50161

Инновации в антикризисном управлении

Лекция

Инновационные исследования

Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Если руководство не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами...

Русский

2014-03-25

25.93 KB

27 чел.

Тема 5.  Инновации в антикризисном управлении

Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости.  Виды

антикризисных инноваций; Выбор и освоение продуктовых новшеств;

Процессные антикризисные нововведения; Финансирование антикризисных инноваций.

     Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Если руководство не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, предприятие через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособным, что означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации и может послужить причиной банкротства.  

     Таким образом, инновационная деятельность выступает одним из радикальных средств преодоления кризиса предприятий. Понятие «инновация» ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер в 1930-е годы. В международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций дано определение: «Инновация» - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрение на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.    

Предметом инновации могут выступать как продукт – новый или усовершенствованный производственный процесс, так и организация.       

В основе антикризисного управления должны лежать инновации (нововведения)

Различают следующие инновации:

  1. продуктовые;
  2. процессные;
  3. институциональные.

Продуктовые инновации на уровне отдельно взятого предприятия – это новые виды продукции.

Различают продуктовые инновации следующих видов:

а) новые товары и услуги;

б) товары и услуги, являющиеся новыми для рынка, на котором работает организация (фирма);

г) разного рода новшества и нововведения в продуктах и услугах.

   Продуктовые инновации являются основным видом новшеств, непосредственно стимулирующих дополнительные продажи и прибыли.     

Процессные (в том числе технологические) инновации  - это новые схемы сотрудничества, новые формы организации производства, новые технологические процессы  нацеленные на экономию всех видов издержек предприятия. В этом смысле они способны принести дополнительные прибыли. Процессные инновации могут обеспечить и повышение качества или освоение новых продуктов, которые тоже служат источником новых денежных поступлений.

       К процессным инновациям относятся следующие нововведения:

    1. новшества в организации сбытовой и закупочной деятельности фирмы;

    2. инновации в договорной работе, в схемах сотрудничества с партнёрами по бизнесу и т.п.;

    3. инновации в процессе менеджмента организации;

    4. технологические инновации, т.е. нововведения в технологические процессы выпуска продукции, включая освоение новых видов оборудования, материалов и специальной технологической оснастки.

Виды антикризисных инноваций

Процессные инновации  считаётся наиболее краткосрочными по своей окупаемости и наиболее легко осуществимыми новшествами.

Институциональные инновацииэто новые формы организации и у

правления  в производстве и сбыте продукции и (услуг).

Институциональные инновации это:

  1. реорганизация предприятия;
  2. реструктуризация материальных и нематериальных активов фирмы;
  3.  перераспределение ответственности работников предприятия, в особенности его менеджеров.

   Институциональные инновации сами по себе не способны принести дополнительных доходов фирме. Они лишь служат целям более эффективного проведения продуктовых и процессных инноваций, которые могут принести фирме дополнительные доходы.

Рассмотренные инновации можно проранжировать следующим образом:

1. наиболее  легко реализуемыми являются процессные новшества;

2. продуктовые инновации можно отнести к среднесрочным и среднекапиталоёмким;

3. инститициональные инновации являются самыми долгосрочными и дорогостоящими.

Выбор и освоение продуктовых новшеств

      Различают два подхода к выбору нового бизнеса при разработке плана финансового оздоровления предприятия:

  1. консервативный;
  2. радикальный.

Консервативный подход к выбору продуктовых новшеств опирается:

а) на созданный имеющиеся технологический и коммерческий задел организации;

б) на имеющиеся у предприятия специальные активы (технологическое оборудование, запасы материалов и комплектующих изделий);

в) на ранее начатые фирмой инвестиционные проекты (уже сделанные ею капиталовложения).

    Данный подход предполагает:

  1. минимальные барьеры по вводу на рынок нового продукта;
  2. низкие барьеры по выходу с рынка прежнего проекта организации;

     Суть рассматриваемого консервативного подхода заключается в том, что предприятие выбирает такие продуктовые новшества которые:

1) удобно и легко освоить;

2) минимизируют потребность в дополнительных инвестициях;

3) Опираются на имеющиеся технологическое оборудование;

4) Быстро окупаются.

     Консервативный подход к выбору нового продукта является наиболее привлекательным для финансово-кризисного предприятия по следующим причинам:  

  1. предприятие испытывает дефицит финансовых ресурсов для самофинансирования;
  2. является малопривлекательным для инвесторов;
  3. Как правило, ощущает дефицит в квалифицированных менеджерах и технологах.

 Радикальный подход при обновлении продукции. Данный подход предполагает не столько выбор нового продукта для производства, сколько выбор наиболее платежеспособного сегмента рынка, на котором следует предприятию работать. То есть  производить необходимо тот продукт, который будет покупаться.

  Радикальный подход к выбору нового продукта может быть описан следующим алгоритмом:

  1. Анализ возможных целевых сегментов рынка для рассматриваемого предприятия. При этом непосредственной целью этого этапа является выявление необходимых сегментов рынка.
  2. Проверка выявленных рынков на их действительную платежеспособность.
  3. Желательно, чтобы платежеспособность этого сегмента рынка, то есть принадлежащих к нему потребителей, в перспективе была растущей.
  4.  На выявленных перспективных сегментах рынка изучаются специфические потребности принадлежащих к этим сегментам рынка потенциальных покупателей, с тем чтобы занять на рынке «свободную нишу».
  5. Применительно к определённым потребностям выбирается продукт
  6.  ( товар, слуга) в максимальной мере их удовлетворяющий.
  7.  Выясняется, на сколько легко, быстро, с какими единовременными затратами предприятие может освоить выбранный продукт (бизнес, вид деятельности).
  8.  Привлекаются сторонние инвесторы для покрытия дефицита собственных источников.
  9.    Радикальный способ выбора нового продукта требует значительных внешних инвестиций.

  Подходы к выбору нового продукта связаны с инновационной стратегией.

Наступательная инвестиционная стратегия предполагает, что фирма поддерживает свою конкурентоспособность посредством постоянного создания и освоения продуктов, которые являются новыми не только для предприятия, но и для потребителей. То есть она выступает «пионером» новых для рынка продуктов. Будучи «пионером», она закрепляет за собой на некоторое время свою инвестиционную монополию патентами на изобретение и получает монопольные сверхприбыли.

Оборонительная инвестиционная стратегия напротив, означает, что предприятие сознательно не торопится с продуктовыми новшествами. Оно предпочитает наблюдать за коммерческими и финансовыми результатами конкурентов, первыми рискнувшими разработать и освоить принципиально новый продукт и только при выявившемся успехе новшества пытаться «догнать» фирму-пионер.

Процессные антикризисные нововведения

Для антикризисного управления важное значение имеет следующая классификация процессных инноваций:

  1. первоочередные некапиталоёмкие процессные инновации по экономии  постоянных издержек;
  2. Капиталоёмкие процессные инновации по совершенствованию технологий производства (технологические инновации);
  3. Инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками, нацеленные на увеличение продаж.

  Первоочередные некапиталоёмкие процессные инновации по экономии  постоянных издержек

   К ним относятся:

  1. мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов предприятия;
  2. неотложные новшества в управлении персоналом фирмы;   

 При проведении мероприятий по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов особое внимание заслуживают:

  1. сокращение административно-управленческих расходов. Зачастую именно они являются завышенными на неплатежеспособных предприятиях из-за снижения объемов производства;
  2. уменьшение нефункционирующих активов и издержек по их содержанию.

  Неотложные новшества в управлении персоналом фирмы сводятся к следующему:  

1) общий пересмотр трудовых отношений с работниками предприятия;

2) пересмотр трудовых отношений с носителями ноу-хау фирмы;

3) перевод части персонала с повременной на сдельно-премиальную оплату труда.   

  1.  Общий пересмотр трудовых отношений предполагает:
  2. пересмотр  трудовых отношений с частью работников предприятия и перевод их на контракты трудового подряда, предполагающего обязательство предприятия по оплате труда работникам лишь при наличии у него конкретного объёма работ для привлекаемого работника;
  3. перевод работников, выполняющих чётко очерченные задания, на договоры предпринимательского подряда. Это предполагает, что бывший работник предприятия должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;
  4. Проверка и, при наличии обстоятельств и соответствующих оснований, разрыв действующих контрактов с высокооплачиваемыми специалистами, не влияющими на текущий объем выпуска и продаж, то есть жертвование перспективными интересами фирмы.

 Пересмотр трудовых отношений с носителями ноу-хау помимо отмеченного выше простого прекращения трудовых отношений может предусматривать:  

  1. перевод на выплату премий после использования ноу-хау;
  2. перезаключение  контрактов с передачей прав по ноу-хау фирме ит.п.

     Перевод части персонала с повременной на сдельно-премиальную систему оплаты труда предполагает уменьшение той части издержек предприятия, которая при повременной оплате труда не зависит от объема выпуска и продаж готовой продукции (услуг).

Капиталоёмкие процессные инновации по совершенствованию технологий производства (технологические инновации)

    Эти инновации предполагают разработку и освоение новых технологий (технологических усовершенствований), а также приобретение и освоение нового оборудования.

     Инновации по совершенствованию технологий,  направленные на снижение удельного веса электроэнергии, топлива, сырья, затрат труда, принято называть ресурсосберегающими.

    Следует также различать ресурсозаменяющие технологии, т.е. технологии, предусматривающие замену дорогих ресурсов. Ресурсосберегающие технологии могут быть направлены на замену:

а) труда капиталом;

б) капитала трудом.

Финансово-кризисные предприятия вынуждены иногда переключаться на капиталозамещающие трудоёмкие  технологии, так как «услуги труда» оказываются дешевле «услуг капитала». В настоящее время актуальными ресурсосберегающими технологиями выступают энергосберегающие технологии, поскольку тарифы на электроэнергию растут значительно быстрее, чем цены на готовую продукцию перерабатывающей промышленности.

Инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками (подрядчиками)

       Указанные инновации касаются «стратегии» работы с контрагентами (партнёрами) по сделкам и организации договорной работы предприятия.  

   В стратегии работы с партнёрами и клиентами главными являются следующие:

  1. выявление надежных и ненадежных контрагентов и / или поставщиков;
  2. переключится с ненадежных на выявленных надежных контрагентов.

Финансирование антикризисных инноваций  

      Антикризисные инновации требуют капиталовложений, которые должны отличатся:

  1. коротким сроком окупаемости – меньше, чем время, отпущенное для преодоления кризисного состояния предприятия;

 - малобюджетностью, т.е. доступным предприятию размером инвестиций;

 - тщательной проработанностью схем финансирования.

         При освоении антикризисных инноваций могут применятся следующие способы финансирования:  

  1.  самофинансирование из текущих или накопленных прибылей, амортизационного и других фондов, а также доходов от продажи избыточных активов;
  2.  стороннее партнёрское финансирование за счёт привлечения в паевой бизнес новых партнёров;
  3.  стороннее заёмное финансирование в форме банковских кредитов, выпуска облигаций, реструктуризации кредиторской задолженности

     и т.п.;  

  1.  смешанные формы финансирования, в том числе инвестиционный кредит и выпуск конвертируемых акций и облигаций.

         Финансово-кризисное предприятие может также использовать и нетрадиционные формы финансирования своих инвестиционных проектов.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9730. Договор в пользу третьего лица 23.5 KB
  Договор в пользу третьего лица. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требова...
9731. Договор комиссии 32 KB
  Договор комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с т...
9732. Договор контрактации. Доклад 31.5 KB
  Договор контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки ...
9733. Договор купли-продажи: понятие, элементы, содержание 29.5 KB
  Договор купли-продажи: понятие, элементы, содержание. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определ...
9734. Договор мены. Доклад 28.5 KB
  Договор мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом кажд...
9735. Договор поставки товаров 35.5 KB
  Договор поставки товаров. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимател...
9736. Договор присоединения 24.5 KB
  Договор присоединения. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в ...
9737. Договор розничной купли-продажи. Доклад 34.5 KB
  Договор розничной купли-продажи. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или и...
9738. Значение подписи и печати в договоре 39.5 KB
  Значение подписи и печати в договоре. Для придания юридической силы любому документу, в частности договору, необходима подпись лица, которое составило данный документ. Подпись - это реквизит документа (в том числе договора), представляющий собой соб...