51323

ПРИГРАНИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Контрольная

Мировая экономика и международное право

В условиях постоянного и динамичного роста товарооборота между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой слабым звеном являются пункты пропуска. С каждым пунктом пропуска увязан целый комплекс проектов торговоэкономического сотрудничества от которых зависит дальнейшее развитие приграничных районов Читинской области. Проект строительства целлюлозного завода предусматривает строительство автомобильного моста через реку Амур в районе пункта пропуска Покровка – Логухэ. В Читинской области на российскокитайском участке...

Русский

2014-02-10

95.5 KB

7 чел.

2. ПРИГРАНИЧНАЯ  ИНФРАСТРУКТУРА ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ  И ПРОБЛЕМЫ  ЕЁ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Практика осуществления внешнеэкономической деятельности Читинской области за последние десять лет показала, что дальнейшее развитие, расширение и углубление внешнеэкономического и международного взаимодействия с сопредельными государствами невозможно без развитой приграничной инфраструктуры.

В условиях постоянного и динамичного роста товарооборота между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, слабым звеном являются пункты пропуска.  

С каждым пунктом пропуска увязан целый комплекс проектов торгово-экономического сотрудничества, от которых зависит дальнейшее развитие приграничных районов Читинской области. Это и строительство целлюлозного комбината в Могочинском районе, разработка лесных массивов на востоке области, освоение Березовского месторождения железных руд, добыча и поставка на экспорт угля, полиметаллов и многое другое.

Только запланированное строительство завода по производству небеленой целлюлозы в поселке Амазар Могочинского районе предусматривает привлечение иностранных инвестиций в сумме свыше 500 млн. долларов США. Основным потребителем продукции станет Китай. Проект строительства целлюлозного завода предусматривает строительство автомобильного моста через реку Амур в районе пункта пропуска «Покровка – Логухэ».

Содействие развитию и обустройству приграничной инфраструктуры на читинском участке границы России и Китая, России и Монголии является одним из важных направлений работы Комитета МСВЭСТ Читинской области.

Общая протяженность государственной границы  в Читинской области составляет 1926,8 км. (российско-китайский участок - 1095,3 км., российско-монгольский участок - 831,5 км.).

В Читинской области на российско-китайском участке государственной границы в настоящее время действуют пять пунктов пропуска:

  •  международный автомобильный пункт пропуска - МАПП - «Забайкальск-Маньчжурия»,
  •   международный железнодорожный пункт пропуска - ЖДПП - «Забайкальск-Маньчжурия»,
  •   двусторонний автомобильный пункт пропуска - ДАПП - «Староцурухайтуй-Хэйшаньтоу»,
  •  двусторонний автомобильный пункт пропуска  - ДАПП - «Олочи-Шивэй»,
  •  двусторонний грузовой автомобильный сезонный пункт пропуска «Покровка – Логухэ».

На российско-монгольском участке государственной границы действуют три пункта пропуска:       

  •   двусторонний железнодорожный пункт пропуска - ЖДПП «Соловьёвск»,
  •   двусторонний автомобильный пункт пропуска - ДАПП «Соловьёвск»,
  •  двусторонний автомобильный пункт пропуска - ДАПП «Верхний Ульхун».

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ:

В Читинской области осуществляют деятельность две таможни: Читинская и Забайкальская.

В настоящее время в структуре Читинской таможни  имеется пять таможенных постов:

  •  Читинский,
  •  Агинский,
  •  Шилкинский,
  •  Петровск-Забайкальский,
  •  Верхне-Ульхунский,
  •  Кроме этого, в зоне ответственности Читинской таможни  находится грузовой сезонный пункт пропуска «Покровка – Логухэ»,
  •  и воздушный пункт пропуска - аэропорт города Читы.         

 В структуре Забайкальской таможни имеется семь таможенных постов:

  •  МАПП Забайкальск,
  •  ЖДПП Забайкальск,
  •  Борзинский,
  •  Краснокаменский,
  •  Староцурухайтуйский,
  •  Олочинский,
  •  Соловьёвский.

                             

Международный автомобильный пункт пропуска  «МАПП-Забайкальск» учрежден на основании Соглашения Правительств РФ и КНР 27 января 1994 года. Введен в эксплуатацию в июле 1998 года. Наименование сопредельного пункта пропуска Китайской Народной Республики - Маньчжурия. Характер международного сообщения  «МАПП-Забайкальск»  - грузопассажирский, статус - многосторонний.

За 12 месяцев 2006 года  на МАПП  «Забайкальск»  оформлено 663059 тонн  таможенных грузов, что на 67,6% или на 267332 тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Главной особенностью МАПП Забайкальск является то, что традиционно сложившаяся структура пропускных операций ассиметрична и ориентирована, в основном, на ввоз из Китая партий товаров и грузов китайского производства, как на пассажирском, так и на грузовом направлениях.

Кроме того, пассажирское направление пункта пропуска используется для поездок российских граждан в торговый комплекс «Маньчжурия» по упрощенному порядку пересечения границы (до 15 автобусов и 300 человек в сутки).

Пункт пропуска имеет технологические возможности по пропуску через границу до 11 000 человек и 1200 транспортных средств всех категорий при круглосуточном режиме функционирования.

Спроектированный по идеологии конца 80-х годов прошлого столетия автопереход уже к 2003 году перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к международным пунктам пропуска.

При проектировании не была учтена особенность структуры пропускных операций на пассажирском направлении. Технические средства морально устарели и выработали установленные ресурсы, локальные вычислительные сети изначально отсутствовали, распределение транспортных потоков нерациональное, большая территория режимной зоны.

После многолетних усилий Администрации Читинской области и всех контрольных органов, работающих на пункте пропуска, с 28 ноября  2005 года пассажирское направление международного автомобильного пункта пропуска Забайкальск функционирует в круглосуточном режиме. В настоящее время это единственный автомобильный пункт пропуска на всей российско-китайской границе работающий 24 часа в сутки. Вместе с тем, грузовое направление МАПП, из-за некомплекта личного состава контрольных органов работает по-прежнему в 12-часовом режиме.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» (ФЦП) в настоящее время подготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию МАПП «Забайкальск». Предусмотрено увеличение пропускной способности МАПП с учетом его перевода на круглосуточный режим работы до 4000 автомобилей. Объем капитальных вложений, запланированный для реконструкции МАПП «Забайкальск» в 2007-2008 годах составит более 1,5 млрд. рублей, срок завершения реконструкции – 2009 год. В ходе реконструкции в 2007-2009 годах на МАППе будет установка инспекционно-досмотровый комплекс  для контроля автотранспортных средств без фактической разгрузки.

Пункты пропуска должны стать для двух стран единым организмом,  где на практике должен быть реализован принцип «одной остановки» транспортного средства, как на российской, так и китайской стороне.

В целях сокращения времени прохождения грузового автотранспорта через МАПП «Забайкальск», уменьшения очередей, снижения непроизводительных затрат и повышения эффективности государственного контроля ФТС России начаты подготовительные работы по созданию интегрированной автоматизированной информационной системы контроля грузовых автотранспортных средств.

Перевод МАПП «Забайкальск» на круглосуточный режим работы потребовал значительного увеличения штатной численности сотрудников всех контрольных служб, работающих на пункте пропуска. Отделение пограничного контроля «Забайкальск-автомобильный» Отдельного контрольно-пропускного пункта  Забайкальск  пограничного управления ФСБ России по Республике Бурятия и Читинской области и Забайкальская таможня получили новое штатное расписание с учетом 24-часового характера работы МАПП «Забайкальск». Однако, основным сдерживающим фактором комплектования сотрудниками указанных подразделений контрольных органов является отсутствие жилья.

Администрация Читинской области принимает меры по совершенствованию работы пункта пропуска. За счет областного бюджета построен участок автодороги, примыкающей к автомобильному пункту пропуска «Забайкальск-Маньчжурия». Совместно с Народным Правительством города Маньчжурии, при участии контрольных органов двух сторон создана и функционирует на постоянной основе Региональная рабочая группа по вопросам координации и взаимодействия между Читинской областью и городом Маньчжурия, на заседаниях которой, в первую очередь, рассматриваются вопросы повышения эффективности работы международного автомобильного пункта пропуска.

Администрацией муниципального образования «Забайкальский район», в целях обеспечения жильем сотрудников ОКПП «Забайкальск» и Забайкальской таможни, ранее выделялись: 7 квартир в с. Билютуй для сотрудников Забайкальской таможни, 23 квартиры в с. Даурия, 16 квартир и 9 комнат в общежитии в с. Билютуй для сотрудников ОКПП «Забайкальск». Администрация Читинской области намерена продолжать данную работу.

Международный железнодорожный пункт пропуска «ЖДПП - Забайкальск» имеет грузопассажирский характер международного сообщения, статус пункта – многосторонний, работает круглосуточно.

Около 63% грузов российско-китайского товарооборота перемещаются через  ЖДПП «Забайкальск». По данным    «Забайкальской железной дороги» - филиала ОАО «РЖД» грузооборот по экспортно-импортным перевозкам в Китай через пограничный железнодорожный переход Забайкальск – Маньчжурия вырос в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 18,4 %.

Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» разработан и осуществляется инвестиционный проект реконструкции участка Карымская – Забайкальск общей стоимостью 39 млрд. рублей. В результате реализации инвестиционного проекта по реконструкции участка ожидается увеличение пропускных и провозных способностей дороги в 2-2,5 раза. Речь идет, в первую очередь, об увеличении   пропускной способности пограничного пункта Забайкальск и полной электрификации всего участка Карымская – Забайкальск.

Планом капитальных вложений 2006 года на комплексную реконструкцию участка Карымская - Забайкальск требовалось освоить 4 миллиарда 533 миллиона рублей. В настоящее время за сутки через ЖДПП «Забайкальск» передается до 16 пар поездов.  В 2010 году, после проведения реконструкции через указанный пункт пропуска, за сутки сможет проходить до 30 пар поездов в обоих направлениях.

В 2006 году объем перевозок нефти составил - 7 млн. тонн (для сравнения: в 2003 г. объем перевозок нефти составил 1,8 млн. тонн).

Одним из препятствий увеличения пропускной способности станции Забайкальск является организация таможенного досмотра. Эта процедура проводится вручную, без применения современных технических средств, что значительно увеличивает время таможенного досмотра поездов. На железнодорожном переходе «Маньчжурия» установлены рентгенустановки (инспекционные досмотровые комплексы), позволяющие досматривать любое транспортное средство, не разгружая его. На российской стороне запланировано строительство аналогичного комплекса в 2010 году.  

В целях развития информационного обмена между российскими и китайскими железнодорожниками произведено подключение локально-вычислительных сетей Забайкальской и Харбинской железных дорог к системе передачи данных по волоконно-оптическим линиям связи. 

В 2004 году прошло акционирование железных дорог. ОАО «Российские железные дороги» является владельцем основных средств, в том числе зданий и сооружений на станции Забайкальск.

В тоже время Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внесены изменения в статью 12 «Открытие пунктов пропуска через Государственную границу»  закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». В соответствии с названной статьей строительство и оборудование указанных объектов является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Развитие пункта пропуска сдерживается нежеланием ОАО «Российские железные дороги» брать на себя обязательства по содержанию пункта пропуска.

Пункт пропуска «Староцурухайтуй» учрежден 27 января 1994 года. Является двусторонним автомобильным пунктом пропуска с грузопассажирским характером международного сообщения. Сопредельный пункт КНР – «Хэйшаньтоу».

Во исполнение межправительственного соглашения КНР и Российской Федерации от 16 мая 2006 года, подписанного в г. Пекине о мостовом переходе через реку Аргунь в районе населённых пунктов Староцурухайтуй (РФ) и Хэйшаньтоу (КНР) китайская подрядная организация совместно с ГУ «Автомобильные дороги Читинской области» выполнила строительные работы в сложных климатических условиях, и в беспрецедентно короткие сроки 29 ноября 2006 года мост сдан в эксплуатацию.

 Кроме строительства моста через реку Аргунь в ближайшие годы необходимо осуществить реконструкцию действующего пункта пропуска, который в настоящее время не соответствует типовым нормам и правилам для подобных сооружений, расположенных на государственной границе.

Пункт пропуска «Олочи» образован 27 января 1994 года, является двусторонним автомобильным пунктом пропуска с грузовым характером международного сообщения. Сопредельный пункт КНР – «Шивэй».

В 1994-2001 годах оформление грузов осуществлялось только в зимний период по ледовой дороге. С вводом в эксплуатацию международного железобетонного автомобильного моста через реку Аргунь в районе пунктов пропуска «Олочи-Шивэй» пропуск грузов осуществляется круглогодично.

Однако необустроенность пункта пропуска и его грузовой статус не позволяют обеспечить прогнозируемую активизацию внешнеэкономической деятельности и туризма в этом районе Читинской области. 

Следует отметить, что на сопредельном пункте пропуска – «Шивэй» (КНР) выполнен полный объем работ по реконструкции. В результате китайскому пункту пропуска присвоена первая категория и статус грузопассажирского.

В условиях отсутствия финансирования по федеральной программе Администрацией Читинской области изыскиваются источники финансирования на реконструкцию пограничного пункта пропуска «Олочи».  

Освоение расположенного в непосредственной близости от пункта пропуска Березовского месторождения железных руд многократно увеличит потребности в перевозке грузов и пропуске людей через данный переход.

Для дальнейшего развития пограничного пункта пропуска «Олочи», увеличения его пропускной способности необходимо в ближайшие годы осуществить реконструкцию пункта пропуска и придать ему статус грузопассажирского.

Двусторонний автомобильный, сезонный пункт пропуска «Покровка-Логухэ». Открытие данного пункта пропуска регламентировано Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998г. № 357 "Об открытии сезонного пункта пропуска «Покровка – Логухэ» на российско-китайской государственной границе"

Начиная с 1999 года, Администрация Читинской области начала осуществление масштабного проекта освоения природных ресурсов, в первую очередь лесных, северо-восточных районов Читинской области. С 2005 года вступил в стадию практической реализации проект строительства российско-китайского целлюлозного завода в поселке Амазар Могочинского района Читинской области. Указанный проект, как приоритетный, включен план российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 годы.

Сдерживающим фактором развития лесоперерабатывающего комплекса в Могочинском районе является  сезонный статус пункта пропуска, его недостаточная  обустроенность. реконструкция пункта пропуска будет способствовать кратному увеличению лесозаготовок, открытию деревоперерабатывающих производств.

В сезоне 2005-2006 годов через пункт пропуска «Покровка» экспортировано в КНР 85 803,3 куб. м. лесоматериалов.

Администрацией Читинской области прорабатывается проект строительства автомобильного мостового перехода через реку Амур в районе населенных пунктов «Покровка» (Россия. Читинская область) – «Логухэ» (Китай, Хэйлунцзян). ОАО "Иркутскгипродорнии" разработало обоснование инвестиций. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы России. Осуществляется согласование данного проекта в соответствующих министерствах.

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ В 2007 ГОДУ

  1.  Международный автомобильный пункт пропуска Забайкальск:

- перевод грузового направления МАПП Забайкальск на 24-часовой режим работы;

- строительство в поселке Забайкальск жилья для сотрудников федеральных контрольных органов, работающих на МАПП Забайкальск.

  1.  Повышение пропускной способности железнодорожного пункта пропуска Забайкальск:

-  реконструкция пункта пропуска, оснащение его современными средствами контроля, в том числе стационарными рентгенустановками.

3.  Принимая во внимание незначительные объёмы и минимальное количество участников внешнеэкономической деятельности в регионе ответственности Шилкинского таможенного поста, возможно, и, целесообразно ликвидировать данный таможенный орган с сохранением штатной численности в Читинской таможне.

С учётом сохранения штатной численности ликвидируемого Шилкинского таможенного поста содействовать открытию Могочинского таможенного поста Читинской таможни в перспективном для развития ВЭД в Могочинском районе Читинской области.

4. В настоящее время отсутствует чёткое взаимодействие между контрольными органами,   не создана единая интегрированная система учёта для всех контрольных органов, расположенных в пунктах пропуска по контролю физических лиц, транспортных средств и перевозимых  на них товаров.

5. Вступление в силу Приказов ФСБ РФ от 16 июня 2006 года № 286 «О пределах пограничной зоны на территории Читинской области» и от 28 сентября 2006 года № 452 «Об утверждении Правил пограничного режима» вызывает обеспокоенность некоторых категорий хозяйствующих субъектов и физических лиц механизм реализации на практике нового порядка пребывания в пограничной местности. Первоначальный период выполнения требований данных приказов требует широкой разъяснительной работы как со стороны контрольных и правоохранительных органов, так и со стороны администрации субъекта Федерации и руководства приграничных муниципальных образований.    

Общие проблемы

малых автомобильных пунктов пропуска

(Верхний-Ульхун, Соловьёвск, Старый Цурухайтуй, Олочи, Покровка)     

Необустроенность малых пунктов пропуска и неудовлетворительная материально-техническая база  (отсутствие полноценных служебно-бытовых помещений, досмотровых залов, стационарной досмотровой техники, весового оборудования), дефицит жилья для сотрудников контрольных органов, недостаточное количество средств связи и другие проблемы, безусловно, отрицательно влияют на эффективность пропуска грузов и физических лиц.

В настоящее время все малые автомобильные пункты пропуска не соответствуют типовым нормам и правилам, предусмотренным для сооружений подобного типа.

Осложняет решение проблемы обустройства пунктов пропуска – ограниченность и противоречивость имеющейся нормативно-правовой базы по данному вопросу.

До принятия федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (вступил в силу 01 января 2005 года) Администрация области имела возможность непосредственного участия в строительстве и реконструкции пунктов пропуска.

В настоящее время: «строительство и оборудование указанных объектов является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» (закон «О государственной границе Российской Федерации» от 01 апреля 1993 года № 4730-1). Положения Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60 противоречат норме данного Закона.

Одним из вариантов обустройства малых пунктов пропуска является приобретения двух комплектов блок контейнеров для их установки на наиболее «проблемных» пунктах пропуска: «Покровка» и «Верхний Ульхун», при условии решения вопроса о передаче их в оперативное управление таможенным органам.

Кроме МАПП Забайкальск в реконструкции остро нуждаются такие автомобильные пункты пропуска как Староцурухайтуй и Олочи.

пункты пропуска на читинском участке российско-китайской Государственной границы имеют значительный потенциал. Стремительное развитие торгово-экономических отношений между двумя странами не может не повлечь за собой дальнейшее увеличение грузо- и пассажиро- потоков, а это в свою очередь самым положительным образом скажется на всех сторонах сотрудничества между нашими странами.

Данные о пересечении государственной границы физическими лицами и транспортными средствами в пунктах пропуска Читинской области в 2006 году:

Пункты пропуска

Всего

МАПП Забайкальск

Забайкальск-ж/д пассажирский

Забйкальск-ж/д грузовой

Соловьевск

Староцурухайтуй

Чита-аэропорт

Верх-Ульхун

Олочи

Покровка

Лиц, всего

1609643

78673

27046

3801

31150

5022

18679

2076

8926

1785016

в т.ч.

иностранных

377452

35617

4709

3399

17980

1270

9963

1845

8906

461141

Транспортных средств, всего

273108

345

12580

722

9751

152

2308

1232

7212

307410

в т.ч.

иностранных

45577

0

1515

586

5868

148

1445

1111

7187

63437


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13920. Защита прав потреителей 45 KB
  Цели урока: формировать у школьников рациональное потребительское поведение; развать интуицию самостоятельность гибкость мышления; научить отстаивать права потребителя; показать знания основ экономической теории; повторить статьи Закона €œО з...
13921. Технические средства мультимедиа 226 KB
  Тема урока: Технические средства мультимедиа. Цели урока: способствовать формированию у обучающихся устойчивых представлений по основным понятиям темы. развивать навыки работы учащихся на компьютере. Оборудование: мультимедийная презентация интерактивная ...
13922. Основы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 328.5 KB
  сновы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 1. Растровая и векторная графика. Понятие объекта в CorelDRAW CorelDRAW Х4 в настоящее время один из самых мощных редакторов векторной графики который широко используется в издательской деятельности полиграфии и рекл
13923. Клод Дебюсси «В лодке» 3 MB
  Урок 1. Клод Дебюсси В лодке Реквизит: Все музыкальные файлы урока. Все распечатанные материалы урока. Детский музыкальный инструмент – металлофон. Таз для воды и бумажные кораблики. Краски кисточка для раскрашивания. Клей ножницы для аппли
13924. Семьи Японии 140.7 KB
  Семьи Японии. Япония страна загадочная. Хранение традиций воспитание собственного достоинства склонность к созерцанию непонятная европейцу манят и завораживают. История страны не могла не отразиться на жизни японцев и на том как они строят семейные отношения. В жи...
13925. GLAD TO MEET YOU 472.5 KB
  GLAD TO MEET YOU Unit 1 1A Meeting people. Read the dialogues and guess who is speaking and where they are. Good afternoon Miss Bright Good afternoon Mr. Johnson Hows life No complaints. Thank you. How are things with you Nothing to boast of. I have loads of work again. Sorry to hear that Hi Mike Hey Jack Nice tracksuit Oh thank you. I jog in it every morning. H...
13926. Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних 37 KB
  Тема урока: Труд: право или обязанность Трудовые права несовершеннолетних. Учебное пособие: Е.Н. Салыгин Основы правоведения Издательский дом Новый учебник М. 2006. Материалы и оборудование: доска наглядное пособие нормативноправовые акты: Конституци
13927. Реализация и защита своих прав. Каждый имеет право 54.5 KB
  Цель: повышение социально правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав. Ожидаемый результат в субъекте: осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества; усвоен
13928. Семейное право 39 KB
  Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями семейного права; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия; развивать навыки решения практических задач практической работы с нормативными документами. Ход урока I. Организационна...