50161

Инновации в антикризисном управлении

Лекция

Инновационные исследования

Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Если руководство не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами...

Русский

2014-03-25

25.93 KB

16 чел.

Тема 5.  Инновации в антикризисном управлении

Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости.  Виды

антикризисных инноваций; Выбор и освоение продуктовых новшеств;

Процессные антикризисные нововведения; Финансирование антикризисных инноваций.

     Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Если руководство не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, предприятие через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособным, что означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации и может послужить причиной банкротства.  

     Таким образом, инновационная деятельность выступает одним из радикальных средств преодоления кризиса предприятий. Понятие «инновация» ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер в 1930-е годы. В международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций дано определение: «Инновация» - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрение на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.    

Предметом инновации могут выступать как продукт – новый или усовершенствованный производственный процесс, так и организация.       

В основе антикризисного управления должны лежать инновации (нововведения)

Различают следующие инновации:

  1. продуктовые;
  2. процессные;
  3. институциональные.

Продуктовые инновации на уровне отдельно взятого предприятия – это новые виды продукции.

Различают продуктовые инновации следующих видов:

а) новые товары и услуги;

б) товары и услуги, являющиеся новыми для рынка, на котором работает организация (фирма);

г) разного рода новшества и нововведения в продуктах и услугах.

   Продуктовые инновации являются основным видом новшеств, непосредственно стимулирующих дополнительные продажи и прибыли.     

Процессные (в том числе технологические) инновации  - это новые схемы сотрудничества, новые формы организации производства, новые технологические процессы  нацеленные на экономию всех видов издержек предприятия. В этом смысле они способны принести дополнительные прибыли. Процессные инновации могут обеспечить и повышение качества или освоение новых продуктов, которые тоже служат источником новых денежных поступлений.

       К процессным инновациям относятся следующие нововведения:

    1. новшества в организации сбытовой и закупочной деятельности фирмы;

    2. инновации в договорной работе, в схемах сотрудничества с партнёрами по бизнесу и т.п.;

    3. инновации в процессе менеджмента организации;

    4. технологические инновации, т.е. нововведения в технологические процессы выпуска продукции, включая освоение новых видов оборудования, материалов и специальной технологической оснастки.

Виды антикризисных инноваций

Процессные инновации  считаётся наиболее краткосрочными по своей окупаемости и наиболее легко осуществимыми новшествами.

Институциональные инновацииэто новые формы организации и у

правления  в производстве и сбыте продукции и (услуг).

Институциональные инновации это:

  1. реорганизация предприятия;
  2. реструктуризация материальных и нематериальных активов фирмы;
  3.  перераспределение ответственности работников предприятия, в особенности его менеджеров.

   Институциональные инновации сами по себе не способны принести дополнительных доходов фирме. Они лишь служат целям более эффективного проведения продуктовых и процессных инноваций, которые могут принести фирме дополнительные доходы.

Рассмотренные инновации можно проранжировать следующим образом:

1. наиболее  легко реализуемыми являются процессные новшества;

2. продуктовые инновации можно отнести к среднесрочным и среднекапиталоёмким;

3. инститициональные инновации являются самыми долгосрочными и дорогостоящими.

Выбор и освоение продуктовых новшеств

      Различают два подхода к выбору нового бизнеса при разработке плана финансового оздоровления предприятия:

  1. консервативный;
  2. радикальный.

Консервативный подход к выбору продуктовых новшеств опирается:

а) на созданный имеющиеся технологический и коммерческий задел организации;

б) на имеющиеся у предприятия специальные активы (технологическое оборудование, запасы материалов и комплектующих изделий);

в) на ранее начатые фирмой инвестиционные проекты (уже сделанные ею капиталовложения).

    Данный подход предполагает:

  1. минимальные барьеры по вводу на рынок нового продукта;
  2. низкие барьеры по выходу с рынка прежнего проекта организации;

     Суть рассматриваемого консервативного подхода заключается в том, что предприятие выбирает такие продуктовые новшества которые:

1) удобно и легко освоить;

2) минимизируют потребность в дополнительных инвестициях;

3) Опираются на имеющиеся технологическое оборудование;

4) Быстро окупаются.

     Консервативный подход к выбору нового продукта является наиболее привлекательным для финансово-кризисного предприятия по следующим причинам:  

  1. предприятие испытывает дефицит финансовых ресурсов для самофинансирования;
  2. является малопривлекательным для инвесторов;
  3. Как правило, ощущает дефицит в квалифицированных менеджерах и технологах.

 Радикальный подход при обновлении продукции. Данный подход предполагает не столько выбор нового продукта для производства, сколько выбор наиболее платежеспособного сегмента рынка, на котором следует предприятию работать. То есть  производить необходимо тот продукт, который будет покупаться.

  Радикальный подход к выбору нового продукта может быть описан следующим алгоритмом:

  1. Анализ возможных целевых сегментов рынка для рассматриваемого предприятия. При этом непосредственной целью этого этапа является выявление необходимых сегментов рынка.
  2. Проверка выявленных рынков на их действительную платежеспособность.
  3. Желательно, чтобы платежеспособность этого сегмента рынка, то есть принадлежащих к нему потребителей, в перспективе была растущей.
  4.  На выявленных перспективных сегментах рынка изучаются специфические потребности принадлежащих к этим сегментам рынка потенциальных покупателей, с тем чтобы занять на рынке «свободную нишу».
  5. Применительно к определённым потребностям выбирается продукт
  6.  ( товар, слуга) в максимальной мере их удовлетворяющий.
  7.  Выясняется, на сколько легко, быстро, с какими единовременными затратами предприятие может освоить выбранный продукт (бизнес, вид деятельности).
  8.  Привлекаются сторонние инвесторы для покрытия дефицита собственных источников.
  9.    Радикальный способ выбора нового продукта требует значительных внешних инвестиций.

  Подходы к выбору нового продукта связаны с инновационной стратегией.

Наступательная инвестиционная стратегия предполагает, что фирма поддерживает свою конкурентоспособность посредством постоянного создания и освоения продуктов, которые являются новыми не только для предприятия, но и для потребителей. То есть она выступает «пионером» новых для рынка продуктов. Будучи «пионером», она закрепляет за собой на некоторое время свою инвестиционную монополию патентами на изобретение и получает монопольные сверхприбыли.

Оборонительная инвестиционная стратегия напротив, означает, что предприятие сознательно не торопится с продуктовыми новшествами. Оно предпочитает наблюдать за коммерческими и финансовыми результатами конкурентов, первыми рискнувшими разработать и освоить принципиально новый продукт и только при выявившемся успехе новшества пытаться «догнать» фирму-пионер.

Процессные антикризисные нововведения

Для антикризисного управления важное значение имеет следующая классификация процессных инноваций:

  1. первоочередные некапиталоёмкие процессные инновации по экономии  постоянных издержек;
  2. Капиталоёмкие процессные инновации по совершенствованию технологий производства (технологические инновации);
  3. Инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками, нацеленные на увеличение продаж.

  Первоочередные некапиталоёмкие процессные инновации по экономии  постоянных издержек

   К ним относятся:

  1. мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов предприятия;
  2. неотложные новшества в управлении персоналом фирмы;   

 При проведении мероприятий по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов особое внимание заслуживают:

  1. сокращение административно-управленческих расходов. Зачастую именно они являются завышенными на неплатежеспособных предприятиях из-за снижения объемов производства;
  2. уменьшение нефункционирующих активов и издержек по их содержанию.

  Неотложные новшества в управлении персоналом фирмы сводятся к следующему:  

1) общий пересмотр трудовых отношений с работниками предприятия;

2) пересмотр трудовых отношений с носителями ноу-хау фирмы;

3) перевод части персонала с повременной на сдельно-премиальную оплату труда.   

  1.  Общий пересмотр трудовых отношений предполагает:
  2. пересмотр  трудовых отношений с частью работников предприятия и перевод их на контракты трудового подряда, предполагающего обязательство предприятия по оплате труда работникам лишь при наличии у него конкретного объёма работ для привлекаемого работника;
  3. перевод работников, выполняющих чётко очерченные задания, на договоры предпринимательского подряда. Это предполагает, что бывший работник предприятия должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;
  4. Проверка и, при наличии обстоятельств и соответствующих оснований, разрыв действующих контрактов с высокооплачиваемыми специалистами, не влияющими на текущий объем выпуска и продаж, то есть жертвование перспективными интересами фирмы.

 Пересмотр трудовых отношений с носителями ноу-хау помимо отмеченного выше простого прекращения трудовых отношений может предусматривать:  

  1. перевод на выплату премий после использования ноу-хау;
  2. перезаключение  контрактов с передачей прав по ноу-хау фирме ит.п.

     Перевод части персонала с повременной на сдельно-премиальную систему оплаты труда предполагает уменьшение той части издержек предприятия, которая при повременной оплате труда не зависит от объема выпуска и продаж готовой продукции (услуг).

Капиталоёмкие процессные инновации по совершенствованию технологий производства (технологические инновации)

    Эти инновации предполагают разработку и освоение новых технологий (технологических усовершенствований), а также приобретение и освоение нового оборудования.

     Инновации по совершенствованию технологий,  направленные на снижение удельного веса электроэнергии, топлива, сырья, затрат труда, принято называть ресурсосберегающими.

    Следует также различать ресурсозаменяющие технологии, т.е. технологии, предусматривающие замену дорогих ресурсов. Ресурсосберегающие технологии могут быть направлены на замену:

а) труда капиталом;

б) капитала трудом.

Финансово-кризисные предприятия вынуждены иногда переключаться на капиталозамещающие трудоёмкие  технологии, так как «услуги труда» оказываются дешевле «услуг капитала». В настоящее время актуальными ресурсосберегающими технологиями выступают энергосберегающие технологии, поскольку тарифы на электроэнергию растут значительно быстрее, чем цены на готовую продукцию перерабатывающей промышленности.

Инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками (подрядчиками)

       Указанные инновации касаются «стратегии» работы с контрагентами (партнёрами) по сделкам и организации договорной работы предприятия.  

   В стратегии работы с партнёрами и клиентами главными являются следующие:

  1. выявление надежных и ненадежных контрагентов и / или поставщиков;
  2. переключится с ненадежных на выявленных надежных контрагентов.

Финансирование антикризисных инноваций  

      Антикризисные инновации требуют капиталовложений, которые должны отличатся:

  1. коротким сроком окупаемости – меньше, чем время, отпущенное для преодоления кризисного состояния предприятия;

 - малобюджетностью, т.е. доступным предприятию размером инвестиций;

 - тщательной проработанностью схем финансирования.

         При освоении антикризисных инноваций могут применятся следующие способы финансирования:  

  1.  самофинансирование из текущих или накопленных прибылей, амортизационного и других фондов, а также доходов от продажи избыточных активов;
  2.  стороннее партнёрское финансирование за счёт привлечения в паевой бизнес новых партнёров;
  3.  стороннее заёмное финансирование в форме банковских кредитов, выпуска облигаций, реструктуризации кредиторской задолженности

     и т.п.;  

  1.  смешанные формы финансирования, в том числе инвестиционный кредит и выпуск конвертируемых акций и облигаций.

         Финансово-кризисное предприятие может также использовать и нетрадиционные формы финансирования своих инвестиционных проектов.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23624. ГЛУБИННЫЕ И ПОВЕРХНОСТНЫЕ СТРУКТУРЫ В ИНТОНАЦИИ 42.37 KB
  Поверхностная реализация каждой такой комбинации является результатом интегративных процессов в число которых входят как достаточно глубинные они совмещают некоторые исходные акцентные характеристики так и гораздо более поверхностные связанные исключительно с фонетическим озвучиванием предложения. Мы рассмотрим только проблемы акцентуации поскольку именно акценты несут основную семантическую нагрузку. Совмещенные акценты В общем случае сферой действия интонационно реализуемой категории является та или иная коммуникативная составляющая...
23625. Бытовая философия языка и языковые контрасты 247 KB
  Кашкин Воронеж Бытовая философия языка и языковые контрасты 1. В Древнем Египте считалось что у соседних народов язык во рту вырос в другом направлении поэтому они и говорят на других неправильных и непонятных языках. Многие наши современники также считают что есть правильные и неправильные красивые и некрасивые трудные и легкие языки что из собственный язык – самый красивый правильный и ясный что в их языке каждое слово имеет одно определенное значение в то время как в иностранных языках значений много что в каждом языке...
23626. Типовые топологии сетей 219.5 KB
  При создании сети в первую очередь следует выбрать топологию физических связей. Под топологией сети понимается конфигурация графа, вершинам которого аппаратура сети, а ребрам — физические связи между ними. Оборудование - узлы сети.
23628. Как я изучаю языки 706.5 KB
  Работая с этими языками я перевожу с одного на другой в любом сочетании и в перевод включаюсь мгновенно. Прежде чем приступить к работе связанной с применением итальянского испанского японского китайского или польского языка я чтобы освежить знания обычно трачу полдня просматривая свои записи. С остальными шестью языками я работаю только как переводчик художественной и специальной литературы то есть имею здесь лишь пассивную практику.
23629. СКОЛЬКО НА ПЛАНЕТЕ ЯЗЫКОВ 808 KB
  Сканировал и проверил Илья Франк СКОЛЬКО НА ПЛАНЕТЕ ЯЗЫКОВ На скольких языках говорят люди населяющие планету Ответить на этот вопрос казалось бы не так уж трудно. Но почему тогда разные ученые называют различное число языков планеты: одни говорят о 20 тысячах другие о 10 тысячах третьи о 5 тысячах а некоторые лингвисты полагают что население нашей планеты изъясняется всегонавсего на 2 тысячах языках. Но можно ли провести границу при исчислении количества языков между языком и его диалектом Мы знаем что на Юге России говорят не...
23630. ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ 346 KB
  литовский белорус. белорусский нем. старославянский древнепрус. древнепрусский укр.
23631. Философия языка А.Ф.Лосева: типологический лик, генетические истоки, основные идеи и подходы 58 KB
  если слово не действенно и имя не реально. И вот рассмотреть его как имя я и дерзаю. имя. Имя откровение личности.
23632. Теория языка вчера и сегодня 2.61 MB
  Теория языка вчера и сегодня Глава I. Модель языка как органона а формы существования конкретных языковых явлений 3. Знаковая природа языка в модель структуры языка 4. Система sf языкового типа d понятие языка и его признаки Глава II.