50350

Терморезисторные измерительные преобразователи. Измерение температуры

Лабораторная работа

Физика

Цель работы Ознакомление с устройством и применением терморезисторных измерительных преобразователей термисторов изучение их функций преобразования измерение температуры при помощи термистора и знакомство с современными средствами сбора и обработки экспериментальных данных. Последние называются термисторами. Чувствительным элементом металлического термистора является тонкая медная или платиновая проволока. Функция преобразования зависимость сопротивления термистора Rt от его температуры ТК может быть выражена формулой 4.

Русский

2014-01-21

7.57 MB

46 чел.

Работа 4.1. Терморезисторные измерительные преобразователи. Измерение температуры

1. Цель работы

Ознакомление с устройством и применением терморезисторных измерительных преобразователей (термисторов), изучение их функций преобразования, измерение температуры при помощи термистора и знакомство с современными средствами  сбора и обработки экспериментальных данных.

2. Сведения, необходимые для выполнения работы

Повторите вопросы обработки и представления результатов прямых и косвенных

измерений и используя рекомендованную литературу [4,16-20], настоящее описание  и приложение 1 к практикуму ознакомьтесь  со следующими вопросами

  •  Основные характеристики измерительных преобразователей.
  •  Принцип действия, устройство и характеристики терморезисторных преобразователей.
  •  Методы измерения сопротивления.
  •  Причины возникновения и способы исключения или учета погрешностей при измерении сопротивления.
  •  Схемы включения и измерительные цепи терморезисторных преобразователей.
  •  Устройства и характеристики средств измерений, используемых при  выполнении данной работы.

Терморезистором называется параметрический измерительный преобразователь, активное сопротивление которого изменяется при изменении температуры.

Терморезисторные преобразователи бывают металлические и полупроводниковые. Последние называются термисторами.

Чувствительным элементом металлического термистора является тонкая медная или платиновая проволока. Проволока бифилярно наматывается на каркас из изоляционного и теплостойкого материала. Чувствительный элемент помещается в металлическую защитную гильзу (трубку с запаянным концом). Для подключения  преобразователя к соответствующему вторичному прибору имеются специальные  зажимы.

Измерители температуры с терморезисторами называются термометрами сопротивления. Платиновые терморезисторы используются для измерения температуры в диапазоне от -200 °С до 650 °С, медные - в диапазоне от -50 °С до 180 °С. Функции преобразования медных и платиновых терморезисторов стандартизированы и задаются градировочной таблицей. Сопротивление терморезисторов при 0°С равно 10, 50 или 100 Ом, что отражается в обозначении терморезисторов, и именно: ТСМ10, ТСМ50 и ТСМ100. Медные терморезисторы дешевы и имеют почти линейную зависимость сопротивления Rt от температуры t, выражаемую формулой

 (4.1.1)

где  Ro - сопротивление преобразователя при 0°С, а- температурный коэффициент, равный

Термисторы представляют собой композиции различных окислов металлов, имеющих большое удельное сопротивление, которое сильно зависит от температуры. Композиция окислов запекаётся в виде бусинки, шарика или стержня, к ним привариваются выводные провода. Для предохранения от атмосферного влияния бусинки или стержни покрываются краской или помещаются в металлический корпус.

Термисторы изготавливаются с номинальным сопротивлением (при 20 °С) от 1 до 200 кОм. В зависимости от типа они могут применятся для измерения температуры от -100 °С до 120-600 °С. Их чувствительность в 6-10 раз больше, чем у металлических терморезисторов. Функция преобразования - зависимость сопротивления термистора Rt от его температуры Т°К - может быть выражена формулой

(4.1.2)

Коэффициенты А и В- постоянные величины, зависящие от материала термистора и технологии его изготовления.

Термисторы имеют малые габариты, вес и теплоемкость, вследствие этого они могут использоваться для измерения температуры объектов, имеющих малые

размеры и малую теплоемкость. Малая теплоемкость обусловливает их малую инерционность.

Недостатком термисторов являются нелинейность функции преобразования и большой разброс параметров А и В. Поэтому приборы с термисторами приходится градуировать индивидуально.

Недостатком термисторов являются также изменение во времени (старение) и некоторая нестабильность электрических характеристик, однако после старения которое  обычно длится  2-4 месяца, дальнейшее  изменение сопротивления происходит  медленно и не превышает 0,2%  в год.

3. Описание лабораторного стенда

Лабораторный стенд представляет собой LabVIEW компьютерную модель, располагающуюся на рабочем столе персонального компьютера. На стенде (рис. 4.1.1) находятся модели водяного термостата, цифрового термометра и цифрового мультиметра.

Рис. 4. 1.1. Вид модели лабораторного стенда
на рабочем столе компьютера при выполнении лабораторной работы 4.1
(1- водяной термостат с установленными термистором и термопарой,
2 - цифровой термометр, 3 - цифровой мулыиметр,
4 - персональный компьютер)

Модели средств измерений (см. приложение 1) при выполнении работы используются для решения следующих задач.

Модель термостата служит для задания температурного режима, необходимого для исследования характеристик модели термистора.

Модель цифрового мультиметра обеспечивает измерение сопротивления термистора.

При помощи модели цифрового термометра, снабженного термоэлектрическим преобразователем, производится образцовое измерение температуры.

Модель персонального компьютера осуществляет сбор данных со средств измерений и запись их в файлы.

Схема соединения приборов при выполнении работы 4.1 приведена на рис. 4.1.2. В качестве персонального компьютера, изображенного на рисунке, используется компьютер, на котором выполняется работа.

Рис. 4.1.2. Схема соединения приборов при выполнении работы 4.1

В термостат помещены термоэлектрический преобразователь, являющийся измерительным преобразователем цифрового термометра, и термистор, характеристики которого экспериментально определяются в данной лабораторной работе. Сопротивление термистора измеряется цифровым мультиметром.

Цифровой мулыиметр измеряет постоянный и переменный ток и напряжение, сопротивление, частоту, период, емкость, температуру и может работать в режиме с автоматическим выбором диапазона измерения. Цифровая шкала - трех- или четырехразрядная по выбору. Поскольку в данной лабораторной работе исследуется функция преобразования термистора, модель мультиметра работает в режиме измерения сопротивления с автоматическим выбором диапазона.

Цифровой термометр и цифровой мулыиметр, модели, которых используются в данной работе, имеют встроенные стандартные компьютерные интерфейсы RS-232, что позволяет подключать эти приборы к компьютеру и автоматизировать процесс измерений. Поэтому экспериментальные данные, получаемые во время проведения измерений, автоматически собираются и записываются в файлы для последующей обработки.

4. Рабочее задание

4.1. Изучите описание работы и рекомендованную литературу. Продумайте свои

действия за компьютером.

4.2. Запустите программу лабораторного практикума и выберите лабораторную работу 4.1 “Терморезисторные измерительные преобразователи”. Измерение температуры» в группе работ “Измерение неэлектрических величин”. На рабочем столе компьютера автоматически появятся модель лабораторного стенда с моделями средств измерений и вспомогательных устройств (рис. 4.1.1) и окно созданного в среде MS Ехсеl лабораторного журнала, который служит для формирования отчета по результатам выполнения лабораторной работы.

4.3. Ознакомьтесь с расположением моделей отдельных средств измерений и других устройств на рабочем столе. Включите модели средств измерений и опробуйте их органы управления. Понаблюдайте за видом моделей.

4.4. Приготовьте к работе проверенный на отсутствие вирусов мобильный носитель информации и подключите его к компьютеру.

4.5. В соответствующих элементах интерфейса пользователя правильно задайте имена файлов, предназначенных  для записи данных при нагреве и остывания термостата. По умолчанию данные пишутся на жесткий диск компьютера при нагреве - в файл C:\ a+.txt, а при остывании – в файл C:\ a-.txt.  Оба файла имеют текстовый формат.

4.6. Приступите к выполнению работы.

Задание 1. Опытное определение функции преобразования термистора

а. Включите цифровой термометр и цифровой мультиметр, установив последний в режим измерения сопротивления.(Om)

b. Убедитесь, что имена файлов для записи данных введены правильно.

с. На водяном термостате установите в соответствии с указаниями преподавателя  максимальную температуру нагрева.

d. Включите термостат и наблюдайте за процессами его нагрева и остывания, При нагреве сопротивление термистора падает, а при остывании - растет. Дождитесь  окончания этих процессов. Все полученные данные измерений будут сохранены в файлах.

Задание 2. Обработка экспериментальных данных

Обработка экспериментальных данных, сохраненных в файлах, производится в лабораторном журнале средствами MS Ехсе1.

а. На листе Нагрев лабораторного журнала в ячейки столбцов Температура в  термостате t, град. С и Измеренное значение сопротивления термистора Rtэксп+, Ом (см. табл. 4.1.1) поместите данные двумерного массива, считанного из файла a+.txt.

(Рис *  - нагрев)

b.  Заполните следующие два столбца указанной таблицы, перейдя к температурной шкале Кельвина Т = t °С + 273 °С и найдя обратные значения 1/Т, постройте экспериментальную зависимость сопротивления термистора от обратного го значения температуры 1/Т при нагреве водяного термостата.

с.  Постройте на той же диаграмме зависимость вида линию тренда для полученной кривой пункта b, используя пункт меню Диаграмма/Добавить линию тренда(линия тренда в виде экспоненты).


d. Определите по полученным данным параметры функции преобразователя  А+ и В+ термистора.( Для этого среди параметров линии тренда выделите галочкой пункт Показывать  уравнение на диаграмме, тогда на диаграмме появится уравнение модели.(пользуемся выражением )

е. В соответствии с полученным уравнением модели заполните последний столбец таблицы Посчитанное по математической модели значение сопротивления термистора Rtm+,   Ом.

f. Постройте на другой диаграмме зависимости Rtэксп+ и Rtm+ от температуры

g. На листе Остывание лабораторного журнала в ячейки столбцов Температура в термостате t, град. С и Измеренное значение сопротивления термистора Rtm+, Ом  (см: табл. 4.1.2) поместите данные двухмерного массива считанного из файла а-.txt.

(Следует заметить, что опыт “остывание” требует выполнение следующих шагов: температура термостата выводится на 30 и тумблер”Нагрев” отключается вниз. (рис **) )

h.  Аналогично п. b заполните следующие два столбца таблицы и постройте экспериментальную зависимость сопротивления термистора от обратног значения температуры 1/Т при остывании водяного термостата, где

T=  - абсолютная температура.

Постройте  на той же диаграмме зависимость вида R= А_ • ехр(В_ • х), где 1 /Т, используя пункт меню Диаграмма/Добавить линию тренда. Считайте сохраненный  файл на отдельный лист MS Ехсе1 и изучите полученные данные.

                                              (Рис ** - остывание)

j. Определите по полученным данным параметры функции преобразования А_ и В_ термистора.

k.  Постройте на одной диаграмме зависимости Rtэксп+ и Rtm+ от температуры

t °С.

l. Определите максимальную и минимальную чувствительности термистора. m. Определите максимальную и минимальную относительные погрешности измерения температуры, полагая, что измерение сопротивления производится с погрешностью, лежащей в пределах ±0,10м.

n. Сформулируйте и запишите в отчет выводы о проделанной работе. 4.7. Сохраните результаты.

4.8. После сохранения результатов закройте приложение LabVIEW и, при необходимости, выключите компьютер.

Таблица 4.1.1. Исследование характеристики терморезистора при нагреве термостата

Температура в термостате t °С.

Измеренное значение сопротивления термистора  Rtэксп-, Ом

Температура в термостате t °К.

1/Т

Посчитанное по математической

модели значение сопротивления термистора Rtm-, Ом


Таблица
4.1.1. Исследование характеристики терморезистора при остывании термостата

Температура в термостате t °С.

Измеренное значение сопротивления термистора  Rtэксп+, Ом

Температура в термостате t °К.

1/Т

Посчитанное по математической

модели значение сопротивления термистора Rtm+, Ом


5. Оформление отчета

  •  Отчет  должен содержать:
  •  сведения о цели и порядке выполнения работы;
  •  сведения об использованных методах измерений;
  •  сведения о характеристиках использованных средств измерений;
  •  необходимые электрические схемы;
  •  данные расчетов, приводившихся при выборе средств и диапазонов измерений, при выполнении соответствующих пунктов задания;
  •  экспериментальные данные;
  •  полностью заполненные таблицы отчета (см. табл. 4.1.1 и табл. 4.1.2), и также примеры расчетов, выполнявшихся при заполнении  таблицы;
  •  графики и диаграммы;
  •  анализ полученных результатов и выводы об особенностях и качестве веденных измерений и в целом по результатам проделанной работы.

6. Контрольные вопросы

  •  Какие физические явления лежат в основе функционирования терморезисторов?
  •  Какие материалы используются при изготовлении терморезисторов?
  •  Какова конструкция металлического терморезистора?
  •  Как устроены полупроводниковые терморезисторы (термисторы)?
  •  Каковы функции преобразования металлического и полупроводникового терморезистора?
  •  Когда и для каких целей используется трехпроходная схема подключения терморезистора?
  •  Почему в случае применения полупроводникового терморезистора (термистора) нет необходимости использовать трехпроходную схему?
  •  Каковы достоинства и недостатки медного терморезистора?
  •  Каковы достоинства и недостатки термистора?
  •  В каких случаях необходимо использовать платиновые терморезисторы?
  •  Какие из терморезисторов отличаются высокой чувствительностью?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53866. Наш край у 60 - 90-х pp. XX - на початку XXI ст 91.5 KB
  Мій дідусь Оніщенко Костянтин Іванович народився 4 квітня 1925 року в місті Полонне Хмельницької області. Воював у Великій Вітчизняній війні з березня 1943 року до червня 1945 року в Радянських Збройних Силах. В армії Південно Західного фронту з червня до жовтня 1943 року на посаді кулеметника.
53867. Люби і знай свій рідний край 69 KB
  Підготовчий етап У чому полягає задум дізнатися якомога більше про звичаї та обряди свого села народні промисли і народних умільців свого краю; дослідити краєзнавчий матеріал; Для чого це потрібно виховувати любов до рідного краю народу його звичаїв та обрядів. Планування діяльності Зібрати матеріал про народні промисли свого краю. Від батьків дідусів бабусь довідатись про звичаї і традиції свого краю.
53868. Мій рідний край, моя земля – красива і велична 262.5 KB
  Ребро Хто кого перебреше Діють: Свербигуз Індик і Чобіт. Свербигуз: Здоров Індиче Здоров Чоботе Індик і Чобіт: Привіт Свербигузе Свербигуз: Хлопці Індик і Чобіт: Га Свербигуз: Давайте влаштуємо змагання Індик: Яке Хто далі стрибне Свербигуз: Ні. Чобіт: Хто більше зїсть вареників Свербигуз: Ні. Індик: Переплюне Свербигуз: Ні.
53869. Мой край 142.5 KB
  Вступительное слово учителя. Вначале мы предоставим слово Виктории. Слово учителя. Да и слово собака ― скифского корня.
53870. Сложные методы оценки эффективности инвестиционных проектов 36 KB
  Под методом оценки эффективности инвестиционных проектов понимается система способов и приемов сопоставления связанных с проектом результатов и затрат.
53871. Розвиток креативного мислення учнів під час пізнавальної діяльності 85 KB
  Одним із вирішальних чинників розвязання цих завдань є розвиток креативного мислення учнів. Гілфорда який ототожнив поняття креативності та творчого мислення. Гілфорд визначав що креативність це процес дивергентного мислення.
53872. Майстер – клас «Креативність – мислення поза стандартами» 676 KB
  Одним із вирішальних чинників розвязання цих завдань є розвиток креативного мислення педагога. На сьогоднішній день існує більше 100 визначень креативності але ми будемо її розглядати як здатність до дивергентного мислення мислення що йде одночасно у багатьох напрямках воно спрямоване на те щоб породити безліч різних варіантів розвязання задачі. Дивергентне мислення лежить в основі креативності.
53873. ЩО ТАКЕ КРЕАТИВНІСТЬ? 194.5 KB
  Невже не може бути так щоб школа була місцем де плекають дитячу креативність Де діти не бояться помилятися. Людська спільнота набагато більше схожа на людський організм у якому креативність відіграє роль життєвої енергії. І саме від школи залежить чи буде вона розвивати креативність чи висушувати її приглушувати і придушувати щоб перетворити на добре запрограмований в міру інтелектуальний механізм. Чому б не використати цей невичерпний потенціал у вивченні математики й природознавства читання й письма Матеріал посібника дасть змогу...
53874. Крым. Сценарий 93.5 KB
  1 загадка: Красивый сад волшебный сад Сюда приехать каждый рад. Здесь и деревья и цветы необычайной красоты Никитский ботаничекий сад 2 загадка: Может ктото не поверит Что живут под Ялтой звери: Львы медведи леопарды все друг другу очень рады Угадайте как зовут Этот для зверей приют Зоопарк Сказка 3 загадка: Один...