50237

Предмет и объект социологии, основные функции. Структура и уровни социологического знания

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социология – один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, «почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, почему они поклоняются чему-то, женятся, разводятся, учатся, голосуют»

Русский

2014-03-31

17.51 KB

0 чел.

Предмет и объект социологии, основные функции. Структура и уровни социологического знания.

Социология – один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, «почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, почему они поклоняются чему-то, женятся, разводятся, учатся, голосуют», то есть они изучают всё то, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений. Объектом социологии является общество, то есть люди, объединенные в общество и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединение в семейные, профессиональные, религиозные группы. Социология изучает общество сквозь призму социальных явлений, процессов и отношений. Своеобразие объекта социологии можно определить как развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей и их групп. Если объект исследований находится не в сознании человека его изучающего, то предмет находится всецело в голове того человека, который исследует какой-то объект окружающей действительности. Предмет возникает тогда, когда исследователь выделяет из объекта исследований какие-то существенно - важные для него, в данный момент и в данном отношении, стороны, части или особенности. Объект – это то, что видит исследователь, а предмет – то, на что направлен его взор. Предмет социологии – есть выделение из всех многообразных проявлений определенного набора социальных отношений и взаимодействий как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельного человека. Социолог видит общество как многоплановую картину многообразных взаимодействий различных людей. Эти люди связаны с другими людьми какими-либо осмысленными отношениями, например, родства, дружбы, вражды и взаимодействуют с другими людьми, объединяющихся в определенные группы. Предметом социологии являются исследования взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования.

Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции. Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой. Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно.

Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т. п.

Структура социологии. Современная социология представляет собой сложную разветвленную систему научного знания, которая может быть структурирована по различным основаниям. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на общетеоретическую, отраслевую и микросоциологию.

Общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование ориентирована на выявление общих закономерностей функционирования и развития общества как целостной социальной системы. Отраслевая социология как социологическое исследование среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела: исследование социальных институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т. д.); исследование социальных общностей (социология социально-профессиональных групп, толпы, публики, этнических общностей, территориально-региональных образований и др.); исследование социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуникации и т. д.). Микросоциология изучает социальные явления и процессы сквозь призму конкретных взаимодействий людей в их повседневной жизни.

В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяется на теоретическую и эмпирическую. Для теоретического социологического исследования первостепенное значение имеют глубокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий и концепций, объясняющих закономерности развития социальных явлений и процессов. Эмпирическая социология занимается сбором фактических данных и их первичной обработкой. В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Представление о структуре социологии постоянно эволюционирует, меняется и уточняется по мере развития самой социологической мысли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57736. Додатні та від’ємні числа. Модуль числа 201.5 KB
  Мета: привести в систему знання учнів про додатні та від’ємні числа модуль та порівняння чисел; розвивати обчислювальні навички розвивати логічне мислення пізнавальний інтерес...
57737. Дії над раціональними числами 99 KB
  Мета. Закріпити в учнів навички виконання дій над раціональними числами, обчислення значень виразів, що містять раціональні числа; розвивати позитивні риси особистості...
57738. Розв’язування систем рівнянь з параметрами 1.32 MB
  Розвивальна мета: розвивати логічне мислення творчі здібності формувати вміння міркувати висловлювати думку. Формувати соціальну компетентність: давати учням змогу вибору варіантів завдань та шляхів розв’язку задач.
57739. Дж. Байрон. Поема «Мазепа». Історична основа та романтичний міф 112 KB
  Очікувані результати: учень переказує зміст поеми Мазепа визначає її історичну основу розгром шведів російськими військами втеча Мазепи з почтом Карла ХІІ та переповідає романтичний міф про прив’язаного до коня молодого Мазепу...
57740. Генетична термінологія і символіка. Методи генетичних досліджень. Закони Г. Менделя 66.5 KB
  МЕТА: сформувати поняття про генетику як науку що вивчає спадковість і мінливість організмів; почати формувати знання про основні генетичні закономірності успадкування ознак; розкрити основні генетичні поняття...
57741. Що таке милосердя 162.5 KB
  Мета уроку: розкрити зміст понять милосердя співчуття благодійність; навчити наводити приклади милосердя у вчинках; розвивати в учнях здібність робити самоаналіз своїх вчинків; формувати власне ставлення...
57742. Узагальнення та систематизація знань з теми «Многочлен» 350.5 KB
  МЕТА: Організувати діяльність учнів по узагальненню і систематизації знань і умінь учнів з теми Многочлен домогтися засвоєння учнями математичних понять сприяти формуванню специфічних вмінь і навичок з даної теми...
57743. Арифметичні дії з многочленами. Розв’язування вправ 1.23 MB
  Мета уроку: актуалізувати знання учнів необхідні для сприйняття нового матеріалу підвести поняття алгоритму додавання і віднімання многочленів множення одночлена на многочлен та многочленна на многочлен...