51139

Основы теории цепей. Методические указания

Книга

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Сборку электрической цепи рекомендуется начинать с последовательно соединенных элементов и приборов а затем подключать параллельные ветви как самой электрической цепи так и приборов. Для участка цепи представленного на рис. Потенциалы точек могут быть определены относительно какойлибо точки цепи измерением с помощью вольтметра или расчетом если известны значения э. При расчете потенциалов точек необходимо учитывать что на участке цепи не содержащем э.

Русский

2014-02-06

125.58 KB

10 чел.

 Министерство образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

 Физико-технический институт

 Кафедра радиоэлектроники и телекоммуникационных систем

 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕПЕЙ

Методические  указания  для  выполнения лабораторных работ

2 семестр

для студентов, обучающихся

по направлению  210300 «Радиотехника»,

специальности:  210302 « радиотехника»,

специализации «Радиотехника»,

Иркутск

2008 г.


Введение

 Данное руководство к лабораторным работам составлено в соответствии с программой курса “Основы теории цепей”.  В описании каждой работы содержится цель работы,  краткие теоретические сведения, рабочее задание, рекомендации по подготовке к выполнению задания и оформлению работы, контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения, которые даются в начале каждой работы, не ставят целью заменить учебные пособия по курсу  ОТЦ. Они даны в небольшом объеме и применительно к содержанию данной лабораторной работы. Для полного изучения материала студент обязан обратиться к учебникам и учебным пособиям, список которых приведен в конце методических указаний.

                          Правила выполнения лабораторных работ.

Целью лабораторных занятий является более глубокое усвоение теоретических вопросов путем экспериментальной проверки основных положений курса. Кроме того, эти занятия способствуют выработке навыков проведения исследований и анализа работы электрических схем.

Перед выполнением лабораторных работ каждый студент должен изучить правила внутреннего распорядка, относящиеся к данной лаборатории, и пройти инструктаж по технике безопасности.

Во время выполнения лабораторных работ студенты должны строго выполнять правила безопасности и соблюдать учебную дисциплину. Лица, нарушающие дисциплину и правила безопасности, отстраняются от выполнения работ.

Лабораторные работы выполняются в виртуальной среде с использованием программы Electronics workbench. Все лабораторные работы выполняются фронтальным методом, после того, как соответствующий материал изучен на лекциях и практических занятиях. В каждой работе исследуются наиболее важные принципиальные вопросы соответствующего раздела курса, в большинстве работ содержатся также задания и вопросы, направленные на углубленное изучение материала и на развитие творческих способностей студентов.

Каждый студент должен самостоятельно подготовиться к выполнению лабораторных работ. Предварительная подготовка состоит в изучении описания лабораторной работы и соответствующего теоретического материала по конспекту и учебным пособиям, а так же в подготовке протокола работы, содержащего название и цель работы; электрические схемы экспериментов и таблицы для записи результатов.

Перед началом выполнения каждой работы проводится проверка готовности студентов. В случае неподготовленности студент к работе не допускается.

 При выполнении лабораторных работ следует соблюдать следующие правила.

Сборку электрической цепи рекомендуется начинать с последовательно соединенных элементов и приборов, а затем подключать параллельные ветви как самой электрической цепи, так и приборов. Каждая собранная электрическая цепь должна быть проверена преподавателем.  

После окончания каждого опыта необходимо результаты замеров показать преподавателю и только после этого выключать схему.

        

                                     Оформление отчета.

Отчет по лабораторной работе выполняется каждым студентом индивидуально.

Отчет  должен  содержать  следующее:  а) название  и  цель  работы;  б) электрические схемы всех экспериментов, выполняемых в данной работе; в) таблицы, графики или другие результаты всех опытов, исследуемых в данной работе;  г) расчетные формулы и  вычисления всех требуемых величин, д) ответы на контрольные вопросы.

Отчеты выполняются на отдельных тетрадных листах, аккуратно, с использованием чертежных инструментов и соблюдением стандартных обозначений для элементов электрических схем. Все графики и диаграммы должны быть выполнены в определенном масштабе и с обозначением величин.

Отчет по лабораторной работе должен быть защищен студентом перед началом следующей работы.

       


 Лабораторная работа 1

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗАКОНОВ ОМА И КИРХГОФА.  

Цель работы:  Экспериментально подтвердить справедливость законов Ома и Кирхгофа. Научиться составлять уравнения по законам Ома и Кирхгофа. Освоить методику расчета электрических цепей с использованием этих законов. Овладеть методикой построения потенциальной диаграммы.

Краткие теоретические сведения

Законы Ома и Кирхгофа являются основными законами, используемыми при расчетах электрических цепей. Они позволяют установить соотношения между э.д.с., напряжениями, токами и сопротивлениями в этих цепях.

Ток – это направленное движение заряженных частиц, как положительных, так и отрицательных. Количественно величина тока определяется скоростью изменения заряда, переносимого через поперечное сечение проводника

.

Закон Ома выражает связь между током, напряжением и сопротивлением. Для участка цепи, представленного на рис. 1.1, согласно закону Ома ток прямо пропорционален напряжению, приложенному к этому участку и обратно пропорционален сопротивлению этого участка

.

R

i

u

1

2

Рис. 1.1

Напряжение, приложенное к точкам 1-2, представляет собой разность потенциалов между этими точками .

Потенциалы точек могут быть определены относительно какой-либо точки цепи измерением с помощью вольтметра или расчетом, если известны значения э.д.с., и сопротивлений, а также величина и направление токов в ветвях. При расчете потенциалов точек необходимо учитывать, что на участке цепи, не содержащем э.д.с., ток течет от точки с большим потенциалом к точке с меньшим потенциалом. Следовательно, если направление обхода совпадает с направлением тока, то происходит уменьшение потенциала на величину падения напряжения на данном участке цепи, например,

.

При обходе против тока происходит увеличение потенциала на величину падения напряжения.

Если участок цепи содержит источник э.д.с. (рис. 1.2), то следует учитывать, что при переходе от отрицательного зажима источника э.д.с. к положительному потенциал повышается на величину э.д.с. источника. При переходе в обратном направлении потенциал понижается на величину э.д.с. источника независимо от направления тока, например,

R

e

a

b

i

Рис. 1.2

.

Следовательно, закон Ома для данного участка цепи запишется

.

Для замкнутой цепи, содержащей один источник э.д.с. (рис. 1.3), ток источника определится законом Ома для полной цепи

r0

е

u

i

Rн

1

2

Рис. 1.3

,

где е – э.д.с. источника; r0 – внутреннее сопротивление источника; Rн – общее сопротивление внешней цепи. Если известны ток в цепи и э.д.с. источника, внутреннее сопротивление можно рассчитать, исходя из внешней характеристики источника

.

Отсюда

.

где и – напряжение на зажимах источника.

Законы Кирхгофа состоят в следующем.

Первый закон Кирхгофа относится к узлам электрической цепи и характеризует баланс токов в них. Первый закон Кирхгофа формулируется следующим образом: алгебраическая сумма токов в узле электрической цепи равна нулю. При этом токи, направленные к узлу, берутся с одним знаком, например, с плюсом, а токи, направленные от узла с противоположным знаком.

Второй закон Кирхгофа относится к контурам электрической цепи и характеризует баланс напряжение в них. Второй закон Кирхгофа формулируется следующим образом: алгебраическая сумма э.д.с., действующих в замкнутом контуре электрической цепи, равна алгебраической сумме падений напряжения на элементах этого контура. При этом следует учитывать, что при совпадении направления обхода контура  с направлением э.д.с. источника э.д.с. берется со знаком плюс, в противном случае – со знаком минус. Если направление обхода контура совпадает с направлением тока в элементе, то падение напряжения берется со знаком плюс, в противном случае – со знаком минус.

Порядок построения потенциальной диаграммы

Потенциальной диаграммой называется график распределения потенциала вдоль какого-либо участка электрической цепи или замкнутого контура.

Потенциал точки, с которой начинается обход контура, принимают равным нулю. Потенциальная диаграмма позволяет определить напряжение между двумя любыми точками цепи.

Потенциальная диаграмма строится в следующем порядке.

1. Любую точку цепи, например, точку 1 (рис. 1.4) принимаем за точку нулевого потенциала, то есть .

2. От точки нулевого потенциала выбираем направление обхода ( по часовой стрелке или против часовой стрелки).

3. Строим прямоугольную систему координат, в которой по оси абсцисс откладываем сопротивления, а по оси ординат потенциалы.

4. Помещаем точку нулевого потенциала в начало координат и от этой точки вдоль оси абсцисс  последовательно откладываем сопротивления участков вдоль обхода контура.

5. Напротив каждого сопротивления по оси ординат откладываем потенциалы соответствующих точек.

6. Полученные точки соединяем между собой прямыми линиями.

Изучение программы «Electronics Workbench».

Специализированная программная среда Electronics Workbench 4.1 предназначена для схемотехнического моделирования электронных устройств различной степени сложности.

В системе Electronics Workbench используется стандартный для Windows интерфейс с ниспадающими и разворачивающимися меню. Окно программы содержит поле меню, линейку контрольно-измерительных приборов и линейку библиотек компонентов. В рабочем поле, занимающем большую часть экрана, располагается моделируемая схема, к которой подключаются значки измерительных приборов, необходимых для проведения анализа ее работы. В нижней части этого поля отводится место для краткого описания схемы (на английском языке). Линейки прокрутки используются для центрирования чертежа схемы.

Построение исследуемой электрической схемы осуществляется с помощью мыши путем перетаскивания элементов (при нажатой левой кнопке) из библиотеки на рабочее поле. Для открытия каталога нужной библиотеки необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по соответствующему значку; после этого серый фон значка меняется на желтый. Перенесенный на рабочее поле элемент будет выделен красным цветом. Выделенный элемент схемы можно перемещать, вращать, удалять. Элемент остается выделенным до первого щелчка мышью в любой точке рабочего поля. Элемент можно выделить повторно, щелкнув по нему кнопкой мыши один раз. Можно также выделить несколько элементов (фрагмент схемы); для этого мышью выделяется на рабочем поле прямоугольник: будут выделены все элементы схемы, которые попали в этот прямоугольник.

Вращение элемента на 90о осуществляется командой «Rotate» из меню «Circuit». Следует отметить, что если элемент уже подсоединен к схеме проводниками, то они будут вращаться вместе с ним, поэтому, прежде, чем повернуть элемент, его следует отсоединить от схемы. Для удаления элемента его можно унести за пределы рабочего поля или воспользоваться клавишей «Delete», можно также воспользоваться соответствующей клавишей меню «Edit».

Для того, чтобы изменить параметры элемента схемы, необходимо либо дважды щелкнуть по нему мышкой, либо выделить его мышкой (одним щелчком) и выполнить команду «Value» из меню «Circuit», затем в появившемся окне изменить требуемые параметры.

Чтобы задать позиционное обозначение элемента, нужно выделить этот элемент мышкой и выполнить команду «Label» из меню «Circuit», затем в появившемся окне ввести обозначение элемента.

Для соединения двух элементов следует подвести указатель мыши к выводу (конечному терминалу) первого элемента, при этом на выводе элемента возникает черный кружок, и, нажав левую кнопку мыши, вести появившийся проводник к выводу второго элемента. Отпускать кнопку следует только тогда, когда на выводе второго элемента также возникнет черный кружок. Если отпустить кнопку раньше, то соединение не произойдет и операцию придется повторить.

При необходимости соединения с уже существующим проводником в месте соединения должен появиться кружок, не закрашенный внутри, который после соединения преобразуется в черный (закрашенный). Если светлый кружок не появляется при приближении к проводнику, следует раздвинуть элементы, между которыми располагается этот проводник; после осуществления соединения элементы при необходимости можно снова сдвинуть. Для соединения двух пересекающихся проводников можно применить специальный соединитель (черный кружок), находящийся в библиотеке «Passive» : его следует поместить на точку пересечения проводников. Для вмонтирования элемента в уже проложенный проводник, следует поднести элемент к нужному месту и отпустить – элемент будет автоматически вставлен в разрыв провода.

Чтобы включить схему, следует либо нажать мышкой на виртуальный клавишный выключатель, либо выполнить команду «Activate» из меню «Circuit».

Для выполнения лабораторных работ требуются следующие элементы: резистор (сопротивление), конденсатор (емкость), катушка (индуктивность), источник напряжения, амперметр, вольтметр. Эти элементы находятся в библиотеках «Passive» и «Indic». В библиотеке «Passive» располагаются резистор, конденсатор, катушка, трансформатор, источники питания и другие элементы. Амперметр и вольтметр располагаются в библиотеке «Indic». Следует отметить, что параметрами измерительных приборов являются режим работы (DC – постоянный ток, АС – переменный ток) и внутреннее сопротивление. По умолчанию внутреннее сопротивление вольтметра составляет 1 Мом, а амперметра 1 мОм. При использовании измерительных приборов в режиме постоянного тока следует учитывать полярность подключения: отрицательная клемма показана на изображении прибора жирной чертой.

Программа выполнения работы

1. Подготовить протокол работы, содержащий название работы, цель работы, схемы экспериментов и таблицы для записи результатов.

2. Получить задание преподавателя, согласно этому заданию в среде «Electronics Workbench» собрать схему и выполнить необходимые измерения.

3. По результатам измерений выполнить требуемые расчеты и построить потенциальную диаграмму.

Порядок выполнения работы

1. Собрать электрическую цепь, согласно полученному варианту задания   и установить заданные параметры. Сопротивления амперметров по умолчанию составляют 1мОм, вольтметров 1 МОм. При сборке схемы обратить внимание на полярность подключения приборов.

Заданные параметры записать в таблицу 1.1. Записать номер варианта.

Таблица 1.1      

Исходные параметры схемы

Е1,

В

Е2,

В

 R1, Ом

 R2, Ом

R3, Ом

R4, Ом

R5,

Ом

R6,  

Ом

R7,  

Ом

R8,  

Ом

2. Включить схему. Записать в таблицу 1.2 показания амперметров с учетом получившегося знака.

3. При помощи вольтметра замерить напряжения на резисторах.  Результаты записать в таблицу 1.2.

4. С помощью вольтметра замерить потенциалы всех точек относительно заданной точки. При этом отрицательный зажим вольтметра подключается к точке нулевого потенциала, а положительный к точкам, в которых измеряется потенциал. Вольтметр покажет потенциал с учетом знака. Результаты записать в таблицу 1.2.

Таблица 1.2

Результаты измерений

I1, A

I2, A

I3, A

 I4, A

 I5, A

I6, A

U1, В

U2, В

U3, В

U4, В

U5, В

U6, В

U7, В

U8, В

φ1, В

φ2, В

φ3, В

φ4, В

φ5, В

φ6, В

φ7, В

φ8, В

5. Основываясь на полярности подключения амперметров, расставить условно-положительные направления токов в ветвях.

6. Пользуясь законом Ома и измеренными значениями потенциалов рассчитать токи в ветвях. Результаты записать в таблицу 1.3. Сравнить их с измеренными значениями токов.

                                       Таблица 1.3

Токи, рассчитанные по закону Ома

I1, A

I2, A

I3, A

I4, A

I5, A

I6, A

7. Составить уравнения по законам Кирхгофа для заданной схемы и, исходя из них, рассчитать токи в ветвях, а затем  напряжения на резисторах. Результаты записать в таблицу 1.4. Сравнить с измеренными значениями.

                                                                                                     Таблица 1.4

Результаты расчетов по законам Кирхгофа

I1, A

I2, A

I3, A

 I4, A

I5, A

I6, A

U1, В

U2, В

U3, В

U4, В

U5, В

U6, В

U7, В

U8, В

8. Построить потенциальную диаграмму.

Контрольные вопросы

1. Дайте физическое и математическое определение тока.

2. Что называется напряжением?

3. Что такое условно-положительное направление тока и как оно выбирается?

4. Дайте формулировку закона Ома.

5. Как применить закон Ома к участку цепи без э.д.с., участку цепи, содержащему э.д.с., к полной цепи?

6. Сформулируйте законы Кирхгофа.

7. Дайте определение ветви, узла, контура.

8. Что называется независимым узлом, контуром?

9. Как определить число независимых узлов и контуров?

10. Что называется внешней характеристикой источника?

11. Почему напряжение на зажимах источника отличается от э.д.с.?

12. Объясните порядок выполнения расчетов.

13. Объясните порядок построения потенциальной диаграммы.

14. Как, пользуясь потенциальной диаграммой, определить напряжение между двумя точками?


 

Лабораторная работа № 4

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ R, L И С.

 Цель работы:  Экспериментально проверить основные  теоретические соотношения в электрической цепи переменного тока при последовательном  соединении  индуктивной катушки  и конденсатора.  Освоить   методику построения векторных диаграмм. Исследовать цепь в режиме резонанса.

                               Краткие теоретические сведения.

R

L

C

e(t)

u

I

uL

uC

uR

Рис. 4.1

Последовательный колебательный контур представляет собой электрическую цепь, содержащую индуктивную катушку и конденсатор, включенные последовательно с источником энергии (рис. 4.1). Последовательно с реактивными элементами включен резистор R. В ряде случаев этот резистор включается намеренно, а в ряде случаев он может представлять собой суммарное сопротивление контура, определяемое сопротивлением всех проводов контура и внутренним сопротивлением источника.    

 

При последовательном соединении через все элементы цепи течет один и тот  же  ток, а  мгновенное значение напряжения на  входе цепи  согласно второму  закону Кирхгофа будет равно:

u = uR + uL  + uC,

где

uR  -  падение напряжения на  резистивном элементе,

uL  - падение напряжения на  индуктивности,

uC  -  падение напряжения на емкости.  

Поскольку мгновенные значения напряжений и токов изменяются в  зависимости от времени,  то  расчеты электрических цепей переменного тока выполняются с использованием  комплексных  амплитуд.  В комплексной   форме  второй  закон Кирхгофа запишется:

Напряжение на  резистивном элементе совпадает по фазе с током, напряжение на индуктивности опережает ток на 90,  а напряжение на емкости отстает от тока на 90.  

Поскольку любой реальный реактивный элемент (катушка или конденсатор) обязательно имеет некоторое ненулевое активное сопротивление, сдвиг фаз между током и напряжение на этих элементах оказывается меньше 90о. Чем ближе к  90о будет сдвиг фаз, тем ближе будут свойства реального реактивного элемента к идеальному.

Количественно степень приближения свойств реальных элементов к идеальным оценивается их добротностью, которая определяется как модуль тангенса сдвига фаз между током и напряжением на зажимах соответствующего элемента

.

Исходя из этого, добротность катушки определится выражением

,

где L – индуктивность катушки; RLактивное сопротивление катушки.

Добротность конденсатора определится выражением

,

где С – емкость конденсатора, RC – активное сопротивление конденсатора.

Реально добротность индуктивных катушек лежит в пределах от нескольких десятков до нескольких сотен, а добротность конденсаторов от нескольких сотен до нескольких тысяч.

Полное комплексное сопротивление цепи определится выражением:

где R - активная составляющая полного сопротивления, хL=L – индуктивная составляющая, хC=1/C - емкостная составляющая полного сопротивления цепи. Модуль комплексного сопротивления z находится как

,

а аргумент

φ

Рис. 4.2

Угол    сдвига фаз  между током и напряжением на входе цепи зависит от  соотношения между активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями. В зависимости от величины этих сопротивлений в цепи можно выделить три характера нагрузки.

1. Пусть xL > xC, в этом случае  напряжение на индуктивности больше напряжения  на емкости UL>UC, следовательно, реактивная составляющая напряжения равная  Up(L) = UL - UC  имеет индуктивный характер, и напряжение на входе цепи опережает по фазе ток    .  Характер цепи будет активно-индуктивным.

Векторная диаграмма для активно-индуктивного характера нагрузки представлена на рис. 4.2

φ

Рис. 4.3

2. Пусть xL <  xC, в этом случае В  этом  случае напряжение на индуктивности  меньше напряжения  на емкости UL < UC, следовательно, реактивная составляющая напряжения равная  Up(L) = UL - UC  имеет  емкостный, и напряжение на входе цепи  отстает по фазе от тока   < .  Характер цепи будет активно- емкостным.

Векторная диаграмма для активно-емкостного характера нагрузки представлена на рис. 4.3.

=

Рис. 4.4

3. Пусть xL = xC, в этом случае индуктивное и емкостное напряжения равны по величине UL = UC,   характер цепи будет активным  = ,  и в цепи имеет место резонанс напряжений.

Резонансом  называют такой режим работы электрической цепи, в котором ток и напряжение на входе цепи совпадают по фазе. Резонанс напряжений возникает в цепи, содержащей последовательно соединенные индуктивный и емкостный элементы, при условии равенства индуктивного и емкостного сопротивлений. При xL = xC полное сопротивление цепи будет минимальным и носить активный характер

,

следовательно ток будет максимальным

.

Максимум тока является признаком резонанса напряжений.

Равенство индуктивного и емкостного сопротивлений является условием резонанса напряжений

.

Исходя из этого соотношения, резонансная частота определится как

,    или    .

Если реактивные сопротивления превосходят при резонансе активное сопротивление: то напряжение на зажимах катушки и конденсатора могут существенно превышать напряжение на входе цепи.

Превышение напряжения на реактивных элементах над напряжением на входе принято характеризовать величиной

,

называемой волновым или характеристическим сопротивлением цепи. Волновое сопротивление численно равно индуктивному или емкостному сопротивлению цепи на резонансной частоте.

Кратность превышения напряжения на зажимах индуктивного и емкостного сопротивлений определяют отношением:

,

3

Q1 > Q2 > Q3

I(ω)

1

2

ω

ω0

Рис. 4.5

Iр

0.707Iр

Δω

называемой добротностью контура. Добротность определяет  избирательные свойства контура.   Чем больше добротность контура, тем более узкой будет резонансная кривая (рис. 4.5).

Избирательность контура характеризуется полосой пропускания. Полоса пропускания – это диапазон частот, для которых ток ослабляется не более чем в раз по отношению к максимальному значению

.

Ширина полосы пропускания равна .

Порядок  построения векторной диаграммы.

1. Задать масштабы тока mI [A/cм]  и напряжения  mU [B/cм].

2. Вдоль действительной оси в выбранном масштабе тока отложить вектор тока .

3. В масштабе напряжений отложить вектор активного напряжения , совпадающий по фазе с током.

4. К концу вектора достроить вектор индуктивного напряжения ,  опережающий ток на угол .

5. К концу вектора достроить вектор  емкостного напряжения ,   отстающий от тока на угол .

6. Соединить начало первого вектора с концом последнего, это будет вектор полного напряжения цепи.

Порядок выполнения работы.

1. Собрать электрическую цепь согласно рис. 4.6.

R

L

C

e(t)

u

i

uL

uC

uR

Рис. 4.6

рA

рV

рV

рV

2. Записать в таблицу 4.1 заданные значения параметров цепи.

Таблица 4.1.

U, B

R,  Ом

L,  Гн

С,  Ф

3. Рассчитать резонансную частоту.

4. Изменяя частоту в заданных пределах, измерить ток в цепи и напряжения на элементах при каждом значении частоты, включая резонансную. Результаты записать в таблицу 2.

                 Таблица 4.2.

f,кГц

I, A

UR,Ом

UL,Ом

UC,Ом

5. По результатам измерений построить частотные характеристики тока и напряжений.

6. Построить векторные диаграммы для трех режимов работы цепи:

    а)  на любой частоте до резонанса;

    б)  резонанс;

    в)  на любой частоте после резонанса.

7. Из диаграмм определить величину напряжения на входе цепи и сравнить с заданным. Определить угол сдвига фаз между током и напряжением.

Контрольные вопросы

1. Какой режим работы электрической цепи называется резонансным?

2. В каких цепях возможен резонанс напряжений?

3. Назовите условие, при котором возникает резонанс напряжений.

4. Назовите признак резонанса напряжений.

5. Как определяется резонансная частота?

6. При помощи векторной диаграммы поясните сущность резонанса напряжений.

7. Что называется добротностью элемента, контура?

8. Что такое волновое сопротивление контура?

9. На какие свойства контура влияет добротность?

10. Что называется полосой пропускания и как ее определить?


 

Библиографический список

Бакалов В.П. Основы теории цепей/ В.П.Бакалов,  В.Ф.Дмитриков, Б.И.Крук. – М. : Горячая линия – Телеком, 2009.

Баскаков С.И. Лекции по теории цепей / С.И.Баскаков. – М. : Высш. Школа, 2005.

Ружников В.А. Основы теории цепей / В.А.Ружников, А.А.Лессинг, Н.В.Должикова. – Иркутск :  Изд-во ИрГТУ,2005.

Атабеков Г.И. Теоретические основы электротехники. Линейные электрические цепи / Г.И.Атабеков. – М.:  Лань, 2008.

Демирчян К.С.. Теоретические основы электротехники / К.С.Демирчан, Н.В.Коровкин, Л.Р.Нейман,. – С-Пб. : Питер, 2009.


Приложение 1

Пример оформления титульного листа

Министерство образования и науки РФ

 Иркутский государственный технический университет

Физико-технический институт

 

Кафедра радиоэлектроники и  телекоммуникационных систем

Отчет по лабораторной работе № 1 по ОТЦ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗАКОНОВ ОМА И КИРХГОФА.  

 

Выполнил: студент гр. РДТ-08-1  

           ИвановА. Ю.

Проверил:  Петров А.В.

Иркутск 2008

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73962. Линейные измерения 1.19 MB
  Линейные измерения. Линейные измерения непосредственным способом. Линейные измерения косвенным способом Вводная часть. Способы измерений: непосредственный косвенный Выбор способа зависит от: условий измерения вида геодезических работ требуемой точности.
73963. Теодолитная съемка 1.12 MB
  Ломанная линия точки поворота которой закреплены на местности временными знаками деревянными колышками между которыми измерены расстояния и горизонтальные углы. Виды ходов: по точности теодолитные ходы подразделяются на разряды ходы 1 разряда с относительной погрешностью не ниже...
73964. Тахеометрическая съёмка 550.5 KB
  При использовании технических теодолитов и тахеометров сущность Т С сводится к определению пространственных полярных координат точек местности и последующему нанесению этих точек на план. При этом плановое положение точек определяется полярным способом а превышения тригонометрическим нивелиром наклонным визирным лучом. Реечные точки выбирают на характерных точках рельефа: на вершинах и подошвах холмов...
73965. Гражданско-процессуальное право, конспект лекций 1.43 MB
  Так как право выступает регулятором общественных отношений, следовательно, предметом правового воздействия той или иной отрасли выступает качественно обособленная группа общественных отношений...
73966. Технология предоставления дополнительных услуг в гостинице 62.5 KB
  Как мы уже знаем туристская услуга – это совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания которые ориентированы на удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта отвечающие целям туризма характеру и направленности туристской услуги тура туристского продукта. услуги также стали объектом государственной стандартизации. Объектами стандартизации в туристскоэкскурсионном обслуживании населения являются: реализация туристских и экскурсионных услуг туристские путешествия рекламно информационные услуги транспортные...
73967. Текстология. Творческая история и теоретические вопросы литературоведения 88 KB
  Изучение истории памятника на всех этапах его существования дает представление о последовательности истории создания текста. В истории текста отражены закономерности художественного мышления автора его личность и мировоззрение индивидуальность и творческая воля. Основные понятия истории текста Текст важнейший предмет текстологии.
73968. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 67.5 KB
  Сопоставляя современные произведения с произведениями античной литературы эстетическая критика стремилась разграничить художественную и нехудожественную литературу постичь эстетику поэзии. Неофилологическое направление базирующееся на опыте сравнительноисторической лингвистики широко использовало сравнительный подход к изучению произведения. Таким образом братья Гримм Бенфей Тейлор разрабатывая генетический принцип изучения произведения стремились решить вопрос о происхождении словесного искусства и расширить границы сравнительного...
73969. Давні слов’яни 183.5 KB
  Хронологічні межі курсу: з найдавніших часів до сьогодення. Історія слов’янських народів є невід’ємною частиною всесвітньої історії, в той же час має свої особливості, охоплює періоди: найдавніші часи, добу середньовіччя, нову та новітню історію, у т. ч. на початку ХХІ ст.
73970. ПОЛАБСЬКО-ПОМОРСЬКІ СЛОВЯНИ (УІІІ-ХІІ СТ.) 326.5 KB
  Розселення полабськопоморських племен Франкословянське протистояння Вендська держава словян Підкорення німцями полабських словян РОЗСЕЛЕННЯ ПОЛАБСЬКОПОМОРСЬКИХ ПЛЕМЕН Помітну роль в історії середньовічної Європи відігравали найзахідніші словянські племена які займали територію між річками Лаба Ельба та її притоками Салою Зааном на заході та Одрою Одером на сході.