5119

Учимся общаться. Конспект занятия

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: формирование навыков и умений общения с группой сверстников. Вызвать интерес к самопознанию и саморазвитию. Сформировать мотивацию к самовоспитанию. Задачи: Раскрепостить участников тренинга. Сплотить коллектив. Р...

Русский

2012-12-03

49 KB

25 чел.

Цели:

  1.  формирование навыков и умений общения с группой сверстников.
  2.  Вызвать интерес к самопознанию и саморазвитию.
  3.  Сформировать мотивацию к самовоспитанию.

Задачи:

  1.  Раскрепостить участников тренинга.
  2.  Сплотить коллектив.

Рефлексия каждого из присутствующих.        

  Схема проведения занятия:

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Оборудование: стулья, большие листы бумаги (неправильной причудливой формы), таблички с названиями "островов", доска с фломастерами для записи, коврик.

Время проведения: 1ч 40минут.

Основная литература:

1. Григорьева, Т.Г., Линская, Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов/ Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева.  - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. - 1999.

2. Прутченков, А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов/ А.С. Прутченков. - М.- 1996.           

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

2. Упражнение "Выбери себе остров"

Цели:
а) выяснить ожидания участников от тренинга, причины их участия в групповой работе;
б) способствовать активизации членов группы, возникновению групповой сплоченности;
в) воспитать чувство уважения к праву человека на свое мнение, самость "иного", толерантное отношение и приятие личностных различий.
Время: около 20-30 минут.

Ход игры

         На полу разложены  большие листы бумаги -  это и есть острова. На каждом из островов установлена табличка с его названием.
         Названия: Остров Кайфа, остров Неуверенности, Остров Сомнений, Остров Одиночества, Остров Традиций, Остров Новых Приключений, остров Тишины, Остров Недоверия, Остров Культуры, Остров Анархии...          Назвав все точки импровизированной островной страны  членов группы "заселяют" острова.Они должны внимательно посмотреть на названия, подумать, решить и выбрать "свой" кусочек земли.
         Следующий этап будет заключаться в том, что островитяне пообщаются друг с другом в границах своих владений, расскажут о причинах, побудивших их заселить именно этот остров, ответят на вопросы любопытствующих соседей.
         Затем ведущий сам пускается в плавание между островами, выборочно выслушивает "население". Последним этап это коллективное обсуждение игры, сопровождающееся необходимыми записями на доске.

Подведение итогов
         Кто из островитян показался вам неожиданным в своём выборе или оценках побудивших его причин?
         Нашли ли вы на своем острове родственную душу?
         Если бы у вас было право дополнительного выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?

3. Упражнение "Встреча"

Цели:

 а) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
б) создать веселую игровую, свободную от барьеров и страхов атмосферу в группе.
 
Время: около 10 минут.

Ход игры

         Дети начинают свободное движение по комнате в достаточно быстром темпе. Не смотрят на партнеров. Двигаются, как бы погруженные в собственные мысли. Избегают не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуют равномерно заполнить все части зала. Даже углы не оставляют пустыми.
         Ведущий говорит: теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка - остановка, зрительный контакт - и вновь движение к следующей встрече.
         Приостановились - взгляд - движение. Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встрече: радость, удивление, приветливость, безразличие?
         Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: весь зал в вашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута!
Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий. - Если я произношу: "Локоть!" - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаемся, пока я не проверю, все ли нашли себе пару.
- Плечо! - значит, стоим плечо к плечу...
- Колено! - приставляем колено к колену.
Все здесь люди достаточно взрослые, умеющие считать не только до двух, верно?! Поэтому, когда я назову три тела, вам придется объединиться в тройки, четыре части - в четверки. Продолжаем двигаться и пробуем выполнить это задание.
- Спина, голова, колено!.. Посмотрите, в этой группе три человека первыми выстроились в некую абстрактную скульптуру. Первый поднял ногу и уперся коленом во второго, а третий "бодает" второго головой. Так что есть требуемые" голова, колено, спина. Эта группа нашла иной способ: два человека уперлись друг в друга лбами и соединили один левое, другой правое колено, а третий участник группы прислонился к первому спиной... Отлично, вы очень изобретательными! Давайте попробуем еще несколько конструкций!
- Ладонь, лоб, затылок!
- Попа, попа, колено!
- Спина, колено, локоть, лоб! Правильно сделали те, кто объединился в четверки. Действительно, названы четыре части тела, значит участвуют 4 человека. Посмотрим, какие конструкции возникли теперь. Успокаиваем дыхание, расслабляемся.

4. Упражнение "Вездеходы"

Цели:

 а) разогреть группу в активном физическом взаимодействии;
б) создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия;
в) помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
Время: до 10 минут.

Ход игры

         У этого упражнения - театральная "природа". Оно помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно "запускает" спонтанность и творческое мышление.
         Участники группы передвигаются по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, без разговоров и осуждения!
- Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке... Крапива больно стегает по голым ногам... Комары заели! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются...
         Снежное поле, пронизывающий зимний ветер... И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться?! В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой... Но очень холодной, градусов восемь-десять от силы!
         Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков... Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам... Ею наполнено пространство... Нет, показалось!
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один... Вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку! Скулы свело - ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!
Берег моря, закат, идем по кромке воды...
И так далее.

5. Упражнение "Ежик"

Цель:

создать атмосферу психологической поддержки, коллективного сотрудничества, эмоционального "буфера" после преодоления кризисных, конфликтных ситуаций.

Время: до 10 минут.

Ход игры

        Одному из участников, которому нужна поддержка, внимание группы, предлагается  сыграть роль испуганного ежика - сесть свернувшись в клубочек на коврике, выставить "иголки", спрятать мордочку, "отделиться" от внешнего мира... Обращаясь к группе, ведущий предлагает желающим поочередно (или группой) попробовать успокоить ежика, тихонько пообщаться с ним, погладить, пошептаться... И, почувствовав ваше теплое к нему отношение, ежик, скорее всего, уберет иголки, и вы увидите его улыбающуюся мордашку.

6. Упражнение "Эхо"

Время: около 5 мин.

Ход игры

1. Группа делится на две команды. Члены команд встают, как при перетягивании каната. Расстояние между первыми игроками команд должно составлять приблизительно 1,5-2 м.
2. Задание состоит в том, чтобы передавать звук от игрока к игроку так, чтобы он становился все тише и тише и в конце концов смолкает последний игрок произносит его почти беззвучно. Приведится сравнение с эхо, которое летает между склонами ущелья, пока не отзвучит.
3. "Толчок" эху поочередно дает каждая команда. Первый игрок команды № 1 кричит отдельное слово или короткое предложение. Первый игрок команды № 2 повторяет слово или предложение уже несколько тише, а затем звук идет от одного ее игрока к другому, постепенно затухая.
4. Кода эхо в команде № 2 отзвучало, ее первый игрок предлагает задание команде № 1 (тоже кричит слово или короткое предложение). Таким образом, команды меняются ролями.
5. В каждом новом раунде предложение должно исходить от следующего игрока.
6. Подведение итогов игры:
         Насколько хорошо команды справились с заданием?
         Было ли легко настроиться на столь необычное задание?
         Удавалось ли верно рассчитать силу своего голоса?
          Когда умение владеть голосом и спонтанно реагировать может быть особенно полезным?

7. Упражнение "Передача ритма"

Время: до 10м.

Ход игры

1. Группа усаживается в тесный кружок на стульях.
2. Участники легко держат друг друга за руки.
3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
4. Теперь скажите игрокам примерно следующее: "Сжатые руки" - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше".
5. Когда первый раунд завершен,  участники закрывают глаза и играют так дальше. От раунда к раунду предлагается слегка ускорять темп игры.
6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

8.Заключение. Рефлексия:

Вам понравилось? Поднимите кому

да, теперь те кому нет и теперь  те кто не знает?

Что больше понравилось, почему, что было сложно?

С каким чувством вы отсюда уйдете?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34520. Тема неопределенного прошлого в произведениях западногерманских писателей (Г. Белль, Г. Грасс) 22.83 KB
  Грасс Генрих Бёлль 19171985 Входил в Группа 47 объединение писателей не желавш.Тематика: Тема Бунтарства в романе описана в образе причастности к фашистскому движению причастие буйвола большинство окружения Генриха Фемеля прильнули к этим течениям он оставался равнодушным однако еще в юным дал обет не принимать их сторону. А помощница Генриха напротив хотела сбежать от опостылевшей ей правильности и вежливости хозяина. Тема порядка: Фемель был как часы как слаженный механизм он делал все с немецкой дотошностью и...
34521. Мотив клоунады в произведениях писателей ФРГ 17.7 KB
  Широкая известность почти молниеносно распространившаяся за пределами Германии пришла к Грассу с его первым романом Жестяной барабан 1959 и укрепилась после повести Кошкимышки 1961 и романа Собачья жизнь 1963 составивших своеобразный эпический триптих об истории Германии XX в. истории грассовского поколения немцев. Как и Бёлль Грасс отчетливо ощущает роковую преемственность в этой истории неслучайность историческую обусловленность прихода фашистского варварства. И все же творчество Грасса принципиально новый этап в...
34522. Рабочая тема в послевоенной литературе (английский «рабочий» роман, «Группа 61» и творчество М. Грюна) 18.55 KB
  Грюна Значительным явлением в литературной жизни послевоенной Англии стали романы о рабочих. критически освещающих проблемы жизни рабочих. Острокритический роман Светляки и пламя 1963 Два письма Поспишилу 1968 Местами гололед 1973 Жар под золой 1979 о жизни рабочих в ФРГ; политический роман Лавина 1986. В романе фон дер Грюна Местами гололед 1973 критика социального угнетения рабочих на современном капиталистическом предприятии перерастает в критику политического режима.
34523. Пути развития послевоенной американской драматургии 19.82 KB
  Н а убогую окраину огромного города в дом к Стэнли Ковальскому приезжает сестра его жены Бланш Дюбуа. Бланш осталась в поместье и боролась за его существоавние. Позади неудачное замужество муж оказался гомосексуалистом покончил с собой узнав что Бланш раскрыла его тайну; потеря честного имени; в отчаянии Бланш приезжает к сестре. Когда она уезжает в родильный дом Стэнли насилует Бланш и Бланш сходит с ума.
34524. Американский антивоенный роман 15.26 KB
  Его первый роман Пункт 22 1962 роман о войне но одновременно романметафора по словам автора об Америке 50х и 60х и 70х. Главный герой романа капитан Йоссариан вынужден жить в одной палатке с мертвецом: солдат давно погиб но его не признают погибшим ибо отсутствует соответствующий документ. В языке и в композиции романа не случайно преобладает прием навязчивого повтора dej vu.
34525. Личностная пробле6матика в американском романе 60-70х гг. Поиск героя (Д.Апдайк, С.Белооу, У.Стайрон, Д.Гарднер и др) 20.93 KB
  Гарднер и др Проза Апдайка относится к числу самой популярной в послевоенное десятилетие. Апдайка Кентавр принадлежит одновременно к мифологическому и вместе с тем растущему из земли искусству. Но упорядочивать роман Апдайка таким способом нельзя:. Но книга Апдайка не ребус рассчитанный лишь на изощренную сообразительность и специальные знания.
34526. «Черный юмор» в литературе США (Д.Хеллер, К.Воннегут, Д,Барт, Данливи и др.) 18.72 KB
  1н из них Билли Пилигрим становится процветающим оптометристом в провинц. Билли совершает путь пилигрима наоборот от главного самого страшного в жизни события все глубже в духовное небытие и дальше на фантастическую планету Тральфамадор где культивируется философия нивочтоневмешательства. Такова структура данного момента отвечают Тральфамадорцы на все почему Билли. Билли в общемто и сам всегда жил по тральфамадорским правилам.
34527. Своеобразие сюжетно-композиционной организации романа Гарднера «Осенний свет» 17.46 KB
  Роман Осенний свет 1976 состоит из двух книг. Лучшее произведение Гарднера роман Осенний свет где автор виртуозно стыкует будничную житейскую историю ссоры между братом и сестрой на вермонтской ферме и сенсационный боевик о кровавом соперничестве двух контрабандистских шаек. И пожалуй что в романе Гарднера Осенний свет отчётливо заявляет о своем присутствии семейная мысль.
34528. Проблематика общества потребления и её воплощение в французской литературе (Ж. Перек) 18.44 KB
  Жорж Перек 1936 1982 стал известен благодаря публикации романа Вещи 1965. Перек сначала написал роман Исчезновение 1969 в котором рассказывается о всевозможных исчезновениях но самым главным остается исчезновение буквы е из текста романа. Вслед за тем появился роман Возвращающиеся 1972 где наряду с другими возвращающимися обнаружилась буква е употребляемая где попало лишнее е и в названии романа. Перека относится к шозизму характерному для 60 х годов французской литературы 20 века рассмотрим концепт романа и его...