50878

Создание программного продукта линейной структуры в среде Delphi

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Одни типы уже определены в языке другие программисту приходится задавать самому. Типы данных определяемые пользователем обычно задаются в разделе описания типов программы или модуля unit однако тип можно делать и внутри процедур и функций. Внутри же они заменяют все внешние типы с тем же именем. Простые типы данных Порядковые типы Целые типы Символьные типы Булевы типы Перечисляемые типы Поддиапазонные типы Любой реально существующий тип данных каким бы сложным он не казался на первый взгляд представляет собой простые...

Русский

2014-02-01

258.5 KB

5 чел.

Лабораторная работа №2

Основы объектно-ориентированного программирования в визуальной среде программирования Delphi.

Тема: Создание программного продукта линейной структуры в среде Delphi

Цель: Изучить структуру простого проекта на языке Delphi. Усвоить значение типов данных. Рассмотреть стандартные математические операции и функции, доступные для целых и вещественных типов данных. Закрепить применение простых компонентов

Теоретические сведения

При помощи типов данных программист указывает компилятору, как хранить информацию в программе. При объявлении переменной необходимо указать ее тип. Одни типы уже определены в языке, другие программисту приходится задавать самому. Типы данных, определяемые пользователем, обычно задаются в разделе описания типов программы или модуля (unit), однако тип можно делать и внутри процедур и функций. Объявление типов действуют в пределах того блока, в котором они размещены. Вне этого блока ссылаться на такие переменные нельзя. Внутри же они заменяют все внешние типы с тем же именем. Объявление типов Pascal являются для компилятора чем-то вроде схем, которые он должен запомнить на случай, если вдруг встретит в программе ссылки на тот или иной тип. Само по себе объявление типа не вносит в программу никаких изменений. Что же касается объявлений var, то они задают компилятору некоторые действия связанные с раннее объявленными типами. Тип переменной ограничивает как ее значение, так и операции которые можно выполнять с этими значениями. Определения типов и переменных могут размещаться в нескольких местах программы.  

Простые типы данных

  1.  Порядковые типы
  2.  Целые типы
  3.  Символьные типы
  4.  Булевы типы
  5.  Перечисляемые типы
  6.  Поддиапазонные типы

Любой реально существующий тип данных, каким бы сложным он не казался на первый взгляд, представляет собой простые составляющие, которыми процессор может манипулировать. В Object Pascal эти типы данных разбиты на две группы: порядковые, представляющие данные разных объемов, которыми процессор может легко манипулировать, и действительные представляющие приближенно математические действительные числа. Разделение типов на порядковые и действительные несколько условно. Точно так же простые данные можно было разделить на числа и не числа. Однако в языке Object Pascal порядковые и действительные данные трактуются по разному, и такое разделение даже полезно.

Порядковые типы. Из простых типов данных порядковые – самые простые. В этих типах информация представляется в виде отдельных элементов. Все значения любого порядкового типа образуют упорядоченную последовательность, и значение переменной порядкового типа определяется его местом в этой последовательности. За исключением переменных целых типов, значения которых могут быть, как положительными так и отрицательными, первый элемент любого порядкового типа имеет номер – 0, второй – 1 и т.д. Порядковый номер целого значения равен самому значению. Отношение поряка определяет общие для данных всех порядковых типов операций. Некоторые стандартные функции такого вида встроены в Object Pascal. Они представлены в таблице

Операции над порядковыми типами

Операции

Описание

Low (T)

Минимальное значение порядкового типа Т

High (T)

Максимальное значение порядкового типа Т

Ord (X)

Порядковый номер значения выражения. Для целого выражения – просто его значение. Для остальных порядковых типов Ord  возвращает физическое представление результата выражения, трактуемое как целое число. Возвращаемое значение всегда принадлежит одному из целых типов

Pred (X)

Предыдущее по порядку значение. Для целых выражений эквивалентно Х-1

Succ(X)

Следующее по порядку значение. Для целых выражений эквивалентно Х-1

Dec(V)

Уменьшает значение переменной на 1. Эквивалентно V-Pred(V)

Inc(V)

Увеличивает значение переменной на 1. Эквивалентно V-Succ(V)

Целые типы. В переменных целых типов информация представляется в виде целых чисел не имеющих дробной части. В Object Pascal определены следующие целые типы: Integer, Shortint, Smallint, Longint, Byte, Word, Cardinal

Целые типы представляют целые числа т.е числа, дробная часть которых равна 0. разница между двумя неодинаковыми числами не может быть меньше 1

Действительные типы. В переменных действительных типов определяются числа, состоящие из целой и дробной части. В Object Pascal определено шесть действительных типов. Все типы могут представлять число 0, однако они различаются пороговым (минимальным положительным) и максимальным значениями., которые могут представлять, а также точностью (количеством значащих цифр) и объемом.  

Функции действительного типа

Функция

Возвращаемое значение

abs (x)

Абсолютное значение х

ArcTan(x)

Арктангенс х

Cos(x)

Косинус х (х выражение в радианах, а не в градусах)

Sin(x)

Синус х (х выражение в радианах, а не в градусах)

Exp(x)

Экспоненциальная функция от х

Frac (x)

Дробная часть х

Int(x)

Целая част х. Несмотря на название, возвращает действительное число (с плавающей запятой), т.е просто устанавливает ноль в дробной части

Ln(x)

Натуральный логарифм

Pi

Число пи (3.1416…)

Round(x)

Ближайшее к х целое число. Возвращает значение целого типа.

Sqr(x)

Квадрат х т.е х*х

Sqrt(x)

Квадратный корень от х

Trunc(x)

Целая часть х. В отличии от int возвращает действительное значение. Trunc возвращает целое

Структура модуля программного кода

Проект Delphi представляет собой набор программных единиц – модулей. Главный модуль содержит инструкции, с которых начинается выполнение программы. Главный модуль приложения формирует Delphi. Главный модуль хранится в файле с разрешением *.dpr.

Начинается главный модуль словом program, за которым следует имя программы, совпадающее с именем проекта. Имя программы задается программистом в момент сохранения файла проекта и оно определяет имя исполняемого файла программы.

Далее за словом uses следуют имена используемых модулей: библиотечного модуля forms  и модуля формыFuntToKg1.

Выполняемая часть главного модуля находится между инструкциями begin и end

В Delphi каждой форме соответствует свой модуль. Начинается модуль со слова unit за которым следует имя модуля. Состоит модуль из трех разделов: интерфейса, реализации и инициализации.

Раздел интерфейса (начинается со слова interface). Здесь перечислены используемые модулем другие библиотечные модули и находится сформированное Delphi описание формы (типа), которое следует за словом Type.

Раздел реализации (начинается со слова implementation) содержит объявление локальных переменных, процедур и функций.

Раздел инициализации позволяет выполнить инициализацию переменных модуля. Инструкции раздела инициализации располагаются после раздела реализации между begin и end. Если раздел инициализации не содержит инструкций, то слово begin не указывается.

Порядок выполнения работы

  1.  Загружаем среду программирования Delphi. Пуск ПрограммыBorland DelphiDelphi 7.
  2.  Создадим форму вычисления квадрата числа
  3.  На стартовой форме установим следующие свойства стартовой формы

Свойство

Значение

Свойство

Значение

1

Caption

frmФамилия

Width

330

2

Name

Задание1

4

BorderStyle

bsSingle

3

Height

250

5

Font Size

12

  1.  Поместите на форму указанные на рисунке компоненты.

  1.  Установите следующие свойства для этих компонентов

Свойство

Компонент;

MyButton1

MyButton2

MyButton3

MyButton4

Edit1

Edit2

Caption

Нажми меня

Считать

Сброс

Закрыть

Top

16

192

336

80

152

296

Left

200

232

240

528

136

136

Height

49

41

41

41

21

21

Width

177

145

145

145

81

81

Font

Arial жирный размер-14 цвет - черный

Свойство

Компонент;

LblPrim1

LblPrim2

LblPrim3

Caption

Число

Ответ

Top

80

152

296

Left

56

48

64

Height

13

24

24

Width

3

66

59

Font

Arial жирный размер-14 цвет - черный

  1.  После оформления внешнего вида формы приступим к созданию исходного кода. Создайте обработчик события OnClick для кнопки
    •  Выберите кнопку btnMyButton1 в раскрывающемся списке в верхней части окна инспектора объектов
    •  Откройте инспектор объектов вкладку Events (События)
    •  Выделите событие OnClick, введите в поле справа от имени события btnMyButton и нажмите клавишу Enter или дважды щелкните мышкой. При этом становится активным окно редактора кода и Delphi  автоматически создает ОБРАБОТЧИК СОБЫТИЯ – процедуру, выполняющуюся при нажатии кнопки.
    •  Чтобы нажатие кнопки приводило к каким-либо действиям, необходимо изменить содержимое обработчика события. Задайте изменение текста при нажатии кнопки. Для этого в окне редактора кода между Begin и End введите:

lblPrim1.Caption:='Лабораторная 2. Задание1'

  1.  Аналогично программируем остальные кнопки

btnMyButton2 – код

var

a,S:real;

begin

a:= StrToFloat(Edit1.Text);

 S:=sqr(a);

Edit2.Text:=FloatToStr(S);

end;

btnMyButton3 – код

Edit1.Text:= ‘ ’;

Edit2.Text:= ‘ ’;

btnMyButton3 – код

Close

  1.  Еще рез запустить программу на выполнение.
  2.  Сохраните проект под именем Задание1PR1
  3.  Показать работу учителю 
  4.  Создайте форму для вычисления выражения
  5.  Выполните задания своего варианта

Вариант

Задание1

Задание2

1

a≠0

b≠0

2

a≠0

b≠0

3

a≠0

b≠0

4

a≠0

b≠0

5

a≠0

b≠0

6

a≠0

b≠0

7

a≠0

b≠0

8

a≠0

b≠0

9

a≠0

b≠0

10

a≠0

b≠0

11

a≠0

b≠0

12

a≠0

b≠0

13

a≠0

b≠0

  1.  Выполнение задания сохраните в свою сетевую папку по именами Задание2PR2 и Задание3PR3
  2.  Проверьте работу всех объектов
  3.  Покажите работу преподавателю
  4.  Закройте программу и выйдите из визуальной среды
  5.  Оформите отчет о лабораторной работе (в отчете должно быть: тема, цель, блок схема программы, листинг программы)

Контрольные вопросы

  1.  Что такое переменна?
  2.  Какие виды констант вы знаете?
  3.  Чем отличается переменная от константы?
  4.  С какой целью переменным назначают типы?
  5.  Какие операторы используются для объявления переменных?
  6.  Перечислите простые типы данных?
  7.  Что такое оператор присваивания? Приведите пример его использования?
  8.  Объясните различие между данными целого и вещественного типа?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30590. Ассоциативность мышления журналиста 14.14 KB
  Ассоциация проявляется в метафоре. Эпитет весны здесь выступает и как ассоциация. Ассоциация должна быть яркой и жизненной.а Ассоциация является одним из составляющих творческого начала.
30591. Фантазия, воображение в творчестве журналиста 15.08 KB
  Фантазия воображение в творчестве журналиста.Фантазия и воображение широко используются в творчестве журналиста. Фантазия и воображение являются для журналиста одновременно и помощником и неприятелем. Воображение позволяет представить результат труда до его начала тем самым ориентируя журналиста в процессе творческой деятельности.
30592. Отражение в творчетстве журналиста 13.92 KB
  Отражение в творчетстве журналиста. На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией соответствующей особенностям источника. Такое отражение в процессе развития преобразуется в чувствительность как способность иметь ощущения – первичные психические образы среды. Отражение служит предпосылкой развития более сложных форм.
30593. Эмоциональная и реальное в журналистике 14.05 KB
  Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.Простейшая форма эмоции т. Эмоции в творчестве выражают оценки явлениям событиям. Трудно представить себе репортаж без эмоции.
30594. Проявление эстетической активности в безобразном и трагическом 14 KB
  Но само изображение жука привлекает нас силой эстетического воздействия. Художественное изображение привлекает внимание именно как эстетически организованное изображение.Проявления комического безобразного трагического в реальной действительности лишь тогда становятся эстетическими реальностями когда они переходя в художественное изображение приобретают тем самым эстетическую организованность и начинают действовать уже не только как бытовые проявления комического безобразного и трагического но и художественного т.
30595. Проявление эстетической активности и релейная функция художественных средств 52 KB
  Еще Аристотель писал о том что явление ктр в действительности вызывает в нас отвращение будучи художественно изображенным привлекает нас но в то же время сам по себе объект изображения не делается от этого менее отвратительным Так рисунок жука большого неуклюжего Дюрера производит отталкивающее впечатление. ОТ ФАКТА К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ОБРАЗУ В ХУДОЖЕСТВЕННОПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ обозрение очерк фельетон памфлет Этой группе публицистики свойственны образность типизация насыщенность литературнохудожественными изобразительными...
30596. Информация сигнала и природа красоты 34 KB
  Информация сигнала и природа красоты Сигнал его природа и действенность Сигнал это импульс приводящий в действие те или иные системы. Сигнальная активность красоты В природе и взаимодействии живых существ сигнальноорганизующие действия имеют большое значение. творить по законам красоты. Бескорыстность красоты Смысл действия красоты не в том что мы чето имеем с нее а в том что образ красивого объекта проникает в структуру чувств и организует их.
30597. Журналистское творчество в наши дни 19.53 KB
  Журналистское творчество в наши дни. Творчество в журналистике имеет личностный аспект и предполагает наличие способностей благодаря которым создается текст отличающийся новизной оригинальностью уникальностью.Журналистское творчество существует в ряду других видов творчества.Жизнь есть творчество а потому и история есть творчество.
30598. Ремесло, мастерство и тв-во в ж-ке 39.5 KB
  Функции этой среды: критическая оценка предлагаемых или используемых журналистом способов и приемов деятельности селективная отбор приемов и способов деятельности жта для последующего закрепления в коллективной памяти программирующая определение возможных способов и путей деятельности жта в реальной ситуации Ремесло по главе книги Яна Парандовского Алхимия слова Тайны ремесла: по мнению автора единственная настоящая школа обучения молодых писателей – поэтики Аристотель Буало а также стилистики и школы риторики у...