5119

Учимся общаться. Конспект занятия

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: формирование навыков и умений общения с группой сверстников. Вызвать интерес к самопознанию и саморазвитию. Сформировать мотивацию к самовоспитанию. Задачи: Раскрепостить участников тренинга. Сплотить коллектив. Р...

Русский

2012-12-03

49 KB

28 чел.

Цели:

  1.  формирование навыков и умений общения с группой сверстников.
  2.  Вызвать интерес к самопознанию и саморазвитию.
  3.  Сформировать мотивацию к самовоспитанию.

Задачи:

  1.  Раскрепостить участников тренинга.
  2.  Сплотить коллектив.

Рефлексия каждого из присутствующих.        

  Схема проведения занятия:

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Оборудование: стулья, большие листы бумаги (неправильной причудливой формы), таблички с названиями "островов", доска с фломастерами для записи, коврик.

Время проведения: 1ч 40минут.

Основная литература:

1. Григорьева, Т.Г., Линская, Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов/ Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева.  - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. - 1999.

2. Прутченков, А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов/ А.С. Прутченков. - М.- 1996.           

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

2. Упражнение "Выбери себе остров"

Цели:
а) выяснить ожидания участников от тренинга, причины их участия в групповой работе;
б) способствовать активизации членов группы, возникновению групповой сплоченности;
в) воспитать чувство уважения к праву человека на свое мнение, самость "иного", толерантное отношение и приятие личностных различий.
Время: около 20-30 минут.

Ход игры

         На полу разложены  большие листы бумаги -  это и есть острова. На каждом из островов установлена табличка с его названием.
         Названия: Остров Кайфа, остров Неуверенности, Остров Сомнений, Остров Одиночества, Остров Традиций, Остров Новых Приключений, остров Тишины, Остров Недоверия, Остров Культуры, Остров Анархии...          Назвав все точки импровизированной островной страны  членов группы "заселяют" острова.Они должны внимательно посмотреть на названия, подумать, решить и выбрать "свой" кусочек земли.
         Следующий этап будет заключаться в том, что островитяне пообщаются друг с другом в границах своих владений, расскажут о причинах, побудивших их заселить именно этот остров, ответят на вопросы любопытствующих соседей.
         Затем ведущий сам пускается в плавание между островами, выборочно выслушивает "население". Последним этап это коллективное обсуждение игры, сопровождающееся необходимыми записями на доске.

Подведение итогов
         Кто из островитян показался вам неожиданным в своём выборе или оценках побудивших его причин?
         Нашли ли вы на своем острове родственную душу?
         Если бы у вас было право дополнительного выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?

3. Упражнение "Встреча"

Цели:

 а) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
б) создать веселую игровую, свободную от барьеров и страхов атмосферу в группе.
 
Время: около 10 минут.

Ход игры

         Дети начинают свободное движение по комнате в достаточно быстром темпе. Не смотрят на партнеров. Двигаются, как бы погруженные в собственные мысли. Избегают не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуют равномерно заполнить все части зала. Даже углы не оставляют пустыми.
         Ведущий говорит: теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка - остановка, зрительный контакт - и вновь движение к следующей встрече.
         Приостановились - взгляд - движение. Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встрече: радость, удивление, приветливость, безразличие?
         Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: весь зал в вашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута!
Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий. - Если я произношу: "Локоть!" - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаемся, пока я не проверю, все ли нашли себе пару.
- Плечо! - значит, стоим плечо к плечу...
- Колено! - приставляем колено к колену.
Все здесь люди достаточно взрослые, умеющие считать не только до двух, верно?! Поэтому, когда я назову три тела, вам придется объединиться в тройки, четыре части - в четверки. Продолжаем двигаться и пробуем выполнить это задание.
- Спина, голова, колено!.. Посмотрите, в этой группе три человека первыми выстроились в некую абстрактную скульптуру. Первый поднял ногу и уперся коленом во второго, а третий "бодает" второго головой. Так что есть требуемые" голова, колено, спина. Эта группа нашла иной способ: два человека уперлись друг в друга лбами и соединили один левое, другой правое колено, а третий участник группы прислонился к первому спиной... Отлично, вы очень изобретательными! Давайте попробуем еще несколько конструкций!
- Ладонь, лоб, затылок!
- Попа, попа, колено!
- Спина, колено, локоть, лоб! Правильно сделали те, кто объединился в четверки. Действительно, названы четыре части тела, значит участвуют 4 человека. Посмотрим, какие конструкции возникли теперь. Успокаиваем дыхание, расслабляемся.

4. Упражнение "Вездеходы"

Цели:

 а) разогреть группу в активном физическом взаимодействии;
б) создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия;
в) помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
Время: до 10 минут.

Ход игры

         У этого упражнения - театральная "природа". Оно помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно "запускает" спонтанность и творческое мышление.
         Участники группы передвигаются по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, без разговоров и осуждения!
- Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке... Крапива больно стегает по голым ногам... Комары заели! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются...
         Снежное поле, пронизывающий зимний ветер... И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться?! В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой... Но очень холодной, градусов восемь-десять от силы!
         Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков... Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам... Ею наполнено пространство... Нет, показалось!
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один... Вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку! Скулы свело - ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!
Берег моря, закат, идем по кромке воды...
И так далее.

5. Упражнение "Ежик"

Цель:

создать атмосферу психологической поддержки, коллективного сотрудничества, эмоционального "буфера" после преодоления кризисных, конфликтных ситуаций.

Время: до 10 минут.

Ход игры

        Одному из участников, которому нужна поддержка, внимание группы, предлагается  сыграть роль испуганного ежика - сесть свернувшись в клубочек на коврике, выставить "иголки", спрятать мордочку, "отделиться" от внешнего мира... Обращаясь к группе, ведущий предлагает желающим поочередно (или группой) попробовать успокоить ежика, тихонько пообщаться с ним, погладить, пошептаться... И, почувствовав ваше теплое к нему отношение, ежик, скорее всего, уберет иголки, и вы увидите его улыбающуюся мордашку.

6. Упражнение "Эхо"

Время: около 5 мин.

Ход игры

1. Группа делится на две команды. Члены команд встают, как при перетягивании каната. Расстояние между первыми игроками команд должно составлять приблизительно 1,5-2 м.
2. Задание состоит в том, чтобы передавать звук от игрока к игроку так, чтобы он становился все тише и тише и в конце концов смолкает последний игрок произносит его почти беззвучно. Приведится сравнение с эхо, которое летает между склонами ущелья, пока не отзвучит.
3. "Толчок" эху поочередно дает каждая команда. Первый игрок команды № 1 кричит отдельное слово или короткое предложение. Первый игрок команды № 2 повторяет слово или предложение уже несколько тише, а затем звук идет от одного ее игрока к другому, постепенно затухая.
4. Кода эхо в команде № 2 отзвучало, ее первый игрок предлагает задание команде № 1 (тоже кричит слово или короткое предложение). Таким образом, команды меняются ролями.
5. В каждом новом раунде предложение должно исходить от следующего игрока.
6. Подведение итогов игры:
         Насколько хорошо команды справились с заданием?
         Было ли легко настроиться на столь необычное задание?
         Удавалось ли верно рассчитать силу своего голоса?
          Когда умение владеть голосом и спонтанно реагировать может быть особенно полезным?

7. Упражнение "Передача ритма"

Время: до 10м.

Ход игры

1. Группа усаживается в тесный кружок на стульях.
2. Участники легко держат друг друга за руки.
3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
4. Теперь скажите игрокам примерно следующее: "Сжатые руки" - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше".
5. Когда первый раунд завершен,  участники закрывают глаза и играют так дальше. От раунда к раунду предлагается слегка ускорять темп игры.
6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

8.Заключение. Рефлексия:

Вам понравилось? Поднимите кому

да, теперь те кому нет и теперь  те кто не знает?

Что больше понравилось, почему, что было сложно?

С каким чувством вы отсюда уйдете?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4218. Таможенно-тарифное регулирование в рамках таможенного союза: международная практика и проблемы реализации 131.5 KB
  Проект Таможенного союза, заявленный еще в докризисный период, сейчас приобрел особую актуальность. Стремление оградить собственные рынки от дешевого импорта связано с низкой конкурентоспособностью собственных товаров стран-участниц, находящих спрос исключительно на рынках постсоветского пространства.
4219. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем 1.56 MB
  Введение Представьте себе, что вы поднялись на борт сияющего шикарной отделкой авиалайнера, оснащенного просторными, комфортабельными кожаными креслами с целым набором встроенной аудио- и видеотехники в буфете вас ожидают отличная еда и напитки. Вы...
4220. Аналіз інвестиційної діяльності в умовах ринкової економіки 293.5 KB
  Вступ. Успішне проведення ринкових реформ в Україні неможливо без ефективної структурно-інвестиційної політики перетворення економіки з метою створення сприятливого інвестиційного клімату. Докорінно повинно помінятись діяльність інвесторів в умовах ...
4221. Исследование интегрирующего и дифференцирующего усилителей на базе ОУ 90 KB
  Исследование интегрирующего и дифференцирующего усилителей на базе ОУ. Цель работы Целью лабораторной работы является экспериментальное исследование свойств и характеристик операционного усилителя на ИМС в двух функциональных схемах его включения...
4222. Исследование Луны 60 KB
  Исследование Луны. Неудивительно, что первый полет космического аппарата выше околоземной орбиты был направлен к Луне. Эта честь принадлежит советскому космическому аппарату Луна-l, запуск которого был осуществлен 2 января 1958 года. В соответстви...
4223. Лекции по Истории Экономики 615.5 KB
  Тема №1 Экономика Древнего Рима. Вершина хозяйственного развития древнего мира. Введение, предмет, и задачи экономической истории Установление гегемонии Рима на Средиземноморье в 3-2вв до н.э. Провинции – главный источник доходов ри...
4224. Новая историческая школа. Кембриджская школа - предельный доход и предельные издержки 31.9 KB
  Австрийская школа. Английский вариант теории предельной полезности Родоначальником австрийской школы был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, опубликовавший в 1871 г. Основания политической экономии», а в 1887 г...
4225. Применение ПК в экономике 258.5 KB
  Введение Процесс расширенного воспроизводства в агропромышленном комплексе представляет сложную совокупность многочисленных, одновременно протекающих процессов. Процессы экономические связанные с совершенствованием производства, с вложениями в...
4226. Україна у ХIХ – першій половині ХХ століття: боротьба за державність 290 KB
  Вступ Цей конспект-довідник є черговою працею авторського колективу кафедри українознавства УДУВГП, якому передували видання Україна давня і середньовічна та Україна козацька. Третій випуск присвячується подіям, пов...