50878

Создание программного продукта линейной структуры в среде Delphi

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Одни типы уже определены в языке другие программисту приходится задавать самому. Типы данных определяемые пользователем обычно задаются в разделе описания типов программы или модуля unit однако тип можно делать и внутри процедур и функций. Внутри же они заменяют все внешние типы с тем же именем. Простые типы данных Порядковые типы Целые типы Символьные типы Булевы типы Перечисляемые типы Поддиапазонные типы Любой реально существующий тип данных каким бы сложным он не казался на первый взгляд представляет собой простые...

Русский

2014-02-01

258.5 KB

5 чел.

Лабораторная работа №2

Основы объектно-ориентированного программирования в визуальной среде программирования Delphi.

Тема: Создание программного продукта линейной структуры в среде Delphi

Цель: Изучить структуру простого проекта на языке Delphi. Усвоить значение типов данных. Рассмотреть стандартные математические операции и функции, доступные для целых и вещественных типов данных. Закрепить применение простых компонентов

Теоретические сведения

При помощи типов данных программист указывает компилятору, как хранить информацию в программе. При объявлении переменной необходимо указать ее тип. Одни типы уже определены в языке, другие программисту приходится задавать самому. Типы данных, определяемые пользователем, обычно задаются в разделе описания типов программы или модуля (unit), однако тип можно делать и внутри процедур и функций. Объявление типов действуют в пределах того блока, в котором они размещены. Вне этого блока ссылаться на такие переменные нельзя. Внутри же они заменяют все внешние типы с тем же именем. Объявление типов Pascal являются для компилятора чем-то вроде схем, которые он должен запомнить на случай, если вдруг встретит в программе ссылки на тот или иной тип. Само по себе объявление типа не вносит в программу никаких изменений. Что же касается объявлений var, то они задают компилятору некоторые действия связанные с раннее объявленными типами. Тип переменной ограничивает как ее значение, так и операции которые можно выполнять с этими значениями. Определения типов и переменных могут размещаться в нескольких местах программы.  

Простые типы данных

  1.  Порядковые типы
  2.  Целые типы
  3.  Символьные типы
  4.  Булевы типы
  5.  Перечисляемые типы
  6.  Поддиапазонные типы

Любой реально существующий тип данных, каким бы сложным он не казался на первый взгляд, представляет собой простые составляющие, которыми процессор может манипулировать. В Object Pascal эти типы данных разбиты на две группы: порядковые, представляющие данные разных объемов, которыми процессор может легко манипулировать, и действительные представляющие приближенно математические действительные числа. Разделение типов на порядковые и действительные несколько условно. Точно так же простые данные можно было разделить на числа и не числа. Однако в языке Object Pascal порядковые и действительные данные трактуются по разному, и такое разделение даже полезно.

Порядковые типы. Из простых типов данных порядковые – самые простые. В этих типах информация представляется в виде отдельных элементов. Все значения любого порядкового типа образуют упорядоченную последовательность, и значение переменной порядкового типа определяется его местом в этой последовательности. За исключением переменных целых типов, значения которых могут быть, как положительными так и отрицательными, первый элемент любого порядкового типа имеет номер – 0, второй – 1 и т.д. Порядковый номер целого значения равен самому значению. Отношение поряка определяет общие для данных всех порядковых типов операций. Некоторые стандартные функции такого вида встроены в Object Pascal. Они представлены в таблице

Операции над порядковыми типами

Операции

Описание

Low (T)

Минимальное значение порядкового типа Т

High (T)

Максимальное значение порядкового типа Т

Ord (X)

Порядковый номер значения выражения. Для целого выражения – просто его значение. Для остальных порядковых типов Ord  возвращает физическое представление результата выражения, трактуемое как целое число. Возвращаемое значение всегда принадлежит одному из целых типов

Pred (X)

Предыдущее по порядку значение. Для целых выражений эквивалентно Х-1

Succ(X)

Следующее по порядку значение. Для целых выражений эквивалентно Х-1

Dec(V)

Уменьшает значение переменной на 1. Эквивалентно V-Pred(V)

Inc(V)

Увеличивает значение переменной на 1. Эквивалентно V-Succ(V)

Целые типы. В переменных целых типов информация представляется в виде целых чисел не имеющих дробной части. В Object Pascal определены следующие целые типы: Integer, Shortint, Smallint, Longint, Byte, Word, Cardinal

Целые типы представляют целые числа т.е числа, дробная часть которых равна 0. разница между двумя неодинаковыми числами не может быть меньше 1

Действительные типы. В переменных действительных типов определяются числа, состоящие из целой и дробной части. В Object Pascal определено шесть действительных типов. Все типы могут представлять число 0, однако они различаются пороговым (минимальным положительным) и максимальным значениями., которые могут представлять, а также точностью (количеством значащих цифр) и объемом.  

Функции действительного типа

Функция

Возвращаемое значение

abs (x)

Абсолютное значение х

ArcTan(x)

Арктангенс х

Cos(x)

Косинус х (х выражение в радианах, а не в градусах)

Sin(x)

Синус х (х выражение в радианах, а не в градусах)

Exp(x)

Экспоненциальная функция от х

Frac (x)

Дробная часть х

Int(x)

Целая част х. Несмотря на название, возвращает действительное число (с плавающей запятой), т.е просто устанавливает ноль в дробной части

Ln(x)

Натуральный логарифм

Pi

Число пи (3.1416…)

Round(x)

Ближайшее к х целое число. Возвращает значение целого типа.

Sqr(x)

Квадрат х т.е х*х

Sqrt(x)

Квадратный корень от х

Trunc(x)

Целая часть х. В отличии от int возвращает действительное значение. Trunc возвращает целое

Структура модуля программного кода

Проект Delphi представляет собой набор программных единиц – модулей. Главный модуль содержит инструкции, с которых начинается выполнение программы. Главный модуль приложения формирует Delphi. Главный модуль хранится в файле с разрешением *.dpr.

Начинается главный модуль словом program, за которым следует имя программы, совпадающее с именем проекта. Имя программы задается программистом в момент сохранения файла проекта и оно определяет имя исполняемого файла программы.

Далее за словом uses следуют имена используемых модулей: библиотечного модуля forms  и модуля формыFuntToKg1.

Выполняемая часть главного модуля находится между инструкциями begin и end

В Delphi каждой форме соответствует свой модуль. Начинается модуль со слова unit за которым следует имя модуля. Состоит модуль из трех разделов: интерфейса, реализации и инициализации.

Раздел интерфейса (начинается со слова interface). Здесь перечислены используемые модулем другие библиотечные модули и находится сформированное Delphi описание формы (типа), которое следует за словом Type.

Раздел реализации (начинается со слова implementation) содержит объявление локальных переменных, процедур и функций.

Раздел инициализации позволяет выполнить инициализацию переменных модуля. Инструкции раздела инициализации располагаются после раздела реализации между begin и end. Если раздел инициализации не содержит инструкций, то слово begin не указывается.

Порядок выполнения работы

  1.  Загружаем среду программирования Delphi. Пуск ПрограммыBorland DelphiDelphi 7.
  2.  Создадим форму вычисления квадрата числа
  3.  На стартовой форме установим следующие свойства стартовой формы

Свойство

Значение

Свойство

Значение

1

Caption

frmФамилия

Width

330

2

Name

Задание1

4

BorderStyle

bsSingle

3

Height

250

5

Font Size

12

  1.  Поместите на форму указанные на рисунке компоненты.

  1.  Установите следующие свойства для этих компонентов

Свойство

Компонент;

MyButton1

MyButton2

MyButton3

MyButton4

Edit1

Edit2

Caption

Нажми меня

Считать

Сброс

Закрыть

Top

16

192

336

80

152

296

Left

200

232

240

528

136

136

Height

49

41

41

41

21

21

Width

177

145

145

145

81

81

Font

Arial жирный размер-14 цвет - черный

Свойство

Компонент;

LblPrim1

LblPrim2

LblPrim3

Caption

Число

Ответ

Top

80

152

296

Left

56

48

64

Height

13

24

24

Width

3

66

59

Font

Arial жирный размер-14 цвет - черный

  1.  После оформления внешнего вида формы приступим к созданию исходного кода. Создайте обработчик события OnClick для кнопки
    •  Выберите кнопку btnMyButton1 в раскрывающемся списке в верхней части окна инспектора объектов
    •  Откройте инспектор объектов вкладку Events (События)
    •  Выделите событие OnClick, введите в поле справа от имени события btnMyButton и нажмите клавишу Enter или дважды щелкните мышкой. При этом становится активным окно редактора кода и Delphi  автоматически создает ОБРАБОТЧИК СОБЫТИЯ – процедуру, выполняющуюся при нажатии кнопки.
    •  Чтобы нажатие кнопки приводило к каким-либо действиям, необходимо изменить содержимое обработчика события. Задайте изменение текста при нажатии кнопки. Для этого в окне редактора кода между Begin и End введите:

lblPrim1.Caption:='Лабораторная 2. Задание1'

  1.  Аналогично программируем остальные кнопки

btnMyButton2 – код

var

a,S:real;

begin

a:= StrToFloat(Edit1.Text);

 S:=sqr(a);

Edit2.Text:=FloatToStr(S);

end;

btnMyButton3 – код

Edit1.Text:= ‘ ’;

Edit2.Text:= ‘ ’;

btnMyButton3 – код

Close

  1.  Еще рез запустить программу на выполнение.
  2.  Сохраните проект под именем Задание1PR1
  3.  Показать работу учителю 
  4.  Создайте форму для вычисления выражения
  5.  Выполните задания своего варианта

Вариант

Задание1

Задание2

1

a≠0

b≠0

2

a≠0

b≠0

3

a≠0

b≠0

4

a≠0

b≠0

5

a≠0

b≠0

6

a≠0

b≠0

7

a≠0

b≠0

8

a≠0

b≠0

9

a≠0

b≠0

10

a≠0

b≠0

11

a≠0

b≠0

12

a≠0

b≠0

13

a≠0

b≠0

  1.  Выполнение задания сохраните в свою сетевую папку по именами Задание2PR2 и Задание3PR3
  2.  Проверьте работу всех объектов
  3.  Покажите работу преподавателю
  4.  Закройте программу и выйдите из визуальной среды
  5.  Оформите отчет о лабораторной работе (в отчете должно быть: тема, цель, блок схема программы, листинг программы)

Контрольные вопросы

  1.  Что такое переменна?
  2.  Какие виды констант вы знаете?
  3.  Чем отличается переменная от константы?
  4.  С какой целью переменным назначают типы?
  5.  Какие операторы используются для объявления переменных?
  6.  Перечислите простые типы данных?
  7.  Что такое оператор присваивания? Приведите пример его использования?
  8.  Объясните различие между данными целого и вещественного типа?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81612. Форми мислення та його різновиди 33.35 KB
  У процесі відчуття і сприйняття людина пізнає навколишній світ у результаті безпосереднього, чуттєвого його відображення. Проте внутрішні закономірності, сутність речей не можуть відбитися в нашій свідомості безпосередньо. Жодна закономірність не може бути сприйнята безпосередньо органами почуттів.
81613. Президент МОК – П’єр де Кубертен 39.17 KB
  Дитинство провів у маєтку матері стародавньому замку Мервіль біля Гавра. Любив читати, слухати музику. Зненацька для рідних романтично набудований юнак після закінчення коледжу виявив характер і замість знаменитої військової академії Сен-Сір надійшов на філософський факультет Сорбони.
81614. Закаливание организма 33.76 KB
  Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).
81615. Стратегия развития Калининградской области до 2020 года 56.38 KB
  Целью исследования является выявление основных итогов, к которым придет регион в процессе реализации стратегии. Цель исследования обусловила постановку следующих задач: Проанализировать основные отрасли исследуемого региона. Изучить приоритетные направления и стратегические цели развития.
81616. Международная Амнистия 38.87 KB
  «Международная амнистия» международная неправительственная организация, которая ставит своей целью «предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести...
81617. Античная философия как основа европейской культуры 73.09 KB
  Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.
81618. Понятие марксистской социологии. Диалектический материализм и социология 36.17 KB
  Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире в семье адвоката, воспитывался в культурной, доброжелательной среде. Он получил юридическое образование сначала в Боннском, а затем в Берлинском университетах. Вся его жизнь и жизнь близких ему людей была подчинена научному творчеству и революционно-практической деятельности.
81619. Тактики речевого поведения 52.18 KB
  В соответствии с этим специалисты по теории речевой деятельности психолингвисты определяют речевую деятельность как мотивированное определяемое целями сознательное речевое проявление а речевое поведение как лишенное осознанной мотивировки автоматизированное стереотипное речевое проявление..
81620. Формирование и развитие психологических познавательных процессов в онтогенезе человека 60.33 KB
  Согласно теории деятельности высшие психические процессы восприятие внимание память мышление рассматриваются как особые формы внутренних действий для памяти это анемические действия направленные на запоминание материала для мышления это умственные действия направленные...