5129

Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии Цель: сформировать умение определять суточный расход энергии. Вопросы для самоподготовки: Основной и общий обмены веществ. Обмен белков и его регуляция. Обмен липидов и его регуляци...

Русский

2012-12-03

77.5 KB

19 чел.

Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии

Цель: сформировать умение определять суточный расход энергии.

Вопросы для самоподготовки:

1. Основной и общий обмены веществ.

  1.  Обмен белков и его регуляция.
  2.  Обмен липидов и его регуляция.
  3.  Обмен углеводов и его регуляция.
  4.  Обмен воды и минеральных солей, регуляция.
  5.  Взаимосвязь обменов веществ.
  6.  Физиологические основы питания.

Лабораторные работы:

  1.  Определение суточной потребности энергии человека в зависимости от его трудовой деятельности.

Литература: 1, 2, 6, 7, 9.

Определение суточного расхода энергии

Задача: освоить методику определения энергозатрат хронометражно-табличным методом и оценить их соответствие здоровому образу жизни.

Теоретическое обоснование:

Образ жизни человека на 40–60 % определяет состояние его здоровья. Ведущим в многообразии факторов, составляющих здоровый образ жизни, является величина мышечных усилий человека, так как она является стимулятором активности всех органов и систем.

Величина мышечной деятельности человека может быть

  •  оптимальной (соответствующей биологическим потребностям организма),
  •  чрезмерной (гиперкинезия, гипердинамия)
  •  недостаточной (гипокинезия, гиподинамия).

Естественно, что достаточными резервами здоровья способен обладать человек с оптимальным двигательным режимом.

В современной литературе приводятся гигиенические нормативы суточных энергозатрат для лиц разной профессиональной принадлежности:

I группа – работники умственного труда: руководители предприятий, медики (кроме хирургов), педагоги, научные работники, писатели, работники печатной отрасли, журналисты, студенты.

Суточный расход энергии составляет для мужчин 2550–2800 ккал, для женщин 2200–2400 ккал, т. е. в среднем 40 ккал/кг массы тела;

II группа – работники легкого физического труда (рабочие автоматизированных линий, швейники, агрономы, ветеринары, медсестры, продавцы промтоваров, тренеры, инструкторы по физической культуре).

Суточный расход энергии составляет 3000-3200 ккал для мужчин и 2550–2700 ккал для женщин; в среднем 43 ккал;

III группа – работники среднего по тяжести труда (водители, хирурги, работники пищевой промышленности, продавцы продовольственных товаров, работники водного транспорта).

Суточный расход энергии составляет 3200-3650 ккал (муж.) и 2600–2800 ккал (жен.), на 1 кг массы в среднем 46 ккал;

IV группа – работники тяжелого физического труда (строители, сельхозрабочие, механизаторы, металлурги, спортсмены).

Суточный расход энергии составляет 3700–4250 ккал (муж.) и 3150–2900 ккал (жен.), 53 ккал/кг массы;

V группа – лица особо тяжелого физического труда (сталевары, лесорубы, шахтеры, грузчики).

Суточный расход энергии составляет 3900-4300 ккал у мужчин (61 ккал/кг); для женщин этот расход не нормируется. Вышеуказанные цифры энергозатрат ориентированы на мужчин и женщин среднего веса (70 кг и 60 кг, соответственно).

В каждой перечисленной группе следует различать три возрастные категории: 18–29, 30–39 и 40–59 лет:

  •  для лиц 60–74 лет среднесуточный расход энергии составляет 2300 ккал (муж.), 2100 ккал (жен.);
  •  старше 75 лет – 2000 ккал (муж.) и 1900 ккал (жен.).

Если лица пенсионного возраста работают, то расход энергии у них возрастает на 5–10 %.

Рекомендуемый среднесуточный энергорасход следует учитывать с поправкой на район проживания: Север – +10–15 %, Юг – -5 %.

Для лиц, занимающихся спортом профессионально, существуют другие нормативные значения суточных энергозатрат, конкретизированные по видам спорта:

I группа – виды спорта не требующие значительных мышечных усилий: шахматы, шашки – 2800–3200 ккал (муж.) и 2600–3000 ккал (жен.). При этом средневесовые значения для мужчин – 70 кг, для женщин - 60 кг (это положение распространяется на все последующие группы);

II группа – виды спорта, требующие кратковременных значительных усилий: акробатика, гимнастика (спортивная, художественная), конный спорт, легкая атлетика (барьерный бег, метания, прыжки, спринт, настольный теннис, парусный спорт, прыжки на батуте, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт, стрельба (из лука, пулевая, стендовая), тяжелая атлетика, фехтование, фигурное катание – 3500–4500 ккал (муж.) и 3000–4000 ккал (жен.);

III группа – виды спорта, требующие продолжительных и интенсивных усилий: бег на 400, 800, 1500 и 3000 м, бокс, борьба (вольная, дзюдо, классическая, самбо), горнолыжный спорт, плавание, многоборья легкоатлетические, современное пятиборье, спортивные игры (баскетбол, волейбол, водное поло, регби, теннис, футбол, хоккей с мячом, с шайбой, на траве) – 4500–5500 ккал (муж.) и 4000–5000 ккал (жен.);

IV группа – виды спорта, требующие длительных, напряженных усилий: альпинизм, бег на 10000 м, биатлон, велоспорт (шоссейные гонки), гребля (академическая, на байдарках и каноэ), коньки (многоборье), марафон, ходьба спортивная – 5500–6500 ккал (муж.) и 6000 ккал (жен.);

V группа – виды спорта, отнесенные к IV группе в дни соревнований. Расход энергии составляет в сутки 7000–8000 ккал и более.

В основе хронометражно-табличного метода лежит хронометраж, т. е. время (в минутах), затраченное на выполнение разнообразной деятельности в течение суток.

Материалы и оборудование: таблица с нормативами энергозатрат при разных видах деятельности, в том числе для спортсменов; калькулятор.

Порядок выполнения работы:

  1.  Внести в таблицу в порядке очередности виды деятельности, осуществленной в течение предыдущих суток, начиная с утра (таблица, столбец 1).
  2.  Указать временной интервал выполнения каждого вида работы (таблица, столбец 2).
  3.  Рассчитать продолжительность выполнения каждого вида работы (таблица, столбец 3).
  4.  Расход энергии на 1 кг веса за 1 мин (4 колонка таблицы) определить по данным таблиц 2 и 3 в соответствии с видом деятельности.
  5.  Умножить суммарную цифру энергозатрат (5 колонка таблицы) на массу тела, таким образом получив суточный расход энергии.
  6.  С учетом существования неточностей в расчетном методе к полученной цифре следует добавить 15 % (неучтенные энергозатраты) от суточного расхода.
  7.  Сделать вывод, сопоставив полученное значение с гигиеническими нормативами.
  8.  Составить рекомендации по коррекции энергозатрат для оптимизации двигательной активности как фактора, в значительной степени определяющего здоровье человека.

Таблица 1 – Определение суточных энергозатрат

Виды деятельности за сутки

Время от…до

Время деятельности в мин

Расход энергии на 1 кг за 1 мин

Энергорасход за время деятельности

1

2

3

4

5

Зарядка

7.10-7.30

20 мин

0,0648

0,0648х20=0,1296

Сон

23.00-7.00

480 мин

0,0155

0,0155х480=7,44

Итого:

х

х

Таблица 3



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55860. Santa’s Little Helper 287 KB
  There are lots of presents in Santa’s sleigh for children around the world. Now they are off! Santa leaves a present for good boys and girls. He eats one mince pie. Then two… three… four! Amy is asleep at home. Santa climbs down the chimney with Amy’s present. But oh dear… he is too fat. He can’t move!
55861. Вибір професії 54.5 KB
  Prior to this lesson your task was to visit my teacher's website and read the materials that would help you in work on the topic of our project. Raise your hands, those who visited the site and looked through the materials. So, what was your homework?
55862. Save our nature 44.5 KB
  Well, you see that there are a lot of problems in our life. Today in our lessons we begin to discuss one of them: “People and nature”. During the lesson we’ll understand the reasons, compare activities in our country and in England and try to find the way out of some problems of our world.
55865. Развитие ситуативной речи 7-9 классы 1.68 MB
  Правила безопасного диалога Мы все дети одной планеты Человек и религия Каждая крупная статья предусматривает после себя три вида заданий: Обсуждаем прочитанное Выполняем задания Выполняем творческие задания.
55866. School in our life 86.5 KB
  After the home, the school is the place where pupils spend a lot of time. School is not only a place of education, it is a place, where pupils develop their personal skills.
55867. SCHOOL LIFE 12.18 MB
  I see that most of you like school and I do hope you go there to get new information. But I think these are not the only reasons why you come to school. Could you tell what you do at school. Look at the screen and make up sentences.