51011

Биологические истоки морального поведения. Как соотносится этика с другими механизмами регуляции общественных отношений

Контрольная

Этика и деонтология

Охарактеризуйте биологические истоки морального поведения. Мораль способ регулирования отношений. Природа морали ее биологические истоки. Как соотносится этика с другими механизмами регуляции общественных отношений. Утверждение мыслителей. Понятие нормы. Социальные нормы как способ регулирования отношений (формы)...

Русский

2015-01-09

69 KB

15 чел.

План:

  1.  Охарактеризуйте биологические истоки морального поведения?
    1.  Мораль способ регулирования отношений
    2.  Природа морали ее биологические истоки
    3.  Заключение
  2.  Как соотносится этика с другими механизмами регуляции общественных отношений?
    1.   Утверждение мыслителей
    2.   Понятие нормы
    3.   Социальные нормы как способ регулирования отношений (формы)
    4.  Нормы и социально-психологические установки
  3.   Что означают приведенные слова (ответ по 2 строчки)
  4.  Список литературы

  1.  Охарактеризуйте биологические истоки морального поведения
    1.   Мораль способ регулирования отношений

Нормы и принципы это основа общественной морали, и они не регулируются государственными органами и зависят от общественного мнения и отношения к индивидам, которые являются объектом осуждения.(Может ли серийный убийца быть помилован или наказан? ). Мораль регулирует поведения человек во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общественные устои жизни, общение людей их отношение друг другу. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали.

Хотя  ценностная ориентация выступает, как  в качестве моральной регуляции жизнедеятельности людей.  Но нравственное поведение человека не обусловлено какими-либо соображениями личной выгоды, а диктуется потребностью в добре, справедливости, честности, правдивости. Для оценки поведения людей право использует критерии: правомерно или неправомерно, имеет юридическое значение, юридического значения.

  1.   Природа морали ее биологические истоки

Происхождение морали вытекает из природы человека как природного существа, его потребностей и интересов, неизменной биолого-психологической сущности индивида. Начало рекомендации антропологического направления провозглашенный еще в V в. до н. е. греческим философом Протагором: «Человек есть мера всех вещей».
     Исследование проблемы происхождения морали показывает, что её истоки самым непосредственным образом связаны с природой человека. К.Лоренц, например, даже связывал природу морали с биологической природой человека. Он полагал, что формирование нравственных норм происходит в процессе естественного отбора. В ходе его осуществляется трансформация инстинктов в осознанные варианты поведения, накопление опыта условно-рефлекторного поведения. Эволюция человека, таким образом, сопровождается переходом от ситуативных способов регуляции поведения к их закреплению и осознанию в качестве норм и правил, т.е. как стереотипов поведения. Передача данных правил от поколения к поколению осуществляется посредством научения, подражания, запретов.
     Естественно, нельзя отрицать природно-биологических предпосылок возникновения морали, так как человек представляет собой социальное существо и моральные нормы фиксируют не только правила реализации личностью своих социальных ролей. Мораль есть то, что соединяет социальное и биологическое в человеке, делает его индивидуальностью. Справедливости, самообладания, верности, терпимости, выносливости и т.д.)

Как сферы общественной жизни и экономика, и политика предполагают совместно организованную деятельность людей, осуществление которой строится не только по специфическим законам данных сфер, но и в соответствии с принципами нравственности – долга, порядочности, честности, ответственности. Без нравственной оценки и регуляции самые благие деяния оказываются несостоятельными, античеловеческими. 
 Характерным для той или иной системы моральных ценностей является то, что они всегда имеют конкретно-историческое содержание. В тот или иной период истории складывается и функционирует своя, отличная от других периодов, система моральных ценностей. Сообразно времени на первый план могут выходить те или иные из моральных ценностей: долг или эгоизм, солидарность или национализм, справедливость или несправедливость, любовь или ненависть. 

  1.  Заключение

Со времен появления шаманства, религий появилось дробление классов, появления каст, кланов и т.д.   Что существенно повлияло на сознание, общества и дала толчок развитию. Можно отметить, что с часть накопленных знаний передавалось из поколения в поколения, тем самым продлевая «жизнь»  традициям, правилам, нормам, учениям. Еще австралопитек понимал, что одному ему не выжить, что одному сложнее добыть пищу и защититься от хищников. Социальность -  это основа выживания человека как вида.     

  1.  Соотношение этики с другими механизмами регуляции общественных отношений

 1.1 Утверждение мыслителей

Еще выдающийся мыслитель античности Платон утверждал, что люди живут в мире идей, которые управляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом человеке заложено страстное стремление к постижению идей. Наивысшая идея - идея блага - отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, - абсолютный и общезначимый фундамент норм. Так же идею тесной связи «нормальности» человека с его добродетельностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм называл добродетелью ответственность человека по отношению к своему существованию, а пороком - безответственность. Цель человеческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы.  А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа . В данном случае термин «идеальный» имеет иное значение и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

1.2 Понятие нормы

При специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты. Гениальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеального человека - князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей. Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихическиххарактеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равновесием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением. В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой. Мы видим, что возможны самые различные подходы к определению как психологической, так и социальной нормы вообще.

1.3 Социальные нормы как способ регулирования отношений (формы)

Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы - записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны. По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации. Мы можем рассмотреть социально-психологические механизмы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы - Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых - достойные образцы для подражания верующих людей.

Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества - все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи - чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.

В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.

Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.

Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка - основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.     

Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами). Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями. Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы - индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом. Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с общественными интересами

1.4 Нормы и социально-психологические установки

В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» - в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюд а, выделив три известных компонента:

  •  когнитивный (представление, знание об объекте или явлении); 
  •  аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту); 
  •  конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) [16]. 

Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности - его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.

В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А.Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (социальных установок):

  •  простейшие ситуативные поведенческие установки; 
  •  социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях; 
  •  диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности; 
  •  система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности. 

На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. Личностный смысл может не совпадать с социальным значением. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей, а для другого главное - карьера. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции по критерию общественной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида

  1.  Что означают приведенные слова (ответ по 2 строчки)

Одиозный -  человек с отрицательными качествами вызывающие неприязненное отношение (имя нарицательное), похожие слова по значению ненавистные, противный.

Одолжение – действие имеющее значение как услуга, помощь, любезность, возможно уступки по отношению к другому человеку.   

Опуститься – занять более низкое положение в обществе, в случае действия повлёкшее неудачу, как для себя так возможно для окружающих (потяну на дно).   

Потуги – усилие, прилегающее для достижения цели, чаще всего данное действие характеризует бесплодные усилия не дающие результат.   

Пошлый – низкопробный, в духовном, нравственном отношении, чуждый высоких интересов и запросов. 

Презумпция предположение о существовании факта, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана.

Опустошённость - субъективное психическое состояние, характеризующееся болезненным ощущением бедности чувств, фантазий и желаний, а также отсутствием реакций на внешние, в том числе механические и физические стимулы.

Ортодоксальность - склонность твердо придерживаться определенных убеждений, строго соблюдать правила и линию действий.

Оскорбление - унижение чести и достоинства личности, выраженное в устной или письменной форме, дается отрицательная оценка его личности, качеств, поведения, причем в грубой форме.

Остепениться- стать более спокойным, рассудительным в поведении, для принятия важного решения требующего «холодного» расчета.


  1.  Список используемой литературы:

1.1Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии 10 стр.

1.2.http://www.plib.ru/filosofiya/bezlepkin_filosofia/bezlepkin_filosofia27.htm

1.3 http://works.tarefer.ru/104/100042/index.html 

1.4 Учебное пособие по этике 39 стр.

1.5 http://www.wikipedia.org/

1.6 . Швейцер Ю.А. Этика. М., 1998. 271 стр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54785. Озера і лимани. Особливості гідрологічного режиму. Водосховища 155.5 KB
  Мета: сформувати в учнів уяву про озера, лимани, водосховища України, їх походження, гідрологічний режим та екологічні проблеми; розглянути проблему доцільності створення водосховищ; розвивати навички роботи з тематичними і контурними картами; сприяти розширенню знань географічної номенклатури; закріпити знання отримані в курсі географії 6 класу при вивченні тем: «Озера, типи озерних улоговин», «Водосховища, їхня роль у господарському комплексі».
54786. Озера, болота і штучні водойми України 63 KB
  Мета уроку: навчальна: сформувати в учнів уявлення про основні озера болота водосховища України; загальні риси гідрологічного режиму та роботи озер водосховища України; розвивальна: розвивати вміння учнів аналізувати тематичні карти; виховна: сприяти розвитку навичок мислення високого порядку критичного мислення;сприяти формуванню екологічної культури особистості.
54788. МУЗЕЙ ОЦТУ 448 KB
  Вони протягом декількох місяців збирали інформацію про оцет його історію виробництво застосування значення. Застосування оцтової кислоти Різновиди оцту Виробництво оцту Оцет в моєму домі: практичні поради Оцтова кулінарія Оцтове дерево Оцет як хобі Оцет для краси Оцет помічник здоровя Оцтові історії Оцет в мистецтві Висловлювання про оцет Деякі експозиції Музею оцту є також в електронному варіанті зроблені за допомогоб програми РоwerPoint. Оцет грец. όος Ще більше 4000 років тому в Стародавньому Єгипті...
54789. Північна Америка. Фізико-географічне положення. Історія відкриття й дослідження материка 35 KB
  Мета уроку: сформувати знання про фізикогеографічне положення особливості берегової лінії історію відкриття та дослідження материка Північна Америка; удосконалювати вміння працювати з картоювизначати географічні координати; розвивати увагу уяву зорову память логічне мислення; виховувати інтерес до пізнання нового. До цього ви ознайомилися з чотирма материками. Сьогодні на уроці ми з вами більш детально ознайомимося з особливостями географічного положення материка Північна Америка та...
54790. Пагін, його будова. Стебло – вісь пагона 37.5 KB
  Цілі: Сформувати в учнів поняття про пагін основний надземний орган рослини що складається із стебла листків і бруньок познайомити з видами бруньок продовжити формування умінь і навичок виконання і оформлення лабораторної роботи. Що ж головне корінь чи пагін Давайте послухаємо байку Михайла Старицького Коріння та пагін.
54791. Особенности рынков ресурсов 18.98 KB
  Факторы производства — экономические ресурсы, участвую­щие в производстве товаров и услуг. Под экономическими ре­сурсами понимают людские ресурсы (труд и предприниматель­ская способность) и материальные ресурсы (земля и капитал)
54793. Хочеш довго жити – кидай палити 35.5 KB
  Паління стало характерним для нашого суспільства ми постійно стикаємося з цим явищем. Лікартерапевт: Насамперед паління вражає легені серцевосудинну систему. Статист: Шановні А що можна заперечити проти моїх цифр Кожні 24 години через паління в Америці помирає 1000 осіб. доларів на приналежності для паління.