50931

Государство. Функции государства

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников

Русский

2014-10-18

101.5 KB

1 чел.

Содержание

Введение

  1.  Сущность и функции государства.
  2.  Формы государственного управления и государственного устройства.

Заключение

Список использованных источников

Введение

На поздней стадии развития первобытного общества постепенно происходит возвышение органов управления над обществом. Это проявлялось в большем материальном продукте, который потребляли управленцы (их выделяли лучшие еда, жилище, одежда и другие внешние атрибуты власти), а также в особом психологическом отношении к ним людей.

Общество постепенно отходит от принципа равенства в работе и в быту, возникают различия в занятиях и состоянии людей. Управленческий труд выделяется в особую категорию. На смену органам управления первобытного общества приходит государство.

В разных регионах земного шара процесс создания государства шел по-разному.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Вопросы о государстве и обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных. Это объясняется тремя основными причинами:

Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий

Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы

Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.

Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам.

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

1.Сущность и функции государства

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций [1, с.76].

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой власть политики. Поэтому три явления — государство, власть и политика отождествляются.

Термин «государство» может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти.

Государство — это довольно сложное социальное образование. Помимо него, в обществе существует множество социальных объединений, таких, как партии, массовые движения, профсоюзы, религиозные и другие организации [5, с.89].

Теория государства охватывает три группы генетических и функциональных проблем, связанных с триединой основой происхождения, формирования и существования государства:

1 общественной,

2 классовой,

3 политико-правовой и организационно-структурной основой государственной деятельности, «государственным формализмом» (Гегель) [4, с.125].

В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных подхода к исследованию государства:

1 политико-философский или политико-научный, идущий от античной традиции, при котором государство рассматривается как средство решения “общих дел” (Республика) и регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель);

2 классовый как порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, согласно марксистской традиции: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» и определению Ф. Энгельсом государства как «... государства самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»;

3 правовой или организационно-структурный — как источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений.

Государственная власть важнейший атрибут государства, наделение его органов властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Ее источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и организационные формы ее осуществления. Государственная власть — это высшая власть в обществе; общеобязательность ее решений основана не только на легитимности и авторитете, но и на присущей только ей возможности использования государственного принуждения.

Государственная власть в широкой трактовке этого понятия осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства. В более узкой трактовке — государственная власть принадлежит высшим (центральным) органам государства. Именно этот уровень — предмет развернутой конституционной регламентации, определяющей систему высших органов власти, порядок их формирования, компетенцию и т.д. Из принципов, которые могут быть положены в основу организационных форм осуществления государственной власти, исторически доказал свое преимущество принцип разделения властей. Он в наибольшей мере соответствует демократической республиканской форме правления в отличие от принципа единовластия, когда вся полнота власти сосредоточена в единой структуре, служит известной гарантией против опасности превращения государственной власти в авторитарно-тоталитарную диктатуру. Другой такой гарантией служит требование связанности государственной власти правом

Каждое государство обычно характеризуется формой государственного правления, формой государственного устройства и политическим режимом и др.

Суверенитет государства - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин «суверенитет» в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. французским учёным Ж. Боденом. Идея суверенитета была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феодальных порядков, для привлечения на свою сторону народных масс. В разных социально-экономических формациях суверенитет имеет различное содержание, так как решающим является социально-классовая сущность государственной власти и экономический строй данного общества [4, с.127].

Суверенитет реализуется, прежде всего, в порядке осуществления государством его функций, однако наиболее непосредственно он проявляется в системе прав государства, в том числе суверенных прав. Именно правомочия государства обеспечивают действительное осуществление государственной власти, а следовательно, и государственного суверенитета. Установление в обществе правопорядка, наделение правами и возложение обязанностей на должностных лиц, общественные организации и граждан — всё это характеризует верховенство государственной власти, её определяющее положение по отношению к любым иным властным отношениям (например, семейным, внутриколлективным и др.).

Функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

  •  по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
  •  по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;
  •  по продолжительности действия: постоянные и временные;
  •  по степени общности: основные и неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

  •  охранительные;
  •  регулятивные [1, с.97].

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.

Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:

  •  установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
  •  контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
  •  непосредственное осуществление экономической деятельности;
  •  поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Для их решения осуществляются:

  •  структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;
  •  централизованная инвестиционная политика;
  •  приватизация;
  •  управление государственной собственностью;
  •  создание условий для иностранных инвестиций;
  •  создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др. [2, с.63].

Социальная функция включает в себя:

  •  установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
  •  поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
  •  обеспечение занятости;
  •  развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

Функция финансового контроля (фискальная) — это:

  •  установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
  •  проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
  •  контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает:

  •  охрану прав и свобод граждан;
  •  защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;
  •  борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др. [4, с.131].

Экологическая функция - это:

  •  разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;
  •  установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
  •  контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:

  •  государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
  •  сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
  •  признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
  •  охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
  •  выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.

Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.

Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Впервые в истории России приняты федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д.Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает:

  •  политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;
  •  участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
  •  сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.) [3, с.170].
  •  Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:
  •  укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;
  •  обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:

  •  участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
  •  участие в деятельности международных экономических организаций;
  •  совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;
  •  предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно- правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

2.Формы государственного управления и государственного

устройства

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления. Основными формами правления являются монархия и республика [4, с.139].

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  •  абсолютная (всевластие главы государства);
  •  конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  •  парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  •  президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями [4, с.135].

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  •  унитарные;
  •  федеративные;
  •  конфедерации.

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  •  существование одноуровневой системы законодательства;
  •  подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  •  существование только одного гражданства.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  •  союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  •  наличие двухуровневой системы государственных органов;
  •  двухканальная система налогообложения [4, с.135].

Федерации можно классифицировать. По принципу формирования субъектов:

  •  административно-территориальные;
  •  национально-государственные;
  •  смешанные.

По юридической основе:

  •  договорные;
  •  конституционные;

По равенству статусов:

  •  симметричные;
  •  ассиметричные.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  •  межгосударственные союзы;
  •  содружества;
  •  сообщества государств.

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества на определённой территории.

Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные методы, которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные).

Среди правовых можно выделить такие, как правотворческий (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительный (государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права), правоохранительный (деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности).

Из числа неправовых следует выделить экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.), идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.), собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.).

Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.

К организационным формам относят деятельность:

  •  организационно-регламентирующую;
  •  организационно-хозяйственную;
  •  организационно-идеологическую.

Список использованных источников

  1.  Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях /С.А. Комаров. - М.: Юрайт, 2011.- 640 с.
  2.  Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник /В.В. Лазарев. – М.: Норма, 2009. - 589с.
  3.  Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов/ Под ред. В.С. Нерсесянц. - М.: НОРМА, 2010.- 487с.
  4.  Политология: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. - М: Центр, 2012. - 485с.
  5.  Политология / Под ред. М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2010. – 621с.
  6.  Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко –М.: Зерцало, 2011. - 558с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83364. Відмінювання іменників у множині 77.5 KB
  Мета: розширювати знання учнів про відмінювання іменників у множині; вчити правильно утворювати і використовувати у мовленні форми іменників у місцевому відмінку множини з прийменниками; розвивати мовлення дітей, збагачувати словниковий запас учнів; виховувати пізнавальний інтерес,прагнення вивчати мову.
83365. Блоггерство Дмитрия Иванова 174.5 KB
  Цель – проанализировать и показать специфику блоггерства Дмитрия Иванова. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: показать особенности блогосферы как информационного феномена (сущность, особенности, функции); дать общее описание блоггера как личности...
83366. Организация производственного процесса на предприятии 64.51 KB
  Целью организации производственного процесса в пространстве является обеспечение рационального построения его во времени Под организацией производства следует понимать систему научно обоснованных мер направленных на создание наиболее рациональной структуры предприятия и его подразделений...
83368. Бизнес-план организации производства тормозной колодки на ОАО «БзАТИ» 102.61 KB
  Широкое применение асбофрикционные материалов (для комплектации тормозных устройств и механизмов сцеплений автомобилей, тракторов и самолетов, комбайнов, экскаваторов, подъемно-транспортных и дорожных машин, буровых установок, мотоциклов, велосипедов и др.) обусловлено их высокими....
83369. Организация предметно-замкнутого участка механической обработки деталей 578.5 KB
  Организация производства является обязательным условием эффективной работы любого предприятия, создает благоприятные возможности для высокопроизводительной работы трудовых коллективов, выпуска продукции хорошего качества, полного использования всех ресурсов предприятия...
83370. Амортизация основных фондов 160.35 KB
  Это осуществляется путем переноса их стоимости на готовую продукцию путем амортизации. Используя тот или иной метод начисления амортизации мы тем самым влияем на темп и характер воспроизводства задаем скорость обесценивания а через неё скорость обновления основных производственных фондов.
83371. Расчет индикаторных параметров цикла двигателя 2.17 MB
  Кинематический расчет привода Общий КПД привода определяется по формуле. Требуемая мощность электродвигателя определяется по формуле. Номинальная частота вращения вала электродвигателя определяется по формуле. об мин Угловая скорость двигателя определяется по формуле.
83372. ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 101.56 KB
  Выбор PR-специалиста требует от заказчика определения задания как исходной информации, позволяющей ввести будущего исполнителя в разработку PR-проекта. Однако и само определение задания может потребовать работы PR-специалиста с заказчиком для выявления «проблемных мест» в текущей коммуникативной...