50878

Создание программного продукта линейной структуры в среде Delphi

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Одни типы уже определены в языке другие программисту приходится задавать самому. Типы данных определяемые пользователем обычно задаются в разделе описания типов программы или модуля unit однако тип можно делать и внутри процедур и функций. Внутри же они заменяют все внешние типы с тем же именем. Простые типы данных Порядковые типы Целые типы Символьные типы Булевы типы Перечисляемые типы Поддиапазонные типы Любой реально существующий тип данных каким бы сложным он не казался на первый взгляд представляет собой простые...

Русский

2014-02-01

258.5 KB

5 чел.

Лабораторная работа №2

Основы объектно-ориентированного программирования в визуальной среде программирования Delphi.

Тема: Создание программного продукта линейной структуры в среде Delphi

Цель: Изучить структуру простого проекта на языке Delphi. Усвоить значение типов данных. Рассмотреть стандартные математические операции и функции, доступные для целых и вещественных типов данных. Закрепить применение простых компонентов

Теоретические сведения

При помощи типов данных программист указывает компилятору, как хранить информацию в программе. При объявлении переменной необходимо указать ее тип. Одни типы уже определены в языке, другие программисту приходится задавать самому. Типы данных, определяемые пользователем, обычно задаются в разделе описания типов программы или модуля (unit), однако тип можно делать и внутри процедур и функций. Объявление типов действуют в пределах того блока, в котором они размещены. Вне этого блока ссылаться на такие переменные нельзя. Внутри же они заменяют все внешние типы с тем же именем. Объявление типов Pascal являются для компилятора чем-то вроде схем, которые он должен запомнить на случай, если вдруг встретит в программе ссылки на тот или иной тип. Само по себе объявление типа не вносит в программу никаких изменений. Что же касается объявлений var, то они задают компилятору некоторые действия связанные с раннее объявленными типами. Тип переменной ограничивает как ее значение, так и операции которые можно выполнять с этими значениями. Определения типов и переменных могут размещаться в нескольких местах программы.  

Простые типы данных

  1.  Порядковые типы
  2.  Целые типы
  3.  Символьные типы
  4.  Булевы типы
  5.  Перечисляемые типы
  6.  Поддиапазонные типы

Любой реально существующий тип данных, каким бы сложным он не казался на первый взгляд, представляет собой простые составляющие, которыми процессор может манипулировать. В Object Pascal эти типы данных разбиты на две группы: порядковые, представляющие данные разных объемов, которыми процессор может легко манипулировать, и действительные представляющие приближенно математические действительные числа. Разделение типов на порядковые и действительные несколько условно. Точно так же простые данные можно было разделить на числа и не числа. Однако в языке Object Pascal порядковые и действительные данные трактуются по разному, и такое разделение даже полезно.

Порядковые типы. Из простых типов данных порядковые – самые простые. В этих типах информация представляется в виде отдельных элементов. Все значения любого порядкового типа образуют упорядоченную последовательность, и значение переменной порядкового типа определяется его местом в этой последовательности. За исключением переменных целых типов, значения которых могут быть, как положительными так и отрицательными, первый элемент любого порядкового типа имеет номер – 0, второй – 1 и т.д. Порядковый номер целого значения равен самому значению. Отношение поряка определяет общие для данных всех порядковых типов операций. Некоторые стандартные функции такого вида встроены в Object Pascal. Они представлены в таблице

Операции над порядковыми типами

Операции

Описание

Low (T)

Минимальное значение порядкового типа Т

High (T)

Максимальное значение порядкового типа Т

Ord (X)

Порядковый номер значения выражения. Для целого выражения – просто его значение. Для остальных порядковых типов Ord  возвращает физическое представление результата выражения, трактуемое как целое число. Возвращаемое значение всегда принадлежит одному из целых типов

Pred (X)

Предыдущее по порядку значение. Для целых выражений эквивалентно Х-1

Succ(X)

Следующее по порядку значение. Для целых выражений эквивалентно Х-1

Dec(V)

Уменьшает значение переменной на 1. Эквивалентно V-Pred(V)

Inc(V)

Увеличивает значение переменной на 1. Эквивалентно V-Succ(V)

Целые типы. В переменных целых типов информация представляется в виде целых чисел не имеющих дробной части. В Object Pascal определены следующие целые типы: Integer, Shortint, Smallint, Longint, Byte, Word, Cardinal

Целые типы представляют целые числа т.е числа, дробная часть которых равна 0. разница между двумя неодинаковыми числами не может быть меньше 1

Действительные типы. В переменных действительных типов определяются числа, состоящие из целой и дробной части. В Object Pascal определено шесть действительных типов. Все типы могут представлять число 0, однако они различаются пороговым (минимальным положительным) и максимальным значениями., которые могут представлять, а также точностью (количеством значащих цифр) и объемом.  

Функции действительного типа

Функция

Возвращаемое значение

abs (x)

Абсолютное значение х

ArcTan(x)

Арктангенс х

Cos(x)

Косинус х (х выражение в радианах, а не в градусах)

Sin(x)

Синус х (х выражение в радианах, а не в градусах)

Exp(x)

Экспоненциальная функция от х

Frac (x)

Дробная часть х

Int(x)

Целая част х. Несмотря на название, возвращает действительное число (с плавающей запятой), т.е просто устанавливает ноль в дробной части

Ln(x)

Натуральный логарифм

Pi

Число пи (3.1416…)

Round(x)

Ближайшее к х целое число. Возвращает значение целого типа.

Sqr(x)

Квадрат х т.е х*х

Sqrt(x)

Квадратный корень от х

Trunc(x)

Целая часть х. В отличии от int возвращает действительное значение. Trunc возвращает целое

Структура модуля программного кода

Проект Delphi представляет собой набор программных единиц – модулей. Главный модуль содержит инструкции, с которых начинается выполнение программы. Главный модуль приложения формирует Delphi. Главный модуль хранится в файле с разрешением *.dpr.

Начинается главный модуль словом program, за которым следует имя программы, совпадающее с именем проекта. Имя программы задается программистом в момент сохранения файла проекта и оно определяет имя исполняемого файла программы.

Далее за словом uses следуют имена используемых модулей: библиотечного модуля forms  и модуля формыFuntToKg1.

Выполняемая часть главного модуля находится между инструкциями begin и end

В Delphi каждой форме соответствует свой модуль. Начинается модуль со слова unit за которым следует имя модуля. Состоит модуль из трех разделов: интерфейса, реализации и инициализации.

Раздел интерфейса (начинается со слова interface). Здесь перечислены используемые модулем другие библиотечные модули и находится сформированное Delphi описание формы (типа), которое следует за словом Type.

Раздел реализации (начинается со слова implementation) содержит объявление локальных переменных, процедур и функций.

Раздел инициализации позволяет выполнить инициализацию переменных модуля. Инструкции раздела инициализации располагаются после раздела реализации между begin и end. Если раздел инициализации не содержит инструкций, то слово begin не указывается.

Порядок выполнения работы

  1.  Загружаем среду программирования Delphi. Пуск ПрограммыBorland DelphiDelphi 7.
  2.  Создадим форму вычисления квадрата числа
  3.  На стартовой форме установим следующие свойства стартовой формы

Свойство

Значение

Свойство

Значение

1

Caption

frmФамилия

Width

330

2

Name

Задание1

4

BorderStyle

bsSingle

3

Height

250

5

Font Size

12

  1.  Поместите на форму указанные на рисунке компоненты.

  1.  Установите следующие свойства для этих компонентов

Свойство

Компонент;

MyButton1

MyButton2

MyButton3

MyButton4

Edit1

Edit2

Caption

Нажми меня

Считать

Сброс

Закрыть

Top

16

192

336

80

152

296

Left

200

232

240

528

136

136

Height

49

41

41

41

21

21

Width

177

145

145

145

81

81

Font

Arial жирный размер-14 цвет - черный

Свойство

Компонент;

LblPrim1

LblPrim2

LblPrim3

Caption

Число

Ответ

Top

80

152

296

Left

56

48

64

Height

13

24

24

Width

3

66

59

Font

Arial жирный размер-14 цвет - черный

  1.  После оформления внешнего вида формы приступим к созданию исходного кода. Создайте обработчик события OnClick для кнопки
    •  Выберите кнопку btnMyButton1 в раскрывающемся списке в верхней части окна инспектора объектов
    •  Откройте инспектор объектов вкладку Events (События)
    •  Выделите событие OnClick, введите в поле справа от имени события btnMyButton и нажмите клавишу Enter или дважды щелкните мышкой. При этом становится активным окно редактора кода и Delphi  автоматически создает ОБРАБОТЧИК СОБЫТИЯ – процедуру, выполняющуюся при нажатии кнопки.
    •  Чтобы нажатие кнопки приводило к каким-либо действиям, необходимо изменить содержимое обработчика события. Задайте изменение текста при нажатии кнопки. Для этого в окне редактора кода между Begin и End введите:

lblPrim1.Caption:='Лабораторная 2. Задание1'

  1.  Аналогично программируем остальные кнопки

btnMyButton2 – код

var

a,S:real;

begin

a:= StrToFloat(Edit1.Text);

 S:=sqr(a);

Edit2.Text:=FloatToStr(S);

end;

btnMyButton3 – код

Edit1.Text:= ‘ ’;

Edit2.Text:= ‘ ’;

btnMyButton3 – код

Close

  1.  Еще рез запустить программу на выполнение.
  2.  Сохраните проект под именем Задание1PR1
  3.  Показать работу учителю 
  4.  Создайте форму для вычисления выражения
  5.  Выполните задания своего варианта

Вариант

Задание1

Задание2

1

a≠0

b≠0

2

a≠0

b≠0

3

a≠0

b≠0

4

a≠0

b≠0

5

a≠0

b≠0

6

a≠0

b≠0

7

a≠0

b≠0

8

a≠0

b≠0

9

a≠0

b≠0

10

a≠0

b≠0

11

a≠0

b≠0

12

a≠0

b≠0

13

a≠0

b≠0

  1.  Выполнение задания сохраните в свою сетевую папку по именами Задание2PR2 и Задание3PR3
  2.  Проверьте работу всех объектов
  3.  Покажите работу преподавателю
  4.  Закройте программу и выйдите из визуальной среды
  5.  Оформите отчет о лабораторной работе (в отчете должно быть: тема, цель, блок схема программы, листинг программы)

Контрольные вопросы

  1.  Что такое переменна?
  2.  Какие виды констант вы знаете?
  3.  Чем отличается переменная от константы?
  4.  С какой целью переменным назначают типы?
  5.  Какие операторы используются для объявления переменных?
  6.  Перечислите простые типы данных?
  7.  Что такое оператор присваивания? Приведите пример его использования?
  8.  Объясните различие между данными целого и вещественного типа?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35913. Экология как наука 73.5 KB
  Все живые и неживые объекты окружающие растения животные и другие организмы непосредственно взаимодействующие с ними называются средой обитания. Световой режим оказывает прямое влияние в первую очередь на растения. По отношению к освещенности выделяют следующие экологические группы растений: – гелиофиты – светолюбивые растения растения открытых пространств постоянно хорошо освещаемых местообитаний. – сциофиты – тенелюбивые растения которые плохо переносят интенсивное освещение растения нижних ярусов тенистых лесов.
35914. Государственное регулирование экономики: сущность, средства, объекты. Институционализм 75.5 KB
  Какие же проблемы не может решить рынок 1. А поскольку сегодня практически во всех странах мира преобладает рынок несовершенной конкуренции то регулирующая роль государства значительно возрастает. Оно должно обеспечивать условия для эффективного развития производства; перераспределять доходы хозяйствующих субъектов и населения в целом; оказывать поддержку малообеспеченным; регулировать рынок рабочей силы; смягчать цикличность развития экономики; проводить антиинфляционную и антикризисную политику; способствовать развитию конкуренции...
35915. Советский плакат 71.12 KB
  Политический плакат Основная статья: Советский плакат Виды искусства способные жить на улицах в первые годы после революции играли важнейшую роль в формировании общественного и эстетического сознания революционного народа. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства[4]. В его плакатах заметна символикоаллегорическая тенденция советского искусства той поры.
35917. Тепловые эффекты растворения веществ 68.5 KB
  Определение энтальпии растворения соли кислоты или основания. Получить у преподавателя соль энтальпию растворения которой нужно определить при определении энтальпии растворения кислоты или основания необходимо соблюдать технику безопасности. Для определения энтальпии растворения соли используется калориметр схема которого показана на рисунке.
35918. Строение и метаболизм клеток животных. Строение и функции митохондрий. Клеточное дыхание 68 KB
  Ещё особенность внй мембраны очень высе содержание белков до 70 по весу предсх транспми белками ферментами дых цепи а также крупными АТФсинтетазными комплексами. Внуя мембрана в отличие от внешней не имеет спецх отверстий для транспорта мелких молекул и ионов; на ней на стороне обращенной к матриксу распся особые молекулы АТФсинтазы состоящие из головки ножки и основания. При прохождении через них протонов происходит синтез АТФ. Синтез АТФ унивей формы химй энергии в любой живой клетке.
35919. Основы экономики 65.8 KB
  Понятие и формы собственности. Владение – возможность определять судьбу объекта собственности продать подарить передать по наследству Распоряжение – управление объектом собственности с целью эффективного его использования можно сдать в аренду в пользование Пользование извлечение полезных свойств объекта собственности.лицу Формы собственности различаются в зависимости от того кто является собственником и осуществляет присвоение. В ГК РФ есть 4 формы собственности: 1.
35921. Функциональная стилистика 65.5 KB
  возникает много споров Функциональный стиль – разновидность литературного стиля предназначенный для функционирования в определенной сфере человеческой деятельности; общественно осознанная объединенная определена функциональным назначением в общ. Стиль художественной речи 2. Публицистический стиль 3. Научный стиль 5.