50197

Развитие русской социологической мысли: этапы, школы, представители

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Изменение общественных отношений, вызванное развитием капитализма в России после реформ 60-70-х гг.

Русский

2014-03-31

17.23 KB

20 чел.

Развитие русской социологической мысли: этапы, школы, представители.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Изменение общественных отношений, вызванное развитием капитализма в России после реформ 60-70-х гг., порождало объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основными из них явились -–географическое (Л.И. Мечников, С.М. Соловьев), психологическое (Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев), субъективистское (П.Л. Лавров, И.К. Михайловский), многофакторное (М.М. Ковалевский), марксистское (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) и множество других.

Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап – с середины XIX века до 1918 г. XX века, второй – с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий – с начала 60-х годов до наших дней.

Первый этап – субъективная социология (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); психологическое направление (А.И.Петражицкий); многофакторное направление (М.И.Ковалевский)

Основные проблемы субъективной социологии:

- соотношение социального и исторического;

- предмета и метода социологии;

- теории процесса и роли личности в истории.

• Общественное развитие связано с одновременным усилением сознательности личности и солидарности в обществе;

• Личность - ведущая сила прогресса; капитализм разъедает солидарность трудящихся;

• Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность - скорость социального прогресса;

• Кооперация определяет все стороны социальной жизни. Сельская община дает возможность для всестороннего развития каждой личности.

Психологическая психология:

Центральное понятие социологии - «социальное поведение» и его моти вы. Мотив в социологии равнозначен эмоции в психологии. Эмоции - причинный компонент социального поведения. Предмет социологии - понимание социального действия, поведения.

• Эмоции создают групповую «народную психику». Посредник между «групповой психикой» и конкретным поведением - социальные нормы.

• История - постоянный рост разумных норм, которые ускоряют социальные действия.

Многофакторное направление:

• Социология отрекается от случайных событий и показывает общую тенденцию развития общества.

• Важнейший метод социолог™ - сравнительно-исторический. Он позволяет выделить у различных народов сходные процессы.

• Общество следует рассматривать во взаимосвязи всего его сторон, строить сравнение на предельно широком материале.

• Особое внимание - «генетической социологии». Причина образования социальных групп - экономическая и биологическая; причина возникновения государства – психологическая.

Второй этап - нарастание процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. Продолжается развитие теоретической социологии. Центральной фигурой является П.А. Сорокин, один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. Основная направленность работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную теорию марксизма и определить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.

Третий этап - возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х – начале 60-х годов XX века, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек. В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53884. Кровообращение 45.5 KB
  Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. Приём Мозговой штурм Что такое кровообращение Какие органы входят в систему кровообращения Какие кровеносные сосуды вы знаете Какие сосуды называются артериями Какие сосуды называются венами Какие сосуды называются капиллярами Какая бывает кровь В чём отличие 2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. Приём Экскурсия по страницам зоологии у рыб двухкамерное сердце один круг кровообращения система замкнутая кровь смешанная; у...
53885. Органи кровообігу 91.5 KB
  Обладнання: таблиця Органи кровообігу картки; компютер ППЗ Природознавство 3й клас для загальноосвітніх навчальних шкіл. Органи дихання це ніс гортань трахея бронхи легені легеневі пухирці кровоносні судини 3. Мотивація навчальної діяльності Прослухавши вірш ви легко дасте відповідь на запитання: про яку систему органів сьогодні піде мова Тема сьогодні у нас важкувата Адже кров ми вивчаєм малята.
53886. День слави і печалі. Урок – пам’ять присвячений річниці бою під Крутами 111 KB
  94 роки тому назад у бою під Крутами що на Чернігівщині понад 300 курсантів військової школи студентів та гімназистів рішуче відстоюючи право українського народу жити у власній державі вступили у нерівний бій із значно переважаючим добре озброєним і вишколеним противником і протягом кількох днів стримували на підступах до Києва величезну більшовицьку армію. Єдиною активною мілітарною нашою силою була наша інтелігентна молодь і частина національносвідомого робітництва яке гаряче стояло за українську державність розуміючи за нами ту...
53887. Квадратне рівняння та його використання 87.5 KB
  Завдання: навчальні: відтворити знання про квадратне рівняння його види способи розвязування;вміння розвязувати квадратні рівняння. використовувати рівняння що зводяться до квадратних перетворювання раціональних виразів розвязування квадратичних виразів графічним способом; систематизувати та узагальнити навчальні досягнення учнів щодо розвязання квадратних рівнянь та їх використання в ході уроку та їх використання в ході уроку під час формування компетенцій учнів з алгебри;;розвивальні: розвивати увагу мислення пам'ять...
53889. Американська їжа. Традиційна українська кухня 332 KB
  Dear friends! I аm very glad to meet you here in our beautiful village and welcome you to the lesson About Americans Food. Today we shall speak English, watch video-cassettes. In other words we shall enjoy the English language today.
53890. Методика «Кулькова лялька» 90.5 KB
  Вік: рекомендуємо використовувати з 2х років разом з психологом з батьками до 11 років вік коли дитина ще вірить у казки чаклунство. Емоція яку проговорить дитина буде відображена на обличчі кулькової ляльки. Хід роботи: Чарівні маленькі предмети дитина кладе у коробок зпід кіндерсюрпризу. Дитина думає про те що їй допомагає та 3 рази дує в коробочок закриває його.
53891. Культура и традиции 62.5 KB
  И такой вариант возможен и у вас начнётся как переплетение с цветочками посредине. Допустим мы взяли черно злато белые цвета императорского штандарта. Что вам нужно Я взял три нитки можно цветов и поболее собрал их вместе. Можно подвести просто по одному цвету.
53892. Наземний, підземний, повітряний, водний – нас транспорт домчить будь-куди вже сьогодні 72.5 KB
  Тема: Наземний підземний повітряний водний - нас транспорт домчить будькуди вже сьогодні Автор: Ярмоленко Людмила Анатоліївна вчительлогопед ДНЗ №8 Золотий півник м. Вчительлогопед. Диференціація голосних та приголосних звуків Вчительлогопед. Вчительлогопед.