50097

Массивы. Линейные массивы. Двухмерные массивы – матрицы. Многомерные массивы

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Элементами массива могут быть данные любого но только одного типа включая структурированные. Тип элементов массива называется базовым число элементов массива фиксируется при описании и в процессе выполнения программы не меняется. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива. Индекс массива по смыслу тождествен понятию индекса элемента вектора.

Русский

2014-01-15

42 KB

3 чел.

PAGE  2

Лабораторная работа № 8

Массивы.

Линейные массивы.  Двухмерные массивы – матрицы. Многомерные массивы.

1. ОПИСАНИЕ ТИПА

На языке ПАСКАЛЬ можно обрабатывать не только отдельные переменные, но и их совокупности. Одной из таких совокупностей является массив. Массив - это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип. Можно использовать и любой другой ранее описанный тип, поэтому вполне правомерно существование массивов записей, массивов указателей, массивов строк, массивов и т. д. Элементами массива могут быть данные любого, но только одного типа, включая структурированные. Тип элементов массива называется базовым, число элементов массива фиксируется при описании и в процессе выполнения программы не меняется.

Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива. Индекс массива по смыслу тождествен понятию индекса элемента вектора. Индексы представляют собой выражения любого скалярного типа, кроме вещественного, тип индекса определяет границы изменения значений индекса.

Дли описания массива предназначено словосочетание

Array  [нач.индекс .. конечный индекс ] of  Тип  

Формат:

Туре

<имя типа> = аrrау [тип индекса]  of  <тип компонент];

Var

<идентификатор,…> :   <имя типа>;

Массив может быть описан и без представления типа в разделе описания типов данных:

Var

< идентификатор,….> :  аrrау [тип индекса]  of  <тип компонент>

Пример:

Туре

Znak = array[1.. 255] of char;

Var

Мatrica:  array[l.. 4] of Znak;

Если в качестве базового типа взят другой массив, образуется структура,  которую принято называть многомерным массивом.

Пример.

Type

Vector = array[l.. 4] of integer;

Massiv = array[1..4] of Vector;

Var

Matr : Massiv;  {матрица}

Trmer: array[1..6] of Massiv;  {трехмерный массив}

Ту же структуру можно получить, используя другую форму записи:

Var

Matr :  array [1. .4,1. .4] of integer;   Trmer: array [1..6, 1..4, 1..4] .

Если в такой форме описания массива задан один индекс, массив называется одномерным, если два индекса – двухмерным, если n индексов, n-мерным. Размерность ограничена только объемом памяти конкретного компьютера. Однако любой компьютер имеет фиксированный объем памяти, поэтому многомерные массивы могут быстро его заполнить. Здесь программист должен пойти на компромисс между требованиями задачи и реальным объемом оперативной памяти. В любом случае лучше рассчитывать объем памяти для массивов заранее и сохранять его на разумном уровне. Двухмерные массивы обычно используются для представления матриц.

Для описания массива можно использовать предварительно определенные константы:

Const

G1 = 4;  G2 = 6;

Var

MasY : array[1.. G1,   1.. G2]  of   real;

Элементы массива располагаются в памяти последовательно. Элементы с меньшими значениям индекса хранятся в более низких адресах памяти. Многомерные массивы располагаются таким образом, что самый правый индекс возрастает самым первым. Например, если имеется массив

А : array[l. .5,1. .5] of integer;

то в памяти элементы массива будут размещены по возрастанию адресов:

А [1,1]     А[1,2]  …  А[1,5]  

А [2,1]     А[2,2]  …  А[2,5]

.  .  .

                               А[5,5]

С массивами в целом можно выполнять только присваивание. Работают операции отношения  =, <>. При этом массивы должны быть одного типа, например: 

b := a;

Все остальные действия выполняются с отдельными элементами массива. Для обращения к элементу массива после имени массива указывается номер элемента в квадратных скобках:

a[4]    b[i]

С элементом массива можно делать все, что допустимо для переменных того же типа.

Пример

Упорядочивание по возрастанию элементов массива из 20 целых величин.

Для сортировки будем использовать метод выбора. Алгоритм состоит в том, что сначала выбирается наименьший элемент массива и меняется местами с первым элементом, затем просматриваются элементы, начиная со второго, и наименьший из них меняется местами со вторым элементом, и так далее n – 1 раз. На последнем проходе цикла при необходимости меняются местами предпоследний и последний элементы массива.

Program sort;                         { Сортировка выбором }

const n = 20;

var a : array [1 .. n] of integer;

   i, j, nmin, buf : integer;

begin

   writeln('Введите ', n, ' элементов массива');

   for i := 1 to n do

Begin

Write(‘a’,i);

readln(a[i]);

end;

   for i := 1 to n - 1 do begin      { просмотр массива n-1 раз }

       nmin := i;

       for j := i + 1 to n do        { поиск минимума }

           if a[j] < a[nmin] then nmin := j;

           buf := a[i];              { перестановка }

           a[i]:= a[nmin];           { двух }

           a[nmin]:= buf;            { элементов массива }

       end;

       writeln('Упорядоченный массив:');

       for i := 1 to n do write(a[i]:5)

end.        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53582. Тропинка к своему Я (уроки психологии в начальной школе) 531 KB
  Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. Внимание и па мять пока еще в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации)
53583. Афины при Перикле 87.5 KB
  Сформировать представление о деятельности народного собрания о причинах возвышения и расцвета Афин. А так же сформировать понимание у учащихся в чем проявилась особенность афинской демократии. Вождь афинской демократии Перикл.
53584. Настоящее и прошедшее время глагола 60.5 KB
  Задачи урока: 1. Привлечь внимание детей к значению в нашей речи глагола; Оборудование: учебник Форма проведения: традиционная Тип урока: комбинированный Структура урока: 1. Работа по теме урока 5.
53585. Изображение и реальность 1.42 MB
  Планируемые результаты урока: Предметные: в познавательной сфере в ценностно-эстетической сфере умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер эмоциональное состояние и своё отношение к природе обществу; в коммуникативной сфере способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; в трудовой сфере умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
53586. Базовые концепции финансового менеджмента: концепция временной стоимости денег, концепция денежного потока, компромисса между риском и доходностью, концепция стоимости капитала 26 KB
  Концепция временной ценности денежных ресурсов. Важнейшую роль играет фактор времени. В результате денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны (инфляция, риск неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемость).
53588. А.П. Чехов «Ванька» 1019 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с рассказом А. Чехова Ванька Задачи урока: Образовательные: систематизировать и обобщить знания по теме продолжить знакомство с творчеством А. Ребята а какое мужское имя на Руси было самое распространенное Иван Ваня Иван - это полное имя а неполное как звучит Ваня А рассказ который мы будем с вами изучать на уроке называется Ванька. Заметьте рассказ называется не Ваня не Ванечка и не Иван а Ванька.
53589. Пресмыкающиеся. Их разнообразие, строение тела, способы передвижения 42 KB
  Их разнообразие строение тела способы передвижения. Выявить их строение способы передвижения питание. Изучение нового материала Кто всех медленней ползетДомик на себе несетСпрятать голову от страхаМожет в панцирь . Постановка задач Как вы думаете что нам надо узнать сегодня о пресмыкающихся Их разнообразие строение тела способы передвижения.