50164

Программирование задач с использованием функций пользователя, выдающих один и несколько результатов

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Вы можете написать свои функции и затем использовать их так же как функции из библиотек языка С или С. Собственные функции помещаются после закрывающей фигурной скобки min. Каждая функция имеет структуру аналогичную структуре функции min. Функцию можно вызвать из любого места программы в том числе из другой функции.

Русский

2014-01-17

58.5 KB

6 чел.

Лабораторная Работа № 13

Тема: Программирование задач с использованием  функций пользователя, выдающих один и несколько результатов.

Цель: Овладение навыками алгоритмизации и программирования задач с использованием подпрограмм пользователя. Овладение навыками написания подпрограмм и обращения к ним, выбор параметров подпрограмм.

Теоретические сведения:

Приступая к решению задач на предложенную тему, следует вспомнить, что:

  •  Функцией называется выделенная последовательность инструкций, предназначенных для решения определенной задачи. Вы можете написать свои функции и затем использовать их так же, как функции из библиотек языка С или С++.
  •  Собственные функции помещаются после закрывающей фигурной скобки main(). Каждая функция имеет структуру, аналогичную структуре функции main().
  •  Функцию можно вызвать из любого места программы, в том числе, из другой функции. Инструкция return(0);  в теле функции всегда передает управление инструкции, следующей за вызывом функции.
  •  Если компилятор С следует стандарту ANSI, вы должны указать тип функции даже в том случае, если функция не возвращает никаких значений. При этом тип определяется как void. Эта информация говорит компилятору, что функция не будет возвращать вызывающей функции никакого значения. В С++ введение ключевого слова void  является не обязательным, но желательным.
  •  Для передачи данных в функцию надо использовать только параметры. Глобальные переменные, то есть переменные, объявленные вне функции, использовать не рекомендуется.
  •  Тип каждого фактического параметра (константы или переменной) в инструкции вызова функции должен совпадать с типом соответствующего формального параметра, указанного в объявлении функции.
  •  Если параметр функции используется для возврата результата, то в объявлении функции этот параметр должен быть ссылкой, а в инструкции вызова функции в качестве фактического параметра должен быть указан адрес переменной.
  •  При работе с компиляторами языка С++(и некоторыми С - компиляторами) желательно начинать программу с прототипов функций. Прототип – это строка определения функции, повторенная в начале программы перед main(). Прототип сообщает компилятору типы и количество аргументов тех функций, которые будут использованы в программе.

Пример: 

Написать функцию, обеспечивающую решение квадратного уравнения. Параметрами функции должны быть коэффициенты и корни квадратного уравнения. Значение, возвращаемое функцией, должно передавать в вызывающую программу информацию о наличии  у  уравнения корней: 2 – два разных корня, 1 – корни одинаковые, 0 – уравнение не имеет решения. Кроме того, функция должна проверять корректность исходных данных. Если исходные данные не верные, то функция должна возвращать -1.

Тексты программы:

#includ<stdio.h>

#includ<conio.h>

#includ<math.h>

// тело функции

int kvadur(float a, float b, float c, float *x1,float *x2) //коэф. уравнения, корни уравнения

// значение функции – количество корней

// или -1, если неверные исходные данные

{

float d; // дискриминант 

if (a==0) return(-1);

d=b*b-4*a*c;

if(d<0)

return(0); // уравнение не имеет решения

*x1=(-b+sqrt(d))/(2*a);

*x2=(-b-sqrt(d))/(2*a);

if (*x1!=*x2) return(2);

   else return(1);

}

 // проверка работоспособности функции

void main()

{

float a,b,c; // коэффициенты уравнения

float x1,x2; // корни уравнения

int n; // количество корней

puts(“Введите коэффициенты”);

scanf(“%f%f%f”,&a,&b,&c);

switch (kvadur(a,b,c,&x1,&x2))

{

case -1: puts(“Ошибка исходных данных”);

             break;

case 0: puts(“Уравнение не имеет решения”);

            break;

case 1: printf(“Корни одинаковые: x=%3.2f”,x1);

           break;

case 2:  printf(“ x1=%3.2f x2=%3.2f”,x1,x2);

}

getch();

}

Варианты заданий: 

Выполнить задание согласно варианту:

Вариант задания

Условия задачи

Примечания

1

Подсчитать число точек, находящихся внутри круга радиусом r с центром в начале координат; координаты заданы массивами X(10), Y(10).

Расстояние точки от начала координат вычислять в подпрограмме.

2

Определить периметры треугольников, заданных координатами их вершин XA(5), XB(5), XC(5)

                                            YA(5), YB(5), YC(5).

Длину стороны треугольников вычислять в подпрограмме.

3

Вычислить z=(v1+v2+v3)/3,  где v1, v2, v3 –объем шаров с радиусами r1, r2, r3 соответственно.

Vi – вычислять в подпрограмме.

4

Вычислить суммы положительных элементов массивов x(n), y(m), z(k).

n<=5

m<=5

k<=5

5

Вычислить среднее арифметическое положительных элементов для массивов a(n1),b(n2), c(n3).

n1<=5

n2<=5

n3<=5

6

Подсчитать количество элементов матриц x(5,5) и y(4,6), удовлетворяющих условию 0<=xij<=1 и 0<=yij<=1

7

Вычислить суммы положительных элементов каждой строки для матриц a(4,5) и b(5,6).

8

Вычислить суммы элементов главных диагоналей матриц a(n,n)  и b(m,m).

n<=5

m<=5

9

Вычислить z=(s1+s2)/2,  где s1 – сумма положительных элементов массива x(5); s2 – сумма отрицательных элементов массива y(6).

Обе суммы вычислять в одной подпрограмме.

10

Подсчитать число нулевых элементов для матриц a(4,5) и b(5,6).

11

Вычислить суммы элементов нижних треугольных матриц для матриц a(n,n)  и b(m,m).

n<=5

m<=5

12

Определить число положительных элементов до первого отрицательного в массивах x(4), y(5), z(7).

13

Вычислить z=(xm1+xm2)/2, где xm1 и xm2  - наименьшие элементы массивов x1(12) и  x2(15).

14

Переписать положительные элементы массива x(10) и y(14) в массив z подряд.

Запись в массив z осуществлять в подпрограмме.

15

Найти наименьшие элементы и номера строк и столбцов, в которых они расположены, для матриц a(4,5) и b(5,6).

Контрольные вопросы:

  1.  В чем заключаются различия между библиотечными функциями языка С и функциями, которые вы пишите сами?
  2.  Всегда ли вызов функции осуществляется из функции main()?
  3.  Чем отличаются формальные и фактические параметры?
  4.  Что происходит, когда заканчивается выполнение функции?
  5.  Как объявляются глобальные и локальные переменные? Каково правило видимости этих переменных?
  6.  Объясните разницу между автоматическими и внешними переменными?
  7.  Как передать значение функции?
  8.  Как получить значение от функции?

    

Содержание отчета:

  1.  Краткие теоретические сведения.
  2.  Схемы алгоритмов.
  3.  Тексты составленных программ.
  4.  Протоколы к составленным программам.
  5.  Вывод о проделанной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19046. Теория стационарных возмущений в случае вырожденного спектра. Примеры 441 KB
  Лекция 28 Теория стационарных возмущений в случае вырожденного спектра. Примеры Рассмотрим несколько примеров применения теории возмущений в случае вырожденного спектра. Пусть трехмерная частица находится в сферически симметричном потенциале в котором отсутст...
19047. Теория нестационарных возмущений. Переходы под влиянием возмущений, зависящих от времени 777 KB
  Лекция 29 Теория нестационарных возмущений. Переходы под влиянием возмущений зависящих от времени Согласно постулатам квантовой механики волновая функция любой квантовой системы удовлетворяет временному уравнению Шредингера 1 где гамильтониан системы...
19048. Теория нестационарных возмущений. Примеры 838 KB
  Лекция 30 Теория нестационарных возмущений. Примеры Рассмотрим примеры применения теории нестационарных возмущений для простейших квантовых систем. Пусть на гармонический осциллятор находящийся в основном состоянии начиная с момента времени действует малое в...
19049. Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений 1.15 MB
  Лекция 31 Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода 1 от времени действия возмущения некоторые элементы такого анали
19050. Переходы под действием периодических возмущений. Резонансное приближение. Переходы в непрерывный спектр 1.21 MB
  Лекция 32 Переходы под действием периодических возмущений. Резонансное приближение. Переходы в непрерывный спектр Рассмотрим теперь случай возмущений зависящих от времени периодически. Пусть на частицу находящуюся в стационарном состоянии с энергией действует
19051. Системы тождественных частиц в квантовой механике. Бозоны и фермионы. Принцип за-прета Паули 266.5 KB
  Лекция 23 Системы тождественных частиц в квантовой механике. Бозоны и фермионы. Принцип запрета Паули Согласно постулатам квантовой механики волновая функция физической системы состоящей из нескольких частиц определяет вероятности различных положений всех части
19052. Системы тождественных частиц. Обменное взаимодействие. Симметрия координатных и спиновых функций 364 KB
  Лекция 34 Системы тождественных частиц. Обменное взаимодействие. Симметрия координатных и спиновых функций Докажем что в системе тождественных невзаимодействующих частиц существуют определенные корреляции в движении частиц то есть некоторое взаимодействие. Для
19053. Метод вторичного квантования. Операторы уничтожения и рождения. Коммутационные соотношения 542 KB
  Лекция 35 Метод вторичного квантования. Операторы уничтожения и рождения. Коммутационные соотношения При вычислении средних значений или вероятностей переходов квантовых систем состоящих из большого количества частиц приходится вычислять интегралы вида кванто
19054. Квантовое описание рассеяния. Амплитуда и сечение рассеяния. Оптическая теорема 274.5 KB
  Лекция 36 Квантовое описание рассеяния. Амплитуда и сечение рассеяния. Оптическая теорема Процессом рассеяния называется отклонение частиц от первоначального движения благодаря взаимодействию с рассевателем. Процесс рассеяния дает информацию о взаимодействии ра