиная со второго, и наименьший из них меняется местами со вторым элементом, и так далее n – 1 раз. На последнем проходе цикла при необходимости меняются местами предпоследний и последний элементы массива.

Program sort;                         { Сортировка выбором }

const n = 20;

var a : array [1 .. n] of integer;

   i, j, nmin, buf : integer;

begin

   writeln('Введите ', n, ' элементов массива');

   for i := 1 to n do

Begin

Write(‘a’,i);

readln(a[i]);

end;

   for i := 1 to n - 1 do begin      { просмотр массива n-1 раз }

       nmin := i;

       for j := i + 1 to n do        { поиск минимума }

           if a[j] < a[nmin] then nmin := j;

           buf := a[i];              { перестановка }

           a[i]:= a[nmin];           { двух }

           a[nmin]:= buf;            { элементов массива }

       end;

       writeln('Упорядоченный массив:');

       for i := 1 to n do write(a[i]:5)

end.        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12823. Схемы и средства измерений отклонений расположения поверхностей и осей 1.86 MB
  Лабораторная работа № 2 Схемы и средства измерений отклонений расположения поверхностей и осей Цель работы: изучить схемы и средства контроля отклонения от параллельности оси и плоскости отклонения от перпендикулярности оси и плоскости отклонения от перпендикул
12824. Измерение отклонений расположения и суммарных отклонений формы и расположения тел вращения 4.94 MB
  Лабораторная работа №4 Измерение отклонений расположения и суммарных отклонений формы и расположения тел вращения. Цель работы: Изучить методы и средства измерений отклонения от соосности отклонения от параллельности плоскостей радиального торцевого и по
12825. Выбор универсальных средств измерения (СИ) линейных размеров деталей «вал» и «фланец» 852.5 KB
  Лабораторная работа №2 дополнение Выбор универсальных средств измерения СИ линейных размеров деталей вал и фланец Цель работы: освоить директивный подход к выбору универсальных СИ. Теоретическая часть Факторы которые необходимо учитывать при выборе уни
12826. Моделювання режимів роботи логічних функцій 1.77 MB
  Настав час електроніки та електроенергетики яка відіграє досить важливу роль в житті людства та сучасному суспільстві. Саме розвиток енергетики сприяв розвитку електроніки та багатьох інших невід’ємних частин сучасного суспільства...
12827. Спорт против наркотиков 840 KB
  ВВЕДЕНИЕ По определению Всемирной Организации Здравоохранения: Здоровье это состояние полного физического психического и социального благополучия а не только отсутствие болезней и физических дефектов. На сегодняшний день главным парадоксом современной медиц
12828. Спорт есірткіге қарсы 734.34 KB
  КІРІСПЕ Бүкілдүниежүзілік Денсаулық Сақтау ұйымынын анықтауы бойынша: Денсаулық дегеніміз аурулардың және дене кемістіктерінің болмауы ғана емес ол толық дене психикалық және әлеуметтік әлауқат жағдайы. Заманауи медицина адам денсаулығына жетуін өз мақсаты рет...
12829. Счастливый случай телевизионная версия игры для детей 59.5 KB
  Счастливый случай Форма: телевизионная версия игры. Игра состоит из 4х геймов: вопрос ответ блиц ты мне я тебе темная лошадка. Области вопросов на вертушке. Синий спорт красный география оранжевый искусство зеленый общие вопросы желтый история...
12830. Степной огонь. Разработка урока-игры. 43.5 KB
  СТЕПНОЙ ОГОНЬ. Прежде чем приступать к самостоятельному проведению игры предпочтительно проконсультироваться с психологом специалистом в области игровых технологий. Цель игры: Игра дает возможность наглядно и подробно представить участникам особенности одног...
12831. Слово за слово отрядная игра для пионерского лагеря 31 KB
  Цель: дать возможность детям проявить себя в способности быстро составлять слова и работать командой. Задача: занять детей всего отряда интересным делом. Возраст: 13 отряды Реквизит: таблички с буквами распространенные по 68 редкие по 24 цифрами и те...