5128

Морфология, физиология и патофизиология дыхания

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Морфология, физиология и патофизиология дыхания Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы дыхания. Вопросы для самоподготовки: Понятие о дыхании, его значение. Этапы дыхания. Легоч...

Русский

2012-12-03

86.5 KB

11 чел.

Морфология, физиология и патофизиология дыхания

Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы дыхания.

Вопросы для самоподготовки:

  1.  Понятие о дыхании, его значение.
  2.  Этапы дыхания.
  3.  Легочная вентиляция. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объемы и емкости.
  4.  Газообмен в легких и тканях.
  5.  Нейрогуморальная регуляция дыхания.

Лабораторные работы:

  1.  Оценка функционального состояния дыхательной системы.

Литература: 2, 3, 5. 6. 9. 11.

Оценка функционального состояния дыхательной системы

Задача: оценить функциональные возможности дыхательной системы в покое и после физической нагрузки.

Теоретическое обоснование.

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа.

Поступление кислорода из атмосферы к клеткам необходимо для биологического окисления органических веществ, в результате которого освобождается энергия, нужная для жизни организма. В процессе биологического окисления образуется двуокись углерода, подлежащая удалению из организма. Прекращение дыхания ведет к гибели прежде всего нервных, а затем и других клеток. Кроме того, дыхание участвует в поддержании постоянства
реакции жидкостей и тканей внутренней среды организма, а также температуры тела.

Дыхание человека включает следующие процессы: 1} внешнее дыхание (вентиляция легких); 2) обмен газов в легких (между альвеолярным воздухом и кровью капилляров малого круга кровообращения); 3) транспорт газов кровью; 4) обмен их в тканях (между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей).

В состоянии покоя во время каждого дыхательного цикла обменивается небольшая часть находящегося в легких воздуха, в среднем 300-500 мл – это дыхательный объем (ДО). При усиленном вдохе можно еще дополнительно вдохнуть 1500-2000 мл воздуха – это резервный объем вдоха (РОВД). А после спокойного выдоха можно усиленно выдохнуть еще 1000-1500 мл – это резервный объем выдоха (РОвыд). Сумма дыхательного объема и резервного объема вдоха характеризует емкость вдоха (Еад).

Важной функциональной характеристикой дыхания является ЖЕЛ – тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Она слагается из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.

Даже после максимального выдоха в легких остается объем воздуха, который всегда их заполняет – это остаточный объем (ОО). Он сохраняется даже в легких умершего человека или животного. Но при спокойном дыхании в легких остается значительно больше воздуха, чем остаточный объем. То количество воздуха, которое остается в легких после спокойного выдоха называется функциональной остаточной емкостью (ФОЕ). Она состоит из ОО воздуха и РОвыд.

Наибольшее количество воздуха, которое полностью заполняет легкие, называется общей емкостью легких (ОЕЛ). Она включает ЖЕЛ и ОО воздуха.

Соотношение между объемами и емкостями легких представлено на рисунке 1.

----------1000 мл

Рисунок 1 – Схематическое изображение объемов и емкостей легких

РОвд – резервный объем вдоха; ДО – дыхательный объем; РОВыд – резервный объем выдоха; ОО – остаточный объем; Евд - емкость вдоха;

ФОЕ – функциональная остаточная емкость; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; OЕЛ – общая емкость легких.

ЖЕЛ и составляющие ее объема можно определить с помощью спирометра (метод спирометрии).

Таблица 3.

Частота  дыхания в разных возрастных группах

Возрастная группа, лет

Частота дыхания за 1 минуту

2

31

3

28

4

26

5

24

6

26

7

23

8

22

9

21

10

20

12-13

19

14

18

Взрослые

16-18

Дыхательная или респираторная система — совокупность органов, обеспечивающих функции внешнего дыхания (снабжение организма кислородом и выведение углекислого газа). Вместе с сердечно-сосудистой системой она составляет систему кислородообеспечения организма. Частота дыхания определяется числом дыхательных движений в одну минуту. Частота дыхания с возрастом меняется (таблица 3). Человек дышит в 3—4 раза реже, чем сокращается его сердце, т. е. отношение частоты дыхания к частоте сердечных сокращений составляет 1 : 3-4.

Для оценки состояния дыхательной системы используют ряд проб.

Проба Штанге - проба с произвольной задержкой дыхания на вдохе - позволяет судить о резервах аппарата кислородообеспечения обменных потребностей организма (показатели пробы включают волевой компонент).

Проба Генчи - проба с произвольной задержкой дыхания на выдохе. Существенное сокращение времени задержки дыхания указывает на ухудшение функции кардиореспираторной системы или расстройство нервной системы. Улучшению функций этих систем способствуют дыхательные упражнения.

Для объективизации картины проводится оценка реакции сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания, так как результаты проб на задержку дыхания могут зависеть от личностно-волевых качеств исследуемого.

Показателем внешнего дыхания служит также экскурсия грудной клетки. Определяемая как разница между окружностью грудной клетки при максимальном выдохе и вдохе.

Материалы и оборудование: секундомер, сантиметровая лента, калькулятор.

Порядок выполнения работы:

  1.  Определите частоту дыхания (ЧД). Для этого в спокойном состоянии, положив руку на грудную клетку (сидя), сосчитайте количество вдохов или выдохов за одну минуту. Полученный результат сравните с  данными таблицы 3. Оценить результат.
  2.  Проведите пробу Штанге. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох. Неполный вдох (75% от максимального). Задержите дыхание (зажав нос при открытом рте) на максимально возможное время, фиксируя продолжительность в секудах. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу.

Оценка результатов:

60 и более с – «отлично»

40-49 с – «удовлетворительно»,

50-59 с – «хорошо»

менее 40 с - «неудовлетворительно».

  1.  Проведите пробу Генчи. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох и задержите дыхание при закрытом рте, одновременно пальцами зажимая нос и определяя время задержки. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу.

Оценка результатов:

40 и более с – «отлично»

20-29 с – «удовлетворительно»

30-39 с – «хорошо»

19 с и менее - «неудовлетворительно»

  1.  Оцените реакцию сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Для этого сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС1). Сделайте обычный вдох, выдох, задержите дыхание (зажав нос пальцами при закрытом рте). После возобновления дыхания сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС2). Оцените показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Внесите данные в таблицу. 

ПР= ЧСС2/ЧСС1

Оценка результатов: ПР > 1,2 говорит о снижении кардиореспираторного резерва.

  1.   Оцените экскурсию грудной клетки. Для этого наложите сантиметровую ленту так, чтобы она проходила: сзади под нижними углами лопаток, далее проходя через средне-подмышечную линию, спереди у мужчин закрывая нижние сегменты сосков, у женщих – по верхнему краю молочных желез. Сделайте максимальный вдох. Зафиксируйте значение (ОГК1). Сделайте максимальный выдох. Зафиксируйте значение (ОГК2). Вычтите из первого значения второе: ЭГК = ОГК1 – ОГК2. Оцените результат. Внесите данные в таблицу.

Оценка результата: 

более 7 см – «отлично»

2–4 см – «удовлетворительно»

5–7 см – «хорошо»

менее 2 см - «неудовлетворительно»

Таблица – Показатели функционирования системы дыхания и их оценка

Показатель

Фактические значения

Норма

Оценка

ЧД

Проба Штанге

Проба Генчи

ЭГК

  1.  Сделайте общее заключение о функциональном состоянии собственной респираторной системы.

Контрольные вопросы.

  1.  Чему равны в норме ДО; РОвыд; РОвд; ЖЕЛ?
  2.  Что называется общей емкостью легких?
  3.  От чего зависят эти показатели?
  4.  С помощью каких приемов можно получить информацию о резервных возможностях респираторного аппарата?



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84382. Д. Родари «Чем пахнут ремесла». М. Пляцковский «Кто что умеет» 39 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении развивать читательскую компетентность учащихся пополнять словарный и лексический запас детей воспитывать трудолюбие Оборудование: учебник Литературное чтение иллюстрации Конституция Украины...
84383. Н. Сладков «Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца». И. Бунин «Сегодня на пустой поляне…». О. Высотская «Что нам осень принесла?». Загадка 29.5 KB
  Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении, развивать читательскую компетентность учащихся, пополнять словарный и лексический запас детей, воспитывать любовь к природе.
84384. «Художник-осень» по И. Соколову-Микитову 30 KB
  Золотая осень вырезанные из бумаги листья осины дуба клена; краски Ход урока I Организация класса II Проверка домашнего задания III Мотивация учебной деятельности учащихся Мозговой штурм Прочитайте слова. Кем предстала Осень у поэтессы Маргариты Алигер Осень только взялась за работу...
84385. Де гурт – там і сила. (Німецька народна казка «Бременські музиканти») 48.5 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного і виразного читання та навички літературного аналізу твору; вчити дітей працювати в парах; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уміння самостійно працювати з текстом; виховувати почуття товариськості уміння цінувати дружбу.
84386. Невмирущий Кобзар. Тарас Григорович Шевченко – великий народний поет і художник 62 KB
  Ознайомити учнів із творчістю Т. Г. Шевченка, викликати бажання розповідати, слухати вірші, вчити, сприймати зміст поезії на слух та знаходити її відображення в малюнках; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, увагу, вміння виразно читати вірші, збагачувати словниковий запас.
84387. Theatre of the 20th century and beyond 22.06 KB
  The achievements of realism at the end of the 19th century continued to resonate through the turn of the 21st century, but the most influential innovations in early 20th-century theatre came from a vigorous reaction against realism.
84388. Post-modern literature 13.7 KB
  The term Postmodern literature is used to describe certain tendencies in post-World War II literature. It is both a continuation of the experimentation championed by writers of the modernist period (relying heavily, for example, on fragmentation, paradox, questionable narrators, etc.)...
84389. XX Century Literature 22.69 KB
  The lecture introduces the student to British modernism, beginning in the late nineteenth century, and ending with the third decade of the twentieth. We do this by reading fiction, poetry, and some manifestos. Second, we will focus on embodiment: how are body, self, and psyche distinguished for these authors?
84390. 1901-1939 Modernism 17.25 KB
  The movement known as English literary modernism grew out of a general sense of disillusionment with Victorian era attitudes of certainty, conservatism, and objective truth. The movement was greatly influenced by the ideas of Romanticism...