50439

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

Научная статья

Психология и эзотерика

Если нет другого выхода то спор можно разрешить и дракой. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки это плохое кино. Когда я стою на мосту то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

Русский

2014-01-23

305 KB

12 чел.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

(А.Н. Орел)

Источники

  •  Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370
  •  Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. С.141-154.

Назначение теста

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.

Инструкция к тесту

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.

  •  Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике поставьте цифру «1».
  •  Если оно неверно, то поставьте цифру «0»
  •  Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.

Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.


Тестовый материал

Мужской вариант

  1.  Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
  2.  Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  3.  Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
  4.  Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
  5.  Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
  6.  Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.
  7.  Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8.  Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
  9.  Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.
  10.  Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  11.  Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12.  Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
  13.  Я всегда говорю только правду.
  14.  Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально.
  15.  Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
  16.  Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
  17.  Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.
  18.  Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
  19.  Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20.  Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
  21.  Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
  22.  Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
  23.  Я иногда не слушаюсь родителей.
  24.  Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
  25.  Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
  26.  Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  27.  Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28.  Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
  29.  Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  30.  Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
  31.  Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  32.  Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
  33.  Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  34.  Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  35.  Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  36.  Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
  37.  Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.
  38.  Бывает, что иногда я говорю неправду.
  39.  Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  40.  Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  41.  Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  42.  Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
  43.  Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  44.  Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  45.  Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.
  46.  Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это нормально.
  47.  Иногда я скучаю на уроках.
  48.  Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  49.  Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.
  50.  Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  51.  Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  52.  Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
  53.  Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  54.  Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
  55.  Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
  56.  Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  57.  Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  58.  Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
  59.  Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  60.  Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  61.  Меня раздражает, когда девушки курят.
  62.  Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  63.  Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  64.  Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  65.  Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
  66.  Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
  67.  Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  68.  Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  69.  Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  70.  Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
  71.  Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  72.  Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  73.  Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
  74.  Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  75.  Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
  76.  Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  77.  Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям - это нормально.
  78.  Я часто не могу сдержать свои чувства.
  79.  Бывало, что я опаздывал на уроки.
  80.  Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  81.  Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  82.  Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  83.  Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.
  84.  Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  85.  Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  86.  Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  87.  Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  88.  Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  89.  Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
  90.  Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  91.  Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  92.  Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  93.  Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  94.  Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
  95.  Я считаю, что люди должны полностью отказаться употребления спиртных напитков.
  96.  Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу.
  97.  Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
  98.  Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.


Женский вариант

  1.  Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.
  2.  Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.
  3.  Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.
  4.  Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
  5.  Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться.
  6.  Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.
  7.  Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8.  Я иногда люблю немного посплетничать.
  9.  Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.
  10.  Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.
  11.  Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12.  Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
  13.  Я всегда говорю только правду.
  14.  Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.
  15.  Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.
  16.  Я с удовольствием смотрю боевики.
  17.  Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.
  18.  Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
  19.  Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20.  Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку.
  21.  Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
  22.  Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь.
  23.  Бывало, что я не слушалась родителей.
  24.  В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.
  25.  Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом спорта.
  26.  Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.
  27.  Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28.  Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
  29.  Моё отношении к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  30.  Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.
  31.  Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  32.  Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.
  33.  Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  34.  Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  35.  Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.
  36.  Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.
  37.  Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.
  38.  Бывает, что иногда я говорю неправду.
  39.  Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  40.  Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  41.  Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей.
  42.  Добиваться победы в споре нужно любой ценой.
  43.  Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.
  44.  Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  45.  Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
  46.  Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.
  47.  Бывает я скучаю на уроках.
  48.  Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  49.  Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю.
  50.  Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.
  51.  Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.
  52.  Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.
  53.  Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  54.  Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.
  55.  Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.
  56.  Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  57.  Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  58.  Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.
  59.  Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  60.  Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  61.  Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.
  62.  Мне нравится состояние, которые наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  63.  Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.
  64.  Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  65.  Некоторые люди побаиваются меня.
  66.  Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания..
  67.  Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  68.  Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.
  69.  Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  70.  Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку.
  71.  Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала ее.
  72.  Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  73.  Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.
  74.  Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.
  75.  Счастливы те, кто умирают молодыми.
  76.  Я получаю удовольствие, когда немного рискую.
  77.  Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам – это допустимо.
  78.  Я часто не могу сдержать свои чувства.
  79.  Бывало, что я опаздывала на уроки.
  80.  Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  81.  Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  82.  Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  83.  Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.
  84.  Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  85.  Бывают случаи, когда я могу ударить человека.
  86.  Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  87.  Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  88.  Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали.
  89.  Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.
  90.  Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  91.  Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  92.  Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  93.  Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  94.  Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.
  95.  Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  96.  Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона.
  97.  Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.
  98.  Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.
  99.  Мне иногда не хочется жить.
  100.  Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.
  101.  По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.
  102.  Я люблю смотреть выступления боксеров.
  103.  Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня.
  104.  Я считаю, что уступить в споре – это значит показать свою слабость.
  105.  Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.
  106.  Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной, а не женщиной.
  107.  В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.
  108.  В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.


Обработка данных тестирования.

Заполнение протокола обработки результатов

Результаты

Шкалы

Баллы

Шкала

1

Шкала

2

Шкала

3

Шкала

4

Шкала

5

Шкала

6

Шкала

7

Шкала

8

Первичные баллы

7

5

Коррекция

0,4

Первичные баллы с коррекцией

2

Т-баллы

30

  1.  Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл (Додаток 1).
  2.  По каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше (Додаток 2.).
  3.  Перевод «сырых» баллов а стандартные Т-баллы (Додаток 3.).

(В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод а стандартные Т-баллы производится по формуле:

Т=10х(Х1-М)/ S + 50

где XI - первичный («сырой») балл по шкапе;

М - среднее значение первичного суммарного балла по шкале в выборке

стандартизации; S - стандартное отклонение значений первичных баллов в выборке

стандартизации).

Варианты коэффициентов коррекции вычисляются в зависимости от значений «сырого» балла по шкале № I


Додаток 1.

«КЛЮЧИ» ДЛЯ ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ «СЫРЫХ» БАЛЛОВ

Мужской вариант

1. Шкала установки на социально-желательные ответы

2 (нет), 4 (нет), б (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 97 (нет)

2. Шкала склонности к нарушению норм и правил

1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 66 (нет), 80 (да), 86 (да), 91 (да), 93 (нет)

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да). 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 61 (да), 74 (да), 91 (да), 95 (нет)

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

 

3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), ;73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да)

5. Шкала склонности к агрессии и насилию

3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), ;40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), ; 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да)

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да)

7. Шкала склонности к делинквентному поведению

18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), ,44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), .64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да)


Женский вариант

1. Шкала установки на социально-желательные ответы

2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет)

2. Шкала склонности к нарушению норм и правил

1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 37 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет)

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет)

4. Шкала склонности к самоповреждающему я саморазрушающему поведению

3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 97 (да), 98 (да), 99 (да)

5. Шкала склонности к агрессии и насилию

3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да). 104 (да)

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да)

7. Шкала склонности к делинквентному поведению

1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да)

8. Шкала принятия женской социальной роли

3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет). 105 <да), 106 (нет), 107 (да), 108 (да)

 

Додаток 2.

Мужской вариант методики

1. В случае, если первичный балл по шкале N° 1 меньше или равен б баллам для

«обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,3

Для шкалы № 3 = 0,3

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,2

Для шкалы № 6 = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,2

2.В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для

«деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 - 0,3

Для шкалы № 3 = 0,5

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,2

Для шкалы № б = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,5

3.В случае, если первичный балл по шкале № 1 больше 6 баллов как для

«обычных», так и для «деликвентных» испытуемых, то коэффициент коррекции

составляет:

Для шкалы № 2 = 0,7

Для шкалы № 3 = 0,6

Для шкалы № 4 = 0,4

Для шкалы № 5 = 0,5

Для шкалы № б = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,5

Женский вариант методики

1. В случае, если испытуемые относятся к подвыборке «обычных» испытуемых, то

коэффициент коррекции составляет

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 = 0,4

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,3

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы №7 = 0,4

2. В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке «деликвентных»

испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,4

Для шкалы № 3 - 0,4

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,4

Для шкалы № 6 = 0,5

Для шкалы № 7 = 0,5


Додаток 3.

Таблица норм при переводе «сырых» баллов в Т-баллы

Мужской вариант (n = 375)

Женский вариант (n = 374)

«Сырой» балл

Т-баллы

«Сырой» балл

Т-баллы

Шкалы

Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

0

35

26

30

0

36

30

27

1

44

27

28

24

24

26

32

1

44

27

32

29

28

24

2

50

31

30

26

27

30

34

2

50

30

34

32

30

29

30

3

55

34

33

29

29

33

37

3

54

33

36

34

32

33

32

28

4

58

37

35

32

31

37

39

4

55

36

38

36

34

36

35

30

5

62

40

37

35

34

40

41

5

62

39

40

38

36

37

37

33

6

65

43

39

37

36

44

43

6

65

42

43

41

38

41

40

36

7

67

46

42

40

39

48

46

7

67

45

45

43

40

43

43

39

8

70

50

44

43

41

51

48

8

70

48

47

45

42

46

45

42

9

74

53

46

45

43

55

50

9

72

51

49

47

44

48

48

44

10

85

56

48

48

46

58

53

10

74

54

51

50

47

51

50

47

11

89

59

50

51

48

62

55

11

75

57

53

52

49

55

53

50

12

63

53

54

51

65

57

12

78

60

55

54

51

58

55

53

13

66

55

56

53

69

59

13

63

57

57

53

62

58

56

14

69

57

59

55

73

62

14

66

60

59

55

67

60

58

15

72

59

62

58

77

64

15

69

62

61

57

73

63

61

16

75

62

64

60

81

66

16

72

64

63

59

77

65

64

17

78

64

67

62

85

68

17

75

66

66

61

81

68

67

18

81

66

70

65

71

18

78

68

70

64

85

70

70

19

84

68

72

67

73

19

81

70

73

66

89

73

72

20

87

70

75

70

75

20

84

72

75

68

93

76

75

21

90

72

78

72

77

21

87

74

76

70

97

78

22

74

81

74

79

22

77

77

72

81

23

76

84

77

81

23

79

74

83

78

87

79

83

24

81

76

85

25

80

90

81

85

25

78

86

26

82

83

87

26

80

27

84

85

27

82

28

87

28

84

29

89


Описание шкал и их интерпретация.

Предложенная автором интерпретация шкал по значениям Т баллов в ряде случаев расходится с математическим смыслом стандартных баллов.

  •  50-59 Т - "норма",
  •  60-69 Т - как повышенные значения
  •  70 Т - "отклонение".

Ниже приводится интерпретация шкал так, как она как она описана автором.

1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого пред ставлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

  •  50 до 60 Т баллов свидетельствуют об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.
  •  Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.
  •  Результаты, находящиеся в диапазоне 70- 89 баллов, говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам.

О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.

Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствует о недостоверности результатов по основным шкалам. Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в на правлении социальной желательности.

Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы.

Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либо о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуе мого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию обще принятых норм и ценностей, образцов поведения.

  •  50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонконформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции "нарушать спокойствие", искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
  •  60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.
  •  Менше 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.

  •  Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии "сенсорной жажды", о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.
  •  свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.
  •  ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.

  •  50-70 Т-баллов по шкале №4, свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, вы раженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях.
  •  свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.
  •  ниже 50 Т-баллов поданной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию.

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

  •  50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого.
  •  60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности лич ности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.
  •  свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов.
  •  ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.

Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер).

  •  Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.
  •  ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

 7. Шкала склонности к деликвентному поведению.

Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих "обычных" подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала выявляет "деликвентный потенциал", который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

  •  50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.
  •  выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.
  •  ниже 50 Т-баллов говорят о невыраженности указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.

8. Шкала принятия женской социальной роли

(только для женского варианта).

Шкала предназначена для измерения степени принятия испытуемой женской социальной роли.

  •  50-60 Т-баллов свидетельствуют об адекватном уровне принятия испытуемой женской социальной роли, овозможности реализовывать как специфические женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы, о нежесткой ориентации на специфические женские ценности.
  •  свыше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности (предрасположенности) к реализации традиционно женских форм полоролевого поведения, о неприятии открытой агрессии как способа достижения жизненных целей. Кроме того, такие результаты говорят о преобладании в системе ценностей традиционных женских ценностей, об ориентации на традиционное полоролевое разделение труда. В сочетании с высокими показателями по шкале №1, повышенные результаты свидетельствуют о конформности, выраженной установке на демонстрацию социально одобряемых форм поведения.
  •  ниже 50 Т-баллов говорят о неприятии женской социальной роли, об отвержении традиционно женских ценностей и готовности (предрасположенности) к реализации мужских поведенческих стереотипов, о принятии мужской системы ценностей и относительно высокой степени принятия собственной и чужой агрессии.


Вариант для девочек

Ф.И.О. _____________________________________________________________________

Класс ________________________ Возраст (полное количество лет) _________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

Обозначение ответов: «да» - 1, «нет» - 0

Вариант для мальчиков

Ф.И.О. _____________________________________________________________________

Класс ________________________ Возраст (полное количество лет) _________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

Обозначение ответов: «да» - 1, «нет» - 0


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64689. Управление разработкой и внедрением нового продукта. Методические указания 203.5 KB
  Цели дисциплины Формирование базовых теоретических знаний умений и навыков решения проблем организации и управления разработкой и внедрением нового продукта управления развитием нового продукта в организации системы менеджмента...
64690. Анализ Финляндии 514.5 KB
  Финляндия первая в мире страна, где было введено понятие прав пациента в 60-х годах ХХ века. Эти права на самом деле применяются в жизни, значительно усложняя работу врача и облегчая участие в лечении пациента.
64693. Организация производства шашлычной на 70 мест 121.1 KB
  Вероятно всеобщая популярность этого блюда в пустынных и степных областях Евразии объясняется более быстрой готовкой мелко нарезанного мяса что позволяло экономить древесину. Шашлычные пользуются спросом потому что это хороший вариант для контингента нашего города...
64694. Управление персоналом как отдельное направление деятельности организации 152.69 KB
  В современной жизни сложилась ситуация при которой конкурентные преимущества предприятия определяются не столько организационно-экономическими составляющими сколько обеспеченностью предприятия квалифицированным персоналом и его эффективным управлением.
64695. Разработка проектно конструкторской документации на изготовление платья из хлопчатобумажных тканей 87.95 KB
  Совершенствование швейного производства предусматривает внедрение высокопроизводительного оборудования поточных линий расширение ассортимента и улучшение качества одежды выпуск изделий пользующихся повышенным спросом.
64697. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования 216 KB
  Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции...