50154

Изучение сложения электрических колебаний с помощью осциллографа

Лабораторная работа

Физика

Цель работы: Исследование различных электрических процессов при помощи осциллографа. Упрощенная блок схема осциллографа. На передней панели осциллографа применяемого в данной работе расположены экран и большое количество ручек управления: Ручки...

Русский

2014-01-16

416 KB

8 чел.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (технический университет)

Кафедра Общей и технической физики

(лаборатория электромагнетизма)

Изучение сложения электрических колебаний с помощью осциллографа

Методические указания к лабораторной работе № 13

для студентов всех специальностей

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2009

УДК 531/534 (075.83)

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ: Лабораторный практикум курса общей физики. Пщелко Н.С., Стоянова Т.В. / Санкт-Петербургский горный институт.  С-Пб, 2009, 20 с.

Лабораторный практикум курса общей физики по электричеству и магнетизму предназначен для студентов всех специальностей Санкт-Петербургского горного института.

С помощью учебного пособия студент имеет возможность, в предварительном плане, ознакомиться с физическими явлениями, методикой выполнения лабораторного исследования и правилами оформления лабораторных работ.

Выполнение лабораторных работ практикума проводится студентом индивидуально по графику.

Табл. 2. Ил. 7. Библиогр.: 5 назв.

Научный редактор доц. Н.С. Пщелко

©   Санкт-Петербургский горный институт   им. Г.В. Плеханова, 2009 г.

Цель работы: Исследование различных электрических процессов при помощи осциллографа.

Теоретические основы лабораторной работы

Электронный осциллограф – прибор, позволяющий наблюдать (а в некоторых случаях фотографировать) ход временных электрических процессов с помощью электронно-лучевой трубки, в которой очень узкий пучок электронов используется как карандаш, рисующий изображение (рис. 1). Это, по существу, единственный прибор, с помощью которого можно зафиксировать быстропротекающие электрические процессы.

Приобретение навыков работы с осциллографом, исследование быстропротекающих процессов имеет большое значение для специалистов, занимающихся исследовательской работой в различных областях науки и техники. Фигуры Лиссажу – один из методов определения частоты неизвестного сигнала.

При наличии датчиков устройств, преобразующих механические или другие неэлектрические колебания в пропорциональные им колебания напряжения, осциллограф может служить для исследования большинства физических процессов. С его помощью можно сравнивать и измерять амплитуды, частоты, фазы колебаний, измерять очень малые промежутки времени, наблюдать сложение нескольких колебательных процессов, происходящих как в одном направлении, так и во взаимно перпендикулярных направлениях. Например, наблюдая на осциллографе электрический сигнал, вырабатываемый датчиками вибрации, можно судить о частоте и амплитуде колебаний изучаемого объекта.

Электронный осциллограф широко применяют в экспериментальной физике, химии, биологии, медицине, геологии, радиотехнике.

Упрощенная блок схема осциллографа. (рис. 1) включает блок питания БП, электронно-лучевую трубку ЭЛТ, генератор пилообразного напряжения ГР (генератор развертки), усилители Уx и Уy и синхронизирующее устройство СУ. Яркость электронного луча и его фокусировка регулируются делителем напряжения R1 – R3, к которому подводится высокое напряжение от блока питания. Потенциометры R4 и R5  позволяют перемещать электронный луч в вертикальном и горизонтальном направлении.

В электронно-лучевой трубке (рис. 2) источником электронного луча является электронная пушка, состоящая из источника электронов – оксидного катода с подогревом 1, управляющего электрода 2 и анодов 3 и 4. Управляющий электрод позволяет регулировать величину потока электронов и тем самым изменять яркость светящейся точки на экране 7. Аноды 3 и 4 ускоряют электроны и концентрируют их в узкий пучок.

Рис.2. Электронно-лучевая трубка

Пролетев ускоряющее поле (Uo  104 В), электроны приобретают кинетическую энергию        eUo =   и летят со скоростью     ,

где е – заряд электрона,  m – его масса.

Полученный таким образом электронный луч отклоняется в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, за счёт напряжений, приложенных к двум парам отклоняющих пластин 5, 6 на рис. 2.

При отсутствии напряжения на отклоняющих пластинах электроны движутся прямолинейно с постоянной скоростью и бомбардируют экран. На экране появляется светящееся пятно в точке O (рис. 3)

  

Рис. 3 Образование электронного пучка

 

Расстояние L = l1 + l2 между отклоняющими пластинами и экраном составляет 20–30 см. Время, необходимое электрону для преодоления этого расстояния, составляет t = L/v = 310-8 c. Следовательно, электронно-лучевая трубка является практически безинерционным прибором, т.е. изображение возникает одновременно с подачей импульса (сигнала) на осциллограф.

Когда на вертикальные отклоняющие пластины подано напряжение Uy, то в пространстве между пластинами на электрон действует сила F = eUy/d, которая сообщает ему ускорение а = eUy/md, где d – расстояние между пластинами.

Параллельно пластинам электрон будет двигаться равномерно со скоростью v0 в течении времени t1 = l1/v0, где  l1 – длина пластин.

За это же время электрон в направлении, перпендикулярном к пластинам, приобретает скорость

и сместится на расстояние      

При выходе из пространства между пластинами электрон будет двигаться в направлении вектора результирующей скорости v и достигнет экрана трубки через промежуток времени t2 = l2/v0. За время t2  электрон сместится вдоль оси y еще на расстояние y= vyt2. Таким образом, за все время движения t = t+ t1 электрон сместится от центра экрана О на расстояние

Следовательно, смещение электрона пропорционально приложенному напряжению, так как все остальные величины, входящие в формулу, постоянны.

Обозначим       ,     тогда     y = PUy.

Результатом вертикального смещения электрона является равное ему смещение светящейся точки на экране; это смещение пропорционально приложенному напряжению.

Величина  

P = Y/UY

называется чувствительностью трубки в направлении оси y.

Величина, обратная чувствительности,  K = Uy/y  называется ценой деления оси y.

Если к пластинам приложить периодически меняющееся напряжение, то электронный луч прочертит прямую линию, длина которой будет пропорциональна амплитудному значению приложенного к пластинам напряжения.

Чтобы на экране трубки вызвать смещение светящейся точки на x  в направлении горизонтальной оси, необходимо приложить напряжение UX к горизонтально отклоняющим пластинам. Цена деления оси х соответственно

KX Ux x

Если одновременно подать напряжение Ux и Uy на горизонтально и вертикально отклоняющие пластины, то светящаяся точка сместится соответственно на x и y делений вдоль соответствующих осей и займет положение на экране трубки, характеризуемое координатами y и x. Если одно из этих напряжений, например, Ux пропорционально произвольно изменяемой величине t, а второе (Uy) пропорционально величине Z = F(t), то на экране след электронного луча будет описывать функцию F(t) в прямоугольной системе координат.

Для изменения сигналов с течением времени служит генератор развертки. Он вырабатывает напряжение, линейно меняющееся с течением времени – пилообразное напряжение (рис. 4). В конце каждого периода напряжение падает до нуля и электронный пучок быстро возвращается в исходное состояние, практически не оставляя следа на экране.

Рассмотрим в качестве примера синусоидальное напряжение, поданное на вертикально отклоняющие пластины. При этом U= U0sin(t), а U= bt – линейно растущее напряжение одного из периодов пилообразного напряжения развертки (b – коэффициент пропорциональности)

Проходя через обе пары отклоняющих пластин, электронный луч участвует в двух взаимно перпендикулярных движениях и отклоняется по вертикали пропорционально синусоидальному напряжению, а по горизонтали – пропорционально времени

В результате сложения этих движений световое пятно на экране описывает линию, соответствующую закону изменения исследуемого напряжения с течением времени (в данном случае синусоиду).

Этот процесс повторяется многократно каждую секунду, и поэтому на экране можно наблюдать устойчивую картину “развернутого” сигнала.

В схему генератора развертки входят электронные лампы, резисторы и конденсаторы. Меняя величины сопротивлений и емкостей, можно изменять период напряжения развертки, получая при этом на экране разное число периодов исследуемого напряжения.

На передней панели осциллографа, применяемого в данной работе, расположены экран и большое количество ручек управления:

  •  Ручки “Яркость”, “Фокус” служат для установки необходимой яркости и четкости изображения;
  •  Ручки перемещения изображения по вертикали и горизонтали
  •  Переключатель длительности развертки (имеющий также положение “выкл”)
  •  Две ручки “Усиление” для плавной регулировки чувствительности усилителя горизонтального и вертикального отклонения луча
  •  Делитель входного усилителя, служащий для выбора нужной чувствительности усилителя вертикального отклонения луча
  •  Ручка “Синхронизация”, служащая для согласования во времени двух периодических процессов – а именно, отклонений пучка электронов  по вертикали и горизонтали
  •  Входные гнезда усилителей  “Yy”  и  “Yx
  •  Ручка выключателя сети.

При помощи осциллографа можно:

а) наблюдать форму электрического сигнала на экране ;

б) измерять длительности периодов колебаний исследуемого сигнала, а также длительности иных временных интервалов;

в) измерять амплитуды колебаний напряжения исследуемого сигнала.

Картина колебаний, наблюдаемая на экране, может быть устойчивой или неустойчивой, в зависимости от свойств исследуемого сигнала. Наиболее удобно проводить измерения, конечно, при практически неподвижной картине на экране, вычерченной электронным лучом.

Погрешность измерения в этом случае возникает из-за того, что полученная на экране линия даже при очень хорошей фокусировке имеет конечную толщину, порядка 1 мм. Поэтому погрешность измерения любой длины по экрану осциллографа следует принять равной 1 мм. Исходя из этого, рассчитывается погрешность измерения временного интервала  или амплитуды колебаний.

Порядок выполнения работы

Часть 1.  ПОЛУЧЕНИЕ ФИГУР ЛИССАЖУ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ С ИХ ПОМОЩЬЮ ЧАСТОТЫ СИНУСОИДАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ

Согласно инструкции в приложении 1 получить на экране осциллографа поочередно 5 фигур Лиссажу. Например, первая фигура (верхняя строка на рис. 5) получена при одинаковых частотах генераторов fx и fy.

Обработка результатов

Для таких фигур справедливо следующее свойство: отношение частот гармонических сигналов fx/fy равно отношению числа точек пересечения данной фигуры вертикальной (1) и горизонтальной (2) линиями  ny/nx  (см. рис. 6).

1) подать на входы Y и X  осциллографа синусоидальные напряжения от двух генераторов синусоидального напряжения.

2) меняя частоту одного из генераторов, получить на экране неподвижную фигуру  (фигуру Лиссажу).

3) проверить для фигуры соотношение   fx/fy = ny/nx,

Для примера рассмотрим фигуру Лиссажу, представленную на рис 6. Максимальное число точек пересечения фигуры с осью 2 (nx) равно 4, а максимальное число точек пересечения с осью 1 (ny) равно 2. По лимбу генераторов частот снять значения  fx  и  fy.

 

 

    

5) получить еще 4 фигуры Лиссажу для других пар частот двух генераторов и  проверить для них соотношение  fx/fy = ny/nx,

6) Заполнить таблицу 1

            Таблица   1

fx, Гц

fy, Гц

nx

ny

fx/fy

пу/nх

Часть 2. ПОЛУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ БИЕНИЙ

При сложении двух колебаний одинакового направления, мало отличающихся по частоте, возникает колебание с амплитудой, зависящей от времени. Такие колебания называются биениями (рис. 7). Если амплитуды колебаний одинаковы (А1 = А2 = А), а частоты колебаний близки друг другу (1  2  ), то смещение колеблющейся точки:

,              (1)

где разность частот  =1 – 2 , средняя частота * = (1 + 2)/2;     A = B.

Тогда амплитуда результирующего колебания (биения)

                  (2)

медленно меняется с течением времени с частотой /2, причем величина   называется частотой биения, а величина

Тб = 2/

называется периодом биений.

Согласно инструкции в приложении 2, получить на экране осциллографа устойчивую картину биений (рис. 7). Произвести необходимые измерения с учётом цены деления по оси x и y.

Обработка результатов

1)  Определить период колебаний Т.

Для этого найти по экрану осциллографа длину отрезка (см), соответствующую одному периоду колебаний, тогда период колебаний равен:

Т = аL

где а – цена деления, определяется по осциллографу (по положению ручки блока развертки).

Сравнить с периодом колебаний, полученным по:  Т = 1/f *, (сек),

где f* – средняя частота генераторов, измеренная по лимбу генераторов, рассчитываемая по  .

2)  Измерить период биений (рис. 7), используя установленную длительность развертки.

Измерив длину отрезка Lб, соответствующего одному периоду биений Тб, найти период биений по формуле:

Тб = а Lб.

3)  Рассчитать  циклическую частоту биений

 = 2б.

4)  Рассчитать по формуле (2) амплитуды биений Аб.

5)  Измерить по вертикальной шкале экспериментальные амплитуды Абэксп через каждый период колебаний в пределах половины одного периода биений; заполнить таблицу 2.

Таблица 2

t

Dw t/2

cos(Dwt/2)

Аб

Абэксп

c

рад

В

В

0

1T

2T

……..

6. Построить график зависимости    Аб = f (cos(Dw t/2)).

Содержание отчета:

Отчёт оформляется в печатном виде на листах формата А4 в соответствии с требованиями, предъявляемыми кафедрой ОТФ, в котором помимо стандартного титульного листа должны быть раскрыты следующие пункты:

  1.  Цель работы.
  2.  Краткое теоретическое содержание:

Явление, изучаемое в работе.

Определение основных физических понятий, объектов, процессов и величин.

Законы и соотношения, описывающие изучаемые процессы, на основании которых получены расчётные формулы.

Пояснения к физическим величинам.

  1.  Электрическая схема.
  2.  Расчётные формулы.
  3.  Формулы погрешностей косвенных измерений.
  4.  Таблицы с результатами измерений и вычислений.

(Таблицы должны быть пронумерованы и иметь название. Единицы измерения физических величин должны быть указаны в отдельной строке.)

  1.  Пример вычисления (для одного опыта):
  2.  Исходные данные.
  3.  Вычисления.
  4.  Окончательный результат.
  5.  Графический материал:
  6.  Аналитическое выражение функциональной зависимости, которую необходимо построить.
  7.  На осях координат указать масштаб, физические величины и единицы измерения.
  8.  На координатной плоскости должны быть нанесены экспериментальные точки.
  9.  По результатам эксперимента, представленным на координатной плоскости, провести плавную линию, аппроксимирующую функциональную теоретическую зависимость в соответствии с методом наименьших квадратов.
  10.  Анализ полученного результата. Выводы.

Контрольные вопросы

  1.  Для чего используется электронный осциллограф?
    1.  объяснить по блок-схеме осциллографа назначение основных блоков.
    2.  Устройство и работа электронно-лучевой трубки.
    3.  Назначение и использование генератора развертки?
    4.  Как возникают биения?
    5.  Как проверить формулу для амплитуды биений?
    6.  Как получаются фигуры Лиссажу?

библиографический список

учебной литературы

  1.  Калашников Н.П. Основы физики. М.: Дрофа, 2004. Т. 1
  2.  Савельев И.В. Курс физики. М.: Наука, 1998. Т. 2.
  3.  Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. М.: Высшая школа, 2000.
  4.  Иродов И.Е  Электромагнетизм. М.: Бином, 2006.
  5.  Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. М.: Наука, 1998.


приложение 1

1.1. ПОДГОТОВКА ПРИБОРОВ К РАБОТЕ:

  •  включить тумблеры “СЕТЬ” низкочастотных генераторов сигналов Г3-109 и повернуть ручки “РЕГУЛИРОВКА ВЫХ” против часовой стрелки до упора;
  •  выключатель “ВКЛ” осциллографа С1-83 выдвинуть на себя до упора;
  •  поставить кнопочный переключатель, находящийся на левой части лицевой панели осциллографа, в положение , а кнопочный переключатель, находящийся на правой части панели, в положение X - Y;
  •  убедиться, что переключатели находятся в нажатом положении, затем, поворачивая ручки этих переключателей, установить их в среднее положение;
  •  переключатели  каналов I и II поставить в положение ^ (входы осциллографа отключены от генераторов);
  •  получив изображение точки на экране, установить минимальную яркость, достаточную для наблюдения; это можно осуществить ручкой «☼»;
  •  с помощью ручки «Ä» (контрастность изображения) получить изображение точки в виде правильного кружка;

  •  ручками                                   ,   находящимися соответственно слева внизу панели   и справа вверху панели, переместить точку в центр экрана.

1.2. ПОЛУЧЕНИЕ ФИГУР ЛИССАЖУ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ С ИХ ПОМОЩЬЮ ЧАСТОТЫ СИНУСОИДАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ:

  •  на генераторе Г3-109, сигнал с которого идет на канал I (вход Х, горизонтальное отклонение луча) установить частоту в пределах 2050 Гц (переключатель “МНОЖИТЕЛЬ ЧАСТОТЫ” должен находиться в положении I);
  •  переключатели “V/ДЕЛ” каналов I и II осциллографа установить в положение “0,1”, а ручки плавной регулировки, находящиеся на переключателях, повернуть по часовой стрелки до упора (в этом случае цена одного большого деления составляет по осям X и Y 0,1 В);
  •  установить переключатель  канала I в положение  (вход по переменной и постоянной составляющим сигнала);
  •  на генераторе Г3-109 (сигнал с которого подается на X-вход) установить переключатель выхода сигнала в положение 1,5 В и с помощью ручки “РЕГУЛИРОВКА ВЫХ” развернуть изображение сигнала на 6 больших делений;
  •  установить переключатель   канала II в положение ;
  •  на генераторе Г3-109, сигнал с которого подается на Y-вход, установить ту частоту, при которой на экране наблюдается изображение фигуры Лиссажу, плавно переходящее от круга через эллипс к прямой линии и обратно (скорость изменения формы фигуры можно уменьшить, подстраивая частоту одного из генераторов). Развернуть изображение фигуры по вертикали также на 6 больших делений;
  •  Меняя частоту на одном из генераторов в кратном соотношении, получить различные фигуры Лиссажу, изображённые на рис. 5.

приложение 2

2. ИССЛЕДОВАНИЕ БИЕНИЙ

2.1. ПОДГОТОВКА ПРИБОРОВ К РАБОТЕ. ПОЛУЧЕНИЕ БИЕНИЙ:

  •  установить переключатель, находящийся на левой части лицевой панели осциллографа, в положение “I”, переключатель “ВНУТР” группы “СИНХРОНИЗАЦИЯ” в положение “I,II”, переключатель “ВРЕМЯ/ДЕЛ” – в положение “2 ms”, ручку, находящуюся на переключателе, повернуть по часовой стрелке до упора (в этом случае цена одного большого деления по оси абсцисс составит 2 мс);
  •  перевести переключатель  канала I в положение ^ и с помощью ручки            канала I и ручки          получить изображение прямой, проходящей через весь экран осциллографа по оси X, затем установить переключатель  в положение ;
  •  на генераторе Г3-109, выход которого соединен со входом X, установить частоту 1000 Гц (“МНОЖИТЕЛЬ ЧАСТОТЫ” следует поставить в положение “10”, а лимб генератора повернуть до отметки “100”);
  •  с помощью ручки “РЕГУЛИРОВКА ВЫХ.” получить изображение синусоиды с полным размахом на 2 больших деления по оси ординат;
  •  установить переключатель, находящейся на левой части лицевой панели в положение , переключатель  канала «II» в

положение «^», с помощью ручки       канала II получить

изображение линии, проходящей по оси абсцисс, затем вновь поставить переключатель  канал «II» в положение ;

  •  на генераторе Г3-109 (выход которого соединяется со входом КАНАЛ II) установить частоту на втором генераторе 900 Гц;
  •  с помощью ручки плавной регулировки выхода получить изображение синусоиды с полным размахом на два больших деления;
  •  переключатель осциллографа, находящийся на левой части лицевой панели, поставить в положение I ± II (сложение);
  •  ручку  , находящуюся внизу слева в группе

    «СИНХРОНИЗАЦИЯ», выдвинуть на себя и, поворачивая ее, добиться устойчивого изображения (в этом случае происходит запуск генератора развертки осциллографа, либо по переднему фронту складываемости сигнала, если нажать кнопку «+» группы “СИНХРОНИЗАЦИЯ”, либо по заднему фронту, если нажата кнопка «
    -»; в этом можно убедитесь переместив изображение сигнала вправо);
  •  на экране осциллографа должна появиться картина биений, аналогичная приведенной на рис. 7.;
  •  Произвести необходимые измерения, учитывая, что цена большего деления по оси напряжений (оси ординат) составляет 1 В, а по оси времени (ось абсцисс) – 2 мс.


Рис. 4
Пилообразное напряжение.

t

О

Электронный  пучок

O

V

экран

Y1

Y2

vx

EMBED Equation.3

EMBED Word.Picture.8

6

5

1       2      3       4

Рис. 1 Блок-схема осциллографа

Вход x

Вход у

R4

R5

vy

V0

y

l2

l1

ЭЛТ

БП

Yx

Yy

ГР

СУ

R1

R3

R2

U

2f

f

f

f

4f

f

3f

2f

5f

2f

     0                      4                               3  4                

    0                      4                               3  4                

    0                      4                               3  4                

    0                      4                               3  4                

     0                      4                               3  4                

              Рис. 5 Фигуры Лиссажу

2

Рис. 6 Пример фигуры Лиссажу.

X

Y

1

0     .   

Рис. 7 Биения

Т, L

t, х

-2,5

-2

-1,5

-1

-0,5

0,5

1

1,5

2

2,5

y

Тб, Lб

0

5

10

15

20

25

30

35

40

5

10

15

20

25

30

35

40

и


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18188. Диагностика одаренности. Наиболее популярные тесты диагностики творческой одаренности 524 KB
  Материалы к теме Диагностика одаренности. Наиболее популярные тесты диагностики творческой одаренности. К числу наиболее популярных тестов направленных на выявление творческой одаренности можно отнести следующие: тесты креативности для детей разработанн
18189. ДІАГНОСТИКА ОБДАРОВАНОСТІ 167.5 KB
  PAGE MERGEFORMAT 21 Тема 5. ДІАГНОСТИКА ОБДАРОВАНОСТІ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних підходів до визначення етапів принципів методів та факторів достовірності психодіагностики обдар
18190. ПОНЯТТЯ ПРО ОБДАРОВАНІСТЬ 156.5 KB
  Тема 1. ПОНЯТТЯ ПРО ОБДАРОВАНІСТЬ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них загальні уявлення про обдарованість та обдаровану дитину знання основних теоретичних та практичних підходів до виз
18191. ГЕНЕЗИС ОБДАРОВАНОСТІ 105.5 KB
  Тема 2. ГЕНЕЗИС ОБДАРОВАНОСТІ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних підходів до визначення ґенезу обдарованості диференціації та зв’язку явищ обдарованості та талану інтелекту та креативності впливу чи
18192. ВИДИ ОБДАРОВАНОСТІ 147.5 KB
  Тема 3. ВИДИ ОБДАРОВАНОСТІ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних критеріїв систематизації видів обдарованості підходів до визначення окремих видів обдарованості та їх головні характеристики. Тема 3. ВИДИ
18193. ІНДИВІДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ ДІТЕЙ 164 KB
  Тема 4. ІНДИВІДУАЛЬНОПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ОБДАРОВАНИХ ДІТЕЙ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання класифікації типів особистості обдарованих дітей особливості обдарованих д...
18194. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНА РОБОТА З ОБДАРОВАНИМИ ДІТЬМИ 172 KB
  Тема 6. ПСИХОЛОГОПЕДАГОГІЧНА РОБОТА З ОБДАРОВАНИМИ ДІТЬМИ Мета: Опанування матеріалів лекції студентами слухачами має сформувати у них знання основних підходів до визначення принципів мети змісту методів форм навчання обдарованих дітей та шляхів підготовк
18195. ПСИХОЛОГІЯ РОБОТИ З ОБДАРОВАНИМИ ДІТЬМИ 2.26 MB
  Хрестоматія до курсу модулю ПСИХОЛОГІЯ РОБОТИ З ОБДАРОВАНИМИ ДІТЬМИ Укладач РАЗУМНА А.Г. Складена у відповідності до робочої навчальної програми для слухачів ІПО із спеціальності Психологія...
18196. Операційні системи 52.5 KB
  Лекція 1 Операційні системи: Вступ Операційні системи ОС займають важливіше місце в сукупності сучасних системних програмних засобів які складають програмне забезпечення електроннообчислювальних машин. Вони є основою організації обчислювального процесу...