50278

Промежуточный мозг

Лекция

Биология и генетика

Анатомически промежуточный мозг (diencephalon) является отделом мозгового ствола. Однако, в отличие от среднего и продолговатого мозга, промежуточный мозг в эмбриогенезе формируется вместе с большими полушариями из переднего мозгового пузыря.

Русский

2014-11-16

64.5 KB

0 чел.

Промежуточный мозг.

Анатомически промежуточный мозг (diencephalon) является отделом мозгового ствола. Однако, в отличие от среднего и продолговатого мозга, промежуточный мозг в эмбриогенезе формируется вместе с большими полушариями из переднего мозгового пузыря.

Главными образованиями промежуточного мозга являются зрительные бугры – thalami optici, и подбугровая часть – hypothalamus. Последний является высшим центром вегетативной нервной системы, осуществляющим регуляторные влияния через стволовые и спинальные вегетативные центры на висцеральные функции организма. Ядра таламуса расположены в области боковой стенки III желудочка; ядра гипоталамуса образуют его нижнюю и нижне-боковую стенки. Верхняя часть III желудочка образована сводом и эпифизом (эпиталамус).

Таламус (Th) – коллектор всех афферентных (сенсорных) путей, за исключением обонятельных, идущих к коре.

Таламус – это своеобразные ворота информации при её передаче от рецепторных полей к коре. Поэтому при локальных повреждениях некоторых ядер таламуса кора лишается определенной информации (зрительной, слуховой, вкусовой, соматосенсорной и т.д.).

История. При изучении функций таламуса первично было открыто его участие в формировании зрительного образа. Через таламус проходят зрительные пути, поэтому его назвали зрительными буграми. На современном уровне развития нейрофизиологии – это скорее чувствительные бугры.

Таламус делится прослойками белого вещества на три области: переднюю, латеральную и медиальную, каждая из которых состоит из ряда ядер.

Ядра таламуса, в свою очередь, делятся на: передние, интраламинарные, срединные и задние. Всего в настоящее время открыто около 40 таламических ядер.

Лоренто де-Но (Нобелевская премия за изучение таламуса) предложил все ядра таламуса разделить на:

  1.  Специфические
  2.  Неспецифические

Основой такой классификации является:

  1.  топография окончаний таламических нервных волокон в коре больших полушарий;
  2.  характер электрофизиологических ответов коры больших полушарий при стимуляции отдельных ядер таламуса

Указанные ядра участвуют в формировании таламических путей.

  1.  Специфические таламические пути. Образуются нервными волокнами, идущими от специфических таламических ядер в сенсорные и ассоциативные зоны коры больших полушарий (III и IV слои коры). Информация подается в четко ограниченную зону коры, т.е. эти ядра имеют непосредственный контакт с нейронами определенных сенсорных и ассоциативных зон КБП.

Возбуждение специфических ядер таламуса передается на кору через прямые межнейрональные связи этих ядер с нейронами определенных участков коры (локальное возбуждение). Тот факт, что сенсорные сигналы (афферентные) на пути к коре переключаются на нейронах таламуса, имеет большое значение: связи таламуса с корой двусторонние, кора через тормозные влияния на нейроны таламуса обеспечивает наилучшую передачу в кору той информации, которая имеет наибольшую важность. Торможение подавляет слабые возбуждающие влияния, благодаря чему выделяются наиболее важная сенсорная информация, приходящая на таламус. Наибольшее возбуждающее действие на таламус оказывают приходящие болевые сигналы, т.к. таламус – это высший центр болевой чувствительности.

  1.  Неспецифические таламические пути. Образуются нервными волокнами, идущими от неспецифических ядер таламуса во многие зоны коры и вовлекающими в анализ афферентной информации большое количество корковых нейронов. Неспецифические ядра являются продолжением ретикулярной формации среднего мозга, представляя собой ретикулярную формацию таламуса.

Возбуждение неспецифических ядер таламуса передается на кору через подкорковые ядра, поэтому результатом является фоновая ритмическая активность широких областей коры. Таким образом, неспецифические ядра таламуса являются внутриталамической интегрирующей системой.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ  ЯДРА  ТАЛАМУСА

делятся на 2 группы

  1.  


ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЕ (РЕЛЕЙНЫЕ) ЯДРА ТАЛАМУСА

Отраженные боли: импульсы от висцерорецепторов и экстерорецепторов с участка кожи, расположенного над этим органом, поступают на одни и те же ядра таламуса. Происходит взаимодействие этих нейронов. Поэтому импульсы от патологически измененного органа могут вызвать болезненные ощущения в коже (гиперэстезию).


АССОЦИАТИВНЫЕ ЯДРА ТАЛАМУСА

Функции:

  1.  Быстрая и кратковременная активация нейронов коры (в отличие от стволовой части ретикулярной формации, которая осуществляет медленную и длительную активацию коры).
  2.  Активируют те структуры коры, которые осуществляют конкретные рефлекторные реакции (в отличие от стволовой части РФ, которая осуществляет диффузную активацию всей поверхности коры).
  3.  Неспецифическая таламическая РФ участвует в организации внимания (в отличие от стволовой РФ, которая участвует в поддержании тонуса всей коры).

Резюме. Таламус, являясь коллектором процессов возбуждения для коры БП, не только передает афферентацию, которая возникает при раздражении различных рецептивных полей, но также перерабатывает и преобразовывает эту информацию. Этим таламус участвует в формировании ощущений (пример, таламус – высший центр боли по Геду).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61340. Додавання і віднімання числа чотири 17.78 KB
  Мета: Розкрити принципи укладання таблиць додавання і віднімання числа чотири формувати вміння додавати число частинами порівнювати значення виразів з даними числами повторити знання про вивчені раніше типи задач розвивати...
61341. Закріплення вивченого матеріалу: додавання і віднімання двоцифрових чисел без переходу через десяток, знаходження периметра квадрата 18.52 KB
  Обладнання: Карта подорожі малюнок Зоопарк поїзд з вагонами короткий запис задачі будиночки з прикладами картки для індивідуального завдання. Якщо правильно виконаєте завдання то дізнаєтесь яким Видом транспорту вирушимо у дорогу.
61342. Закрепление изученных способов сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через десяток 17.53 KB
  Цели: 1. Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через десятки. Закрепить умения решать задачи, уравнения. 2. Развивать познавательную активность, гибкость мышления, внимание, смекалку, сообразительность, наблюдательность.
61343. «Путешествие в осенний лес» Сложение и вычитание в пределах десяти 26.92 KB
  Белочка нашла 3 белых грибочка а подосиновиков на 4 больше. Сколько подосиновиков нашла белочка Слайд 7 3. Белочка нашла 3 белых гриба а подосиновиков на 4 больше. Сколько подосиновиков нашла белочка...
61344. Закріплення таблиці множення числа 2. Розв’язування вправ і задач на дві дії різного ступеня 239.37 KB
  Мета уроку:навчальна: закріплювати знання учнів з арифметичних дій множення та засвоєння таблиць множення числа 2; навчати складати і розвязувати приклади і задачі на дії різних ступенів; вчити мотивувати вибір дій...
61345. Інтегрований урок ( математика, природознавство, трудове навчання) 1 клас. Подорож до весняного лісу 37.23 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про додавання і віднімання в межах 20, знання про світ живої природи. Вчити учнів записувати числа під диктовку. Формувати вміння вміння розв’язувати вирази та задачі. Навчити виготовляти з геометричного матеріалу шпаківню.
61346. Закріплення вивчених способів додавання і віднімання в межах 100 без переходу через десяток. Творча робота над задачею 26.64 KB
  Мета: закріплювати навички додавання і віднімання в межах 100 без переходу через десяток, удосконалювати навички розв’язання математичних виразів; залучати учнів до творчої роботи над задачами, формувати вміння застосовувати математичне мовлення...
61347. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел 95.68 KB
  Цель: - совершенствовать вычислительные навыки - развивать внимание, логическое мышление, математическую речь. - воспитывать интерес к изучению предмета.