50255

Типические признаки жанров журналистики. Аналитичность журналистского материала

Лекция

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Информирование общественности о фактах действительности; пропаганда и распространение опыта; популяризация знаний; анализ окружающей действительности (освещение результатов анализа, постановка проблем, пути их решения)...

Русский

2014-11-15

50.5 KB

1 чел.

Лекция № 2

Типические признаки жанров журналистики. Аналитичность журналистского материала

    Все жанры журналистики обладают рядом свойств, которые определяют сходства и различия между ними. Такие свойства можно назвать типическими признаками жанров. Предлагаемая схема-матрица позволяет выявить и закрепить определенную характеристику каждого жанра. Схема содержит 4 основных типических жанровых признака (они обозначены цифрами 1, 2, 3, 4), каждый из которых включает компоненты (а, б, в, г), присущие всем жанрам журналистики. Схема-матрица выглядит так.

    1. Задачи публикации:

а) информирование общественности о фактах действительности;

б) пропаганда и распространение опыта;

в) популяризация знаний;

г) анализ окружающей действительности (освещение результатов анализа, постановка проблем, пути их решения);

    2. Метод отображения действительности:

а) описание на основе фактов, непосредственно наблюдаемых журналистом;

б) отображение на основе фактов, полученных журналистом в процессе изучения документов и опросов;

в) осмысление, использование и оценка фактов, воплощенных в художественном произведении литературы и искусства;

г) оценка фактов со стороны компетентного лица (эксперта) или всесторонний анализ и оценка явлений действительности, данные журналистом.

    3. Масштаб отображения действительности:

а) отдельный факт;

б) группа, цепочка связанных друг с другом фактов;

в) всестороннее освещение локального участка действительности (“кусочек жизни”);

г) широкое освещение действительности.

    4.   Средства изображения:

а) художественные образы;

б) сатирические и юмористические образы;

в) изобразительно-выразительные средства;

г) литературно-стилистическая обработка текста.

    

Схема-матрица характеристики жанров

Жанровый признак

А

Б

В

Г

1.Задачи публикации

Информиро-вание обществен-ности

о фактах действи-

тельности

пропаганда и

распростране-ние опыта

Популяриза-ция знаний

анализ окружающей

действительности (освещение результа-тов анализа, постановка проблем, пути их решения)

2. Метод отображе-ния действи-тельности

описание на основе фактов, непосредст-венно наблюдае-мых журналис-том

отображение на основе фактов, полученных журналистом в процессе изучения документов и опросов

осмысление, использование и оценка фактов, воплощенных в художествен-ном произведении литературы и искусства

оценка фактов со стороны компетентного лица

(эксперта) или всесторонний анализ и оценка явлений действительности, данные журналистом.

3. Масштаб отображе-ния действи-тельности

отдельный факт

группа, цепочка связанных друг с другом фактов

всестороннее

освещение локального участка действитель-ности (“кусочек жизни”)

широкое освещение

действительности

4. Средства изображе-ния

Художе-ственные образы

сатирические и

юмористичес-кие образы

Изобразитель-но-выразитель-ные средства

литературно-

стилистическая обработка текста

Каждому жанру соответствует своя компонента (или две-три). Например, о репортаже можно сказать, что: 1) его задача —”информирование общественности” о наиболее значительных фактах действительности; 2) по методам отображения действительности ему присущи лишь “факты действительности, наблюдаемые журналистом”; 3) по масштабу отображения ему свойственны “группа, цепочка связанных друг с другом фактов” или “всестороннее освещение конкретной ситуации”; 4) среди средств изображения в этом жанре чаще всего используются “изобразительно-выразительные средства”.

Таким образом, репортаж как жанр на основании нашей схемы-матрицы характеризуется набором конкретных типических признаков, которые можно представить в виде формулы:

Репортаж =1а^2а^3бв^4в

          

Что такое аналитические навыки? Можно ли их развивать? Как применяются аналитические способности в решении практических задач, то есть при подготовке журналистской публикации? Начнем с определения понятий. Анализ (аналитический подход) это:

— разделение предмета, явления, проблемы на составные части;

— выделение и изучение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему;

— игнорирование несущественных деталей;

— определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами.

Аналитические навыки — способность применять аналитический подход для решения конкретных задач.

Способности интеллекта, позволяющие журналисту быть аналитиком

Аналитические: умение проводить всесторонний анализ информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации.

Логические: способность рассуждать, мыслить и анализировать, не нарушая принципов формальной логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы.

Дедуктивные: качества, способствующее тому чтобы выуживать общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, т.е. способность к обобщению, умение находить закономерности.

Критические: способность к мысленной критической оценке информации, умение отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи, качество, позволяющее противостоять влиянию и внушению.

Прогностические: умение позволяющее планировать наперед, формировать в уме модель будущих событий и одновременно удерживать в голове варианты решения различных альтернатив.

Способности к абстрактному мышлению: позволяют проникать умом в сложные абстрактные идеи (математические, логические, философские) и удерживать в мышлении сложные концепции и системы.

Способности к образному мышлению: дают возможность сопоставлять в уме разные по смыслу вещи, подводя их под общий условный знаменатель, умение формулировать сравнения, метафоры, что упрощает понимание сложных идей.

Что об этом думают практики-профессионалы?

Наталья Лигачева, шеф-редактор журнала и интернет-издания «Телекритика», относит к аналитическим материалы, которые содержат:

•анализ причин, следствий анализируемых событий и прогнозы развития событий;

•обязательно рассмотрение нескольких версий происходящего и нескольких возможных выводов-прогнозов;

•наличие внятной и как можно более широкой аргументации;

•наличие ссылок на мнение экспертов, на источники информации или обоснование отсутствия таких ссылок;

•конструктивную критику - то есть, наличие описания каких-то позитивных шагов, инструментов, механизмов, которые могли бы разрешить ситуацию;

•авторскую позицию, которая согласуется с общественными интересами.

 Сергей Даниленко, главный редактор портала гражданской журналистики «ХайВей», считает материал аналитическим, при наличии в нем:

разных точек зрения,

причинно-следственных логических цепочек,

фактажа и статистики,

четких определений понятий,

вариантов дальнейшего развития ситуации и обоснованные параллели со схожими ситуациями.

Аналитика - не просто «жанр»: это жанр, выполняющий определенную роль.

«Роль аналитики - в скрытии язв общественного процесса и поиске рецептов их лечения. Обозначение тенденций - как негативных, так и позитивных - в развитии разных процессов. Публичная рефлексия на общественно-важные темы, которая призвана подстегивать "яйцеголовых" к дискуссии, в которой только и рождается истина, а чиновников и власть предержащих - вынуждать прислушиваться к общественному мнению, ориентироваться на экспертное мнение при выработке и принятии решений. Артикуляция общественного запроса и общественного интереса», - считает Наталья Лигачева.

А Сергей Даниленко отмечает: «Аналитика - пища для ума и основа принятия важных решений».

Другими словами, аналитические материалы ценны для общества как раз своей глубиной, объективностью и глобальностью взгляда на те или иные события или процессы. Хорошая аналитика способна не только «отразить», но и спрогнозировать. Такие статьи формируют определенную культуру потребления информации, учат читателя вдумчивости, рациональности и незаангажированности.

Для того, чтобы соответствовать всему вышеперечисленному, журналист-аналитик должен обладать многочисленными и разнообразными источниками информации. Говорят, хороший журналист должен представлять окружающий мир как совокупность источников информации и знать их координаты.

Типов источников информации, как и методов, три. Это  соответственно – документы, люди и предметно-вещественная среда.

Из этих трех основных источников журналист может получить полную информацию на интересующую его тему. Но как найти эту тему, как узнать, где и что произошло, а лучше – будет происходить?  Эти вопросы мы рассмотрим на практических занятиях

Контрольные вопросы к лекции

  1.  На основе схемы-матрицы составьте формулы заметки, отчета и интервью.
  2.  Что может анализировать журналист? Перечислите составляющие части (этапы) анализа
  3.  Перечислите способности интеллекта, которые определяют возможность быть аналитиком

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4519. Насосні станції. Навчально-методичний посібник 1.59 MB
  Вступ Ефективність роботи над курсом Насосні станції забезпечується путівником у вигляді структурованих модулів, в яких визначена послідовність виконання навчальних дій та характер їх виконання у вигляді символів. Основні положення при виконанні р...
4520. Радиоприемные устройства. Конспект лекций 1.58 MB
  Радиоприемные устройства В упрощенном изложении представлены принципы построения, основные схемотехнические и системотехнические решения и теоретические основы радиоприемных устройств. Рассмотрены структурные схемы радиоприемных устройств различного...
4521. Слово в телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании 868.5 KB
  Введение Растущее число научных и учебно-методических публикаций, в которых общекультурные, этические, социальные проблемы рассматриваются сквозь призму языковых явлений, свидетельствует о далеко не исчерпанных возможностях отечественной лингвистики...
4522. Автоматизированные информационно-управляющие системы 194.04 KB
  Цель работы Целью работы является изучение методов статистического моделирования временных рядов. Теоретическая часть Методы моделирования одномерных временных рядов Динамика рядов показателей состояния участков территориальных систем в общем случае...
4523. Практическое использование методов и средств диагностики 20.13 KB
  Практическое использование методов и средств диагностики Классификация диагностического оборудования В настоящее время нет достаточно четкой и полной классификации диагностического оборудования. Это создает определенные трудности при решении многих ...
4524. Расчет состава шихты, материального и теплового балан-сов агломерационного процесса 338.5 KB
  Введение Расчет агломерационной шихты ведут с целью определения такого соотношения между ее компонентами, которое обеспечит получение агломерата заданного качества. В простейшем случае при заданном расходе руды и коксовой мелочи необходимо вычислить...
4525. Грошово-кредитні системи зарубіжних країн 989 KB
  Розглянуто етапи еволюції грошово-кредитних систем, охарактеризовано їхні основні складові. Проаналізовано грошово-кредитну політику країн із розвиненою економікою. Окремий розділ присвячено огляду діяльності міжнародних валютно-кредитних та фінансо...
4526. Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений 225.5 KB
  Изучение теодолитов. Поверки. Производство измерений Цель работы: Изучить устройство, поверки теодолита Т30, принципы и порядок измерения горизонтальных и вертикальных углов с помощью теодолита. Описание и общая схема теодолита Т30 с осями...
4527. Расчет надземного трубопровода на прочность и продольную устойчивость 22.04 KB
  Расчет надземного трубопровода на прочность и продольную устойчивость Постановка цели: Определить допустимое расстояние между опорами надземного балочного перехода газопровода произвести расчет данного участка на прочность и продольную устойчивость...