50337

Оценка финансового состояния войсковой части 3009

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Определить суть анализа финансового состояния бюджетной организации, его задачи и методы; выявить основные направления финансовой деятельности организации; рассмотреть методику оценки финансовой деятельности организации и дать характеристику ее основным показателям; рассмотреть организационно-экономическую характеристику объекта исследования; провести анализ финансовой деятельности организации...

Русский

2014-12-03

325.5 KB

43 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1

Теоретические основы анализа финансовой деятельности организации

1.1. Понятие, цели и методы анализа финансовой деятельности              

1.2. Особенности анализа финансовой деятельности в бюджетной организации

1.3. Финансовая отчетность, как исходная база для анализа финансовой деятельности бюджетной организации

Раздел 2

 Оценка финансового состояния войсковой части 3009

2.1. Общая характеристика финансовой деятельности войсковой части

2.2. Анализ финансовой отчетности и исполнения сметы

2.3. Оценка имущественного состояния. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Раздел 3

Пути совершенствования финансового состояния войсковой части

3.1. Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств

3.2. Бюджетирование как основной метод улучшения финансовой деятельности, ориентированный на результат

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Перспектива совершенствования любой организации, предприятия либо учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро - и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, например финансовой политикой, проводимой руководством предприятий. Разработка стратегии и тактики экономического совершенствования организации невозможна без анализа ее финансового состояния, сравнения экономических показателей, исследования динамики изменения этих показателей в ту либо иную сторону. Именно поэтому актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

С экономической точки зрения цель дипломной работы - изучение теории и практики анализа финансового состояния бюджетной организации на примере войсковой части 3009 для разработки определенных рекомендаций по развитию его экономической деятельности.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

  1.  определить суть анализа финансового состояния бюджетной организации, его задачи и методы;
  2.  выявить основные направления финансовой деятельности организации;
  3.  рассмотреть методику оценки финансовой деятельности организации и дать характеристику ее основным показателям;
  4.  рассмотреть организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
  5.  провести анализ финансовой деятельности организации;
  6.  дать оценку финансовым результатам деятельности организации;
  7.  определить направления развития бюджетного финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств;
  8.  разработать практические рекомендации по повышению эффективности финансовой деятельности учреждения.

Объект исследования – войсковая часть 3009.

Предметом исследования выступает система финансово-экономических отношений по поводу формирования и использования финансовых ресурсов бюджетной организацией.

Данная работа базируется на таких материалах, как Постановление КМУ «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения утверждения  и основные требования к исполнению смет бюджетных организаций», Приказ МФУ «Об утверждении Перечня собственных поступлений бюджетных учреждений и организаций», Письмо Главного управления ГКУ «О бухгалтерском учете средств специального фонда сметы», Письмо Госказначейства Украины «Относительно осуществления расходов, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении смет распорядителей средств».

Методами исследования в данной работе являются анализ, синтез, системный анализ. Анализ – изучение предмета путем мысленного расчленения его на составные части. Каждая из частей анализируется отдельно в пределах единого целого. Синтез – изучение объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. Синтез связан с анализом, поскольку позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать как единое целое. Системный анализ – изучение объекта, как совокупности элементов, образующих систему. Он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.

Ценность данной работы для практики состоит в том, что использование результатов работы влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности, так как улучшает финансовое состояние организации.

Дипломная работа состоит из: введения, четырех разделов, заключения, списка источников. В первой главе представлены теоретические аспекты анализа финансового состояния, рассмотрены особенности анализа хозяйственной деятельности в бюджетном учреждении, определена суть анализа. Во второй главе проводится анализ финансового состояния организации. В третьей главе рассмотрены основные направления развития бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств. В четвертой главе проводится характеристика состояния охраны труда в организации и мероприятия по его улучшению.

Раздел 1.

Теоретические основы оценки финансового состояния организации

1.1. Понятие, цели и методы анализа финансового состояния

Финансовый анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

  1.  с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под влиянием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
  2.  с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
  3.  с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного совершенствования, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
  4.  с обобщением прогрессивного опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

Финансовый анализ в системе управления финансами организации в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

  1.  оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние организации;
  2.  оценить вероятные и целесообразные темпы совершенствования организации с позиции их финансового обеспечения;
  3.  выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

Финансовый анализ используется для усовершенствования механизма хозяйственного управления. Руководство организации использует методы экономического анализа с целью составления научно обоснованного плана либо обязательства ликвидации недостатков финансирования организации, выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов, объективной оценки результатов труда, обоснования экономического стимулирования, контроля за осуществлением хозяйственной дисциплины.

Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности следует осуществлять, руководствуясь конкретными принципами. Основные среди них представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Основные принципы финансового анализа

Принцип

Содержание принципа

Конкретность

Анализ основывается на реальных данных, итоги его получают определенное количественное выражение

Комплексность

Всестороннее изучение экономического явления либо процесса с целью объективной его оценки

Системность

Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно

Регулярность

Анализ следует осуществлять постоянно через заранее конкретные промежутки времени, а не от случая к случаю

Объективность

Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов

Действенность

Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности

Экономичность

Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть принципиально меньше того экономического эффекта, который будет получен в итоге его проведения

Сопоставимость

Данные и итоги анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур обязана соблюдаться преемственность результатов

Финансовый анализ, чаще всего в прикладном аспекте, понимают как процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности организации с целью выявления резервов дальнейшего усовершенствования его финансовой деятельности. Финансовый анализ подразделяется на отдельные виды в зависимости от следующих признаков:

1) По организационным формам проведения выделяют внутренний и внешний финансовые анализы предприятия.

Внутренний финансовый анализ проводится финансовыми отделом организации с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей.

Внешний финансовый анализ осуществляют налоговые администрации, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности отражения финансовых результатов деятельности предприятия, его финансовой устойчивости и кредитоспособности.

2) По объему исследования выделяют полный и тематический финансовые анализы предприятия.

Полный финансовый анализ предприятия проводится с целью изучения всех аспектов финансовой деятельности организации в комплексе.

Тематический финансовый анализ ограничивается изучением отдельных аспектов финансовой деятельности организации. Предметом тематического финансового анализа может являться эффективность использования активов организации, оптимальность финансирования различных активов из отдельных источников, состояние финансовой устойчивости организации, оптимальность финансовой структуры капитала и ряд других аспектов финансовой деятельности организации.

3) По объекту анализа выделяют следующие его виды:

  1.  анализ финансовой деятельности организации в целом. В процессе такого анализа объектом изучения является финансовая деятельность организации в целом, без выделения отдельных его структурных единиц и подразделений;
  2.  анализ финансовой деятельности отдельных структурных единиц и подразделений. Такой анализ базируется, в основном, на результатах управленческого учета организации;
  3.  анализ отдельных финансовых операций. Предметом такого анализа могут быть отдельные операции, связанные с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями, с финансированием отдельных реальных проектов и другие.

4) По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий финансовые анализы.

Предварительный финансовый анализ с изучением условий финансовой деятельности в целом или осуществления отдельных финансовых операций организации.

Текущий (или оперативный) финансовый анализ проводится в процессе реализации отдельных финансовых планов или осуществления отдельных финансовых операций с целью оперативного воздействия на результаты финансовой деятельности. Как правило, он ограничивается кратким периодом времени.

Последующий (или ретроспективный) финансовый анализ осуществляется организацией за отчетный период (месяц, квартал, год). Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности организации в сравнении с предварительным и текущим анализом, так как базируется на завершенных отчетных материалах статистического и бухгалтерского учета.

Для решения конкретных задач финансового анализа применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов деятельности организации. В финансовой практике в зависимости от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого в организации: трендовый, структурный, сравнительный и анализ коэффициентов.

  1.   Трендовый (горизонтальный) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренд). Наибольшее распространение получили следующие формы трендового (горизонтального) анализа:
  2.  сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);
  3.  сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года);
  4.  сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов.

Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности организации. Результаты такого анализа обычно оформляются графически в виде линейных графиков или столбиковой диаграммы изменения показателя в динамике.

  1.  Структурный (вертикальный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей. Наибольшее распространение получили следующие формы структурного (вертикального) анализа: анализ активов и денежных потоков.
  2.  структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются соотношение (удельные веса) оборотных и необоротных активов, состав используемых оборотных активов, состав используемых необоротных активов, состав активов организации;
  3.  структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по оперативной деятельности и по финансовой. Каждый из этих видов денежных потоков, в свою очередь, может быть глубоко структурирован по отдельным составляющим его элементам.

Результаты структурного (вертикального) анализа также могут быть оформлены графически в виде столбиковой или секторной диаграммы структуры показателя.

  1.  Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных финансовых показателей между собой В процессе осуществления этого анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Наибольшее распространение получили следующие формы сравнительного анализа: анализ финансовых показателей организации и среднеотраслевых показателей, анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данной организации, анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей:
  2.  сравнительный анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляют степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данной организации от среднеотраслевых в целях дальнейшего повышения ее эффективности;
  3.  сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данной организации. Такой анализ проводится в разрезе сформированных в организации центров экономической ответственности с целью сравнительной оценки эффективности их финансовой деятельности;
  4.  сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся соответствующие коррективы в последующую финансовую деятельность.
  5.  Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие различные аспекты финансовой деятельности.

Таким образом, мы выяснили что финансовый анализ – это изучение основных показателей, параметров и коэффициентов, дающих объективную оценку финансового состояния организаций с целью принятия управленческих решений. Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшение за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей.

1.2. Особенности анализа финансовой деятельности в бюджетном учреждении

Наряду с коммерческими предприятиями и организациями бюджетные учреждения по результатам работы за отчетный период определяют экономические либо финансовые показатели (результаты) хозяйственной деятельности. Экономические показатели деятельности бюджетных учреждений используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности и, кроме того, для определения налоговой базы.

К наиболее значительным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести:

  1.  размер бюджетного финансирования;
  2.  расходы по бюджету;
  3.  доходы от оказания платных услуг;
  4.  расходы, связанные с оказанием платных услуг;
  5.  прибыль (убыток) от оказания платных услуг.

Предметом анализа финансовой деятельности бюджетной организации являются хозяйственные процессы учреждения, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Основными этапами анализа финансового состояния являются:

  1.  На первом этапе выбирается объект, задачи исследования и постановка задачи.
  2.  Второй этап. Выбор основных показателей работы организации.
  3.  Третий этап. Определение источников информации, каковыми являются данные:
  4.  финансового учета;
  5.  аналитического учета;
  6.  статистического учета.
  7.  4. Четвертый этап. Непосредственный анализ финансового состояния.
  8.  5. Пятый этап. Выявление неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности работы высшего организации.
  9.  6. Шестой этап. Определение наиболее перспективных видов внебюджетной деятельности организации на основе полученных результатов.

Каждый этап предложенного алгоритма исследования финансового состояния бюджетной организации присутствует как самостоятельный блок, требующий более глубокой детализации и проработки. Результаты, полученные на отдельных этапах, могут быть экономически значимы как сами по себе, так и для использования в качестве исходных данных для дальнейшего анализа.

Бюджетные организации, являясь распорядителями средств, не имеют в своем владении деньги. Весь объём денежных средств сосредоточен на единых счетах. Доступ к этим счетам бюджетные учреждения получают исключительно через использование лицевых счетов, которые они открывают в финансовых органах. Таким образом, вместо счетов учёта денежных средств у бюджетных учреждений имеются счета внутренних расчётов с органами, организующими исполнение бюджета.

Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по любому из трех источников финансирования, под которыми подразумеваются бюджетное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и безвозмездные поступления.

Источником анализа финансового состояния бюджетного учреждения является смета.

Смета - финансово-плановый акт, который определяет размер, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих функционирование бюджетных учреждений и предприятий. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных средств. Смета действует в течении финансового года - с 1 января по 31 декабря.

На основании соответствующим образом утвержденной сметы у участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета - руководителей бюджетных учреждений, с одной стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, - с другой, возникают права и обязанности.

Сметы подразделяются на персональные и сводные.

Индивидуальные сметы, содержат расходы и доходы исключительно одного учреждения и разрешающие учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Они составляются бюджетным учреждением и содержат исключительно расходы этого бюджетного учреждения.

Для однотипных бюджетных предприятий устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:

1) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;

2) оперативно-производственные показатели, нужные для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице и так далее);

3) расчеты по отдельным статьям сметы;

В сводных сметах объединяются персональные сметы.

Сводные сметы делятся на:

1) персональные сметы бюджетных учреждений в качестве сводных;

2) сметы расходов на централизованные мероприятия в качестве сводных.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона.

Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения (в том числе капитальный ремонт). Статьи расходов составляются на основе норм расходов. Составление проектов сметы совпадает по времени с составлением проекта бюджета. Составление сметы выполняется на основе контрольных цифр, которые сообщаются высшими органами управления. Контрольные цифры сообщают информацию о лимитах бюджетных ассигнований. Вышестоящие организации доводят такие контрольные цифры до каждого подведомственного учреждения, причем сами вышестоящие организации получают цифры от соответствующего финансового органа.

При составлении сметы помимо контрольных цифр бюджетное учреждение руководствуется нормативами расходов (объемы затрат на расчетную единицу, установленные компетентными органами).

Сметы бюджетного учреждения составляются и подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, и направляются в вышестоящую организацию, где включаются составной частью в сводную смету вышестоящей организации; в свою очередь сводные сметы включаются составной частью в расходную доля соответствующего бюджета. Сметы бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств. Ежемесячно, ежеквартально, по истечении года, бюджетные учреждения составляют отчеты об исполнении сметы. Существуют типовые сметы, которые утверждаются согласно с бюджетной классификацией. Нужно к тому же сказать, что из всех составных расходов сметы, главной является статья оплаты труда..

Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов разных уровней бюджетным учреждениям, то есть учреждениям и организациям, действующим в отраслях непроизводственной сферы: обороне, органах государственного управления, социально-культурном блоке и тому подобное

Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Бюджетные учреждения, как правило, не имеют доходов, а имеют лишь соответствующие расходы, которые финансируются за счет бюджета и внебюджетных фондов органов государственной власти либо местного самоуправления. Но бывают ситуации, когда бюджетное учреждение имеет значительные доходы.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем нужных затрат соответственно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы определенных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и предприятий из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии программами и планами экономического и социального совершенствования на каждый бюджетный год и в меру их осуществления; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с иcпoльзoвaнием технических норм или на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного осуществления при соблюдении режима экономии.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности. Такой особенностью например является то, что бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем и целевое назначение средств, выделяемых из бюджета на содержание организации, является смета расходов. Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается.

1.3. Финансовая отчетность как исходная база для анализа финансового состояния предприятия

Экономический анализ базируется на использовании экономической информации, которая лежит в основе разработки оптимальных управленческих решений.

Источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета, которые в совокупности представляют собой финансовую отчетность бюджетных организаций.

Финансовая отчетность бюджетных учреждений содержит информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств учреждений за отчетный период и составляется для пользователей с целью принятия соответствующих решений.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обусловливает единство показателей, которые в ней отражаются, с первичной учетными регистрами. Финансовая отчетность бюджетных учреждений составляется с соблюдением принципов, изложенных в Законе Украины  от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (с изменениями и дополнениями от 16 октября 2012 года  № 5463-VI).

Регулирование вопросов методологии финансовой отчетности бюджетных учреждений возложено на Министерство финансов и Госказначейство Украины, которые утверждают нормативные акты по их составлению и устанавливают формы финансовой отчетности для бюджетных организаций.

Порядок составления финансовой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденный Министерством финансов Украины от 24.01.2012 года № 44,  определяет состав и правила составления месячной, квартальной и годовой финансовой отчетности, а также требования к раскрытию ее элементов.

В состав финансовой отчетности включаются следующие формы документов:

1) Форма № 1 «Баланс».

Содержит обобщенные итоговые показатели, полученные на основании сверенных данных бухгалтерских документов по состоянию на конец бюджетного периода. Для раздельного отражения хозяйственных средств и их источников баланс строится в виде двусторонней таблицы. В левой части баланса, называемой активом, показывается состав и размещение хозяйственных средств, а в правой, называемой пассивом, - источник образования средств и их целевое назначение. Баланс составляется на основании данных аналитического и синтетического учета на конец квартала. Остатки на счетах учета на начало года должны быть тождественны соответствующим данным на конец года в Балансе за предыдущий год.

2) Форма № 2 «Отчёт об исполнении сметы доходов и расходов общего фонда».

Отчет составляется по каждой  функции в разрезе кодов экономической классификации расходов. В графе 4 «Утверждено сметой на год» проставляется годовая сумма планового назначения общего фонда, утвержденная сметой  доходов и расходов. Если в течение отчетного периода в смету были внесены изменения, то в графе 5 «Утверждено сметой на год» проставляется сумма уточненного назначения.  В графе 7 «Поступило средств за отчетный период»  показывается сумма средств общего фонда бюджета в разрезе кодов экономической классификации расходов, фактически поступившая на имя учреждения, за минусом сумм остатков средств на регистрационных счетах, которые не были использованы и перечислены в бюджет. В графе 8 «Кассовые расходы за отчетный период» отражается сумма кассовых расходов общего фонда бюджета в разрезе кодов экономической классификации, т.е. расходов, произведенных путем перечисления средств с регистрационных счетов, открытых в органах Государственного каз

начейства по любым видам операций. Расходы уменьшаются на суммы, поступившие на регистрационные счета на восстановление кассовых расходов.

3) Форма  № 4-1 «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги»

Составляется учреждениями, которые получают плату за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями в соответствии с законодательством Украины. Они имеют постоянный характер и обязательно планируются в бюджете. Форма N 4-1 включает: плату за услуги, предоставление которых связано с выполнением основных функций и задач бюджетного учреждения; средства, получаемые бюджетными учреждениями от хозяйственной и/или производственной деятельности; плату за аренду имущества бюджетных учреждений , средства, получаемые бюджетными учреждениями от реализации имущества. Бюджетные учреждения используют эти средства по целевому назначению согласно смете.

4) Форма № 4-2 «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений»

Составляется организациями, которые получают гранты и подарки, благотворительные взносы, а также средства на выполнение отдельных поручений. Сюда также относятся инвестиции, которые согласно законодательству Украины получают бюджетные учреждения, в том числе на строительство жилья. Эти средства не имеют постоянного характера и планируются только в случаях, предварительно определенных решениями Кабинета Министров Украины или по уже заключенным договорам.

4. Форма № 4-3 «Отчёт о поступлении и использовании других поступлений спецфонда»

Составляется учреждениями, на имя которых в соответствии с действующим законодательством поступают средства физических или юридических лиц для временного хранения и перечисляемые с наступлением соответствующих условий по назначению

5. Форма  № 7 «Отчёт о задолженности бюджетных учреждений»

Данный отчёт составляется в/ч 3009 о наличии фактической дебиторской и кредиторской задолженности на основании данных бухгалтерского учёта, возникших в в/ч 3009 при исполнении сметы отчётного периода и прошедших лет. Отчет составляется  в разрезе кодов экономической и функциональной классификации расходов  и содержит информацию о задолженности бюджетных учреждений как по расходам, так и по начисленным доходам.

В строке 010 «Доходы» отражается общая сумма дебиторской и общая сумма кредиторской задолженности учреждения на отчетную дату, возникшей при предоставлении услуг

В строке 020 «Расходы – всего» показывается сумма обобщенной задолженности войсковой части 3009 на отчетную дату, возникшей при исполнении расходной части сметы.  В графе «Дебиторская задолженность на начало года » показывается сумма дебиторской задолженности по состоянию на первое января текущего года, соответствующая  данным бухгалтерского учета и данным форм № 1 «Баланс» и № 7 «Отчет о задолженности бюджетных организаций»

В графе «Дебиторская задолженность – на  отчетную  дату»  показывается сумма дебиторской задолженности войсковой части, возникшей при исполнении сметы доходов и расходов за текущий и прошедшие годы и находящиеся на бухгалтерском учете по состоянию на дату составления отчета.  

В графе  Кредиторская задолженность - на начало года» показывается сумма кредиторской задолженности войсковой части по состоянию на первое января текущего года соответствующая данным бухгалтерского учета  и данным форм № 1 Баланс и № 7 «Отчет о задолженности бюджетных учреждений»

В графе «Кредиторская задолженность – на отчетную дату всего» показывается сумма кредиторской задолженности, возникшей  при исполнении сметы доходов и расходов за текущий и прошедшие годы и находящейся на бухгалтерском учете по состоянию на дату составления отчета.

В графе «Кредиторская задолженность на отчетную дату, в том числе зарегистрированная задолженность, возникшая при исполнении сметы доходов и расходов за текущий и прошедшие годы и находящаяся на бухгалтерском учете по состоянию на дату составления отчета, и зарегистрированная в органе  Государственного казначейства Украины.

Задолженность с просроченным сроком оплаты - это задолженность, оставшаяся на учете после срока, установленного для оплаты. Если срок оплаты не установлен, то задолженность считается просроченной после 30 дней со дня выписки счета на оплату.

В  графе « Кредиторская задолженность на отчетную дату, в том числе зарегистрированная задолженность, из нее: «Просроченная задолженность»  уточняется из суммы кредиторской задолженности учреждения, которая зарегистрирована в органе Государственного казначейства Украине.

6. Форма  № 8 «Отчёт об обязательствах бюджетных учреждений».

Отчёт предназначен для контроля за соответствием учёта обязательств в органы Госказначейства Украины и распорядителей бюджетных средств, находящихся на обслуживании в органах Госказначейства Украины.

В графах «На начало года зарегистрировано – всего» и «На отчетную дату зарегистрировано – всего» отражаются все обязательства ( договоры, счета – фактуры и т.п.), которые согласно приказу Государственного казначейства Украины от 19.10.2000 № 103 «Об утверждении Порядка учета обязательств распорядителей средств бюджета в органах Государственного казначейства»  (с изменениями  и дополнениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 30.10.2000 г под № 759/4980, зарегистрированы в органе Государственного казначейства.

В графах «На начало года зарегистрировано – из них кредиторская задолженность» и «На отчетную дату зарегистрировано – из них кредиторская задолженность» отражается по всей сумме обязательств, зарегистрированных в органе Государственного казначейства, сумма кредиторской задолженности.

В графе «Зарегистрированные обязательства» отражается на основании документов, представленных в течение года в орган Государственного  казначейства Украины вместе с реестром финансовых обязательств для предварительной оплаты уже полученных услуг или материальных ценностей. Сумма приводится нарастающим итогом с начала года.

Итак, финансовая отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности используется как внешними, так и внутренними пользователями информации о работе организации в качестве основного источника финансового анализа. Достоверность такого анализа, возможность объективной оценки результатов деятельности организации с помощью системы показателей ее финансовой независимости и устойчивости, рентабельности, ликвидности активов, обеспеченности собственным капиталом, оборачиваемости активов полностью зависят от качества и полноты отчетной информации, предоставления ее пользователям всех необходимых для анализа данных.

Вывод: 

Финансовый анализ организации является составной частью экономического анализа ее хозяйственной деятельности. Он представляет собой совокупность методов сбора и обработки данных о производственно-финансовой деятельности, обеспечивающих оценку и принятие управленческих решений.

Главная цель финансового анализа - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития.

Финансовый анализ важен не только для определения стратегии деятельности самих учреждений, но и для организации контроля со стороны руководства организации, вышестоящих органов, за рациональностью использования средств, для оценки эффективности действующего хозяйственного механизма в целом.

Эффективность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильности методики (совокупности аналитических процедур) и организации его проведения. Аналитические работы включают подбор, проверку и методику изучения экономической и другой информации, обобщение и реализацию результатов проведенного исследования.

Источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета, которые отражаются в определенных формах финансовой отчетности

Раздел 2.

Оценка финансового состояния войсковой части

2.1. Общая характеристика финансовой деятельности войсковой части 3009

 

Исследуемое предприятие является бюджетной организацией деятельность, которой осуществляется за счёт финансирования из Государственного и местного бюджетов, а также за счёт оказания услуг сторонним организациям.

Полное наименование организации: Войсковая часть 3009 внутренних войск МВД Украины. Сокращённое название: В/ч 3009

В/ч 3009 была образована в 1995 году. В 2004г. в/ч 3009 была назначена правопреемником войсковой части 2209, в связи с её расформированием.

В/ч 3009 осуществляет свою деятельность на основании Устава, утверждаемого уполномоченным органом, а также на основании Закона Украины от 26.03.1992 года №2235-ХІІ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины».

Данная организация признана юридическим лицом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или в третейском суде.

Юридический адрес: АР Крым, г. Симферополь, ул. Субхи,1

Основной вид деятельности: охрана и обеспечение общественного порядка. А также данной организации разрешено оказывать услуги по сдаче в аренду нежилых помещений, выполнению работ и предоставлению услуг.

Основным  документом в финансовой деятельности является смета доходов и расходов, подтверждающая полномочия на получение доходов и осуществление расходов и определяющая объем и направление средств для выполнения определенных функций. Основным документом, определяющим правовые принципы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления  финансовой отчетности в Украине является Закон Украины « О бухгалтерском учете и отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996- XIV с изменениями и дополнениями.

Бухгалтерский учет хозяйственных операций  ведется в соответствии с мемориально-ордерной формой учета согласно инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных организаций и порядка их составления, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 27.07.2000 года №68.

Деятельность в/ч 3009 финансируется за счёт средств государственного и местного бюджетов, предоставляет отчётность об исполнении смет доходов и расходов, налоговую и статистическую отчётность.

В/ч 3009  помимо бюджетных ассигнований получает средства из других источников. Эти средства называются внебюджетными. Внебюджетные средства подразделяются на такие группы:

- специальные средства;

-средства на выполнение отдельных поручений;

-прочие собственные поступления.

К специальным средствам относятся суммы , получаемые в/ч 3009 от выполнения работ , предоставления платных услуг, сдачи в аренду нежилых помещений.

Суммы по поручениям – средства, полученные в/ч 3009 от предприятий, учреждений, организаций, физических лиц и благотворительных фондов для выполнения определенных поручений.

Прочие собственные поступления – все остальные внебюджетные средства, поступающие в/ч 3009,  которые не относятся  в состав специальных средств, к суммам по поручениям. Внебюджетные средства, поступающие в/ч 3009 , подлежат зачислению в специальный фонд  Государственного бюджета Украины как собственные поступления этой части.  

2.2. Анализ финансовой отчетности и исполнения сметы

К финансовой отчетности Войсковой части 3009 относится баланс, отчет о поступлении и использовании средств общего фонда, отчет о поступлении и использовании средств полученных как плата за услуги, отчет о задолженности по бюджетным средствам. На основании данных вышеперечисленных видов отчетности проведем анализ основных финансово-экономических показателей деятельности организации. Итоги анализа оформим в виде таблицы 2.1.

Объем выполненных работ и услуг отражается в отчете формы 4-1д и включает в себя поступления от хозяйственной/производственной деятельности, от сдачи в аренду имущества, от оказания услуг сторонним организациям и т.д. Этот показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 снизился на 3 897 607,30, что крайне негативно, так как за счет этого показателя финансируется часть расходов организации, однако в 2012 году этот показатель увеличился на 21,8%.

Фонд оплаты труда отражается в отчете формы 2-д и включает в себя суммы заработной платы работников и служащих, а также денежного довольствия военнослужащих. Резкое снижение этого показателя в 2012г. связано с передачей батальона специального назначения в другое подразделение.

Среднегодовая заработная плата одного работника рассчитывается путем деления фонда оплаты труда на численность работников. В 2011г. этот показатель повысился в связи увеличением денежного довольствия и премий. А в 2012 г. уменьшение показателя на 5,7% связано с передачей батальона специального назначения, где среднегодовая заработная плата военнослужащего была существенно выше, в другую воинскую часть.  

Процент износа основных средств рассчитывается по формуле: износ основных средств разделить на первоначальную стоимость основных средств и умножить на 100. В 2012 г. процент износа снизился, что указывает на обновление основных средств.

Коэффициент финансовой автономии определяется следующим образом: собственные средства делятся на сумму всех средств организации. Коэффициент автономии характеризует долю собственности организации в общей сумме активов. Этот показатель в 2012 по сравнению с 2011г. имеет тенденцию к несущественному снижению, однако все же находится в границах нормы и характеризует финансовую устойчивость организации с положительной стороны.

Объем средств выделенных из госбюджета отражается в первой строке отчета формы 2-д. Этот показатель имеет тенденцию к увеличению, что благотворно влияет на финансово-экономические показатели деятельности организации.


    Таблица 2.1.

Основные финансово-экономические показатели деятельности организации за 2010-2012гг.

№ п/п

Показатели

Ед.

изм.

2010г. (грн.)

2011г. (грн.)

2012г. (грн)

Отклонение (грн)

2011 к 2010

2012 к 2011

Сумма

%

Сумма

%

1

Объем выполненных работ и услуг

грн..

5 966 462,96

2 068 855,70

2 519 234,16

-3 897 607,30

-65,3

450 378,46

21,8

2

Фонд оплаты труда

грн.

32 791 975,72

34 607 105,23

22 617 363,00

1 815 129.51

5,5

- 11 989 742

-34,6

3

Численность работников

чел.

1250

1267

878

17

1,4

-389

-30,7

4

Среднегодовая заработная плата 1-го работника

грн.

26 233,58

27 314,21

25 760,09

1080,63

4,1

-1 554,12

-5,7

5

% износа основных средств

%

48,2

48,8

40,7

0,6

1,2

-8,1

-16,4

6

Коэффициент финансовой автономии

%

0,97

0,95

0,94

-0,02

-2,1

-0,1

-1

7

Всего выделено средств из госбюджета на финансирование организации

грн.

33 626 474,00

34 593 011,00

38 548 049,37

966 537,00

2,9

3 955 038,37

11,4


Далее проанализируем данные бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке наличия хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату.

                  Для раздельного отражения хозяйственных средств и их источников баланс строится в виде двусторонней таблицы. В левой части баланса, называемой активом, показывается состав и размещение хозяйственных средств, а в правой, называемой пассивом, - источник образования средств и их целевое назначение.

Форма № 1 «Баланс» содержит обобщенные итоговые показатели, полученные на основании сверенных данных бухгалтерских документов по состоянию на конец бюджетного периода. Отчетные данные должны быть достоверными, объективными, реальными.

Из данных, приведённых в табл. 2.2. можно сделать вывод об уменьшении в течение 2011г. остаточной стоимости основных средств – на 471 274 грн. в связи с начислением износа.  Также в связи с износом уменьшилась на 313 215 грн. сумма остаточной стоимости других необоротных материальных активов. Однако в 2012г. сумма остаточной стоимости основных средств и других необоротных активов увеличилась, что говорит об их обновлении.

В разделе II « Оборотные активы» предусмотренные для отображения денежных средств и их эквивалентов, а также других активов, определенных для реализации или использования на протяжении года. По сравнению с 2010 г., в 2011 и в 2012гг. произошло увеличение суммы материалов и продуктов питания, что связано в первую очередь с закупкой стройматериалов для текущего ремонта, а также с приобретением в течение года медикаментов, продуктов питания, хозяйственных материалов, использующихся для текущих нужд, всех видов топлива.

По статье «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» сумма оборотных активов в 2011г. по сравнению с предыдущим периодом уменьшилась на 7366 грн., что связано со списанием материалов, по этой же причине произошло уменьшение других запасов на 3 355 грн. В 2012г. этот показатели увеличились в связи с закупкой обмундирования и хозяйственного инвентаря.

По статье «Дебиторская задолженность» в 2011 и 2012 году произошло увеличение суммы на 139 409 грн., так как войсковая часть заключила больше договоров по сдаче в аренду помещений и по охране объектов, в связи с этим увеличился доход войсковой части, что в 2012г. по сравнению с 2011г. привело к увеличению суммы на счетах в казначействе на 402 234,40 грн.,

Таким образом, остаток по активу в конце 2012 года по сравнению с 2011 увеличился на 16 787 281,40

Проанализировав пассив баланса в/ч 3009, можно сделать следующие выводы:

Результат исполнения сметы по общему фонду отражается в соответствующей статье пассива баланса и отражает финансовый результат исполнения сметы за отчетный бюджетный год (период) в части общего фонда. В 2011 г. годовое уменьшение суммы результата исполнения сметы по общему фонду составляет 335 802 грн. что является следствием недофинансирования войсковой государством. Однако в 2012 г. этот показатель возрастает  в связи с увеличением выделения средств из государственного бюджета.

Результат исполнения сметы по специальному фонду отражен в пассиве баланса и показывает финансовый результат исполнения сметы за бюджетный год (период) в части специального фонда. Увеличение суммы положительного результата исполнения сметы по специальному фонду в 2011 и 2012гг. связано с увеличением собственных поступлением и уменьшением сметы.


Таблица 2.2                                                                                 

«Анализ балансов за 2010-2011гг.»

 № п/п

Наименование статьи баланса

2010г.(грн)

2011г.(грн)

2012г. (грн)

Отклонения (грн.)

2011 к 2010

2012 к 2011

       Актив

1

Остаточная стоимость нематериальных активов

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2

Остаточная стоимость основных средств

26 692 428,00

26 221 154,00

37 880 333,00

- 471 274,00

11 659 179,00

3

Остаточная стоимость других необоротных материальных активов

4 319 713,00

4 006 498,00

7 107 186,00

- 313 215,00

3 100 688,00

4

Материалы и продукты питания

2 389 873,63

2 549 515,65

3 801 442,88

159 652,02

1 251 927,23

5

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

1 784 376,55

1 777 010,37

1 858 793,95

- 7 366,18

81 783,58

6

Другие запасы

38 475,57

35 119,60

34 809,27

- 3 355,97

- 310,33

7

Дебиторская задолженность

212 522,96

351 932,70

309 568,23

139 409,74

- 42 364,47

8

Счета в казначействе по спецфонду

114 215,03

211 366,65

613 601,05

97 151,62

402 234,40

Баланс

36 087 250,36

36 065 281,83

52 852 563,23

- 21 968,53

16 787 281,40

      Пасив

9

Фонд необоротных активов

31 012 141,00

30 227 652,00

44 987 519,00

- 784 489,00

14 759 867,00

10

Фонд малоценных и быстроизнашивающихся предметов

1 784 376,55

1 777 010,00

1 858 793,95

- 7 366,55

81 783,95

11

Результат исполнения сметы по общему фонду

1 373 181,35

1 037 379,00

1 325 393,00

- 335 802,35

288 014,00

12

Результат исполнения сметы по специальному фонду

900 223,96

1 246 857,59

1 529 653,95

346 633,63

282 796,36

13

Кредиторская задолженность

78 337,01

116 908,85

812 447,48

38 571,84

695 538,63

Баланс

36 087 250,36

36 065 281,83

52852563,23

- 21 968,00

16 787 281,40


   В разделе II «Обязательства» отражаются текущие и долгосрочные обязательства бюджетных организаций.  

Статья  «Кредиторская задолженность» отражает сумму кредиторской задолженности бюджетной организации перед физическими или юридическими лицами  в 2011 и 2012 гг. сумма кредиторской задолженности растет, это  связано  в первую очередь с недофинансированием денежных средств. На конец 2011 года задолженность по общему фонду составила 713012 грн. и включает в себя задолженность по перезарядке огнетушителей – 1404 грн., мыло и моющие средства – 7758 грн., питание служебных животных – 22405 грн., автозапчасти, инструменты и их ремонт – 125417 грн.,  стройматериалы – 118854 грн.,  мебель – 7500 грн.,  вещевое имущество – 193402 грн., ремонт оборудования – 47338 грн., другие услуги – 8575 грн., услуги связи – 2054 грн., компенсация за вещевое имущество – 80428 грн., ремонт крыши – 97864 грн. Данная задолженность находится на проплате в государственной казначейской службе Украины г. Симферополя и планируется быть погашенной до конца 2012 года за счет ассигнований  гос. бюджета и поступлений от предоставления услуг согласно заключенным договорам. В то же время планируются меры, направленные на предотвращение возникновения текущей задолженности.

Рассмотрим «Отчёт об исполнении сметы общего фонда», который составляется по каждой  функции в разрезе кодов экономической классификации расходов. Из таблицы 2.3. видно, что по сравнению с 2011 г. в 2012г. произошло увеличение сметы на 12,98%, т.к. увеличилось финансирование. Ниже приведена детализация сметных показателей по общему фонду.


Таблица 2.3

Сравнение  сметных показателей по общему фонду за 2010 – 2012гг.

Показатель

КЭКР

Утверждено сметой на год

Отклонения

2010г. (грн )

2011г. (грн)

2012г. (грн)

2011г. к 2010г.

2012г. к 2011г.

Расходы на товары и услуги

1100

33 086 754,00

34 199 071,00

37 900 368,23

3,36%

10,82%

Оплата труда

1110

20 722 029,00

22 663 592,00

22 617 363,00

9,37%

- 0.20%

Начисления на з/плату

1120

5 051 444,00

5 912 019,00

6 178 089,00

17,04%

4,50%

Приобретение предметов потребления и материалов, оплата услуг и другие расходы

1130

3 169 372,00

2 124 786,00

3 475 435,11

- 32,96%

63,57%

Расходы на командировку

1140

301 568,00

275 132,00

406 149,00

- 8,77%

47,62%

Оплата коммунальных услуг и энергоносителей

1160

3 639 133,00

3 166 122,00

5 223 332,12

- 13,00%

64,97%

Текущие трансферты населению

1340

539 720,00

393 940,00

526 968,00

-27,01%

33,77%

Общие расходы

33 626 474,00

34 593 011,00

39 083 486,00

2,87%

12,98%


Также рассмотрев отчёт ф-2д за 2010-2011гг. можно сделать вывод об исполнении сметы по общему фонду на 100%, т.к. сумма кассовых расходов равна сумме утверждённой сметы на год. Но в 2012 г. сумма кассовых расходов меньше суммы утвержденной сметы на год на 535 436,63грн., это связано с передачей батальона специального назначения, в течение отчетного года, в другую воинскую часть.  

Следует отметить,  что в 2011г. фактические расходы по общему фонду в/ч 3009 по отношению к кассовым расходам составляют 98,83%, это можно объяснить тем, что в данной графе отражаются суммы действительных расходов в/ч 3009, подтверждённых соответствующими документами, в том числе расходы по неуплаченным счетам кредиторов, по начисленной и невыплаченной заработной плате, за минусом сумм, поступивших на восстановление расходов.

Следующим этапом анализа будет рассмотрение отчётов ф-4д, в которых отражаются поступления и использования средств специального фонда по каждому коду функциональной классификации расходов. Согласно данным отчетов ф-4д были сделаны выводы, что в   2011 г. в войсковой части 3009 смета была утверждена на 2 151 319,00 грн., а фактически поступило 2 068 855,70 грн., причиной такой разницы между фактическими и кассовыми расходами являются увеличение остатков ТМЦ на складе, списанные ТМЦ прошлого отчетного периода, налог на добавленную стоимость и налоговый кредит.

В 2010 г. сметой расходов специального фонда было запланировано 5965377,00 грн. Поступило 5966462,96 грн., из них внеплановых поступлений 1085,96 грн. Причинами между фактическими и кассовыми расходами являются налоговый кредит, приобретенные в конце отчетного периода ТМЦ и оприходованные записи с забалансовых счетов.

Рассмотрим таблицу 2.4, в которой приведены показатели утверждённой сметы специального фонда  в 2010 и 2012гг. Можно сделать вывод, о том, что в 2011г. доходы от выполнения работ и услуг увеличились на 77,70%, по сравнению с 2010г. Доходы от выполнения хозяйственных работ, услуг (игра военного оркестра и работы личного состава в/ч)  увеличились на 71,47%. Также увеличилась сумма за аренду и сумма финансирования, однако за счет  того, что в 2010г. было реализовано имущество на сумму больше на 5,34% по сравнению с 2011, то сумма общего дохода в 2011 понизилась на 36,06%.

Также видно, что сумма утверждённой сметы по расходам уменьшилась в 2011г. на 36,06% по сравнению с 2010г.

Ф-4-2д «Отчёт о поступлении и использовании средств, полученных от других источников собственных поступлений бюджетных организаций». В  2011 г. военной частью была получена благотворительная помощь на сумму 107342,28 грн. Средства и ТМЦ как благотворительная помощь получались для улучшения материально-технической базы военной части и использовались по назначению.

Ф-4-3д «Отчёт о поступлении и использовании других поступлений спецфонда». В 2011 г. были получены средства от реализации излишков военного имущества суммой в 58296,00 грн

Таблица 2.4.

Сравнение  сметных показателей по спецфонду за 2010-2011гг.

Показатель

КЭКР

Утверждено сметой на год

Отклонения

2010г.

2011г.

2012г.

2011 к 2010

2012 к 2011

Доходы (грн)

За услуги, которые предоставляются бюджетным организациям

х

872 901,00

940 000,00

80 6162,00

За хозяйственные работы, услуги

х

76 400,00

516 870,00

274 386,00

За аренду имущества бюджетных учреждений

х

301 465,00

530 000,00

600 999,00

От реализации имущества

х

4 713 216,00

1 341,00

561 440,00

Финансирование

х

1 395,00

171 549,00

194 919,00

Доходы всего

х

5 965 377,00

2 157 960,00

2 437 906,00

Общие расходы

Расходы на товары и услуги

1100

2 321 987,00

2 021 818,00

1 650 677,00

Приобретение товаров и услуг

1130

1 094 577,00

1 837 695,00

1 570 393,00

Расходы на командировку

1140

11 700,00

30 000,00

28 000,00

Материалы, инвентарь, строительство, кап. ремонт и ср-ва спец. назначения, кот. имеют общегос. значение

1150

1 178 248,00

1 14 406,00

24 082,00

Оплата коммунальных услуг и энергоносителей

1160

22 706,00

30 745,00

20 082,00

Научные разработки и госпрограммы

1170

14 756,00

8 972,00

8 120,00

Капитальные расходы

2000

3 643 390,00

129 ,573,00

787 229,00

Общие расходы

5 965 377,00

2 151 391,00

2 437 906,00

2.3. Оценка имущественного состояния. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Показатели оценки имущественного состояния характеризуют состояние и использование имущества учреждением государственной формы собственности.

Рассчитаем, в первую очередь, коэффициент износа основных средств, характеризующий степень износа основных средств в целом по учреждению.

К1 = И / Сос

где

К1 – коэффициент износа основных средств;

И – величина износа основных средств на конец (начало) года;

Сос – стоимость основных средств на конец (начало) года.

К1(начало 2011г.) = 24 928 153 грн. / 51 620 581 грн. = 0, 48

К1(конец 2011г.) = 25 082 973 грн. / 51 304 127 грн. = 0,49

Как видно из расчета данный коэффициент имеет незначительное увеличение в течение 2011 года. Это негативный фактор, так как он свидетельствует о старении материально-технической базы. Но делать выводы, отталкиваясь от динамики одного года нельзя, поэтому рассмотрим данный показатель за предыдущий год и сравним.

К1(начало 2010г.)  = 45 290 375 грн.  72 171 840 грн. = 0,63

К1(конец 2010г.)  = 24 928 153 грн. / 51 620 581 грн. = 0,48

Как видно, коэффициент износа основных средств снизился к концу 2010 года по отношению к началу этого же года на 0,15 за счет обновления основных средств.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности проводится на основании данных, сформированных в отчётах ф-7д  по общему и специальному фонду.

В графе « Дебиторская задолженность – на  отчетную  дату»  показывается сумма дебиторской задолженности войсковой части, возникшей при исполнении сметы доходов и расходов за текущий и прошедшие годы и находящиеся на бухгалтерском учете по состоянию на дату составления отчета.  В 2011г. она составляет 37495,46грн, что по сравнению с 2010 на 32930,28 грн меньше по общему фонду. Это связано с эффективным управлением задолженностью организации.

Из представленной таблицы видно, что в 2011г. произошло увеличение дебиторской задолженности на 260 800,24 грн., за счёт увеличения заключенных договоров со сторонними организациями по оказанию услуг.  

В 2010г. кредиторская задолженность отсутствует, а в 2011г. образовалась кредиторская задолженность на сумму 90 724,27грн., так как в связи с недофинансированием, за счет бюджетных средств была оплачена арендная плата, приобретение обмундирования, инвентаря и оборудования.


Таблица № 2.5.

«Сравнение  показателей дебиторской и кредиторской задолженности за

2010-2011гг.

Показатель

КЭКР

Дебиторская задолженность

( грн )

Отклонения

Кредиторская задолженность

( грн )

Отклонения

на конец 2010г.

на конец 2011г.

На конец 2010г.

на конец 2011г.

Итого доходов

010

0,00

277 893,47

277 893,47

0,00

0,00

0,00

Приобретение товаров и услуг

1130

48 258,72

13 910,00

-34 348,72

0,00

90 724,27

90 724,27

Командировочные расходы

1140

794,64

0,00

- 794,64

0,00

0,00

0,00

Оплата коммунальных услуг

1160

5 535,33

23 585,46

18 050,13

0,00

0,00

0,00

Итого расходов

54 588,69

315 388,93

260 800,24

0,00

90 724,27

90 724,27

 


Раздел 3

Пути усовершенствования финансового состояния войсковой части

3.1 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств

В ходе написания работы были выявлены следующие особенности анализа финансового состояния бюджетной организации:

Некоммерческий характер их деятельности и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата.

Организации вынуждены расходовать ресурсы не столько согласно с фактической необходимостью в них, сколько исходя из размера выделенных средств.

Анализ проводится с целью установить, насколько эффективно используются бюджетные средства и соответствуют ли качество и размер услуг, оказываемых населению либо иным субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами и, кроме того, полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения.

Одной их острых проблем современного бюджетного процесса является оценка обоснованности и результативности расходов, разрешающая дать развернутое представление об их необходимости и целесообразности в отсутствии активного, конкурентного потребительского выбора. Теоретические предложения на этот счет и имеющаяся зарубежная и отечественная практика развития управления муниципальными расходами представляют ряд мер по повышению эффективности бюджетных расходов.

Теория экономики общественного сектора дает на этот вопрос ряд рекомендаций. Во-первых, решение цели повышения эффективности общественных расходов требует расчета и анализа ряда составляющих:

отдачи от затрат;

системы сопоставления отдачи с затратами для выявления чистой отдачи;

системы сравнения разных вариантов направления расходования средств на основе сопоставления отдачи с затратами.

На практике экономисты считают, что в основе определения этих составляющих лежит вопрос об оптимальности первоначального распределения бюджетных средств и ресурсов. Прежде чем сопоставлять отдачу с результатами требуется оптимизировать сами затраты и привести их к сопоставимому виду.

Для сопоставления затрат и результатов необходима не только оптимизация затрат, но и выработка экономических подходов для оценивания, сравнения и контроля в одном масштабе этих составляющих.

Во-вторых, оценка отдачи от бюджетных услуг обязана производиться с позиции всего общества, с учетом общественных выгод и общественных затрат. Такой подход требует учета производимых и получаемых экстерналий, знания всех составляющих получаемых результатов, их текущих и перспективных последствий. Возможность такого учета последствий и результатов основана на масштабной системе их оценки на основе критериев эффективности, производительности, результативности, где последняя является наиболее значимым фактором.

В-третьих, показатели эффективности, производительности и результативности требуют знания не только количественных показателей, но и качественных, которые в свою очередь нуждаются в наличии качественных стандартов и расчетов ресурсоемкости услуг.

В целом результативность обязана и может быть оценена показателями достижения целей, которые должны быть изначально установлены. Вопрос же целей часто остается еще более сложным, чем выбор набора показателей.

В отношении международного опыта следует признать успешность подхода к повышению эффективности и результативности государственной политики, который делает упор на результатах, что определило его название как "Бюджетирование, ориентированное на результат" (рис.3.1).

Таким образом, на основе изученной теории анализа финансового состояния бюджетных учреждений и практики ее иcпoльзoвaния в Войсковой части 3009, определим основные этапы развития бюджетного финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств:

эффективное использование бюджетных средств, улучшение качества взаимодействия участников бюджетного процесса;

повышение уровня автоматизации процесса составления бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей и получателей бюджетных средств;

В действительности экономисты считают, что обеспечение прозрачности всей хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств в режиме реального времени без дополнительных трудовых и технологических затрат;

решение кадровой проблемы путем укомплектования штата coтрудников высококвалифицированными специалистами и обеспечения достойного денежного содержания;

повышение ответственности руководителей учреждений за качество предоставляемых услуг населению.

3.2. Бюджетирование как основной метод улучшения финансовой деятельности, ориентированный на результат.

Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирование следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно - целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) — методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами. Цель БОР — обеспечить такое управление работой, чтобы получить запланированный результат, т.е. достичь цели, при запланированном бюджете (расходе ресурсов). 

Какие дает результаты:

  •  Повышение эффективности деятельности. Это управление результативностью и экономичностью деятельности.
  •  Отчетность подразделений организации эффективности.
  •  Формализованная с помощью конкретных показателей стратегия деятельности.
  •  Слаженная взаимоувязанная система оплаты труда по всем уровням управления. Она построена на базе ключевых показателей эффективности, детализированных и доведенных до каждого сотрудника.
  •  Экономически обоснованная система премирования: доходы сотрудников тем выше, чем выше их вклад в единый интегральный результат организации. Экономическая модель системы оплаты со ставками и формулами расчета премий.
  •  Оперативная и достоверная план-фактная управленческая отчетность по финансовым и нефинансовым результатам.

На практике, необходимость и целесообразность внедрения БОР, как правило, объясняется наличием ряда вполне определенных ситуаций:

1. ситуация, когда традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета (в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии) практически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных (государственных, муниципальных) услуг;

2. ситуация бюджетного кризиса, в которой необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг;

3. положение, при котором бюджет перестает быть полноценным инструментом управления, когда его расходные статьи начинают «жить собственной жизнью», но имеется политическая воля и желание изменить ситуацию, навести порядок в бюджетной сфере, внести ясность в цели и причины осуществления расходов бюджета;

4. наличие политических амбиций быть в «мэйнстриме» происходящих в Российской Федерации реформ, либо стремление получить федеральные субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов или средства международных спонсорских организаций, выделяемые на цели реформирования бюджетного процесса;

5. как следующий шаг внедрения результативного управления в органах исполнительной власти региона (муниципального образования).

Таблица  

Основные шаги при внедрении системы бюджетирования

Этапы работ

Документы

Результаты

1. Разработка финансовой структуры компании

Положение о структуре центров финансовой ответственности

Выделение в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и распределение по уровням

2. Формирование системы показателей

Методика формирования показателей деятельности

Система показателей деятельности центров финансовой ответственности

3. Разработка схемы бюджетирования, отражающей основные бизнес-процессы компании (мастер-бюджет)

Схема бюджетирования

Определение видов бюджетов, необходимых для целей планирования. Определение взаимосвязи между бюджетами

4. Разработка системы бюджетных форм

Положение о системе бюджетирования Комплект бюджетных форм

Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы. Составление таблиц, в которых указаны наименование форм и состав используемых в них показателей

5. Разработка методики заполнения бюджетных форм

Методика

Определение первичной документации, из которой необходимо брать данные для составления бюджетов. Определение регламента формирования бюджетов. Определение взаимосвязи показателей в бюджетах

6. Разработка бюджетов центров финансовой ответственности

Комплект бюджетных форм

Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы

7. Разработка схемы консолидации бюджетов центров финансовой ответственности

Схема консолидации

Схемы консолидации для определенной организационной структуры. Определение видов сводных бюджетов

8. Разработка регламентов взаимодействия

Регламент. Ограничение доступа

Разработка регламента документооборота и доступа к конкретной информации

9. Разработка форм бюджетного контроля

Приказ

Определение форм контроля за составлением бюджетов. Сравнение фактических показателей с плановыми и анализ отклонений

10. Интеграция с существующей системой планирования

Инструкции по рабочим местам

 

Основной отличительной особенностью данного подхода является комплексность методического и информационно-аналитического обеспечения механизмов БОР в тесной интеграции с существующими автоматизированными системами исполнения бюджета и бюджетного учета и системами мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития территории.

Методическое обеспечение механизмов БОР включает в себя следующий состав работ:

  •  Экспертиза существующих нормативных правовых и методических документов, регламентирующих бюджетный процесс территории;

Разработка и согласование общей схемы процесса формирования проектировок расходов бюджета в рамках БОР;

  •  Разработка методики формирования и корректировки Перечней государственных (муниципальных) услуг ГРБС с учетом данных, полученных от поставщиков услуг;
  •  Разработка методики оценки потребности в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, для учета её при формировании перечня на очередной финансовый год и планируемый период;
  •  Разработка методики формирования и оценки выполнения государственных (муниципальных) заданий на предоставление государственных (муниципальных) услуг;
  •  Разработка методики планирования объема финансирования ГРБС, необходимого для оказания государственных (муниципальных) услуг (расчет нормативов стоимости государственных услуг, расчет коэффициентов удорожания стоимости государственных услуг с учетом специфики отрасли, расчет затрат на предоставление государственных услуг по ресурсам, расчет затрат на осуществление видов деятельности);
  •  Разработка методики формирования консолидированных объемов финансирования ГРБС, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг;
  •  Разработки требуемых количественных показателей для оценки результатов осуществления функций и задач ведомств для всех главных распорядителей и бюджетных учреждений;
  •  Подготовка порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов;
  •  Разработка методик оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений.

БОР подразумевает прозрачность, подконтрольность и повышение эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. Вопросы нормирования — использования системы социально-экономических нормативов в финансовом планировании являются традиционными для бюджетирования. В сфере государственных и муниципальных услуг применение методов нормирования должно преследовать достижение не только конечных экономических, но и социальных целей. Следует отметить, что для разработки адекватных социально-экономических нормативов необходимо располагать данными, характеризующими результаты оказания услуг, в частности, данными, позволяющими провести оценку их эффективности и результативности. Эффективность характеризуется параметрами, проводящими сопоставление результатов с затратами на их достижение.

Несмотря на очевидные достоинства бюджетирования, ориентированного на результат, с ним также связаны определенные проблемы:

1. Бюджетное задание, как уже отмечалось выше, необходимо увязать с конечным, социально значимым результатом. Установление такой связи может потребовать проведения дополнительных исследований в социальной и экономических сферах, далеко выходящих за рамки собственно бюджетного процесса и требующих дополнительных затрат.

2. Необходимо создание системы контроля качества государственных (муниципальных) услуг, что также потребует дополнительных затрат.

3. Достаточно сложным и также затратным процессом является сама разработка и поддержка в актуальном состоянии норматива финансирования.

4. Бюджетирование, ориентированное на результат, необходимо сопоставлять с традиционными методиками. Это облегчит процесс бюджетирования в переходный период от традиционного бюджетирования к БОР, а в дальнейшем может использоваться в целях организации системы контроля расходования бюджетных средств. При этом, как уже отмечалось, обязательным является установление взаимосвязи показателей, характеризующих непосредственное планирование деятельности сети бюджетных учреждений, с конечными, отражающими достижение социальных целей.

5. Для наибольшей эффективности и упрощения расчетов методика бюджетирования, ориентированного на результат, должна использовать автоматизированные технологии приема, подготовки, учета, организации хранения и использования архивной, текущей и прогнозной информации, необходимой для обеспечения деятельности бюджетных организаций, формирования централизованного электронного хранилища документов и данных, сегментированного по функциональному назначению и принадлежности. Таким образом, БОР требует серьезного и комплексного подхода к его внедрению, составления стандарта государственных и муниципальных услуг, автоматизации процесса. В то же время бюджетирование, ориентированное на результат, является очень емким инструментом, позволяющим обеспечить прозрачность и высокую отдачу управления финансовыми ресурсами. Ориентация на результаты способствует подотчетности и направляет внимание и ресурсы на улучшение результатов деятельности бюджетных организаций.


Заключение

Финансовый анализ организации является составной частью экономического анализа ее хозяйственной деятельности. Он представляет собой совокупность методов сбора и обработки данных о производственно-финансовой деятельности, обеспечивающих оценку и принятие управленческих решений.

Главная цель финансового анализа - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития.

Финансовый анализ важен не только для определения стратегии деятельности самих учреждений, но и для организации контроля со стороны руководства организации, вышестоящих органов, за рациональностью использования средств, для оценки эффективности действующего хозяйственного механизма в целом.

Эффективность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильности методики (совокупности аналитических процедур) и организации его проведения. Аналитические работы включают подбор, проверку и методику изучения экономической и другой информации, обобщение и реализацию результатов проведенного исследования.

Источниками информации для финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета, которые отражаются в определенных формах финансовой отчетности


Список использованных источников

1. Войтоловский Н.В., Экономический анализ: учебник. - М.: Высшее образование, 2007г.

2. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: учебник. - М.: Проспект, 2011г.

3. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.А. Канке, И.П. Кошевая - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 288 с.

4. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансовая отчетность и ее анализ (основы балансоведения): Учеб.пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74203. Сылақ және майлау жұмыстарына арналған машиналар 717.44 KB
  Сылақ станциялары мен агрегаттары және қол ысқылауыштарының атқаратын қызметі негізгі параметрлері және қолданылу облысы. Жылжымалы сылау агрегаттары. Еден асты негіздерін дайындауға және шатыр мен гидроизоляциялауға арналған машиналар құрылымы мен жұмысы Жоспар: Сылақ станциялары мен агрегаттары және қол ысқылауыштарының атқаратын қызметі.
74204. Жер жұмыстарына арналған машиналар туралы жалпы мағлұматтар 147.63 KB
  Жұмысшы органдары мен топырақпен өзара әсерлесуі. Топырақтардың физикамеханикалық сипаттамасы Жоспар: Жер жұмыстарына арналған машиналар туралы жалпы мағлұматтар. Жұмысшы органдары мен топырақпен өзара әсерлесуі. Топырақтардың физикамеханикалық сипаттамасы.
74205. Жер қазу-тасымалдау машиналары. Қызметі, қолданылу облысы. Негізгі техника-экономикалық көрсеткіштері 659.49 KB
  Жер қазутасымалдау машиналары ЖҚТМ деп топырақты массивтен тарту күші арқылы ажыратып оны түсіру орнына өз жүрісімен жеткізетін құрылыс машиналарын атайды. Негізгі атқаратын жұмысшы операциялары: топырақты қабаттап өңдеу оны тасымалдау құрылыс объектісі негізіне төсеу немесе төгу топырақ беттерін жоспарлау. Негізгі қызметі: топырақты жер бетімен сүргіш органы арқылы азғана арақашықтыққа 150м жылжыту арқылы қабаттап өңдеу. Мына жағдайларда қолданылады: құрылыс алаңын дайындау барысында топырақтың беткі құнарлы қабатын алу;...
74206. Экскаваторлар. Жіктелуі, қолданылу облысы. Жұмысшы органының негізгі түрлері, параметрлері және құрылыс экскаваторларының индексациясы 885.5 KB
  Біршөмішті экскаватордың жұмыс циклі рет-ретімен орындалатын топырақ қазу, оны шөмішпен төсеу орнына тасымалдау, топырақты үйме мен көлік құралына аудару арқылы шөмішті босату және келесі циклді бастау үшін шөміштің алғашқы позициясына қайтып оралу операцияларынан тұрады
74207. Бұрғылау машиналары және жабдықтары. Бұрғылау құралы. Шпурлар бұрғылауға арналған машиналар. Бұрғылау-кранды машиналар 1.45 MB
  Бұрғылау – бұл топырақ массивінде қирау заттарын сыртқа шығара отырып, цилиндрлік жазықтықтар түзу арқылы топырақты қирату процесі. Егер диаметрі 75 мм дейін және тереңдігі 9 м болса жазықтықтар шпурлар деп, ал өлшемдері үлкен болса бұрғы деп аталынады.
74208. Тиеп-түсіру машиналары. Тиегіштер түрлері. Жұмыс процесі 455.42 KB
  Жұмысшы жабдық нұсқаларының көптігі және жұмыс органдарының ауыспалылығы құрылыс тиегіштерінің жұмыс жасау облысын кеңейтіп оларды құрылыс тасымалының барлық этаптарында қолданылатын универсалды машинаға айналдырады. БФПТтердің жұмысшы жабдығы жебе коромысло тартқыш гидроцилиндрлер құратын рычагты механизмнен тұрады. Сонымен қатар түсіру биіктігін ондаған сантиметрге жоғарылатытын машинаның универсалдылығын арттыратын жақты шөміштер де қолданылады бірақ олар жұмысшы жабдықтың күрделенуіне қосымша гидравликалық контурлар орнату...
74209. Машиналардың ұсақтау типтері жәнеұсақталатын материал беріктігі мен ұсақталу дәрежесіне қарай оларды таңд. 1.43 MB
  Грохоттардың қолданылуы принциптік схемалары жұмыс процестері негізгі параметрлері мен жұмыс өнімділігі Жоспар: Машиналардың ұсақтау типтері және ұсақталатын материал беріктігі мен ұсақталу дәрежесіне қарай оларды таңдап алу. Тас жыныстарды бұзу мен уатудың механикалық процесі ұсақтау деп аталады және тас ұсақтағыш машиналар –тас ұсақтағыштарды қолдана отырып ұсақтау жаншу сындыру және үйкеу көмегімен жүзеге асырылады. Ұсақтау машиналарында ұсақталатын жыныстың қасиеттеріне және ірілігіне қарай әртүрлі әдістер бірге қолданылады.
74210. Бетон қоспалары мен сылақтарын дайындауға арналған машиналар мен жабдықтар. Араластырғыш машиналардың қызметі мен құрамы. Араластырғыш машиналардың жіктелуі 1.46 MB
  Бетон араластырғыштар мен циклді және үздіксіз жұмыс жасайтын сылақ араластырғыштардың типтері негізгі параметрлері мен конструктивтік схемалары. Бетон қоспаларын тығыздау қажеттіліктері мен тәсілдері Жоспар: Араластырғыш машиналардың қызметі мен құрамы. Бетон араластырғыштар мен циклді және үздіксіз жұмыс жасайтын сылақ араластырғыштардың типтері негізгі параметрлері мен конструктивтік схемалары.
74211. Топырақ тығыздағыш машналар. Топырақты домалату, таптау және вибротаптау арқылы тығыздау 930.22 KB
  Топырақты домалату таптау және вибротаптау арқылы тығыздау. Жұмыс процесі негізгі параметрлері техникалық және эксплуатациялық көрсеткіштері Жоспар: Топырақ тығыздағыш машиналар. Топырақты домалату таптау және вибротаптау арқылы тығыздау.