51011

Биологические истоки морального поведения. Как соотносится этика с другими механизмами регуляции общественных отношений

Контрольная

Этика и деонтология

Охарактеризуйте биологические истоки морального поведения. Мораль способ регулирования отношений. Природа морали ее биологические истоки. Как соотносится этика с другими механизмами регуляции общественных отношений. Утверждение мыслителей. Понятие нормы. Социальные нормы как способ регулирования отношений (формы)...

Русский

2015-01-09

69 KB

15 чел.

План:

  1.  Охарактеризуйте биологические истоки морального поведения?
    1.  Мораль способ регулирования отношений
    2.  Природа морали ее биологические истоки
    3.  Заключение
  2.  Как соотносится этика с другими механизмами регуляции общественных отношений?
    1.   Утверждение мыслителей
    2.   Понятие нормы
    3.   Социальные нормы как способ регулирования отношений (формы)
    4.  Нормы и социально-психологические установки
  3.   Что означают приведенные слова (ответ по 2 строчки)
  4.  Список литературы

  1.  Охарактеризуйте биологические истоки морального поведения
    1.   Мораль способ регулирования отношений

Нормы и принципы это основа общественной морали, и они не регулируются государственными органами и зависят от общественного мнения и отношения к индивидам, которые являются объектом осуждения.(Может ли серийный убийца быть помилован или наказан? ). Мораль регулирует поведения человек во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общественные устои жизни, общение людей их отношение друг другу. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали.

Хотя  ценностная ориентация выступает, как  в качестве моральной регуляции жизнедеятельности людей.  Но нравственное поведение человека не обусловлено какими-либо соображениями личной выгоды, а диктуется потребностью в добре, справедливости, честности, правдивости. Для оценки поведения людей право использует критерии: правомерно или неправомерно, имеет юридическое значение, юридического значения.

  1.   Природа морали ее биологические истоки

Происхождение морали вытекает из природы человека как природного существа, его потребностей и интересов, неизменной биолого-психологической сущности индивида. Начало рекомендации антропологического направления провозглашенный еще в V в. до н. е. греческим философом Протагором: «Человек есть мера всех вещей».
     Исследование проблемы происхождения морали показывает, что её истоки самым непосредственным образом связаны с природой человека. К.Лоренц, например, даже связывал природу морали с биологической природой человека. Он полагал, что формирование нравственных норм происходит в процессе естественного отбора. В ходе его осуществляется трансформация инстинктов в осознанные варианты поведения, накопление опыта условно-рефлекторного поведения. Эволюция человека, таким образом, сопровождается переходом от ситуативных способов регуляции поведения к их закреплению и осознанию в качестве норм и правил, т.е. как стереотипов поведения. Передача данных правил от поколения к поколению осуществляется посредством научения, подражания, запретов.
     Естественно, нельзя отрицать природно-биологических предпосылок возникновения морали, так как человек представляет собой социальное существо и моральные нормы фиксируют не только правила реализации личностью своих социальных ролей. Мораль есть то, что соединяет социальное и биологическое в человеке, делает его индивидуальностью. Справедливости, самообладания, верности, терпимости, выносливости и т.д.)

Как сферы общественной жизни и экономика, и политика предполагают совместно организованную деятельность людей, осуществление которой строится не только по специфическим законам данных сфер, но и в соответствии с принципами нравственности – долга, порядочности, честности, ответственности. Без нравственной оценки и регуляции самые благие деяния оказываются несостоятельными, античеловеческими. 
 Характерным для той или иной системы моральных ценностей является то, что они всегда имеют конкретно-историческое содержание. В тот или иной период истории складывается и функционирует своя, отличная от других периодов, система моральных ценностей. Сообразно времени на первый план могут выходить те или иные из моральных ценностей: долг или эгоизм, солидарность или национализм, справедливость или несправедливость, любовь или ненависть. 

  1.  Заключение

Со времен появления шаманства, религий появилось дробление классов, появления каст, кланов и т.д.   Что существенно повлияло на сознание, общества и дала толчок развитию. Можно отметить, что с часть накопленных знаний передавалось из поколения в поколения, тем самым продлевая «жизнь»  традициям, правилам, нормам, учениям. Еще австралопитек понимал, что одному ему не выжить, что одному сложнее добыть пищу и защититься от хищников. Социальность -  это основа выживания человека как вида.     

  1.  Соотношение этики с другими механизмами регуляции общественных отношений

 1.1 Утверждение мыслителей

Еще выдающийся мыслитель античности Платон утверждал, что люди живут в мире идей, которые управляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом человеке заложено страстное стремление к постижению идей. Наивысшая идея - идея блага - отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, - абсолютный и общезначимый фундамент норм. Так же идею тесной связи «нормальности» человека с его добродетельностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм называл добродетелью ответственность человека по отношению к своему существованию, а пороком - безответственность. Цель человеческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы.  А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа . В данном случае термин «идеальный» имеет иное значение и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

1.2 Понятие нормы

При специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты. Гениальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеального человека - князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей. Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихическиххарактеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равновесием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением. В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой. Мы видим, что возможны самые различные подходы к определению как психологической, так и социальной нормы вообще.

1.3 Социальные нормы как способ регулирования отношений (формы)

Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы - записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны. По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации. Мы можем рассмотреть социально-психологические механизмы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы - Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых - достойные образцы для подражания верующих людей.

Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества - все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи - чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.

В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.

Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.

Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка - основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.     

Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами). Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями. Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы - индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом. Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с общественными интересами

1.4 Нормы и социально-психологические установки

В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» - в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюд а, выделив три известных компонента:

  •  когнитивный (представление, знание об объекте или явлении); 
  •  аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту); 
  •  конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) [16]. 

Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности - его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.

В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А.Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (социальных установок):

  •  простейшие ситуативные поведенческие установки; 
  •  социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях; 
  •  диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности; 
  •  система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности. 

На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. Личностный смысл может не совпадать с социальным значением. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей, а для другого главное - карьера. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции по критерию общественной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида

  1.  Что означают приведенные слова (ответ по 2 строчки)

Одиозный -  человек с отрицательными качествами вызывающие неприязненное отношение (имя нарицательное), похожие слова по значению ненавистные, противный.

Одолжение – действие имеющее значение как услуга, помощь, любезность, возможно уступки по отношению к другому человеку.   

Опуститься – занять более низкое положение в обществе, в случае действия повлёкшее неудачу, как для себя так возможно для окружающих (потяну на дно).   

Потуги – усилие, прилегающее для достижения цели, чаще всего данное действие характеризует бесплодные усилия не дающие результат.   

Пошлый – низкопробный, в духовном, нравственном отношении, чуждый высоких интересов и запросов. 

Презумпция предположение о существовании факта, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана.

Опустошённость - субъективное психическое состояние, характеризующееся болезненным ощущением бедности чувств, фантазий и желаний, а также отсутствием реакций на внешние, в том числе механические и физические стимулы.

Ортодоксальность - склонность твердо придерживаться определенных убеждений, строго соблюдать правила и линию действий.

Оскорбление - унижение чести и достоинства личности, выраженное в устной или письменной форме, дается отрицательная оценка его личности, качеств, поведения, причем в грубой форме.

Остепениться- стать более спокойным, рассудительным в поведении, для принятия важного решения требующего «холодного» расчета.


  1.  Список используемой литературы:

1.1Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии 10 стр.

1.2.http://www.plib.ru/filosofiya/bezlepkin_filosofia/bezlepkin_filosofia27.htm

1.3 http://works.tarefer.ru/104/100042/index.html 

1.4 Учебное пособие по этике 39 стр.

1.5 http://www.wikipedia.org/

1.6 . Швейцер Ю.А. Этика. М., 1998. 271 стр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7102. Физико-химические основы тепловых процессов 291.5 KB
  Физико-химические основы тепловых процессов Лекция № 1 Введение. Классификация топлива. Введение. Данный курс рассматривает совокупность последовательных физических и химических действий (процессов) для получения тепловой энергии. Народное хозяйство...
7103. Заряды взрывчатых веществ стандартные и изготовляемые в войсках 59.66 KB
  Заряды взрывчатых веществ стандартные и изготовляемые в войсках Учебные вопросы Введение. Сосредоточенные, удлиненные, фигурные и кумулятивные стандартные заряды. Сосредоточенные, удлиненные, фигурные и кумулятивные заряды ВВ изготовляем...
7104. Молекулярная физика. Тепловые явления 162.5 KB
  Молекулярная физика. Тепловые явления Содержание: Молекулярно-кинетическая теория Тепловые явления в молекулярной физике. Силы взаимодействия молекул, их масса и размер. Причина броуновского движения частицы. Давление идеального газа. Температура По...
7105. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности 94.48 KB
  Лекции по дисциплине Транспортное обеспечение коммерческой деятельности Лекция 1 - Транспортная система России Изучаемые вопросы: необходимость изучения дисциплины. Цель, объект, предмет изучения сущность транспортных услуг, их особенно...
7106. Математическое моделирование процессов рафинирования алюминиевых сплавов 191.5 KB
  Математическое моделирование процессов рафинирования алюминиевых сплавов Изложены: методические разработки по рафинированию алюминия и алюминиевых сплавов, методы математического моделирования при планировании экспериментов на трех уровнях фак...
7107. Капитальный ремонт: стимулирование инициатив собственников жилья 259.5 KB
  Бюджетные средства - решение двух главных проблем содержания многоквартирных домов Последние несколько лет капитальный ремонт многоквартирных домов стал одной из самых злободневных и наиболее часто обсуждаемых тем в большинстве российских городов. П...
7108. СТРУКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ 99.72 KB
  Нисходящее проектирование В результате этого проектирования строится иерархическая схема, отражающая состав и взаимоподчиненность отдельных функций, которая носит название функциональная структура алго...
7109. Философия. Курс лекций 167.96 KB
  МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ОСНОВН...
7110. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ 192.5 KB
  Л. Е. БАЛАШОВ ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 2-е издание, с изменениями и дополнениями, М.: ACADEMIA, 1999 - Из цикла Философские беседы(Электронный текст книги с исправлениями и дополнениями - 2001 г.) АННОТАЦИЯ В брошюре обосновывае...