50272

РОЛЬ МОЗЖЕЧКА И СТРУКТУР ПЕРЕДНЕГО МОЗГА В РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

Лекция

Биология и генетика

Зернистый слой состоит из клеток-зерен и клеток Гольджи. Клетки-зерна – единственные возбуждающие нейроны коры мозжечка. Аксоны клеток-зерен уходят к молекулярному слою, образуя там Т-образные разветвления и контактируя с параллельными волокнами.

Русский

2014-11-16

2 MB

12 чел.

РОЛЬ МОЗЖЕЧКА И СТРУКТУР ПЕРЕДНЕГО МОЗГА В РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

  1.  Структурно-функциональная организация мозжечка
  2.  Физиология стриопаллидарной системы мозга
  3.  Пирамидная и экстрапирамидная системы мозга

Мозжечок (малый мозг) – надстволовая структура, имеющая связь со

      стволом мозга через 3 пары ножек.

Имеет 3 отдела:

  1.  Архиоцеребеллум – задняя часть червя и флокконодулярная (клочково-узелковая) зона;
  2.  Палеоцеребеллум – околочервячная (промежуточная) зона;
  3.  Неоцеребеллум – латеральные зоны полушарий.

Распределение белого и серого вещества: основная масса мозжечка – белое вещество; серое вещество – кора мозжечка и подкорковые ядра (3 пары):

 

зубчатое   промежуточные  ядро шатра

        (шаровидное и пробковидное)

   Ядра мозжечка являются переключающими станциями, с

четкой проекцией на определенные структуры мозжечка – эфферентные выходы

В свою очередь, кора мозжечка обладает четкой эфферентной проекцией на ядра мозжечка:

 

 

Каждая область коры мозжечка имеет собственный выход на собственное ядро! (это межнейрональные взаимоотношения между структурами мозжечка)

ЗЯ – зубчатое ядро

ВЯ – вставочное (промежуточное) ядро

Ш – ядро шатра

Флокконодулярная доля имеет прямой выход на вестибулярные ядра Дейтерса

КОРА МОЗЖЕЧКА

Нейрональная организация коры мозжечка – 3 слоя:

  1.  Молекулярный слой;
  2.  Ганглиозный слой (слой клеток Пуркинье);
  3.  Гранулярный слой.

Молекулярный слой состоит из параллельных волокон, обеспечивающих взаимосвязь всех нейронов мозжечка, и 2х видов тормозных нейронов: звездчатых клеток и корзинчатых клеток.

Ганглиозный слой образован клетками Пуркинье (также тормозные нейроны). Звездчатые клетки аксонами оплетают дендриты клеток Пуркинье, образуя тормозные аксо-дендритические синапсы. Корзинчатые клетки оплетают аксонами тела клеток Пуркинье, образуя тормозные аксо-соматические синапсы. Аксоны клеток Пуркинье уходят за пределы коры мозжечка, фомируя эфферентные нервные волокна, которые будут контактировать с нейронами переключающих ядер мозжечка (аксо-соматические синапсы).

Зернистый слой состоит из клеток-зерен  и клеток Гольджи. Клетки-зерна – единственные возбуждающие нейроны коры мозжечка. Аксоны клеток-зерен уходят к молекулярному слою, образуя там Т-образные разветвления и контактируя с параллельными волокнами.

    От нижних олив       От ядер ствола

Эфферентные влияния всегда тормозные!

Входящая афферентация вызывает как возбуждение (через лиановидные волокна), так и торможение (через моховидные волокна) клеток Пуркинье, исходящая же информация всегда тормозная (большей или меньшей силы) на переключающих ядрах мозжечка.

Связи мозжечка со структурами, участвующими в регуляции двигательной функции, - двойные. Они обеспечиваются ножками мозжечка (3 пары ножек).

АФФЕРЕНТАЦИЯ МОЗЖЕЧКА

От всех сенсорных систем организма :

  1.  собственные пути от проприорецепторов мышц – пути Флексига и Говерса;
  2.  коллатерали от путей Голля и Бурдаха;
  3.  от кожи: спино-ретикуло-мозжечковые пути и коллатерали от спиноталамических путей;
  4.  от олив – оливомозжечковые пути;
  5.  от тектоспинального пути – зрительные и слуховые бугры четверохолмия;
  6.  коллатерали от нисходящих путей: кортико-понтийно-мозжечковый, руброспинальный, вестибулоспинальный.

Т.е., мозжечок получает афферентацию от всех структур, обеспечивающих контроль и исполнение двигательной функции

ЭФФЕРЕНТАЦИЯ МОЗЖЕЧКА

Происходит из переключающих ядер мозжечка. Только флокконодулярная доля эфферентирует n. Дейтерса и РФ ствола прямо без переключения.

1 – фастигиальное ядро (ядро шатра)

 Пути Флексига и Говерса

 Вестибуло-

мозжечковый путь

Т.е., архицеребеллум участвует в бульбарном уровне регуляции двигательной функции.

2 – промежуточное ядро (шаровидное и пробковидное)

   Кортико-понтийно-церебеллярный путь

 Пирамид-

ный путь

 

Обратная связь 

 

3 – зубчатое ядро (n. dentatus)

Эфферентные связи обеспечивают взаимосвязь уже выполненной части двигательного акта со следующим его этапом – формируется двигательный цикл.

Т.о.,  локомоторная функция мозжечка:

Корректирует уже выполняющееся   Сравнивает его с программой

                   движение               двигательного акта, которая

      зафиксирована в энграммах памяти КБП

Обеспечивает формирование двигательных программ для:

А) поддержания равновесия;

Б) силы мышечного сокращения;

В) регуляции объема совершаемых движений.

Сам мозжечок не входит в иерархическую цепь двигательной системы, но имеет связь с:

  1.  моторной корой;      2) двигательными центрами ствола; 3) спинным мозгом

обеспечивает:

- сравнение двигательной программы коры с ее исполнением;

- коррекцию движения, если оно не соответствует программе.

Симптомы поражения мозжечка

Триада Лючиани – синдром атаксии (нарушение равновесия и координации

               двигательной функции)

  1.  атония;
  2.  астазия;
  3.  астения.

         Согласно учению Орбелли, мозжечок имеет 3 функции:

  1.  локомоторная;
  2.  вегетативная;
  3.  стабилизация порогов чувствительности.

        При нарушении локомоторной функции развиваются:

  1.  абазия – невозможность ходить;
  2.  дезэквилибрация – нарушение равновесия (проба: пройти по прямой линии; стоя, вытянув руки, закрыть глаза);
  3.  адиадохокинез (проба: супинация – пронация);
  4.  асинергия (пяточно-коленная проба, пальценосовая проба);
  5.  скандированная речь.

Повышен тонус экстензоров!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54558. Сон – залог здоровья 90 KB
  Задачи: расширить представление о сне; проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека; сделать выводы, предложить здоровые нормы поведения перед сном; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
54559. Сущность, место и роль государственной собственности 18.58 KB
  Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики, и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности.
54560. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка 19.07 KB
  Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.
54561. Основні методи доведення нерівностей 255.5 KB
  Мета: освітня: систематизувати та відкоригувати вміння та навички доводити нерівності різними методами: використання означення нерівності доведення від супротивного використання відомої нерівності виділення квадрата двочлена застосування ключових нерівностей; перевірити та встановити рівень оволодіння учнями способів доведення нерівностей вміння та навички у нестандартних ситуаціях творчість учнів у завданнях найвищого рівня завданнях олімпіадного характеру; повторити глибоко осмислити навчальний матеріал з метою формування...
54562. Розробка уроків (пар) алгебри для 9-го класу з теми «Нерівності» 865 KB
  Разом з розв’язаними вправами вправами для розв’язування біля дошки приклади для самостійного розв’язку учнями роботою з картками домашніми завданнями завданнями для повторення матеріалу за попередні класи та теми все це є єдиним цілим для вчителя який візьме дану розробку і буде спиратися на неї як на свій власний конспект. Включення ж до теми методу інтервалів є логічним кроком при розгляді теорії нерівностей адже він просто губиться при подальшому викладанні і при нагоді може слугувати методом розв’язування квадратичних...
54563. Розвязування квадратичних нерівностей 231 KB
  Мета уроку: Формувати вміння та навички з розвязування Квадратичних нерівностей; розвивати логічне мислення, мову учнів; виховувати цікавість до математики, культуру математичних записів. Тип уроку: урок формування вмінь і навичок. Обладнання: компютера, таблиці.
54564. Лінійні нерівності з однією змінною 51.5 KB
  Мета уроку: систематизувати і узагальнити знання учнів по темі продовжити формувати практичні навики по розвязуванню нерівностей; на прикладах показати учням застосування нерівностей до практичних задач; стежити за дотриманням учнями графічної культури; розвивати математичну мову логічне мислення; вчити учнів працювати з підручником. Що називається розв`язком нерівності Що означає розв’язати нерівність 4. Сформулювати властивості які використовуються при розв’язуванні нерівностей. Ті учні які під час попередньої...
54565. Первые экономические школы. Меркантилисты и физиократы 18.69 KB
  В эту эпоху экономической идеологией молодой торговой буржуазии был меркантилизм (от mercantile — торговый). Меркантилисты не были профессиональными учеными, как правило, это были выходцы из купцов, мелких и средних буржуа. Они точно определили способы получения крупных состояний: торговля, кредит, война.
54566. Біологічне значення, загальний план будови, властивості та розвиток нервової системи 380 KB
  Обладнання: муляж Головний мозок таблиці Нервова система Головний мозок Спинний мозок Нервова клітина Схема рефлекторної дуги презентація Будова спинного і головного мозку роздавальний матеріал: будова нейрона опорний конспект Будова нервової системи Тип заняття: лекція 1год. Велика частина мислителів того часу не представляла значення мозку для психічної діяльності людини і навіть великий Аристотель вважав не мозок а серце вмістилищем душі. Гіппократ вперше відзначив що поранення голови часто ведуть до...