50721

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Лабораторная работа

Физика

Цель работы Совершенствование навыков снятия вольтамперных характеристик ВАХ нелинейных элементов. Некоторые нелинейные элементы на отдельных участках ВАХ имеют малое стабилитрон или отрицательное терморезистор динамическое сопротивление. Для снятия таких ВАХ необходимо предусмотреть включение в схему эксперимента последовательно с нелинейным элементом добавочного резистора Rд рис. ВАХ линейного резистора проходит через начало координат поэтому для ее построения достаточно экспериментально получить одну точку.

Русский

2014-01-29

213.5 KB

10 чел.

                 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЛИНЕЙНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ
                               ПОСТОЯННОГО ТОКА

                        1. Цель работы

Совершенствование  навыков снятия вольтамперных характеристик (ВАХ) нелинейных элементов. Опытная проверка графического и графоаналитического методов  расчета  нелинейной  цепи постоянного тока.

2. Теоретические положения

А.  При  расчете  нелинейных  электрических цепей
применяют графические и
графоаналитические методы.  Так  как нелинейный  элемент не может быть задан единственным параметром, то для его описания используют вольтамперную (кулонвольтную,  вебер-амперную) характеристику.

Некоторые нелинейные элементы на отдельных участках  ВАХ имеют  малое  (стабилитрон) или отрицательное (терморезистор) динамическое сопротивление. Для снятия таких  ВАХ  необходимо предусмотреть  включение в схему эксперимента последовательно с нелинейным элементом добавочного  резистора  Rд (рис. 1); в противном  случае  при некотором напряжении происходит резкое возрастание тока, что может привести  к  выходу  элемента  из строя.

ВАХ линейного резистора проходит через начало координат, поэтому  для  ее построения достаточно экспериментально получить одну точку.

Б. При графоаналитическом методе расчета нелинейной цепи используют аналитическое представление ВАХ. Набор  аппроксимирующих функций широк - это и кусочно-линейные и экспоненцальные функции и рациональные дроби и т.д. Но наиболее часто характеристики аппроксимируют степенными полиномами;

          ( 1)

с  (n + 1) коэффициентами аппроксимации, некоторые из которых могут быть заранее приняты нулевыми. В  частности,  если  ВАХ элемента  симметрична,  то в аппроксимирующем полиноме должны отсутствовать члены с четными коэффициентами.

Пример. Пусть задана ВАХ варистора (рис. 2) а вернее - ее часть, расположенная в 1-м квадрате. Требуется найти коэф-
фициенты аппроксимации полиномом 3-й степени.

Аппроксимирующую функцию ищем в виде:

                                                                                 (2)

Так  как неизвестных коэффициентов два, их определения
достаточно иметь координаты двух точек характеристики, например,
А: (20В, 2мА) и В: (40В,10мА).  Эти  координаты  должны удовлетворять уравнению (2), то есть

                       

что  представляет собой систему линейных алгебраических уравнений для определения коэффициентов a1 и a3 .Решение системы:

a1=0,05(мА/B); a3=0,125·103(мА/B3).

Следовательно, аппроксимирующая функция имеет вид:

                   

Оба метода расчета нелинейных цепей с  одним  источником энергии  описаны практически в любом учебнике по ТОЭ, поэтому здесь они не приводятся.

3. Описание экспериментальной установки

В работе используется три нелинейных резистивных элемента НЭ1, НЭ2 и НЭ3, зажимы которых выведены на переднюю панель стенда. При снятии ВАХ отдельных элементов, а также ВАХ  смешанного соединения элементов напряжение подается от одного из регулируемых  источников слева. В качестве вольтметра используется мультиметр, индикатор которого также выведен  на  приборную  панель; в качестве амперметра - комбинированный прибор, расположенный на столе.

4. Проведение эксперимента, обработка данных
и анализ результатов

А. Содержание и порядок проведения работы.

1. Собирая поочередно схемы (рис.1.)снять ВАХ  нелинейных элементов. Экспериментальные данные оформить в виде таблиц.

2. Снять  координаты  точек для построения ВАХ линейных резисторов (по одной точке на резистор).

3. По указанию преподавателя собрать одну из схем,  при-
веденных на (рис.
3.).

4. Снять ВАХ цепи относительно входных зажимов. Экспериментальные данные оформить в виде таблицы.

Примечание, Обозначения элементов на схемах (рис. 3.) соответствует обозначениям на лабораторном стенде,

Б. Перечень и технические данные приборов.

1.___________________________________________________

2.___________________________________________________

В. Указания по обработке экспериментальных данных.

1.  По  данным  опыта в п.,1 построить ВАХ всех элементов цепи.

2. Используя полученные ВАХ элементов, построить ВАХ цепи. Сравнить ее с экспериментально снятой в п. 4.

3. Вычислить коэффициенты аппроксимации  ВАХ  нелинейных элементов,  задаваясь аппроксимирующими полиномами (1) порядка, не ниже третьего.

4. Построить графики зависимостей, выраженных найденными полиномами, и сравнить их с характеристиками,  полученными  в п.1. Сделать вывод о точности аппроксимации.

5. Контрольные вопросы

  1.  Что называется нелинейным элементом?

2. Какие нелинейные элементы вам известны?

3.Расскажите о назначении и принципе действия стабилитрона (терморезистора, выпрямительного диода).

4. Как классифицируются ВАХ нелинейных элементов?

5.Как  строится ВАХ цепи, состоящей из последовательно
соединенных нелинейных элементов?

6. Как строиться ВАХ цепи, состоящей из параллельно соединенных элементов?

7. Как, пользуясь ВАХ нелинейного  элемента,  определить его статическое и динамическое сопротивления?

8. Приведите пример ВАХ нелинейного элемента, в одной из точек которой статическое и динамическое сопротивления равны.

Данные к работе при выполнении ее в компьютерном варианте.

При снятии вольт – амперных характеристик нелинейных элементов напряжение  следует равномерно изменять в пределах от 0 до 2В [ В].

При снятии  входной характеристики  цепи напряжение  следует равномерно изменять в пределах от 0 до 0 -2 В [В].

Параметры элементов к схемам:

1 вариант:  НЭ1 -1N 4733; НЭ3 – 1N 4001;

                   R2 = 0,5 Ом;    R6 = 0,2 Ом.

2 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 57558а;

                   R2 = 1 Ом;    R6 = 0,25 Ом.

3 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 4001;

                   R3 = 2 Ом;    R6 = 0,4 Ом.

4 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 4001;

                   R3 = 1,5 Ом;    R6 = 0,5 Ом.

5 вариант:  НЭ1 -1N 4733; НЭ3 – 1N 4001;

                   R4= 0,5 Ом;    R7 = 0,2 Ом.

6 вариант:  НЭ1 -1N 4001; НЭ3 – 1N 57558a;

                   R4 = 1 Ом;    R6 = 0,5 Ом.

                   Рис. 1                                             Рис.2

                         а)                                                            б)   

                     в)                                                            г)   

                          д)                                                            е)  

                                      

                                                 Рис. 3

           

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30599. Ремесло, мастерство, творчество в журналистике 19.08 KB
  Твво СМ вопрос7Ремесло по главе книги Яна Парандовского Алхимия слова Тайны ремесла: по мнению автора единственная настоящая школа обучения молодых писателей поэтики Аристотель Буало а также стилистики и школы риторики у древних. Главная задача в воспитании писателя овладение наукой о слове познание и осмысление языка на котором он призван творить: знание о языке его богатствах законах знание поэтических тропов и фигур анализ силы воздействия стилистических приемовМЕТАФОРА выручает словотворчество без нее происходило...
30600. Особенности журналистского труда 18.25 KB
  Комплексный характер труда журналистаВ труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Публицистическая деятельность умение писать один из основных критериев профессионального мастерства журналиста и всего лишь один из компонентов его труда. Редактирование материалов для очередного номера газеты или журнала занимает основную часть рабочего времени журналиста.Важное значение имеет и организаторская деятельность журналиста.
30601. Профессиограмма в журналистике 26 KB
  Профессиограмма в журналистике Профессиограмма подробное описание должностных обязанностей на конкретном рабочем месте и описание рабочих качеств сотрудника необходимых для выполнения этих обязанностей. Я так думаю что профессиограмма в журке означает то что под определенные требования подбирают подходящего журналиста. Профессиограмма помогает подобрать точно персонал а персонал сразу знает чего от него требуется.
30602. Особенности журналистского творчества 40.5 KB
  Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности...
30603. Дневник как тип творчества 13.09 KB
  НО вообщето это нечто большее чем механические записи. Записи в личном дневнике могут пригодиться лет этак через несколько. НО на страницах Комсомолки а затем отдельными книгами вышли его дневниковые записи которые вызвали интерес у читателей.
30604. Этические нормы в журналистском творчестве 23.58 KB
  Этические нормы в журналистском творчестве. Журналист и адресат информации. Отношения журналиста с адресатом информации а вернее отношение к адресату регламентируется следующими нормами: Первейшая задача журналиста гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно сохраняя их подлинный смысл вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений.
30605. Объектно-ориентированное программирование С.А. Литвинова 429.5 KB
  Курсовая работа студента – заключительный этап изучения определенной дисциплины. Цель работы – систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных за время обучения, а также приобретение и закрепление навыков самостоятельной работы. Работа, как правило, основывается на обобщении изученного студентом теоретического материала
30606. Бердяев о творческом поведении («Самопознание») 43.5 KB
  БердяевВариант сокращенный обобщенный для шпор короче: В чем отличие этики творчества от этики закона и искупления Не уничтожение зла а творческое преображением злого в доброе. Для творчества возможен прорыв к другим мирам оно преодолевает кошмар конечного кошмар порядка жизни. Этика творчества есть прежде всего этика ценности а не спасения. Этика творчества исходит из личности и направлена на мир в то время как этика закона исходит от мира от общества и направлена на личность.
30607. Понятие творчества в работах Бахтина 28 KB
  Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело. Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.