50721

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Лабораторная работа

Физика

Цель работы Совершенствование навыков снятия вольтамперных характеристик ВАХ нелинейных элементов. Некоторые нелинейные элементы на отдельных участках ВАХ имеют малое стабилитрон или отрицательное терморезистор динамическое сопротивление. Для снятия таких ВАХ необходимо предусмотреть включение в схему эксперимента последовательно с нелинейным элементом добавочного резистора Rд рис. ВАХ линейного резистора проходит через начало координат поэтому для ее построения достаточно экспериментально получить одну точку.

Русский

2014-01-29

213.5 KB

10 чел.

                 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
                               ПОСТОЯННОГО ТОКА

                        1. Цель работы

Совершенствование  навыков снятия вольтамперных характеристик (ВАХ) нелинейных элементов. Опытная проверка графического и графоаналитического методов  расчета  нелинейной  цепи постоянного тока.

2. Теоретические положения

А.  При  расчете  нелинейных  электрических цепей
применяют графические и
графоаналитические методы.  Так  как нелинейный  элемент не может быть задан единственным параметром, то для его описания используют вольтамперную (кулонвольтную,  вебер-амперную) характеристику.

Некоторые нелинейные элементы на отдельных участках  ВАХ имеют  малое  (стабилитрон) или отрицательное (терморезистор) динамическое сопротивление. Для снятия таких  ВАХ  необходимо предусмотреть  включение в схему эксперимента последовательно с нелинейным элементом добавочного  резистора  Rд (рис. 1); в противном  случае  при некотором напряжении происходит резкое возрастание тока, что может привести  к  выходу  элемента  из строя.

ВАХ линейного резистора проходит через начало координат, поэтому  для  ее построения достаточно экспериментально получить одну точку.

Б. При графоаналитическом методе расчета нелинейной цепи используют аналитическое представление ВАХ. Набор  аппроксимирующих функций широк - это и кусочно-линейные и экспоненцальные функции и рациональные дроби и т.д. Но наиболее часто характеристики аппроксимируют степенными полиномами;

          ( 1)

с  (n + 1) коэффициентами аппроксимации, некоторые из которых могут быть заранее приняты нулевыми. В  частности,  если  ВАХ элемента  симметрична,  то в аппроксимирующем полиноме должны отсутствовать члены с четными коэффициентами.

Пример. Пусть задана ВАХ варистора (рис. 2) а вернее - ее часть, расположенная в 1-м квадрате. Требуется найти коэф-
фициенты аппроксимации полиномом 3-й степени.

Аппроксимирующую функцию ищем в виде:

                                                                                 (2)

Так  как неизвестных коэффициентов два, их определения
достаточно иметь координаты двух точек характеристики, например,
А: (20В, 2мА) и В: (40В,10мА).  Эти  координаты  должны удовлетворять уравнению (2), то есть

                       

что  представляет собой систему линейных алгебраических уравнений для определения коэффициентов a1 и a3 .Решение системы:

a1=0,05(мА/B); a3=0,125·103(мА/B3).

Следовательно, аппроксимирующая функция имеет вид:

                   

Оба метода расчета нелинейных цепей с  одним  источником энергии  описаны практически в любом учебнике по ТОЭ, поэтому здесь они не приводятся.

3. Описание экспериментальной установки

В работе используется три нелинейных резистивных элемента НЭ1, НЭ2 и НЭ3, зажимы которых выведены на переднюю панель стенда. При снятии ВАХ отдельных элементов, а также ВАХ  смешанного соединения элементов напряжение подается от одного из регулируемых  источников слева. В качестве вольтметра используется мультиметр, индикатор которого также выведен  на  приборную  панель; в качестве амперметра - комбинированный прибор, расположенный на столе.

4. Проведение эксперимента, обработка данных
и анализ результатов

А. Содержание и порядок проведения работы.

1. Собирая поочередно схемы (рис.1.)снять ВАХ  нелинейных элементов. Экспериментальные данные оформить в виде таблиц.

2. Снять  координаты  точек для построения ВАХ линейных резисторов (по одной точке на резистор).

3. По указанию преподавателя собрать одну из схем,  при-
веденных на (рис.
3.).

4. Снять ВАХ цепи относительно входных зажимов. Экспериментальные данные оформить в виде таблицы.

Примечание, Обозначения элементов на схемах (рис. 3.) соответствует обозначениям на лабораторном стенде,

Б. Перечень и технические данные приборов.

1.___________________________________________________

2.___________________________________________________

В. Указания по обработке экспериментальных данных.

1.  По  данным  опыта в п.,1 построить ВАХ всех элементов цепи.

2. Используя полученные ВАХ элементов, построить ВАХ цепи. Сравнить ее с экспериментально снятой в п. 4.

3. Вычислить коэффициенты аппроксимации  ВАХ  нелинейных элементов,  задаваясь аппроксимирующими полиномами (1) порядка, не ниже третьего.

4. Построить графики зависимостей, выраженных найденными полиномами, и сравнить их с характеристиками,  полученными  в п.1. Сделать вывод о точности аппроксимации.

5. Контрольные вопросы

  1.  Что называется нелинейным элементом?

2. Какие нелинейные элементы вам известны?

3.Расскажите о назначении и принципе действия стабилитрона (терморезистора, выпрямительного диода).

4. Как классифицируются ВАХ нелинейных элементов?

5.Как  строится ВАХ цепи, состоящей из последовательно
соединенных нелинейных элементов?

6. Как строиться ВАХ цепи, состоящей из параллельно соединенных элементов?

7. Как, пользуясь ВАХ нелинейного  элемента,  определить его статическое и динамическое сопротивления?

8. Приведите пример ВАХ нелинейного элемента, в одной из точек которой статическое и динамическое сопротивления равны.

Данные к работе при выполнении ее в компьютерном варианте.

При снятии вольт – амперных характеристик нелинейных элементов напряжение  следует равномерно изменять в пределах от 0 до 2В [ В].

При снятии  входной характеристики  цепи напряжение  следует равномерно изменять в пределах от 0 до 0 -2 В [В].

Параметры элементов к схемам:

1 вариант:  НЭ1 -1N 4733; НЭ3 – 1N 4001;

                   R2 = 0,5 Ом;    R6 = 0,2 Ом.

2 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 57558а;

                   R2 = 1 Ом;    R6 = 0,25 Ом.

3 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 4001;

                   R3 = 2 Ом;    R6 = 0,4 Ом.

4 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 4001;

                   R3 = 1,5 Ом;    R6 = 0,5 Ом.

5 вариант:  НЭ1 -1N 4733; НЭ3 – 1N 4001;

                   R4= 0,5 Ом;    R7 = 0,2 Ом.

6 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 57558a;

                   R4 = 1 Ом;    R6 = 0,5 Ом.

                   Рис. 1                                             Рис.2

                         а)                                                            б)   

                     в)                                                            г)   

                          д)                                                            е)  

                                      

                                                 Рис. 3

           

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82435. Стереотипы и сценарии поведения. Их значимость для межкультурной коммуникации 37.49 KB
  Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах харрных для какогол. Стереотипы явл. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. Откуда берутся стереотипыСтереотипами определяется около двух третей форм чел.
82436. Причины различий языковой картины мира 33.33 KB
  Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира
82437. Учёные – основатели учения о языковой картине мира 33.32 KB
  Языковая картина мира видение восприятие окружающего мира посредством лексический и грамматической системы родного языка; сетка которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира и его оценку. Другой выдающийся лингвист внесший вклад в разработку учения о языковой картине мира американский учёный Эдуард Сэпир 18841939. Ученик Сэпира Бенджамен Ли Уорф 18971941 стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение.
82438. Языковые лакуны и реалии 33.65 KB
  Нет слова дежурный To hck ехать верхом не спеша Различаются языковую картину мира и концептуальную картину мира. Концептуальную картина мира у всех народов одна и та же т . А языковая картина мира обусловлена особенностями лексико симантической системой языка. Лексика играет ведущую роль в формировании языковой картины мира.
82439. Понятие внутренней формы языка по Гумбольдту 29.54 KB
  Вильгельм фон Гумбольдт разработал учение о внутренней форме языка. Упрощенно говоря под внутренней формой языка он понимал особенности номинации конкретных предметов в конкретном языке. Если раскрывать данное понятие то можно сказать что внутренняя форма языка по Гумбольдту является средством выражения народного или национального духа который способен формироваться во внутренней форме а затем выражаться с помощью языка.
82440. Преломление базовых концептов в национальных менталитетах на примере концепта «Время» 34.62 KB
  Время важнейшая часть бытия человека его жизни и деятельности. Время понятие многоплановое. Время нельзя повернуть вспять нельзя обогнать нельзя вернуться назад.
82442. Категория вежливости в устных и письменных межкультурных коммуникациях 33.58 KB
  В английском языке слова используемые для выражения вежливости имеют более тонкие оттенки нежели в русском. Например слово конечно звучит нейтрально и даже дружескив английском же of course звучит слишком категорично и имеет подтекст странночто вы этого не знаете лучше говорить sure . Гид не знал что в английском этикете ответ of course имеет подтекст Странночто вы не знаете этих вещей . В английском и французском использование подобных средств воспринимается как приказ и подобные вещи выражаются более мягким способомблизким к...
82443. Ведущая роль лексико-семантической системы в формировании ЯКМ 28.96 KB
  Российский лингвист Евгений Михайлович Верещагин основатель лингвострановедения писал в отличии от языковой системы которая не связана непосредственно с культурой словарь обнаруживает непосредственную зависимость от культуры поэтому лексический состав определенного языкового коллектива следует изучать исходя из культуры Наиболее наглядно характер языковой картины мира представлен в лексике ведь именно благодаря ей возможно членение действительности выделение в...