50097

Массивы. Линейные массивы. Двухмерные массивы – матрицы. Многомерные массивы

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Элементами массива могут быть данные любого но только одного типа включая структурированные. Тип элементов массива называется базовым число элементов массива фиксируется при описании и в процессе выполнения программы не меняется. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива. Индекс массива по смыслу тождествен понятию индекса элемента вектора.

Русский

2014-01-15

42 KB

3 чел.

PAGE  2

Лабораторная работа № 8

Массивы.

Линейные массивы.  Двухмерные массивы – матрицы. Многомерные массивы.

1. ОПИСАНИЕ ТИПА

На языке ПАСКАЛЬ можно обрабатывать не только отдельные переменные, но и их совокупности. Одной из таких совокупностей является массив. Массив - это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип. Можно использовать и любой другой ранее описанный тип, поэтому вполне правомерно существование массивов записей, массивов указателей, массивов строк, массивов и т. д. Элементами массива могут быть данные любого, но только одного типа, включая структурированные. Тип элементов массива называется базовым, число элементов массива фиксируется при описании и в процессе выполнения программы не меняется.

Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива. Индекс массива по смыслу тождествен понятию индекса элемента вектора. Индексы представляют собой выражения любого скалярного типа, кроме вещественного, тип индекса определяет границы изменения значений индекса.

Дли описания массива предназначено словосочетание

Array  [нач.индекс .. конечный индекс ] of  Тип  

Формат:

Туре

<имя типа> = аrrау [тип индекса]  of  <тип компонент];

Var

<идентификатор,…> :   <имя типа>;

Массив может быть описан и без представления типа в разделе описания типов данных:

Var

< идентификатор,….> :  аrrау [тип индекса]  of  <тип компонент>

Пример:

Туре

Znak = array[1.. 255] of char;

Var

Мatrica:  array[l.. 4] of Znak;

Если в качестве базового типа взят другой массив, образуется структура,  которую принято называть многомерным массивом.

Пример.

Type

Vector = array[l.. 4] of integer;

Massiv = array[1..4] of Vector;

Var

Matr : Massiv;  {матрица}

Trmer: array[1..6] of Massiv;  {трехмерный массив}

Ту же структуру можно получить, используя другую форму записи:

Var

Matr :  array [1. .4,1. .4] of integer;   Trmer: array [1..6, 1..4, 1..4] .

Если в такой форме описания массива задан один индекс, массив называется одномерным, если два индекса – двухмерным, если n индексов, n-мерным. Размерность ограничена только объемом памяти конкретного компьютера. Однако любой компьютер имеет фиксированный объем памяти, поэтому многомерные массивы могут быстро его заполнить. Здесь программист должен пойти на компромисс между требованиями задачи и реальным объемом оперативной памяти. В любом случае лучше рассчитывать объем памяти для массивов заранее и сохранять его на разумном уровне. Двухмерные массивы обычно используются для представления матриц.

Для описания массива можно использовать предварительно определенные константы:

Const

G1 = 4;  G2 = 6;

Var

MasY : array[1.. G1,   1.. G2]  of   real;

Элементы массива располагаются в памяти последовательно. Элементы с меньшими значениям индекса хранятся в более низких адресах памяти. Многомерные массивы располагаются таким образом, что самый правый индекс возрастает самым первым. Например, если имеется массив

А : array[l. .5,1. .5] of integer;

то в памяти элементы массива будут размещены по возрастанию адресов:

А [1,1]     А[1,2]  …  А[1,5]  

А [2,1]     А[2,2]  …  А[2,5]

.  .  .

                               А[5,5]

С массивами в целом можно выполнять только присваивание. Работают операции отношения  =, <>. При этом массивы должны быть одного типа, например: 

b := a;

Все остальные действия выполняются с отдельными элементами массива. Для обращения к элементу массива после имени массива указывается номер элемента в квадратных скобках:

a[4]    b[i]

С элементом массива можно делать все, что допустимо для переменных того же типа.

Пример

Упорядочивание по возрастанию элементов массива из 20 целых величин.

Для сортировки будем использовать метод выбора. Алгоритм состоит в том, что сначала выбирается наименьший элемент массива и меняется местами с первым элементом, затем просматриваются элементы, начиная со второго, и наименьший из них меняется местами со вторым элементом, и так далее n – 1 раз. На последнем проходе цикла при необходимости меняются местами предпоследний и последний элементы массива.

Program sort;                         { Сортировка выбором }

const n = 20;

var a : array [1 .. n] of integer;

   i, j, nmin, buf : integer;

begin

   writeln('Введите ', n, ' элементов массива');

   for i := 1 to n do

Begin

Write(‘a’,i);

readln(a[i]);

end;

   for i := 1 to n - 1 do begin      { просмотр массива n-1 раз }

       nmin := i;

       for j := i + 1 to n do        { поиск минимума }

           if a[j] < a[nmin] then nmin := j;

           buf := a[i];              { перестановка }

           a[i]:= a[nmin];           { двух }

           a[nmin]:= buf;            { элементов массива }

       end;

       writeln('Упорядоченный массив:');

       for i := 1 to n do write(a[i]:5)

end.        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55025. Политическая карта мира. Изменение на политической карте мира в новейшее время 158 KB
  Политическая карта мира. Изменение на политической карте мира в новейшее время. Сформулировать представления о разнообразии современного мира вспомнить классификацию стран показать место России в мире.
55026. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ В РЕАЛІЗАЦІЇ ДЕРЖАВНОЇ МОВНОЇ ПОЛІТИКИ 209 KB
  Сьогодні в Україні мовна проблема є однією з найактуальніших. Однак проблема функціонування української мови чомусь досі не зникає. Саме тому статтю присвячено розглядові основних напрямків української мовної політики а саме: основних проблем реалізації Концепції державної мовної політики на сучасному етапі...
55027. Політичний і соціальний устрій Київської Русі. Розвиток господарства 47 KB
  МЕТА: охарактеризувати особливості політичного і соціального устрою Київської Русі; ознайомити учнів з розвитком землеробства ремесел та торгівлі на Русі; розвивати вміння працювати з текстом робити висновки критично мислити. Чому вас народ Київської Русі назвав Мудрим.
55028. Процес політизації українського суспільства 71.5 KB
  Мета. Дати уявлення про умови та методи формування українських політичних партій. Показати на прикладі західноєвропейського та російського суспільно–політичних рухів процес формування українського національно–політичного руху. Розвивати уміння учнів працювати з різними джерелами інформації;
55029. Pollution of the environment 44.5 KB
  We have identified that the world is not only beautiful, but also everything is connected on the Earth. The harmony is the main feature of our life and only if the harmony exists we can live happily. But the situation is not perfect now. Listen to some sayings and tell me what the problem is.
55030. Роль государства в рыночной экономике. Экономические функции государства 20.99 KB
  Государство всегда участвовало и участвует в настоящее время в экономике, поскольку осуществляет важнейшие свои функции путем регулирования деятельности и финансирования ключевых для жизнедеятельности страны институтов, субъектов и объектов
55031. Заповідна краса Полтавщини 105 KB
  А чи є необхідністю для людини зривати букети польових та лісових квітів ламати та палити дерева забруднювати береги річок та галявини лісів і нарешті стріляти в беззахисних птахів на світанні Слід памятати що благословенна земля ця не діталася нам у спадщину від батьків ми взяли її в борг у нащадків.
55032. Портфель вчителя 70 KB
  Професійний розвиток вчителя це зростання становлення інтеграція і реалізація в педагогічному працю професійних значущих якостей та здібностей професійних знань і умінь але головне формування у нього здатності до самооцінки рефлексії. Цьому сприяє технологія обєднана під назвою Портфель вчителя...
55033. Портфоліо вчителя або тека досягнень 82 KB
  Робота в методичному обєднанні, співпраця з міським методичним центром, вузами і іншими установами. Участь в професійних і творчих педагогічних конкурсах. Участь в методичних і тижнях. Організація і проведення семінарів, «круглих столів», майстер-класів і т.п. Проведення наукових досліджень.