50428

Изучение физического маятника (математического и оборотного)

Лабораторная работа

Физика

Цель работы: экспериментальная проверка зависимостей между физическими величинами характеризующими колебания математического и оборотного маятников; экспериментальное определение ускорения свободного падения g помощью математического маятника; экспериментальное определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника. Общий вид универсального маятника FPM04 представлен на рис. Оба маятника математический и оборотный\' представляют собой различные реализации физического маятника.

Русский

2015-01-16

243 KB

10 чел.

Лабораторная работа М7

Тема: Изучение Физического маятника.

1. Цель работы:

- экспериментальная проверка зависимостей между физическими величинами, характеризующими колебания математического и оборотного маятников;

-  экспериментальное определение ускорения свободного падения g помощью математического маятника;

-  экспериментальное определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.

2. Приборы и принадлежности:  универсальный маятник FPM-4 с миллисекундомером и счетчиком числа периодов.

3. Описание установки.

Общий вид универсального маятника FPM-04 представлен на рис. 1.

Основание 1 оснащено регулируемыми ножками 2, которые позволяют произвести, горизонтальную установку прибора. В основании закреплена колонка 3, на которой зафиксированы верхний кронштейн 4 и нижний кронштейн 5 с фотоэлектрическим датчиком 6.

После отвинчивания воротка 11 верхний кронштейн 4 можно поворачивать вокруг колонки. Затяжение воротка 11 фиксирует кронштейн в любом, произвольно выбранном положении. С одной стороны кронштейна 4 находится математический маятник 7, с другой, на вмонтированных вкладышах - оборотный маятник 8. Оба маятника - математический и оборотный' - представляют собой различные реализации физического маятника.

Длина математического маятника может регулироваться при помощи воротка 9 и определяется положением верхнего кронштейна 5 относительно шкалы на колонке 3. При этом маятник должен быть установлен таким образом, чтобы черта на шарике 7 была продолжением черты на корпусе фотоэлектрического датчика 6.

Оборотный маятник 8 выполнен в виде стального стержня, на котором зафиксированы две опорные призмы 12 и дне чечевицы 13. На стержне через 10 мм нанесены кольцевые нарезки, позволяющие точно определить длину оборотного маятника (расстояние между опорными призмами). Опорные призмы и чечевицы можно перемещать вдоль оси стержня и фиксировать в любом положении. Эти элементы выполнены таким образом, чтобы их размер вдоль стержня был кратен 10 мм, а фиксирующие воротки размещены так, чтобы при помощи кольцевых нарезок их можно было наглухо зафиксировать. Нижний кронштейн 5 вместе с фотоэлектрическим датчиком можно перемещать вдоль колонки и фиксировать в произвольном положении.

Для подготовки установки к работе необходимо проделать следующие операции:

- проверьте наличие на установке заземляющего провода и надежность его соединения с заземленным контактом на лабораторном столе;

- при отжатой кнопке "сеть" подсоедините шнур электропитания к розетке ~220 В;

- нажмите кнопку '"СЕТЬ" и убедитесь в том, что все индикаторы измерителя показывают цифру ноль и горит лампочка фотоэлектрического датчика;

- отгоризонтируйте установку с помощью регулируемых ножек так, чтобы маятник при колебаниях; не задевал за фотоэлектрический датчик, но при этом прерывал световой потек в датчике.

Установка позволяет провести прямые измерения периода колебаний математического и оборотного маятников. Для измерения периода колебаний поворотом кронштейна 4 и перемещением кронштейна 5 установите маятник таким образом, чтобы шарик математического маятника или стержень оборотного маятника в положении равновесия прерывал световой поток в фотоэлектрическом датчике 6, но при колебаниях не задевал за датчик. Затем отклоните маятник на угол ~10° от

положения равновесия и отпустите его без толчка. Пропустив несколько колебаний, нажмите кнопку "СБРОС" на "лицевой панели прибора 10. При этом запускаются миллисекундомер и счетчик числа полных колебаний маятника. Обычно измеряется время 10 полных колебаний. В этом случае после появления на счетчике периодов цифры 9 нажимается кнопка "СТОП" и отсчет времени прекращается после завершения 10 колебаний, Период колебаний маятника, очевидно, равен Т = t/10, где t - показания миллисекундомера. Повторный запуск миллисекундомера и счетчика периодов осуществляется нажатием кнопки "СБРОС".

Описание любой экспериментальной ситуации, в том числе и колебаний маятника, дается теоретической моделью. При разработке модели, естественно, учитывают только наиболее существенные для данной ситуации эффекты и пренебрегают влиянием многих, реально имеющих место факторов. Ответить на вопрос - насколько хорошо теоретическая модель описывает экспериментальную ситуацию - можно только сопоставляя предсказания теории с экспериментальными данными.

Наблюдения за колебаниями математического и оборотного маятников на данной установке показывают, что за время 20-30 периодов амплитуда их колебаний заметно не уменьшается. Это означает, что диссипативными силами, т.е. силами трения, сопротивления воздуха и т.д., приводящими к затуханию колебаний, в данном случае можно пренебречь. Кроме того, можно предположить, что колебания математического и оборотного маятников являются малыми. При этих условиях теория дает следующее выражение для периода колебаний оборотного маятника (см. Приложение 1):

     (1)

где Ic – момент инерции маятника относительно оси, проходящей через его центр масс, m - масса маятника, g -. ускорение падения, d - расстояние от оси качаний до центра масс маятника.

В случае математического маятника формулa (1) принимает вид:

   (2)

где l - долина математического маятника.

Формулы (1) и (2) являются основными для данной работы, так как позволяют определить ускорение свободного падения g по измеренным значениям T, d, l, m. Однако они справедливы только в том случае, если колебания маятников являются малыми.

Внимание: Перед началом измерений необходимо определить диапазон амплитуд, в пределах которых колебания можно считать малыми. Поскольку данная установка не позволяет измерять углы отклонения маятника от положения равновесия в качестве критерия малости колебаний от амплитуды. Реализация этого критерия состоит в следующем.

Отклоните математический или оборотный маятник на угол φ~10о и измерьте период его колебаний Т1 в соответствии с процедурой, описанной выше. Затем, уменьшив начальное отклонение маятника в 1,5 – 2 раза, опять определите период его колебаний Т2. Относительная погрешность измерения времени на данной установке

.

С другой стороны, период колебаний маятника не превышает 2 с. Поэтому, если |T1-T2| ≤ 0,001, то в пределах точности измерений T1=T2, и для дальнейших измерений можно выбирать любое начальное отклонение маятника, меньшее φ1. Если же |T1-T2| > 0,001, то необходимо еще уменьшить начальное отклонение маятника, сравнить измеренный при этом период колебаний с Т2 и т. д.

Задание 1. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

  1.  Установив любое значение длины математического маятника l (расстояние от точки подвеса- до черты, нанесенной на шарик) в интервале 30-40 см., измерьте период его колебаний Т. Затем, увеличив l на несколько сантиметров, опять измерьте Т и т.д.. Шаг измерения l выберите таким образом, чтобы измерения Т были проведены не менее чем при десяти значениях l. В результате получится набор значений периодов колебаний Т, соответствующих длинам маятника l1, где i – номер опыта.
  2.  Согласно теории (см. Приложение 2) значения Т1 и l1 должны быть связаны между собой соотношением:

,   (3)

где l0 – неизвестная постоянная.

Поэтому, если на координатную плоскость, по оси абсцисс которой откладываются значения l, а по оси ординат – значения переменной у=Т2, нанести экспериментальные точки, они должны ложиться на прямую

y=A∙l +B,    (4)

где, B=А∙l0.

Нанесите экспериментальные точки (l1; y1) на координатную плоскость Оу и убедитесь визуально, что они ложатся на прямую.

3. Применяя к зависимости ??????? стандартный метод наименьших квадратов «МКК», получим значение А и В для наилучшей прямой, соответствующей экспериментальным точкам:

, (5)

где n - общее число измерений.

Вычислите параметры А и В по формулам (5) и постройте на координатной плоскости lОу наилучшую прямую (4).

Используя найденные значения А и В, вычислите g и l0.

4. Экспериментальные точки (l1 , y1) могут ложиться и на прямую (4) не вполне точно. Степень достоверности соответствия экспериментальных значений (l1 , y1) линейной зависимости (4) можно оценить, используя критерий согласия Пирсона (хи-квадрат). Для этого необходимо вычислить величину χ2:

,  (6)

где Δуi - погрешности измерения у в i-ом опыте.

Так как y12, то погрешность измерения у, равна:

Δyi=2Ti∙ΔTi=10-3 Ti2;

где учтено, что относительная погрешность измерения времени в данной установке

     .

Вычислите χ2 формуле (6) и, сопоставив его с таблицей значений χ2, имеющейся в лаборатории, найдите вероятность соответствия экспериментальных результатов линейной зависимости (4) .

Задание 2. Определение ускорения свободного падения с   помощью оборотного маятника.

1. Зафиксируйте чечевицы на стержне оборотного маятника таким образом, чтобы одна из них находилась вблизи конца стержня, а другая - вблизи его середины (см. рис. 2).

Одну из опорных призм зафиксируйте вблизи свободного конца стержня, а вторую – между чечевицами, причем опорные приемы должны быть обращены друг к другу. Определите положение центра масс С оборотного маятника, уравновешивая его на дополнительной опорной призме, расположенной на лабораторном столе. Если оказалось, что центр массы маятника находится между опорными призмами, значит оборотный маятник собран правильно.

2. Чтобы точность определения ускорения свободного падения была достаточно высокой, необходимо, чтобы расстояния d1 и d2 от центра масс С до опорных призм, удовлетворяли условию (см. Приложение 3):

     1,5 d2 d1 ‹ 3 d2   (7)

Используя нарезки на стержне оборотного маятника, установите опорную призму, находящуюся между чечевицами, на расстоянии d2 = 10 – 15 см от центра масс маятника. Вторую опорную призму – зафиксируйте на таком расстоянии d1 от центра масс маятника, которое удовлетворяет неравенству (7).

3. Установив маятник на вкладыши верхнего кронштейна опорной призмой, находящейся вблизи свободного конца стержня на расстоянии d1 от центра масс маятника, измерьте период его колебаний Т\, Затем переверните маятник и, установив его на вкладыши верхнего кронштейна опорной призмой, находящейся между чечевицами, измерьте период его колебаний Т2.

Используя измеренные значения d1, d2, T1, Т2, рассчитайте ускорение свободного падения g и момент инерции маятника Ic относительно оси, проходящей через его центр масс, по формулам:

4. Используя формулу (ПЗ-4), рассчитайте погрешность изменения ускорения свободного падения.

5. Не изменяя положения чечевиц, повторите измерения при других значениях d1, d2 удовлетворяющих условию (7), и результаты измерений усредните.

Задание 3.Определение ускорения свободного падения и момента инерции оборотного маятника по методу наименьших квадратов.

1.Соберите оборотный маятник в соответствии с рисунком 2. Затем, уравновешивая маятник на дополнительной опорной призме на лабораторном столе, определите положение его центра масс. Опорную призму, находящуюся на свободном конце стержня, зафиксируйте на расстоянии d1=20 – 25 см от центра масс маятника, и установите на вкладыши верхнего кронштейна, измените период колебаний маятника Т1, соответствующий выбранному значению d1. Затем , изменив d1 на 1 см , опять измерьте Т1 и т. д… Измерения Т1 необходимо провести не менее чем при десяти значениях d1. В результате получается набор соответствующих значений di. ,Ti где I –номер опыта.

2.Теоретическое исследование показывает (См. Приложение 3), что значение y1 = Т2 и x1 =d1 должны быть связаны между собой соотношением:

    (8)

где А, В – неизвестные постоянные.

Применив к зависимости (8) МНК, получим наилучшее с точки зрения МНК значение параметров А и В.

 (9)

где n – общее число измерений.

Вычислите значение параметров А и В по формулам (9).

Используя найденное значение А и В, вычислите ускорение свободного падения g и момент инерции маятника Ic относительно оси, проходящей через его центр масс:

 

3. Изменив положение чечевиц, повторите измерения и результаты измерений ускорение свободного падения усредните.

Задание 4. Определение ускорения свободного падения методом оборотного маятника.

1.Соберите обротный маятник в соответствии с п.1 зад.2. Убедитесь в том, что положение опорных призм точно соответствует нарезкам на стержне оборотного маятника. В этом случае расстояние между опорными призмами L измеряется наиболее точно (∆L =5*10-4 м). Затем измерьте L.

2. Установите маятник на вкладыши верхнего кронштейна опорной призмой, находящейся на свободном конце стержня, и измерьте период его колебаний Т1. Затем переверните маятник и измерьте период его колебаний Т2 . Если оказалось, что в пределах точности измерений Т1 = Т2,то расстояние между опорными призмами L равняется приведенной длине оборотного маятника. Тогда ускорение свободного падения равно (см. Приложение 3):

 

3. Если Т1 ≠ Т2 , переместите чечевицу 2(см. рис 2) на ∆d= 0.5 – 1 см следующим образом :

а) При Т12 чечевица 2 перемещается к концу стержня (на Рис 2 – вправо)

б) При Т1 < Т2 чечевица 2 перемещается к центру стержня (на Рис. 2 –влево).

Затем повторите измерения периодов колебания Т1 и Т2 и т.д.

Перемещая чечевицу 2 и постепенно уменьшая величину перемещения ∆d, добейтесь совпадения периодов колебаний оборотного маятника Т1 и Т2 в пределах точности измерений (│Т1 и Т2 │< 0,001).

4. По результатам измерений вычислите величину ускорения свободного падения g.

5. Установив длину математического маятника равную L ,покажите, что периоды колебаний математического и оборотного маятников совпадают.

6.Оцените точность измерения ускорения свободного падения методом оборотного маятника.

Приложение 1. Теория малых колебаний физического маятника.

Физическим маятником называется любое тело, которое под действием силы тяжести может свободно качаться вокруг неподвижной горизонтальной оси, называемой осью качаний. Точка пересечения оси качаний с вертикальной плоскостью, проходящей через центр масс маятника, называется точкой подвеса маятника (точка О на рис. П 1-1). Очевидно, в положении равновесия центр масс маятника (точка С) находится на вертикальной прямой, проходящей через точку подвеса (φ=о).

Движение маятника описывается основным уравнением динамики вращательного движения вокруг неподвижной оси:

 

где I- момент инерции маятника относительно оси вращения, φ- угол отклонения маятника от положения равновесия, М - суммарный момент внешних сил, действующих на маятник относительно оси вращения.

В экспериментальных установках обычно моменты силы трения в оси и силы сопротивления воздуха пренебрежимо малы. Поэтому Мс= -mgd sinφ, где d= │ОС│- расстояние от оси вращения до центра масс, m-масса маятника, g-ускорение свободного падения, а знак "-" указывает на то, что момент силы тяжести стремится возвратить маятник в положение равновесия. Таким образом , уравнение движения маятника имеет вид:

  (П1-1)

В случае малых отклонений маятника от положения равновесия (т.е. φ<< 1) можно положить sin φ ≈ φ. Тогда уравнение (П1-1) примет вид:

  (П1-2)

Легко убедиться, что решением этого уравнения является функция

 ,

где  , а А и α – произвольные постоянные, т.е. величина φ(t) совершает гармонические колебания с циклической частотой ω. Амплитуда А и начальная фаза колебаний α зависят от способа возбужений колебаний , т.е. определяются значениями φ и . В момент времени t= 0 , а частота колебаний ω определяется только параметрами маятника m,I,d.

Таким образом , при малых углах отклонения от положения равновесия колебания физического маятника являются гармоническими с периодом

     (П1-3)

причем период колебаний не зависит ни от начальной фазы, ни от амплитуды колебаний, а определяется только параметрами маятника.

Согласно теореме Гюйгенса-Штейнера момент инерции маятника I относительно оси вращения можно представить в виде:

      (П1-4)

где Ic –момент инерции маятника относительно оси, проходящей через его центр масс.

Используя (П1-4) , формулу (П1-3) можно переписать следующим образом:

   (П1-5)

Частным случаем физического маятника является математический маятник. Это идеализированная система, состоящая из невесомой нерастяжимой нити, на которой подвешена масса, сосредоточенная в одной точке- центре масс маятника С. Для математического маятника длиной I имеем : d=I . Ic=0. Тогда формула (П1-5) принимает вид:

        (П1-6)

Сравнение формул (П1-5) и (П1-6) показывает, что период колебаний физического маятника равняется периоду колебаний математического маятника длиной

     (П1-7)

Величину Iпр называют приведённой длиной физического маятника. Таким образом , приведенная длина физического маятника- это длина такого математического маятника, период колебаний которого равен периоду колебаний данного физического маятника.

Как следует из (П1-7) , приведенная длина физического маятника больше, чем расстояние от оси до центра масс. Тока О , находящаяся от точки О на расстоянии lпр вдоль прямой , соединяющей точку подвеса с центром масс, называется центром качаний. Если маятник подвесить в точке О , то период его колебаний будет тот же , что и при подвешивании в точке О. Действительно, при подвешивании маятника в точке Ơ ,из (П1-5) получаем следующее выражение для периода колебаний :

     (П1-7)

Из (П-7) имеем:

 

Тогда

 

Таким образом, период колебаний физического маятника не изменяется при перемещении оси качаний в центр качаний.

Приложение 2. Теория метода определения ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

 

Математический маятник реализуется в виде шарика, подвешенного на нити. Момент инерции шарика относительно оси, проходящей через его центр масс, отличен от нуля и может быть представлен в виде: Ic=b+R2(П2-1)

Где R-радиус шарика , b-численный множитель, по порядку величины равный единице (b ~ 1).

Подставляя (П2-1) в (П1-5), получаем для периода колебаний шарика, подвешенного на нити, следующее выражение:

    (П2-2)

где -период колебаний математического маятника длиной d.

В экспериментальных установках обычно d » R. Т.е. R/d « 1 .Поэтому, разлагая квадратный корень в (П2-2) в ряд и ограничиваясь двумя членами разложения, получаем:

Таким образом ,период колебаний шарика радиусом R, подвешенного на нити, отличается от периода колебаний математического маятника на величину . В относительных единицах . соответственно . получаем:

.

Если  по порядку величины равняется относительной погрешности измерения времени  на данной установке . то влиянием размеров шарика на период колебаний можно пренебречь. Так как b ~ 1. R ~ 1см, =5*10-4, то необходимо, чтобы длина математического маятника удовлетворяла условию:d > 30 cм.

Далее будем считать, что условие d > 30 cм выполнено, и шарик, подвешенный на нити, является хорошей моделью математического маятника. Тогда, измеряя длину математического маятника d и период его колебаний Т, из формулы (П1-6) можно легко найти ускорение свободного падения:

     (П2-3)

Однако измеряемой величиной на данной установке является расстояние от точки подвеса до черты, нанесённой на шарик , причём черта не обязательно соответствует положению центра масс шарика. С учётом этого формулу (П2-3) можно переписать в виде:

,     (П2-4)

где l0-неизвестная постоянная, определяющая положение центра масс шарика относительно черты.

Таким образом, Т и l оказываются связанными между собой соотношением (П2-4) , причём обе эти величины могут быть измерены достаточно точно.

Приложение 3. Теория метода определения ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.

1.Предположим,что точки подвеса оборотного маятника находятся по разные стороны от его центра масс на расстояниях d1 и d2. причём d1 d2 (см . рис. 2). В соответствии с (П1-5) периоды колебаний маятника в этх случаях равны:

,     (П3-1)

Из (П3-1) находим:

,     (П3-2)

где L= d1+d2 – длина оборотного маятника,

.

Погрешность определения g можно оценить по формуле:

    (П3-3)

где

(П3-4)

здесь ∆d1, ∆d2, ∆T1, ∆T2 – соответственно погрешности измерения расстояний d1, d2 и периодов T1, T2.

Если положение опорных призм соответствует нарезкам на стержне оборотного маятника, то расстояние L измеряется достаточно точно: ∆ L=0,5мм.Поэтому погрешность измерения g в основном определяется величиной ∆T0 .

Как следует из (П3-4), при близких значениях d1, d2 (‌|d1- d2|→0) погрешность определения Т может стать очень большой. Поэтому d1, d2следует выбирать так, чтобы они отличались по крайней мере в 1,5 раза (d1>1,5 d2). С другой стороны , d1 всегда ограничено длиной стержня оборотного маятника, увеличение отношения возможно за счёт уменьшения d1. Однако ,если d1 →0 .то в соответствии с(П3-1) Т2→∞, что приводит к резкому возрастанию ∆g. Таким образом , отношение не должно быть ни слишком малым , ни слишком большим: желательно чтобы

       (П3-5)

В этом случае точность измерения ускорения свободного падения g будет достаточно высокой.

2.Масса опорных призм оборотного маятника значительно меньше массы стержня и чечевиц. Поэтому перемещение опорных призм вдоль стержня не приводит к заметному изменению положения центра масс маятника. Это позволяет провести серию измерений периода колебаний маятника при различных расстояниях от точки подвеса до его центра масс.

Предположим, что при неизменном положении чечевиц производятся измерения периода колебаний маятника Т1 при различных значениях d1. В соответствии с (П1-5) значения di и Т I где i –номер опыта, должны быть связаны соотношением:

   (П3-6)

Вводя обозначения

приводим (П3-6) к виду:

(П3-7)

Для определения наилучших значений А и В используем метод наименьших квадратов. В соответствии с МНК наилучшие значение А и В соответствуют минимуму суммы

где n число измерений периода колебаний маятника.

Запишем условия минимума:

    (П3-8)

Сокращая каждое уравнение системы на 2 и, раскрывая скобки, приводим (П3-8) к виду

    (П3-9)

Решая систему (П3-9), находим неизвестные значения А и В. Тогда

.

3. Если опорные призмы оборотного маятника расположены по разные стороны от его центра масс на расстояниях d1, d2(d1d2), соответствующих одинаковому значению периода колебаний (Т12=Т), то из (П3-2) получаем:

      (П3-10)

где L= d1+ d2-длина оборотного маятника, равная его приведенной длине.

Погрешность определения g при этом равна:

.

Поскольку L и Т измеряются достаточно точно, формула (П3-10) позволяет определить ускорение свободного падения с большой точностью. Однако, формула (П3-10) справедлива только при условии: Т12.

Рассмотрим, каким образом можно добиться равенства периодов колебаний Т1и Т2. Предположим, что опорные призмы и чечевица 1 оборотного маятника (см. рис .2) занимают фиксированное положение, а положение чечевицы 2 может изменяться. Очевидно, при перемещении чечевицы 2 изменяется положение центра масс маятника, а следовательно, изменяются d1и d2 . Смещение чечевицы 2 к концу стержня (на рис. 2-вправо) приводит к перемещению центра масс маятника вправо. При этом d1 увеличивается, а d2 – уменьшается. Наоборот, при перемещении чечевицы 2 к центру стержня оборотного маятника d1 уменьшается, а d2 увеличивается.

Чтобы определить, каким образом перемещение чечевицы 2 влияет на Т1 и Т2. построим график зависимости (П1-5)периода колебаний Т от расстояния d между точкой подвеса и центром масс маятника (рис. П3-1). Из графика видно, что при Т12. для достижения равенства периодов колебаний Т1 и Т2., необходимо увеличить d2 и уменьшить d1. С другой стороны, при Т12 необходимо уменьшить d1 и d2 . Поскольку опорные призмы зафиксированы, то d1+ d2 =const и уменьшение d2 приводит к увеличению d1. Однако, при уменьшении d2скорость возрастания Т2. больше скорости возрастания Т1 при увеличении d1.Поэтому при некотором положении чечевицы 2 равенство Т12. будет достигнуто.

Таким образом, для достижения равенства периодов колебаний оборотного маятника необходимо перемещать чечевицу 2 следующим образом:

А) При Т12. чечевица 2 перемещается к центру стержня (на рис 2-влево)

Б) При Т12 чечевица 2 перемещается к концу стержня (на рис 2-вправо).

Контрольные вопросы.

  1.  Какие предположения используются при построении теоретической модели колебаний маятника? Как их проверить?
  2.  Что такое физический маятник? Приведите примеры.
  3.  Что такое приведенная длина физического маятника?
  4.  В чем состоит метод измерения свободного падения с помощью математического маятника?
  5.  Как повысить точность измерения ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника?
  6.  В чем состоит метод оборотного маятника определения ускорения свободного падения?


d1
             d2

1      2

C

Рис. 2

Рис. 1

ис.П1-1

O’

c

o

φ

mg

d2

d1

Т1

Т2

Т


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52043. Морфологія. Орфографія. Загальна характеристика частин мови 103.5 KB
  Загальна характеристика частин мови МЕТА: поглибити знання про морфологію як розділ науки про мову його зміст і завдання; розвивати вміння і навички розпізнавати вивчені частини мови в реченнях розуміти їх роль у мовленні визначати відомі граматичні ознаки; формувати в учнів навички правильного написання слів вміння визначати орфограми і застосовувати їх в писемному мовленні; формувати уміння узагальнювати набуті знання; розвивати усне і писемне мовлення; розвивати пам’ять...
52044. Поема «Мойсей»- одна з вершин творчості Івана Яковича Франка 56 KB
  Поема Мойсей одна з вершин творчості Івана Яковича Франка. Обладнання: портрет Івана Франка виставка книгілюстрації до поеми Мойсей карта мандрів Мойсея тематична стіннівка.Франка Мойсей історією написання ; підготувати розповідь про неї; випустити тематичні стіннівки. 1 група – науковці – подають матеріал про написання поеми Мойсей; 2 група – літературознавці презентують образ Мойсея та інші образи; 3 група – літературні критики розповідають про особливості стилю поеми Мойсей; 4 група – читці члени редколегії ...
52045. Багатство мови і мовлення: інтонаційне, лексичне, фразеологічне, морфологічне, синтаксичне 87.5 KB
  Плачинда мову Діти а як вам вдалося вдома уявити себе в різних образах Які мовні засоби забезпечують засвідчують багатство образність логічність мовлення Послухаємо. За допомогою яких художніх засобів ви досягли образності мовлення В яких стилях тропи використовуються менше У науковому та офіційноділовому Учні зачитують свої творимініатюри Перевтілення. Отже написавши твориперевтілення ви збагатили своє мовлення за допомогою різних художніх засобів стали на крок ближче до удосконалення свого мовлення.
52046. Урок здоров’я 49 KB
  Навчальна мета: використовуючи набуті знання учнями на уроках біології та фізики показати їх застосуванню в повсякденному житті, систематизувати відомості про здоров’я людини.
52047. День Именинника - сценарии дня рождения 28 KB
  Конкурс для неименинников. Конкурс Парикмахеры Конкурс для всех команд. Конкурс Повара От каждой команды по одному участнику. Конкурс Подарок Пока кулинары готовятся подумаем чего же нам еще не хватает.
52048. Супер-сценарий маскарадного Нового года 25 KB
  Компания из 11 человек:1 Дед Мороз: настоящий костюм урвали у знакомых;2снежная королева: серое вечернее платье на шее колье из горного стекла думаю есть у любой девушки на крайний случай можно сделать самой из мишурыдождик из проволоки сделала каркас высокого воротника купила стальную блестящую ткань 2м. это была моя замораживающая палочка;3царь: из картона и фальги корона скипетр и держава из фальги и сподручных средств накидка из старого покрывала обшитого красной мишурой;4серкетарь царя: можно обычный строгий костюм;5шут...
52049. Маскарад для любимого 23.5 KB
  Костюм горничной: черный комплект белья обшила белым кружевом благо оно продается практически везде. Костюм медсестры: нашить на белое белье красные крестики совсем несложно также как и найти белые чулки. Костюм школьницы: здесь проблем практически не возникло короткая юбочка со складками и подходящая рубашечка в моем гардеробе нашлись очень легко. Костюм чертенка: рожки продаются в большинстве детских отделов а красночерное белье я нашла в своем гардеробе.
52050. Сценарий Нового года по-гавайски 33.5 KB
  Объявляется аукцион Новый год. Итак общими усилиями мы выяснили что Новый год – это. Такой уж это праздник Новый год шумный веселый но всегда остается много мусора.
52051. Сценарий веселого новогоднего корпоратива 31.5 KB
  Доктор помогите Я в себя не верю.: И что же мне делать. Пушистую такую снегом припорошенную. всматривается переворачивает лист снова всматривается улыбается Так это ж хоровод Детишки нарядились зверятами и танцуют вокруг ёлки Весело имДок.