5130

Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата

Лабораторная работа

Медицина и ветеринария

Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата Цель: сформировать умение оценивать состояние ОДА. Вопросы для самоподготовки:. Строение скелета головы, туловища и конечностей. Общие сведения о мышцах. Их строение. ...

Русский

2012-12-03

104 KB

65 чел.

Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата

Цель: сформировать умение оценивать состояние ОДА.

Вопросы для самоподготовки:.

  1.  Строение скелета головы, туловища и конечностей.
  2.  Общие сведения о мышцах. Их строение.
  3.  Основные группы мышц человеческого тела.
  4.  Статическая и динамическая работа мышц.
  5.  Патология черепа.
  6.  Пороки развития и аномалии позвоночника.
  7.  Врожденные деформации и пороки развития конечностей.

Лабораторные работы:

  1.  Определение состояния позвоночника.
  2.  Определение наличия плоскостопия.

Литература: 2. 3. 5. 7. 8.

Определение состояния позвоночника

Задача: определить состояние и гибкость позвоночника.

.

Теоретическое обоснование.

Позвоночник выполняет целый ряд важных функций: защитная и опорная функция для спинного мозга и выходящих из позвоночного канала корешков спинномозговых нервов, опора для органов и тканей туловища, поддержка головы, участие в образовании стенок грудной и брюшной полостей и таза.

В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости. Кривизна, обращенная выпуклостью кпереди, называется лордозом, а вогнутостью кпереди - кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы и грудной и крестцовый кифозы. В анфас позвоночник представляет собой прямую линию.

В результате различных причин, в том числе, вследствие нарушения осанки, возможны искривления позвоночника как в переднем (лордоз), заднем (кифоз ) направлении, так и в боковых направлениях (сколиоз ). При искривлении в переднезаднем направлении усиливается физиологическая кривизна. При сколиозах отмечается асимметрия лопаток, уровней плеч и треугольников талии, формируются области мышечного гипертонуса - мышечные компенсаторные валики (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Виды сколиозов.

1 - грудной; 2 - общий левосторонний; 3 - S-образный

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Примеры различных типов осанки приведены на рисунке 2.

Правильная осанка характеризуется:

  •  положением головы и позвоночного столба ѕ оси туловища и головы находятся на одной вертикали, перпендикулярной поверхности опоры;
  •  симметричным расположением плеч;
  •  симметричными шейно-плечевыми линиями;
  •  симметричным расположением углов лопаток, подвздошных гребней, ягодичных складок, треугольников талии;
  •  расположением остистых отростков в срединной плоскости по задней срединной линии;
  •  умеренно выраженными изгибами позвоночного столба (лордозами и кифозами);
  •  расположением акромиальных точек во фронтальной плоскости;
  •  одинаковой длиной нижних конечностей;
  •  правильным положением стоп.

Дисфункции осанки. При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный; голова наклонена вперед, плечи опущены.

При лордотической осанке увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад .

Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен .

Выпрямленная осанка характеризуется сглаживанием обоих изгибов; спина выпрямлена, живот подобран.

Функциональное состояние позвоночника можно оценить измерив его гибкость. Гибкость позвоночника определяют измерением амплитуды движений верхней части тела при максимальном сгибании, разгибании, наклонах в сторону и ротации туловища вокруг продольной оси тела. Обычно гибкость позвоночника определяется по способности индивидма наклониться вперед (по максимальному сгибанию тела).

Рисунок 2 – Виды осанки

1 - нормальная осанка, 2 - сутуловатая осанка, 3 - лордотическая осанка,

4 - кифотическая осанка, 5 -выпрямленная осанка

Материалы и оборудование: дермографический карандаш, сантиметровая лента

Порядок выполнения работы:

1. Оцените состояние позвоночника по результатам измерения ромба Машкова. На задней поверхности туловища дермографическим карандашом обозначьте следующие точки (Рисунок 3):

  •  остистый отросток 7 шейного позвонка,
  •  нижние углы лопатки,
  •  остистый отросток 5 поясничного позвонка.

Сантиметровой лентой справа и слева измеряют расстояние между вершинами остистых отростков и углами лопаток (L1, L2, M1, M2). При разнице (L1-L2, M1-M2) более 1 см между симметричными точками определяется асимметрия, т.е. наличие сколиоза. Нарушение симметрии "ромба" сиведетельствует о наличии нарушения осанки - сколиоза.

Рисунок 3 – Ромб Машкова

2.Определите гибкость позвоночника

Обследуемый, стоя на краю скамейки, сгибается вперед (ноги прямые), пальцы рук опускаются по возможности ниже (без рывков). Измеряют расстояние от поверхности скамейки до кончиков пальцев. Результат фиксируется в миллиметрах со знаком минус (-), если кончики пальцев остаются над уровнем поверхности скамейки, или знаком плюс (+) если ниже его. Отрицательные показатели говорят о недостаточной гибкости. Полученные результаты сравниваются с нормативными (Таблица).

Таблица – Оценка уровня гибкости позвоночника

Уровень гибкости позвоночника

Характеристика гибкости позвоночника у мужчин и женщин старше 18 лет

Высокий

Кончики пальцев опускаются на 14 см и более, ниже опоры, на которой стоит испытуемый

Выше среднего

Пальцы опускаются на 7-13 см ниже опоры

Средний

Пальцы опускаются на 6 см ниже  или касаются опоры

Ниже среднего

Пальцы не достигают поверхности опоры на 1-6 см

Низкий

Пальцы не достигают поверхности опоры на 7см и более

Исследование сводов стопы (плантографическмй метод)

Задача: ознакомиться с методами исследования сводов стопы и оценить их состояние.

Теоретическое обоснование.

Стопа — орган опоры при стоянии и движении тела, выполняет также рессорную функцию, амортизируя толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках. Стопа образует в продольном направлении своды наружный (опорный) и внутренний (рессорный). Точками опоры свода стопы являются головки плюсневых костей н пяточный бугор (пальцы не играют опорной роли, они служат для приспособления ступни к почве при передвижении). По Фику в продольном своде можно выделить 5 дуг, соответствующих пяти плюсневым костям. На пяточном бугре все дуги сходятся в одну точку. Самая высокая и длинная дуга проходит через II плюсневую кость, самая низкая — через V плюсневую кость. У детей до 3 лет стопа выглядит плоской за счет того, что свод стопы заполнен жировой прокладкой и не определяется.

В поперечном направлении свод образован костями плюсны и предплюсны и делится на передний и задний. Сводчатое строение стопы присуще только человеку в силу его вертикального положения.

Поддержка сводов стопы:

1. Пассивная за счет конструкции скелета стопы и взаиморасположения мелких костей.

2. За счет суставно-связочного аппарата и подошвенного апоневроза.

3. За счет мощного слоя подошвенных мышц и частично мышц голени. Своды стопы выдерживают большие динамические нагрузки. Так при прыжках в длину сила динамического воздействия равна 900 кг в момент встречи с опорой и 500 кг — в момент отталкивания.

При уплощении стопы нарушаются тонкие биомеханические взаимодействия в привычном двигательном навыке, что приводит к искажению этого навыка, в опорно-двигательном аппарате возникают локальные (местные) перегрузки, следствием которых являются острые и хронические травматические повреждения. Искажаясь, стопа теряет свою экономичность: то же движение требует больших мышечных усилий.

Плоскостопие - деформация стопы, сопровождающаяся уменьшением высоты сводов стопы. При уплощении продольных сводов возникает продольное плоскостопие, при уплощении поперечных сводов - поперечное плоскостопие.

Продольное плоскостопие часто сочетается с пронацией стопы и отведением переднего отдела стопы (вальгус стопы). К ранним симптомам плоскостопия относят утомляемость ног и боль в икроножных мышцах при ходьбе и к концу дня.

При опускании поперечного свода возникают боли в области головок II и IV плюсневых костей. При опускании продольных сводов появляется боль в месте прикрепления подошвенных мышц к пяточной кости, которая сохраняется и усиливается при поднимании на носки.

Признаками выраженного плоскостопия являются: удлинение стоп, расширение их в средней части, уплощение продольного свода, пронирование стоп с отхождением пяток кнаружи.

Для определения плоскостопия существуют разнообразные методы. Основные из них следующие:

1. Визуальный.

2. Измерительный:

а) подометрический;

б) плантографический (методы Чижина, Годунова с соавт., Штритера).

3. Рентгенографический (с последующей обработкой рентгенограмм).

4. Оптический.

Плантография — метод получения отпечатков стопы, позволяющий судить о ее рессорной функции. Плантограмму получают следующим способом: полиэтиленовую пленку, натянутую на деревянную рамку плантографа, с одной стороны смазывают типографской краской с добавлением небольшого количества машинного масла и окрашенной поверхностью накладывают на чистый лист бумаги. Испытуемый наступает обеими ногами на пленку, в результате чего на бумаге остаются отпечатки стоп. Вместо типографической краски можно использовать другие красящие вещества.

Материалы и оборудование: линейка, треугольник, плантограф.

Порядок выполнения работы:

Используя методы Чижина И.М., Годунова С.Ф. с соавт., Штритера В.А. проведите плантографическое исследование стопы.

1. Метод В.А.Штритера.

Рисунок 4 – Обработка плантограммы по методу Штритера

К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ), из середины которой возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка. Форму стопы определяют по индексу:

I=ГД*100/ВД

00,0 – 36 -- экскавированная стопа

36,1 – 43 – субэкскавированная стопа

43,1 – 50 – нормальная стопа

50,1 – 60 – уплощенная стопа

60,1 – 70 – плоскостопие.

2. Метод И.М.Чижина

   

Рисунок 5 – Обработка плантограммы по методу И.М. Чижина

Проводим касательную АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края. Линию СД проводим через пятки к основанию 2-го пальца. Через середину СД восстанавливаем перпендикуляр ЕF до пересечения с касательной АВ в точке «в» и с наружным краем отпечатка в точке «а» и внутренним краем отпечатка в точке «б». Форму стопы определяем по индексу:

I=(аб/бв)

0,0– 1 – стопа не уплощена

1,1 – 2 – уплощена

2,1 и более – стопа плоская.

Контрольные вопросы 

  1.  Какие функции выполняет позвоночник?
    1.  Какие естественные изгибы имеет позвоночник?
    2.  Что такое сколиоз? Какие виды сколиозов вам известны?
    3.  Что такое осанка? Какие виды осанки вы знаете?
    4.  Охарактеризуйте правильную осанку.
    5.  Перечислите основные функции стопы.
    6.  Какие своды стопы вам известны?
    7.  К чему приводит уплощение стопы?
    8.  Раскройте сущность понятия «плоскостопие».
    9.  Какие методы определения плоскостопия вам известны?
    10.  В чем заключается сущность плантографического метода?



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55059. Посвята в старшокласники 87 KB
  Шановні радіослухачі У звязку з проведенням традиційного свята Посвята в старшокласники до нас прибув почесний гість сам Папа Римський Бенедикт Шістнадцятий. На сцені зявляються Папа Римський і перекладач. Папа Римський. Доброго дня шановні пані та панове Папа римський.
55060. Природно – ресурсний потенціал Полтавської області 55 KB
  Анотація: Розробка уроку для 9 класу, мета якого – визначити особливості географічного положення Полтавської області; розвивати знання про природно – ресурсний потенціал регіону; закріпити вміння і навички працювати з картою і розв’язувати задачі; розвивати аналітичне мислення і творчий підхід до засвоєння матеріалу.
55061. Bасиль Королів-Старий «Потороча хрипка». Що значить бути доброю людиною? 82.5 KB
  Подивилася на нього ще зблизька побачила який вiн наскрiзь мокрий як вiн увесь тремтить iз холоду й нарештi наскiльки вистачило у неї голосу ласкаво промовила: Любий хлопчику Не бiйся мене й скажи чого ти тут шукаєш. Й вiн заридав. Давно вже вiн не чув щоб хтось озвався до нього ласкавим словом. Вiн ще трохи похлипав й почав розповiдати.
55062. Совершенствование техники выполнения ранее изученных элементов баскетбола 63.5 KB
  Задачи урока: Образовательная ведение мяча по кругу; ведение мяча с изменением направления; передача мяча в парах в движении; ведение мяча два шага бросок в кольцо;...
55063. Як досягти поваги в колективі 44 KB
  3 група філологи добирають вислови видатних людей про дружбу і колективізм. Повідомлення теми уроку Тема нашого уроку: Як досягти поваги в колективі. Культурна людина бажана в будь якому колективі.
55064. Поведінка учня. Безпека школяра. Правила поведінки учня під час шкільних масових заходів 81 KB
  Що таке звичка ввічливої поведінки Яка це звичка Які інші корисні звички для зміцнення здоровя вам відомі Чому ви самі поважаєте себе якщо можете самостійно виховати в собі корисні риси Згадайте свої маленькі перемоги над собою. Як ви допомагаєте виробити корисні звички друзям Як ви спілкуєтесь зі своїми...
55065. Програма Power Point на уроках української мови та літератури як засіб формування інноваційної особистості 6.61 MB
  І тут на допомогу приходить візуалізація за допомогою компютерної презентації. Застосування цієї програми дає можливість учителеві та учням складати презентації для організації інформаційної підтримки під час підготовки й проведення уроківє унікальною можливістю демонстрації пропонованого матеріалу...
55066. Щастя. Як ми його розуміємо? 45 KB
  Тема: Щастя. Практична: Поглибити знання учнів про диспут та його проведення розширити розуміння поняття щастя виховувати людяність працьовитість любов до людей чесність. Щастя не слава не гроші Все це минає. Щастя це друзі хороші Шана людськая Олександр Підсуха.
55067. Грай, трембіто, дзвеніть, цимбали 533.5 KB
  Обладнання: кабінет образотворчого мистецтва зразки народних інструментів: трембіти роги цимбали; відеоматеріали. Тут грали і на скрипці і на сопілці особливо любили цимбали. У цій хаті жив і учився робити цимбали В.