50237

Предмет и объект социологии, основные функции. Структура и уровни социологического знания

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социология – один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, «почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, почему они поклоняются чему-то, женятся, разводятся, учатся, голосуют»

Русский

2014-03-31

17.51 KB

0 чел.

Предмет и объект социологии, основные функции. Структура и уровни социологического знания.

Социология – один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, «почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, почему они поклоняются чему-то, женятся, разводятся, учатся, голосуют», то есть они изучают всё то, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений. Объектом социологии является общество, то есть люди, объединенные в общество и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединение в семейные, профессиональные, религиозные группы. Социология изучает общество сквозь призму социальных явлений, процессов и отношений. Своеобразие объекта социологии можно определить как развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей и их групп. Если объект исследований находится не в сознании человека его изучающего, то предмет находится всецело в голове того человека, который исследует какой-то объект окружающей действительности. Предмет возникает тогда, когда исследователь выделяет из объекта исследований какие-то существенно - важные для него, в данный момент и в данном отношении, стороны, части или особенности. Объект – это то, что видит исследователь, а предмет – то, на что направлен его взор. Предмет социологии – есть выделение из всех многообразных проявлений определенного набора социальных отношений и взаимодействий как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельного человека. Социолог видит общество как многоплановую картину многообразных взаимодействий различных людей. Эти люди связаны с другими людьми какими-либо осмысленными отношениями, например, родства, дружбы, вражды и взаимодействуют с другими людьми, объединяющихся в определенные группы. Предметом социологии являются исследования взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования.

Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции. Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой. Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно.

Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т. п.

Структура социологии. Современная социология представляет собой сложную разветвленную систему научного знания, которая может быть структурирована по различным основаниям. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на общетеоретическую, отраслевую и микросоциологию.

Общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование ориентирована на выявление общих закономерностей функционирования и развития общества как целостной социальной системы. Отраслевая социология как социологическое исследование среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела: исследование социальных институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т. д.); исследование социальных общностей (социология социально-профессиональных групп, толпы, публики, этнических общностей, территориально-региональных образований и др.); исследование социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуникации и т. д.). Микросоциология изучает социальные явления и процессы сквозь призму конкретных взаимодействий людей в их повседневной жизни.

В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяется на теоретическую и эмпирическую. Для теоретического социологического исследования первостепенное значение имеют глубокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий и концепций, объясняющих закономерности развития социальных явлений и процессов. Эмпирическая социология занимается сбором фактических данных и их первичной обработкой. В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Представление о структуре социологии постоянно эволюционирует, меняется и уточняется по мере развития самой социологической мысли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32163. Понятие о продуктово-маркетинговой стратегии организации 25 KB
  Понятие о продуктовомаркетинговой стратегии организации Продуктовомаркетинговая стратегия это подсистема стратегии организации которая нацелена на анализ разработку и принятие стратегических решений по номенклатуре ассортименту качеству и объему производства продуктов а также реализации продуктов на соответствующих рынках. Продуктовомаркетинговая стратегия представляет собой ключевую стратегию выживания спокойного существования экономического роста крупного успеха организации. 2 Классификатора: Классификатор по продукту1 ...
32164. Продуктовый профиль. SWOT и SNW анализ по продукту 405 KB
  Важнейшая задача реального менеджмента и она же составляет ключевой элемент продуктовомаркетинговой стратегии программы это оптимизация продуктовой программы организации на текущий год и заданную стратегическую перспективу. Применяя при работе над продуктовым профилем конкретной организации предложенные трафареты рекомендуется использовать максимум конкретных данных а также иной формализованной и неформализованной информации по продукту которая должна готовиться заранее и представляться соответствующими службами организации. При...
32165. Корпоративная стратегия организации – система бизнес-стратегий 27.5 KB
  Корпоративная стратегия организации система бизнесстратегий В качестве ключевой стратегии в настоящем модуле предложена продуктовомаркетинговая стратегия. к разработке общей стратегии организации как системы стратегий ее относительно обособленных бизнесов и их централизованного обеспечения. Важнейшим направлением развития современной предпринимательской организации является ее становление как системы которая эффективно сочетает в себе два главных элемента: подсистему из небольшого количества относительно обособленных бизнесов и...
32166. Система бизнес-стратегий: типовые модели: BCG. GE/McKinsey 46.5 KB
  Модель BCG. Модель BCG модель называется по имени фирмыразработчика: Boston Consulting Group или матрица доля рынка темп роста представляет особое отображение позиции конкретного бизнеса в стратегическом пространстве которое задается двумя координатными осями. Модель BCG предлагает следующий типовой набор стратегических решений по конкретным бизнесам в зависимости от их попадания в тот или иной квадрант матрицы: 1. Таким образом в конкретной ситуации на заданную стратегическую перспективу рост объема соответствующего рынка может...
32168. ПЕРЕСТРАХОВАНИе И СОСТРАХОВАНИЕ 118 KB
  Сущность и роль перестрахования. Методы перестрахования. Особенности перестрахования рисков у нерезидентов. Сущность и роль перестрахования.
32169. Доходы, расходы и прибыль страховщика 143.5 KB
  Расходы страховой компании. Главной особенностью деятельности страховой компании является то что в отличие от сферы производства где товаропроизводитель сначала осуществляет расходы на выпуск продукции а потом уже компенсирует их за счет выручки от реализации страховщик вначале аккумулирует средства которые поступают от страхователя создавая необходимый страховой фонд а лишь после этого несет расходы связанные с компенсацией убытков по заключенным страховым соглашениям. Двойственный характер деятельности страховщика одновременное...
32170. ФИНАНСОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ СТРАХОВЩИКА 104.5 KB
  Особенностью деятельности страховщика является обеспечение страховой защиты при условии аккумулировании средств в виде поступлений страховых премий в страховые резервы. Использование средств страховых резервов имеет целевое назначение. Страховщик в отличие от промышленных и коммерческих предприятий принимает от страхователя деньги не в обмен на материальный товар или услуги а в обмен на услугу которая обеспечивает страховую защиту в виде будущих страховых выплат только тем страхователям которые понесли урон и требуют финансовой помощи....
32171. Сущность, функции и роль страхования 52.5 KB
  Сущность функции и роль страхования. Возникновение страхования и основные этапы его развития. Сущность и функции страхования. Принципы страхования.