50814

Программирование в Delphi. Разработка интерфейса

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Цель: Получить первичные навыки работы в визуальной среде программирования Delphi. При этом становится активным окно редактора кода и Delphi автоматически создает ОБРАБОТЧИК СОБЫТИЯ – процедуру выполняющуюся при нажатии кнопки В окне редактора кода ввести соответствующие команды Прежде всего необходимо научиться сохранять свои программы.

Русский

2014-02-01

1.69 MB

19 чел.

Лабораторная работа №1

Основы объектно-ориентированного программирования в визуальной среде программирования Delphi.

Тема: Программирование в  Delphi.Разработка интерфейса .

Цель: Получить первичные навыки работы в визуальной среде программирования Delphi. Усвоить применение  компонентов Button, Edit, Label

Теоретические сведения

Создание интерфейса пользователя начинается с наполнения формы различными компонентами. Разместив на форме компоненты, нужно установить их свойства.  Имена и заголовки компонентов должны быть  информативными т.е такими, чтобы прочитав их, можно было понять их значение. Например, по умолчанию первая кнопка формы имеет вид Button1. Такое же значение имеет и ее заголовок. Вы должны обязательно изменить это имя, потому, что другому программисту оно ничего не говорит, а пользователь, глядя на такой заголовок, тем более ничего не узнает о назначении кнопки.

Порядок разработки интерфейса

  1.  Интерфейс должен быть таким, чтобы пользователь мог легко понять назначение его компонентов
  2.  Внешний вид интерфейса должен быть приятным
  3.  Избегайте информационной перегрузки интерфейса. На нем не должно быть одновременно представлено слишком много информации или элементов управления. Если пользователь должен вводить много информации попытайтесь применить меню, несколько форм или файл данных
  4.  Направление потока информации и вводимых данных должно быть естественным – слева на право или сверху вниз
  5.  Интерфейс должен «вести» пользователя по этапам ввода данных.

Поиск создания формы и установки новых значений свойств компонентов приступайте к созданию исходного кода. Для этого выполните ряд действий:

  1.  Выделите нужный объект в раскрывающемся списке в верхней части окна инспектора объектов
  2.  Откройте  в окне инспектора объектов вкладку Events (Событие) 
  3.  Выделите событие (например  OnClick- одно нажатие), в поле справа от имени события дважды щелкните мышкой или введите название события. При этом становится активным окно редактора кода и Delphi автоматически создает  ОБРАБОТЧИК СОБЫТИЯ – процедуру, выполняющуюся при нажатии кнопки
  4.  В окне редактора кода ввести соответствующие команды

Прежде всего, необходимо научиться сохранять свои программы. Запустите Delphi. Программа автоматически создаст новый проект.
1. Выберите команду меню:
File/ Save All… Появится следующее окно:

По умолчанию программа сохраняет ваши труды в папке Projects (проекты). НО! Посмотрите, какой путь нужно пройти: Мой компьютер Диск Z\ Program iles\ Лабораторная 1

Поэтому сделайте следующее:

Теперь можно приступать к сохранению своей программы. Посмотрите:

Обратите внимание: появляется еще одно окно сохранения. По умолчанию дано имя Project1.

Измените имя файла на PFirst и щелкните Сохранить. После этого ваш труд будет сохранен.

Сверните окно программы Delphi и откройте папку, которую мы сейчас создали: Z:\Лабораторная 1. Посмотрите, вместо 2-х файлов, которые мы сохранили, оказалось 6. Некоторые файлы программа создает автоматически. Для нас сейчас важно другое

Теперь создадим исполняемый файл, то есть файл, работающий и без Delphi. Скомпилируем файл. Для этого:

  •  Вернитесь в Delphi.
  •  Запустите команду меню: Project\ Build All.
  •  Вернитесь обратно в свою папку и Вы увидите, что добавился новый файл.

Это и есть тот файл, который может исполняться на любом компьютере и без Delphi.  

Запустите ваш файл. Пока это только пустая форма. Но посмотрите, что она уже умеет:

  •  Вашу программу можно перемещать, перетаскивая за заголовок;
  •  Можно изменять ее размеры (высоту и ширину);
  •  Пользуясь кнопками в строке заголовка, ее можно сворачивать, разворачивать в полный экран, закрывать..

А ведь Вы не написали еще ни одной строки будущей программы. Delphi сама написала за Вас необходимый код. Оцените это по достоинству.

Закройте созданный файл и вернитесь в Delphi. На экране по-прежнему должна быть видна форма 1. Сверните ее и Вы увидите окно редактора кода:

Этот текст программа создает автоматически, как только появляется новый проект. Delphi делает за Вас всю черновую работу по программированию, освобождая Вас для творчества. Этот же текст содержит файл First.pas , тот, который мы сохраняли в первый раз.

  1.  Откройте Delphi или создайте новый проект командой меню: File\New Application.
  2.  В окне инспектора объектов Object Inspector измените свойства объекта «Форма»:

NamefrmФамилия

CaptionЛабораторная1

ColorclScrollBar

Посмотрите как изменится ваша форма

  1.  Поместите на форму компонент Label (надпись)

Поэкспериментируйте с размещением надписи на форме, ее размером. Измените свойства объекта надпись

 NameiblPriv

CaptionПустая строка

Font    Шрифт  Arial

Размер l- 18

Начертание – жирный

Цвет – красный

Примечание: Убедитесь, что Вы изменили свойства надписи, а не формы. Для этого надпись на форме должна быть выделена, а в заголовке раскрывающегося списка в верхней части инспектора объектов должно быть написано lblPriv:Tlabel.

  1.  Поместите на форму компонент Button (кнопка)

Измените свойства кнопки

Name – btnMyButton

Caption – Щелкни меня

Font    Шрифт  Arial

Размер - 18

Начертание – жирный

Цвет – по Вашему усмотрению

Расположите кнопку по центру формы

  1.  Приступите к созданию исходного кода. Создайте обработчик события OnClick для кнопки
    •  Выберите кнопку btnMyButton в раскрывающемся списке в верхней части окна инспектора объектов
    •  Откройте инспектор объектов вкладку Events (События)
    •  Выделите событие OnClick, введите в поле справа от имени события btnMyButton и нажмите клавишу Enter или дважды щелкните мышкой. При этом становится активным окно редактора кода и Delphi  автоматически создает ОБРАБОТЧИК СОБЫТИЯ – процедуру выполняющуюся при нажатии кнопки.
    •  Чтобы нажатие кнопки приводило к каким-либо действиям, необходимо изменить содержимое обработчика события. Задайте изменение текста при нажатии кнопки. Для этого в окне редактора кода введите:

implementation

{$R *.dfm}

procedure TfrmФалилия.btmMyButton(Sender: TObject);

begin

end;

procedure TfrmIvanjv.iblPrivClick(Sender: TObject);

begin

    iblPriv.Caption:='Первая программа в Delphi.Ура!!!!'

end;

end.

Примечание: Вводя код обратите внимание на подсказку появляющуюся после ввода точки. Подсказка  представляет собой всплывающее меню в котором перечислены доступные свойства компонента

  1.  Выполните программу, щелкнув Run (выполнить) на панели отладка или нажав <F9> . При этом на экране появится созданная Вами форма.

Проверьте правильность работы кнопки. Закройте приложение.

  1.  В папке Лабораторная 1 на диске Z. Создайте папку Задание 1
  2.  Сохраните созданный проект в папке Задание 1
  3.  Откройте Delphi или создайте новый проект командой меню: File\New Application
  4.  В окне инспектора объектов Object Inspector измените свойства объекта «Форма»:

NamefrmГруппа

Captionзадание2

ColorclScrollBar

  1.  Поместите на форму компонент Label (надпись)

Поэкспериментируйте с размещением надписи на форме, ее размером. Измените свойства объекта надпись

Name – iblPic

CaptionПустая строка (имя не вводим)

Font    Шрифт  Aria

Размер l- 36

Начертание – жирный

Цвет – красный

  1.  Поместите на форму компонент Button (кнопка)

Измените свойства кнопки

NamebtnMyButton1

CaptionЩелкни меня

Font    Шрифт  Aria

Размер - 32

Начертание – жирный

Цвет – по Вашему усмотрению

Left – 320

Top – 144

Height – 65

Visible - False

Width – 233

  1.  Поместите на форму компонент Button2 (кнопка)

Измените свойства кнопки

NamebtnMyButton2

CaptionЗакрыть

Font    Шрифт  Aria

Размер - 32

Начертание – жирный

Цвет – по Вашему усмотрению

Left – 320

Top – 244

Height – 57

Visible - True

Width – 233

  1.  На форму поместите компонент  Image (Рисунокr), который находится на вкладке Аdditional (Стандартные) палитры компонентов.

Измените свойства кнопки

NameImgpic

CaptionПустая строка (имя не вводим)

Font    Шрифт  Arial

Размер - 32

Начертание – жирный

Цвет – по Вашему усмотрению

Left – 72

Top – 144

Height – 145

Visible – False

Width – 201

  1.  В окне инспектора объектов Object Inspector открываем вкладку Picture. В открывшемся окне

Используя вкладку Load выбираем нужный рисунок и нажимаем ОК

  1.  Приступите к созданию исходного кода. Создайте обработчик события OnClick для кнопок осуществляется аналогично п.5 данной лабораторной работы
    •  Чтобы нажатие кнопки приводило к каким-либо действиям, необходимо изменить содержимое обработчика события. Задайте появление текста «Картинка» и рисунка при нажатии кнопки «Показать». Для этого в окне редактора кода введите:

implementation

{$R *.dfm}

procedure TfrmГруппа. btmMyButton1 Click(Sender: TObject);

begin

 ImgPic.Visible:=True;

 Lblpic.Caption:='Картинка'

end;

end.

  •  Чтобы задать закрытие формы при нажатии кнопки закрыть нужно ввести в редакторе кода

implementation

{$R *.dfm}

procedure TfrmГруппа. btmMyButton2.Click(Sender: TObject);

begin

Close;

end;

end.

  1.  Выполните программу, щелкнув Run (выполнить) на панели отладка или нажав <F9> . При этом на экране появится созданная Вами форма.

Проверьте правильность работы кнопки. Закройте приложение.

  1.  В папке Лабораторная 1 на диске Z. Создайте папку Задание 2
  2.  Сохраните созданный проект в папке Задание 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

  1.  Написать программу, которая по нажатию кнопки показывает картинку и ее описание. Картинки прилагаются в папке. После запуска программы отображаются только три кнопки)

   

Контрольные вопросы

  1.  Что такое объект? Чем он отличается от других структурных данных?
  2.  Что такое объектно-ориентированное программирование (ООП)? В каких случаях оно применяется?
  3.  Чем отличается класс от объекта?
  4.  Определите термины ООП инкапсуляция, наследование и полиморфизм?
  5.  Что такое графический интерфейс пользователя? Пртведите примеры.
  6.  Почему графический интерфейс является важнейшей составной частью приложения?
  7.  Перечислить и описать панели инструментов в Delphi?
  8.  Назвать и описать 5 простых компонентов?
  9.  Как поместить компонент на форму? Как переместить его в другое место? Как изменить размер компонента?
  10.  Назвать и описать 3 главных типа файлов?

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48157. ДЕРЖАВА ТА ЇЇ ЕКОНОМІЧНІ ФУНКЦІЇ 52.5 KB
  Необхідність цілеспрямованого втручання держави в економіку 2. Еволюція економічної діяльності держави 3. Економічні функції держави 4. Необхідність цілеспрямованого втручання держави в економіку Сучасна ринкова економіка неможлива без ефективного механізму її взаємодії з державою органами законодавчої і виконавчої влади.
48158. ФОРМИ СУСПІЛЬНОГО ПРОДУКТУ В ПРОЦЕСІ ВІДТВОРЕННЯ 147 KB
  Суспільне економічне відтворення основане на органічній єдності всіх частин що його утворюють: виробництва розподілу обміну споживання; домогосподарств підприємств галузей економічних регіонів і всього виробництва; продуктивних сил складових його частин і економічних відносин; суспільного виробництва і суспільного споживання. Економічне відтворення суспільства включає в себе такі найважливіші моменти: відтворення суспільного продукту та його конкретних форм; відтворення людського ресурсу як особистісного фактора виробництва та...
48159. РОЗПОДІЛ НАЦІОНАЛЬНОГО ДОХОДУ. СПОЖИВАННЯ І ЗАОЩАДЖЕННЯ 178.5 KB
  Розподіл національного доходу і обєктивні основи формування доходів населення 3. Перерозподіл національного доходу і споживання 4. Сутність місце та роль розподілу в процесі відтворення В економічній літературі розподільні відносини розглядаються в основному через призму розподілу національного доходу.
48160. ЕКОНОМІЧНЕ ЗРОСТАННЯ ТА ЙОГО ЧИННИКИ. ЕКОНОМІЧНІ ЦИКЛИ 79.5 KB
  Зміст і типи економічного зростання. Теорії і моделі економічного зростання 3. Зміст і типи економічного зростання.
48161. ЗАЙНЯТІСТЬ, ВІДТВОРЕННЯ РОБОЧОЇ СИЛИ ТА ЇХ ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ 171 KB
  Неповна зайнятість і безробіття в механізмі відтворення робочої сили 4. З початку реформування української економіки сама сфера зайнятості зазнала зміни виникли нові сегменти: самозайнятість і часткова зайнятість або інакше приховане безробіття. Таку часткову зайнятість прийнято називати прихованим безробіттям. Якщо внаслідок перевищення пропонування праці над попитом виникає безробіття то вона впливає націни в бік їх зниження до тих пір поки не буде досягнуто рівноваги на ринку праці на рівні повної зайнятості за якої безробіття...
48162. ГОСПОДАРСЬКИЙ МЕХАНІЗМ У СИСТЕМІ РЕГУЛЮВАННЯ СУСПІЛЬНОГО ВИРОБНИЦТВА 53.5 KB
  Державне регулювання суспільного відтворення та його форми 3. Державне регулювання економіки Список використаних джерел: Основи економічної теорії: Підручник За ред. Державне регулювання суспільного відтворення та його форми Ринковий механізм саморегулювання дає можливість: ефективно розподіляти ресурси для виробництва необхідних суспільству товарів; успішно функціонувати за наявності навіть обмеженої інформації досить мати дані про ціну на продукт і про витрати на його виробництво; забезпечувати гнучкість і високий ступінь...
48163. ЗАКОНОМІРНОСТІ ТА ЕТАПИ РОЗВИТКУ КАПІТАЛІСТИЧНОЇ ЕКОНОМІЧНОЇ СИСТЕМИ 82.5 KB
  Економічна система капіталізму вільної конкуренції: сутність і етапи розвитку Капіталізм вільної конкуренції характеризується приватною капіталістичною власністю на речові ресурси використанням найманої праці та системи ринків чистої конкуренції. Проте не існує різних думок щодо таких інститутів капіталізму вільної конкуренції: приватна власність на засоби виробництва; система найманої праці; 3 свобода підприємництва і вибору; ринкова система та вільна конкуренція; важлива роль прибутку; обмежена роль держави. Система найманої...
48164. ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА СУЧАСНОГО КАПІТАЛІЗМУ 114.5 KB
  Сутність і ознаки змішаної економіки 2. Механізм функціонування сучасної капіталістичної змішаної економіки 3. Монополії та олігополії в умовах капіталістичної змішаної економіки 4. Сутність і ознаки змішаної економіки Розрізняють три основних варіанти змішаної економіки: 1 консервативний 2 ліберальний 3 соціалреформістський.
48165. СОЦІАЛІСТИЧНА ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА ТА ЇЇ ЕВОЛЮЦІЯ 57.5 KB
  Економічна система соціалізму: теорія і практика 2. Об'єктивні і суб'єктивні умови формування моделі державного соціалізму 3. Механізм функціонування державного соціалізму 4. Історичні перспективи соціалізму Список використаних джерел: Основи економічної теорії: Підручник За ред.