50255

Типические признаки жанров журналистики. Аналитичность журналистского материала

Лекция

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Информирование общественности о фактах действительности; пропаганда и распространение опыта; популяризация знаний; анализ окружающей действительности (освещение результатов анализа, постановка проблем, пути их решения)...

Русский

2014-11-15

50.5 KB

1 чел.

Лекция № 2

Типические признаки жанров журналистики. Аналитичность журналистского материала

    Все жанры журналистики обладают рядом свойств, которые определяют сходства и различия между ними. Такие свойства можно назвать типическими признаками жанров. Предлагаемая схема-матрица позволяет выявить и закрепить определенную характеристику каждого жанра. Схема содержит 4 основных типических жанровых признака (они обозначены цифрами 1, 2, 3, 4), каждый из которых включает компоненты (а, б, в, г), присущие всем жанрам журналистики. Схема-матрица выглядит так.

    1. Задачи публикации:

а) информирование общественности о фактах действительности;

б) пропаганда и распространение опыта;

в) популяризация знаний;

г) анализ окружающей действительности (освещение результатов анализа, постановка проблем, пути их решения);

    2. Метод отображения действительности:

а) описание на основе фактов, непосредственно наблюдаемых журналистом;

б) отображение на основе фактов, полученных журналистом в процессе изучения документов и опросов;

в) осмысление, использование и оценка фактов, воплощенных в художественном произведении литературы и искусства;

г) оценка фактов со стороны компетентного лица (эксперта) или всесторонний анализ и оценка явлений действительности, данные журналистом.

    3. Масштаб отображения действительности:

а) отдельный факт;

б) группа, цепочка связанных друг с другом фактов;

в) всестороннее освещение локального участка действительности (“кусочек жизни”);

г) широкое освещение действительности.

    4.   Средства изображения:

а) художественные образы;

б) сатирические и юмористические образы;

в) изобразительно-выразительные средства;

г) литературно-стилистическая обработка текста.

    

Схема-матрица характеристики жанров

Жанровый признак

А

Б

В

Г

1.Задачи публикации

Информиро-вание обществен-ности

о фактах действи-

тельности

пропаганда и

распростране-ние опыта

Популяриза-ция знаний

анализ окружающей

действительности (освещение результа-тов анализа, постановка проблем, пути их решения)

2. Метод отображе-ния действи-тельности

описание на основе фактов, непосредст-венно наблюдае-мых журналис-том

отображение на основе фактов, полученных журналистом в процессе изучения документов и опросов

осмысление, использование и оценка фактов, воплощенных в художествен-ном произведении литературы и искусства

оценка фактов со стороны компетентного лица

(эксперта) или всесторонний анализ и оценка явлений действительности, данные журналистом.

3. Масштаб отображе-ния действи-тельности

отдельный факт

группа, цепочка связанных друг с другом фактов

всестороннее

освещение локального участка действитель-ности (“кусочек жизни”)

широкое освещение

действительности

4. Средства изображе-ния

Художе-ственные образы

сатирические и

юмористичес-кие образы

Изобразитель-но-выразитель-ные средства

литературно-

стилистическая обработка текста

Каждому жанру соответствует своя компонента (или две-три). Например, о репортаже можно сказать, что: 1) его задача —”информирование общественности” о наиболее значительных фактах действительности; 2) по методам отображения действительности ему присущи лишь “факты действительности, наблюдаемые журналистом”; 3) по масштабу отображения ему свойственны “группа, цепочка связанных друг с другом фактов” или “всестороннее освещение конкретной ситуации”; 4) среди средств изображения в этом жанре чаще всего используются “изобразительно-выразительные средства”.

Таким образом, репортаж как жанр на основании нашей схемы-матрицы характеризуется набором конкретных типических признаков, которые можно представить в виде формулы:

Репортаж =1а^2а^3бв^4в

          

Что такое аналитические навыки? Можно ли их развивать? Как применяются аналитические способности в решении практических задач, то есть при подготовке журналистской публикации? Начнем с определения понятий. Анализ (аналитический подход) это:

— разделение предмета, явления, проблемы на составные части;

— выделение и изучение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему;

— игнорирование несущественных деталей;

— определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами.

Аналитические навыки — способность применять аналитический подход для решения конкретных задач.

Способности интеллекта, позволяющие журналисту быть аналитиком

Аналитические: умение проводить всесторонний анализ информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации.

Логические: способность рассуждать, мыслить и анализировать, не нарушая принципов формальной логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы.

Дедуктивные: качества, способствующее тому чтобы выуживать общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, т.е. способность к обобщению, умение находить закономерности.

Критические: способность к мысленной критической оценке информации, умение отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи, качество, позволяющее противостоять влиянию и внушению.

Прогностические: умение позволяющее планировать наперед, формировать в уме модель будущих событий и одновременно удерживать в голове варианты решения различных альтернатив.

Способности к абстрактному мышлению: позволяют проникать умом в сложные абстрактные идеи (математические, логические, философские) и удерживать в мышлении сложные концепции и системы.

Способности к образному мышлению: дают возможность сопоставлять в уме разные по смыслу вещи, подводя их под общий условный знаменатель, умение формулировать сравнения, метафоры, что упрощает понимание сложных идей.

Что об этом думают практики-профессионалы?

Наталья Лигачева, шеф-редактор журнала и интернет-издания «Телекритика», относит к аналитическим материалы, которые содержат:

•анализ причин, следствий анализируемых событий и прогнозы развития событий;

•обязательно рассмотрение нескольких версий происходящего и нескольких возможных выводов-прогнозов;

•наличие внятной и как можно более широкой аргументации;

•наличие ссылок на мнение экспертов, на источники информации или обоснование отсутствия таких ссылок;

•конструктивную критику - то есть, наличие описания каких-то позитивных шагов, инструментов, механизмов, которые могли бы разрешить ситуацию;

•авторскую позицию, которая согласуется с общественными интересами.

 Сергей Даниленко, главный редактор портала гражданской журналистики «ХайВей», считает материал аналитическим, при наличии в нем:

разных точек зрения,

причинно-следственных логических цепочек,

фактажа и статистики,

четких определений понятий,

вариантов дальнейшего развития ситуации и обоснованные параллели со схожими ситуациями.

Аналитика - не просто «жанр»: это жанр, выполняющий определенную роль.

«Роль аналитики - в скрытии язв общественного процесса и поиске рецептов их лечения. Обозначение тенденций - как негативных, так и позитивных - в развитии разных процессов. Публичная рефлексия на общественно-важные темы, которая призвана подстегивать "яйцеголовых" к дискуссии, в которой только и рождается истина, а чиновников и власть предержащих - вынуждать прислушиваться к общественному мнению, ориентироваться на экспертное мнение при выработке и принятии решений. Артикуляция общественного запроса и общественного интереса», - считает Наталья Лигачева.

А Сергей Даниленко отмечает: «Аналитика - пища для ума и основа принятия важных решений».

Другими словами, аналитические материалы ценны для общества как раз своей глубиной, объективностью и глобальностью взгляда на те или иные события или процессы. Хорошая аналитика способна не только «отразить», но и спрогнозировать. Такие статьи формируют определенную культуру потребления информации, учат читателя вдумчивости, рациональности и незаангажированности.

Для того, чтобы соответствовать всему вышеперечисленному, журналист-аналитик должен обладать многочисленными и разнообразными источниками информации. Говорят, хороший журналист должен представлять окружающий мир как совокупность источников информации и знать их координаты.

Типов источников информации, как и методов, три. Это  соответственно – документы, люди и предметно-вещественная среда.

Из этих трех основных источников журналист может получить полную информацию на интересующую его тему. Но как найти эту тему, как узнать, где и что произошло, а лучше – будет происходить?  Эти вопросы мы рассмотрим на практических занятиях

Контрольные вопросы к лекции

  1.  На основе схемы-матрицы составьте формулы заметки, отчета и интервью.
  2.  Что может анализировать журналист? Перечислите составляющие части (этапы) анализа
  3.  Перечислите способности интеллекта, которые определяют возможность быть аналитиком

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1918. Профессия – наше будущее 21.2 KB
  Цель мероприятия: сформировать представление о разнообразии профессий, а также уметь находить между ними существенные отличия и сходства, что в дальнейшем позволит более глубже оценивать каждую профессию.
1919. Квантовая механика. Квантование на искривленных поверхностях 1.2 MB
  Метод Гамильтона, квантование на искривленных поверхностях, квантование на плоских поверхностях, обобщенная гамильтонова динамика, скобки Дирака в геометрии.
1920. Формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината 1.2 MB
  Теоретико-методические проблемы формирования экологической культуры учащихся. Педагогический подход к содержанию и технологии формирования экологической культуры учащихся в образовательных учреждениях. Организационные и содержательные условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры.
1921. Образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации 1.2 MB
  Научно-методические основы создания и использования образовательных интернет-порталов. Организация представления учебной информации на портале. Практическая реализация информационно-образовательного портала вуза.
1922. Земля. Справочник собственника и арендатора 1.19 MB
  Правовые основы земельных отношений, виды земель и их значение. Порядок оформления и переоформления прав на земельные участки. Основания приобретения права собственности на землю. Общая характеристика сделок с земельными участками.
1923. Лингвокультурная специфика словообразовательной категории локативности 1.19 MB
  Общая характеристика локативов как предмета исследования и терминологии работы. Лексико-семантическое поле в соотношении со словообразовательной категорией локативности. Категория локативности в русской деривационной системе.
1924. Проблема свободы в поэтическом творчестве В.С. Высоцкого 1.19 MB
  Теоретические аспекты проблемы свободы воли. Философская традиция проблемы свободы в 1950-1970 годах. Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной тематики В.С. Высоцкого. Символика самолета, птицы и полета в разработке проблемы свободы.
1925. Направленный синтез каротиноидов у дрожжей и перспектива их использования, 1.5 MB
  Каротиноидные пигменты - биологические функции и перспектива использования. Биостимуляторы, индукторы и координационные соединения металлов. Скрининг дрожжей, обладающих повышенной способностью к биосинтезу каротоноидных пигментов.
1926. Ансамбли сигналов и их характеристики 240.57 KB
  Диаграммы сигналов во всех точках системы передачи дискретных сообщений. Структурная схема систем передачи дискретных сообщений с применением частотной модуляции. Зависимости вероятности ошибочного приема от отношения сигнал-шум.