50491

Перемещение товаров через таможенную границу

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В целом по результатам сравнительного анализа названных разделов можно сказать, что по определенным позициям законодатель оставил прежний подход в правовой регламентации основных положений перемещения товаров через таможенную границу, в то же время внес и определенные коррективы.

Русский

2014-11-15

162.5 KB

6 чел.

Тема № 3   Перемещение товаров через таможенную границу

План

1. Общие положения о перемещении товаров через таможенную границу.

   1.1 Основные характеристики законодательства, регулирующего порядок  перемещения товаров;

    1.2   Принципы перемещения товаров через таможенную границу

3. Прибытие товаров на таможенную территорию

4. Убытие товаров с таможенной территории

5. Временное хранение товаров

1. Общие положения о перемещении товаров через таможенную границу.

Содержание темы раскрывается путем анализа положений  раздела 4  Таможенного кодекса  таможенного союза (далее по тексту ТК ТС)  «Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации». В прежнем таможенном законодательстве (ТК РБ 2006 г.) подобная группа норм была закреплена в разделе II под названием «Перемещение товаров через таможенную границу».

В целом  по результатам сравнительного анализа  названных разделов можно сказать, что по определенным позициям законодатель оставил прежний подход в правовой регламентации основных положений перемещения товаров через таможенную границу, в то же время внес и определенные коррективы. В частности, такой институт ТК  РБ 2006 г. под названием «Таможенная процедура временного хранения» (глава 16) изменил свой правовой статус и в новом ТК ТС включен в качестве одного из самостоятельных этапов мероприятий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Рассмотрим кратко содержание основных  положений перемещения товаров через таможенную границу применительно к их законодательному регулированию в главе  22  ТК ТС.

 Самыми применяемыми  ключевыми словами в таможенном деле являются такие словосочетания, как «таможенная территория», «перемещение товаров через таможенную границу» и др. Соответственно, и весь комплекс  возникающих правоотношений в сфере таможенного дела прежде всего базируется на  фактах перемещения  товаров  через таможенную границу.

По ранее действующему  ТК РБ 2006 г. (ст. 3)  «Территория Республики Беларусь составляет единую таможенную территорию Республики Беларусь».

В общепринятом в международной практике понимании таможенная территория – это территория, на которой действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие средства регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная территория государства, как правило, совпадает с  его национальной территорией, включающей сушу, воду, недра и воздушное пространство над ними. Однако из таможенной территории  могут быть исключены отдельные участки государственной территории, например, свободные таможенные зоны. Названное определение  применимо и к определению понятия «Таможенная территория РБ».

Пределы таможенной территории РБ являются таможенной границей РБ. Таможенная граница совпадает с Государственной границей РБ, определение которой дано в отдельном законодательном акте (Закон РБ от 04. 11. 1992 г. «О государственной границе РБ»).

Таможенная границапределы таможенной территории РБ. Исключение – территории свободных таможенных зон, учрежденных на территории РБ. Пределы таких свободных таможенных зон являются составной частью государства и их периметры образуют внутренние таможенные границы.  Более подробно признаки и определения таможенной территории РБ, ее таможенной и  государственной границы рассматривались в лекционном материале темы № 1.

С 10. 10. 2008 г. вступил в силу Договор Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (ратифицирован Законом РБ от 09. 07. 2008 г.), в котором закреплено согласованное сторонами решение об объединении таможенных территорий указанных государств в «единую таможенную территорию», под которой  понимается «территория, состоящая из таможенных территорий сторон» (ст. 1 Договора)

Как ранее отмечалось, с 6 июля 2010 г. на территории Республики Беларусь начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза. Следовательно,  такие понятия,  как «таможенная территория» и «таможенная граница» наполнились новым фактическим и правовым содержанием, закрепленном уже на уровне Таможенного кодекса ТС.

Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 2 ТК ТС  «Единую таможенную территорию таможенного союза (далее – таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

 Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (далее – таможенная граница). Таким образом, вышеуказанными  нормативными правовыми актами ликвидированы внутренние таможенные границы между государствами – участниками таможенного союза. Однако следует уточнить, что государственные границы между указанными странами остаются в своем прежнем правовом состоянии, соответственно, не отменяются мероприятия по  выполнения соответствующими службами   пограничного контроля.

 В соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов таможенного союза. Речь идет о так называемых свободных таможенных зонах, расположенных как на территории РБ (например, СЭЗ (СТЗ) «Витебск», «Гомель-Ротон», «Брест», «Минск»), так  и на территориях других государств, участников ТС.

1.1. Основные характеристики законодательства, регулирующего порядок перемещения товаров.

Структура таможенного законодательства, определяющая порядок перемещения товаров через таможенную границу ТС, представляет собой  как бы четырехуровневую систему:

  •  Таможенный кодекс таможенного союза;
  •  Международные соглашения государств — участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;
  •  Решения Комиссии таможенного союза;
  •  Национальное таможенное законодательство стран-участниц. Как отмечается в п. 2 ст. 1 ТК ТС, «Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующего правоотношения на уровне таможенного законодательства таможенного союза,  - в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза».

       Очевидно, что одним из сложных вопросов для участников ВЭД  в рассматриваемом направлении является правильное определение применимого права, не забывая при этом, что положения Таможенного кодекса таможенного союза с момента введения его в действие (для Казахстана и России - с 1 июля 2010 г., для Беларуси - с 6 июля 2010 г.) имеют силу норм международного соглашения прямого действия и действуют на территориях стран-участниц преимущественно перед нормами национальных таможенных кодексов. Например, решения Комиссии таможенного союза действуют преимущественно перед актами национального законодательства.

       Эти же условия распространяются и на нормы международных договоров, которые после их подписания и ратификации  в соответствии с установленными государством процедурами, становятся частью его внутреннего права и имеют большую юридическую силу, чем нормы национальных нормативных правовых актов.

        Соответственно, нормы национальных таможенных кодексов и иного таможенного законодательства стран-участниц после 1 января 2010 г. применяются к таможенным отношениям только в части, не противоречащей Таможенному кодексу таможенного союза и упомянутым международным договорам. Например,

Также следует отметить еще одно принципиальное условие, которое получило свое отражение в п. 2 ст. 3 ТК ТС. «Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.

Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза  таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства – члена таможенного союза».  

     Обязательно следует учитывать, что указанные правила касаются только таможенного законодательства. На иные разделы национального законодательства - валютное, налоговое, финансовое - эти принципы не распространяются. Таким образом, нормативные правовые акты, устанавливающие правила, хоть и относящиеся к внешней торговле, но не затрагивающие таможенные вопросы, продолжают действовать вне зависимости от факта вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза. Примером такого акта является Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. N° 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», который регулирует в основном вопросы валютного контроля при совершении субъектами хозяйствования внешнеторговых сделок.

        

       1.2 Принципы перемещения товаров через таможенную границу

В ТК РБ 1998 г. была под названием «Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств». Как в ТК РБ 2006 г., так и в ТК ТС норма аналогичной направленности обозначена иной терминологией - «Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу» (глава 22 ТК ТС). В целом  по результатам сравнительного анализа  рассматриваемых институтов можно сказать, что по определенным позициям законодатель оставил прежний подход в правовой регламентации основных положений перемещения товаров через таможенную границу, в то же время внес и определенные коррективы. Исключен такой как бы базовый термин (элемент) рассматриваемого института таможенного дела – содержание всех норм главы в новом ТК в их совокупности определяют  не «основные принципы перемещения…», а  «основные положения…». В этой части терминологические различия, по нашему мнению, не принципиальны. В то же время законодатель дополнил главу рядом новых положений, которые позволяют как бы более детализировано раскрыть правовое содержание рассматриваемого направления в таможенном деле.   

Тем не менее, при наличии определенных различий не будет ошибочным мнение, что по своему содержанию термины «принципы»- «положения»  фактически регламентируют одни и те же позиции, отражающие порядок перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза.  Под принципами перемещения товаров через таможенную границу в таможенном деле  понимаются основные положения, которыми обязаны руководствоваться все участники ВЭД. Основные положения (принципы), связанные с правоотношениями в связи и по поводу перемещения  товаров через таможенную границу призваны, прежде всего, гарантировать стабильность норм и процедур в сфере таможенного дела.

Рассмотрим кратко содержание основных  положений перемещения товаров через таможенную границу применительно к их законодательному регулированию в главе  22  ТК ТС.

      1) Одним из основополагающих принципов таможенного дела является положение, сформулированное в  п. 1 ст. 150 ТК ТС: «Все лица на равных  основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением  положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза».

В данной норме закреплен один из основополагающих принципов в таможенном деле, отражающий равноправие всех лиц при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза. Это означает, что основания для перемещения, административные процедуры и требования одинаковы для всех лиц, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов ТС. При этом установлен единый правовой источник определения порядка  каждого факта перемещения товаров через таможенную границу ТС – это прежде всего таможенное законодательство ТС (ч. 1 п. 2 ст. 150 ).

2) Одновременно ТК ТС предусматривает общепринятые в международной практике исключения.  В частности, как отмечается в ч. 2 п. 2 ст. 150 ТК ТС, «Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза, могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу».

Более подробно эти положения получили свою нормативную конкретизацию, например, в главе 45 «Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных граждан», главе 48 «Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа», главе 49 « Особенности перемещения товаров для личного пользования» и др.

3) Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

4) При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

5) Товары перемещаются через таможенную границу ТС в местах (пунктах пропуска), расположенных на государственной границе государств – членов ТС, либо через иные места,  определяемые национальными законодательствами государств – членов ТС (ст. 151 ТК ТС).

В частности, местами (пунктами ввоза и вывоза товаров) перемещения товаров через внешнюю таможенную границу (одновременно эта часть границы является частью внешней таможенной границы таможенного союза), за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, являются установленные  Президентом РБ  маршруты фактического пересечения товарами таможенной границы и размещенные на этих маршрутах республиканские пункты таможенного оформления (см. Указ Президента РБ от 07. 08. 2007 г. № 373 «О пунктах ввоза и вывоза товаров, перемещаемых через таможенную границу РБ», в котором установлены перечень республиканских пунктов таможенного  оформления, перечень товаров, прибытие которых на таможенную территорию РБ и убытие с этой территории автомобильным транспортом осуществляется через установленные республиканские пункты таможенного  оформления).

Например, на  границе Республики Беларусь (территория  Витебской области) с Латвийской Республикой по автомобильному маршруту пересечения товарами таможенной границы  расположены пункты ввоза (вывоза):  Бигосово-1 (дер. Григоровщина  Верхнедвинского р-на),  Бигосово – 2  (ж.д. станция Бигосово Верхнедвинского р-на), Урбаны (д. Урбаны Браславского р-на).   

Также национальным законодательством определен перечень пунктов пропуска через Государственную границу РБ, которые  по месту их расположения фактически совпадают с республиканскими  пунктами таможенного оформления  (см. Указ Президента РБ от 10.05. 2006 г. № 313 (с изм. и дополн.) «О пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и видах контроля, осуществляемых на них».

Пункт пропуска через государственную (таможенную границу) РБ – территория в пределах железнодорожного вокзала, речного порта, аэропорта и т.п., предназначенная для пропуска пограничными войсками, таможенными органами, иными контрольными службами через государственную границу РБ транспортных средств, товаров, физических лиц, следующих в Беларусь или за ее пределы.

К маршрутам пересечения товарами таможенной границы относятся проходящие через линию государственной (внешней) таможенной границы участки путей железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного сообщения, открытые в соответствии с законодательством для трансграничного перемещения товаров (ч. 2 п. 2 ст. 45 ТК 2006 г.).  

6) Законодатель в ТК ТС наряду с определением понятия места перемещения товаров через таможенную границу в отдельных нормах в зависимости от направления перемещения товаров (ввоз товаров на таможенную территорию ТС или вывоз) отдельно выделил положение,  определяющее такие условия перемещения товаров через таможенную границу, как время перемещения (ст.ст. 156 и 162 ТК).  Перемещение товаров через таможенную границу (за исключением товаров, перемещаемых в любое время трубопроводным транспортом или по линиям электропередач, если иное не установлено Президентом РБ или международными договорами)  должно осуществляться во время работы таможенных органов в пунктах ввоза и вывоза.

Время работы таможенных органов в пунктах ввоза и вывоза устанавливается ГТК РБ с учетом объемов и регулярности международных перевозок, а также времени работы пунктов пропуска через Государственную границу РБ, предусмотренного международными договорами РБ.

7) Одним из принципов реализации таможенной политики является условие, что «Перемещение товаров через таможенную границу  осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим  Кодексом,  международными  договорами государств – членов, решениями Комиссии  таможенного союза и нормативными правовыми актами  государств – членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов ТС, которыми установлены такие запреты и ограничения». (ч. 1 п. 1 ст. 152 ТК ТС).

Списки (перечни) товаров, ввоз или вывоз которых запрещен, т.е. запрещено их перемещение через таможенную границу, утверждаются Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ.

Если запрещенные к перемещению  товары  все же были фактически ввезены на таможенную территорию ТС, то лицо, в  фактическом владении которого товары находились в момент пересечения таможенной границы, либо собственник товаров обязано немедленно их вывезти,   если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.

В случае невозможности вывоза товаров или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в порядке, предусмотренном положениями  главы 21 ТК ТС(Задержание товаров и документов при осуществлении таможенного контроля).

Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов таможенного союза.

Товары, ввоз или вывоз которых разрешается только при наличии разрешительных документов (специальные разрешения, лицензии и т.д.), выдаваемых конкретными уполномоченными государственными органами, имеет статус ограниченных к перемещению через таможенную границу при возе и (или) вывозе.  Такие товары включаются в перечни товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу РБ при ввозе или вывозе по основаниям экономического и неэкономического характера, которые утверждаются Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ.

Разрешения или лицензии уполномоченных  государственных органов на ввоз или вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу по основаниям неэкономического характера, должны быть представлены таможенным органам при прибытии таких товаров на таможенную территорию или убытии их с этой территории, а также при представлении товаров к таможенному оформлению для помещения под соответствующий таможенный режим или под таможенную процедуру.

Как определено в п. 4 ст. 152 ТК ТС, в случае непредставления таможенным органам разрешительных документов уполномоченных  государственных органов на ввоз или вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенному границу  таможенного союза по основаниям прежде всего неэкономического характера, при прибытии таких товаров на таможенную территорию они подлежат немедленному вывозу с таможенной территории, или же они не подлежат фактическому вывозу за пределы таможенной территории ТС, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов таможенного союза.

В случае невозможности вывоза  товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу (вывозу), или  неосуществления их  немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в процедурном порядке, предусмотренном главой 21 ТК ТС (Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля).

При этом  принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, в фактическом владении которого товары находились в момент пересечения таможенной границы,  если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.  

8) Принципиальное значение в рамках основных положений перемещения товаров через таможенную границу имеет закрепление на законодательном уровне  условия об обязательном проведении в отношении  таких товаров соответствующей процедуры таможенного  контроля в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза (п.3 си. 150  ТК ТС.

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.

9) Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.

Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.

Товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы до совершения таможенных операций, связанных с их помещением под таможенную процедуру, в том числе в период их временного хранения, а также при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в дальнейшем при совершении в отношении их таможенных операций рассматриваются так же, как если бы они были ввезены на таможенную территорию таможенного союза в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

10) Заинтересованные лица и контролирующие государственные органы, с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров в случаях, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов таможенного союза.

Разрешение на взятие проб и образцов товаров выдается таможенным органом, если такое взятие:

1) не затрудняет проведение таможенного контроля;

2) не изменяет характеристик товаров;

3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений.

3. Прибытие товаров на таможенную территорию ТС

Положения, определяющие правовую регламентацию порядка прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза изложены в главе 23 (ст.ст. 156 - 161 ТК ТС).

В п. 1 ч. 1 ст. 156 ТК ТС закреплено базовое положение, что  « Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее – места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах».

Как следует из содержания ч. 2 п. 1 указанной статьи, отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств – членов таможенного союза, т.е.  национальным законодательством Республики Беларусь на участке внешней таможенной границы, совпадающей с государственной границей. В п. 2 ч. 1 ст. 53 ТК РБ 2006 г. указано, что «Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать пункты ввоза для прибытия на таможенную территорию отдельных видов товаров».

Товары могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств – членов таможенного союза.

Перечень мест прибытия направляется таможенными органами государств – участников ТС, в Комиссию таможенного союза для доведения до сведения участников ВЭД, в том числе с использованием информационных технологий.

Таможенные органы обязаны предоставить в общедоступной форме информацию:

-о местах прибытия (пунктах ввоза);

- об установленных ограничениях;

-об их специализации;

-о времени работы таможенных органов в таких пунктах.

После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, определенные национальными законодательствами государств – членов  ТС, и предъявлены таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

В п. 3 ст. 156 ТК ТС сделано уточнение, что  вышеперечисленные положения не распространяются на товары, перевозимые водными и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

В соответствии с.п. 1  ст. 157 ТК на перевозчика или иное лицо, в фактическом владении которого товары находились товары в момент пересечения таможенной границы,  возлагается обязанность принять все меры для обеспечения сохранности товаров, если их доставка  в место прибытия после пересечения таможенной границы  прерывается, а также если водное или воздушное судно  делает вынужденную остановку  или посадку на таможенной территории таможенного союза  вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров,  осуществлению остановки или посадки в установленных местах. Указанные лица также обязаны:

1)  принять все меры по обеспечению сохранности  товаров;

2) незамедлительно сообщить о происшедшем и месте нахождения товаров в ближайший таможенный орган;

3) перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган или иное место, указанное таможенным органом.

Расходы, возникшие у перевозчика в связи с выполнением вышеуказанных законодательных требований, таможенными органами не возмещаются (п. 2 ст. 157 ТК ТС).

По прибытии товаров на таможенную территорию ТС перевозчик (от его имени это могут сделать таможенные представители либо иные лица, действующие по поручению перевозчика, если подобное делегирование полномочий разрешается национальными законодательствами  государств – членов ТС) обязан уведомить об этом соответствующий территориальный таможенный орган путем представления предусмотренных ст. 159 ТК документов и сведений, в том числе и в виде электронных документов), перечень которых определен в зависимости  от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Например, при международной перевозке  автомобильным транспортом   (подпункт 1 ч. 1  п. 1 ст. 159 ТК ТС) представляются  документы:

на транспортное средство международной перевозки;

транспортные (перевозочные) документы;

документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения:

о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

наименование и адрес перевозчика товаров;

наименование страны отправления и страны назначения товаров;

наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;

о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

Перевозчик, таможенный представитель либо иное заинтересованное лицо вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию таможенного союза. В случаях, предусмотренных законодательством и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза, перевозчик обязан представить предварительную информацию о товарах.

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 настоящего Кодекса.

При представлении документов, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства – члена таможенного союза, на территорию которого прибыли товары, перевод сведений, содержащихся в таких документах, обеспечивается перевозчиком или иным заинтересованным лицом.

В ст. 160 ТК ТС определены виды операций, совершение которых разрешается в от ношении прибывших товаров на таможенную территорию ТС в местах их прибытия.

Здесь  может осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство.

 Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство осуществляются во время работы таможенного органа и в местах, специально предназначенных для этих целей, с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица.

В местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

 Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств – членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

 Доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении их не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

 Как и в ТК РБ 2006, таможенным законодательством ТС в рамках отдельной нормы (ст. 161)  урегулированы вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты. Так, при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы.

Достаточно конкретно сформулированы условия прекращения у перевозчика обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза.

В частности,  налоговые обязательства прекращаются после  доставки товаров в место прибытия и размещении на временное хранение или помещении под  конкретную таможенную процедуру в месте прибытия, а также при убытии товаров с таможенной территории таможенного союза,  если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, а также и при других условиях, установленных  соответствующими положениями ТК ТС.

Принципиальное значение для обеспечения экономических интересов государств – членов ТС,  имеет нормативное определение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов (пункт 3 ст. 161 ТК ТС) участниками ВЭД.

Так, при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается:

1) при недоставке товаров в место прибытия – день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен – день выявления факта недоставки товаров в место прибытия;

2) при утрате товаров в месте прибытия, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, – день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен – день выявления факта утраты товаров;

3) при вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия – день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен – день выявления факта такого вывоза.

Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен – на день выявления факта недоставки товаров в место прибытия, утраты их в месте прибытия либо вывоза из места прибытия на таможенную территорию таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия.

4. Убытие товаров с таможенной территории

Как определено в п. 1 ст. 162 ТК ТС, убытие товаров с таможенной территории осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории таможенного союза только в местах убытия, определенных законодательством государств – членов таможенного союза.

Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств – членов таможенного союза. Как отмечалось ранее по процедуре прибытия товаров на таможенную территорию ТС, Президент РБ или по его поручению Правительство РБ вправе устанавливать пункты вывоза для убытия с таможенной территории отдельных видов товаров.

Перечень мест убытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

Положения, регламентирующие  общий порядок убытия товаров с таможенной территории ТС,   не распространяются на товары, перевозимые водными или воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

 В соответствии с условиями ст. 163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, перечисленные  в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, в 159 ТК ТС.  

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений,  правовое и экономическое содержание которых были рассмотрены ранее в рамках настоящей лекции (п. 1 ст. 152 ТК ТС).

Таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, не представляется для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов.

От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.

Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

В ст. 164  ТК ТС сформулированы  требования, которые предъявляются  к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного союза

Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо в момент прибытия на таможенную территорию таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта.

Как исключение, допускаются изменения количества и (или) состояния товаров, подлежащих вывозу,  вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

 Перевозчик, таможенный представитель  или другие уполномоченные  лица  не несут ответственность за несоблюдение установленных условий вывоза,, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в государствах – членах таможенного союза, – при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

 Товары таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Если доставка товаров из места убытия до места фактического пересечения таможенной границы прерывается вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих такой доставке товаров, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом (ст. 165 ТК ТС).

Статья 166 ТК ТС регламентирует порядок возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза

 При убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза прекращается у перевозчика:

1) при фактическом пересечении товарами таможенной границы;

2) в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.

При убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если до фактического пересечения таможенной границы товары были утрачены, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, считается день утраты товаров, а если этот день не установлен – день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.

Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, таможенной стоимости, их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, и действующих на день утраты товаров, а если этот день не установлен – на день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории.

5. Временное  хранение товаров

Необходимо напомнить, что временное хранение товаров как самостоятельный правовой институт в  ТК РБ 2006 г. входил в раздел IV под названием Таможенные процедуры»  и особенности его практической реализации регламентировались нормами главы 16. В ТК ТС правовой статус временного хранения претерпел определенные изменения, так как в новом ТК институт таможенных процедур в его прежнем варианте (транзит, временное хранение, транспортные средства международной перевозки грузов и припасов)   не получил своего международного законодательного закрепления, соответственно, изменилось и само понятие таможенных процедур, которые заменили институт таможенных режимов.

Действия, связанные с организацией временного хранения товаров при их ввозе на таможенную территорию таможенного союза,  включены  в раздел 4 «Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации» ТК ТС. В определенной степени эти изменения связаны с тем, что  ТК ТС учитывает нормы таможенного законодательства всех трех государств - членов таможенного союза и в целом основан на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).

Вместе с тем, если сравнивать эти  этапы передвижения товаров по их качественному (фактическому) содержанию, по целевому назначению, то принципиальных различий между ними нет – временное хранение товаров в любом его правовом статусе служит задаче обеспечения сохранности прибывших на таможенную территорию таможенного союза товаров до завершения их таможенного оформления.  Институт временного хранения в его определении ТК ТС приравнивается по своему содержанию к таможенной процедуре временного хранения товаров ТК РБ. По нашему мнению, по указанным основаниям при изучении положений главы 25 ТК ТС в допустимых пределах можно обращаться к нормативным правовым актам национального законодательства, регламентирующим  содержание норм главы 16 ТК РБ 2006 г. «Таможенная процедура временного хранения товаров»  

Временное хранение товаров  это таможенная операция, допускающая хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 167 ТК ТС).

Уточнение: В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 4 ТК ТС под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся  товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в порядке, установленном  ТК ТС.

Как следует из содержания п. 2 анализируемой нормы, временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении, в том числе вывозить с территории места временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо совершения иных действий, предусмотренных  положениями ТК ТС.

Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза (далее – места временного хранения).

Места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств – членов таможенного союза.

Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.

Уточнение: зоны таможенного контроля в соответствии со ст. 97 ТК ТС и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 № 674 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и требованиях к ним", подразделяются на временные и постоянные, и в зависимости от их вида различаются основания их создания.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в следующих случаях:

1) на территории пунктов таможенного оформления юридическими лицами, ответственными за содержание таких пунктов;

2) на территории складов временного хранения, таможенных и свободных складов, а также магазинов беспошлинной торговли лицами, получившими специальные разрешения (лицензии) в качестве владельцев соответствующих учреждений;

3) на территории свободных таможенных зон их владельцами.

Временные зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенных операций вне постоянных зон таможенного контроля, для проведения таможенного осмотра (досмотра) товаров, а также для целей временного хранения товаров вне складов временного хранения товаров.

Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров.

Отношения владельцев складов с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством. При этом СВХ открытого типа эксплуатируются их владельцами с целью оказания юридическим и физическим лицам услуг по хранению товаров таких лиц, а также для хранения товаров, находящихся в собственности либо владении владельца склада. Не допускается отказ владельца такого склада от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров. Под СВХ закрытого типа понимается склад, эксплуатируемый его владельцем исключительно для хранения находящихся в его собственности или владении товаров. Владельцы складов обязаны вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы соответствующую отчетность, обеспечивать сохранность находящихся на складе товаров, в том числе транспортных средств, а также невозможность доступа посторонних лиц к хранящимся на складе товарам, в том числе к транспортным средствам, без разрешения таможенного органа.

 Для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Уточнение:

  •  транспортные (перевозочные) документы – коносамент (расписка агента транспортной фирмы грузоотправителю о принятии груза к перевозке с обязательством выдать груз в пункте назначения или предъявителю), накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;
  •  коммерческие документы - (счет-фактура (инвойс), спецификация, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;
  •  таможенные  документы -  документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов.

Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 (одного) часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу соответствующему уполномоченному лицу  подтверждение о регистрации документов.

Размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств – членов таможенного союза.

Форма и порядок выдачи таможенным органом письменного разрешения на временное хранение товаров определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 27 июня 2007 г. № 66 «О документе, подтверждающем размещение товаров в зоне таможенного контроля, и процедуре временного хранения товаров».

Разрешение на временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения, выдается только по запросу лиц, которые будут осуществлять временное хранение товаров в таких местах (при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для их хранения, либо нет возможности разместить товары на таком складе, либо если получателем товаров являются государственные органы или иные государственные организации).

Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.

Срок временного хранения товаров – 60 календарных дней  (два месяца).

В отличие от  положений ст. 125 ТК РБ 2006 г.,  в статье 170 ТК ТС  не предусматривается  такое условие, как  прерывание  течения двухмесячного срока временного хранения товаров.  В то же время положениями  ТК ТС (п.2 ст. 170)   закреплено условие, что по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган  имеет право продлить срок хранения  максимально до  4 (четырех) месяцев, а в отношении

- международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена,

- а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, предельный срок  хранения установлен в 6 (шесть) месяцев.

Для отдельных категорий товаров решением Комиссии таможенного союза может быть установлен срок временного хранения менее 2 – х месячного срока.

Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

По истечении сроков временного хранения товаров, товары, не помещённые под таможенный режим  либо не снятые с таможенного контроля в связи с наступлением иных обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля, задерживаются таможенными органами  в порядке, определенном положениями главы 21 ТК ТС.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, помещенными под таможенную процедуру временного хранения товаров, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах СВХ либо иного места, где осуществляется временное хранение товаров). Основным критерием, позволяющим определить, можно ли отнести операции к разрешенным, является то, что при производстве данных операций не должно изменяться состояние товаров, нарушаться их упаковка и (или) изменяться наложенные на них средства идентификации. (п.1 ст. 171 ТК ТС).

Все остальные операции могут производиться только с разрешения таможенного органа. В частности, к таким операциям в соответствии с п. 2 ст. 176 ТК ТС относит взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке. Основанием для отказа таможенного органа в разрешении на проведение таких операций является то, что их осуществление повлечет утрату или изменение состояния товаров.

Для получения разрешения на проведение операций в соответствии с п. 7 вышеуказанной Инструкции о порядке совершения таможенных операций при процедуре ВХ товаров, утвержденной Постановлением № 66, лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или его представитель должен подать в таможенный орган заявление произвольной формы с приложением к нему оригинала разрешения на ВХ.

В заявлении необходимо указать следующие сведения:

1) номер разрешения на ВХ товаров;

2) перечень операций, которые предполагается произвести с товарами;

3) цели и сроки производства операций;

4) кем будут осуществляться операции.

После рассмотрения заявления должностное лицо делает разрешительную запись либо запись об отказе с перечислением операций в графе 11 уведомления, форма которого определена приложением к Постановлению № 66, или в любом свободном месте иных документов, указанных в п. 1 Постановления № 66, а также заверяет такую запись личной номерной печатью.

По аналогичной процедуре выдается разрешение на разгрузку (перемещение) товаров, перевозимых железнодорожным, воздушным и водным транспортом. Исключение составляют два нюанса:

1) заявление подается администрацией железной дороги, порта, аэропорта или аэродрома (в зависимости от вида транспорта);

2) в заявлении вместо перечня операций необходимо указать место, куда предполагается разгрузить товары с указанием конкретных идентификационных признаков железнодорожного пути, площадки, склада и т.п.

Одним из принципиальных положений  института временного хранения является законодательно закрепленное условие, что хранение иностранных товаров под таможенным контролем и в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, осуществляется без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Это не означает, что участники ВЭД, поместившие товары на СВХ, вообще и в последующем освобождаются от исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов  в определенные  сроки. Применительно к условиям,  изложенным в  пункте 1 ст. 167 ТК ТС, имеется ввиду исключение  уплаты таможенных пошлин и налогов за сам факт помещения товаров на временное хранение. Далее вопрос исполнения финансовых обязательств разрешается на общих основаниях в зависимости от вида  заявленной участником ВЭД  в отношении помещенных на временное хранение товаров таможенной процедуры и других обстоятельств,  возникающих в названной сфере правоотношений.

Именно это направление на этапе помещения товаров на временное хранение и регулируется положениями ст.172 ТК ТС «Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при временном хранении товаров».

Как видно из анализа нормы,  правоотношения в сфере финансовых обязательств разделены на  следующие  группы:

а) виды оснований возникновения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров;

б) виды оснований прекращения  обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров;

в) виды оснований, с наличием которых  законодатель связывает сроки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;