512

Формирование цен на продукцию растениеводства в СПК Полтавский Полтавского района Омской области

Курсовая

Лесное и сельское хозяйство

Ценовая политика предприятия СПК Полтавский Полтавского района Омской области. Краткая природная и экономическая характеристика. Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Формирование цен на предприятии СПК Полтавский.

Русский

2013-01-06

221 KB

84 чел.

ФГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Им. П.А. СТОЛЫПИНА

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра экономики и управления сельскохозяйственным

производством

( Специальность 080502)

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему: Формирование цен на продукцию растениеводства в СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области.

Исполнитель: Линецкая Е.И. группа 41

Руководитель: Леушкина В.В.

Омск – 2012

ФГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Им. П.А. СТОЛЫПИНА

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра экономики и управления сельскохозяйственным

производством

( Специальность 080502)

ЗАДАНИЕ

на разработку курсового проекта по учебной дисциплине

«Организация сельскохозяйственного производства на предприятиях АПК»

Студентке Линецкой Евгении Игоревны

Тема проекта: Формирование цен на продукцию растениеводства в СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области.

Исходные материалы к работе: Годовые отчеты за 2009-2010 гг.

Основные вопросы к анализу состояния и к разработке проекта:

Раздел 1. Ценообразование                                                                      1.1Экономическая сущность и функции  цен                                                                                          1.2 Система цен на продукцию растениеводства                                                                                                         1.3 Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию             Раздел 2. Ценовая политика предприятия СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области                                                                                                                   2.1 Краткая природная и экономическая характеристика СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области                                                                         2.2 Динамика изменения цен в СПК «Полтавский»  Полтавского района Омской области                                                                                                           2.3 Формирование цен на предприятии  СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области

Срок сдачи разработанного проекта на кафедру: 31 марта 2012 года

Руководитель проекта кандидат инженерных наук доцент Леушкина В.В.

Дата выдачи задания: сентябрь 2012 год

Подпись студента___________

Подпись руководителя__________ 

РЕФЕРАТ

Курсовой проект, 33 с., 10 табл., 1 рис., 3 прил.

Формирование цен на продукцию растениеводства в СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области.

Закрепление  теоретических знаний по теме "Формирование цен на продукцию растениеводства в СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области, приобретены навыки определения экономической эффективности производства, разработки практических рекомендаций и обоснования их экономической эффективности.

Хозяйство расположено в степной зоне Полтавского района Омской области. Предприятие занимается производством сельскохозяйственной продукции.

Уровень специализации слабый,  0,34%                                   растениеводческого, животноводческого направления.      

 Средние цены реализации единицы продукции по тем или иным каналам складываются и с учетом качества продукции и сезонности их продажи.                                                                         

Наибольшая средняя реализационная цена в 2010 году была у подсолнечника. У зерновых наибольший результат был в 2008 году, она достигла в среднем у пшеницы 504,4 рубля за 1 центнер. К сожалению, с каждым годом идет снижения реализационной цены. И в 2010 году наименьшая цена была   у пшеницы 266,64 рубля за 1 центнер. В 2006 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2004 годом.  

Определив постоянные расходы и зная нормы расхода основных и вспомогательных материалов на единицу продукции, произвели расчет себестоимости  одной тонны зерновых (пшеницы).

Таким образом, полная себестоимость производства одной тонны пшеницы составляет 1771 руб. при планируемом выпуске.

Зная эту величину,  руководство предприятия может устанавливать цену в зависимости от складывающейся на рынке, но не ниже, чем 1771 руб. за тонну.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………...5

РАЗДЕЛ1.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ……………………………….………………6                                                                                       1.1 Экономическая сущность и функции  цен………………………………6                                                                                          1.2 Система цен на продукцию растениеводства……………………………9                                                                                                         1.3 Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию …….13            РАЗДЕЛ2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ СПК «ПОЛТАВСКИЙ» ПОЛТАВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………20                                          2.1 Краткая природная и экономическая характеристика СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области………………………………………20                                                                         2.2 Динамика изменения цен в СПК «Полтавский»  Полтавского района Омской области……………………………………………………………25                                                                                                           2.3 Формирование цен на предприятии  СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области…………………………………………………............ 27                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Динамика показателей размеров СПК «Полтавский»

за 2008 – 2010 гг…………………………………………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Уровень использования рабочей силы в СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области…………………………33

ПРИЛОЖЕНИЕ В - Средние реализационные цены на продукцию растениеводства СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области..34

ВВЕДЕНИЕ

В экономике коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться факторами затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

В настоящее время значительная часть предприятий агропромышленного комплекса нашей страны не имеет необходимых знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что немедленно сказывается на конечных финансовых результатах, ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда к банкротству предприятий.

Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний для дальнейшего решения практических задач по теме "Формирование цен на продукцию растениеводства в СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области, приобретение навыков самостоятельного определения экономической эффективности производства, разработки практических рекомендаций и обоснования их экономической эффективности.

Основными вопросами курсовой работы являются:

- экономическая сущность и функции цен;

- система цен на продукцию растениеводства;

- механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ                                                                                      1.1 Экономическая сущность и функции  цен

Цена - экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются главным образом через рынок.

Цена - категория конъюнктурная.

Цена - денежное выражение стоимости.

Цена - себестоимость плюс прибыль.

Так же существует определение цены покупателя и цены продавца:

Цена покупателя - это денежная сумма, которую                                        покупатель согласен заплатить за товар.                                                                                                           Цена продавца - это количество денег, за которое                                           продавец согласен продать тот же товар.                                                                                                            Цена занимает центральное место в системе таких экономических категорий, как финансы, заработная плата, кредит, себестоимость, прибыль и др. Цена выступает в различных формах, а именно:

- стоимость товаров и услуг

- процент по кредиту

- плата за обучение

- дивиденда на вложенный капитал

- пошлины за пользование дорогами

- заработной платы за выполненную работу или оказанную услугу.

От уровня цен зависит эффективность производства, величина прибыли организации, конкурентоспособность организации и ее продукции, межотраслевые пропорции, создающие условия расширенного воспроизводства, финансовая устойчивость предприятия. Цена выражает причинно-следственные связи в развитии экономических отношений по поводу учета и соизмерения общественно необходимых издержек производства товара. Цена является, прежде всего, объективной экономической категорией товарного производства. Объективность данной категории, ее независимость от волеизъявления людей определяется характером товарно-денежных отношений и обмена товарами на рынке. Традиционно цену определяют как денежное выражение стоимости товара и такое определение не вызывает серьезных возражений, хотя ее так же рассматривают как сумму денег, образующуюся в результате взаимодействия спроса и предложения на свободном рынке, которую необходимо уплатить за единицу товара.       

Цены выполняют функции, которые характеризуют их роль в экономике:

Измерительная функция определяет стоимость товара. Благодаря цене можно определить количество денег, которое покупатель дожжен уплатить, а продавец получить за товар.

Учетная. Суть этой функции заключается в том, что цена является денежным выражении стоимости и показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет сколько затрачено сырья, труда, материалов на производство товара, а также уровень прибыли.

Социальная. С ценами и их изменениями связаны расходы, уровень жизни, объем потребления благ и услуг, прожиточный минимум, потребительский бюджет.

Распределительная. Государство через ценообразование осуществляет перераспределение социального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами, предприятиями, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Например, высокие цены на товары. Не являющиеся первой необходимостью, позволяют устанавливать более низкие цены на социально значимые продукты.

Внешнеэкономическая. Цены выступают в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей и взаимных расчетов между странами.

Стимулирующая. Стимулирует повышение эффективности производства, увеличение выпуска продукции и спроса на нее, повышение ее качества, внедрение новых технологий, снижение издержек производства.

Регулирующая - уравновешивает спрос и предложение. Если спрос превышает предложение, то возникает дефицит товара и цены повышаются, достигая точки равновесия. И наоборот, если предложение превышает спрос, то возникает перепроизводство и цены снижаются.

Информационная. Проявляется в распространении важных оперативных сведений. Цена на товар служит информацией о конъюнктуре рынка, а также характеризует затраты на производство и реализацию продукции. Данная функция отражает внутреннее содержание цены, для которого характерно переплетение рыночного и государственного начала в цене. С одной стороны, цена формируется в зависимости от рыночной конъюнктуры, а с другой не одна цена не может быть свободна от государственного влияния.

Соизмерительная функция сопоставляет ценности разных товаров. Сравнивая цены, существует возможность различать более или мене дорогие товары. Если цена отражает качество, то благодаря ней удается различать лучшие и худшие товары, редкие и распространенные блага.

1.2 СИСТЕМА ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Велика роль установления правильного, экономически обоснованного соотношения закупочных цен на разные виды сельскохозяйственной продукции, так как это способствует рациональному развитию производства в соответствии с потребностью народного хозяйства. Оно осуществляется на основе использования закона стоимости и исходит из того, чтобы закупочные цены находились в таких соотношениях, которые отражают общественно необходимые затраты на производство продукции, не допускают вытеснения одних культур другими, обеспечивают разумную специализацию. Нельзя, например, устанавливать одинаковую цену на тонну зерна и картофеля, так как затраты на производство этих видов продукции различны.

Важнейший принцип ценообразования - стимулирование улучшения качества продукции. Экономическая сущность его состоит в том, чтобы возместить закупочными ценами дополнительные расходы на производство продукции лучшего качества.

Заготовительные организации при определении закупочных цен исходят из качества сельскохозяйственной продукции, спроса потребителей, необходимости обеспечения безубыточной реализации. В зависимости от сезона, качества продукции варьируются закупочные цены на плоды, овощи, картофель, ранняя продукция закупается по более высоким закупочным ценам. Например, закупочные цены на некоторые виды продукции (ранний картофель, овощи, фрукты, ягоды и т.п.) закупочные цены определены с учетом сроков реализации. Это связано с разным уровнем затрат на производство и хранение однородной продукции. Государство стимулирует через цены ее производство в ранневесеннее время. Наиболее высокие цены, например, на картофель установлены в начале лета, затем они постепенно снижаются.

Закупочные цены на зерно установлены с учетом базисных кондиций. Если колхозы и совхозы продают государству зерно с отклонениями от них, то это влечет за собой не только скидку за излишние влагу и сорность, но и удержание с цены с тем, чтобы, возместить дополнительные расходы на очистку и сушку. За ценные сорта пшеницы, ячменя, овса, гречихи, риса, гороха, фасоли производятся надбавки к закупочной цене.

Важным фактором, ведущим к отклонению цены от стоимости, являются различия в потребительских свойствах продукции.

Вместе с тем полезность сельскохозяйственной продукции любого вида определяется совокупностью ее свойств: питательной ценностью, внешним видом, вкусовыми, сырьевыми достоинствами, выгодностью использования и т.д.

Экономической основой установления правильного соотношения цен на продукцию сельского хозяйства являются эквиваленты затрат общественного труда на ее производство.

Для системы цен на продукцию сельского хозяйства характерно сочетание стабильности с гибкостью. В течение определенного времени закупочные цены не меняются и гарантируют колхозам и совхозам возмещение издержек и получение прибыли. При этом создаются возможности для устойчивого планирования производства, разработки реальных нормативов, осуществление хозрасчетной деятельности.

Вместе с тем стабильность цен не означает их неизменность. В условиях научно-технического прогресса быстро растет производительность труда и в связи с этим сокращаются издержки производства и обращения, осуществляется модернизация материально-технической базы.

Поскольку научно-технический прогресс в разных отраслях проявляется не в одинаковой степени, меняется и соотношение затрат на получение тех или иных видов продукции сельского хозяйства.

Таким образом, по истечении определенного времени накапливаются существенные изменения в общественных издержках производства, все это обуславливает гибкость цен. Закупочные и оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию должны четко реагировать на все изменения.

Наряду с закупочными широко распространены свободные договорные цены на продукцию предприятий агропромышленного комплекса, реализуемую ими сверх госзаказа. Их разновидностью являются межхозяйственные расчетные цены, устанавливаемые в межхозяйственных производственных объединениях на сырье и полуфабрикаты, реализуемые хозяйствами-участниками головным предприятиям в порядке кооперированных поставок. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость полуфабрикатов (молодняка для доращивания и откорма) с прибавлением планируемой прибыли головного (межхозяйственного) предприятия в соответствии с трудо- и фондоемкостью продукции по кооперирующимся хозяйствам. Применяются также и договорные цены по случайным сделкам хозяйствующих субъектов, цены внутридеревенского оборота сельскохозяйственной продукции и тарифы на услуги работникам предприятий агропромышленного комплекса. По мере развития рыночных отношений предприятий агропромышленного комплекса все большее распространение получают свободные цены крестьянский рынок, где хозяйствующие субъекты (коллективные и частные) реализуют излишки сырья и продовольствия с учетом спроса и предложения. Верхним уровнем таких цен являются розничные цены государственной и комиссионной торговли, иначе покупатель станет приобретать аналогичный товар у торговых предприятий.

Наконец, все большее распространение начинают получать внутрихозяйственные планово-учетные и расчетные цены в условиях арендных отношений и внутрихозяйственного расчета. В основу планово-учетных цен, по которым структурные подразделения приобретают у административных служб сырье и материалы (семена, корма, удобрения), принимается себестоимость этих материалов собственного производства и цены приобретения покупного сырья и полуфабрикатов.

Внутрихозяйственные расчетные цены устанавливаются главным образом на сельскохозяйственных предприятиях в отношении закупок продукции, выращенной структурными подразделениями. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость единицы продукции в подразделениях с прибавлением единой общехозяйственной нормы чистого дохода в соответствии с нормативной трудоемкостью различных продуктов. Расчетные цены могут быть едиными для всех подразделений, если существенно не различаются объективные условия производства, технологическая трудоемкость и рентабельность, заложенная в государственных закупочных ценах. В противном случае внутрихозяйственные расчетные цены будут индивидуальными для каждого подразделения или по группам их со сходными природно-экономическими условиями. Расчетные цены способствуют углублению специализации, росту производства необходимой продукции, материальному стимулированию и работе на расчетной основе. Такие цены на скот, птицу, корма и другие виды продукции позволяют регулировать экономические взаимоотношения между хозяйствами - участниками при перераспределении прибыли. Расчетные цены устанавливают на базе средневзвешенной за ряд лет себестоимости продукции каждого предприятия, объединения и увеличивают на сумму прибыли, которая обеспечивает хозяйствам расширенное воспроизводство.

Государственные оптовые цены регулируются на средства производства, реализуемые агропромышленным предприятием: сельскохозяйственную технику, транспортное средство, сырье, топлива и материалы. Это - разновидность закупочных цен, достаточно эффективно и своевременно индексируемых в связи с каждым существенным изменением объективных условий производства: цен на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию.

Разновидностью оптовых (отпускных) цен на средства производства являются тарифы на услуги предприятий на сторону. Это - тарифы на услуги автотранспорта, электроэнергии, жилищно-коммунальные услуги и т.п. Все они также подвергаются централизованному регулированию со стороны ценообразующих органов, республиканских и местных.

Приведенные выше цены на сельскохозяйственную продукцию действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязано и взаимообусловлено. Изменения в уровнях одних, как правило, оказывают влияние на величину других.

1.3 МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ

Ценовой механизм включает ценовые отношения, совокупность цен, ценообразование на основе различных методов, ценовую политику, государственное регулирование цен. Ценообразование начинается с постановки цели и задач. Далее изучаются внешние условия. Затем оцениваются издержки, выбирается соответствующий метод ценообразования и окончательно устанавливается цена. Основные цели ценообразования могут быть различными: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателям качества, укрепление конкурентных позиций, максимизация текущей прибыли.

Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения.

В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управлением ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями. Объект регулирования в этом механизме - фиксированные и предельные цены.

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, планирование, регулирование, контроль и организация.

Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции; планирование поэтапного ввода цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги и т.д.). Регулирование ценообразования - воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики.

Контроль цен сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования.

Сущность рыночного механизма самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены. Развитие механизма ценообразования означает его постепенную переориентацию на рыночное саморегулирование и формирование цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, обмена и потребления товаров.

Механизм ценообразования в экономике гибко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок. При их относительной стабильности цены изменяются незначительно. При росте доходов закономерен рост цен, инфляция.

Существуют следующие принципы ценообразования:

- определение основ государственной политики в области ценообразования;

- сочетание свободных и регулируемых цен;

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен;

- установление регулируемых цен на товары (работы и услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.

Регулирование ценообразования реализуется путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:

- фиксированных цен;

- предельных максимальных уровней цен;

- предельных минимальных цен;

- предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;

- фиксированных, предельных надбавок, скидок в оптовом и розничном звеньях;

- определенных правил или условий определения и применения цен;

- декларирования цен;

Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния предприятий.

Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.

Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам; непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п.

Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:

- не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

- способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

- обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики.

По поводу обоснования нормы чистого дохода в регулируемых закупочных ценах в экономической науке сложились четыре концепции. Первая из них - концепция теории трудовой стоимости, предусматривающая обоснование нормы чистого дохода в соответствии с затратами живого труда на единицу продукции с учетом организационно-технологической трудоемкости каждого продукта. Подобные цены стимулируют производство более трудоемких продуктов, что оказывается весьма приемлемым для внутрихозяйственных расчетных цен для арендно-подрядных подразделений, когда фондоемкость продукции мало от них зависит. Так как воспроизводство основных фондов финансируется предприятием из общих фондов экономического развития. Модель такой цены выглядит следующим образом:

Ц=С+V+m/V∙V, (1)

где Ц - цена закупочная, р. /ед., С - материальные затраты, р. /ед., V - прямая оплата труда, р. /ед., m - чистый доход, р. /ед., m/V - норма чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р.

Вторая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в цене в соответствии с фондоемкостью разных продуктов. Моделью такой цены служит:

Ц=С+V+m/Фосн. ∙Фосн., (2)

где Фосн. - удельная величина основных фондов на ед. продукции, р. /ед., m/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р. /р.

Подобные цены стимулируют производство более фондоемкой продукции, для расширения производства которой предприятию требуется относительно больших фондовых вложений.

Третью концепцию называют обычно моделью усредненной себестоимости, когда норма чистого дохода в цене соответствует потребленным ресурсам, себестоимости различных продуктов.

Ц=С+V+m/ (C+V) ∙C+V, (3)

где C+V - себестоимость ед. продукции, р. /ед., m/C+V - норматив чистого дохода на каждый рубль себестоимости продукции, р. /р.

Наконец, четвертая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в закупочной цене двумя равными долями. Первая из них представляет норматив этого дохода на рубль прямой оплаты труда, а вторая - на рубль основных фондов.

Ц=С+V+m1/V*V+m2/Фосн. ∙Фосн., (4)

где m1/V - норматив чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р., m2/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р/р. Подобные цены в состоянии стимулировать производство как более трудоемких, так и более фондоемких продуктов. Данная концепция в отечественной науке признана наиболее приемлемой. Она принимается за основу при установлении межхозяйственных расчетных цен на сырье и полуфабрикаты (молодняк животных), поставляемые головному предприятию хозяйствами-участниками сельскохозяйственных объединений. Наиболее влиятельными на средние величины реализационных цен являются государственные закупочные цены, периодически повышаемые в связи с удорожанием используемых сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также инфляционными процессами. В связи с этим сложившийся уровень закупочных цен может быть оценен лишь путем их соизмерения с себестоимостью единицы продукции.

РАЗДЕЛ 2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ СПК «ПОЛТАВСКИЙ» ПОЛТАВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ                 2.1 КРАТКАЯ ПРИРОДНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ПОЛТАВСКИЙ» ПОЛТАВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

  СПК «Полтавский» расположено в степной зоне Полтавского района Омской области. Климат этой зоны умеренно жаркий, не достаточно увлажненный. Особенно этим летом стояла жаркая погода, и долго не было дождей, что естественно сказалось и на травостое и на росте зерновых и силосных культур. Обычно годовое количество осадков составляет 250-280 мм, осадки за теплый период в среднем 220-255 мм. Причем летние осадки, крайне не устойчивы. Безморозный период в этом районе в среднем около 110-115 дней. Ночные заморозки в воздухе весной прекращаются 22-24 мая и появляются осенью 12-15 сентября.

 Устойчивый снежный покров образуется, в среднем около 12 ноября высота снежного покрова нарастает медленно, и снег сильно перераспределяется ветрами и метелями, образуя сугробы и оголенные места. Наибольшая высота снежного покрова наблюдается в марте  и достигает в среднем 20-30 см. Зимы как правило, здесь суровые , с глубоким промерзанием почвы устойчивый снежный покров сходит 6-11 апреля. Дата наступления физической спелости почвы в этом районе 25 апреля.

 Почвы СПК «Полтавский» представлены в основном  южным черноземом, который по механическому составу относятся к среднему суглинку, на них выращивают такие сортовые культуры как Соната , Омская – 9, Омская-35. Территория хозяйства представляет собой степь, имеющую равнинный широковолнистый рельеф. Из растительного покрова встречаются колки, значительную территория занимают защитные лесополосы в хозяйстве.

 Основными документами, регулирующими деятельность общества, является Устав предприятия, Учредительный договор. Положение о ценных бумагах , о порядки выплаты дивидендов по акциям, правила внутреннего распорядка для рабочих и служащих хозяйства. Из всех, выше перечисленных документов основным является Устав предприятия, в котором оговаривается вся деятельность хозяйства. Рассмотрим основные пункты этого устава.

  1.  Общие положения

 СПК «Полтавский» образованно на добровольной основе  членов коллектива в соответствии с решением собрание уполномоченных представителей первичных подразделений от 30 ноября 1992г, на передачу в безвозмездное владение, пользования и распоряжение земельных, водных, лесных ресурсов в границах территории совхоза «Полтавский» основных, оборотных фондов и др. имущества совхоза. Норма представительства –  1 уполномоченный от 5 работающих в трудовом коллективе.

  В соответствии с учредительным договором земля обществу передано в коллективно-долевую собственность.

  Общество вносит плату за землю в форме земельного налога. СПК является, юридическим лицом пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью в соответствии с законом РФ. Имеет самостоятельный баланс, а также круглую печать и штамп со

своим наименованием. Все взаимоотношения касающиеся деятельности общества, строятся  на договорной основе.

СПК действует в условиях полной самостоятельности на основании положений и настоящего Устава.                                                                             Для характеристики хозяйства в экономическом отношении,       проанализируем динамику показателей предприятия (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

    В 2010 году по сравнению с 2008 годом произошло уменьшение валовой продукции на 52,7 %;  снижение денежной выручки на 20,6%, среднегодовая стоимость основных средств  снизилась на 39,4%. Снизилась площадь сельскохозяйственных угодий, в т.ч. пашни на 7,7%.

Чтобы иметь более полное представление о хозяйстве в целом, рассмотрим структуру, состав и динамику земельных угодий СПК «Полтавский», при помощи таблицы 2.

Таблица 2 - Состав, структура и динамика земельных угодий в СПК «Полтавский»

Вид угодий

2008 г.

2010 г.

2010г., %к 2008г.

площадь

% к площади

площадь

% к площади

с.-х. угодий

всех угодий

с.-х. угодий

всех угодий

Пашня

23548

92,0

92,0

21729

91,4

91,4

92,3

Сенокосы

897

3,5

3,5

897

3,8

3,8

100

Пастбища

836

3,3

3,3

836

3,5

3,5

100

Залежи

304

1,2

1,2

304

1,3

1,3

100

Итого с.-х. угодий

25585

100,0

100

23766

100,0

100,0

92,8

Общая земельная площадь

25585

-

-

23766

-

-

92,8

Пашня является преобладающим видом земельных угодий, но её площадь в 2010 году сократилась на 8,6%.  Проанализировав состав, структуру и динамику земельных угодий СПК «Полтавский» за два последних года можно сказать, что общая земельная площадь сократилась на 7,2 %. Это связано с уменьшением площади пашни.

Таблица  3Состав и структура товарной продукции в СПК «Полтавский»

Вид продукции и отрасль

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

2008 г

2009 г

2010 г.

В среднем за 3 года

Тыс. руб.

% к итогу

Зерно, в т.ч.

26041

13757

29962

23253,3

90,8

Пшеница

23606

11869

25638

20371

79,6

Ячмень

2435

1888

4324

2882,3

11,2

Подсолнечник

-

661

1414

692

2,6

Рапс

3160

855

1168

1727,7

6,6

Всего

29201

15273

32298

25590,5

100

Из таблицы видно, что наибольшую выручку получили от реализации зерна. В данном случае зерно занимает 90,8%. Из них пшеница составляет 79,6 %, следовательно, выгоднее производить пшеницу, по сравнению с другими видами продукции.

Таблица 4 - Определение специализации  сельскохозяйственного производства в СПК «Полтавский»

Вид продукции и отрасль

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

2008 г

2009 г

2010 г.

В среднем за 3 года

Тыс. руб.

% к итогу

Зерно

26041

13757

29962

23253,3

29,5

Итого по растениеводству

37484

27568

44553

36535

46,4

Мясо КРС

38189

6736

10476

18467

23,5

Молоко

24705

16844

25379

22309,3

28,4

Продукция животноводства в переработанном виде

1216

983

864

1021

1,3

В том числе:

-

-

-

-

-

- мясная

1216

983

864

1048,3

1,3

Итого по животноводству

64324

25275

36730

34797,3

44,2

Всего по хозяйству

101808

52843

81283

78644,6

90,6

Ксн = 90,6/(2i*1-1)= 90,6/46,4(2*1-1)+23,5(2*2-1)+28,4(2*3-1)+1,3(2*4-1)

=0,34- уровень специализации слабый,                                     растениеводческого, животноводческого направления.                                                                                Из таблицы видно, что наибольшую выручку получили от реализации зерна и мяса КРС. В данном случае зерно занимает 29,5%, мясо КРС 23,5%. Коэффициент специализации равен 0,34. Это свидетельствует о том, что уровень специализации слабый.

Наличие необходимого количества основных производственных фондов и оборотных средств, их правильное соотношение и эффективное использование является залогом успешной деятельности предприятия. Правильное соотношение оборотных средств с основными производственными фондами обеспечат материальную основу производства, от которой зависят объемы, темпы, эффективность производства, качество продукции и др.

Наличие средств производства, их соотношение и оснащенность основными фондами представлено в таблице 5.

Таблица  5 - Обеспеченность предприятия производственными фондами, экономическая эффективность их использования

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Рост, снижение, %

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

54596

43315

70937

29,9

Стоимость валовой продукции, тыс. руб.

59848,4

77462,4

48196,7

-19,5

Фондоотдача на 1 руб. ОПФ, руб.

1096,2

1788,3

679,4

-38

Фондоемкость на 1 руб. ВП, руб.

0,0009

0,0005

0,001

11,1

 Из таблицы, следует, что вследствие увеличения ОПФ с 54596 тыс. руб. до 70937 тыс. руб.  и снижении стоимости валовой продукции с 59848,4 тыс. руб. до 48196,7 тыс. руб. фондоотдача снизилась на 38%, а фондоемкость выросла на 11,1%.  

Одним из главных моментов на предприятии является численный состав работников, так как в настоящее, временя молодежь, не сильно стремится  работать в сельской местности. Поэтому рассмотрим численный состав на предприятии СПК «Полтавский» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).                                         Из таблицы видно, что численность работников, всего, как и численность работников в сельском хозяйстве снижается с каждым годом. Затраты труда в 2010 году снизились почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом. Также идет снижение отработанных рабочих дней.                                                          

2.2 ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН В СПК «ПОЛТАВСКИЙ» ПОЛТАВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Средние цены реализации единицы продукции по тем или иным каналам складываются и с учетом качества продукции и сезонности их продажи. Средние реализационные цены на продукцию растениеводства СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области, рассмотрим в ПРИЛОЖЕНИИ- В.                            

Из таблицы видно, что наибольшая средняя реализационная цена в 2010 году была у подсолнечника. У зерновых наибольший результат был в 2008 году, она достигла в среднем у пшеницы 504,4 рубля за 1 центнер. К сожалению, с каждым годом идет снижения реализационной цены. И в 2010 году наименьшая цена была   у пшеницы 266,64 рубля за 1 центнер. В 2006 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2004 годом.  

Главной задачей СПК «Полтавский» является получение  максимальной прибыли. Но так как степная зона является конкурентной в отрасли растениеводства, то проанализируем изменение цен таблица №8.

Таблица – 8. Изменение цен  на продукцию растениеводства (зерновые и зерно - бобовые).

Название предприятия

Цена 2008 года за 1 ц., руб.

Цена 2009 года за 1 ц., руб.

Цена 2010 года за 1 ц., руб.

СПК «Полтавский»

487

234,4

268,4

СПК «Еремеевский»

316,3

417,9

398

    Диаграмма – 1.  Динамика изменения цен на примере СПК «Полтавский» и СПК «Еремеевский».

Из диаграммы видно, что, несмотря на  то, что предприятия находятся в одной климатической зоне. Цены различны. Наибольшая цена в СПК «Полтавский» была в 2008 году, а в СПК «Еремеевский»  в 2009 году. Возможно, такая разница в цене  связана с разными каналами реализации.

Рассчитаем среднюю реализационную  цену за 3 года за 1 ц.

P (СПК Полтавский) = 487+234,4+268,4/3=330 руб.

Р (СПК Еремеевский) = 316,3+417,9+398/3=378,4 руб.

Получившаяся цена немного ниже, чем у конкурентов на 48,4 руб.                    Поэтому, я считаю, что потребители нашего сегмента будут покупать наш товар.

2.3 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРЕДПРИЯТИИ СПК «ПОЛТАВСКИЙ» ПОЛТАВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 Цена на производимую продукцию устанавливается в зависимости от спроса и предложения.  В районе кроме предприятия СПК «Полтавский»  имеется еще несколько аналогичных предприятий . Для того чтобы определить цену на свою продукцию, которые бы были конкурентоспособны и вместе с тем приносили прибыль предприятию необходимо произвести калькуляцию фактических затрат для определения безубыточной цены.

Исходные данные для расчетов:

  1.  Объем выпуска  – 83000 ц/год.
  2.  Отход после переработки – 10 % массы.
  3.  Норма амортизации  при нелинейном методе = 13,3 %.

На первом этапе расчета  произведем калькуляцию административных и общих расходов в расчете на год (таб.9).

Таблица 9 - Административные и общие расходы в расчете на год

№ п/п

Статья расходов

Сумма (тыс. руб.)

1.

Затраты на оплату труда

5378

3.

Амортизация

222

4.

ГСМ

42

7.

Плата за телефон, телефакс

4,8

8.

Электроэнергия

700

10.

Химические средства защиты растений

1040

13.

Ремонт и содержание оборудования

1530

14.

Прочие расходы

17499

ИТОГО

27114,8

Определив постоянные расходы и зная нормы расхода основных и вспомогательных материалов на единицу продукции, произведем расчет себестоимости  одной тонны зерновых (пшеницы табл.10).

Таблица 10 - Удельные затраты на производство продукции

№ п/п

Наименование статей затрат

Тыс. руб. на 1т.

1.

Материальные затраты

0,608

в том числе:

1.1.

Семена и посадочный материал из них:

0,185

1.2.

покупные

0,064

2.

Затраты на оплату труда, всего

0,072

в том числе:

2.1.

Постоянные работники

0,21

2.2.

Трактористы машинисты

0,053

2.5.

отчисления на социальное страхование

0,009

3.

Накладные расходы

1,09

в том числе:

3.2.

ремонт оборудования

0,021

3.3.

затраты на охрану труда

0,6

3.4.

командировочные расходы

0,003

3.8.

канцелярские товары

0,002

3.10

непредвиденные расходы

0,42

ИТОГО

1,771

Таким образом, полная себестоимость производства одной тонны пшеницы составляет 1771 руб. при планируемом выпуске.

Зная эту величину,  руководство предприятия может устанавливать цену в зависимости от складывающейся на рынке, но не ниже, чем 1771 руб. за тонну.

Таким образом  знание принципов затратного метода ценообразования  в условиях конкурентного рынка предприятие может оперативно регулировать свои затраты  и прибыль от реализации не сдавая при этом своих конкурентных позиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В области методологии ценообразования в отечественной и зарубежной экономической науке не прекращаются дискуссии. Остается актуальным выбор себестоимости, как базы регулируемой цены и обоснование нормы чистого дохода в такой цене. Цена является, прежде всего, объективной экономической категорией товарного производства. Объективность данной категории, ее независимость от волеизъявления людей определяется характером товарно-денежных отношений и обмена товарами на рынке.

Цены выполняют функции, которые характеризуют их роль в экономике:

- Измерительная

- Учетная

- Социальная

- Распределительная

- Внешнеэкономическая

- Стимулирующая

- Регулирующая

- Информационная.

- Соизмерительная

Важнейший принцип ценообразования – стимулирование улучшения качества продукции. Экономическая сущность его состоит в том, чтобы возместить закупочными ценами дополнительные расходы на производство продукции лучшего качества.

Наибольшую выручку получили от реализации зерна. В данном случае зерно занимает 90,8%. Из них пшеница составляет 79,6 %, следовательно, выгоднее производить пшеницу, по сравнению с другими видами продукции.

В СПК «Полтавский» наибольшая средняя реализационная цена в 2010 году была у подсолнечника. У зерновых наибольший результат был в 2008 году, она достигла в среднем у пшеницы 504,4 рубля за 1 центнер. К сожалению с каждым годом идет снижения реализационной цены. И в 2010 году наименьшая цена была   у пшеницы 266,64 рубля за 1 центнер. В 2006 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2004 годом.                                                                              У предприятия СПК «Полтавский»  цена немного ниже, чем                                     у конкурентов на 48,4 руб. Поэтому, я считаю, что потребители нашего сегмента будут покупать наш товар.

При выборе моделей и обосновании уровней централизованно регулируемых цен на продукцию и услуги АПК целесообразно пользоваться методами монографических исследований и экспериментов, методами экономического анализа, и синтеза, расчетно-конструктивными методами с применением математической статистики и компьютерной техники. Результатами таких исследований могут служить проекты новых, более совершенных цен и тарифов, предлагаемых директивным органам и партнерам по хозяйственным договорам.

Актуальными для нынешнего трансформационного периода являются исследования и обоснования путей замедления роста цен и темпов инфляции, сочетания ценового, налогового и платежного механизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богомоль В. М., Блайдер В.В. Рыночный механизм ценообразования/ В.М. Богомоль и др.-М.:,2007 г., 102 с.

2. Булатова А.С., Экономика/ А.С. Булатова-М.:,2008г., 205 с.

3. Герасименко В.В. Ценообразование/ В.В. Герасименко-М.: ИНФРА – М, 2007 г., 147с.

4. Докучаев Е.С., Малышев Ю.М. Анализ и управления финансовым состоянием предприятия/ Е.С. Докучаев и др.- М.:-УФА: УГНТУ, 2008 г. 201с.

5. Карлик А.Е., Экономика предприятия/ А.Е. Карлик-М.: ИНФРа-М, 2009 г. 203 с.

6. Липсин И.В., Коммерческое ценообразование/ И.В. Липсин-М.: БЕК, 2009 г. 178 с.

7. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П., Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление/ Н.К. Моисеенко и др– М.: ЮНИТИ, 2008 г. 190 с.

8.  Петросян А.А., Некоторые аспекты тактического ценообразования/ А.А. Петросян – М.: БЕК, 2010 г. 110 с

9.  Салимжанова И.К., Цены и ценообразование/ И.К. Салимжанова – М.: ИНФРА, 2009 г. 210 с.

10. Уткин Э.А., Цены и ценообразование: Уч. пособие-М.:  ИНФРА – М,

2009 г. 98с.




ПРИЛОЖЕНИЕ А - Динамика показателей размеров СПК «Полтавский»

за 2008 – 2010 гг

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. в %     к 2008 г.

Валовая продукция , тыс. руб.

101808

52843

48196

47,3

Денежная выручка,тыс.руб.

103820

54040

82404

79,4

Среднегодовая стоимость основных средств с-х назначения, тыс. руб.

116990

131467

70937

60,6

Площадь с-х угодий,га

25585

23462

23766

92,8

      в т. ч. пашни

23548

21729

21729

92,3

Среднегодовая численность работников, чел.

318

260

199

62,5

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Уровень использования рабочей силы в СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области

Показатель

2008г.

2009г.

2010г.

Рост, снижение, %

Численность работников, чел.

- в хозяйстве с/х

- в растениеводстве

- в животноводстве

318

300

29

66

260

242

32

49

217

199

35

44

-31,7

-33,6

20,6

-33,3

Затраты труда, тыс. чел- час:

- в хозяйстве с/х

- в растениеводстве

- в животноводстве

552

303,1

249

470

258

212

269

129

140

-51,3

-57,4

-43,7

Отработано 1 раб дней:

- в хозяйстве с/х

- в растениеводстве

- в животноводстве

263

1493

538

277

1151

618

193

526

454

-26,6

-64,7

-15,6

Коэффициент использования рабочего времени

0,8

0,9

0,6

-25

Уровень занятости в основном производстве, %

100

100

100

0

Работники постоянные, чел.

250

194

159

-36,4

ПРИЛОЖЕНИЕ В - Средние реализационные цены на продукцию растениеводства СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области.

Вид продукции

Объем реализации,

ц

Выручено, тыс. руб.

Средняя реализа-

ционная цена 1 ц, руб.

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Зерно и зернобобовые, всего

53470

58681

111645

26041

13757

29962

487,02

234,44

268,37

В т.ч. пшеница

46797

52774

96151

23606

11869

25638

504,43

224,90

266,64

Ячмень, всего

6673

5907

15494

2435

1888

4324

364,90

319,62

279,08

Подсолнечник

0

1084

700

0

661

1414

0

609,78

2020

Рапс

3950

1926

1766

3160

855

1168

800

443,93

661,38

Итого

Х

Х

Х

31636

27568

36868

Х

Х

Х


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26229. Статут залізниць України - правова основа вантажної та комерційної роботи 165.5 KB
  Дія Статуту поширюється на усі види перевезень вантажів пасажирів багажу вантажобагажу пошти по залізницях що входять у загальну мережу залізниць України і відкриті для загального користування у тому числі вантажів що навантажать і вивантажують на під’їзних коліях. Пломба являє собою охоронний знак що підтверджує те що в процесі перевезення доступу до вантажу не було. Тому накладення пломб ЗПП на вагони одне з основних засобів боротьби за схоронність вантажу під час перевезення залізницею. ЗПП і пломби накладаються: на критому...
26231. Логістичні системи доставки вантажів 81 KB
  У загальному випадку доставка вантажу від відправника до одержувача передбачає виконання логістичних операцій щодо вибору видів транспорту та сполучень підготовки вантажу до перевезень доставки його на термінал магістрального транспорту виконання навантажувальнорозвантажувальних та складських робіт транспортування вантажу з одного магістрального виду транспорту на інший перевезення вантажу з терміналу магістрального виду транспорту до адресата. Транспортнотехнологічні схеми доставляння вантажів можна класифікувати на: інтермодальні –...