5130

Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата Цель: сформировать умение оценивать состояние ОДА. Вопросы для самоподготовки:. Строение скелета головы, туловища и конечностей. Общие сведения о мышцах. Их строение. ...

Русский

2012-12-03

104 KB

66 чел.

Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата

Цель: сформировать умение оценивать состояние ОДА.

Вопросы для самоподготовки:.

  1.  Строение скелета головы, туловища и конечностей.
  2.  Общие сведения о мышцах. Их строение.
  3.  Основные группы мышц человеческого тела.
  4.  Статическая и динамическая работа мышц.
  5.  Патология черепа.
  6.  Пороки развития и аномалии позвоночника.
  7.  Врожденные деформации и пороки развития конечностей.

Лабораторные работы:

  1.  Определение состояния позвоночника.
  2.  Определение наличия плоскостопия.

Литература: 2. 3. 5. 7. 8.

Определение состояния позвоночника

Задача: определить состояние и гибкость позвоночника.

.

Теоретическое обоснование.

Позвоночник выполняет целый ряд важных функций: защитная и опорная функция для спинного мозга и выходящих из позвоночного канала корешков спинномозговых нервов, опора для органов и тканей туловища, поддержка головы, участие в образовании стенок грудной и брюшной полостей и таза.

В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости. Кривизна, обращенная выпуклостью кпереди, называется лордозом, а вогнутостью кпереди - кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы и грудной и крестцовый кифозы. В анфас позвоночник представляет собой прямую линию.

В результате различных причин, в том числе, вследствие нарушения осанки, возможны искривления позвоночника как в переднем (лордоз), заднем (кифоз ) направлении, так и в боковых направлениях (сколиоз ). При искривлении в переднезаднем направлении усиливается физиологическая кривизна. При сколиозах отмечается асимметрия лопаток, уровней плеч и треугольников талии, формируются области мышечного гипертонуса - мышечные компенсаторные валики (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Виды сколиозов.

1 - грудной; 2 - общий левосторонний; 3 - S-образный

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Примеры различных типов осанки приведены на рисунке 2.

Правильная осанка характеризуется:

  •  положением головы и позвоночного столба ѕ оси туловища и головы находятся на одной вертикали, перпендикулярной поверхности опоры;
  •  симметричным расположением плеч;
  •  симметричными шейно-плечевыми линиями;
  •  симметричным расположением углов лопаток, подвздошных гребней, ягодичных складок, треугольников талии;
  •  расположением остистых отростков в срединной плоскости по задней срединной линии;
  •  умеренно выраженными изгибами позвоночного столба (лордозами и кифозами);
  •  расположением акромиальных точек во фронтальной плоскости;
  •  одинаковой длиной нижних конечностей;
  •  правильным положением стоп.

Дисфункции осанки. При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный; голова наклонена вперед, плечи опущены.

При лордотической осанке увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад .

Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен .

Выпрямленная осанка характеризуется сглаживанием обоих изгибов; спина выпрямлена, живот подобран.

Функциональное состояние позвоночника можно оценить измерив его гибкость. Гибкость позвоночника определяют измерением амплитуды движений верхней части тела при максимальном сгибании, разгибании, наклонах в сторону и ротации туловища вокруг продольной оси тела. Обычно гибкость позвоночника определяется по способности индивидма наклониться вперед (по максимальному сгибанию тела).

Рисунок 2 – Виды осанки

1 - нормальная осанка, 2 - сутуловатая осанка, 3 - лордотическая осанка,

4 - кифотическая осанка, 5 -выпрямленная осанка

Материалы и оборудование: дермографический карандаш, сантиметровая лента

Порядок выполнения работы:

1. Оцените состояние позвоночника по результатам измерения ромба Машкова. На задней поверхности туловища дермографическим карандашом обозначьте следующие точки (Рисунок 3):

  •  остистый отросток 7 шейного позвонка,
  •  нижние углы лопатки,
  •  остистый отросток 5 поясничного позвонка.

Сантиметровой лентой справа и слева измеряют расстояние между вершинами остистых отростков и углами лопаток (L1, L2, M1, M2). При разнице (L1-L2, M1-M2) более 1 см между симметричными точками определяется асимметрия, т.е. наличие сколиоза. Нарушение симметрии "ромба" сиведетельствует о наличии нарушения осанки - сколиоза.

Рисунок 3 – Ромб Машкова

2.Определите гибкость позвоночника

Обследуемый, стоя на краю скамейки, сгибается вперед (ноги прямые), пальцы рук опускаются по возможности ниже (без рывков). Измеряют расстояние от поверхности скамейки до кончиков пальцев. Результат фиксируется в миллиметрах со знаком минус (-), если кончики пальцев остаются над уровнем поверхности скамейки, или знаком плюс (+) если ниже его. Отрицательные показатели говорят о недостаточной гибкости. Полученные результаты сравниваются с нормативными (Таблица).

Таблица – Оценка уровня гибкости позвоночника

Уровень гибкости позвоночника

Характеристика гибкости позвоночника у мужчин и женщин старше 18 лет

Высокий

Кончики пальцев опускаются на 14 см и более, ниже опоры, на которой стоит испытуемый

Выше среднего

Пальцы опускаются на 7-13 см ниже опоры

Средний

Пальцы опускаются на 6 см ниже  или касаются опоры

Ниже среднего

Пальцы не достигают поверхности опоры на 1-6 см

Низкий

Пальцы не достигают поверхности опоры на 7см и более

Исследование сводов стопы (плантографическмй метод)

Задача: ознакомиться с методами исследования сводов стопы и оценить их состояние.

Теоретическое обоснование.

Стопа — орган опоры при стоянии и движении тела, выполняет также рессорную функцию, амортизируя толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках. Стопа образует в продольном направлении своды наружный (опорный) и внутренний (рессорный). Точками опоры свода стопы являются головки плюсневых костей н пяточный бугор (пальцы не играют опорной роли, они служат для приспособления ступни к почве при передвижении). По Фику в продольном своде можно выделить 5 дуг, соответствующих пяти плюсневым костям. На пяточном бугре все дуги сходятся в одну точку. Самая высокая и длинная дуга проходит через II плюсневую кость, самая низкая — через V плюсневую кость. У детей до 3 лет стопа выглядит плоской за счет того, что свод стопы заполнен жировой прокладкой и не определяется.

В поперечном направлении свод образован костями плюсны и предплюсны и делится на передний и задний. Сводчатое строение стопы присуще только человеку в силу его вертикального положения.

Поддержка сводов стопы:

1. Пассивная за счет конструкции скелета стопы и взаиморасположения мелких костей.

2. За счет суставно-связочного аппарата и подошвенного апоневроза.

3. За счет мощного слоя подошвенных мышц и частично мышц голени. Своды стопы выдерживают большие динамические нагрузки. Так при прыжках в длину сила динамического воздействия равна 900 кг в момент встречи с опорой и 500 кг — в момент отталкивания.

При уплощении стопы нарушаются тонкие биомеханические взаимодействия в привычном двигательном навыке, что приводит к искажению этого навыка, в опорно-двигательном аппарате возникают локальные (местные) перегрузки, следствием которых являются острые и хронические травматические повреждения. Искажаясь, стопа теряет свою экономичность: то же движение требует больших мышечных усилий.

Плоскостопие - деформация стопы, сопровождающаяся уменьшением высоты сводов стопы. При уплощении продольных сводов возникает продольное плоскостопие, при уплощении поперечных сводов - поперечное плоскостопие.

Продольное плоскостопие часто сочетается с пронацией стопы и отведением переднего отдела стопы (вальгус стопы). К ранним симптомам плоскостопия относят утомляемость ног и боль в икроножных мышцах при ходьбе и к концу дня.

При опускании поперечного свода возникают боли в области головок II и IV плюсневых костей. При опускании продольных сводов появляется боль в месте прикрепления подошвенных мышц к пяточной кости, которая сохраняется и усиливается при поднимании на носки.

Признаками выраженного плоскостопия являются: удлинение стоп, расширение их в средней части, уплощение продольного свода, пронирование стоп с отхождением пяток кнаружи.

Для определения плоскостопия существуют разнообразные методы. Основные из них следующие:

1. Визуальный.

2. Измерительный:

а) подометрический;

б) плантографический (методы Чижина, Годунова с соавт., Штритера).

3. Рентгенографический (с последующей обработкой рентгенограмм).

4. Оптический.

Плантография — метод получения отпечатков стопы, позволяющий судить о ее рессорной функции. Плантограмму получают следующим способом: полиэтиленовую пленку, натянутую на деревянную рамку плантографа, с одной стороны смазывают типографской краской с добавлением небольшого количества машинного масла и окрашенной поверхностью накладывают на чистый лист бумаги. Испытуемый наступает обеими ногами на пленку, в результате чего на бумаге остаются отпечатки стоп. Вместо типографической краски можно использовать другие красящие вещества.

Материалы и оборудование: линейка, треугольник, плантограф.

Порядок выполнения работы:

Используя методы Чижина И.М., Годунова С.Ф. с соавт., Штритера В.А. проведите плантографическое исследование стопы.

1. Метод В.А.Штритера.

Рисунок 4 – Обработка плантограммы по методу Штритера

К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ), из середины которой возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка. Форму стопы определяют по индексу:

I=ГД*100/ВД

00,0 – 36 -- экскавированная стопа

36,1 – 43 – субэкскавированная стопа

43,1 – 50 – нормальная стопа

50,1 – 60 – уплощенная стопа

60,1 – 70 – плоскостопие.

2. Метод И.М.Чижина

   

Рисунок 5 – Обработка плантограммы по методу И.М. Чижина

Проводим касательную АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края. Линию СД проводим через пятки к основанию 2-го пальца. Через середину СД восстанавливаем перпендикуляр ЕF до пересечения с касательной АВ в точке «в» и с наружным краем отпечатка в точке «а» и внутренним краем отпечатка в точке «б». Форму стопы определяем по индексу:

I=(аб/бв)

0,0– 1 – стопа не уплощена

1,1 – 2 – уплощена

2,1 и более – стопа плоская.

Контрольные вопросы 

  1.  Какие функции выполняет позвоночник?
    1.  Какие естественные изгибы имеет позвоночник?
    2.  Что такое сколиоз? Какие виды сколиозов вам известны?
    3.  Что такое осанка? Какие виды осанки вы знаете?
    4.  Охарактеризуйте правильную осанку.
    5.  Перечислите основные функции стопы.
    6.  Какие своды стопы вам известны?
    7.  К чему приводит уплощение стопы?
    8.  Раскройте сущность понятия «плоскостопие».
    9.  Какие методы определения плоскостопия вам известны?
    10.  В чем заключается сущность плантографического метода?



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53864. Тематический литературно-музыкальный вечер посвященный героям краснодонцам 72.5 KB
  С первых же дней оккупации фашисты начали вводить в городе «новый порядок». Зверские расправы м насилия над мирными жителями, угон молодежи на каторжные работы, грабежи, расстрелы за малейшее неповиновение. Жизнь стала невыносимой.
53865. Мій рідний край 74 KB
  Дати уявлення про мапу географічне положення Чернігівської області на мапі України. Я не помилилася По яких містах України ви подорожували Чернігів Київ Ніжин Львів А хто бував в інших державах В яких саме Росія Білорусія Туреччина Єгипет А вас там радо зустрічали Так Зізнайтеся чи хотілося вам додому Так А чому як ви думаєте Ми сумували за друзями за рідними за домівкою А як називається рідна земля Батьківщина. Що таке екскурсія Як називається людина яка проводить екскурсію Екскурсовод З...
53866. Наш край у 60 - 90-х pp. XX - на початку XXI ст 91.5 KB
  Мій дідусь Оніщенко Костянтин Іванович народився 4 квітня 1925 року в місті Полонне Хмельницької області. Воював у Великій Вітчизняній війні з березня 1943 року до червня 1945 року в Радянських Збройних Силах. В армії Південно Західного фронту з червня до жовтня 1943 року на посаді кулеметника.
53867. Люби і знай свій рідний край 69 KB
  Підготовчий етап У чому полягає задум дізнатися якомога більше про звичаї та обряди свого села народні промисли і народних умільців свого краю; дослідити краєзнавчий матеріал; Для чого це потрібно виховувати любов до рідного краю народу його звичаїв та обрядів. Планування діяльності Зібрати матеріал про народні промисли свого краю. Від батьків дідусів бабусь довідатись про звичаї і традиції свого краю.
53868. Мій рідний край, моя земля – красива і велична 262.5 KB
  Ребро Хто кого перебреше Діють: Свербигуз Індик і Чобіт. Свербигуз: Здоров Індиче Здоров Чоботе Індик і Чобіт: Привіт Свербигузе Свербигуз: Хлопці Індик і Чобіт: Га Свербигуз: Давайте влаштуємо змагання Індик: Яке Хто далі стрибне Свербигуз: Ні. Чобіт: Хто більше зїсть вареників Свербигуз: Ні. Індик: Переплюне Свербигуз: Ні.
53869. Мой край 142.5 KB
  Вступительное слово учителя. Вначале мы предоставим слово Виктории. Слово учителя. Да и слово собака ― скифского корня.
53870. Сложные методы оценки эффективности инвестиционных проектов 36 KB
  Под методом оценки эффективности инвестиционных проектов понимается система способов и приемов сопоставления связанных с проектом результатов и затрат.
53871. Розвиток креативного мислення учнів під час пізнавальної діяльності 85 KB
  Одним із вирішальних чинників розвязання цих завдань є розвиток креативного мислення учнів. Гілфорда який ототожнив поняття креативності та творчого мислення. Гілфорд визначав що креативність це процес дивергентного мислення.
53872. Майстер – клас «Креативність – мислення поза стандартами» 676 KB
  Одним із вирішальних чинників розвязання цих завдань є розвиток креативного мислення педагога. На сьогоднішній день існує більше 100 визначень креативності але ми будемо її розглядати як здатність до дивергентного мислення мислення що йде одночасно у багатьох напрямках воно спрямоване на те щоб породити безліч різних варіантів розвязання задачі. Дивергентне мислення лежить в основі креативності.