5128

Морфология, физиология и патофизиология дыхания

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Морфология, физиология и патофизиология дыхания Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы дыхания. Вопросы для самоподготовки: Понятие о дыхании, его значение. Этапы дыхания. Легоч...

Русский

2012-12-03

86.5 KB

11 чел.

Морфология, физиология и патофизиология дыхания

Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы дыхания.

Вопросы для самоподготовки:

  1.  Понятие о дыхании, его значение.
  2.  Этапы дыхания.
  3.  Легочная вентиляция. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объемы и емкости.
  4.  Газообмен в легких и тканях.
  5.  Нейрогуморальная регуляция дыхания.

Лабораторные работы:

  1.  Оценка функционального состояния дыхательной системы.

Литература: 2, 3, 5. 6. 9. 11.

Оценка функционального состояния дыхательной системы

Задача: оценить функциональные возможности дыхательной системы в покое и после физической нагрузки.

Теоретическое обоснование.

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа.

Поступление кислорода из атмосферы к клеткам необходимо для биологического окисления органических веществ, в результате которого освобождается энергия, нужная для жизни организма. В процессе биологического окисления образуется двуокись углерода, подлежащая удалению из организма. Прекращение дыхания ведет к гибели прежде всего нервных, а затем и других клеток. Кроме того, дыхание участвует в поддержании постоянства
реакции жидкостей и тканей внутренней среды организма, а также температуры тела.

Дыхание человека включает следующие процессы: 1} внешнее дыхание (вентиляция легких); 2) обмен газов в легких (между альвеолярным воздухом и кровью капилляров малого круга кровообращения); 3) транспорт газов кровью; 4) обмен их в тканях (между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей).

В состоянии покоя во время каждого дыхательного цикла обменивается небольшая часть находящегося в легких воздуха, в среднем 300-500 мл – это дыхательный объем (ДО). При усиленном вдохе можно еще дополнительно вдохнуть 1500-2000 мл воздуха – это резервный объем вдоха (РОВД). А после спокойного выдоха можно усиленно выдохнуть еще 1000-1500 мл – это резервный объем выдоха (РОвыд). Сумма дыхательного объема и резервного объема вдоха характеризует емкость вдоха (Еад).

Важной функциональной характеристикой дыхания является ЖЕЛ – тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Она слагается из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.

Даже после максимального выдоха в легких остается объем воздуха, который всегда их заполняет – это остаточный объем (ОО). Он сохраняется даже в легких умершего человека или животного. Но при спокойном дыхании в легких остается значительно больше воздуха, чем остаточный объем. То количество воздуха, которое остается в легких после спокойного выдоха называется функциональной остаточной емкостью (ФОЕ). Она состоит из ОО воздуха и РОвыд.

Наибольшее количество воздуха, которое полностью заполняет легкие, называется общей емкостью легких (ОЕЛ). Она включает ЖЕЛ и ОО воздуха.

Соотношение между объемами и емкостями легких представлено на рисунке 1.

----------1000 мл

Рисунок 1 – Схематическое изображение объемов и емкостей легких

РОвд – резервный объем вдоха; ДО – дыхательный объем; РОВыд – резервный объем выдоха; ОО – остаточный объем; Евд - емкость вдоха;

ФОЕ – функциональная остаточная емкость; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; OЕЛ – общая емкость легких.

ЖЕЛ и составляющие ее объема можно определить с помощью спирометра (метод спирометрии).

Таблица 3.

Частота  дыхания в разных возрастных группах

Возрастная группа, лет

Частота дыхания за 1 минуту

2

31

3

28

4

26

5

24

6

26

7

23

8

22

9

21

10

20

12-13

19

14

18

Взрослые

16-18

Дыхательная или респираторная система — совокупность органов, обеспечивающих функции внешнего дыхания (снабжение организма кислородом и выведение углекислого газа). Вместе с сердечно-сосудистой системой она составляет систему кислородообеспечения организма. Частота дыхания определяется числом дыхательных движений в одну минуту. Частота дыхания с возрастом меняется (таблица 3). Человек дышит в 3—4 раза реже, чем сокращается его сердце, т. е. отношение частоты дыхания к частоте сердечных сокращений составляет 1 : 3-4.

Для оценки состояния дыхательной системы используют ряд проб.

Проба Штанге - проба с произвольной задержкой дыхания на вдохе - позволяет судить о резервах аппарата кислородообеспечения обменных потребностей организма (показатели пробы включают волевой компонент).

Проба Генчи - проба с произвольной задержкой дыхания на выдохе. Существенное сокращение времени задержки дыхания указывает на ухудшение функции кардиореспираторной системы или расстройство нервной системы. Улучшению функций этих систем способствуют дыхательные упражнения.

Для объективизации картины проводится оценка реакции сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания, так как результаты проб на задержку дыхания могут зависеть от личностно-волевых качеств исследуемого.

Показателем внешнего дыхания служит также экскурсия грудной клетки. Определяемая как разница между окружностью грудной клетки при максимальном выдохе и вдохе.

Материалы и оборудование: секундомер, сантиметровая лента, калькулятор.

Порядок выполнения работы:

  1.  Определите частоту дыхания (ЧД). Для этого в спокойном состоянии, положив руку на грудную клетку (сидя), сосчитайте количество вдохов или выдохов за одну минуту. Полученный результат сравните с  данными таблицы 3. Оценить результат.
  2.  Проведите пробу Штанге. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох. Неполный вдох (75% от максимального). Задержите дыхание (зажав нос при открытом рте) на максимально возможное время, фиксируя продолжительность в секудах. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу.

Оценка результатов:

60 и более с – «отлично»

40-49 с – «удовлетворительно»,

50-59 с – «хорошо»

менее 40 с - «неудовлетворительно».

  1.  Проведите пробу Генчи. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох и задержите дыхание при закрытом рте, одновременно пальцами зажимая нос и определяя время задержки. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу.

Оценка результатов:

40 и более с – «отлично»

20-29 с – «удовлетворительно»

30-39 с – «хорошо»

19 с и менее - «неудовлетворительно»

  1.  Оцените реакцию сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Для этого сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС1). Сделайте обычный вдох, выдох, задержите дыхание (зажав нос пальцами при закрытом рте). После возобновления дыхания сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС2). Оцените показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Внесите данные в таблицу. 

ПР= ЧСС2/ЧСС1

Оценка результатов: ПР > 1,2 говорит о снижении кардиореспираторного резерва.

  1.   Оцените экскурсию грудной клетки. Для этого наложите сантиметровую ленту так, чтобы она проходила: сзади под нижними углами лопаток, далее проходя через средне-подмышечную линию, спереди у мужчин закрывая нижние сегменты сосков, у женщих – по верхнему краю молочных желез. Сделайте максимальный вдох. Зафиксируйте значение (ОГК1). Сделайте максимальный выдох. Зафиксируйте значение (ОГК2). Вычтите из первого значения второе: ЭГК = ОГК1 – ОГК2. Оцените результат. Внесите данные в таблицу.

Оценка результата: 

более 7 см – «отлично»

2–4 см – «удовлетворительно»

5–7 см – «хорошо»

менее 2 см - «неудовлетворительно»

Таблица – Показатели функционирования системы дыхания и их оценка

Показатель

Фактические значения

Норма

Оценка

ЧД

Проба Штанге

Проба Генчи

ЭГК

  1.  Сделайте общее заключение о функциональном состоянии собственной респираторной системы.

Контрольные вопросы.

  1.  Чему равны в норме ДО; РОвыд; РОвд; ЖЕЛ?
  2.  Что называется общей емкостью легких?
  3.  От чего зависят эти показатели?
  4.  С помощью каких приемов можно получить информацию о резервных возможностях респираторного аппарата?



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52870. План-конспект уроку для 4 класу за темою „Christmas” 161 KB
  Тhis day people usually visit their friends. There is a lot of dancing and eating. People bring a piece of coal for good luck. People decorate trees with toys, send greeting cards and find presents in their stockings. People send cards to people they love. They don`t write their names.
52871. СТВОРЕННЯ ТА ВИКОРИСТАННЯ ЕЛЕКТРОННОГО СУПРОВОДУ УРОКІВ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ 319.5 KB
  Важливого значення з огляду на це набуває питання використання у педагогічному процесі мультимедійних засобів навчання МЗН. Іноземна мова – це навчальний предмет який в силу своєї специфічності створення для учнів штучного мовного середовища передбачає найбільш гнучке і широке використання різних технічних засобів навчання. Головною метою навчання іноземних мов у загальноосвітніх навчальних закладах є надбання учнями вмінь та навичок грамотного використання іноземної мови у реальних життєвих ситуаціях не тільки повсякденного але й...
52872. ШЛЯХИ ЕФЕКТИВНОГО ВИКОРИСТАННЯ ПІСЕННОГО МАТЕРІАЛУ НА УРОКАХ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ 123 KB
  Музика, а саме пісня іноземною мовою, має великі можливості для реалізації навчально-виховних завдань на уроках англійської мови. Важлива роль полягає саме в методично правильному доборі пісенного матеріалу та методики його використання.
52874. ШЛЯХИ ЕФЕКТИВНОГО ВИКОРИСТАННЯ ПІСЕННОГО МАТЕРІАЛУ НА УРОКАХ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ 164.5 KB
  У структуру гри як процесу входять: а ролі узяті на собі граючи; б ігрові дії як засіб реалізації цих ролей; в ігрове вживання предметів тобто заміщення реальних речей ігровими умовними; г реальні відносини між граючи; д сюжет зміст область дійсності умовно відтворена в грі. Рольові ігри Ідея використання рольової поведінки на уроці одержала підкріплення з боку теорії ролей розробленої соціологами і соціопсіхологамі. Ігри позитивно впливають на формування пізнавальних інтересів школярів сприяють усвідомленому освоєнню іноземної...
52875. Особливості навчання англійської мови молодших школярів 216 KB
  У сучасних умовах іноземна мова розглядається як засіб спілкування і залучення до культури іншого народу. Це поступово стає домінуючою стратегією викладання іноземної мови в початковій школі. Особлива увага приділяється навчанню іноземної мови школярів в початкових класах, бо в дитинстві схильність до вивчення мов набагато більша.
52876. «В чарівній країні англійської мови» «In the Magic Land of English» Сценарій позакласного заходу з англійської мови (7 клас) 138 KB
  Every season is beautiful in its own way but Autumn is a wonderful season. It's like an old woman who is still beautiful and comes to breakfast in her diamonds. Who lights a million candles over the gabled roof and never looks back to see them black, The trees are beautiful in their fantastic yellow, red, golden and brown dresses. The ground is like a carpet of many colours.And everybody feels happy.
52877. The Week of English 1.46 MB
  Аfter World War II Pablo Picasso, was responsible for the decisive use of the dove of peace: his lithograph designed for the international peace congress in Paris, 1949, features the white ancestor of a new family of doves. Since then, graphic artists have produced an endless series of doves of peace in different shapes.
52878. Будемо святкувати. Let’s celebrate 228.5 KB
  Today's topic is «Let’s celebrate». Сьогодні нас запросили на вечірку до ведмедика. You are invited to the teddy bear birthday party. Але шлях до нього далекий і важкий. But this way is long and difficult. Він зачарований. It is magic. Тут ви можете побачити багато метеликів. Here you can see a lot of butterflies. Вони теж непрості, кожен має якесь завдання, яке нам треба виконати, щоб потрапити на свято. They are not simple, everyone has the task for you, which you should do to come to the party. Та вам треба бути дуже уважними. But you should be very attentive.