50948

ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Конспект

Биология и генетика

СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ Мы начинаем изучение новых разделов физиологии ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ и физиология кровообращения Лабораторные работы с которыми Вы познакомитесь при изучении этих разделов отличаются тем что выполняются на животных. Лабораторные работы по разделу ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ Тема 1: СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ 1. Ход работы: Объект исследования спинальная лягушка лягушка с удаленным головным мозгом и сохраненным спинным. ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ДЛЯ ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ:...

Русский

2014-02-03

173.5 KB

48 чел.

Оглавление.

Вступление.

 Тема  1: СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ

 1.1.РЕЦЕПТИВНОЕ ПОЛЕ СПИННОМОЗГОВОГО РЕФЛЕКСА”

1.2.“АНАЛИЗ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ”

Тема  2. ВОЗБУДИМОСТЬ И ВОЗБУЖДЕНИЕ

2.1.“Сравнение возбудимости нерва и мышцы. Прямое и непрямое раздражение  мышцы”

2.2.“Виды раздражителей”.

2.3.“Влияние ионного сдвига на возбудимость мышцы”.

Тема 3: МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ

3.1.“Кривая одиночного мышечного сокращения, образование тетануса, Получение оптимума и пессимума частоты”.

3.2." ЛОКАЛИЗАЦИЯ УТОМЛЕНИЯ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ ПРЕПАРАТЕ"

3.3."НАРУШЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ВОЗБУЖДЕНИЯ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ"

Тема 4: МЕХАНИЗМЫ ТОРМОЖЕНИЯ В ЦНС.

4.1.“Определение времени спинномозгового рефлекса”

4.2. “ Центральное торможение спинномозговых рефлексов

     опыт И.М. Сеченова”.

4.3.“Торможение рефлексов спинного  мозга (опыты Гольца)”

4.4. “Влияние стрихнина на ЦНС”.

Тема 5: СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ

Мы начинаем изучение новых разделов физиологии

"ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ" и "физиология кровообращения"

Лабораторные работы, с которыми Вы познакомитесь при изучении этих разделов, отличаются тем, что выполняются на животных. В ходе выполнения работ вы впервые познакомитесь с техникой острого эксперимента на животном, научитесь бережному обращению с животными, с извлечением максимальной пользы при минимальном повреждении живого объекта, научитесь наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, что, безусловно, необходимо каждому, кто готовится стать врачом. При проведении лабораторных работ на занятии вы познакомитесь с простейшими приборами и методами физиологического эксперимента, которые позволяют исследовать закономерности функционирования организма.

Коротко остановимся на том, как следует оформлять работу не столько для того, чтобы сдать ее преподавателю, сколько для того, чтобы научиться последовательно и грамотно анализировать полученные результаты и делать выводы.

  1.  Нужно внимательно прочитать работу и попытаться самостоятельно сформулировать цель исследования. Это очень важный момент, потому что именно цель определяет выводы, которые должны быть сделаны.
  2.  Необходимо определить объект исследования и дать ему краткую характеристику: это может быть целое животное, или каким-то образом подготовленное, препарат, или отдельный орган. В этом же разделе нужно указать приборы, которые будут использованы в работе.
  3.  Следующий раздел - результаты исследования. Результаты удобно оформить в виде таблицы, в которой в одной колонке последовательно перечислены все воздействия, а в другой - полученные эффекты. Пример такого оформления результатов представлен в первой лабораторной работе.
  4.  Следующий раздел самый интересный - обсуждение результатов. В этом разделе вы попытаетесь объяснить полученные результаты, опираясь на теоретические знания. В этом же разделе ответите на поставленные вопросы, если они есть в работе. Ответы на эти вопросы помогут понять полученные результаты.
  5.   Завершают лабораторную работу выводы, которые должны полностью соответствовать поставленной цели. Выводы должны быть краткими и конкретными, все, что необходимо было обсудить и объяснить должно быть сделано в предыдущем разделе.

Лабораторные работы по разделу

ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Тема  1: СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ

1.1“РЕЦЕПТИВНОЕ ПОЛЕ СПИННОМОЗГОВОГО РЕФЛЕКСА”

Различные рефлексы могут быть вызваны раздражением различных участков тела, в которых заложены рецепторы, связанные с рефлекторными дугами данного рефлекса. Каждый рефлекс имеет свое рецептивное поле, т.е. участок тела, при раздражении которого этот рефлекс возникает. В то же время один и тот же участок тела может быть рецептивным полем одного, двух и более рефлексов. Характер ответной реакции при раздражении рецептивного поля зависит не только от его расположения на теле, но и от силы и продолжительности раздражения и от функционального состояния нервных центров. Элементарные двигательные рефлексы можно изучать на животном после удаления головного мозга или отделении его от спинного перерезкой. Такое животное называется спинальным.  Рефлексы, которые осуществляются на уровне спинного мозга называются спинномозговыми.

Ход работы:

Объект исследования спинальная лягушка (лягушка с удаленным головным мозгом и сохраненным спинным).

1. Путем удаления черепной коробки вместе с верхней челюстью приготовить спинальную лягушку и подвесить ее за нижнюю челюсть к пробке, закрепленной в штативе, с помощью препаровальной иглы.

  1.  Взять пинцетом кусочек фильтровальной бумажки и, смочив его в 0.3% растворе серной кислоты,  нанести на поверхность левого бедра. Лягушка попытается сбросить этот раздражитель движением  левой лапки. Сразу после появления этой реакции погрузить лапку в стакан с водой и смыть раздражитель (или смыть смоченной в воде салфеткой).

Нанести такой же раздражитель на правое бедро.    Возникает движение правой лапки.

4. Нанести раздражение на живот по средней линии. Должно возникнуть движение обеих лапок.

5. Нанести раздражитель на область груди. Возникает движение не только нижних, но и верхних лапок.

Результаты всех наблюдений занести в протокол, обсудить и сделать выводы.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ДЛЯ ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ:

Лабораторная работа  “РЕЦЕПТИВНОЕ ПОЛЕ СПИННОМОЗГОВОГО РЕФЛЕКСА”

Цель работы: Путем раздражения хеморецепторов кожи обнаружить рецептивные поля, с которых можно вызвать один, два и более рефлексов.

Объект исследования:  спинальная лягушка.

Результаты:

ВОЗДЕЙСТВИЕ

ЭФФЕКТ

1. Раздражаем поверхность левого бедра 0.3% серной кислотой

1. Наблюдаем сгибательный рефлекс левой лапки.

2. Раздражаем поверхность правого бедра.

2. Сгибательный рефлекс правой лапки, и т.д.

Обсуждение результатов: в этом разделе 1. Дайте определение рефлекса. 2. Дайте определение рецептивного поля. 3. Назовите принципы рефлекторной теории И.П. Павлова, с которыми Вы познакомились в этом опыте.

    Вывод: Каждый рефлекс имеет свое рецептивное поле. В то же время с одного рецептивного поля можно вызвать два и более рефлексов.

1.2.“АНАЛИЗ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ”

    Морфологической основой рефлекса является рефлекторная дуга, поэтому структурная и функциональная целостность всех звеньев рефлекторной дуги является абсолютно необходимым условием для осуществления рефлекса.

    Суть данной работы заключается в удалении, повреждении или функциональном выключении  отдельных звеньев рефлекторной дуги сгибательного рефлекса спинальной лягушки и наблюдении за нарушением рефлекторной деятельности.  Объектом исследования, как и в предыдущей работе, является спинальная лягушка.

Ход работы:

    Снять лягушку со штатива,  поместить спинкой кверху на пластинку и, растянув лапки в стороны, приколоть их булавками к пластинке. Рассечь ножницами кожу левого бедра по ходу седалищного нерва, раздвинуть мышцы. Отыскав седалищный нерв поддеть его стеклянным крючком и осторожно освободить от окружающих тканей на расстоянии 2-3 см. Подвести под нерв лигатуру и погрузить на место, прикрыв мышцами.  После этой подготовительной процедуры вновь подвесить лягушку на штатив.

    1. Проверка роли рецепторов в возникновении рефлекса.

А)  Нанести раздражение (фильтровальная бумажка, смоченная 0.3-0.5% кислотой) на кожу голени левой лапки. После возникновения сгибательного рефлекса смыть раздражитель.

Б)  Сделать продольный разрез кожи  по всей длине левой голени, затем круговые разрезы и удалить кожу. Нанести раздражитель непосредственно на обнаженные мышцы голени так, чтобы кислота не попала на соседние участки кожи. Теперь сгибательный рефлекс не возникает, т.к. вместе с кожей были удалены и кожные рецепторы, чувствительные к раздражению серной кислотой, а в мышцах таких рецепторов нет.

    2. Функциональное нарушение проводимости в афферентных и эфферентных нервных волокнах рефлекторной дуги.

А)  Проверить наличие сгибательного рефлекса на левой лапке. Раздражение наносится на кончики пальцев путем погружения их в стаканчик с 0.5% серной кислотой.

Б)  Вытянув седалищный нерв за лигатуру, подложить под него ватку, смоченную новокаином.  После этого необходимо каждую минуту проверять наличие сгибательного рефлекса, чтобы уловить момент прекращения проведения в нервных волокнах. Отметьте в протоколе, через какое время исчезает рефлекс. Отсутствие реакции  объясняется  блокадой проведения возбуждения в  центростремительных волокнах седалищного нерва.

В)  Как только рефлекс исчезнет, нанести сильное раздражение на рецепторы другого участка  кожи (пощипывание пинцетом правой задней лапки или передних лапок). Как правило, в ответной реакции участвует и левая лапка. Это происходит потому, что эфферентные волокна седалищного нерва сохраняют проводимость дольше афферентных и обеспечивают проведение импульсов к мышцам левой лапки от рецепторов другого рецептивного поля. . Наконец под действием новокаина наступает блокада проведения возбуждения и в центробежных волокнах. седалищного нерва. Это можно установить повторными проверками. Отметьте время выключения эфферентных волокон.

    3. Нарушение проведения в центральном звене рефлекторной дуги.

А)  Проверить наличие сгибательного рефлекса с правой лапки.

Б)  Разрушить спинной мозг введением препаровальной иглы в спинномозговой канал.

В)  Вновь проверить наличие рефлекса: он отсутствует, поскольку переключение возбуждения с афферентных волокон на эфферентные  происходит в спинном мозге.

В обсуждении: 1. Отметьте, какие принципы рефлекторной теории Павлова вы подтвердили  в этом опыте. 2. Нарисуйте схему спинномозгового соматического рефлекса и обозначьте все его звенья. 3.Перечислите виды рецепторов: по месту их расположения и по   воспринимаемой энергии. 4. Напишите, в чем заключается функция центров рефлекторных дуг,  дайте их классификацию. 5. Дайте классификацию наблюдаемого рефлекса по его рецепторной, центральной и эфферентной частям.

Тема  2.       ВОЗБУДИМОСТЬ И ВОЗБУЖДЕНИЕ

2.1“Сравнение возбудимости нерва и мышцы.

Прямое и непрямое раздражение  мышцы”

    Непосредственное раздражение мышцы током носит название прямого раздражения, если же мышца возбуждается через нерв, то это будет непрямое раздражение.

    Для изучения физиологических закономерностей работы нервно-мышечного препарата предпочитают брать в качестве раздражителя электрический ток, так как этот раздражитель близок по своей природе к биоэлектрическим процессам, которые возникают в возбудимых тканях. Слабый электрический импульс, в отличие от механического, термического и химического не повреждает живых тканей и легко и точно дозируется.

    В настоящей работе раздражителем служит постоянный ток,  подающийся через индукционную катушку Дюбуа-Реймона. Перемещением вторичной (подвижной) катушки относительно первичной (неподвижной) можно изменять силу тока, поступающего на раздражающие электроды. Возбудимость ткани измеряется в условных единицах (сантиметрах), отражающих расстояние между катушками.  Чем оно больше, тем меньшей силы ток подается на раздражающие электроды.

  Ход работы:

    Приготовить две реоскопические лапки, одну из них (резервную) поместить в чашку с раствором Рингера (можно поместить нерв в ткани самой реоскопической лапки), второй препарат укрепить на пластинке. Для этого фиксировать булавками коленный сустав  и кусочек позвоночника так, чтобы нерв не касался пластинки и находился примерно на  расстоянии 1 см от ее поверхности.

         1. Подвести под нерв раздражающие электроды.

         2. Максимально отодвинуть вторичную катушку от первичной и замкнуть ключ. Отметить отсутствие реакции.

          3. Постепенно сближая катушки (на 0.5 - 1.0 см), замыкать и размыкать ключ, проверяя наличие реакции ( сокращение мышцы). Отметить расстояние между катушками, при котором впервые наблюдается легкое вздрагивание мышцы. Эта сила тока называется ПОРОГОВОЙ.

           4. Увеличить силу тока, сблизив катушки еще на 3 - 5 см, отметить силу наступившей реакции. Она увеличилась.

            5. Нанести раздражение той же силы непосредственно на мыщцу. Отметить реакцию.

            6. Определить порог раздражения для мышцы так же, как это делали для нерва.

Сделать вывод, в котором: 1. Дать определение порога раздражения. 2. Сравнить возбудимость нервной и мышечной ткани.

В обсуждении: 1. Дайте определение возбудимости и напишите, какие клетки относятся к возбудимым.2.Запишите, что является мерой возбудимости. 3. Что такое пороговый,  сверхпороговый и подпороговый раздражители. 4. Какая из исследованных тканей обладает большей возбудимостью и почему.

2.2.“Виды раздражителей”.

     Укрепить реоскопическую лапку на  пластинке, коленный сустав и кусочек позвоночника зафиксировать булавками так, чтобы нерв не касался пластинки.

Ход работы:

        1. Нанести раздражение электрическим током и отметить эффект.

        2.  Нанести механическое раздражение - зажать нерв пинцетом - отметить эффект.

Положить на нерв кристаллик поваренной соли (химическое раздражение) - отметить через какой промежуток времени мышца начнет сокращаться.

В обсуждении: запишите, какие раздражители называются адекватными. Дайте классификацию раздражителей по качеству, по биологической значимости и по силе.

2.3.“Влияние ионного сдвига на возбудимость мышцы”.

    Объект исследования - препарат портняжной мышцы лягушки.

    Обездвижить лягушку разрушением спинного мозга. Отпрепарировать портняжную мышцу. Для этого снять кожу с лапок, подвести лигатуру под сухожилие портняжной мышцы, завязать ее и надрезать сухожилие дистальнее нитки. Слегка подтягивая за нитку, освободить мышцу, подрезая фасции с обеих сторон. Освобожденную мышцу отрезать в области симфиза вместе с кусочком кости.

Ход работы:

         1. Поместить мышцу в раствор Рингера.  Хорошо отпрепарированная мышца в таком растворе не должна сокращаться.

         2. Перенести мышцу в раствор Рингера с избытком калия (0.65%). Наблюдается подергивание мышцы.

          3. Вновь перенести мышцу в раствор Ринера - мышца моментально успокаивается.

В обсуждении объясните, почему изолированная мышца начинает сокращаться в растворе с избытком калия. Вспомните, от чего зависит возбудимость ткани.

ТЕМА 3: МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ

3.1.“Кривая одиночного мышечного сокращения, образование тетануса, Получение оптимума и пессимума частоты”.

Ход работы.

1. Приготовить нервно-мышечный препарат и укрепить его на пластинке булавкой, введенной в коленный сустав. Свободный конец мышцы соединить с писчиком. Во время опыта периодически орошать мышцу раствором Рингера. Привести пишущее острие миографа в соприкосновение с поверхностью кимографа.

2. Приготовить для работы стимулятор:

включить в сеть,

правый верхний тумблер в положение “Серия”,

электроды присоединить к клеммам на передней панели,

ручку частоты поставить в крайнее левое положение - 1 Гц,

ручку амплитуды - в крайнее левое положение - 1А,

тумблер под ручкой амплитуды поставить либо в среднее (0.1) либо в правое (1) положение.

3. Поднести электроды к нерву и, плавно вращая ручку амплитуды, подобрать силу раздражения, при которой наблюдается отчетливое сокращение.

4. Включить кимограф. Записать серию одиночных мышечных сокращений при нанесении на нервно-мышечный препарат раздражения с частотой 0.5 Гц. Сила раздражения должна быть максимальной, т.е. такой, при которой мышца отвечает сокращением максимальной высоты. Раздражать 5-10 секунд, после чего выключить прибор.

5. Перевести ручку стимулятора на второе деление - частота 2.5 Гц и снова записать кривую сокращения.

6. Постепенно увеличивая частоту записать зубчатый, а затем гладкий тетанус.

7. Снова записать тетанус при оптимальной частоте раздражения, не прерывая раздражения резко увеличить частоту стимулов до 100-200 Гц. и записать пессимум частоты. Спустя 5-6 секунд уменьшить частоту стимулов до исходной и снова записать оптимум частоты.

    Гладкий тетанус есть непрерывное укорочение мышцы, вызванное прерывистым раздражением такого ритма, который превышает ритм сократительных процессов, возникающих в мышце. В основе его лежит суперпозиция (суммация) кривых одиночных сокращений, возникающих на восходящем колене кривой. Ритм, необходимый для получения тетануса не имеет абсолютного значения - он определяется скоростью сократительного акта.

3.2." ЛОКАЛИЗАЦИЯ УТОМЛЕНИЯ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ ПРЕПАРАТЕ"

    Утомление характеризуется снижением или полной утратой способности тканей или целого организма адекватно реагировать на раздражение. В системе: нерв - синапс - мышца утомление развивается раньше всего в синапсе.

Ход работы

    Готовят нервно-мышечный препарат, мышцу его укрепляют в вертикальном миографе, а нерв укладывают на электроды. Писчик миографа подводят к кимографу. Переводят переключатель в положение для непрямого раздражения мышцы, находят пороговую силу раздражения, ручку регулировки частоты стимулятора ставят на 1 Гц, пускают кимограф и записывают кривую утомления мышцы при непрямом ее раздражении. Как только появляются отчетливые признаки утомления, т.е. амплитуда сокращений мышцы становятся заметно меньше исходной, быстро переводят переключатель в положение для прямого раздражения мышцы и отмечают, что при прямом раздражении мышцы она начинает сокращаться с первоначальной амплитудой.

    Рекомендации к оформлению работы. Вклейте кривую утомления в тетрадь протоколов опытов, в выводе объясните, почему амплитуда сокращения мышцы изменяется при переходе к прямому раздражению, и сделайте вывод о локализации утомления в нервно-мышечном препарате.

3.3."НАРУШЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ВОЗБУЖДЕНИЯ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ"

    Нервно-мышечный синапс обладает высокой чувствительностью к химическим веществам, в частности к миорелаксантам (кураре, листенон и др.). При действии этих веществ передача возбуждения с нерва на мышцу прекращается, но она отвечает на прямое раздражение.

Ход работы.

    Обездвиживают лягушку путем разрушения ЦНС. Прикладывают ее к резиновой пластинке спинкой вверх. На обеих задних лапках делают продольный разрез кожи на бедре; раздвинув бедренные мышцы, находят седалищный нерв (не повредить сосуды). Подводят лигатуры под оба седалищных нерва (не перевязывать). Обнажают  "окно"  икроножной мышцы. Туго перевязывают бедренные мышцы одной из конечностей для того, чтобы полностью нарушить кровообращение в них (седалищный нерв остается над лигатурой). В спинной лимфатический мешок вводят 1.5 мл листенона. Через 10 - 20 мин раздражают поочередно ритмическим током седалищные нервы и наблюдают за сокращением мышц бедра и голени.

    Наносят поочередно прямое раздражение на икроножные мышцы обеих лапок и также наблюдают  за сокращением мышц.

    Рекомендации к оформлению работы. Зарисуйте схему опыта, в выводе объясните реакцию обеих конечностей на раздражение седалищного нерва, а также результаты опыта с прямым раздражением икроножной мышцы и сделайте вывод о месте воздействия листенона.

ТЕМА 4: МЕХАНИЗМЫ ТОРМОЖЕНИЯ В ЦНС.

4.1.“Определение времени спинномозгового рефлекса”

    Наименьшее время, необходимое для возникновения ответной реакции эффектора при раздражении рецепторов, называтся временем рефлекса. Оно включает в себя время проведения возбуждения по афферентным нервным волокнам, центральную задержку, время проведения возбуждения по эфферентным нервным волокнам, время возбуждения эффектора.

Ход работы:

    Исследование выполняют на спинальной лягушке. Лягушку укрепляют за нижнюю челюсть к штативу. Осторожно опускают одну из задних лапок в 0.1% раствор серной кислоты и одновременно пускают в ход секундомер. Отсчитывают время от момента погружения до начала сгибательного рефлекса. Тщательно промывают лапку в воде. С интервалом 2-3 минуты определяют время рефлекса для концентрации кислоты 0.3% и 0.5%.

4.2. “ Центральное торможение спинномозговых рефлексов

опыт И.М. Сеченова”.

Ход работы

    Обнажают у лягушки головной мозг, находят область зрительных бугров и острым скальпелем проводят над ними разрез, всю ткань мозга выше разреза удаляют.

    Подвешивают лягушку за нижнюю челюсть на штативе и определяют время рефлекса.  Через 2-3 минуты, предварительно осушив поверхность головного мозга фильтровальной бумагой, наносят кристаллик поваренной соли на зрительные бугры и, непосредственно после этого, определяют время рефлекса. После этого кристаллик соли удаляют, а мозг тщательно отмывают физиологическим раствором. Через 5 минут  вновь определяют время рефлекса.

 4.3.“Торможение рефлексов спинного  мозга (опыты Гольца)”

Ход работы

    1-й опыт. Спинномозговой  препарат лягушки подвешивают к штативу и опускают одну лапку в кислоту. Одновременно другую лапку придавливают пинцетом. Если оба раздражителя начинают действовать одновременно, то движения не происходит. Если прекратить сжимать лапку, то лапка, опущенная в кислоту, сокращается.

    2-й опыт. На той же лягушке, определив предварительно время рефлекса, очень туго перевязывают другую лапку у колена крепкой толстой ниткой. Когда прекратятся движения снова определяют время рефлекса на перевязанной стороне. Рефлекс заторможен.

4.4. “Влияние стрихнина на ЦНС”.

Ход работы.

    Объект исследования  лягушка. Посадить лягушку на стол. Слегка поколачивая рукояткой пинцета по голове, отметить нормальную защитную реакцию животного.  Ввести под кожу 1 мл 0.2% раствора стрихнина. Наблюдать постепенное развитие отравления.

    1. Повышение рефлекторной возбудимости. Через 2-3 минуты на раздражение наблюдается более живая реакция.

    2. Усиление иррадиации и нарушение координационных механизмов. Через 5-10 минут в ответ на поколачивание  пинцетом по голове лягушка начинает реагировать движением задних лапок. Постепенно эта реакция усиливается. Если сильно нажать на задние лапки, лягушка делает попытку к прыжку, при этом она падает на живот с вытянутыми конечностями. Не получая раздражения она еще может сохранять нормальную позу.

    3. Судорожный период. В ответ на каждое раздражение лягушка впадает в судороги. Все мышцы тела напряжены, задние конечности вытянуты.

    Стрихнин блокирует функцию тормозных синапсов и поэтому вызывает резкое  повышение возбудимости центральной нервной системы, особенно спинного мозга.

ТЕМА 5: СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ

5.1"Иррадиация возбуждения в спинном мозге."

Объект исследования: спинальная лягушка.

Распространение возбуждения с центра одной рефлекторной дуги на центры другого рефлекса называется иррадиация. Это происходит за счет возбуждения многих вставочных и моторных нейронов ЦНС. Чем сильнее раздражитель, тем сильнее иррадиация.

ХОД   РАБОТЫ:

  1.  Разрушить у лягушки головной мозг и подвесить на штативе за нижнюю челюсть.

Опускать лапку лягушки последовательно в 0,1%, 0,3%, 0,5% растворы серной кислоты и наблюдать за реакцией.

После каждого воздействия лапку погружают в банку с водой для того, чтобы смыть кислоту.

Оформить протокол, в выводах объяснить механизм иррадиации, имея в виду структуру спинного мозга.

5.2"Суммация возбуждений в нервных центрах"

Объект исследования: спинальная лягушка.

Если на рецептивное поле нанести относительно слабое раздражение импульсы возбуждения возникают лишь в небольшом количестве рецепторов и в каждом волокне импульсы имеют небольшую частоту. Рефлекс в этом случае может не возникнуть, но в нервном центре наступает изменение: повышается его возбудимость к следующим импульсам. Повышение возбудимости центра связано с местной деполяризацией мембраны тела нейронов (ВПСП). Если усилить раздражение рецептивного поля, количество возбужденных афферентных волокон и частота импульсов в них увеличивается. ВПСП мембраны нейрона суммируются, ее деполяризация углубляется, наступает рефлекс.

ХОД   РАБОТЫ:

  1.  Из серии растворов серной кислоты (см. предыдущий опыт) выбрать подпороговую концентрацию.

Нанести на голень задней лапки фильтровальную бумажку, смоченную этим раствором. Отметить реакцию.

Фильтровальные бумажки, смоченные в том же растворе кислоты, нанести одновременно на голени обеих лапок. Отметить реакцию.

Оформить протокол, в выводах объяснить полученные результаты. Указать вид суммации.

/Второй вариант опыта. Опустить кончики пальцев задней лапки лягушки в раствор кислоты подпороговой концентрации, отметить отсутствие реакции. Повторить опыт, увеличивая глубину погружения лапки в кислоту.

5.3"Рефлекторное последействие."

Объект исследования: спинальная лягушка.

При раздражении эфферентных нервов икроножной мышцы ее укорочение наблюдается только во время раздражения, при выключении раздражителя мышца немедленно расслабляется. Ответная реакция на рефлекторное раздражение этой мышцы прекращается не сразу по окончании раздражения, а длится еще некоторое время. Это явление носит название последействия.

ХОД   РАБОТЫ:

Опыт проводится на охлажденной лягушке, у таких животных рефлексы протекают замедленно.

  1.  Раздражать пинцетом пальцы задней лапки с разной силой. Определить длительность рефлекторного последействия в секундах.

Оформить протокол, в выводах объяснить возможные механизмы явления последействия.

5.4Сопряженное торможение сгибательного рефлекса.

Объект исследования: спинальная лягушка.

Сгибательный рефлекс сопровождается не только возбуждением центров мышц сгибателей, но и сопряженным (реципрокным) торможением центров разгибателей на стороне раздражения. Одновременно на противоположной стороне центры мышц сгибателей тормозятся, а разгибателей возбуждаются.

Эти отношения хорошо демонстрирует следующий опыт.

ХОД   РАБОТЫ:

Опыт проводится на охлажденной лягушке, у таких животных рефлексы протекают замедленно.

  1.  Произвести слабое механическое раздражение одной из задних лапок, достаточное для вызова сгибательного рефлекса.

Во время протекания рефлекса сгибания первой лапки раздражать симметричный  участок другой лапки.

Наблюдать, как одновременно со сгибание второй лапки происходит разгибание первой.

Оформить протокол, сделать выводы.

5.5"Влияние функционального состояния ЦНС на рефлекторную деятельность спинного мозга".

Объект исследования: спинальная лягушка.

ЦНС очень чувствительна к изменению внутренней среды. При изменении температуры, кровоснабжения, недостатке кислорода и др. меняется ее функциональное состояние. Это проявляется в изменении характера и длительности рефлекса.

ХОД   РАБОТЫ:

  1.  Определить время спинномозгового сгибательного рефлекса у предварительно охлажденной лягушки и

Через 30 минут после согревания ее до комнатной температуры.

Оформить протокол, сделать выводы.


Занятие 1

Лабораторные работы к разделу: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Тема: СЕРДЕЧНЫЙ ЦИКЛ. АНАЛИЗ ПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ

Работа 1

Регистрация сокращений сердца лягушки.

.

Сердечный цикл - это правильное последовательное сокращение и расслабление предсердий и желудочков. Сердечный цикл начинается с систолы правого предсердия, так как в нем располагается синоатриальный узел.  У человека при 75 сокращениях сердца в минуту длительность одного цикла - 0,8 сек., при этом   ситола предсердий  длится около 0,1 сек., диастола предсердий - 0,7, систола желудочков - 0,3, общая пауза - 0,4 сек.

Объект исследования:    лягушка

ХОД РАБОТЫ:

1. Лягушку обездвижить, обнажить сердце. Снять перикард, перевязать и перерезать уздечку, оставив ее на лигатуре. Осторожно захватить небольшой участок верхушки сердца серфином,  соединенным с рычажком.

2. Записать кардиограмму, подсчитать число сердечных сокращений за минуту.

3.Оформить протокол по схеме “воздействие-эффект”, в графу “эффект” приклеить вырезанную запись кардиограммы. На кардиограмме отметить фазы сердечного цикла: систолу, диастолу, общую паузу. Указать число сердечных сокращений  за минуту, расчитать длительность одного сердечного цикла.

Сделать вывод .  В выводе отметить роль сердца в кровообращении. Перечислить из каких периодов состоит систола и диастола желудочков. Обсудить значение общей паузы в работе сердца.  Указать величины давления крови в предсердиях и желудочках во время систолы и диастолы.

Работа 2

Влияние температуры на автоматизм синусного узла.

Сердце обладает способностью возбуждаться без  внешних воздействий, под влиянием импульсов, возникающих в нём самом. Это свойство называется автоматией  Благодаря этому свойству сердце, выделенное из организма, сохраняет способность  к сокращению. Автоматия сердца  обеспечивается ритмическими возбуждениями, возникающими в атипической  мышечной ткани сердца, из которй сформирован  главный водитель ритма  и  проводящая система, по которой импульс распространяется по всем отделам сердца. В проводящей системе  трёхкамерного сердца лягушки различают: синусный узел,  расположенный между венозным синусом и  правым предспредсердием и  предсердно- желудочковый узел в межпредсердной перегородке на границе с желудочками, от которого  идут в стенки  общего  желудочка волокна Пуркинье.

Работа выполняется на той же лягушке.

ХОД    РАБОТЫ:

1. Записать исходную кардиограмму и подсчитать число сердечных сокращений за 30 секунд.

Тепловое воздйствие

2. Не прекращая записи, на область венозного синуса нанести пипеткой теплый раствор Рингера в течение 30 секунд  и одновременно подсчитать частоту сердечных сокращений.

Холодовое воздействие

3. После восстановления ритма сердечных сокращений нанести на область венозного синуса охлажденный раствор Рингера в течение 30 секунд и снова подсчитать частоту сердечных сокращений.

Протокол оформить как в работе № 1, в графу “эффект” приклеить вырезанную запись кардиограммы и указать число сердечных сокращений за минуту.

Сделать вывод о роли синусового узла в возбуждении сердца лягушки.

Работа 3

Изучение степени автоматии различных отделов сердца лягушки - лигатуры Станниуса.

С помощью наложения нитяных лигатур на различные отделы сердца  изучается степень  автоматии  каждого узла  проводящей системы  и  роль  в работе сердца.

Работа выполняется на той же лягушке.

ХОД РАБОТЫ:

1. Вновь записать нормальные сердечные сокращения. Подсчитать их ритм.

2. Подвести первую лигатуру под венозный синус и на границе между синусом и предсердием перевязать. Записать реакцию сердца на кимографе. Подсчитать ритм сокращений венозного синуса.

3. Наложить вторую лигатуру на атриовентрикулярную борозду и затянуть ее до появления сокращений сердца. Записать реакцию на кимографе и подсчитать ритм сокращений.

Протокол оформить как в работе № 1 и сделать выводы об автоматии различных отделов проводящей системы сердца. Обясмнить причину периодического самовозбуждения клеток синоатриального узла  Почему   в нормальном сердце предсердно-желудочковый узел не способен к самостоятельной генерации импульсов возбуждения, а только выполняет роль проводника возбуждения от синоатриального узла. Указать,. в чём  заключается отличие ПД клеток синоатриального узла, предсердно-желудочкового и пучков Гиса. Начертить графики ПД указанных  элементов проводящей системы.

Работа 4.

Определение длительности сердечного цикла у человека в покое и при физической нагрузке.

ХОД РАБОТЫ:

Посчитав пульс за одну минуту, определить длительность сердечного цикла у нескольких человек в покое и после 10 приседаний.

Сравнить и обсудить результаты.

Форма протокола произвольная.
Задачи

1.При зондировании левого желудочка у здорового человека было замерено давление 125 мм рт.ст. В какую фазу систолы это могло быть?

2.У человека  величина АД 180/100 мм рт.ст. При каком давлении в левом желудочке произойдёт открытие  аортальных клапанов?

3.Количество крови, выбрасываемое  левым желудочком  при физической нагрузке составляет 8 л . Каков минутный объём правого желудочка?

4.В результате воспалительного процесса в миокарде развилась блокада проведения возбуждения по левой ножке пучка Гиса.. Как в этом случае будет распространяться возбуждение по левому желудочку?

Тема: СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ

Работа 1

Особенности возбудимости сердца и экстрасистола.

 Во время сокращений  в мышце сердца наблюдаются фазовые изменения  возбудимости. Сразу после начала возбуждения сердцечная мышца полностью теряет возбудимость (абсолютная рефрактерная фаза ). Затем возбудимость восстанавливается, но некоторое время остаётся ниже нормальной (относительная рефрактерная фаза). Затем наступает кратковременное  повышение возбудимости выше нормальной, и наконец она возвращается к исходному уровню.

Объект исследования-лягушка.

Обездвижить лягушку и приготовить её для кардиографии. Приготовить к работе электростимулятор.

Штекер сердечных электродов вставить в гнездо на передней панели.

Выставить максимальную частоту - 400 гц, силу тока 6-9 вт.кому штырю на белом столике).

Подвести сердечные электроды: один - в основание сердца, другой прикрепить к металлическому штырю на белом столике.

Для одиночного удара током  о д н о к р а т н о  нажать кнопку на задней панели.

ХОД   РАБОТЫ:

1. Записать сокращения сердца.

2. Нанести одиночное раздражение электрическим током

в середине сокращения желудочков;

на высоте сокращения желудочков;

в середине расслабления желудочков;

в общую паузу.

Примечание. Для стимуляции желудочков при отсутствии электростимулятора кроме электрического тока можно использовать  механическое раздражение  препаровальной иглой .

Оформить протокол.

В выодах объяснить, почему сердечная мышца  не может сокращаться в режиме тетануса.  Каков механизм возникновения длительной компенсаторной паузы после желудочковой экстрасистолы?  Указать отличия особенности  синусовой экстрасистолы.

Работа 2

Электрокардиография

                     Электрокардиография - метод  регистрации электрических явлений, возникающих в

сердце во время сердечного цикла. Установлено, что возбуждённый участок  живой ткани становится электроотрицательным по отношению к невозбуждённому. Таким образом,

сердце в процессе своей деятельности  является источником  электрических токов, распространяющихся  по

телу в различные его участки, которые  в течение сердечного цикла меняют потенциал  относительно друг

друга. Электрокардиограмма,  отражающая эти явления, состоит из трёх направленных вверх положительных зубцов - P,  R, и T и двух направленных вниз отрицательных зубцов  Q и S. Продолжительность и амплитуда  отдельных интервалов и комплексов ЭКГ характеризует два основных физиологических свойства сердца: возбудимость и проводимость.

Ход работы

Под руководством преподавателя у одного из студентов записать электрокардиограмму. Произвести расчет величины зубцов и длительности интервалов во 2 стандартном отведении.

Результаты внести в таблицу.

Зубцы

P

Q

R

S

T

Величина

в мв

Длительность в сек.

Интервалы

PQ

QRS

QT

Длительность  в сек.

При расчете величины зубцов необходимо знать высоту стандартного сигнала (1 мв) в мм, которая устанавливается перед записью ЭКГ.

Расчет длительности зубцов и интервалов производится, исходя из того, что скорость движения ленты на данном приборе равна 50 мм/сек. При этом каждый миллиметр ленты соответствует  0,02 секундам.

Вклеить в тетрадь записанную ЭКГ.

Объяснить  в чём заключается векторная теория ЭКГ. Почему зубцы  R имеют разную величину в трёх стандартных отведениях? Какие изменения произойдут на ЭКГ при поном и неполном сердечном блоке?

Тема: РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МИНУТНОГО ОБЪЕМА СЕРДЦА

Работа 1

 Влияние раздражения смешанного вагосимпатического нерва на сердце лягушки.

Деятельность сердца регулируется  блуждающим и симпатическим нервами. При возбуждении парасимпатических нервов  возникает замедление и ослабление сердечных сокращений, при возбуждении симпатических - противоположный эффект. В отличие от млекопитающих сердце лягушки иннервируется  не раздельными симпатическими и парасимпатическими волокнами, а смешанным вагосимпатическим стволом. Симпатические волокна присоединяются к  блуждающему нерву сразу же после выхода  его из продолговатого мозга.

При действии электрическим током на вагосимпатический ствол можно наблюдать эффекты раздражения и блуждающего и симпатического нервов. Поскольку симпатический нерв обладает более длительным последействием, чем блуждающий, эффект его раздражения проявляется по окончании действия блуждающего нерва.

ПОДГОТОВКА К ОПЫТУ:

Разрушить у лягушки спинной и головной мозг. Обнажить сердце. Оттянуть переднюю (лучше левую) лапку вниз и в сторону. Препаровальной иглой и ножницам осторожно удалить все ткани между углом нижней челюсти и сердцем, пока не обнаружится гладкая поверхность мышцы, которая тянется от основания черепа к подъязычной кости. По нижнему краю этой мышцы лежит сосудисто-нервный пучок, содержащий сонную артерию, яремную вену и блуждающий нерв. Блуждающий нерв расположен под артерией. Под нерв подвести лигатуру, перевязать его ближе к черепу и перерезать, оставив на лигатуре периферический конец. Лигатуру можно не накладывать, а подносить электроды прямо к сосудисто-нервному пучку.

ХОД   РАБОТЫ:

  1.  Подсчитать исходный ритм сердцебиений за минуту (3 раза по 20 с).
  2.  Раздражать электрическим током вагосимпатический ствол в течение 20 с, предварительно подобрав необходимую частоту и силу тока.
  3.  Сердечный ритм считать во время раздражения и каждые 20 с после прекращения раздражения в течение 2-х минут.

Протокол оформить по схеме «воздействие - эффект»,

. В выводе  перичислить  все  типы влияния сердечных нервов. Обсудить значение тонуса блуждающего нерва в регуляции сердечной деятельности. Объяснить, какие измене

 

Работа 2

Влияние адреналина и ацетилхолина  на работу сердца лягушки.

Ацетилхолин  и норадреналин (адреналин) являются медиаторами парасимпатического (блуждающий нерв) и симпатического нервов сердца и оказывают действие подобное действию этих нервов.

ХОД   РАБОТЫ:

  1.  Вырезанное из организма сердце лягушки поместить в раствор Рингера в чашку Петри. Определить ритм сокращений.
  2.  Добавить в чашку Петри 1 каплю раствора адреналина. Отметить изменения частоты сокращений.
  3.  Сменив раствор Рингера, добавить  к нему 2 капли ацетилхолина, отметить реакцию сердца.
  4.  Оформить протокол по форме «воздействие - эффект».

В выводах отметить характер влияния адреналина и ацетилхолина на сердце. Объяснить , какие изменения мембранного потенциала происходят в клетках синоатриального узла при действии на них медиаторов ацетилхолина и норадреналина. Нарисовать график ПД.

Работа 3

Рефлекс на сердце с органов брюшной полости (опыт Гольца).

В центр блуждающего нерва  в продолговатом мозге  постоянно поступают  импульсы по  афферентным волокнам от  многочисленных экстеро- и интерорецепторов различных  частей тела.   Раздражение этих рецепторов  вызывает рефлекторные изменения работы сердца. В настоящей работе  производится механическое раздражение кожных экстерорецепторов  и интерорецепторов органов брюшной полости.   

Опыт производится на децеребрированной лягушке с сохраненным продолговатым мозгом.

ХОД   РАБОТЫ:

  1.  Вскрыть грудную полость. Через 5-7 мин определить частоту сердечных сокращений.
  2.  Отрывисто ударить рукояткой пинцета или ножницами по брюшку лягушки несколько раз. Одновременно внимательно следить за изменениями деятельности сердца, которое в ответ на удары замедлит свой ритм и на короткое время останавливается.

Происходит рефлекторное торможение его деятельности.

  1.  Вскрыть брюшную полость лягушки. Потянуть и сдавить пинцетом желудок и кишечные петли. Наблюдать торможение работы сердца.

Произвести такое же грубое механическое раздражение почек и печени. Наблюдать аналогичный эффект.

Раздражение брюшных органов производить с промежутками в 2-3 мин.

  1.  Разрушить продолговатый мозг и повторить опыт с раздражением брюшных органов. Отметить, что рефлекторного торможения не наблюдается.

Сделать вывод о рефлекторном влиянии с интерорецепторов брюшной полости на сердце.

Нарисовать рефлекторную дугу рефлекса (орган брюшной полости - продолговатый мозг - сердце).

Работа 4

Рефлекс на сердце с глазного яблока

(глазосердечный рефлекс - рефлекс Данини-Ашнера).

Одними из многочисленных рецепторов, имеющих афферентную связь с центром блуж-

дающего нерва являются механорецепторы  оболочек глазного яблока и ретробульбарной клетчатки

Наблюдение проводить на человеке.

ХОД   РАБОТЫ:

  1.  Подсчитать у испытуемого частоту пульса на руке.
  2.  Расположить обе руки испытуемого на голове таким образом, чтобы большие пальцы находились на веках закрытых глаз, а остальные на боковых поверхностях головы.
  3.  Сам испытуемый производит постепенно возрастающее, но не сильное давление на глазные яблоки в течение 5-10 с, а затем быстро прекращает давление.
  4.  Сразу подсчитать пульс за каждые 15 с в течение 3 мин.
  5.  Дать характеристику изменению частоты сердцебиений и объяснить его механизм.

Зарисовать дугу глазосердечного рефлекса.

Задачи

1.Человек перешёл из  вертикального положения в горизонтальное. Как и с помоью каких  регуляторных механизмов изменится работа сердца.

2.Во время операции на органах брюшной полости человека произошло  нарушение деятельности работы сердца: сначала тахикардия, а  затем резкое торможение сокращений. Каков возможный физиологический механизм  этих изменений?

В опыте на кошке записывается ЭКГ на фоне раздражения  периферического  конца перерезанного блуждающего нерва. Какие изменения  в ЭКГ будут наблюдаться в этом случае?

У больного с приступом предсердной пароксизмальной тахикардии может помочь прекратить приступ массаж шеи в области каротидного синуса. Почему?

Тема: Основные параметры системы кровообращения.

Капиллярное кровообращение

Измерение артериального давления методом Короткова. Определение систолического и минутного объема крови у человека в покое и после физической нагрузки.

Величина артериального давления является одной из важнейших констант, характеризующих состояние  внутренней среды организма. Она определяется работой сердца и тонусом сосудов. Различают систолическое  или максимальное давление, создаваемое сердцем во время систолы, и диастолическое, или минимальное, создаваемое за счёт тонуса сосудов. Разницу между систолическим и диастолическим лдавлением составляет  пульсовое  давление.

Аускультативный метод Короткова.

На обнажённое плечо несколько выше локтевой ямки накладывают манжетку. В локтевой ямке находят пульсирующую  плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп. Создают давление  в манжетке выше максимального, при котором исчезает пульс, затем поворачивая клапан,  постепенно выпускают воздух из манжетки и фонендоскопом выслушивают тоны  в плечевой артерии.

Момент появления тонов соответствует систолическому давлению. Продолжают  снижать давление в манжетке и слушают нарастающую силу тонов, а затем отмечают постепенное  их ослабление с последующим  исчезновением. Момент исчезновения тонов соответствует диастолическому давлению..

Правила измерения артериального давления.

1. Измерение АД производится на левом плече.

2. Манжетку накладывают плотно, оставляя свободной нижнюю треть плеча.

3. Участок плеча с манжеткой должен находиться на уровне сердца.

4. Измерение давления производят через 1-1.5 мин. после укрепления манжеты (чтобы исчез сосудистый рефлекс, вызванный ее наложением).

  1.  Работать в абсолютной тишине.

     У каждого студента измеряется артериальное давление методом Короткова. По данным систолического (Рs) и диастолического (Pd) давления производится вычисление пульсового (Рр) и среднего динамического давления (Рm). С учетом возраста по формуле Старра рассчитывается систолический (CO) и минутный объем (МО) сердца. Для того, чтобы получить правильные СО и МО необходимо точно измерить величину Рs  и Рd.

ХОД   РАБОТЫ:

1. Сосчитать пульс. Измерить систолическое (Рs) и диастолическое (Pd) давление в покое.

2. Не снимая манжеты сделать 20 приседаний за 30 секунд. Сразу после физической нагрузки вновь измерить давление, одновременно считая пульс за 15с. на правой руке. Пересчитать пульс за минуту.

Момент

Давление в мм.рт.ст.

Часто-та

Объем крови в мл.

измере-ния

Р сист.,

Рs

Р диаст., Pd

Р пуль-сов.,

Рр

Р сред-нее,

Рm 

пульса

Сист. (СО)

Минутный (МО)

В покое

Сразу после нагрузки

Измене-ния в %

По данным опыта произвести вычисления следующих показателей состояния сердечно-сосудистой системы:

1. Пульсовое давление вычисляется по формуле: Рр = Рs - Pd.

2. Среднее динамическое давление (Рm) вычисляется по приближенной формуле: Рm = Pd + Рр , где - коэффициент = 0.4 0.078.

У здоровых лиц среднее динамическое давление поддерживается с исключительным постоянством и под влиянием нагрузки изменяется не более чем на 1-3 мм.рт.ст.

3. Систолический объем (СО) вычисляется по формуле Старра:

    СО = 100 + 0.5Рр - 0.6Pd - 0.6В, где В - возраст в годах.

4. Минутный объем (МО) равен систолическому объему крови умноженному на частоту пульса.

Результаты исследования занести в таблицу.

Оценка результатов:

После физической нагрузки у здоровых лиц:

частота пульса возрастает на 30-40 уд/мин

Рs - увеличивается на 15-30% от исходной величины

Pd - снижается на 10-35%

Рр - увеличивается не более, чем на 60-80%

Рm - колеблется в пределах 1-3 мм.рт.ст.

По результатам обследования сделать выводы. Объяснить,  за счёт какого компонента: частоты сердечного ритма или  величины ударного объёма, произошло увеличение минутного объёма сердца при физической нагрузке.

Четыре наиболее характерных типа реакций

сердечно-сосудистой системы на нагрузку.

1.Нормотонический тип реакций. Учащение пульса с отчетливым повышением Рсист., Рдиаст. не меняется или слегка снижается. Пульсовое давление повышается.

2.Астенический тип реакций. Значительное учащение пульса. Рсист. Повышается слабо или не повышается (редко снижается); Рдиаст. - повышается, пульсовое давление понижается. Удлиняется период восстановления.

3.Гипертонический тип реакций. Характеризуется высоким Рсист. (до 180-200 мм.рт.ст.). Рдиаст. не снижается или даже повышается. Пульсовое давление значительно повышается. Пульс значительно учащен. Восстановительный период затягивается.

Такой тип реакций наблюдается у людей, страдающих гипертонией, атеросклерозом, у спортсменов при нарушении режима тренировок.

4.Дистонический тип реакции. Резкое учащение пульса, повышение Рсист., Рдиаст. резко снижается, иногда падает до нуля.

Такой тип реакции свидетельствует о чрезмерной лабильности сердечно-сосудистой системы, обусловленной нарушением нервной регуляции (неврозы, инфекционные заболевания, перетренированность).

кровооБРАЩение в капиллярах

Совокупность  сосудов от артериол до венул составляет микроциркуляторное русло.

В него входят метартериола, магистральные капилляры и капиллярные сети. Одной из особенностей  работы капилляров  является то , что из общего числа имеющихся капилляров в каждый данный момент  функционирует только часть. Остальные закрыты. Работающие дежурные капилляры  функционируют  в режиме  попеременного открытия и закрытия, который регулируется местными продуктами обмена ( угольная, молочная кислота,  АТФ и др.).  Такой способ работы капилляров называют "мерцанием". В период интенсивной деятельности органа, когда обмен в нём увеличивается, количество функционирующих капилляров значительно возрастает.

Движение крови по кровеносным сосудам можно наблюдать под микроскопом в плавательной перепонке или языке лягушки. До опыта лягушку наркотизируют, помещая в 10% раствор спирта на 10-15 минут.

Кровообращение в плавательной перепонке.

Лягушку кладут на пробковую пластинку спиной вверх. Плавательную перепонку задней лапки (лучше между II и III пальцами) при помощи булавок растягивают над отверстием в пробковой пластине. Во избежание остановки кровообращения сильно растягивать перепонку не рекомендуется. Переносят пробковую пластинку вместе с лягушкой на микроскопический столик, при слабом увеличении находят наиболее характерный участок перепонки. Рассмотреть артерии, вены, капилляры, руководствуясь направлением тока крови. Сравнить скорость течения крови в артериях, венах и капиллярах, проследить изменение формы эритроцитов в капиллярах, особенно в местах их ветвления.

Кровообращение в языке.

Раскрыть рот лягушки, вытащить пинцетом свободный задний конец языка, который у нее фиксирован по переднему краю челюсти, и, растянув над отверстием пробковой пластинки, укрепить по краям булавками, воткнутыми косо, чтобы оставить место для объектива микроскопа. Натяжение должно быть достаточным, чтобы превратить язык в прозрачную мышечную пластинку. Слишком сильное натяжение прекращает кровообращение. Поместить язык под микроскоп. Видны, главным образом, мелкие артерии и вены, отчетливо наблюдается артериальный пульс. В капиллярах эритроциты следуют друг за другом (“гуськом”)

В протоколе зарисовать наиболее характерные участки перепонки и языка с капиллярами, артериолами и венулами.

Сделать вывод об особенностях  кровообращения в капиллярах. Объяснить, что такое "мерцание" капилляров, какой механизм  управляет  попеременным открытием и закрытием капилляров.

Тема: РЕГУЛЯЦИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Уровень артериального давления зависит от  величины сердечного выброса   и      общего периферического сопротивления, которое  зависит от тонуса  гладкомышечной сосудистой стенки, и регулируется нервными и гуморальными факторами.

Рефлекторные изменения артериального давления возникают при раздражении  собственных рецепторов сосудистого русла, располагающихся в  специальных рефлексогенных зонах, а также вследствие раздражения хемо- и механорецепторов внутренних органов и экстерорецепторов кожи и слизистых оболочек. Ниже следует описание  опыта на наркотизированном кролике, в котором  проводится анализ   прессорецептивного рефлекса с помощью воздействий,   направленных на афферентную, центральную и эфферентную части его дуги.

У наркотизированного  кролика отпрепаровывают на шее и берут на лигатуры блуждающие и депрессорные нервы (у кролика эти нервы представлены отдельно идущими веточками, у других животных и человека они объединены в общий ствол).  В одну из сонных артерий (1.а) вводят стеклянную канюлю и через систему резиновых трубочек соединяют ее с манометром.  Другую сонную артерию берут на лигатуру.

Регистрация артериального давления производится на движущейся ленте кимографа с помощью пишущего устройства.

1.Сонные артерии:

1.а - введена канюля для регистрации АД,

1.б - свободная сонная артерия.

2. Синокаротидные нервы.

3. Депрессорные нервы.

4. Блуждающий нерв

 V - центр блуждающего нерва.

 D - депрессорный отдел СДЦ.

 P - прессорный отдел СДЦ.

Схема опыта и воспроизведенные в записи кривой АД эффекты.

1. Запись исходного уровня артериального давления, волны 1-го и 2-го порядка.

        выдох   вдох

Волны 1-го порядка   Волна 2-го порядка

Нарисовать кривую и объяснить происхождение волн 1-го и 2-го порядка.

2. Перерезка депрессорного нерва с одной стороны (3), на лигатуре оставлен его центральный конец.

Здесь и далее - начало воздействия, - прекращение воздействия.

. Раздражение центрального конца депрессорного нерва электрическими импульсами.

4. Пережатие свободной сонной артерии (1.б) сосудистым зажимом на несколько секунд.

5. Перерезка правого блуждающего нерва, на лигатуре оставлен периферический конец (4).

6. Раздражение электрическими импульсами в течение 3-5 секунд периферического конца блуждающего нерва.

7. В краевую вену уха кролика введено 0.3 мл 0.01% адреналина.

8. Внутривенно введен гистамин 0.5 мл 0.005%.

Задание: 1.Зарисовать кривые записи АД при каждом воздействии и объяснить причину изменения величины артериального давления, обращая внимание на изменения тонуса  сосудодвигательного центра и блуждающих нервов, на изменения просвета сосудов и работы сердца.

2. Проанализировав все виды воздействий и полученные эффекты, сделать обобщенный вывод о механизмах регуляции системного артериального давления.

Нарисовать рефлекторную дугу  барорецептивного рефлекса с обозначением всех его звеньев.

Задачи

1 В результате значительной кровопотери у человека объём циркулирующей крови уменьшился на 30%. Опишите последовательность компенсаторных реакций организма, которые будут способствовать стабилизации АД

2. У пострадавшего, перенёсшего   термический ожог значительной поверхности тела резко упало артериальное давление. Каков физиологический механизм дааных изменений?

3. Почему развивается  артериальная гипертензия при сужении почечной артерии?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55693. Національне виховання на уроках розвитку зв’язного мовлення 207.5 KB
  На жаль, нині ми маємо надзвичайно мало патріотів, котрі щиро вболівають за майбутнє та теперішнє держави. Чому це так? Тому, що відсутня відповідна політика держави, а як відомо «відсутність такої політики» - також політика.
55694. Корекційно-розвивальна робота з учнями з вадами фізичного та (або) розумового розвитку 228 KB
  Окрім того діти навчаються у школі де переважно ведуть сидячий спосіб життя і можуть ділитися своїми емоціями лише на коротких перервах чи на уроках фізкультури. Ці діти швидко відволікаються увага у них нестійка.
55696. ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНОЇ КУЛЬТУРИ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ МУЗИКИ В ПОЗАНАВЧАЛЬНІЙ ДІЯЛЬНОСТІ ВНЗ 389 KB
  Студенти учасники ансамблю краще проводять заняття педагогічної практики у дитячому садку та школі бо їхнє тонке чуття музичних творів передається дітям а хвилювання яке притаманне студентам-практикантам під час проходження...
55697. Формування і розвиток комунікативної компетентності молодших школярів 244.5 KB
  Наше завдання полягає в тому щоб: а удосконалювати вміння правильно відповідати на поставлені запитання ставити запитання іншим вступати в розмову; б збагачувати мовлення дітей формулами мовленнєвого етикету...
55698. Використання інтерактивних технологій як засобу продуктивного навчання учнів початкових класів 338 KB
  Від якості навчання і виховання залежить формування культурних цінностей. Тому реформування загальної освіти супроводжується введенням нових спеціальних форм організації пізнавальної діяльності які мають конкретну мету –- створити такі умови навчання за якими би кожен учень міг успішно навчався...
55699. Участь студентів у позанавчальній роботі – необхідна передумова формування професійної компетентності випускника ВНЗ 2.16 MB
  На нашу думку поєднання аудиторної та позанавчальної роботи з додаткової спеціалізації Керівник дитячого хореографічного колективу яке реалізується у ВНКЗ Білгород-Дністровське педагогічне училище Одеської області через діяльність Народного ансамблю танцю Бессарабський сувенір сприяє...
55700. Самооцінювання учнів – один із способів розвитку їхньої пізнавальної самостійності і творчої активності на уроках математики 593 KB
  Навчальна мета уроку: Активізувати пізнавальну діяльність учнів; познайомити учнів з поняттями: пропорція члени пропорції; правильна і неправильна пропорція; з основною властивістю пропорції.
55701. Самостійна робота як засіб навчання, виховання і розвитку учнів 228 KB
  Успішне його виконання багато у чому залежить від методики навчання яка дає змогу озброїти учнів глибокими знаннями навчити їх працювати зацікавлено й самостійно. Методику сучасного уроку характеризує система самостійних робіт учнів. В цій статті описується певною мірою методи самостійного навчання учнів.