50955

Введение в дисциплину. Понятие информатики. Место информатики в ряду других фундаментальных наук

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Направления для практических приложений: архитектура вычислительных систем приемы и методы построения систем предназначенных для автоматической обработки данных; интерфейсы вычислительных систем приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением; программирование приемы методы и средства разработки компьютерных программ; Преобразование данных приемы и методы преобразования структур данных; защита информации обобщение приемов разработка методов и средств защиты данных; автоматизация функционирование...

Русский

2014-02-03

59 KB

12 чел.

Курс: «Информатика»                                        САПР, АСОИ, ВМ, Т28- II курс

Лекция №1

Тема: Введение в дисциплину

  1.  Понятие информатики. Место информатики

в ряду других фундаментальных наук.

  1.  История  развития информатики.
  2.  Правовые аспекты информатики.
  3.  Стандарт дисциплины.


Лекция №1

Тема: Введение в дисциплину

Понятие информатики. Место информатики в ряду других фундаментальных наук.

Предмет и задачи информатики

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими..

Предмет:

  •  аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
  •  программное обеспечение средств вычислительнорй техники;
  •  средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  •  средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами;

Основная задача – систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

Цель систематизации – выделение, внедрение и развитие передовых и, наиболее эффективных технологий, автоматизация этапов работы сданными, а также методическое обеспечение новых технологических исследований.

Направления для практических приложений:

  •  архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
  •  интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
  •  программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);
  •  Преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
  •  защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
  •  автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
  •  стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратами и программными средствами, а также между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем);


История  развития информатики.

Предыстория

Начальный этап –  освоение человеком развитой устной речи.

Второй этап –  возникновение письменности.

Третий этап –  книгопечатание.

Четвертый этап – успехи точных наук,

возникновение мощных средств связи (радио, телефон,   телеграф),

развитие телевидения, фотографии, кино,

запись информации на магнитные носители.

Начало истории –             разработка первых ЭВМ

Причины:  -  «информатика» - наука о вычислениях;

-  единая форма представления обрабатываемой и хра-нимой информации – важное свойство современной вычислительной техники;

«Информатика» (русск.)=Informatique (французск.)

Наука об автоматической обработке информации.

«Информатика» (русск.)=Computer Science (англ.)

Наука о средствах вычисли-тельной техники

Правовые аспекты информатики.

Закон «Об информации, информатизации и защите информации»

(базовый юридический документ)

Удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

  •  Общие положения
  •  Информационные ресурсы
  •  Пользование информационными ресурсами
  •  Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
  •  Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Информатизация определяется как важное, новое стратегическое направле-ние деятельности государства.

Закон

  •  определяет цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации.
  •  создаёт условия для включения России в международный информационный обмен;
  •  предотвращает бесхозяйственное отношение  к информационным ресурсам и информатизации;
  •  обеспечивает информационную безопасность и права  юридических и

физических лиц на информацию;

Информационные ресурсы рассматриваются как

  •  материальный продукт, который можно покупать и продавать;
  •  интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право;

Документы,   регламентирующие

информацию   в   качестве   объектов   права.

  1.  Первая часть гражданского кодекса Российской Федерации, принятого 21.04.94 г.:

статьи 128, 138, 139, 209

  1.  Законы Российской Федерации
  •  «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.01.95 г.
  •  «О государственной тайне»
  •  «О банках и банковской деятельности» от 2.11.90 г.
  1.  Постановление правительства РСФСР №35

от 05.12.91 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».


  1.  Стандарт дисциплины.
  2.  Понятие информатики
  3.  История развития информатики
  4.  Место информатики в ряду фундаментальных наук
  5.  Мировоззренческие аспекты информационных технологий
  6.  Экономические аспекты информационных технологий
  7.  Правовые аспекты информационных технологий
  8.  Понятие информации
  9.  Понятие  измерения информации
  10.  Количество информации
  11.  Качество информации
  12.  Единицы измерения информации
  13.  Информация и энтропия
  14.  Сообщения и сигналы
  15.  Кодирование сигналов
  16.  Квантование сигналов
  17.   Информационный процесс в автоматизированных системах
  18.   Фазы информационного цикла и их модели
  19.   Информационный ресурс и его составляющие
  20.   Информационные технологии
  21.   Технические и программные средства информационных технологий
  22.   Основные виды обработки данных
  23.   Обработка аналоговой и цифровой информации
  24.   Устройства обработки данных и их характеристики
  25.   Понятие и свойства алгоритма
  26.   Принцип программного управления
  27.   Функциональная и структурная организация компьютера
  28.   Сетевые технологии обработки данных
  29.   Виды и характеристики носителей сигналов
  30.   Спектры сигналов
  31.   Модуляция и кодирование
  32.   Каналы передачи данных и их характеристики
  33.   Методы повышения помехоустойчивости передачи и приема
  34.   Современные технические средства обмена данных и каналообразующей аппаратуры
  35.  Типы и структуры данных
  36.  Организация данных на устройствах с прямым и последовательным доступом
  37.  Файлы данных
  38.  Файловые структуры
  39.  Носители информации и технические средства для хранения данных
  40.  Представление информации в цифровых автоматах
  41.  Позиционные системы счисления
  42.  Методы перевода чисел
  43.  Форматы представления чисел с плавающей запятой
  44.  Двоичная арифметика
  45.  Коды: прямой, обратный, дополнительный, модифицированный
  46.  Выполнение арифметических операций с числами с фиксированной и плавающей запятой
  47.  Информационные основы контроля работы цифровых автоматов

  1.  Систематические коды
  2.  Контроль по четности, нечетности, по Хеммингу
  3.  Подготовка, редактирование и оформление текстовой документации графиков диаграмм и рисунков
  4.  Обработка числовых данных в электронных
  5.  Основы компьютерной  коммуникации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7797. Послереформенные изменения в России (вторая половина 19 века) 27.5 KB
  Послереформенные изменения в России (вторая половина 19 века) Новые условия хозяйственной и общественной жизни пореформенной России настоятельно требовали подготовлённых и грамотных людей. Необходимо было значительно расширить базу народного образов...
7798. Просвещение абсолютизма 41 KB
  Просвещение абсолютизма Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Основы просве...
7799. Развитие системы образования в России в начале 20 века 32 KB
  Развитие системы образования в России в начале 20 века Основным типом школы в России к началу ХХ века, как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пестротой не только по ведомственной принадлежности, но и по срокам и содержанию обучения. Самыми...
7800. Реформы Петра 1 29.5 KB
  Реформы Петра 1. Преобразования в сфере культуры Пётр I изменил начало летосчисления с так называемой византийской эры (от сотворения Адама) на от Рождества Христова. 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако...
7801. Советская школа в годы ВОВ и послевоенные годы(1941-58гг.) 25 KB
  Советская школа в годы ВОВ и послевоенные годы(1941-58гг.). Война затормозила осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учи...
7802. Советская школа в период с 1921 по 1930гг 25.5 KB
  Советская школа в период с 1921 по 1930гг. По окончании гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству, которое осуществлялось в трудных условиях хоз. разрухи и голода. Надо было немедленно восстановить промышленность, поднять с...
7803. Советская школа в период с 1930 по 1940гг 26 KB
  Советская школа в период с 1930 по 1940 гг. Советское правительство принимает ряд постановлений о школе, которые определили ход ее дальнейшего развития, направления в перестройке ее учебно-воспитательной работы, а также новые теоретические достижения...
7804. Советская школа и педагогика в 1945-1964 27 KB
  Советская школа и педагогика в 1945-1964 Реформы коснулись и народного образования. Получили развитие школы рабочей молодежи. Были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные уч...
7805. Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов 25.5 KB
  Советская школа и педагогика в сер. 60-х - н. 90х годов Советская школа в период с 1958 по 1992г. В 1958г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования, который установил в нашей ст...