50721

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Лабораторная работа

Физика

Цель работы Совершенствование навыков снятия вольтамперных характеристик ВАХ нелинейных элементов. Некоторые нелинейные элементы на отдельных участках ВАХ имеют малое стабилитрон или отрицательное терморезистор динамическое сопротивление. Для снятия таких ВАХ необходимо предусмотреть включение в схему эксперимента последовательно с нелинейным элементом добавочного резистора Rд рис. ВАХ линейного резистора проходит через начало координат поэтому для ее построения достаточно экспериментально получить одну точку.

Русский

2014-01-29

213.5 KB

10 чел.

                 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
                               ПОСТОЯННОГО ТОКА

                        1. Цель работы

Совершенствование  навыков снятия вольтамперных характеристик (ВАХ) нелинейных элементов. Опытная проверка графического и графоаналитического методов  расчета  нелинейной  цепи постоянного тока.

2. Теоретические положения

А.  При  расчете  нелинейных  электрических цепей
применяют графические и
графоаналитические методы.  Так  как нелинейный  элемент не может быть задан единственным параметром, то для его описания используют вольтамперную (кулонвольтную,  вебер-амперную) характеристику.

Некоторые нелинейные элементы на отдельных участках  ВАХ имеют  малое  (стабилитрон) или отрицательное (терморезистор) динамическое сопротивление. Для снятия таких  ВАХ  необходимо предусмотреть  включение в схему эксперимента последовательно с нелинейным элементом добавочного  резистора  Rд (рис. 1); в противном  случае  при некотором напряжении происходит резкое возрастание тока, что может привести  к  выходу  элемента  из строя.

ВАХ линейного резистора проходит через начало координат, поэтому  для  ее построения достаточно экспериментально получить одну точку.

Б. При графоаналитическом методе расчета нелинейной цепи используют аналитическое представление ВАХ. Набор  аппроксимирующих функций широк - это и кусочно-линейные и экспоненцальные функции и рациональные дроби и т.д. Но наиболее часто характеристики аппроксимируют степенными полиномами;

          ( 1)

с  (n + 1) коэффициентами аппроксимации, некоторые из которых могут быть заранее приняты нулевыми. В  частности,  если  ВАХ элемента  симметрична,  то в аппроксимирующем полиноме должны отсутствовать члены с четными коэффициентами.

Пример. Пусть задана ВАХ варистора (рис. 2) а вернее - ее часть, расположенная в 1-м квадрате. Требуется найти коэф-
фициенты аппроксимации полиномом 3-й степени.

Аппроксимирующую функцию ищем в виде:

                                                                                 (2)

Так  как неизвестных коэффициентов два, их определения
достаточно иметь координаты двух точек характеристики, например,
А: (20В, 2мА) и В: (40В,10мА).  Эти  координаты  должны удовлетворять уравнению (2), то есть

                       

что  представляет собой систему линейных алгебраических уравнений для определения коэффициентов a1 и a3 .Решение системы:

a1=0,05(мА/B); a3=0,125·103(мА/B3).

Следовательно, аппроксимирующая функция имеет вид:

                   

Оба метода расчета нелинейных цепей с  одним  источником энергии  описаны практически в любом учебнике по ТОЭ, поэтому здесь они не приводятся.

3. Описание экспериментальной установки

В работе используется три нелинейных резистивных элемента НЭ1, НЭ2 и НЭ3, зажимы которых выведены на переднюю панель стенда. При снятии ВАХ отдельных элементов, а также ВАХ  смешанного соединения элементов напряжение подается от одного из регулируемых  источников слева. В качестве вольтметра используется мультиметр, индикатор которого также выведен  на  приборную  панель; в качестве амперметра - комбинированный прибор, расположенный на столе.

4. Проведение эксперимента, обработка данных
и анализ результатов

А. Содержание и порядок проведения работы.

1. Собирая поочередно схемы (рис.1.)снять ВАХ  нелинейных элементов. Экспериментальные данные оформить в виде таблиц.

2. Снять  координаты  точек для построения ВАХ линейных резисторов (по одной точке на резистор).

3. По указанию преподавателя собрать одну из схем,  при-
веденных на (рис.
3.).

4. Снять ВАХ цепи относительно входных зажимов. Экспериментальные данные оформить в виде таблицы.

Примечание, Обозначения элементов на схемах (рис. 3.) соответствует обозначениям на лабораторном стенде,

Б. Перечень и технические данные приборов.

1.___________________________________________________

2.___________________________________________________

В. Указания по обработке экспериментальных данных.

1.  По  данным  опыта в п.,1 построить ВАХ всех элементов цепи.

2. Используя полученные ВАХ элементов, построить ВАХ цепи. Сравнить ее с экспериментально снятой в п. 4.

3. Вычислить коэффициенты аппроксимации  ВАХ  нелинейных элементов,  задаваясь аппроксимирующими полиномами (1) порядка, не ниже третьего.

4. Построить графики зависимостей, выраженных найденными полиномами, и сравнить их с характеристиками,  полученными  в п.1. Сделать вывод о точности аппроксимации.

5. Контрольные вопросы

  1.  Что называется нелинейным элементом?

2. Какие нелинейные элементы вам известны?

3.Расскажите о назначении и принципе действия стабилитрона (терморезистора, выпрямительного диода).

4. Как классифицируются ВАХ нелинейных элементов?

5.Как  строится ВАХ цепи, состоящей из последовательно
соединенных нелинейных элементов?

6. Как строиться ВАХ цепи, состоящей из параллельно соединенных элементов?

7. Как, пользуясь ВАХ нелинейного  элемента,  определить его статическое и динамическое сопротивления?

8. Приведите пример ВАХ нелинейного элемента, в одной из точек которой статическое и динамическое сопротивления равны.

Данные к работе при выполнении ее в компьютерном варианте.

При снятии вольт – амперных характеристик нелинейных элементов напряжение  следует равномерно изменять в пределах от 0 до 2В [ В].

При снятии  входной характеристики  цепи напряжение  следует равномерно изменять в пределах от 0 до 0 -2 В [В].

Параметры элементов к схемам:

1 вариант:  НЭ1 -1N 4733; НЭ3 – 1N 4001;

                   R2 = 0,5 Ом;    R6 = 0,2 Ом.

2 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 57558а;

                   R2 = 1 Ом;    R6 = 0,25 Ом.

3 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 4001;

                   R3 = 2 Ом;    R6 = 0,4 Ом.

4 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 4001;

                   R3 = 1,5 Ом;    R6 = 0,5 Ом.

5 вариант:  НЭ1 -1N 4733; НЭ3 – 1N 4001;

                   R4= 0,5 Ом;    R7 = 0,2 Ом.

6 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 57558a;

                   R4 = 1 Ом;    R6 = 0,5 Ом.

                   Рис. 1                                             Рис.2

                         а)                                                            б)   

                     в)                                                            г)   

                          д)                                                            е)  

                                      

                                                 Рис. 3

           

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14946. ҰЛЫБРИТАНИЯДАҒЫ ҚАЗАҚТАР ТУРАЛЫ 43 KB
  ҰЛЫБРИТАНИЯДАҒЫ ҚАЗАҚТАР ТУРАЛЫ Ұлыбританиядағы қазақтардың саны Түркиядан біраз қазақтар 1980 жылдың басынан бастап Ұлыбританияға жұмыс бабымен қоныс аудара бастаған. Олардың барлығы дерлік бұл күнде Лондонда өмір сүріп жатыр. Бұдан басқа соңғы жылдары Қытай жә
14947. ХАЛЕЛ ДОСМҰХАМЕДОВ ЖӘНЕ ТҮРКІТАНУ МӘСЕЛЕЛЕРІ 37 KB
  ХАЛЕЛ ДОСМҰХАМЕДОВ ЖӘНЕ ТҮРКІТАНУ МӘСЕЛЕЛЕРІ XX ғасыр басындағы өтпелі дүрмекті кезеңде саяси күрес сахнасына шығып қазақтың мұңын мұңдап жоғын жоқтап болашағын болжап аспан астында өмір сүру құқығын қорғап тер төккен сонымен қатар осы жолда құрбан болған қазақ...
14948. Болашақ заңгерлердің кәсіби ақпараттық-технологиялық даярлығын жетілдіру 312.5 KB
  Болашақ заңгерлердің кәсіби ақпараттықтехнологиялық даярлығын жетілдіру Кіріспе Зерттеудің көкейкестілігі. Бүгінгі таңда қоғамның сұранысы мен талаптарына сай жаңа технологияларды пайдалану арқылы бәсекеге қабілетті мамандар даярл...
14949. Айдың табиғатқа және тіршілікке тигізетін маңызы 59.5 KB
  ӘОЖ 526 Ш67 АЙДЫҢ ТАБИҒАТҚА ЖӘНЕ ТІРШІЛІККЕ ТИГІЗЕТІН МАҢЫЗЫ Д.Ж. Шлмағанбетова Ақтөбе облыстық планетарий Ақтөбе қ. Ай жарығы әлемді тануда бірінші сәуле болды Бұл сәуле ғасырлар...
14951. ҰЛТТЫҚ БІРІНҒАЙ ТЕСТІЛЕУГЕ ДАЙЫНДАУДАҒЫ ОҚУЛЫҚТЫҢ ЖӘНЕ ӘДІСТЕМЕЛІК ОҚУ ҚҰРАЛДАРЫНЫҢ МӘНІ 53 KB
  ҰЛТТЫҚ БІРІНҒАЙ ТЕСТІЛЕУГЕ ДАЙЫНДАУДАҒЫ ОҚУЛЫҚТЫҢ ЖӘНЕ ӘДІСТЕМЕЛІК ОҚУ ҚҰРАЛДАРЫНЫҢ МӘНІ. Карипжанова Алмагуль Закеновна биология пәнінің мұғалімі №35 жалпы орта білім беру мектебі Қазақстан Республикасының орта және жоғары оқу орындарындағы реформа жаңа о
14952. БІЛІМ ЭВОЛЮЦИЯСЫ 86.5 KB
  І. БІЛІМ ЭВОЛЮЦИЯСЫ 1.1 Ғылым эволюциясы Ғылым адамға өз өмірін сақтап калу үшін қажетті білім негізінде пайда болды. Адам шөптерді қоректену және дәрідәрмек ретінде пайдалануды үйреніп жануарлардың мінезін бақылап оларды қолға үйретті рудамен тәжірибе жасап әр
14953. Ғылыми концепциялар мәселесі 46.5 KB
  Ғылыми концепциялар мәселесі Қазіргі заманның адамы бұл дүниеге келіп о дүниелік болғанына дейін сырттай қарағанда бір бірімен мүлдем байланысы жоқ екі әлемде – шынайы табиғи сондай ақ жасанды технопсихоәлеуметтік ортада өмір сүретіндігі белгілі. Бұ...
14954. Дәрілік өсімдіктермен емдеу 53.5 KB
  Дәрілік өсімдіктермен емдеу Автор: Мақсұтбек СҮЛЕЙМЕН Әрі шипалы әрі зиянсыз Қазақстанның оңтүстік шекарасын солтүстіктен бөліп 1800 шақырымға созылып жатқан аймағын орманды даланың жазықтардың шөл және шөлейт жерлердің алып жатқан