5128

Морфология, физиология и патофизиология дыхания

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Морфология, физиология и патофизиология дыхания Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы дыхания. Вопросы для самоподготовки: Понятие о дыхании, его значение. Этапы дыхания. Легоч...

Русский

2012-12-03

86.5 KB

11 чел.

Морфология, физиология и патофизиология дыхания

Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы дыхания.

Вопросы для самоподготовки:

  1.  Понятие о дыхании, его значение.
  2.  Этапы дыхания.
  3.  Легочная вентиляция. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объемы и емкости.
  4.  Газообмен в легких и тканях.
  5.  Нейрогуморальная регуляция дыхания.

Лабораторные работы:

  1.  Оценка функционального состояния дыхательной системы.

Литература: 2, 3, 5. 6. 9. 11.

Оценка функционального состояния дыхательной системы

Задача: оценить функциональные возможности дыхательной системы в покое и после физической нагрузки.

Теоретическое обоснование.

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа.

Поступление кислорода из атмосферы к клеткам необходимо для биологического окисления органических веществ, в результате которого освобождается энергия, нужная для жизни организма. В процессе биологического окисления образуется двуокись углерода, подлежащая удалению из организма. Прекращение дыхания ведет к гибели прежде всего нервных, а затем и других клеток. Кроме того, дыхание участвует в поддержании постоянства
реакции жидкостей и тканей внутренней среды организма, а также температуры тела.

Дыхание человека включает следующие процессы: 1} внешнее дыхание (вентиляция легких); 2) обмен газов в легких (между альвеолярным воздухом и кровью капилляров малого круга кровообращения); 3) транспорт газов кровью; 4) обмен их в тканях (между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей).

В состоянии покоя во время каждого дыхательного цикла обменивается небольшая часть находящегося в легких воздуха, в среднем 300-500 мл – это дыхательный объем (ДО). При усиленном вдохе можно еще дополнительно вдохнуть 1500-2000 мл воздуха – это резервный объем вдоха (РОВД). А после спокойного выдоха можно усиленно выдохнуть еще 1000-1500 мл – это резервный объем выдоха (РОвыд). Сумма дыхательного объема и резервного объема вдоха характеризует емкость вдоха (Еад).

Важной функциональной характеристикой дыхания является ЖЕЛ – тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Она слагается из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.

Даже после максимального выдоха в легких остается объем воздуха, который всегда их заполняет – это остаточный объем (ОО). Он сохраняется даже в легких умершего человека или животного. Но при спокойном дыхании в легких остается значительно больше воздуха, чем остаточный объем. То количество воздуха, которое остается в легких после спокойного выдоха называется функциональной остаточной емкостью (ФОЕ). Она состоит из ОО воздуха и РОвыд.

Наибольшее количество воздуха, которое полностью заполняет легкие, называется общей емкостью легких (ОЕЛ). Она включает ЖЕЛ и ОО воздуха.

Соотношение между объемами и емкостями легких представлено на рисунке 1.

----------1000 мл

Рисунок 1 – Схематическое изображение объемов и емкостей легких

РОвд – резервный объем вдоха; ДО – дыхательный объем; РОВыд – резервный объем выдоха; ОО – остаточный объем; Евд - емкость вдоха;

ФОЕ – функциональная остаточная емкость; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; OЕЛ – общая емкость легких.

ЖЕЛ и составляющие ее объема можно определить с помощью спирометра (метод спирометрии).

Таблица 3.

Частота  дыхания в разных возрастных группах

Возрастная группа, лет

Частота дыхания за 1 минуту

2

31

3

28

4

26

5

24

6

26

7

23

8

22

9

21

10

20

12-13

19

14

18

Взрослые

16-18

Дыхательная или респираторная система — совокупность органов, обеспечивающих функции внешнего дыхания (снабжение организма кислородом и выведение углекислого газа). Вместе с сердечно-сосудистой системой она составляет систему кислородообеспечения организма. Частота дыхания определяется числом дыхательных движений в одну минуту. Частота дыхания с возрастом меняется (таблица 3). Человек дышит в 3—4 раза реже, чем сокращается его сердце, т. е. отношение частоты дыхания к частоте сердечных сокращений составляет 1 : 3-4.

Для оценки состояния дыхательной системы используют ряд проб.

Проба Штанге - проба с произвольной задержкой дыхания на вдохе - позволяет судить о резервах аппарата кислородообеспечения обменных потребностей организма (показатели пробы включают волевой компонент).

Проба Генчи - проба с произвольной задержкой дыхания на выдохе. Существенное сокращение времени задержки дыхания указывает на ухудшение функции кардиореспираторной системы или расстройство нервной системы. Улучшению функций этих систем способствуют дыхательные упражнения.

Для объективизации картины проводится оценка реакции сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания, так как результаты проб на задержку дыхания могут зависеть от личностно-волевых качеств исследуемого.

Показателем внешнего дыхания служит также экскурсия грудной клетки. Определяемая как разница между окружностью грудной клетки при максимальном выдохе и вдохе.

Материалы и оборудование: секундомер, сантиметровая лента, калькулятор.

Порядок выполнения работы:

  1.  Определите частоту дыхания (ЧД). Для этого в спокойном состоянии, положив руку на грудную клетку (сидя), сосчитайте количество вдохов или выдохов за одну минуту. Полученный результат сравните с  данными таблицы 3. Оценить результат.
  2.  Проведите пробу Штанге. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох. Неполный вдох (75% от максимального). Задержите дыхание (зажав нос при открытом рте) на максимально возможное время, фиксируя продолжительность в секудах. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу.

Оценка результатов:

60 и более с – «отлично»

40-49 с – «удовлетворительно»,

50-59 с – «хорошо»

менее 40 с - «неудовлетворительно».

  1.  Проведите пробу Генчи. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох и задержите дыхание при закрытом рте, одновременно пальцами зажимая нос и определяя время задержки. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу.

Оценка результатов:

40 и более с – «отлично»

20-29 с – «удовлетворительно»

30-39 с – «хорошо»

19 с и менее - «неудовлетворительно»

  1.  Оцените реакцию сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Для этого сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС1). Сделайте обычный вдох, выдох, задержите дыхание (зажав нос пальцами при закрытом рте). После возобновления дыхания сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС2). Оцените показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Внесите данные в таблицу. 

ПР= ЧСС2/ЧСС1

Оценка результатов: ПР > 1,2 говорит о снижении кардиореспираторного резерва.

  1.   Оцените экскурсию грудной клетки. Для этого наложите сантиметровую ленту так, чтобы она проходила: сзади под нижними углами лопаток, далее проходя через средне-подмышечную линию, спереди у мужчин закрывая нижние сегменты сосков, у женщих – по верхнему краю молочных желез. Сделайте максимальный вдох. Зафиксируйте значение (ОГК1). Сделайте максимальный выдох. Зафиксируйте значение (ОГК2). Вычтите из первого значения второе: ЭГК = ОГК1 – ОГК2. Оцените результат. Внесите данные в таблицу.

Оценка результата: 

более 7 см – «отлично»

2–4 см – «удовлетворительно»

5–7 см – «хорошо»

менее 2 см - «неудовлетворительно»

Таблица – Показатели функционирования системы дыхания и их оценка

Показатель

Фактические значения

Норма

Оценка

ЧД

Проба Штанге

Проба Генчи

ЭГК

  1.  Сделайте общее заключение о функциональном состоянии собственной респираторной системы.

Контрольные вопросы.

  1.  Чему равны в норме ДО; РОвыд; РОвд; ЖЕЛ?
  2.  Что называется общей емкостью легких?
  3.  От чего зависят эти показатели?
  4.  С помощью каких приемов можно получить информацию о резервных возможностях респираторного аппарата?



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54312. Металургійний комплекс України 6.93 MB
  Мета: повторити поняття металургійний комплекс його склад та значення у господарстві України; повторити план ЕГX галузі промисловості; розглянути особливості сировинної бази виробничий процес типи підприємств; познайомити учнів з проблемами та перспективами розвитку чорної металургії; виховувати бережне ставлення до навколишнього середовища. А Що входить до складу металургійного комплексу Б Яке значення має комплекс у господарстві України В Роль та місце чорної металургії у господарстві...
54313. Металургійна промисловість. Чорна і кольорова металургія 63 KB
  Вміти характеризувати галузеву та територіальну структуру металургії показувати на карті основні райони та найбільші центри металургії пояснювати принципи розміщення різних типів підприємств. 3 хв Актуалізація: Слайд 2 8 хв які галузі господарського комплексу є найбільшими споживачами вугілля Який склад і значення металургійного комплексу Що виробляє чорна металургія Кольорова металургія Які особливості сировинної бази чорної та кольорової металургії в Україні Пригадати форми організації...
54314. Forecasting the Future 33.5 KB
  The process of compiling and interpreting this data -- in other words, preparing a forecast -- is comparable to assembling a jigsaw puzzle. The more data available, the easier it is to see what's going on in the atmosphere and to know what the weather will do next.
54315. RECIPROCAL TEACHING 44.5 KB
  Reciprocal teaching is a reading strategy in which students take turns teaching small sections of the text. It is usually done in small groups. All students initially read a section of the text. One student begins by summarizing a section of the text and questioning the others about the meaning of the section. Any difficult parts are identified and discussed and then predictions are made about the next section to be read.
54316. Методичні рекомендації класному керівникові, щодо організації профільного навчання і допрофільної підготовки в 9-х класах 73 KB
  Доцільно проводити шкільні міжшкільні олімпіади дні відкритих дверей видавати інформаційні матеріали які знайомлять учнів із специфікою вимог і особливостями профільного навчання в різних освітніх закладах району. По суті інформаційна робота повинна стати змістовною подорожжю для учнів по освітній території для чого необхідно спланувати відповідний маршрут форми дати конкретні домовленості про час і форми заходів з керівниками освітніх установ. Частина часу ймовірно кілька годин в цілому слід буде передбачити на...
54317. Функціональні методи розвязування рівнянь 193.5 KB
  Мета: - повторити функціональні методи розв’язування рівнянь; - розвивати вміння і навички розв’язування рівнянь різними методами; - розвивати вміння систематизувати і узагальнювати, робити умовиводи; - виховувати прагнення до реалізації своїх навчальних можливостей.
54318. Застосування активних методів і форм на заняттях іноземної мови 288 KB
  Робота над проектом здійснюється у кілька етапів і зазвичай виходить за рамки навчальної діяльності на заняттях: вибір теми чи проблеми проекту, формування групи виконавців, розробка плану роботи над проектом, визначення термінів, розподіл завдань серед студентів, обговорення в групі результатів виконання кожного завдання, оформлення спільного результату, звіт по проекту, оцінка виконання проекту.
54319. Чи можливо виховати генія? 75.5 KB
  От чому в процесі навчання необхідно систематично збуджувати розвивати і укріплювати пізнавальний інтерес учнів і як важливий мотив навчання і як стійку рису особистості і як могутній засіб виховуючого навчання підвищення його якості. Основна мета роботи вчителя по активізації пізнавальної діяльності учнів розвиток їх творчих здібностей. Досягнення цієї мети дозволяє вирішити багато завдань навчання: забезпечити міцні і усвідомлені знання навчального матеріалу; підготувати учнів до активної участі у виробничій...
54320. Пути развития европейской культуры в эпоху Нового времени 20.7 KB
  Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения.