50278

Промежуточный мозг

Лекция

Биология и генетика

Анатомически промежуточный мозг (diencephalon) является отделом мозгового ствола. Однако, в отличие от среднего и продолговатого мозга, промежуточный мозг в эмбриогенезе формируется вместе с большими полушариями из переднего мозгового пузыря.

Русский

2014-11-16

64.5 KB

0 чел.

Промежуточный мозг.

Анатомически промежуточный мозг (diencephalon) является отделом мозгового ствола. Однако, в отличие от среднего и продолговатого мозга, промежуточный мозг в эмбриогенезе формируется вместе с большими полушариями из переднего мозгового пузыря.

Главными образованиями промежуточного мозга являются зрительные бугры – thalami optici, и подбугровая часть – hypothalamus. Последний является высшим центром вегетативной нервной системы, осуществляющим регуляторные влияния через стволовые и спинальные вегетативные центры на висцеральные функции организма. Ядра таламуса расположены в области боковой стенки III желудочка; ядра гипоталамуса образуют его нижнюю и нижне-боковую стенки. Верхняя часть III желудочка образована сводом и эпифизом (эпиталамус).

Таламус (Th) – коллектор всех афферентных (сенсорных) путей, за исключением обонятельных, идущих к коре.

Таламус – это своеобразные ворота информации при её передаче от рецепторных полей к коре. Поэтому при локальных повреждениях некоторых ядер таламуса кора лишается определенной информации (зрительной, слуховой, вкусовой, соматосенсорной и т.д.).

История. При изучении функций таламуса первично было открыто его участие в формировании зрительного образа. Через таламус проходят зрительные пути, поэтому его назвали зрительными буграми. На современном уровне развития нейрофизиологии – это скорее чувствительные бугры.

Таламус делится прослойками белого вещества на три области: переднюю, латеральную и медиальную, каждая из которых состоит из ряда ядер.

Ядра таламуса, в свою очередь, делятся на: передние, интраламинарные, срединные и задние. Всего в настоящее время открыто около 40 таламических ядер.

Лоренто де-Но (Нобелевская премия за изучение таламуса) предложил все ядра таламуса разделить на:

  1.  Специфические
  2.  Неспецифические

Основой такой классификации является:

  1.  топография окончаний таламических нервных волокон в коре больших полушарий;
  2.  характер электрофизиологических ответов коры больших полушарий при стимуляции отдельных ядер таламуса

Указанные ядра участвуют в формировании таламических путей.

  1.  Специфические таламические пути. Образуются нервными волокнами, идущими от специфических таламических ядер в сенсорные и ассоциативные зоны коры больших полушарий (III и IV слои коры). Информация подается в четко ограниченную зону коры, т.е. эти ядра имеют непосредственный контакт с нейронами определенных сенсорных и ассоциативных зон КБП.

Возбуждение специфических ядер таламуса передается на кору через прямые межнейрональные связи этих ядер с нейронами определенных участков коры (локальное возбуждение). Тот факт, что сенсорные сигналы (афферентные) на пути к коре переключаются на нейронах таламуса, имеет большое значение: связи таламуса с корой двусторонние, кора через тормозные влияния на нейроны таламуса обеспечивает наилучшую передачу в кору той информации, которая имеет наибольшую важность. Торможение подавляет слабые возбуждающие влияния, благодаря чему выделяются наиболее важная сенсорная информация, приходящая на таламус. Наибольшее возбуждающее действие на таламус оказывают приходящие болевые сигналы, т.к. таламус – это высший центр болевой чувствительности.

  1.  Неспецифические таламические пути. Образуются нервными волокнами, идущими от неспецифических ядер таламуса во многие зоны коры и вовлекающими в анализ афферентной информации большое количество корковых нейронов. Неспецифические ядра являются продолжением ретикулярной формации среднего мозга, представляя собой ретикулярную формацию таламуса.

Возбуждение неспецифических ядер таламуса передается на кору через подкорковые ядра, поэтому результатом является фоновая ритмическая активность широких областей коры. Таким образом, неспецифические ядра таламуса являются внутриталамической интегрирующей системой.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ  ЯДРА  ТАЛАМУСА

делятся на 2 группы

  1.  


ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЕ (РЕЛЕЙНЫЕ) ЯДРА ТАЛАМУСА

Отраженные боли: импульсы от висцерорецепторов и экстерорецепторов с участка кожи, расположенного над этим органом, поступают на одни и те же ядра таламуса. Происходит взаимодействие этих нейронов. Поэтому импульсы от патологически измененного органа могут вызвать болезненные ощущения в коже (гиперэстезию).


АССОЦИАТИВНЫЕ ЯДРА ТАЛАМУСА

Функции:

  1.  Быстрая и кратковременная активация нейронов коры (в отличие от стволовой части ретикулярной формации, которая осуществляет медленную и длительную активацию коры).
  2.  Активируют те структуры коры, которые осуществляют конкретные рефлекторные реакции (в отличие от стволовой части РФ, которая осуществляет диффузную активацию всей поверхности коры).
  3.  Неспецифическая таламическая РФ участвует в организации внимания (в отличие от стволовой РФ, которая участвует в поддержании тонуса всей коры).

Резюме. Таламус, являясь коллектором процессов возбуждения для коры БП, не только передает афферентацию, которая возникает при раздражении различных рецептивных полей, но также перерабатывает и преобразовывает эту информацию. Этим таламус участвует в формировании ощущений (пример, таламус – высший центр боли по Геду).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37560. Философия в Беларуси: основные идеи и этапы развития 164.5 KB
  Философия в Беларуси: основные идеи и этапы развития Формирование условий подготовивших возможность возникновения философии Беларуси следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Вместе с тем своеобразие социальноэкономического и общественнополитического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции...
37561. Философия как мировоззренческая концепция 280 KB
  Понятие человека сущность человека. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у того или иного народа или отдельного человека тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Мировоззрение – комплексная форма сознания объемлющая самые разные пласты человеческого опыта – способно раздвигать узкие рамки повседневности конкретного места и времени соотносить данного человека с другими людьми включая и тех что жили раньше будут жить потом. В мифологии отсутствовали отчётливые разграничения мира и человека...
37562. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ в курсах «Философии» и «Культурологии» 212.5 KB
  ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ в курсах Философии и Культурологии Учебнометодическое пособие для студентовзаочников Петрозаводск 2001 Учебнометодическое пособие Изучение проблем философии истории в курсах Философии и Культурологии рассмотрено и одобрено на заседаниях секции гуманитарных дисциплин 25 мая 2001 года и научнометодического совета Карельского филиала СЗАГС 29 мая 2001 года. 3 Распределение материала философии истории по курсам Философии и Культурологии . Содержание...
37563. СПЕЦПИТАННЯ ФІЛОСОФІЇ 953.5 KB
  Основні фції: 1 синтез знань і створення єдиної картини світу відповідної певному рівню розвитку науки культури та історичного досвіду; 2 обгрунтування виправдання і аналіз світогляду; 3 розробка загальної методології пізнання і діяльності людини в навколишньому світі.У цих рядках чудово те що походження пам'яті связиввется в них з походженням таких безперечно історичних прийомів поведінки як рахунок і писемність; ми побачимо дійсно що пам'ять сучасної людини є таким же продуктом його культурного соціального розвитку як і його мова...
37564. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 2.68 MB
  Фатхи ОСНОВЫФИЛОСОФИИ НАУКИ Учебное пособие для аспирантов OCR: В. К 55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки ее генезис и история структура уровни и методология научного исследования актуальные проблемы философии науки роль науки в жизни человека и общества перспективы ее развития и ряд других проблем.
37565. ФИЛОСОФИЯ. Конспект лекций 383 KB
  Она принадлежит к тому природу чего мы все знаем лишь мысля их сами когда мы уже в философии. Строго говоря философии нельзя научить как нельзя научить поэзии или музыке. В философии как в искусстве – свое ремесло навыки приемы что помогает а увидеть проблему там где ее не видят другие б не делать трагедии из факта сосуществования различных способов объяснения мира в терпеливо принимать инакомыслие другого г складно формулировать и выражать свои идеи д отслеживать ясность ума честность...