51235

Роль аэробики в системе оздоровления детей школьного возраста

Лабораторная работа

Физкультура и спорт

Дать характеристику основным движениям аэробики с применением терминологии; Описать содержание, структуру и методику проведения занятий аэробикой; Обосновать влияние занятий аэробикой на физическую подготовленность детей школьного возраста.

Русский

2014-12-07

70.35 KB

27 чел.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Роль аэробики в системе оздоровления детей школьного возраста


Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Организация и проведение занятий аэробикой…………………

1.1. Характеристика основных движений аэробики с применением терминологии…………………………………………………………………

1.2. Структура и содержание занятий аэробикой…….…………….......

1.3.Особенности методики проведения занятий аэробикой…………..

Глава 2. Теоретическое обоснование оздоровительного значения применения аэробики в процессе физического воспитания школьников..................................................................................................

2.1. Влияние аэробики на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста……………………………………………...

2.2. Влияние аэробики на физическую подготовленность детей среднего школьного возраста…………………………………………..….

2.3. Влияние аэробики на физическую подготовленность детей старшего школьного возраста…………………………………………..….

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………...

3

6

12

18

24

35

39

43


Введение

Аэробика берёт своё начало в Древней Греции. Тогда она считалась исключительно мужским видом спорта, разновидностью гимнастики. Физические упражнения под стук барабанов и звуки оркестра были популярны среди спартанцев. Использовались они для укрепления осанки, развития чувства ритма и пластичности движений.

Термин <<аэробика>> был впервые введён К. Купером в 1960 году. Происхождение его идёт от слова <<аэробный>>, то есть идущий с участием кислорода, что имеет физиологическую основу.

В конце 80-х годов и в начале 90-х появляются новые виды аэробики такие как степ, слайд, резист-а-бол, аква-аэробика.

Разнообразие и постоянное обновление программы для достижения силы, выносливости, гибкости, координации движений, высокий эмоциональный фон занятий, благодаря музыкальному сопровождению, позволяет аэробике на протяжении двух десятилетий удерживать высокий рейтинг среди других видов оздоровительной физической культуры.

В настоящее время проблема сохранения здоровья и здорового образа жизни очень актуальна. В условиях технического прогресса резко снижается двигательная активность взрослых и детей. А детям для нормального роста и развития требуется от 4 до 6 часов энергичной физической активности.

Оптимальная физическая нагрузка способствует психологическому здоровью личности, помогает эмоционально <<разрядиться>>, то есть избавиться от стресса, накопленного в течение дня.  

Идеи аэробики развивали и другие специалисты: Джудди Ш. Миссет использовала в «воркауте» Дж. Фонды джазовые аранжировки, которые сделали занятия еще привлекательнее для многих занимающихся; доктор Шварц, желая увеличить нагрузку в аэробной тренировке, ввел в нее дополнительные отягощения (гантели) и система приобрела новую окраску и особый смысл, отражающийся в названии «Хеви хендз» — тяжелые руки.

Регулярное выполнение физических упражнений даёт заряд энергии и улучшает настроение, что способствует увеличению работоспособности. Дети, не занимающиеся систематически физическими упражнениями, как правило, отстают в росте и развитии. Недостаток движения (гипокинезия), если он не большой, приводит к приостановке или снижению роста и дееспособности организма, а большой – даже к постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьёзным нарушениям.

Объект: Процесс организации и проведения занятий аэробикой с детьми школьного возраста.

Предмет: Аэробика как средство оздоровления школьников в процессе физического воспитания.

Цель: Раскрыть значение аэробики в оздоровлении детей школьного возраста.

Задачи:

1) Дать характеристику основным движениям аэробики с применением терминологии;

2) Описать содержание, структуру и методику проведения занятий аэробикой;

3) Обосновать влияние занятий аэробикой на физическую подготовленность детей школьного возраста.

Метод, используемый в работе – анализ и синтез учебно – методической литературы.


Глава 1. Организация и проведение занятий аэробикой.

1.1. Характеристика основных движений аэробики с применением терминологии.

Аэробика – это комплекс упражнений, в которых дыхательные движения сочетаются с движениями тела, опорно – двигательного аппарата.

При проведении оздоровительных занятий между тренером и занимающимися идёт постоянное общение. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального фона, для информирования занимающихся о содержании предлагаемых для исполнения упражнений, для уточнения движений и исправления ошибок.

При записи и проведении оздоровительных программ специалисты используют определённые названия для каждого конкретного движения (термины). Среди специалистов, работающих в области оздоровительной аэробики, нет единства мнения по количеству основных (базовых) шагов, составляющих основу оздоровительных занятий. Одни насчитывают от 2 до 4, другие от 6 и более. Поэтому за основу мы приняли выделенные в спортивной аэробике 7 базовых шагов, как специфичных и наиболее часто используемых для аэробики, они включают в себя движения рук и ног.

Движения ног:

  1.  Подъём колена (Knee Lift, Knee up). Из положения стоя на одной ноге (прямой), другую сгибая поднять вперёд как можно выше, носок оттянут. Туловище удерживать в вертикальном положении.
  2.  Low Kick – разновидность маха голенью. Выполняется на 2 счёта. 1- сгибая колено, поднять правую ногу вперёд – вниз. 2- вернуться в исходное положение.
  3.  Прыжок ноги врозь – ноги вместе (Jumping Jack, Hampelmann) выполняется из исходного положения ноги вместе (пятки вместе, носки слегка врозь – на ширине стопы). Движение состоит из двух основных частей. Первая – отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть высоко вверх и затем принять положение полуприседа ноги врозь, при приземлении нужно опуститься на всю стопу. Вторая часть движения – небольшим подскоком соединить ноги и возвратиться в исходное положение (не допускаются перемещения туловища наклоны и повороты).
  4.  Выпад (Lunge) может быть выполнен любым способом (шагом, скачком, после маха), а также в разных направлениях (вперёд, назад, в сторону). Основным вариантом этого <<аэробного шага>> является положение выпада вперёд (тяжесть тела смещается на согнутую ногу, выставленную вперёд).
  5.  Шаг (March) напоминает естественную ходьбу, но отличается большей чёткостью. Стоя на прямой ноге (туловище вертикально), другую ногу сгибая поднять вперёд без сопутствующего движения поворота таза. Стопа поднимаемой ноги находится на уровне верхней трети голени, носок оттянут (т.е. голеностопный сустав согнут).

6.Бег (Jog) – переход с одной ноги на другую как при ходьбе, но с фазой полёта. Отталкиваясь одной ногой и выполняя небольшой мах другой, перейти в безопорное положение. Затем цикл движений повторяется с другой ноги.

7.Скип (Skip, Flick Kick) – подскок. Основное движение выполняется в ритме <<и – раз>> или <<раз - два>>. Первое движение выполняется небольшим шагом (прыжком), при этом тяжесть тела передаётся на одну ногу, затем следует опуститься на всю стопу и слегка согнуть колено, а другую ногу согнуть назад (колено вниз, пятка у ягодицы). Второе движение включает следующие действия: выполнить подскок на опорной ноге и, разгибая колено, сделать небольшой мах другой ногой вперёд – вниз (носок приподнят над полом)

8.Basic Step – базовый шаг. Выполняется на 4 счёта. 1 – шаг правой вперёд (можно выполнять с другой ноги). 2 – приставить левую ногу. 3 – шаг правой назад. 4 – приставить левую.

Double Step Touch – два приставных шага в сторону.

Slide – скольжение. Шаги в любом направлении, выполняемые со скольжением стопой по полу.

Движения рук, используемые в аэробике, разнообразны. В занятиях с начинающими чаще всего используются наиболее простые одновременные и симметричные движения руками с заданной амплитудой и направлением. Некоторые движения руками при ходьбе и общеразвивающих упражнениях, используемых в силовой тренировке в аэробике, имеют специальные названия. При выполнении упражнений руками в аэробике необходимо соблюдать определённый режим работы мыщц . Например, усилие тратится не только на сгибание рук в локтевых суставах, но и на возвращение в исходное положение (осуществляется <<постоянный мышечный контроль>>).

В терминах для движений руками часто используются анатомические названия мыщц.

Walking arms – обычные движения рук при ходьбе.

Glap Hands – хлопки перед телом над головой, на высоте груди, справа (слева) или внизу.

Triseps Gurl – сгибание рук для трицепса. В исходном положении рук отведены назад – книзу и согнуты в локтях. Разгибание и сгибание рук.

Pumping Arms - <<насос - качание>> руками – в исходном положении руки согнуты чуть ниже уровня груди, кисти в кулак вместе. Разогнуть руки вниз и вернуться в исходное положение.

Upright Row - <<вертикальная гребля>>. В исходном положении руки внизу почти прямые, кисти внутрь. Дугами внутрь, согнуть руки и поднять кисть к плечам. Разгибая руки, вернуться в исходное положение.

Rowing Arms - <<гребля>>. В исходном положении руки согнуты чуть ниже уровня груди, кисти в кулак вместе. Разогнуть руки вперёд – наружу, поворачивая кисть ладонью книзу, и вернуться в исходное положение.

Front Laterals – поднимание рук вперёд. В исходном положении руки внизу, почти прямые. Не сгибая рук поднять их вперёд до уровня плеч (допускаются разные положения кисти в исходном положении и во время движения).

Side Laterals – поднимание рук в стороны. В исходном положение руки внизу, почти прямые, кисть внутрь. Не сгибая рук поднять их в стороны до уровня плеч (допускаются разные положения кисти во время движения).

Shaulder Pull - <<тянуть к плечам>> - из исходного положения руки вперед (полусогнуты), кисть в кулак, согнуть руки к плечам, кисть спереди, локти в стороны. Вернуться в исходное положение.

Swinging Arms - <<маятник>>: поочерёдные сгибания и разгибания рук круговыми движениями перед телом.

Overhead Press - <<давить затылок>>. Из исходного положения руки к плечам, локти в стороны немного разогнуть и снова согнуть руки (акцентировано, с усилием).

Butterfly - <<бабочка>>. В исходном положении – согнуть руки вперёд, предплечья вверх. Развести локти в стороны и вернуться в исходное положение, удерживая предплечья вертикально.

Criss Cross - <<скрещения>> - в исходном положении руки скрещены внизу на уровне бёдер, локти прижаты к туловищу. Поворачивая кисть кверху, развести руки в стороны и вернуться в исходное положение.

Chest Press - <<давить грудную клетку>>. Из исходного положения руки к плечам, кисть впереди, локти вниз. Немного разогнуть и пружиня согнуть руки (акцентировано, с усилием). Могут быть выполнены и другие варианты движения:

  1.  При полуразгибании рук, поднять локти в стороны, затем вернуться в исходное положение.
  2.  При полуразгибании рук, отвести кисти в стороны, затем вернуться в исходное положение.
  3.  Скрещения согнутых рук на уровне плеч или выше.

Punching Arms - <<толчки, удары руками>> - в исходном положении руки на пояс. Поочерёдные удары руками вперёд – внизу (напоминают удары боксёра), кисти в кулак.

Diagonal Punch - <<диагональный удар>> - в исходном положении руки (полусогнутые) впереди на уровне груди. С поворотом туловища руки скрестно вперёд или вперёд – вверх.

Deltoid Arms - <<на дельтовидные мышцы >> - в исходном положении руки внизу полусогнуты и напряжены, кисти в кулак: поднять руки в стороны, предплечья вперёд и вернуться в исходное положение.

Semicircle Arm - <<полукруг>> - дуга рукой перед телом. Например – из положения правая рука в сторону, дугой вниз руку влево. То же в обратном направлении.

Pendulum Arm - <<маятник руками>>. Из исходного положения обе руки влево (правая полусогнута), дугой книзу. Руки вправо.

Следует отметить, что при проведении занятий тренеры чаще всего одновременно называют и показывают движения ногами. А для информации о движениях рук используют только демонстрацию.

  

  

1.2. Структура и содержание занятий аэробикой.

В связи со специфичными целями и задачами, решаемыми в разных видах современной танцевальной аэробики, можно выделить несколько самостоятельных направлений. Использование предложенной классификации позволит разобраться в многообразии направлений аэробики: оздоровительная, прикладная и спортивная.

Каждое из выделенных самостоятельных направлений аэробики в свою очередь детализируется на частные разновидности. Рассмотрим наиболее характерные из них.

Оздоровительная аэробика – одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей занятий, имеющих разные названия, отличающихся содержанием и построеним урока.

Аэробика высокой интенсивности (High impact) – занятие с активным использованием прыжков и бега, рекомендуется лицам с высоким уровнем подготовленности.

Аэробика низкой интенсивности (Low impact) – занятие с преимущественным использованием ходьбы, движений с полуприседами и выпадами.

Степ – аэробика (Step – up) – в занятии выполняются упражнения на специальной платформе с регулируемой высотой подъёма.

Гидроаэробика (Aqua – aerobics) – занятия, проводимые в воде (бассейне) разной глубины.

Существует также классификация оздоровительной аэробики, построенная с учётом разного возраста и уровня подготовленности занимающихся:

  1.  Для дошкольников, школьников, юношеского возраста (тинэйджеров), для взрослых – молодёжного, среднего и старшего возрастов.
  2.  По полу: для женщин, для мужчин.
  3.  По уровню подготовленности: начинающие, второй, третий год обучения и так далее.

Спортивная аэробика – это интенсивно развивающийся вид спорта первые соревнования, по которому прошли в США в 1990 году. Федерация аэробики России развивает два направления: по версии фиж и фисаф (fig, fisaf).

Спортивная аэробика, версия фиж – соревнования проходят по пяти программам: индивидуальное выступление мужчин и женщин, выступление смешанных пар, троек и групп (6 спортсменов).

Спортивная аэробика, версия фисаф – спортсмены могут выступать в 4 видах программы (соло мужчины, соло женщины, смешанные пары, тройки).

Прикладная аэробика – получила определённое распостранение как дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта, а также в производственной гимнастике. Виды аэробики этого направления:

  1.  В спорте (аэробоксинг), занятия аэробикой могут использоваться спортсменами разных видов спорта для разминки, для <<эмоциональной разрядки>>.
  2.  Для реабилитации (кардиофанк), занятия аэробикой с лицами, имеющими постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья, могут иметь лечебную направленность.
  3.  Для рекреации (шоу – программы), чрезвычайно важным является и более широкое использование видов аэробики, направленных на вовлечение всех слоёв населения в активный отдых, сопровождающийся развлечением.

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменять содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого занятия составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, скачках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений.

Выбор упражнений для конктретного занятия зависит в первую очередь от возраста и уровня подготовленности занимающихся. В аэробике различают упражнения, выполняемые с низкой (ударной) нагрузкой (Low impact ) и высокой (ударной) нагрузкой (High impact).

Низкая (ударная) нагрузка. При выполнении упражнений одна стопа обязательно должна быть на полу. Амплитуда движений руками ограничивается высотой уровня плеч (горизонтали).

Высокая (ударная) нагрузка. При движениях обе ноги на короткое время могут не соприкасаться с полом, а руки могут подниматься выше уровня плеч (горизонтали).

В связи со спецификой аэробики, наиболее типичными для занятий являются следующие средства:

  1.  Общеразвивающие упражнения (в положении стоя, в положении сидя и лёжа, упражнения для растягивания);
  2.  Ходьба (размахивая руками, сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками);
  3.  Бег (возможны такие же варианты движений как и при ходьбе);
  4.  Подскоки и прыжки (на двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях, с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад, сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.

В связи с тем, что в оздоровительной аэробике большая часть движений оказывает нагрузку на суставы и позвоночник, то при выборе упражнений особое внимание уделяют правильной технике и безопасности условий их выполнения. Каждый тренер должен иметь определённый уровень подготовки и постоянно следить за соблюдением правил безопасности.

Факторы, обеспечивающие безопасность занятий аэробикой: внешние и внутренние.

Внешние: спортивный зал и подсобные помещения соответствуют гигиеническим нормам; правильный выбор оздоровительной программы; безопасный спортивный инвентарь; соответствующая занятиям и комфортная спортивная одежда и обувь; квалифицированный тренер.

Внутренние: отсутствие болезненного состояния и заболеваний сердечно – сосудистой системы; отсутствие травм или медицинское заключение о восстановлении после травм; достаточная общая тренированность, баланс силы и гибкости; правильная техника движений; соблюдение рекомендаций по систематичности тренировки и величине двигательной нагрузки.

Многие упражнения, подобранные без учёта состояния здоровья и уровня подготовленности занимающихся при длительном, интенсивном повторении могут представлять определённый риск для здоровья и вести к травмам или повреждениям.

Прежде всего, подчеркнём наиболее важные положения, которые должны быть учтены при массовых занятиях аэробикой. Количество упражнений, координационная сложность, амплитуда и интенсивность их выполнения должны быть оптимальными для каждой специфичной группы занимающихся. Во всех упражнения запрещены балластические (хлестообразные, рывковые) движения.

Как и в любом виде двигательной активности в занятиях аэробикой решаются три основных типа педагогических задач (воспитательные, оздоровительные и образовательные).

Несмотря на разные подходы к составлению оздоровительных программ, все специалисты признают необходимость учёта физиологических изменений в организме людей, происходящих во время занятий. Общепризнанной является урочная форма, в которой выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную. В каждой из трёх частей урока аэробики можно выделить некоторые характерные для данного направления оздоровительных занятий фрагменты, позволяющие решать определённые частные задачи.

В подготовительной части урока (Warm up) используются упражнения, обеспечивающие:

  1.  Постепенное повышение частоты сердечных сокращений.
  2.  Увеличение температуры тела.
  3.  Подготовку опорно – двигательного аппарата к последующей нагрузке и усиление притока крови к мышцам.
  4.  Увеличение подвижности в суставах.

В основной части урока (Aerobick+floorwork) необходимо добиться:

  1.  Увеличения частоты сердечных сокращений до уровня <<целевой зоны>>.
  2.  Повышения функциональных возможностей разных систем организма (сердечно – сосудистой, дыхательной).
  3.  Повышения расхода калорий при выполнении специальных упражнений.

В заключительной части урока (Gooldown) используются упражнения, позволяющие:

  1.  Постепенно снизить обменные процессы в организме.
  2.  Понизить частоту сердечных сокращений до уровня близкого к норме.

В оздоровительной аэробике широко используются групповые занятия (рекомендуется комплектовать группы с учётом возраста и уровня подготовленности занимающихся). Групповые занятия отличаются большим разнообразием, которое достигается за счёт изменения приёмов организации и проведения.

Деятельность занимающихся на уроках аэробики может быть организована по – разному даже при использовании одной и той же оздоровительной программы. Можно применить фронтальный (все занимающиеся одновременно выполняют упражнения), индивидуальный (самостоятельное выполнение задания под руководством тренера) или круговой способы (выполнение упражнений на <<станциях>> с различной целевой направленностью в составе небольшой группы).

1.3. Особенности методики проведения занятий аэробикой.

Эффективная перестройка своего тела и улучшение состояния здоровья посредством физических упражнений возможна только при систематических занятиях. К особенностям методики проведения аэробики относятся следующие моменты:

  1.  Безопасность аэробной тренировки подразумевает как правильный подбор упражнений и составление комплексов, так и соответствующую технику исполнения;
  2.  Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;
  3.  Для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием – показом;
  4.  На начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающихся, в последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструктором по ходу занятия;
  5.  Подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся. Количество музыкальных акцентов определяет интенсивность двигательной деятельности и, соответственно её нагрузочность.

Степень улучшений зависит от того, насколько точно занимающийся выполняет рекомендации тренера как на занятиях, так и в дни отдыха.

Поточный (непрерывный) и серийно – поточный ( с минимальными перерывами между различными упражнениями) методы проведения упражнений характерны для любого занятия аэробикой.

В оздоровительной аэробике используют <<интервальный>> метод и метод <<круговой >> тренировки, суть которых заключается в чередовании упражнений (серий, блоков), направленных на совершенствование силовых возможностей разных мышечных групп и упражнений, развивающих аэробную выносливость. Применение их даёт возможность обеспечить комплексное воздействие на организм занимающихся.

В практической работе каждый специалист сталкивается с необходимостью использовать специальный язык – приёмы визуальной информации для контакта с занимающимися, для того, чтобы передать им информацию об упражнениях не прерывая занятия, для исправления ошибок и поощрения занимающихся.

Все применяемые способы общения с занимающимися можно разделить в зависимости от их назначения на следующие группы:

  1.  Приёмы обучения упражнениям и их проведения;
  2.  Приёмы исправления ошибок;
  3.  Приёмы регулирования нагрузки;
  4.  Приёмы организации занимающихся.

Для инструкторов, проводящих занятия аэробикой, также предъявляются требования к знаниям приёмов и умениям правильно их использовать. Часто в аэробике такие умения использовать указания и команды <<кьюингом>> от английского слова <<GUE>> - указание, намёк. <<Кьюинг>> предполагает объединение (одновременное использование) словесных (вербальных) и визуальных (невербальных) приёмов. Указания, даваемые тренером во время занятия, должны быть правильными по форме и чёткими. То есть они должны быть построены на основе литературного языка.

Инструкции для занимающихся должны использоваться правильно по времени (не нарушать ход занятия и помогать им), быть конкретными и точными, а также убедительными.

В словесных указаниях обычно используются одно – два слова, являющиеся вспомогательными пояснениями, информацией о смене движений, похвалой или корректировкой. Обычно в занятиях аэробикой применение оптических (визуальных) указаний и символики сочетается со словесными указаниями (занимающиеся быстрее воспринимают зрительную информацию). Это особенно важно, если педагогу необходимо одновременно дать несколько указаний. Например, вести подсчёт и информировать о начале нового движения.

Содержание и объём информации на занятиях зависит от этапа обучения и уровня подготовленности занимающихся. Для поддержания интереса к занятиям аэробикой тренеру необходимо соблюдать определённую стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. При проведении занятий аэробикой широко используются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие танцевальных движений.

К ним относятся:

  1.  Метод музыкальной интерпретации.
  2.  Метод усложнения.
  3.  Метод сходства.
  4.  Метод блоков.
  5.  Метод <<Калифорнийский стиль>>.

Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй – с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки.

Метод усложнения так в аэробике называется определённая логическая последовательность обучения упражнениям. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счёт разных приёмов:

  1.  Изменения темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счёта, а затем на каждый);
  2.  Изменения ритма движения (например, вариант ходьбы: 1 – шаг правой, 2 – шаг левой, 3 – 4 шаг правой).
  3.  Изменять технику выполнения движения (например, выполнение подъёма колена сочетать с прыжком;
  4.  Если разучиваемое упражнение, содержит несколько одновременных движений разными частями тела (например, руками и ногами), то наиболее часто используемым приёмом усложнения будет предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

В результате применения этих приёмов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий.

Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений за основу берётся какая – то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений. Например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперёд и назад:

Первое  упражнение. 1 – правую ногу вперёд на пятку, руки согнуть вперёд, кисть в кулак; 2 – правую назад на носок, разогнуть руки назад (3 – 4 выполняется то же, что 1 – 2 левой ногой).

Второе упражнение. 1 – согнуть правую вперёд (подъём колена), руки назад; 2 – правую назад (выпад), руки согнуть вперёд, кисть в кулак; 3 – повторить счёт 1; 4 – вернуться в исходное положение.

Третье упражнение. 1 – шаг правой вперёд, руки вниз; 2 – полуприседая на правой, коснуться пола сзади левым носком, руки вперёд – вверх; 3 – шаг левой назад, руки вниз; 4 – полуприседая на левой, коснуться пола впереди правым носком, руки назад.

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для  <<блока>> упражнений может повторяться несколько раз (2,4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них повторяется многократно.

Метод <<Калифорнийский стиль>> фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по кругу, по диагонали).

Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками. Все движения должны согласовываться с музыкой.

Чем большим количеством упражнений и приёмов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа.

При подготовке к занятиям инструктор (тренер) заранее планирует физическую нагрузку, но её корректировка необходима также и во время тренировки.  Тренер должен видеть всех занимающихся (стоять к ним лицом) и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений.

Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потовыделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп (движений); уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить  

Или дополнить упражнение подскоками и прыжками, переходом на шаг.

Глава 2. Теоретическое обоснование оздоровительного значения применения аэробики в процессе физического воспитания.

2.1. Влияние аэробики на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст является одним из ответственных периодов жизни человека. Для 7 – 11 лет характерно плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В этом возрасте продолжается окостенение скелета, хотя он ещё содержит значительное количество хрящевой ткани; формируется шейная и грудная кривизна; связочный аппарат обладает высокой эластичностью; мышцы – сгибатели превалируют над разгибателями, а мышцы туловища – над мышцами конечностей.

Анализ научно – методической литературы показал, что 30 – 35 % детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень развития основных двигательных качеств [6, 1].

Необходимо начиная уже с ранних лет формировать у детей интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями. Особенно ценны в этом отношении разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, аэробики, спортивных игр. При многих видах аэробных упражнений наблюдается ответ организма на повышенные требования, и отмечаются позитивные физиологические сдвиги:

  1.  Повышение общего объёма крови, отсюда улучшение транспортных возможностей организма кислородом.
  2.  Укрепление сердечной мышцы.
  3.  Повышение содержания липопротеинов высокой плотности.
  4.  Укрепление костной системы.
  5.  Улучшение интеллектуальных способностей и повышение работоспособности.
  6.  Уменьшение числа физических и эмоциональных стрессов.
  7.  Все аэробные упражнения рассчитаны, как правило, на развитие того или иного физического качества – силы, гибкости, ловкости, выносливости, быстроты.

Воспитание ловкости должно быть направлено, в основном, на совершенствование способности детей младшего школьного возраста к ориентированию в пространстве и точности движений по временным и силовым характеристикам. Прыжки из различных исходных положений с приземлением по заданию и к определенной отметке, метание теннисных мячей в цель, лазанье по гимнастической стенке и наклонной скамейке, подвижные игры – это типичные средства воспитания ловкости в этом возрасте. Основной метод тренировки – повторный, с достаточными интервалами отдыха. Режим работы – 5 – 10 с низкой и средней интенсивности.

При воспитании быстроты следует уделять внимание всем её компонентам: времени двигательной реакции, скорости одиночного движения и частоте движений. Для совершенствования частоты движений пригодны практически все физические упражнения в максимальном темпе и коротком интервале времени. Наиболее характерные из них: бег и прыжки на месте и с продвижением вперёд до 30 м, бег и прыжки через скакалку, эстафеты, подвижные игры.

Аэробную выносливость детей младшего школьного возраста лучше развивать с помощью подвижных игр низкой и средней интенсивности; не исключаются и беговые упражнения равномерного характера, ограниченные 4 – 6 минут и пульсом 140 ударов в минуту.

Воспитание гибкости у мальчиков должно быть направлено на её совершенствование, а у девочек на поддержание достигнутого уровня. Упражнения на гибкость включаются в подготовительную часть каждого занятия. Их объём у мальчиков должен быть несколько большим.  Без особой необходимости не следует стремиться к достижению максимальной гибкости. Её чрезмерное развитие приводит к ослаблению связок, и как следствие – частым травмам опорно – двигательного аппарата.

Классификация средств оздоровительной аэробики для детей младшего школьного возраста:

  1.  Классификация средств по направлениям: детская танцевальная аэробика; аэробика со скакалкой.
  2.  Релаксационные средства: упражнения на постановку дыхания; на расслабление.

Детская танцевальная аэробика. Занятия проводятся под весёлую детскую музыку с <<кряконьем>> и смехом. Педагог по ходу занятия увлекает детей словами: <<У слона большие уши – показали какие они большие!>> или <<У муравьеда длинный нос – пошли вперёд <<носом>>!>>.

Аэробика со скакалкой. Это различного рода скачки, подскоки, прыжки, выполняемые со скакалкой индивидуально.

При обучении следует соблюдать следующие правила:

  1.  Разучивать подскоки, скачки и прочие элементы без скакалки и без музыки.
  2.  Выполнять разученные элементы под музыку постепенно ускоряя темп.
  3.  Осваивать навыки синхронного исполнения.

Упражнения с гантелями для детей младшего школьного возраста. Комплекс упражнений с гантелями способствует укреплению опорно – двигательного аппарата ребёнка и помогает контролировать вес. Комплекс упражнений с гантелями даёт дополнительную нагрузку на мышцы и увеличивает

Выполнять комплекс упражнений с гантелями ребёнок может, начиная с 7 – 8 лет. Однако при освоении комплекса упражнений с гантелями следует помнить о том, что у младших школьников происходит активное формирование скелета, поэтому не следует давать им большую физическую нагрузку с отягощением.

Достаточно одного – двух комплексов в неделю упражнений с гантелями. В остальные дни можно, на выбор, выполнять привычные отжимания, подтягивания или приседания. Каждый комплекс упражнений с гантелями должен продолжаться примерно 30-45 минут, включая разминку, силовую нагрузку (собственно комплекс упражнений с гантелями) и упражнения на восстановление дыхания. Хорошо также включить ритмичную музыку, под которую юный спортсмен будет заниматься комплексом упражнений с гантелями. Поднятие гантелей. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, гантели обращены к бедрам. На счет 1 – поднять гантели к подмышечным впадинам, на счет 2 – опустить руки. Темп – средний. Количество повторов: 10-12. Выжимание гантелей из-за головы. Исходное положение – руки согнуты в локтях, локти подняты вверх, гантели у затылка. На счет 1 – выпрямить руки (локти зафиксировать, не опускать), на счет 2 – опустить. Темп средний. Повторить 8-10 раз. Прогибание спины, лежа на животе. Кисти рук с гантелями прижаты к затылку. При выполнении упражнения ребенок плавно прогибает спину, поднимая голову вверх (ноги малыша необходимо придерживать). На вдохе – прогибание, при опускании – выдох. Поворот корпуса с разведением рук. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На счет 1 – выполнить поворот туловища, одновременно поднимая и разводя руки в стороны, на счет 2 – вернуться в исходное положение; на счет 3 – поворот в другую сторону с разведением рук в стороны, на счет 4 – принять исходное положение. Сделать 10-12 поворотов в каждую сторону. Поднятие гантелей выше головы. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук тыльной стороной прижаты к плечам. Аккуратно, без рывков гантели поднимаются вверх. Это упражнение можно выполнять двумя руками одновременно или же попеременно. При поднимании рук делается вдох, при опускании — выдох. Сгибание рук с гантелями. Исходное положение – стоя, руки с гантелями – на уровне груди, ноги на ширине плеч, тыльные стороны кистей обращены вниз. Одновременно или попеременно сгибаем руки в локтевых суставах. Упражнения с гантелями для пресса.

Исходное положение – лежа на спине (взрослый придерживает ноги ребенка), гантели прижаты к затылочной части головы. На счет 1 – поднять туловище, на счет 2 – возвратиться в исходное положение. В среднем темпе выполнить 8-10 подъемов. При разгибании туловища – вдох, при подъеме – выдох. Приседания с гантелями. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями опущены. На счет 1 – сделать приседание (гантели касаются пола), на счет 2 – встать, руки и голову отвести назад (прогнуться). Прыжки с гантелями. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями опущены или согнуты в локтях. Выполнять прыжки на месте, ноги врозь, а после вместе. Дыхание должно быть глубокое, без задержек.

Завершение занятия. Комплекс упражнений с гантелями настоятельно рекомендуется завершать упражнениями на восстановление дыхания. Например, таким, как медленная ходьба с глубоким дыханием. Выполняя его, ребенок, глубоко дыша, несколько минут спокойно ходит после комплекса упражнений с гантелями.

Конечно, приведенный комплекс упражнений с гантелями – не догма. По большому счету, ребенок может делать любые гимнастические упражнения, выполнению которых гантели не мешают. Главное следить за тем, чтобы нагрузка была строго симметричной: если сначала задействована одна рука, после обязательно нужно сделать то же упражнение и другой рукой. И, конечно же, не следует забывать о том, что силовые упражнения с гантелями можно и нужно сочетать с любыми другими – например, такими, как упражнения на осанку.

Для воспитания большего интереса к занятиям, менять комплексы упражнений через 2 – 3 занятия, разучивать комплекс упражнений необходимо в течение 3 – 4 занятий. При дозировке необходимо учитывать уровень подготовленности детей, а так же быструю утомляемость и давать паузы отдыха.

  1.  Влияние аэробики на физическую подготовленность детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14  лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 – 9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на 7 см. Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте: основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодолении вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс.

В подростковом возрасте (дети среднего школьного возраста) создаются более благоприятные посылки для развития как скоростно – силовых, так и силовых способностей. На уроках физической культуры и спортивной тренировке применяются динамические силовые упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, переноска груза, толкание ядра. Средства развития силы должны способствовать формированию основных групп мышц нижних и верхних конечностей, плечевого пояса. Наибольший эффект в воспитании силовых способностей достигается при применении такой формы организации занятий, которая позволила бы комплексно развивать все мышечные группы. Необходимо использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Итак, к основным факторам, определяющим значение аэробных нагрузок для детей среднего школьного возраста, можно отнести: улучшение физических данных; укрепление опорно – двигательного аппарата (в том числе и формирование красивой осанки); предупреждение плоскостопия; развитие и поддержание в тонусе всех основных групп мышц, привлечение внимания и интереса к занятием физической культурой и спортом (в последующем).

Примерный комплекс упражнений для детей среднего школьного возраста:

  1.  Стоя прямо, ноги держите на ширине плеч. Поднимите левую ногу, которая согнута в колене и дотроньтесь ей до локтя правой руки. Затем поднимите правую ногу, соответственно, к локтю левой руки. Такое упражнение повторить не менее 6 раз.
  2.  Встаньте, широко расставьте ноги, руки положите на пояс. Вес тела перенесите на правую ногу, которая согнута в колене, левую же ногу поставьте на носочек. Вернувшись в исходное положение, повторите то же действие только на левую ногу. Такое упражнение повторить пять раз на каждую сторону.
  3.  Лягте на живот, руки прямые вытяните вперёд. Одновременно постарайтесь подтянуть руки и ноги вверх и задержитесь в этом положении. Такое упражнение повторить 6 раз.
  4.  Встаньте ровно, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Присядьте на носки, при этом держите спину прямо, а колени немного разверните в стороны, руки вытяните вперёд. Вернитесь в исходное положение и повторите это упражнение 6 – 8 раз.
  5.  Встаньте, ноги держите на ширине плеч, руки опустите. Во время прыжка расставьте ноги в стороны, при этом успейте сделать хлопок над головой. Таких прыжков надо сделать, как минимум 5.

В результате занятий аэробикой дети не только укрепляют своё здоровье, но и учатся общаться и развивать свои социальные навыки. Благодаря регулярным занятиям аэробикой:

  1.  Формируется правильная осанка;
  2.  Укрепление мышц стопы и голени;
  3.  Улучшение обменных процессов;
  4.  Улучшение координации движений;
  5.  Повышение интереса к занятиям спортом.

Средства физического воспитания. Основными средствами физического воспитания в среднем школьном возрасте являются физические упражнения, с помощью которых формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности и адаптивные свойства организма. К ним относятся:

  1.  Общеразвивающие упражнения с предметами и без.
  2.  Метание малого мяча (150 г) в горизонтальную и вертикальную цель: мальчик – с расстояния 8 – 18 м, девочки – 8 – 14 м.
  3.  Метание малого мяча на дальность с разбега.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учётом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики, выполняемые под музыку.

Комплекс упражнений для общего укрепления организма детей среднего школьного возраста:

  1.  Встать прямо. Поставить ноги на ширине плеч. Берём по гантели и начинаем делать наклоны туловища в разные стороны. Для этого поднимаем правую руку в верх и чуть сгибаем её в локте и делаем наклоны в левую сторону. Такие же действия выполняем по 10 наклонов в каждую сторону.
  2.  Ложимся на пол на спину. Теперь сгибаем ноги в коленях, при этом стопы оставляем на полу. Руки ложем за голову, теперь аккуратно поднимаем голову и плечи, при этом стараемся напрягать мышцы брюшного пресса. Делаем 15 подъёмов.
  3.  Лёжа на спине. Ноги сгибаем в коленях и подтягиваем их к животу. Обхватываем руками ноги и начинаем делать перекаты из стороны в сторону. Выполняем 10 раз.
  4.  Лёжа на спине. Ноги выпрямляем и прижимаем друг к другу, руки кладём вдоль туловища. Начинаем поднимать туловище, при этом упираемся руками в пол. Затем возвращаемся в исходное положение. Выполнить 15 подъёмов.
  5.  Становимся прямо. Ноги расставляем чуть шире плеч. Носки расставляем в разные стороны. Теперь медленно начинаем приседать. Упираемся в колени руками и задерживаемся в таком положении на 30 секунд, стараясь при этом напрягать ягодичные мышцы. Выполнить 10 раз.
  6.  Становимся на четвереньки. Теперь медленно поднимаем согнутую правую ногу, напрягая мышцы бедра, и считаем до 10. Затем ставим ногу в исходное положение. Затем повторяется тоже с другой ногой.
  7.  Садимся на пол. Руки отводим назад и опираемся ими на пол. Ноги выпрямляем и вытягиваем. Теперь тянем носок от себя и затем тянем на себя. При этом стараемся напрягать мышцы внутренней стороны бедра и голени. Выполнить 10 раз.
  8.  Прыжки на скакалке  в течение трёх минут, чередуя прыжки сначала на левой ноге, а затем на правой.
  9.  Бег, ходьба на месте.

Аэробика позволяет избежать ряда болезней, таких как искривление позвоночника, ожирение, плоскостопие. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

Упражнения на восстановление дыхания:

  1.  Ноги на ширине плеч, руки свободно свисают по бокам. Поочерёдно делать шаг левой и правой ногой вперёд, становясь на носки и одновременно разводя руки в стороны, ладонями вверх. При движении вперёд – вдох через нос, при возвращении в исходное положение – выдох через рот. Стараться дышать животом. Упражнение выполняется, как правило, до полного восстановления контроля за дыханием. Темп выполнения упражнения произвольный.
  2.  Ноги на ширине плеч, руки свободно свисают по бокам. Руки поднимаются вверх. В высшей точке ладони вместе. Одновременно с этим движением – глубокий вдох через нос. Выдержав паузу, одновременно с маховым движением обеими руками вниз – в сторону, и, выполняя полуприсед, - резкий выдох через рот. Повторить 3 – 5 раз. Упражнение позволяет очень быстро восстановить контроль за дыханием.
  3.  Ноги на ширине плеч, руки свободно свисают по бокам. Руки свободно поднимаются вперёд – вверх, до уровня плеч с одновременным вдохом через нос. Кисти рук расслаблены, ладонями вниз. Выдержав паузу, свободно наклониться вперёд с одновременным свободным выдохом через рот. Упражнение выполняется 3 – 5 раз.
  4.  Ноги на ширине плеч, руки свободно свисают по бокам. Руки свободно поднимаются через стороны вверх, ладонями вверх, с одновременным вдохом через нос. Вместе с выдохом через рот руки свободно опускаются через стороны вниз, с одновременным свободным выдохом через рот. Упражнение выполняется 5 – 7 раз. Для увеличения эффективности упражнения можно вставать на носки при его выполнении.

2.3.Влияние аэробики на физическую подготовленность детей старшего школьного возраста.

Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек – с 16, у юношей – с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых.

При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно – силовые способности. Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств. Рекомендуется применять различные виды аэробики, бодибилдинга, упражнений, выполняемых под музыку.

Занятия аэробными упражнениями оказывают следующее положительное  влияние на организм детей старшего школьного возраста:

  1.  Незначительное повышение объёма полостей сердца, гипертрофия мышечных стенок вместе с улучшением процессов ионного обмена и повышением плотности митохондрий улучшает сократимость (т.е увеличивает ударный объём) миокарда, увеличение максимального сердечного выброса крови и устойчивость работы сердца при длительной мышечной нагрузке;
  2.  Увеличение силы дыхательных мышц и повышение диффузионной способности лёгких;
  3.  Увеличение просвета и эластичности магистральных и перифирических сосудов;
  4.  Увеличение плотности митохондрий и капилляров, запасов гликогена, повышение выносливости мышц при выполнении работы аэробного характера [6, 10];
  5.  Улучшение кислородотранспортной функции крови;
  6.  Увеличение просвета и эластичности магистральных и периферических сосудов.

Комплекс упражнений с гантелями для детей старшего школьного возраста:

  1.  Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями опущены. На счёт 1 – сделать не глубокое приседание (как бы сесть на стул), держите спину прямой, на счёт 2 – вернуться в исходное положение. Выполнить 8 – 10 раз.
  2.  Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, гантели обращены к бёдрам. На счёт 1 – поднять руки с гантели параллельно полу, на счёт 2 – опустить руки. Темп – средний. Выполнить 10 – 12 раз.
  3.  Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч слегка согнуты в коленях. Кисти рук тыльной стороны прижаты к плечам. Аккуратно, без рывков гантели поднимаются вверх. Это упражнение можно выполнять двумя руками одновременно или же попеременно. При поднимании рук делается вдох, при опускании – выдох. Выполнить 10 -12 раз.
  4.  Исходное положение – стоя ноги на ширине плеч, руки с гантелями опущены перед собой ладонями вовнутрь. На счёт 1 – поднимаем руки перед собой до прямого угла, на счёт 2 – возвращаемся в исходное положение. Выполнить 10 раз.
  5.  Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На счёт 1 – выполнить поворот туловища, одновременно поднимая и разводя руки в стороны, на счёт 2 – вернуться в исходное положение. 3 -4 то же в другую сторону. Выполнить 12 – 15 раз.
  6.  Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями опущены или согнуты в локтях. Выполнять прыжки на месте, ноги врозь, а после вместе. Дыхание должно быть глубокое, без задержек.

Комплекс упражнений с гантелями рекомендуется завершать упражнениями на восстановление дыхания. Например, таким, как медленная ходьба с глубоким дыханием. Выполняя его, дети, глубоко дыша, несколько минут спокойно ходят после упражнений.

Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растёт мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. Происходят изменения в сердечно – сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объём на 60 – 70%. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие центральной нервной системы.

Занятия аэробикой – необходимое условие, от которого зависит здоровье, работоспособность и хорошее настроение. Систематические занятия аэробными упражнениями вызывают значительные  изменения строения и функций организма, повышают функциональные возможности. Использование в старшем школьном возрасте занятий по аэробике как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ученика, создаёт условия для гуманизации педагогического процесса.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

Период среднего и старшего школьного возраста имеет свои специфические особенности развития. Изменения, происходящие в этот период затрагивают все системы органов.  Занятия физической культурой и спортом благоприятно влияют на поведение детей, делают их менее внушаемыми и самостоятельными, что помогает избегать негативного влияния других людей. Поэтому важнейшим средством профилактики вредных привычек являются занятия физической культурой и спортом.

Заключение.

В ходе написания работы мы пришли к следующим выводам:

Аэробика – это новое направление массовой физической культуры, в котором дыхательные движения сочетаются с движениями тела, опорно – двигательного аппарата. Среди различных видов оздоровительной физической культуры аэробика продолжает удерживать самый высокий рейтинг. Одна из причин этого явления – большое разнообразие двигательных действий и выбор степени влияния на организм занимающихся.

Занятия аэробикой улучшают обмен веществ, деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, повышают жизненный тонус. У детей, занимающихся аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).

В аэробике выделяют 7 базовых шагов. Разновидности аэробных шагов, используемых в оздоровительных программах, часто имеют несколько вариантов названий, что затрудняет восприятие информации. Очень часто эти движения называются по аналогии со знакомыми предметами или гиометрическими фигурами или образами.

В оздоровительной аэробике также используют <<интервальный>> метод и метод <<круговой>> тренировки, суть которых заключается в чередовании упражнений.

Благодаря систематическим занятиям аэробикой происходят следующие изменения в организме человека:

  1.  Сердечная мыщца укрепляется, лучше обеспечивается кровью;
  2.  Укрепляется костная система;
  3.  Аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами;
  4.  Повышается работоспособность;
  5.  Увеличивается объём лёгких;
  6.  Аэробика – реальный путь к похудению или поддержанию веса в норме;
  7.  Улучшается венозное кровообращение;
  8.  Увеличивается плотность капилляров


Список использованной литературы

1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ Под. ред. Е.Б. Мякиченко и М.П. Шестакова. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 304 с.

2. Бабич Ю.В. Спортивная аэробика и возможность ее применения в школьной практике. Омск: СибГАФК, 1998. 154 с.

3. Виру А.А., Юримау Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988.

4. Зайцева Г.А., Медведева О.А. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях. Методическое пособие. М.: Физкультура и спорт, 2007. 104 с.

5. Ким Н.К., Дьяконов М.Б. Фитнес. Учебник. М.: Сов. спорт, 2006. 454 с.

6. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие. М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 100 с.

7. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1987.

8. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. Учебное пособие, 2-е издание, доп., перераб. М.: «Физкультура и спорт», 1989. 224 с.

9. Купер Л. Модель физического развития Лесли (Lesley's Fitness Format). Материалы семинара по аэробике. М.: Национальная школа аэробики. 1991.

10. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы: Кн. для учащихся и родителей. М.: Просвещение, 1994.

11. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика со скакалкой. М.: Федерация аэробики России,1999. 27 с.

12. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Силовая аэробика. М.: Федерация аэробики России,1999. 232 с.

13. Михайлов В.В. Спорт и дыхание. М.: Физкультура и спорт, 1984.

14. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе. Учебное пособие/ Е.С. Крючек, Л.Т. Кудашова, А.А. Сомкин, О.М. Малышева. С-Пб.: СПБГ АФК им .П.Ф. Лесгафта. 1994. 76 с.

15. Осипов Н.И. Комплексный контроль за физическим развитием занимающихся. Методические рекомендации. Ашхабад: МНОТ ССР, 1990.

16. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика  Учебное пособие. М.: Просвещение. 1989. 175с.

17. Сиднева Л.В. Фанданс аэробикс. Методическое пособие. М.: ФАР,1997.

18. Дикаревич Л.С. Как правильно составить комплекс упражнений по оздоровительной аэробике // Спорт в школе. 1996. № 43. С. 15-16.

19. Герасимова Е., Романенко И. Аэробика для  малышей // Физкультура и спорт. 1996. № 9. С.18-19.

20. Международная система подготовки специалистов по аэробике / И. Лин, М.П. Ивлев, А.В. Григоренко, А.В. Мякитченко, М.П. Шестаков // Теория и практика физической культуры. 1995. № 12.

21. Тренировочная нагрузка на занятиях по базовой аэробике / Е.В. Мякинченко, М.П. Ивлев, М.П. Шестаков, Е.Д. Максимова, А. Григоренко, И. Лин // Аэробика. 1999. № 2. С. 2-11.

22. Селуянов В.Н. Теория физической оздоровительной культуры // Теория и практика физической культуры. 1994. №3.

23. Содержание физической культуры и спорта в учреждениях образования: задачи, проблемы, пути решения // Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные, правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации Физическая культура. 1-11 классы / Программы для общеобразовательных учреждений / Авт. Сост.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30803. Подача Б-смеси в конструкции. Способы подачи 13.91 KB
  Способы подачи бетонной смеси. Подача бет. – бетон. при бетонировании подземных сооружений бет.
30804. Способы укладки Б-смеси. Требования при укладке Б-смеси в конструкции с уплотнением 16.62 KB
  Способы укладки Бсмеси. Требования при укладке Бсмеси в конструкции с уплотнением. Основные требования к укладке бетонной смеси: Ограничение высоты падения бетонной смеси плиты до 1м колонны 5 м остальное 2м Послойная укладка с уплотнением каждого слоя; Для обеспечен. Задача процесса уплотнения бетонной смеси состоит в предельной упаковке различных по форме и величине частиц составляющих многокомпонентный конгломерат бетонной смеси.
30805. Уплотнение бетонной смеси вибрированием. Типы вибраторов. Признаки достаточности 16.61 KB
  По способу воздействия на уплотняемую бетонную смесь различают вибраторы глубинные поверхностные и наружные прикрепляемые тисками к опалубке Глубинные вибраторы выполняют с электро или пневмодвигателем встроенным в наконечник вибробулава с электродвигателем вынесенным к ручке и с вынесенным к ручке двигателем и гибким валом. При бетонировании мало и средне армированных конструкций применяют глубинные вибраторы с встроенным в корпус вибровозбудителем вибробулавы диаметром 76 114 и 133 мм с частотой от 5700 до 11000 мин....
30806. Устройство рабочих швов 13.91 KB
  В изгибаемых конструкциях рабочие швы располагают в местах с наименьшим влиянием на прочность конструкции. В колоннах швы устраивают на уровне верха фундамента у низа прогонов балок или подкрановых консолей; в колоннах безбалочных перекрытий у низа или верха вута в рамах между стойкой и ригелем. При подготовке к очередному бетонированию швы обрабатывают через 8.
30807. Уход за бетоном в процессе твердения. Распалубливание конструкций 16.32 KB
  Открытую поверхность бетона прежде всего предохраняют от вредного воздействия прямых солнечных лучей ветра и дождя. Если поверхность бетона предварительно была укрыта влагоемкими материалами брезентом матами песком и др. В жарком сухом климате если не обеспечить благоприятных температурновлажностных условий твердения прочность бетона снижается на 15. В начальный период ухода за бетоном не следует обильной поливкой сразу после укладки нарушать структуру твердеющего бетона.
30808. Бетонирование массивов и фундаментов 14.03 KB
  В фундаменты и массивы в зависимости от объема заглубления высоты и других особенностей бетонную смесь укладывают по следующим технологическим схемам: с разгрузкой смеси из транспортного прибора непосредственно в опалубку с передвижного моста или эстакады с помощью вибропитателей и виброжелобов бетоноукладчиков бетононасосов бадьями с помощью кранов. В ступенчатые фундаменты с общей высотой до 3 м и площадью нижней ступени до 6 м2 смесь подают через верхний край опалубки предусматривая меры против смещения анкерных болтов и закладных...
30809. Бетонирование полов 15.33 KB
  Для осуществления процесса укладки плиты разбивают на карты. Если толщина плит меньше 05 м то разбивку на карты и укладку бетона ведут в таком порядке: Площадь делят на картыполосы по 34м Устанавливают по краям полос маячные доски. При большей толщине плиты разбивают на параллельные карты шириной 5. Карты бетонируют подряд т.
30810. Сетевые и локальные СУБД 12.74 KB
  Существенной проблемой СУБД такого типа является синхронизация копий данных именно поэтому для решения задач требующих совместной работы нескольких пользователей локальные СУБД фактически не используются. К сетевым относятся файлсерверные клиентсерверные и распределенные СУБД. В файлсерверных СУБД все данные обычно размещаются в одном или нескольких каталогах достаточно мощной машины специально выделенной для этих целей и постоянно подключенной к сети.
30811. Процес нормализации баз данных 16.04 KB
  Например задано следующее отношение: ПРЕДМЕТ Код предмета. Переведем атрибут с повторяющимися значениями в новую сущность назначим ей первичный ключ Код преподавателя и свяжем с исходной сущностью ссылкой на ее первичный ключ Код предмета. В результате получим две сущности причем во вторую сущность добавятся характеризующие ее атрибуты: ПРЕДМЕТ Код предмета. Название Цикл Объем часов; ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Код преподавателя ФИО Должность Оклад Адрес Код предмета.