50645

Жизненный сценарий подростков

Курсовая

Психология и эзотерика

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.

Русский

2014-12-03

217 KB

8 чел.

Курсовая работа

Предмет: Психология

Тема: Жизненный сценарий подростков

Содержание

Введение

Глава 1. Вредные привычки (жизненный сценарий)

1.1. Определение и происхождение жизненного сценария

1.2 Употребление спиртного

1.3 Курение

1.4 Наркотики

Глава 2. Ценностные ориентации современной молодежи

2.1 Культурные ценности современной российской молодежи

2.2 Молодежь и образование

Глава 3.Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

           Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех   детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

            Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Б.Г. Ананьев, 1980, стр.89).

    В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности    и неповторимости.

         Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивного жизненного сценария подростков.

    Объект нашего исследования – подростки.

    Предмет исследования – психологические взгляды подростков.

    Задачи исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

изучение особенностей психологических взглядов подростков;

проведение опроса у подростков из детского дома на предмет их жизненного сценария.

создание условий, способствующих развитию позитивных взглядов у подростков;  

  

    

     Экспериментальная работа проводилась на базе Читинской школы-интернат №4 с подростками в возрасте 14 – 16 лет. Экспериментальная группа состояла из 15  человек.

Работа проводилась в три этапа:

1 этап (март-апрель 2011 г.) – подбор методик, организация первичного психодиагностического обследования, изучение литературы по теме исследования;

2 этап (апрель 2011 г.) – реализация развивающей тренинговой программы;

3 этап (май 2011 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов.

В работе были использованы следующие методики:

1. Тест – опросник «Шкала  Розенберга».

2. Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».

3. «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан.

4. Метод самоотчёта.

    В работе мы использовали следующие методы:

метод анализа литературы по теме исследования;

методы психодиагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование, метод самоотчёта);

формирующий эксперимент;

методы математической обработки данных.

    Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, библиографического списка.

              Глава 1. Вредные привычки (жизненный сценарий)

1.1.Определение и происхождение жизненного сценария.

   Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА.
Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

 Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние в различных направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.

 Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария.
         Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.
Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.

 Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они, тем не менее, оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.

Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.1

 Сценарий «оправдывается ходом событий». В соответствии со своей компетенцией человек часто интерпретирует реальность с тем, чтобы ему казалось, что она оправдывает его сценарные решения. Человек так поступает потому, что в эго-состоянии Ребёнка воспринимает любую угрозу своему сценарному представлению о мире как препятствие в удовлетворении его потребностей и даже как угрозу существованию.
           
Изучая вопросы происхождения сценария, Стэн  Вуллэмс выделил две важнейшие особенности формирования жизненного сценария:
1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.

2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.

 

 Младенец мал и физически уязвим. Для него мир населён великанами. Неожиданный звук может сигнализировать ребёнку о том, что его жизнь в опасности. Без всяких слов и соответствующего обдумывания ребёнок знает, что, если родители уйдут, он умрёт. Если они сердятся, то могут убить его. Кроме того, у ребёнка нет взрослого понимания времени. Если он чувствует голод или холод, а мать не приходит, тогда, возможно, она уже никогда не придёт, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть – когда тебя постоянно оставляют одного.

 Мир эмоций ребёнка включает в себя ярость, острые переживания, ужас и экстаз. Ребёнок принимает свои ранние решения при реагировании на эти чувства. Поэтому не удивительно, что эти решения часто имеют экстремальный характер.

 По логике ребёнка необходимо идти от частного к общему. Например, предположим, что мать редко реагирует на его требования. Она часто игнорирует его, когда он плачет. При этом ребёнок не просто делает вывод о том, что «матери доверять нельзя». Вместо этого он может решить, что «людям доверять нельзя» или «женщинам доверять нельзя».

 Маленькие дети не делают различия между потребностями и делами. Ребёнок может чувствовать: «Я хочу убить брата, который получает всё внимание!» Для него это равнозначно фразе: «Я убил брата». Затем он может заключить: «Так как я убийца, я плохой». Во взрослой жизни такой человек может иметь смутное чувство вины за «преступление», которое он никогда не совершал.

  Кроме этого на процесс принятия сценарных решений влияет ещё одна особенность детских способов восприятия реальности. Ребёнок фантазирует, что он всемогущ и может творить волшебство. Поэтому ребёнок думает, что именно он виноват, например, в частых ссорах родителей или в разводе. Он даже может считать себя обязанным защитить одного родителя от другого, поскольку уверен в своей способности сделать это.

  Многие авторы ТА считают, что ребёнок воображает себя всемогущим, чтобы компенсировать чувство беспомощности. Однако, я думаю, что ребёнок не имеет ещё представления о том, что всемогущество – это хорошо, а беспомощность – плохо, и о несовместимости беспомощности и всемогущества. Он ощущает себя одновременно и беспомощным, и всемогущим. Беспомощным потому, что ситуация детства способствует этому. Всемогущим потому, что ему удаётся управлять всемогущими великанами – родителями. Следовательно и тот и другой вывод ребёнка о себе – не фантазии, а решения принятые ребёнком на основании имеющейся у него информации, протестированной им доступными ему способами. В разных семьях дети по-разному беспомощны и всемогущи. И соотношение беспомощности и всемогущества у детей бывает разным и зависит от содержания родительских посланий.

Угрожающий характер приобретает употребление подростками и молодежью алкоголя, токсических и наркотических веществ. Это одни из форм девиантного поведения молодых людей.

По данным различных исследований, подавляющее большинство старшеклассников в той или иной мере употребляют алкогольные напитки, от 2 до 25 % старшеклассников так или иначе знакомы с употреблением наркотиков. До 20 % российских подростков имеют опыт употребления токсических средств, 40% госпитализаций в психиатрическую клинику составляют подростки с делинквентным (преступным) поведением в сочетании с токсикоманией. Отмечается рост потребления психоактивных веществ среди девочек, уровень «пробования» ими наркотических и токсических веществ колеблется от 1 до 15 %.

Подростки, потребляющие алкоголь, наркотические средства и токсические средства (даже эпизодически), являются контингентом повышенного риска, микросреда в в таких группах асоциальна, и в их криминальном поведении начинают преобладать корыстно- насильственные преступления, а также изготовление, хранение и сбыт наркотических средств.

1.2 Употребление спиртного

Наиболее широко распространенная форма девиантного поведения. Абсолютное большинство молодёжи «включается» в алкогольное потребление к 16 годам. Среди молодых людей старше этого возраста число тех, кто хотя бы один раз пробовал спиртное, превышает число тех. кто его ни разу не пробовал. Чаще всего впервые пробуют спиртное в 13-14 лет.

Анализ мотивов обращения к спиртному учеников школ и ПТУ указывает на большую степень социальной депривации последних. «Праздники» и «общение» доминирующие мотивы алкогольного потребления у школьников у их сверстников из ПТУ встречаются реже, чем ссылки на отрицательные эмоции и скуку («хочется есть», «отнимают деньги, бьют старшие ребята», «холодно в общежитии», «тошно», «не по себе», «ничего не хочется»).

Таким образом, в то время как для школьников спиртное в первую очередь атрибут веселья, для учеников ПТУ оно возможность изменить психическое состояние, «уйти» от проблем, которые они не могут решить.2 

Особую тревогу вызывает тот факт, что с каждым годом потребление подростками спиртного все чаще влечёт за собой тяжелые социальные последствия. С 1992 г. выросла доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. Больше стало и тех, кто был задержан за появление на улице в пьяном виде, и тех, кому был поставлен диагноз "алкоголизм и алкогольный психоз". Можно констатировать, что потребление алкоголя среди подростков становится все более острой проблемой.

1.3 Курение

Хотя курение среди старшеклассников (15-17 лет) распространено значительно меньше, чем употребление спиртного, оно, безусловно, ухудшает здоровье подростков и влияет на их поведение.

Совсем не случайно многомиллионная армия курящих россиян стремительно молодеет. О том, что курение - одна из норм социализации подростков в группе сверстников, свидетельствуют данные о мотивах приобщения к курению.

Совершенно очевидно, что большинство подростков начинают курить потому, что курят друзья, так сказать, «за компанию». Сидите вы с друзьями в кафе или просто в скверике на скамейке и как-то неудобно отказать от предложенной сигареты. Не дай Бог подумают, что выпендриваешься, хочешь показать, что ты лучше их. Кстати, психологи называют это социальным давлением.

Существует распространенное мнение, что, в отличие от потребления спиртного и наркотиков, курение не считается достаточно серьезной проблемой здоровья подрастающего поколения и не связано с девиантным поведением подростков. Это мнение глубоко ошибочно.

1.4. Наркотики

Употребление наркотиков, в отличие от употребления алкоголя, еще недавно не считалось проблемой, традиционной для России, Трудно оценить, какая из этих проблем сейчас более актуальна для молодых людей.3 С одной стороны, злоупотребление спиртным в России имеет массовый характер, а употребление наркотиков распространено пока меньше. Доминирующим мотивом первой пробы наркотиков школьники называют «любопытство», а наркоманы, находящиеся на излечении,«желание получить удовольствие».

Отмечается устойчивая тенденция к переходу от «традиционных», легко доступных психоактивных веществ ( транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли) к дорогостоящим, «престижным» и более разрушительным для здоровья – кокаину, героину, «экстази». Самыми распространенными наркотиками и у подростков, и у взрослых являются различные производные конопли (характерно, что среди пациентов наркологической клиники многие вообще не считают анашу наркотиком) и, в несколько меньшей степени, опийные препараты. Возраст первой пробы у мальчиков и девочек одинаков, но обстоятельства в некоторых моментах существенно различаются.

Подростки обычно приобщаются к потреблению наркотиков в хорошо им знакомых компаниях сверстников или более старших, опытных потребителей наркотиков. Как правило, это знакомые, живущие по соседству. Это чаще всего мужские компании, реже смешанные.

Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфической чертой наркомании общества является формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение.


Глава
 2. Ценностные ориентации современной молодежи

2.1 Культурные ценности современной российской молодежи

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей.

Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная высшая идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, т.е. в самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль.

Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Россия», «родной дом, город».

Продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека. Данная тенденция проявляется в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство).

В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские ориентации. В результате этого «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима». Народная культура (традиции, обычаи, обряды, и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знания истории и традиций своего народа.

2.2 Молодежь и образование

На данный момент существует серьезная опасность, что подростки, занимающиеся перепродажей различных товаров на улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при наступлении нормальных рыночных отношений могут оказаться без образования и без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем. Психологи бьют тревогу: «Прогностически неблагоприятно влияет рыночная, вульгарно-гедонистическая реклама, которая назойливо бомбардирует мозговые центры плотских удовольствий детей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл этических и эстетических понятий. Нынешнее поколение 15-16-летних еще может не поверить, что "истинное счастье" состоит в обладании той иной "сладкой" продукцией, а доблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой сигарет».4

Многие из обследованных учащихся начальной школы считают сбор бутылок, «работу» вокруг торговых ларьков более перспективным делом, чем учеба. Образ «бизнесмена», с которым было принято связывать такие черты, как индивидуализм, накопительство, мещанство, бесчеловечность и другие, «чуждые социалистическому образу жизни», становятся своеобразным фетишем. Причем и реализуется он в тех же искаженных формах, которые были надуманно созданы старой моралью.

Исследования, проведенные петербургским социологом С, А. Ежовым в четырех городах России (Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Братск и Нефтекамск) в 1993-1995 гг., позволили выявить ряд профессий, которыми учащиеся II классов сейчас отдают предпочтение. В первую очередь - это профессии экономического, рекламного и юридического профилей: менеджер, маркетинг-директор, юрист, адвокат - в этом едины как юноши, так и девушки. Не уступают им профессии, связанные с проектированием и вычислительной техникой, программного обеспечения. По-прежнему престижной считают респонденты и профессию архитектора. Девушки отдают предпочтение преимущественно следующим профессиям: модельер, парикмахер, секретарь-референт, переводчики, традиционно, педагогические работники и врачи.Значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного направления.

Объединяя все сказанное выше можно сделать вывод, что образование на данный момент теряет свои позиции, как отрасль, влияющая на умы и мировоззрение подрастающего поколения. Подростки делают выбор профессии на основе заработной платы, которую они будут там получать, а то что может их ждать в выбранной ими сфере, даже не интересует их. 5

В последние годы появились реальные новые возможности самоутверждения личности, где не требуется высокого уровня образования. Для многих молодых людей эти пути кажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они не ведут к настоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии творческого потенциала личности. С каждым годом усиливается ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян.

Тревожным симптомом обесценивания знаний является понижение профессионального уровня работающего населения, а также падение культурного уровня, следствием чего являются возникновение и усиление таких негативных тенденций, как склонность к криминогенному поведению, возрастание конфликтности, агрессии, а так же конформизма и социальной апатии.

Среди этих проблем можно указать на резко возросшую необходимость для каждого человека более адекватного представления о себе и своем месте в обществе в кризисной ситуации. Новая ситуация такова, что она не просто заставляет людей переучиваться, но часто требует изменения системы ценностей, установок, взглядов и привычек и ставит перед необходимостью фактически стать новой личностью. В последние годы произошел переход от стабильной социальной среды к быстро изменяющейся нестабильной, несбалансированной среде постперестроечного периода. Новая нестабильная среда зачастую превышает адаптационные возможности обычного человека. Перемена ситуации в России внесла много корректив в деятельность образовательных систем. Учеными, практиками, публицистами выделено сегодня несколько кризисных черт образования. Резкое сокращение финансирования повело к искажению системы воспроизводства, прежде всего научных кадров, а также и преподавательских, особенно в вузах. Молодое поколение в массовом порядке утратило интерес, мотивацию на получение образования, поскольку оно не обеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни. Свертывание научной работы привело к сильному понижению уровня образования.

Многие вузы, другие учебные заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров. Все эти и ряд других причин ставят проблему кризиса в системе образования.

Однако наряду с указанными тенденциями отмечаются и некоторые позитивные перемены. К ним можно отнести появление гибкости в системе государственного образования, которая, прежде всего сказалась в изменении содержания дисциплин, появлении новой парадигмы в отношениях вуз - преподаватель - студент, возникновении новых педагогических технологий, спектра методов и приемов обучения.

Следует отметить и появление совершенно новых для нашей социальной жизни феноменов - альтернативных, негосударственных форм образования, уже сегодня охвативших все виды образования от самых низких (дошкольных) до вузовского и поствузовского обучения. Это явление уже реально создало рынок образовательных услуг, который включает, по сути, самые разнообразные формы образования, создавая между ними реальные конкурентные отношения, особенно по наиболее популярным специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент и т.п.). Эти явления, разумеется, носят не только позитивный характер. Их существование, очевидно, породило новые черты в системе образования, они побуждают его к саморазвитию, освобождению от тех окостеневших черт, которые сдерживали развитие образования ранее.6

Изменение системы образования повлекло за собой, с одной стороны позитивные, а с другой негативные результаты. К позитивным результатам относится появление новых методов в образовании, новых материалов, доступность актуальной и правдивой информации, для тех кто учится. Негативные черты – это недоступность высшего образования большинству молодых людей, так как образование сейчас стоит больших денег, а бесплатных мест с каждым годом остается все меньше и меньше. В связи с невыплатой заработной платы начался отток кадров из сферы образования, что, безусловно, скажется на качестве образования получаемого учащимися и студентами.Проблема образования особенно важна на данный момент, так как России необходимы квалифицированные кадры для выхода из сложившегося положения.

                                Глава 3.Практическая часть.

3.1. Экспериментальная работа

    Экспериментальная работа проводилась на базе Читинской школы-интернат №4 с подростками в возрасте 14-16 лет. Тренинговая группа состояла из 15 человек.

    Работа проводилась в три этапа:

1  этап (март-апрель 2011 г.) – подбор методик, организация          первичного

обследования, изучение литературы по теме исследования;

2  этап (апрель 2011 г.) – реализация развивающей тренинговой программы;                          

 3  этап (май 2011 г.) – повторная диагностика, обработка и анализ

 полученных результатов.    

    При диагностике жизненных устремлений у  подростков нами были использованы следующие диагностические методики:

1.Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга».

2.Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».

3.«Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом, модифицированный А.М.Прихожан.

4.Метод самоотчета.

    В области психодиагностики используются стандартизированные самоотчеты. К этому типу методик относятся, прежде всего, тесты – опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей, относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений ; взаимоотношений с другими людьми (Бодалев А. А., Столин В.В., 1997, c.254).

     Для оценки самоотношения у подростков нами был выбран тест- опросник «Шкала самоуважения Розенберга ». Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,2000,с.285).

    Опросник «Шкала самоуважения Розенберга» состоит из десяти утверждений и предполагает четыре градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В соответствии с градациями ответов определяются уровни самоуважения для каждого утверждения.  

п/п

        утверждения

    ответы

баллы

уровень

1.

Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

а) полностью

  согласен     

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

  не согласен

  4

  

  3

  2

  1

высокий

средний

низкий

низкий

2.

Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

а) полностью

  согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

  не согласен

  1

  2

  3

  4

низкий

низкий

средний

высокий

3.

Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

  4

  3

  2

  1

высокий

средний

низкий

низкий

4.

Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

а) полностью

  согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

  не согласен

  4

  3

  2

  1

высокий

средний

низкий

низкий

5.

Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

  1

  2

  3

  4

низкий

низкий

средний

высокий

п/п

        утверждения

    ответы

баллы

уровень

6.

Я к себе хорошо отношусь.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

  4

  3

  2

  1

высокий  

средний

низкий

низкий

7.

В целом я удовлетворен собой.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

  4

  3

  2

  1

высокий

средний

низкий

низкий

8.

Мне бы хотелось больше уважать себя.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

   1

   2

   3

   4

низкий

средний высокий

высокий

9.

Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

  1

  2

  3

  4

низкий

низкий

средний

высокий

10.

Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

а) полностью

   согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

   не согласен

  1

  2

  3

  4

низкий

низкий

средний

высокий

    

   

        

       Для определения уровня самооценки подростков мы использовали шкалу «Уровень притязаний», разработанную Шварцландером. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремиться человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Лица, с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязания стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к решению все более и более сложных задач. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязания выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности».

    Также нами был использован «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом. Испытуемых просят в течение 15минут дать двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?». Испытуемые также инструктируются давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, а не заботиться о последовательности, грамматике и логике (Бодалев А.А., Столин В.В., 2001,с.258). В соответствии с модифицированным А.М.Прихожан вариантом этого теста участниками группы были проранжированы ответы по трем параметрам:

a. положительное отношение к ответу;

b. отрицательное отношение к ответу;

c. общее количество ответов.

   

       

     Для более глубокого и качественного анализа эффективности реализации тренинговой  программы, развивающего процесса, проходившего в группе, нами был использован метод субъективного самоотчета как наиболее релевантный.

3.2.Оценка эффективности реализации программы тренинга

       Нами были отобраны объективно-экспериментальные и субъективно-отчетные методы, позволяющие определить степень  сформированности компонентов  у подростков и оценить эффективность реализации развивающей программы при повторной диагностике.

При первичной и повторной диагностике мы использовали следующие методики:

1.Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга»;

2.Шкала Шварцландера «Уровень притязаний»;

3. «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М. Куном  и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А.М.Прихожан.

4.Метод самоотчета.

1.Оценка эффективности реализации программы объективно-экспериментальными  методами7

Рассмотрим результаты, полученные с помощью теста-опросника «Шкала самоуважения Розенберга», при проведении первичной и повторной диагностике, которые изложены в таблице 2.

В таблице 2 представлены ответы участников по «Школе самоуважения Розенберга» до и после реализации программы.

Таблица 2.

     Ответы участников тренинговой группы, полученные по «Шкале самоуважения Розенберга» до и после реализации программы.

 Условные обозначения:

в верхнем левом углу – ответы участников до реализации программы;  

в правом нижнем углу – ответы участников после реализации программы.  

При ответе на каждый пункт анкеты испытуемые выбирали следующие варианты ответа:

а) «полностью согласен» (4б.);

б) «согласен» (3б.);

в) «не согласен» (2б.);

г) « абсолютно не согласен» (1б.).

  Проанализируем ответы подростков на первый пункт анкеты.

        При первичном анкетировании Оля Т., Аня К., Женя М., Соня М. выбирают вариант ответа «б», что предполагает у этих подростков средний уровень самоуважения. Игорь Д., Алеша Ш. дают вариант ответа «в», свидетельствующий о их низком уровне самоуважения.

         При повторном анкетировании Оля Т., Аня К., Женя М., Соня М., Алеша Ш. выбирают ответ «а», что позволяет говорить о высоком уровне самоуважения у подростков. Игорь Д. дает вариант ответа «б», что свидетельствует о повышении у него уровня самоуважения до «среднего».

  Рассмотрим ответы подростков на второй пункт анкеты.

          При первичной диагностике Оля Т., Аня К., Женя М., Соня М., Игорь Д. выбирают ответ «в», что свидетельствует о среднем уровне самоуважения.

Алеша Ш. дает вариант ответа «а», говорящий о том, что у подростка прослеживается низкий уровень уважения себя.

       При повторном обследовании выяснилось, что у Оли Т., Жени М., Игоря Д. уровень самоуважения не изменился (вариант ответа «в»). У двоих подростков (Ани К., Сони М.) уровень самоуважения поднялся до высокого, а у Алеши Ш. прослеживается динамика изменения уровня самоуважения с низкого до среднего.

   

Проанализируем ответы подростков на третий пункт анкеты.

       При первичном анкетировании Оля Т., Аня К., Соня М., Игорь Д., Алеша Ш. выбирают ответ «б», что предполагает у этих подростков средний уровень самоуважения. Женя М. обладает высоким уровнем самоуважения, что доказывается выбранным им ответом «а».

       При повторном анкетировании у троих подростков  ( Оли Т., Сони М., Игоря Д.) уровень уважения себя поднялся до высокого, так как они выбрали вариант ответа «а». У троих членов группы уровень самоуважения остался прежним (у Ани К., Алеши Ш. – средний, о чем свидетельствует выбранный ими вариант ответа «б»; у Жени М. – высокий, он предпочел ответ «а»).

   Рассмотрим ответы подростков на четвертый пункт анкеты.

При первичной диагностике у четырех подростков (Ани К., Жени М., Сони М., Игоря Д.) обнаружился высокий уровень самоуважения ( ответы «а»), у Алеши Ш. – средний уровень ( ответ «б») и у Оли Т. – низкий уровень самоуважения (ответ «в»).

      При повторном обследовании у трех подростков остался прежний уровень самоуважения: высокий у Ани К., Жени М., Сони М. (ответы «а»), средний у Алеши Ш.(ответ «б»).У Оли Т. уровень самоуважения повысился до среднего (ответ «б»). У Игоря Д. уровень самоуважения снизился до среднего ( ответ «б»), что на наш взгляд может говорить о более критическом отношении подростка к себе.

   Проанализируем ответы на пятый пункт анкеты.

        При первичном анкетировании у Оли Т., Жени М., Игоря Д., Алеши Ш. наблюдался средний уровень самоуважения ( ответ «в»), у Сони М. – высокий уровень ( ответ «г»), у Ани К. – низкий уровень уважения к себе (ответ «б»).

        При повторном анкетировании у пяти подростков уровень самоуважения остался прежним – у Оли Т., Жени М., Игоря Д., Алеши Ш. – средний ( ответы «в»), у Сони М. – высокий уровень (ответ «г»). Повышение уровня самоуважения наблюдается у Ани К. Она выбирает ответ «в», что свидетельствует о среднем уровне уважения к себе.

  Рассмотрим ответы подростков на шестой пункт анкеты.

        При первичном обследовании низкий уровень самоуважения обнаружился у Алеши Ш.(ответ «в»); у остальных ребят (Оля Т., Аня К., Женя М., Соня М., Игорь Д.) – средний уровень самоуважения (ответы «б»).

         При повторной диагностике динамика уровня самоуважения прослеживается практически у всех подростков. Так, у Оли Т., Ани К., Сони М. обнаруживается высокий уровень уважения себя ( ответы «а»), у Алеши Ш. – средний уровень (ответ «б»).Показатели уровня самоуважения Жени М. и Игоря Д. остались без изменений (средний уровень) – ответы «б».

  Проанализируем ответы по седьмому пункту анкеты.

До реализации развивающей программы у четырех ребят ( Оля Т., Аня К., Игорь Д., Алеша Ш.) наблюдался низкий уровень самоуважения (ответ «в»), у Жени М. – средний уровень (ответ «б»), у Сони М. – высокий уровень ( ответ «а»).

           После реализации программы значительные изменения (с низкого на высокий уровень самоуважения) наблюдаются у Оли Т., Ани К. Уровень самоуважения Жени М. повысился со среднего до высокого уровня (ответ «а»). У троих ребят динамики не наблюдается: у Сони М. остался высокий уровень самоуважения (ответ «а»), а у Игоря Д. и Алеши Ш. – низкий уровень (ответ «в»), что может объясняться расширением образа своего «Я».     

    Рассмотрим ответы по восьмому пункту анкеты.

При первичном обследовании у Оли Т., Игоря Д. прослеживался средний уровень самоуважения (ответы «б»), у Жени М., Сони М. – высокий уровень уважения себя (ответы «в»), у Ани К., Алеши Ш. -  низкий уровень (ответы «а»).

При повторном обследовании почти у всех ребят наблюдается положительная динамика. Так, у Ани К., Алеши Ш. уровень самоуважения изменился с низкого на средний (ответы «б»), у Сони М. уровень самоуважения стал более высоким (ответ «г»), у Игоря Д. уровень самоуважения поднялся со среднего до высокого (ответ «в»). Не наблюдается динамика у Оли Т., остался средний уровень (ответ «б»). Снижение уровня уважения себя прослеживается у Жени М. с высокого до среднего (ответ «б»), что может, на наш взгляд, говорить о более глубоком познании подростком себя.

   Проанализируем ответы по девятому пункту анкеты.

До реализации программы тренинга четверо подростков (Оля Т., Аня К., Женя М., Игорь Д.) имели низкий уровень самоуважения (ответы«а», «б»), у Сони М., Алёши Ш. был средний уровень (ответ«в»).

После реализации программы тренинга у Оли Т. и Жени М. динамика незначительна (ответ «б»). У Ани К. наблюдается изменения с низкого уровня до среднего (ответ «в»). У двоих ребят динамика не прослеживается: у Сони М. остался средний уровень самоуважения (ответ «в»), у Игоря Д. – низкий уровень (ответ «б»). Результаты Алёши Ш. показывают снижение уровня уважения себя (ответ «б»), что говорит о более критичном отношении к себе.

    Рассмотрим ответы по десятому пункту анкеты.

       При первичной диагностике выбор ответа «б» Олей Т., Аней К. свидетельствовал о наличии у девочек низкого уровня самоуважения. У Жени М., Игоря Д., Алёши Ш. наблюдался средний уровень (ответ «в»), у Сони М. – высокий (ответ «г»).

При повторном обследовании положительная динамика прослеживается у троих подростков: у Оли Т., Ани К. наблюдается средний уровень самоуважения (ответ «в»), у Игоря Д. – высокий уровень (ответ «г»). Женя М., Алёша Ш. имеют, по- прежнему, средний уровень (ответы «в»). Изменение в показателях Сони М. свидетельствует о том, что девочка лучше узнала свои возможности (уровень самоуважения снизился до среднего).

   На основе качественного анализа анкеты мы можем сделать следующее заключение. До реализации тренинговой программы у четверых подростков (Оля Т., Аня К., Игорь Д., Алеша Ш.) наблюдался низкий уровень самоуважения, у двоих ребят (Женя М., Соня М.) – средний уровень уважения себя. В результате проведенной развивающей работы с подростками уровень их самоуважения значительно изменился (кроме Алеши Ш.). Так, Оля Т., Аня К., Женя М., Игорь Д. имеют теперь средний уровень самоуважения, а Соня М. – высокий уровень. У Алеши Ш. прослеживается низкий уровень, но, если проанализировать его ответы на вопросы анкеты, то можно заметить, что подросток стал больше верить в свои силы, более адекватно относиться к себе.

    Для получения представления об изменениях, произошедших в группе в целом, мы вычислили средние значения результатов заполнения анкеты всеми участниками и определили изменения по каждому пункту. Данные представлены нами в таблице 3.

Таблица 3

      Средние арифметические показатели изменения ответов на опросник «Шкала самоуважения Розенберга», полученные при первичном и повторном обследовании

Пункт анкеты.

         М 1

           М 2

           

          1

         2,6

           3,8

          + 1,2

          2  

         2,3  

           1,6

          + 0,7

          3  

         3,2

           3,6

          + 0,4

          4

         3,5

           3,5

             0

          5

          2

           1,2

          + 0,2

          6

         2,8

           3,5

          + 0,7

          7

         2,5

           3,3

          + 0,8

          8

          3,1

           2,5

          + 0,5

          9

           3

           2,6

          + 0,4

          10

           2,1

           1,8

          + 0,3

Условные обозначения:

М 1- средний арифметический показатель до реализации программы тренинга.

М 2 – средний арифметический показатель после реализации программы.

изменение среднего арифметического показателя.

Положительные значения         свидетельствуют о позитивном изменении установок в когнитивных и аффективных компонентах Я-концепции группы в целом (по 9 вопросам из 10            0).

Результаты диагностического исследования уровня притязаний подростков по шкале Шварцландера представлены в таблице 4.

 Таблица 4

Показатели динамики уровня притязаний членов тренинговой группы

 №П/П

      

Имя               

Уровень притязаний

до эксперимента

     после эксперимента

Количественный показатель

уровень

Количественный показатель

уровень

   1

 Оля Т.

           0

 низкий

           1

Умеренный

   2

 Аня К.

           0

 низкий

           1                    

Умеренный

   3

Женя М.

           1

умеренный

         1,3

Умеренный

   4

Соня М.

           1

умеренный

         1,3

Умеренный

   5

Игорь Д.

        - 0,3

 низкий

         0,3

  низкий

   6

Алеша Ш.

        - 3,3

Нереалистично низкий

           0

  низкий

          М

        - 0,27

 низкий

       + 0,82

  Низкий

    

Проанализируем данные Таблицы 3.

          До реализации программы у Оли Т., Ани К., Игоря Д. количественный показатель соответствовал низкому уровню притязаний. У Жени М., Сони М. прослеживался умеренный уровень притязаний (УП=1). Алеша Ш. имел УП=-3,3, что свидетельствовало о нереалистично низком уровне притязаний.

После реализации программы тренинга динамика уровня притязаний прослеживается у всех подростков. У Оли Т., Ани К. уровень притязаний стал умеренным, у Алеши Ш. с нереалистично низкого уровня поднялся до низкого. У Жени М., Сони М., Игоря Д. уровень притязаний не изменился, но присутствует положительная динамика количественных показателей.

Средний арифметический показатель уровня притязаний членов тренинговой группы до реализации программы составлял –0,27 (низкий уровень), после тренинговой работы количественный показатель составил +0,82 (низкий уровень). Несмотря на то, что уровень притязаний членов группы остался низким, мы можем говорить о положительной динамике в связи с изменением количественного показателя с отрицательного (- 0,27) на положительный (+0,82).

Изменение уровня притязаний подростков представлено на рисунке 1 в виде круговых диаграмм.

         Анализируя данные, полученные в результате экспериментальной работы, мы наблюдаем тенденцию к повышению уровня притязаний подростков. Так, если при первичной диагностике у 16,7% испытуемых прослеживался нереалистично низкий уровень притязаний, у 50% - низкий уровень, у 33,3% - умеренный уровень притязаний; то при повторной диагностике низкий уровень притязаний мы можем наблюдать у 33,3% подростков и у 66,7% - умеренный уровень притязаний.

             Рассмотрим результаты, полученные при проведении «Теста двадцати утверждений на самоотношение»  (авт. М. Кун, Т. Мак-Портленд), которые отображены в таблице 5.

Таблица 5                                                                                                                                          

Результаты тестирования подростков, полученные при первичной и           повторной диагностике по «Тесту двадцати утверждений на самоотношение»   

 №

п/п

инициалы   

общее количество ответов

положительное отношение к ответу

отрицательное отношение к ответу

   до

 после

    до

 после

    до

 после

 1

 Игорь Д.   

   16

    21

    10

    17

     6

     4

 2

    Аня К.

   16

    20

    10

    17

     6

     3

 3

   Соня М.

   16

    24

    10

    17

     6

     7

 4

    Оля Т.

    9

    15

     7

    11

     2

     4

 5

 Алеша Ш.

   16

    17

     9

    17

     7

     0

 6

   Женя М.

   25

    37

    17

    34

     8

     3

           М

           Проанализируем данные таблицы 4 для каждого подростка в отдельности.

     На вопрос «Кто я?» Игорь Д. при первичном обследовании даёт 16 утверждений, после тренинговой работы – 21 утверждение. Из данных им утверждений 62,5% ответов носило положительный характер, 37,5% - отрицательный. При повторной диагностике положительные ответы составляют 80,9%, отрицательные – 19,1%, что говорит о преобладании положительного отношения к себе.

        Общее количество ответов Ани К. при первичной диагностике составляло 16 утверждений, после реализации развивающей программы – 20 утверждений. Положительный характер носило 62,5% ответов, отрицательный характер имели 37,5% утверждений. После тренинговой работы положительных утверждений – 85%, отрицательных - 15%, что позволяет судить о преобладании положительного отношения к своему «Я».

          

       Соня М. до развивающей работы дает 16 утверждений, после – 24 утверждения. При первичной диагностике 62,5% ответов имели положительный характер, 37,5% - отрицательный. После реализации программы 70,8% утверждений носят положительный характер, 29,2% - отрицательный, что также говорит о преобладании положительного самоотношения у девочки.

        У Оли Т. общее количество утверждений при первичной диагностике соответствовало 9, после тренинговой работы – 15 утверждений. Положительный характер в начале экспериментальной работы носило 77,8% ответов, 22,2% - отрицательные ответы. При повторной диагностике положительных утверждений 73,3%, отрицательных – 26,7%, что позволяет констатировать у девочки преобладание положительного отношения к себе.

     Алеша Ш. при проведении «Теста двадцати утверждений на самоотношение» сначала дает 16 утверждений, потом, при повторном обследовании – 17. Из данных вначале подростком  утверждений 56,3% носят положительный характер, 43,7% - отрицательный. По прошествии тренинговой работы все ответы (100%) носят положительный характер, что говорит о стабильном положительном отношении Алеши Ш. к своему «Я».

          Женя М. на вопрос «Кто Я?» при первичной диагностике дает 25 ответов, при повторной – 37 утверждений. Положительный характер до реализации программы имело 68% ответов, отрицательный характер носило 32% утверждений. После проведения экспериментальной работы 91,9% утверждений положительные, 8,1% отрицательные. Это позволяет судить о значительном преобладании положительного самоотношения.

     На основе полученных при проведении «Теста двадцати утверждений на самоотношение» данных мы можем говорить о значительной положительной динамике в изменении отношения всех подростков к самим себе.

       

 

Динамика отношения к себе.  

АНЯ К.: « Я была неуверенна и боялась сказать что-нибудь не то»

(из самоотчета 2). «Мне помогает в работе над собой то, что когда я узнаю о себе что-то новое (положительное или отрицательное), я задумываюсь над собой »

(из самоотчета 1).

              «Сегодня я обнаружила у себя хорошие стороны характера: я делаю первые шаги на пути к своей цели, со мной интересно общаться, я добрая, мягкая, нежная. »

(Из самоотчета 3).

              «На сегодняшнем занятии для меня больше всех раскрылась я сама».

              «Во время занятия сегодня мне удавалось легко открываться и спорить».

(Из самоотчета 4).

              «Я смогла понять во время занятий, что я стала намного терпимее и сделала шаги к своей уверенности, что можно доверять и не бояться высказывать

свое мнение».

        Перед началом реализации программы и во время первых занятий Аня К. сильно стеснялась, когда начинала говорить, краснела. Как видно из её ответов на вопросы самоотчета, она стала увереннее, стала больше доверять, заметила в себе (с помощью группы) много положительных черт.

    АЛЁША Ш.: «У меня есть такие черты характера: закрытость в себе,

невидение современного окружающего мира, неумение вовремя собраться, быстро принять решение» (из самоотчёта 1). «Мне мешает быть более искренним общественное мнение» (из самоотчёта 3). «Мне легко рассуждать на тему своих отрицательных качеств. Мне сложно говорить о своих хороших качествах и признавать, что я хочу быть собой» (из самоотчёта 6).

«Мои сильные стороны: я могу охарактеризовать человека, говоря искренне, могу  настаивать на своём (я считаю, это важно – иметь свою точку зрения, а главное – уметь её отстоять), быть устремлённым к своей цели, хорошим другом» (из самоотчёта 6).

   Алеша Ш. – чётко осознавал свою главную проблему – неуверенность в своих силах, в себе, хорошо знал и мог легко говорить о своих слабых сторонах характера. На занятиях Алёша учился видеть в себе хорошее, а главное – говорить об этом вслух.     

    ЖЕНЯ М.: «Мои слабые стороны характера: сдержанность, боязнь публики, нерешительность» (из самоотчета 2). «Моя сильная сторона характера: я обнаружил, что могу быть серьезным и мне легко удается находить в людях и самом себе хорошее, мне легко общаться, рассуждать, спорить» (из самоотчета 6).

    На первых занятиях Женя М. четко понимал свои слабые стороны. К завершению тренинга ему удалось увидеть свои сильные стороны характера.

    ОЛЯ Т.: «Я не умею выражать свои мысли в слух» (из самоотчета 1). «Я доверяю, но не могу открыться до конца» (из самоотчета 2). «Сегодня я в себе обнаружила умение понять чувства других и свои, я узнала, что во мне много хорошего» (из самоотчета 5).

    Для Оли Т. была характерна настороженность, недоверие. Понемногу она раскрылась не только для нас, но и для себя.

    ИГОРЬ Д.: «В жизни я чувствую неуверенность, дискомфортность, неудачу» (из самоотчета 1). «Во время занятия я понял, что пересек еще одну грань: я смог сказать что думал и не побоялся залесть  вглубь себя» (из самоотчета 4). «Я обнаружил уверенность и говорил то, что думаю. Я открыл в себе новую черту: я вспомнил тот страшный случай и не побоялся рассказать о нем» (из самоотчета 5).

    В начале Игорь Д. производил впечатление легкомысленного человека, человека, не старавшегося понять себя и других. На последних занятиях поведение мальчика заметно изменилось: он нашел в себе силы осмыслить свои поступки.

    СОНЯ М.: «Я обнаружила в себе черты те же, что и раньше», « Не люблю говорить перед публикой» (из самоотчета 1). «Мои слабые стороны : я не могу рассказать про себя, про свои слабости, потому что отношение других людей ко мне измениться в худшую сторону» (из самоотчета 2). «Мне помогло в работе над собой то, что я начала доверять другим по мере общения с ними» (из самоотчета 3). «Я и не думала, что смогу что то сказать про себя в круг искренне» (из самоотчета 4).

    Для Сони М. были характерны: совершенное нежелание доверять, вербальная агрессия, непринятие своих слабостей характера. Из ответов Сони видно, что благодаря тренинговолй атмосфере ей удалось немного раскрыться, начать доверять, понять, что все люди и она имеют как положительные, так и отрицательные стороны.       

Изменения воззрения на мир и на других.

    АНЯ К.: «Спорными мне показались мысли  Игоря о том, что все люди мыслят одинаково. А мне кажется, и это так, все люди мыслят по – разному» (из самоотчета 6). «Я поняла более глубоко: нельзя срывать зло на других (невиноватых), нужно видеть положительные качества в людях» (из самоотчета 5).

    АЛЕША Ш.: «Я узнал, что окружающие обо мне имеют неплохое мнение» (из самоотчета 3). «Упражнения на этих занятиях помогли многим из нас раскрыться, поведать о чем-то сокровенном, а другим , в свою очередь, узнать новое о человеке, что поможет в дальнейшем  общении с людьми» (из самоотчета 5).

    ЖЕНЯ М.: «Мне мешает быть более откровенным боязнь оценки других, насмешки, упреки с их стороны» (из самоотчета 3). «Я понял, что бояться публики не стоит, пусть она думает плохо, но все равно найдутся те, кто думает хорошо» (из самоотчета 4).

    ОЛЯ Т.: «Сегодня меня удивило – я открыла для себя некоторых людей совершенно с другой стороны» (из самоотчета 1). «Сегодня все показали себя с новой стороны и выделить кого-то особенно не могу. Возможно, в будущем, я смогу выделить кого-то, но мне кажется, что это будет каждый со своими оригинальными качествами» (из самоотчета 3).

    ИГОРЬ Д.: «Мне мешает включиться в работу дискомфорт, чувство отрицательного мнения других» (из самоотчета 2). «Сегодня я открыл новое в людях: все по-разному воспринимали мои пожелания, я был поражен тем, что мне желали столько всего хорошего» (из самоотчета 3).

    СОНЯ М.: «Мне плевать на людей » (из самоотчета 1). «Новое я узнала о других то, что почти все говорили хорошие друг про друга, правду»(из самоотчета 3). «Нужно принимать других людей такими, какие они есть, ни пытаться их изменить» (из самоотчета 5).

Жизненные принципы, которые осознали участники тренинга.

    АНЯ К.: «Я, лично, сделала для себя вывод по поводу своей цели: что всегда уверенных людей не бывает. И ещё: я смогла понять во время занятий, что я стала намного терпимее к людям» (из самоотчета 7).

    АЛЕША Ш.: «Я понял, что несмотря на своё самочувствие, все мои проблемы, которые волнуют только меня, нужно вести себя независимо от этого, забывать об этом при разговоре с людьми», «Все в жизни делается не зря и даром не проходит» (из самоотчета 7).

    ЖЕНЯ М.: «При желании свои и чужие слабые черты характера можно обратить в сильные» (из самоотчета 7).

    ОЛЯ Т.: «Мне понравилось общаться с группой. Надо доверять людям, так легче жить» (из самоотчета 7).

    ИГОРЬ Д.: «Внутри себя я вырос, благодаря тренингу. Я осознал, что нельзя держать весь этот груз в себе, надо всегда найти того человека, которому ты мог бы полностью открыться» (из самоотчета 7).

    СОНЯ М.: «Я поняла то, что не нужно ходить все время «букой». Нужно видеть больше хорошего, чем плохого, принимать других людей такими, какие они есть, ни пытаться их изменить» (из самоотчета 7).

Заключение

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм. Бездуховность и ее результат – потребительско – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

     В результате анализа литературы мы определили особенности развития психики подростков.

Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.

В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

        В ходе экспериментального исследования нами была разработана и апробирована специальная программа, которая позволила создать психологические условия, способствующие развитию позитивных взглядов у подростков.

     

      С целью оценки эффективности тренинговой работы нами была проведена повторная диагностика. Полученные результаты позволили увидеть положительную динамику в развитии жизненных устремлений подростков.    

     В ходе проведенного экспериментального исследования задачи, поставленные в нашей  работе, успешно выполнены.

     Цель нашего исследования была достигнута в результате тренинговой работы с подростками.

Основными целями социальной работы с подростками являются:

  •  создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
  •  выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
  •  оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
  •  увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  •  достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).


Список литературы

  1.  Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу `Психология человека`: М. В. Гамезо, И. А. Домашенко — Москва, Педагогическое общество России, 2006 г.- 276 с.
  2.  Возрастная психология: И. В. Шаповаленко — Санкт-Петербург, Гардарики, 2007 г.- 352 с.
  3.  Духовная психология: Э. Кришнамачарья — Москва, Амрита-Русь, 2005 г.- 128 с.
  4.  Клиническая и медицинская психология: В. Д. Менделевич — Санкт-Петербург, МЕДпресс-информ, 2008 г.- 432 с.
  5.  Клиническая психология. Словарь: — Санкт-Петербург, ПЕР СЭ, 2007 г.- 416 с.
  6.  Педагогическая психология. Методики и тесты: М. В. Демиденко, А. И. Клюева — Москва, Бахрах-М, 2004 г.- 144 с.
  7.  Педагогическая психология: Т. С. Пак — Москва, Человек, 2010 г.- 96 с.
  8.  Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми: Галина Скурат — Москва, Речь, 2008 г.- 128 с.
  9.  Практикум по педагогической психологии: Н. Г. Молодцова — Москва, Питер, 2009 г.- 208 с.
  10.  Практическая психология: — Москва, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2009 г.- 320 с.
  11.  Прогресс психологии. Критерии и признаки: Под редакцией А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревич — Москва, Институт психологии РАН, 2009 г.- 336 с.
  12.  Психология большого Санкт-Петербурга с доктором Курпатовым: Андрей Курпатов, Татьяна Девятова — Санкт-Петербург, Олма Медиа Групп, 2007 г.- 320 с.
  13.  Психология большого Санкт-Петербурга. 5 наболевших вопросов: Андрей Курпатов, Татьяна Девятова — Санкт-Петербург, Олма Медиа Групп, 2007 г.- 320 с.
  14.  Психология личности (комплект из 2 книг): РайСанкт-Петербургский Д.Я. — Санкт-Петербург, Бахрах-М, 2008 г.- 1056 с.
  15.  Психология развития и возрастная психология. Тесты: Е. В. Гурова — Санкт-Петербург, Аспект Пресс, 2005 г.- 176 с.
  16.  Психология телесности между душой и телом: — Москва, АСТ, АСТ Москва, 2005 г.- 736 с.
  17.  Психология телесности между душой и телом: В. П. Зинченко, Т. С. Леви — Санкт-Петербург, АСТ, АСТ Москва, 2007 г.- 736 с.
  18.  Психология труда и организационная психология. Том 4. Принятие решений в организациях: Эрих Кирхлер, Андреа Шротт — Санкт-Петербург, Гуманитарный центр, 2009 г.- 176 с.
  19.  Психология: Абрахам П. Сперлинг — Санкт-Петербург, Попурри, 2002 г.- 432 с.
  20.  Психология: Дэвид Майерс — Санкт-Петербург, Попурри, 2008 г.- 848 с.
  21.  Социальная психология: В. Г. Крысько — Санкт-Петербург, Питер, 2006 г.- 432 с.
  22.  Социальная психология: Г. М. Андреева — Санкт-Петербург, Аспект Пресс, 2010 г.- 368 с.
  23.  Социальная психология: Т. Шибутани — Санкт-Петербург, Феникс, 2002 г.- 544 с.

1 Возрастная психология: И. В. Шаповаленко — Санкт-Петербург, Гардарики, 2007 г. с-65.

2 Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми: Галина Скурат — Москва, Речь, 2008 г. с-65.

3 Подростки. Как помочь им стать настоящими людьми: Галина Скурат — Москва, Речь, 2008 г.-68.

4 Социальная психология: В. Г. Крысько — Санкт-Петербург, Питер, 2006 г. с-23.

5 Социальная психология: В. Г. Крысько — Санкт-Петербург, Питер, 2006 г.с-25.

6 Психология: Дэвид Майерс — Санкт-Петербург, Попурри, 2008 г.с-29.

7 Прогресс психологии. Критерии и признаки: Под редакцией А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревич — Москва, Институт психологии РАН, 2009 г. с-29.

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19094. Принципы линейной обработки дискретных сигналов. 258.5 KB
  Лекция № 7. Принципы линейной обработки дискретных сигналов. Линейная обработка дискретных сигналов цифровая обработка цифровая фильтрация – произвольная линейная операция над входными дискретными данными. Дискретный фильтр цифровой фильтр – дискретная сис
19095. Характеристики дискретных (цифровых) фильтров 176 KB
  Лекция № 8. Характеристики дискретных цифровых фильтров. Основными характеристиками стационарных линейных дискретных фильтров являются следующие: импульсная характеристика ; комплексная частотная характеристика ; амплитудночастотная и фазочастот...
19096. Z-преобразование 233 KB
  Лекция № 9. Zпреобразование. Удобным способом анализа дискретных последовательностей является Zпреобразование. При Zпреобразовании разностные уравнения описывающие работу дискретной системы преобразуются в алгебраические уравнения с которыми проще производит
19097. Связь системной функции с частотная характеристикой. Обратное Z-преобразование 214.5 KB
  Лекция № 10. Связь системной функции с частотная характеристикой. Обратное Zпреобразование. Структурную схему дискретной системы можно составить либо по разностному уравнению либо с помощью системной передаточной функции. Применяя Zпреобразование к обеим частям ...
19098. Цифровая обработка сигналов в частотной области. Дискретное преобразование Фурье 198 KB
  Лекция № 11. Цифровая обработка сигналов в частотной области. Дискретное преобразование Фурье. Дискретное преобразование Фурье ДПФ относится к классу основных преобразований при цифровой обработке сигналов. Дискретное преобразование Фурье по возможности вычисляе
19099. Цифровая обработка сигналов в частотной области. Быстрое преобразование Фурье 316.5 KB
  Лекция № 12. Цифровая обработка сигналов в частотной области. Быстрое преобразование Фурье. Нахождение спектральных составляющих дискретного комплексного сигнала непосредственно по формуле ДПФ требует комплексных умножений и комплексных сложений. Так как колич...
19100. Некоторые специальные возможност и Excel 467.55 KB
  После этого появится новое окно, где нужно ввести значения для указанных ячеек. Описанную операцию нужно повторить несколько раз для создания нескольких. Для того, чтобы заполнить ячейки значениями из конкретного сценария
19101. Устойчивость дискретных систем 199 KB
  Лекция № 13. Устойчивость дискретных систем. Линейная дискретная система с постоянными параметрами стационарный фильтр называется устойчивой если при любых начальных условиях и любом ограниченном входном сигнале выходной сигнал также остается ограниченным то е...
19102. Реализация алгоритмов цифровой фильтрации 281 KB
  Лекция № 14. Реализация алгоритмов цифровой фильтрации. Графическим представлением алгоритмов цифровой фильтрации являются структурные схемы. Структурную схему дискретной системы можно составить либо по разностному уравнению либо с помощью системной передаточн...