50277

ФИЗИОЛОГИЯ БОЛИ

Лекция

Биология и генетика

Соматическая: поверхностная (кожа) и глубокая (мышцы, суставы, связки, кости). Висцеральная – во внутренних органах (воспаление, деструкция, дискинезия, нарушение кровоснабжения); Проекционная (фантомная). Отраженная (зоны Захарьина-Геда)

Русский

2014-11-16

161.5 KB

1 чел.

Тема: ФИЗИОЛОГИЯ БОЛИ

  1.  Болевой анализатор – особенности:
    1.  Информация о повреждающем действии раздражителя;
      1.  Сложный и мощный эфферентный контроль.
  2.  Классификация боли:
    1.  Соматическая: поверхностная (кожа) и глубокая (мышцы, суставы, связки, кости)
    2.  Висцеральная – во внутренних органах (воспаление, деструкция, дискинезия, нарушение кровоснабжения);
    3.  Проекционная (фантомная)
    4.  Отраженная (зоны Захарьина-Геда)
  3.  Компоненты боли:
    1.  сенсорный (ощущение боли);
    2.  вегетативный (нарушение функции внутренних органов);
    3.  аффективный (эмоциональный фон);
    4.  потребностно-мотивационный (мотивационное противоболевое поведение);
    5.  когнитивный (оценка боли – боль как страдание).
  4.  Причины боли:
    1.  Повреждение покровов и целости оболочек полостей и внутренних органов;
      1.  Ухудшение снабжения О2, которое приводит к структурно-функциональным повреждениям (некрозы)
  5.  Теории боли:
    1.  Специфические рецепторы
      1.  Неспецифические рецепторы интенсивности раздражителя
        1.  Теория специфичности и интенсивности раздражителя + антиноцицептивная система организма

РЕЦЕПТОРНЫЙ ОТДЕЛ НОЦИЦЕПЦИИ

Безмиелиновые нервные окончания нервных волокон Аδ, С

Плотность: пальцы, кожа – 200 /см2; граница дентина и эмали – 75000 /см2

  1.  

Типы рецепторов:

  1.  Механоноцицепторы
    1.  Механотермические рецепторы

(t >45°C, t < 15°C)

  1.  Полимодальные ноцицепторы – окончания С – медленная нечетко

локализованная боль

  1.  Раздражители болевых рецепторов:
    1.  Механические – сдавливания, скручивания, растяжения, давления >40 г/мм2;
    2.  Термическиеt >45°C, t < 15°C;
    3.  Химические – продуктами разрушения клеток и продуктами метаболизма при их высвобождении (К+, Н+, серотонин, гистамин, брадикинин, АДФ)
  2.  Свойства рецепторов боли:
    1.  Являются высокопороговыми
    2.  Ноцицепторы С-окончаний плохо адаптируются
    3.  Сенситизация (или сенсибилизация) ноцицепторов – это снижение порога раздражения и, следовательно, повышение возбудимости при длительном или многократно повторяющемся раздражении

ПРОВОДНИКОВЫЙ ОТДЕЛ БОЛЕВОГО АНАЛИЗАТОРА

Что проводит

1.Болевая чувствительность внутренних органов

2.Болевая чувствительность туловища и конечностей:

1) глубокая;

2) поверхностная

3.Лицо и ротовая полость

Пути

Спиноталамический латеральный:

Тригеминальная система (V пара ч.м.н.)

Палеоталамический

Медленную не четко локализованную боль

Волокна С

1)переключение в неспецифичес-ких ядрах таламуса (ретикулярная формация);

2)коллатерали на нейроны центр. серого вещества среднего мозга, голубое пятно (включает стволовой уровень антиноцицептивной системы)

Проекция на многие области КБП (SI и SII) и в лимбическую систему мозга

Медленная поздняя боль, сопровождается аффективной-мотивационным поведением

Неоталамический

«быструю» четко локализованную боль

Волокна Аδ

1й нейрон – спинальный ганглий

2й нейрон – боковые рога серого вещ-ва спинного мозга

3-й нейрон – специфические релейные ядра таламуса

4-й нейрон – кора больших полушарий, зоны SI и SII (сенсорный человечек по Пенфилду)

Медиатор – глутамат  

1-й нейрон – в ганглии V пары ч.м.н.

2-й нейрон – в ядре V пары ч.м.н.

3-й нейрон – в ядрах таламуса:

А)Волокна типа Аδ – к специфическим ядрам таламуса (быстрая, четко локализованная боль) и к неспецифическим ядрам таламуса (медленная, нет четкой локализации боли)

Б)Волокна типа С – к неспецифическим ядрам таламуса

КОРКОВЫЙ ОТДЕЛ БОЛЕВОГО АНАЛИЗАТОРА

КБП

Поля по Пенфилду

Лобная кора

Лимбическая система

SI

SII

Когнитивный компонент

Афферентно-мотивационный компонент

Быстрая боль

Ощущение четко локализованной боли

Возникает в результате содружественного возбуждение не только болевых рецепторов, но и тактильных

Медленная боль

Нет четкой локализации

Т.к. проведение возбуждения через РФ и неспецифические ядра таламуса проецируется не только в SI и SII, но и в другие области коры

Нейроны SII связаны обратными связями с таламусом

Фильтрация возбуждения

Усиление или ослабление боли

АНТИНОЦИЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА

Опиатные пептиды

Воротная система спинного мозга

Голубое пятно (центр. серое вещество среднего мозга)

Таламус

Гипоталамус

Эндорфины μ-рец.

Энцефалины σ-рец.

Дидорфины κ-рец.

Пресинаптическое торможение, уменьшение влияния возбужда-ющего медиатора

ЖССП

Желатинозная субстанция спинного мозга

Кортико-либерины

Симпатичес-кая н.с.

НА, А

Тормозная структура

Аδ       ЖСМ       2-й нейрон

С

Усиление выделения энкефалинов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45668. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 565 KB
  Социальная ситуация развития новорожденного характеризуется совершенно беспомощным состоянием ребенка, постепенно у него начинает появляться собственная активность: слуховое и зрительное сосредоточение, способность выделять из окружающей среды ухаживающую за ним мать, устанавливать с ней эмоциональные связи.
45670. Виды рекламы и их характеристика 36 KB
  Реклама любая форма неличного представления товаров оплаченная точно установленным заказчиком. Ассоциация маркетологов США 1948 По Закону о Рекламе: Реклама это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице товарах услугах идеях или начинаниях рекламная информация которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана информировать или поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам товарам идеям или начинаниям и способствовать реализации товаров идей и...
45672. Креатив. Формы творческих идей 36 KB
  Формы творческих идей В основе многих креативных идей лежат яркие запоминающиеся фразы – слоганы. Формирование творческих идей Под формированием творческой идеи подразумевается процесс получения оригинальной идеи. 1 мозговой штурм для определения общего стратегического направления рекламной кампании; 2 релаксация; 3 результаты мозгового штурма перерабатываются посредством индивидуального построения ассоциаций; 4 обсуждение готовых идей коллективом творческой группы. Основные свойства метода: разделение процессов генерации и критики во...
45674. Политическая и социальная реклама 36 KB
  Политическая и социальная реклама. Политическая реклама используется как инструмент пропаганды определенных политических идей партий деятелей и т. Как и коммерческая реклама реклама политическая благодаря своей многотиражности многообразию возможности повторения лаконизму и эмоциональности обладает значительными возможностями воздействия на массовое сознание. Политическая реклама не только оправдана – она крайне необходима в нашем обществе.
45675. Рекламный бюджет организации 33.5 KB
  Интуитивный метод Первый метод интуитивный. Метод остаточных средств Еще один метод близкий к интуитивному метод остаточных средств или все что нам по карману. Остаточный метод не учитывает того что на разных этапах развития перед компанией могут стоять разные цели и задачи на достижение которых может просто не хватить средств. Процент от продаж Третьим в рейтинге популярности рекламодателей идет метод определения рекламного бюджета как процента от объема продаж иногда как процента от выручки или товарооборота.