50931

Государство. Функции государства

Реферат

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников

Русский

2014-10-18

101.5 KB

1 чел.

Содержание

Введение

  1.  Сущность и функции государства.
  2.  Формы государственного управления и государственного устройства.

Заключение

Список использованных источников

Введение

На поздней стадии развития первобытного общества постепенно происходит возвышение органов управления над обществом. Это проявлялось в большем материальном продукте, который потребляли управленцы (их выделяли лучшие еда, жилище, одежда и другие внешние атрибуты власти), а также в особом психологическом отношении к ним людей.

Общество постепенно отходит от принципа равенства в работе и в быту, возникают различия в занятиях и состоянии людей. Управленческий труд выделяется в особую категорию. На смену органам управления первобытного общества приходит государство.

В разных регионах земного шара процесс создания государства шел по-разному.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Вопросы о государстве и обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных. Это объясняется тремя основными причинами:

Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий

Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы

Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.

Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам.

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

1.Сущность и функции государства

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций [1, с.76].

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой власть политики. Поэтому три явления — государство, власть и политика отождествляются.

Термин «государство» может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти.

Государство — это довольно сложное социальное образование. Помимо него, в обществе существует множество социальных объединений, таких, как партии, массовые движения, профсоюзы, религиозные и другие организации [5, с.89].

Теория государства охватывает три группы генетических и функциональных проблем, связанных с триединой основой происхождения, формирования и существования государства:

1 общественной,

2 классовой,

3 политико-правовой и организационно-структурной основой государственной деятельности, «государственным формализмом» (Гегель) [4, с.125].

В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных подхода к исследованию государства:

1 политико-философский или политико-научный, идущий от античной традиции, при котором государство рассматривается как средство решения “общих дел” (Республика) и регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель);

2 классовый как порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, согласно марксистской традиции: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» и определению Ф. Энгельсом государства как «... государства самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»;

3 правовой или организационно-структурный — как источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений.

Государственная власть важнейший атрибут государства, наделение его органов властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Ее источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и организационные формы ее осуществления. Государственная власть — это высшая власть в обществе; общеобязательность ее решений основана не только на легитимности и авторитете, но и на присущей только ей возможности использования государственного принуждения.

Государственная власть в широкой трактовке этого понятия осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства. В более узкой трактовке — государственная власть принадлежит высшим (центральным) органам государства. Именно этот уровень — предмет развернутой конституционной регламентации, определяющей систему высших органов власти, порядок их формирования, компетенцию и т.д. Из принципов, которые могут быть положены в основу организационных форм осуществления государственной власти, исторически доказал свое преимущество принцип разделения властей. Он в наибольшей мере соответствует демократической республиканской форме правления в отличие от принципа единовластия, когда вся полнота власти сосредоточена в единой структуре, служит известной гарантией против опасности превращения государственной власти в авторитарно-тоталитарную диктатуру. Другой такой гарантией служит требование связанности государственной власти правом

Каждое государство обычно характеризуется формой государственного правления, формой государственного устройства и политическим режимом и др.

Суверенитет государства - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин «суверенитет» в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. французским учёным Ж. Боденом. Идея суверенитета была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феодальных порядков, для привлечения на свою сторону народных масс. В разных социально-экономических формациях суверенитет имеет различное содержание, так как решающим является социально-классовая сущность государственной власти и экономический строй данного общества [4, с.127].

Суверенитет реализуется, прежде всего, в порядке осуществления государством его функций, однако наиболее непосредственно он проявляется в системе прав государства, в том числе суверенных прав. Именно правомочия государства обеспечивают действительное осуществление государственной власти, а следовательно, и государственного суверенитета. Установление в обществе правопорядка, наделение правами и возложение обязанностей на должностных лиц, общественные организации и граждан — всё это характеризует верховенство государственной власти, её определяющее положение по отношению к любым иным властным отношениям (например, семейным, внутриколлективным и др.).

Функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

  •  по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
  •  по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;
  •  по продолжительности действия: постоянные и временные;
  •  по степени общности: основные и неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

  •  охранительные;
  •  регулятивные [1, с.97].

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.

Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:

  •  установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
  •  контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
  •  непосредственное осуществление экономической деятельности;
  •  поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Для их решения осуществляются:

  •  структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;
  •  централизованная инвестиционная политика;
  •  приватизация;
  •  управление государственной собственностью;
  •  создание условий для иностранных инвестиций;
  •  создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др. [2, с.63].

Социальная функция включает в себя:

  •  установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
  •  поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
  •  обеспечение занятости;
  •  развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

Функция финансового контроля (фискальная) — это:

  •  установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
  •  проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
  •  контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает:

  •  охрану прав и свобод граждан;
  •  защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;
  •  борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др. [4, с.131].

Экологическая функция - это:

  •  разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;
  •  установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
  •  контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:

  •  государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
  •  сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
  •  признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
  •  охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
  •  выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.

Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.

Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Впервые в истории России приняты федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д.Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает:

  •  политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;
  •  участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
  •  сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.) [3, с.170].
  •  Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:
  •  укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;
  •  обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:

  •  участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
  •  участие в деятельности международных экономических организаций;
  •  совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;
  •  предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно- правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

2.Формы государственного управления и государственного

устройства

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления. Основными формами правления являются монархия и республика [4, с.139].

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  •  абсолютная (всевластие главы государства);
  •  конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  •  парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  •  президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями [4, с.135].

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  •  унитарные;
  •  федеративные;
  •  конфедерации.

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  •  существование одноуровневой системы законодательства;
  •  подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  •  существование только одного гражданства.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  •  союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  •  наличие двухуровневой системы государственных органов;
  •  двухканальная система налогообложения [4, с.135].

Федерации можно классифицировать. По принципу формирования субъектов:

  •  административно-территориальные;
  •  национально-государственные;
  •  смешанные.

По юридической основе:

  •  договорные;
  •  конституционные;

По равенству статусов:

  •  симметричные;
  •  ассиметричные.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  •  межгосударственные союзы;
  •  содружества;
  •  сообщества государств.

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества на определённой территории.

Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные методы, которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные).

Среди правовых можно выделить такие, как правотворческий (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительный (государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права), правоохранительный (деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности).

Из числа неправовых следует выделить экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.), идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.), собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.).

Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.

К организационным формам относят деятельность:

  •  организационно-регламентирующую;
  •  организационно-хозяйственную;
  •  организационно-идеологическую.

Список использованных источников

  1.  Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях /С.А. Комаров. - М.: Юрайт, 2011.- 640 с.
  2.  Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник /В.В. Лазарев. – М.: Норма, 2009. - 589с.
  3.  Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов/ Под ред. В.С. Нерсесянц. - М.: НОРМА, 2010.- 487с.
  4.  Политология: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. - М: Центр, 2012. - 485с.
  5.  Политология / Под ред. М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2010. – 621с.
  6.  Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко –М.: Зерцало, 2011. - 558с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39433. ЦИФРОВЫЕ И МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ УСТРОЙСТВА 2.49 MB
  наук Ц75 Цифровые и микропроцессорные устройства : методические указания и задания к курсовому проекту для студентов специальностей 245 01 03 – Сети телекоммуникаций 245 01 02 – Системы радиосвязи радиовещания и телевидения. УДК ББК ISBN Учреждение образования Высший государственный колледж связи 2011 ВВЕДЕНИЕ Курсовой проект по дисциплине Цифровые и микропроцессорные устройства выполняется студентами специальностей 2–45 01 02 Системы радиосвязи радиовещания и телевидения 2–45 01 03 Сети телекоммуникаций третьего курса...
39434. МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ (ЦИФРОВЫЕ) ЦСП 591.5 KB
  Выбор и характеристика системы передачи. В большинстве промышленно развитых стран осуществляется массовый выпуск цифровых систем передачи ЦСП использующих принципы импульснокодовой модуляции ИКМ и предназначенных для организации многоканальной передачи по городским соединительным линиям между АТС а также по междугородным линиям связи. В нашей стране применяется аппаратура для городских телефонных сетей обеспечивающих организацию 30 каналов ТЧ первичная система передачи ИКМ30 аппаратура для городских и зоновых...
39435. Создание качественных каналов и связи на направлении Брест-Кобрин-Пинск 314.5 KB
  В состав аппаратуры ИКМ120у входят: аналогоцифровое оборудование формирования стандартных первичных цифровых потоков АЦО оборудование вторичного временного группообразования ВВГ оконечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП. В состав аппаратуры входят: оборудование вторичного временнго преобразования ВВГ оконечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП а также комплект контрольноизмерительных приборов КИП. Оконечное оборудование линейного тракта...
39436. Создание качественных каналов и связи на направлении Гродно - Брест (через Слоним) 356.5 KB
  Основные параметры системы передачи Параметр Значение параметра Число организуемых каналов 480 Скорость передачи информации кбит с 34368 Тип линейного кода HDB3MI Расчетная частота кГц 17186 Номинальное затухание участка регенерации дБ 65 Номинальное значение тока...
39437. Разработка линии связи между ОП1 (Брест) и ОП2 (Гомель) через ПВ (Пинск) 387 KB
  Для этого на стойке в оконечном пункте размещены: оборудование линейного тракта на две системы; оборудование дистанционного питания НРП двух систем передачи; оборудование магистральной телемеханики; оборудование участковой телемеханики; комплект служебной связи КСС; панель ввода; панель обслуживания. 3 Необслуживаемый регенерационный пункт НРП Промежуточное оборудование линейного тракта размещается в грунтовых контейнерах полуподземного типа НРПГ2. Оборудование НРПГ2 обеспечивает...
39438. Реструктуризация управленческой структуры предприятия 198.1 KB
  Целью работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработка на этой основе рекомендаций по реструктуризации предприятия на материалах ООО «Торговый дом Холод» г. Заринск Алтайский край.
39439. Создание качественных каналов связи на заданном направлении 370.5 KB
  В состав аппаратуры входит следующее оборудование: вторичного временного группообразования ВВГ оконечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП а также комплект контрольноизмерительных приборов КИП. Сформированный в оборудовании ВВГ цифровй сигнал в коде МЧПИ или ЧПИ поступает в ОЛТ которое осуществляет согласование выхода оборудования ВВГ с линейным трактом дистанционное питание НРП телеконтроль и сигнализацию о состоянии оборудования линейного тракта служебную связь между оконечным...
39441. Создание качественных каналов и связи на направлении МИНСК-ГРОДНО (через ЛИДУ) 326.5 KB
  Основные параметры системы передачи Параметр Значение параметра Число организуемых каналов 480 Скорость передачи информации кбит с 34368 Тип линейного кода HDB3 или MI Амплитуда импульсов в линии В 302 Расчетная частота кГц 17186 Номинальное затухание участка регенерации дБ 65 Номинальное значение тока ДП мА 200 Допустимые значения напряжения ДП В 401300650 относительно земли Максимальное расстояние ОРПОРП 200 км Максимальное число НРП между ОРП 66 Максимальное число НРП в полу секции ДП 33 Комплекс аппаратуры...