50814

Программирование в Delphi. Разработка интерфейса

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Цель: Получить первичные навыки работы в визуальной среде программирования Delphi. При этом становится активным окно редактора кода и Delphi автоматически создает ОБРАБОТЧИК СОБЫТИЯ процедуру выполняющуюся при нажатии кнопки В окне редактора кода ввести соответствующие команды Прежде всего необходимо научиться сохранять свои программы.

Русский

2014-02-01

1.69 MB

29 чел.

Лабораторная работа №1

Основы объектно-ориентированного программирования в визуальной среде программирования Delphi.

Тема: Программирование в  Delphi.Разработка интерфейса .

Цель: Получить первичные навыки работы в визуальной среде программирования Delphi. Усвоить применение  компонентов Button, Edit, Label

Теоретические сведения

Создание интерфейса пользователя начинается с наполнения формы различными компонентами. Разместив на форме компоненты, нужно установить их свойства.  Имена и заголовки компонентов должны быть  информативными т.е такими, чтобы прочитав их, можно было понять их значение. Например, по умолчанию первая кнопка формы имеет вид Button1. Такое же значение имеет и ее заголовок. Вы должны обязательно изменить это имя, потому, что другому программисту оно ничего не говорит, а пользователь, глядя на такой заголовок, тем более ничего не узнает о назначении кнопки.

Порядок разработки интерфейса

  1.  Интерфейс должен быть таким, чтобы пользователь мог легко понять назначение его компонентов
  2.  Внешний вид интерфейса должен быть приятным
  3.  Избегайте информационной перегрузки интерфейса. На нем не должно быть одновременно представлено слишком много информации или элементов управления. Если пользователь должен вводить много информации попытайтесь применить меню, несколько форм или файл данных
  4.  Направление потока информации и вводимых данных должно быть естественным – слева на право или сверху вниз
  5.  Интерфейс должен «вести» пользователя по этапам ввода данных.

Поиск создания формы и установки новых значений свойств компонентов приступайте к созданию исходного кода. Для этого выполните ряд действий:

  1.  Выделите нужный объект в раскрывающемся списке в верхней части окна инспектора объектов
  2.  Откройте  в окне инспектора объектов вкладку Events (Событие) 
  3.  Выделите событие (например  OnClick- одно нажатие), в поле справа от имени события дважды щелкните мышкой или введите название события. При этом становится активным окно редактора кода и Delphi автоматически создает  ОБРАБОТЧИК СОБЫТИЯ – процедуру, выполняющуюся при нажатии кнопки
  4.  В окне редактора кода ввести соответствующие команды

Прежде всего, необходимо научиться сохранять свои программы. Запустите Delphi. Программа автоматически создаст новый проект.
1. Выберите команду меню:
File/ Save All… Появится следующее окно:

По умолчанию программа сохраняет ваши труды в папке Projects (проекты). НО! Посмотрите, какой путь нужно пройти: Мой компьютер Диск Z\ Program iles\ Лабораторная 1

Поэтому сделайте следующее:

Теперь можно приступать к сохранению своей программы. Посмотрите:

Обратите внимание: появляется еще одно окно сохранения. По умолчанию дано имя Project1.

Измените имя файла на PFirst и щелкните Сохранить. После этого ваш труд будет сохранен.

Сверните окно программы Delphi и откройте папку, которую мы сейчас создали: Z:\Лабораторная 1. Посмотрите, вместо 2-х файлов, которые мы сохранили, оказалось 6. Некоторые файлы программа создает автоматически. Для нас сейчас важно другое

Теперь создадим исполняемый файл, то есть файл, работающий и без Delphi. Скомпилируем файл. Для этого:

  •  Вернитесь в Delphi.
  •  Запустите команду меню: Project\ Build All.
  •  Вернитесь обратно в свою папку и Вы увидите, что добавился новый файл.

Это и есть тот файл, который может исполняться на любом компьютере и без Delphi.  

Запустите ваш файл. Пока это только пустая форма. Но посмотрите, что она уже умеет:

  •  Вашу программу можно перемещать, перетаскивая за заголовок;
  •  Можно изменять ее размеры (высоту и ширину);
  •  Пользуясь кнопками в строке заголовка, ее можно сворачивать, разворачивать в полный экран, закрывать..

А ведь Вы не написали еще ни одной строки будущей программы. Delphi сама написала за Вас необходимый код. Оцените это по достоинству.

Закройте созданный файл и вернитесь в Delphi. На экране по-прежнему должна быть видна форма 1. Сверните ее и Вы увидите окно редактора кода:

Этот текст программа создает автоматически, как только появляется новый проект. Delphi делает за Вас всю черновую работу по программированию, освобождая Вас для творчества. Этот же текст содержит файл First.pas , тот, который мы сохраняли в первый раз.

  1.  Откройте Delphi или создайте новый проект командой меню: File\New Application.
  2.  В окне инспектора объектов Object Inspector измените свойства объекта «Форма»:

NamefrmФамилия

CaptionЛабораторная1

ColorclScrollBar

Посмотрите как изменится ваша форма

  1.  Поместите на форму компонент Label (надпись)

Поэкспериментируйте с размещением надписи на форме, ее размером. Измените свойства объекта надпись

 NameiblPriv

CaptionПустая строка

Font    Шрифт  Arial

Размер l- 18

Начертание – жирный

Цвет – красный

Примечание: Убедитесь, что Вы изменили свойства надписи, а не формы. Для этого надпись на форме должна быть выделена, а в заголовке раскрывающегося списка в верхней части инспектора объектов должно быть написано lblPriv:Tlabel.

  1.  Поместите на форму компонент Button (кнопка)

Измените свойства кнопки

Name – btnMyButton

Caption – Щелкни меня

Font    Шрифт  Arial

Размер - 18

Начертание – жирный

Цвет – по Вашему усмотрению

Расположите кнопку по центру формы

  1.  Приступите к созданию исходного кода. Создайте обработчик события OnClick для кнопки
    •  Выберите кнопку btnMyButton в раскрывающемся списке в верхней части окна инспектора объектов
    •  Откройте инспектор объектов вкладку Events (События)
    •  Выделите событие OnClick, введите в поле справа от имени события btnMyButton и нажмите клавишу Enter или дважды щелкните мышкой. При этом становится активным окно редактора кода и Delphi  автоматически создает ОБРАБОТЧИК СОБЫТИЯ – процедуру выполняющуюся при нажатии кнопки.
    •  Чтобы нажатие кнопки приводило к каким-либо действиям, необходимо изменить содержимое обработчика события. Задайте изменение текста при нажатии кнопки. Для этого в окне редактора кода введите:

implementation

{$R *.dfm}

procedure TfrmФалилия.btmMyButton(Sender: TObject);

begin

end;

procedure TfrmIvanjv.iblPrivClick(Sender: TObject);

begin

    iblPriv.Caption:='Первая программа в Delphi.Ура!!!!'

end;

end.

Примечание: Вводя код обратите внимание на подсказку появляющуюся после ввода точки. Подсказка  представляет собой всплывающее меню в котором перечислены доступные свойства компонента

  1.  Выполните программу, щелкнув Run (выполнить) на панели отладка или нажав <F9> . При этом на экране появится созданная Вами форма.

Проверьте правильность работы кнопки. Закройте приложение.

  1.  В папке Лабораторная 1 на диске Z. Создайте папку Задание 1
  2.  Сохраните созданный проект в папке Задание 1
  3.  Откройте Delphi или создайте новый проект командой меню: File\New Application
  4.  В окне инспектора объектов Object Inspector измените свойства объекта «Форма»:

NamefrmГруппа

Captionзадание2

ColorclScrollBar

  1.  Поместите на форму компонент Label (надпись)

Поэкспериментируйте с размещением надписи на форме, ее размером. Измените свойства объекта надпись

Name – iblPic

CaptionПустая строка (имя не вводим)

Font    Шрифт  Aria

Размер l- 36

Начертание – жирный

Цвет – красный

  1.  Поместите на форму компонент Button (кнопка)

Измените свойства кнопки

NamebtnMyButton1

CaptionЩелкни меня

Font    Шрифт  Aria

Размер - 32

Начертание – жирный

Цвет – по Вашему усмотрению

Left – 320

Top – 144

Height – 65

Visible - False

Width – 233

  1.  Поместите на форму компонент Button2 (кнопка)

Измените свойства кнопки

NamebtnMyButton2

CaptionЗакрыть

Font    Шрифт  Aria

Размер - 32

Начертание – жирный

Цвет – по Вашему усмотрению

Left – 320

Top – 244

Height – 57

Visible - True

Width – 233

  1.  На форму поместите компонент  Image (Рисунокr), который находится на вкладке Аdditional (Стандартные) палитры компонентов.

Измените свойства кнопки

NameImgpic

CaptionПустая строка (имя не вводим)

Font    Шрифт  Arial

Размер - 32

Начертание – жирный

Цвет – по Вашему усмотрению

Left – 72

Top – 144

Height – 145

Visible – False

Width – 201

  1.  В окне инспектора объектов Object Inspector открываем вкладку Picture. В открывшемся окне

Используя вкладку Load выбираем нужный рисунок и нажимаем ОК

  1.  Приступите к созданию исходного кода. Создайте обработчик события OnClick для кнопок осуществляется аналогично п.5 данной лабораторной работы
    •  Чтобы нажатие кнопки приводило к каким-либо действиям, необходимо изменить содержимое обработчика события. Задайте появление текста «Картинка» и рисунка при нажатии кнопки «Показать». Для этого в окне редактора кода введите:

implementation

{$R *.dfm}

procedure TfrmГруппа. btmMyButton1 Click(Sender: TObject);

begin

 ImgPic.Visible:=True;

 Lblpic.Caption:='Картинка'

end;

end.

  •  Чтобы задать закрытие формы при нажатии кнопки закрыть нужно ввести в редакторе кода

implementation

{$R *.dfm}

procedure TfrmГруппа. btmMyButton2.Click(Sender: TObject);

begin

Close;

end;

end.

  1.  Выполните программу, щелкнув Run (выполнить) на панели отладка или нажав <F9> . При этом на экране появится созданная Вами форма.

Проверьте правильность работы кнопки. Закройте приложение.

  1.  В папке Лабораторная 1 на диске Z. Создайте папку Задание 2
  2.  Сохраните созданный проект в папке Задание 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

  1.  Написать программу, которая по нажатию кнопки показывает картинку и ее описание. Картинки прилагаются в папке. После запуска программы отображаются только три кнопки)

   

Контрольные вопросы

  1.  Что такое объект? Чем он отличается от других структурных данных?
  2.  Что такое объектно-ориентированное программирование (ООП)? В каких случаях оно применяется?
  3.  Чем отличается класс от объекта?
  4.  Определите термины ООП инкапсуляция, наследование и полиморфизм?
  5.  Что такое графический интерфейс пользователя? Пртведите примеры.
  6.  Почему графический интерфейс является важнейшей составной частью приложения?
  7.  Перечислить и описать панели инструментов в Delphi?
  8.  Назвать и описать 5 простых компонентов?
  9.  Как поместить компонент на форму? Как переместить его в другое место? Как изменить размер компонента?
  10.  Назвать и описать 3 главных типа файлов?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45063. Поняття про функціональні стилі мови. Стилі сучасної української літературної мови у професійному спілкуванні 227.5 KB
  Стилі сучасної української літературної мови у професійному спілкуванні План Поняття про функціональні стилі мови. Стилістична диференціація сучасної української мови. Функціональні стилі української мови та сфера їх застосування. Специфіка мови професійного спілкування.
45064. Професійна сфера як інтеграція офіційно-ділового, наукового і розмовного стилів 144 KB
  Поняття професійна мова охоплює три функціональні різновиди літературної мови НАУКОВИЙ та ОФІЦІЙНОДІЛОВИЙ стилі. Дослідження історії їх становлення характеру лексичних та граматичних структурних компонентів жанрового багатства специфіки усної та писемної форм вираження основна мета курсу української мови професійного спілкування. Науковий стиль сучасної української літературної мови почав розвиватися з середини ХІХ ст. не беручи до уваги старої української мови основні традиції якої в науковому стилі втратилися в середині ХVІІІ...
45065. Українська термінологія в професійному спілкуванні, Загальнонаукова, міжгалузева і вузькоспеціальна термінологія 81 KB
  Термінологія - розділ мовознавства що вивчає терміни у цьому значенні все частіше використовують поняття термінознавство як наука що вивчає українську термінологію; 2 сукупність термінів певної мови або однієї певної галузі знання чи з усіх галузей знання. Системність термінології зумовлена двома типами звязків які надають сукупності термінів системного характеру: логічним коли між поняттями певної галузі науки існують системні звязки а вони є в кожній науці терміни що називають ці поняття мають бути системно повязаними;...
45066. Основи культури української мови 256.5 KB
  Словники у професійному мовленні. Типи словників. Роль словників у підвищенні культури мови. Таким чином точність мовлення великою мірою залежить від глибини знань інтелектуального рівня мовця та ерудиції особистості володіння логікою думки законами її мовного вираження а також від багатства активного словникового запасу мовця.
45067. Острые и транзиторные психотические расстройства (F23) 32 KB
  В этом смысле к данной группе относятся острые и отчасти затяжные реактивные психозы. Острый психоз продолжается от одной до двух недель. Психозы этой группы часто связаны со стрессом поэтому при диагностике указывают ассоциирован психоз со стрессом или нет. Острые транзиторные психозы ассоциированные со стрессом обозначались ранее как реактивные.
45068. Шизоаффективные расстройства (F25) 35 KB
  Этиология и патогенез Этиологически шизоаффективные расстройства могут рассматриваться как результат взаимодействия двусторонней генетической отягощенности по шизофрении и аффективным расстройствам. Распространенность Заболеваемость варьирует в зависимости от нозологической ориентации но меньше чем при шизофрении и аффективных расстройствах. Клиника В зависимости от нозологической ориентации данные расстройства с одинаковой успешностью относили к периодической параноидной шизофрении и атипичным вариантам аффективных психозов биполярных или...
45069. Аффективные расстройства настроения (F3) 130 KB
  К спектру аффективных расстройств относятся сезонное изменение веса обычно нарастание веса зимой и его снижение летом в пределах 10 вечерняя тяга к углеводам в частности к сладкому перед сном предменструальные синдромы выражающиеся в снижении настроении и тревоге перед месячными а также северная депрессия которой подвержены мигранты на северные широты она отмечается чаще в период полярной ночи и обусловлена недостатком фотонов. В сфере поведения отмечаются повышение аппетита сексуальности отвлекаемость снижение потребности во...
45070. Нарушения психологического развития (F8) 31 KB
  Этиология Для нарушений психологического развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами. Специфические расстройства развития речи F80. Этиология и патогенез Причина специфических расстройств развития речи неизвестна.
45071. Умственная отсталость (F7) 36.5 KB
  На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь диапазон психических расстройств. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости а также присоединению таких симптомов как припадки соматическая патология. Причиной умственной отсталости могут быть эмбриопатии с дизостозами в частности синдром Апера Крузона COFS синдром синдром Корнелии де Ланге и Рубинштейна а также фетопатии в частности болезнь Марфана. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно рецессивно доминантно хотя...