50378

Изучение физического маятника. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника

Лабораторная работа

Физика

Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Установив любое значение длины математического маятника l расстояние от точки подвеса до черты нанесенной на шарик в интервале 3040 см. В результате получится набор значений периодов колебаний Т соответствующих длинам маятника l1 где i номер опыта.

Русский

2015-01-16

96.5 KB

9 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра физики

Лабораторная работа М-7

Изучение Физического маятника

Выполнил студент 1 курса

Электронно-механического

факультета

группы Э-32 Ковальчук Д.И.

Принял Чугунов С.В.


Задание 1.
Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

  1.  Установив любое значение длины математического маятника l (расстояние от точки подвеса до черты, нанесенной на шарик) в интервале 30-40 см., измерьте период его колебаний Т. Затем, увеличив l на несколько сантиметров, опять измерьте Т и т.д. Шаг измерения l выберите таким образом, чтобы измерения Т были проведены не менее чем при десяти значениях l. В результате получится набор значений периодов колебаний Т, соответствующих длинам маятника l1, где i – номер опыта.

Таблица значений и расчетов:

l, м

0,50

0,485

0,47

0,455

0,44

0,425

0,41

0,395

1

14.296

14.084

13.875

13.647

13.442

13.186

12.944

12.736

2

14.271

14.085

13.884

13.646

13.440

13.185

12.943

12.736

3

14.270

14.085

13.882

13.646

13.440

13.187

12.942

12.735

4

14.270

14.086

13.887

13.645

13.442

13.186

12.943

12.737

ср.

14,270

14,085

13,882

13,646

13,441

13,186

12,943

12,736

T

1,4270

1,4085

1,3882

1,3646

1,3441

1,3186

1,2943

1,2736

l0, м

1,0905

1,0645

1,0352

0,9994

0,9711

0,9330

0,8984

0,8719

y=Al+B

6,5

6,3

6,1

5,9

5,7

5,5

5,3

5,1

  1.  Нанесите экспериментальные точки (li; yi) на координатную плоскость Оlу и убедитесь визуально, что они ложатся на прямую.

  1.  Вычислите параметры А и В по формулам и постройте на координатной плоскости lОу наилучшую прямую. Используя найденные значения А и В, вычислите g и l0.


  1.  Вычислите χ2 и, сопоставив его с таблицей значений χ2, имеющейся в лаборатории, найдите вероятность соответствия экспериментальных результатов линейной зависимости.

χ2=9.8578

Задание 2. Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.

Зафиксируйте чечевицы на стержне оборотного маятника таким образом, чтобы одна из них находилась вблизи конца стержня, а другая - вблизи его середины.

Одну из опорных призм зафиксируйте вблизи свободного конца стержня, а вторую – между чечевицами, причем опорные приемы должны быть обращены друг к другу. Определите положение центра масс С оборотного маятника, уравновешивая его на дополнительной опорной призме, расположенной на лабораторном столе. Если оказалось, что центр массы маятника находится между опорными призмами, значит оборотный маятник собран правильно.

2. Чтобы точность определения ускорения свободного падения была достаточно высокой, необходимо, чтобы расстояния d1 и d2 от центра масс С до опорных призм, удовлетворяли условию: 1,5 d2 ‹ d1 ‹ 3 d2 (7)

Используя нарезки на стержне оборотного маятника, установите опорную призму, находящуюся между чечевицами, на расстоянии d2 = 10 – 15 см от центра масс маятника. Вторую опорную призму – зафиксируйте на таком расстоянии d1 от центра масс маятника, которое удовлетворяет неравенству (7).

3. Установив маятник на вкладыши верхнего кронштейна опорной призмой, находящейся вблизи свободного конца стержня на расстоянии d1 от центра масс маятника, измерьте период его колебаний Т\, Затем переверните маятник и, установив его на вкладыши верхнего кронштейна опорной призмой, находящейся между чечевицами, измерьте период его колебаний Т2.

Используя измеренные значения d1, d2, T1, Т2, рассчитайте ускорение свободного падения g и момент инерции маятника Ic относительно оси, проходящей через его центр масс, по формулам:

d1, м

0,2

d2, м

0,1

1

11,390

1

11,675

2

11,402

2

11,665

3

11,392

3

11,663

4

11,406

4

11,663

ср.

11,398

ср.

11,667

T

1,140

T

1,167

g= , g=9.6 м/сек2

Ic= , Ic=0.061

Задание 3. Определение ускорения свободного падения и момента инерции оборотного маятника по методу наименьших квадратов.

Соберите оборотный маятник в соответствии с рисунком 2. Затем, уравновешивая маятник на дополнительной опорной призме на лабораторном столе, определите положение его центра масс. Опорную призму, находящуюся на свободном конце стержня, зафиксируйте на расстоянии d1=20 – 25 см от центра масс маятника, и установите на вкладыши верхнего кронштейна, измените период колебаний маятника Т1, соответствующий выбранному значению d1. Затем, изменив d1 на 1 см, опять измерьте Т1 и т. д.… Измерения Т1 необходимо провести не менее чем при десяти значениях d1. В результате получается набор соответствующих значений di. ,Ti где I –номер опыта.

d, см

T, с

20

1,1378

21

1,1459

22

1,1541

23

1,1642

24

1,1708

25

1,1814

26

1,1937

27

1,2047

28

1,2171

29

1,2262


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83119. Человек. Виды деятельности. Одежда 111 KB
  Задачи урока: образовательная: научить использовать активную лексику урока в речи актуализировать знания по теме Одежда цвета профессии; Развивающая: развивать память внимание воображение учащихся; Практическая: практика речи письма визуального восприятия материала;...
83120. Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках 58.5 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном развивать умения распознавать имена прилагательные в русском и английском языках определять род и число прилагательного в русском языке и невозможность определения категории числа в английском.
83121. Путешествие с Планетой. Мой дом – моя Родина 549.5 KB
  Основные понятия и термины урока: Планета Земля вселенная планеты солнечной системы Родина страна столица мой город компас горизонт карта план местности экология экологические проблемы. Кто пришел к нам в гости Правильно к нам в гости пришла Планета Земля. Планета Земля подготовила для вас вопросы и задания.
83122. Різноманітність рослин у природі. В.О.Сухомлинський «Верба над ставком» 110 KB
  Формувати уявлення про різноманітність рослинного світу про водорості мохи хвощі папороті хвойні рослини квіткові рослини уміння розрізняти окремі рослини цих груп розуміти цінність їх у природі; виробляти уміння узагальнювати робити висновки оцінювати результати діяльності...
83123. Внеклассное чтение о дружбе, товариществе «Умею ли я дружить?» 72 KB
  Цели урока: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание и умение работать в быстром темпе, умение работать самостоятельно и формировать навыки контроля и самоконтроля; способствовать развитию у учащихся чувства гуманности, сопереживания, сплочению классного...
83124. Письмове віднімання чисел без переходу через десяток. Прості задачі на віднімання 224.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів із прийомами письмового віднімання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розв’язувати прості задачі на дію віднімання та задачі, що включають суми двох і трьох доданків; розвивати логічне мислення, математичне мовлення...
83125. Число і цифра 8. Написання цифри 8. Порівняння чисел в межах 8 87 KB
  Мета. Ознайомити учнів із числом 8, пояснити утворення числа 8 додаванням одиниці до попереднього числа; закріпити знання взаємозв’язку між частиною і цілим; вчити користуватися у мовленні числівниками; розвивати логічні мислення учнів, пам’ять, уважність, спостережливість...
83126. Текст. Типи текстів 1.3 MB
  Мета: закріпити вміння учнів визначати тип тексту складати тексти різних типів удосконалювати навички побудови звязного тексту стимулювати пізнавальну активність; розвивати усне й писемне мовлення; розвивати уяву память увагу; вміння самоаналізу результатів роботи...
83127. Я и Украина. Гражданское образование 210 KB
  Цель: формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширять знания учащихся о роли доброты в жизни каждого человека. Задачи урока Раскрыть смысл понятия «доброта». Помочь детям задуматься о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера.