50131

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ПЛАСТИНЫ С ПОМОЩЬЮ МИКРОСКОПА

Лабораторная работа

Физика

Углы падения отражения и преломления отсчитываются от нормали к границе раздела двух сред ON. Направления этих лучей определяются следующими законами геометрической оптики: луч падающий АО луч отраженный ОВ луч преломленный ОД и нормальON восстановленная в точке падения О лежат в одной плоскости; угол отражения NOB численно равен углу падения ON; синус угла падения i относится к синусу угла преломления r как скоростьсвета в первой среде υ1 относится к скорости света во второй среде υ2. 1 Последний закон в оптике известен как...

Русский

2014-01-16

160 KB

12 чел.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ

ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ПЛАСТИНЫ С ПОМОЩЬЮ МИКРОСКОПА

Цель работы: изучение законов геометрической оптики, определение показателя преломления вещества кюветы и дистиллированной воды.

Обеспечивающие средства; осветительная лампа, микроскоп, наклонная плоскость, кювета, дистиллированная вода.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Законы геометрической оптики.

При прохождении света через границу раздела двух прозрачных сред неодинаковой оптической плотности, падающий луч света АО разделяется на два луча: отраженный ОВ и преломленный ОД (рис. 1). Углы падения, отражения и преломления отсчитываются от нормали к границе раздела двух сред ON.

Направления этих лучей определяются следующими законами геометрической оптики:

  1.  луч падающий АО, луч отраженный ОВ, луч преломленный ОД и нормаль
    ON, восстановленная в точке падения О, лежат в одной плоскости;
  2.  угол отражения NOB численно равен углу падения AON;
  3.  синус угла падения i относится к синусу угла преломления r, как скорость
    света в первой среде
    υ1 относится к скорости света во второй среде υ2.

(1)

Последний закон в оптике известен как закон преломления Снеллиуса, он говорит о том, что свет распространяется в различных средах с разной скоростью. Для двух данных сред и для луча данной длины волны отношение скорости света в среде 1 к скорости света в среде 2, или отношение синуса угла падения к синусу угла преломления, называется относительным показателем преломления второй среды по отношению к первой n21.

Если одна из сред, например 1, вакуум, то показатель преломления n2 данной среды 2 по отношению к вакууму называется абсолютным показателем преломления или просто показателем преломления. Абсолютный показатель преломления n2 в этом случае определяется соотношением:

где с = 3 • 108 м/с - скорость света в вакууме, υ2 - скорость света в среде 2.

Таким образом,  абсолютный показатель преломления есть отношение скорости света в вакууме к скорости света в данной среде:

(2)

Относительный показатель преломления двух сред n21 связан с абсолютным показателем преломления следующим соотношением:

Это выражение можно записать в более общем виде:

(3)

Из формулы (3) видно, что при прохождении света через границу раздела различных сред, произведение абсолютного показателя преломления на синус угла к нормали сохраняется.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Определение показателя преломления

вещества кюветы и дистиллированной воды.

В основе метода определения показателя преломления лежит явление смещения луча при прохождении им плоскопараллельной пластины (рис. 2).


Из рисунка 2 видно, что:

(4)

где d - толщина пластины, S - смещение луча при прохождении пластины, α и β -угол падения и угол преломления светового луча, соответственно.

Учтем, что:

и подставим это выражение в формулу (4):

(5)

Закон преломления (3) для случая, если первая среда воздух с показателем преломления n1 = 1, а вторая среда - пластина с показателем преломления n2 = n, можно записать следующим образом:

(6)

Из (6) следует, что:

(7)

а с учетом основного тождества тригонометрии:

(8)

Подставим (7) и (8) в формулу (5):

(9)

следовательно


и

Таким образом, показатель преломления пластины равен:

(10)

Из формулы (10) следует, что для определения показателя преломления пластины n, необходимо измерить: α - угол падения светового луча на пластину, ее толщину d и смещение луча S, при прохождении его через пластину.

Если рассматривать пустую кювету (рис. 3), то полное смещение светового луча Sкюветы обусловлено обеими стенками кюветы с общей толщиной кюветы  dкюветы =dкюветы1 + dкюветы2 (полость кюветы, заполненная воздухом, смещения луча не вызывает). Поэтому при расчете показателя преломления вещества кюветы по формуле (10) необходимо использовать измеренные значения Sкюветы и dкюветы =dкюветы1+dкюветы2.

Заполним кювету дистиллированной водой. Согласно формулам (3) и (6):

и

следовательно, как видно из сравнения с выражением (6) и последующими выводами, показатель преломления дистиллированной воды также можно вычислить по формуле (10). При его расчете необходимо использовать смещение светового луча Sводы, вызванного слоем воды с толщиной dводы, который равен толщине полости кюветы.

В настоящей работе смещения светового луча Sкюветы и Sводы, вызванные стенками кюветы и дистиллированной водой, измеряется с помощью микроскопа. Для этого необходимо сфокусировать микроскоп на предметный столик и добиться резкого изображения перекрестия на стеклянной пластине, расположенной на предметном столике. С помощью микрометрического винта, находящегося с правой стороны микроскопа, совместите перекрестия стеклянной пластины и окуляра. Поставьте на предметный столик наклонную плоскость и снова добейтесь четкого изображения перекрестия пластины, далее совместите перекрестия пластины и окуляра. Зафиксируйте показания микрометрического винта φ1 .При дальнейших измерениях микрометрический винт необходимо поворачивать только в одну сторону. 100 делений на шкале микрометрического винта микроскопа соответствуют 1 миллиметру.

Установите пустую кювету на наклонную плоскость, сфокусируйте микроскоп на перекрестие стеклянной пластины и поворотом микрометрического винта совместите перекрестия пластины и окуляра. Запишите показания микрометрического винта φ2. Разность значений φ2 – φ1, выраженная в миллиметрах, равна смещению светового луча Sкюветы, вызванного двумя стенками ПУСТОЙ  КЮВетЫ С ПОЛНОЙ ТОЛЩИНОЙ dкюветы =dкюветы1+dкюветы2.

Не трогая микрометрический винт микроскопа, снимите кювету с наклонной плоскости. С помощью шприца заполните кювету дистиллированной водой и установите ее на наклонную плоскость. Снова сфокусируйте микроскоп на изображение перекрестия пластины и поворотом микрометрического винта совместите перекрестия пластины и окуляра. Запишите показания микрометрического винта φ3. Разность значений φ3 – φ2, выраженная в миллиметрах, равна смещению светового луча ЅВОды,вызванного слоем воды с толщиной dBoды,который равен толщине полости кюветы.

Вылейте воду из кюветы и высушите кювету.

Для того, чтобы найти α - угол падения светового луча на кювету, измерьте линейкой катеты наклонной плоскости. Так как наклонная плоскость представляет собой прямоугольный треугольник, рассчитать синус и косинус угла падения а можно по формулам:

(11)

где а - длинный катет; b - короткий катет.

Микроскопом измерьте ТОЛЩИНУ стенок кюветы dкюветы =dкюветы1+dкюветы2.и толщину полости кюветы, которая соответствует толщине слоя воды dBoды.Выразите эти значения в миллиметрах.

По формуле (10), используя Sкюветы и dкюветы, рассчитайте показатель преломления вещества кюветы и по значениям Sводы,dBoдыпоказатель преломления дистиллированной воды.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

  1.  Сфокусировать микроскоп на предметный столик и добиться резкого
    изображения перекрестия на стеклянной пластине, расположенной на
    предметном столике.
  2.  С помощью микрометрического винта, находящегося с правой стороны
    микроскопа, совместить перекрестия стеклянной пластины и окуляра.
  3.  Поставить на предметный столик наклонную плоскость и добиться четкого
    изображения перекрестия пластины, совместить перекрестия пластины и
    окуляра.
  4.  Записать показания микрометрического винта φ1.При дальнейших измерениях
    микрометрический винт необходимо поворачивать только в одну сторону.
  5.  Установить пустую кювету на наклонную плоскость, сфокусировать
    микроскоп на перекрестие пластины и поворотом микрометрического винта
    совместить перекрестия пластины и окуляра. Записать показания
    микрометрического винта φ
    2.

Найти разность значений φ21 и выразить ее в миллиметрах. Эта величина
равна смещению светового луча
Sкюветы, вызванного двумя стенками пустой
кюветы с полной толщиной
dкюветы = dкюветы 1 + dкюветы 2  (100 делений на шкале
микрометрического винта микроскопа соответствуют 1 миллиметру.)

С помощью шприца заполнить кювету дистиллированной водой и снова
установить ее на наклонную плоскость, не трогая микрометрический винт
микроскопа.

Сфокусировать микроскоп на перекрестие пластины и поворотом
микрометрического винта совместить перекрестия пластины и окуляра.
Записать показания микрометрического винта φ
3.

Найти разность значений φ3- φ2 и выразить ее в миллиметрах. Эта величина
равна смещению светового луча
SBOды,вызванного слоем воды с толщиной
dводы, который равен толщине полости пустой кюветы.

Вылить воду из кюветы и высушить кювету.

Линейкой измерить катеты наклонной плоскости.

По формулам (11) рассчитать синус и косинус угла падения. В этих формулах:
а - длинный катет;
b - короткий катет.

Микроскопом измерить ТОЛЩИНу СТеНОК КЮВеТЫ dкюветы = dкюветы 1 + dкюветы 2 И

толщину полости кюветы, соответствующей толщине слоя воды dводы.Выразить эти значения в миллиметрах.

  1.  По формуле (10), используя Sкюветы и dКЮВеты , рассчитать показатель
    преломления вещества кюветы.
  2.  По формуле (10), используя SBoды,dBoды рассчитать показатель преломления
    дистиллированной воды.
  3.  Сделать вывод и оформить отчет.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Сформулируйте законы геометрической оптики.
  2.  Дайте определение абсолютного показателя преломления среды, как он связан
    со скоростью света в вакууме?
  3.  Выведите формулу для определения показателя преломления пластинки.
  4.  Почему для нахождения показателя преломления вещества кюветы и
    дистиллированной воды используется одна и та же формула?
  5.  Какие измерения необходимо провести в работе, каким образом это делается?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60159. «Усе в твоїх руках…» Проект з основ здоров’я 100.5 KB
  Навчальний план проекту з основ здоровя для учнів 4 класу Тема проекту: Усе в твоїх руках Ключове питання: Чи впливає характер людини на її здоровя Тематичні питання: Чи справді наше здоровя у наших руках Для здоровя краще...
60160. День книги 208 KB
  Посещение библиотеки в день книги Учащиеся заранее готовились к этому дню: учили стихотворения готовили рассказы о своей любимой книге и произведении помогали в подготовке книжной выставки а также выставки книжек-самоделок подготовили загадки о природе природных явлениях.
60161. Прощавай, початкова школо 1012.33 KB
  На вулиці зеленіє розкішним, буйним цвітом весна. Сонце голубить нас своїм золотим промінням. Новий день обіцяє незнайоме життя. Час змінює все, що оточує нас, це довгий шлях нелегкий та мінливий.
60162. Твоє життя – твій вибір 108.5 KB
  МЕТА: поглиблення знань учнів про шкідливість тютюнопаління, алкоголю, наркотиків; формування у них об’єктивних поглядів на це соціальне зло; виховання здорового способу життя.
60163. Література бароко, класицизму, просвітництва 39.5 KB
  Мета: узагальнити вивчений матеріал, повторити найважливіші літературні твори зазначених напрямів, розвивати логічне мислення, навички роботи у групі, вміння чітко аргументувати свій вибір, сприяти підвищенню інтересу до вивчення літератури.
60164. Сценарий к 8 марта «Самой любимой и родной мамочке» 3.82 MB
  Милых мам и бабушек в этот светлый день Поздравлять и радовать никому не лень. Все вокруг стараются им цветы дарить, Поздравленья разные чаще говорить. (2 раза) Все преображается в этот день кругом, Женскими улыбками полон каждый дом.
60166. Дніпропетровщина – мій рідний край 142.5 KB
  Центр області місто Дніпропетровськ. Географія Протяжність області з півночі на південь 130 кілометрів із заходу на схід 300 кілометрів. Водойми В області протікає 217 річок з них 55 довжиною понад 25 км.
60167. Моя творчість тобі, рідний краю! Позакласний захід 170.5 KB
  Хто вони творчі люди Які вони талановиті діти Чи маємо ми змогу всі бути талановитими Як можемо розвивати свої здібності щоб розкрити природні таланти Саме на ці питання і спробуємо знайти відповідь на цьому уроці.