51362

Визуализация графика математической функции

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Получение значения объекта step сохранение его в переменную s; получение значения объекта xmin с последующим преобразованием в формат flot и сохранением в переменную x0; получение значения объекта xmx с последующим преобразованием в формат flot и сохранением в переменную x1; получение значения объекта osx сохранение его в переменную sx; получение значения объекта osy сохранение его в переменную sy; получение значения объекта oscle сохранение его в переменную sc; создание сигнала chnge c передачей параметров...

Русский

2014-02-10

1.04 MB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского

«Харьковский авиационный институт»

Кафедра систем управления летательными аппаратами

Лабораторная работа №5

по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирование»

Тема: «Визуализация графика математической функции»

ХАИ.301.050201.312.11 ЛР

Выполнил студент гр. 312 И.В. Кудрявский

(№ группы) (Ф.И.О.)

_____________________________________

(подпись, дата)

Проверил ассист. ______________________ 

(ученая степень, ученое звание)

_________________________ К.И. Руденко

(подпись, дата)    (Ф.И.О.)

ассист. ______________________________

(ученая степень, ученое звание)

_______________________ Е.А. Андронова

(подпись, дата)    (Ф.И.О.)

2013


Цель работы: разработать GUI-приложение выполняющее визуализацию графика математичкой функции.

Задание: разработать GUI-приложение выполняющее визуализацию графика математичкой функции y=cos(cos(cos(cos(x^13))))*3/x*x*x.

Для реализации программы построен алгоритм в виде блок-схемы (рис. 5.1).

Рисунок 5.1 – Алгоритм выполнения задания

Пояснения к рис.5.1:

  1.  установка кодировки окна Windows-1251”;
  2.  установка заголовка окна lab5-312-v11-Кудрявский-Иван;
  3.  устанавка минимального размера окна 400x400 пикселей;
  4.  создание экземпляра класса QGridLayout, сохранение его в переменную glMain;
  5.  создание экземпляра класса QHBoxLayout, сохранение его в переменню hb2;
  6.  создание экземпляра класса Qlabel с текстом f(x) = cos(cos(cos(cos(x^13))))*3/x*x*x”, сохранение его в переменню txt;
  7.  добавление объекта txt в объект hb2;
  8.  добавление растяжки в объект hb2;
  9.  создание экземпляра класса QPushButton c текстом “Координаты точек, сохранение его в переменную pb;
  10.  добавление объекта pb в объект hb2;
  11.  установка объекта hb2 в объект glMain; задание расположения в таблице в ячейке с координатой [0;0];
  12.  создание экземпляра класса QHBoxLayout, сохранение его в переменню hb;
  13.  создание экземпляра класса Qlabel с текстом Хmin”, сохранение его в переменню txt;
  14.  добавление объекта txt в объект hb;
  15.  создание экземпляра класса QLineEdit со значением по умолчанию “-10”, сохранение его в переменную xmin;
  16.  добавление объекта xmin в объект hb;
  17.  создание экземпляра класса QLabel с текстом Хmax”, сохранение его в переменню txt;
  18.  добавление объекта txt в объект hb;
  19.  создание экземпляра класса QLineEdit со значением по умолчанию “10”, сохранение его в переменную xmax;
  20.  добавление объекта xmax в объект hb;
  21.  создание экземпляра класса QLabel с текстом “Шаг”, сохранение его в переменню txt;
  22.  добавление объекта txt в объект hb;
  23.  создание экземпляра класса QDoubleSpinBox ch значениеv по умолчанию 0.1, минимальным значением 0.01, шагог 0.05, сохранение его в переменную step;
  24.  добавление объекта step в объект hb;
  25.  создание экземпляра класса QLabel с текстом “x”, сохранение его в переменню txt;
  26.  добавление объекта txt в объект hb;
  27.  создание экземпляра класса QDoubleSpinBox с минимальным значением 

“-5000”, шагом 2, сохранение его в переменную osx;

  1.  добавление объекта osx в объект hb;
  2.  создание экземпляра класса QLabel с текстом y”, сохранение его в переменню txt;
  3.  добавление объекта txt в объект hb;
  4.  создание экземпляра класса QDoubleSpinBox с минимальным значением
    “-5000”, шагом 2, сохранение его в переменную osy;
  5.  добавление объекта osy в объект hb;
  6.  создание экземпляра класса QLabel с текстом y”, сохранение его в переменню txt;
  7.  добавление объекта txt в объект hb;
  8.  создание экземпляра класса QDoubleSpinBox с шагом 2, сохранение его в переменную oscale;
  9.  добавление объекта oscale в объект hb;
  10.  добавление слоя hb в объект glMain; задание расположения в ячейке таблицы с координатами [1;0];
  11.  создание экземпляра класса Custom, сохранение его в переменную paint;
  12.  установка объекта paint в объект glMain; задание расположения в ячейке таблицы с координатами [2;0];
  13.  создание экземпляра класса QTableWidget c параметрами: количество столбцов – 2, количество строк – 0; сохранение его в переменную table;
  14.  устанавка текста в верхние заголовочные ячейки таблицы table в первую и вторую соответственно: “X”, “Y”;
  15.  сохрание экземпляра класса QVBoxLayout, сохранение его в переменную vb;
  16.  добавление объекта table в объект vb;
  17.  создание экземпляра класса QGroupBox с заголовком Координаты точек графика”, сохранение его в переменную box;
  18.  установка слоя vb в объект box;
  19.  создание объекта класса QWidget, сохранение его в переменную wCenter;
  20.  добавление объекта glMain в объект wCenter;
  21.  установка объекта wCenter в качестве компонента окна;
  22.  связывание сигнала valueChanged объектов step, osx, osy, oscale со слотом paramsUpdate в объекте главного окна;
  23.  связывание сигнала editingFinished объектов xmin, xmax со слотом paramsUpdate в объекте главного окна;
  24.  связывание сигнала clicked объекта pb со слотом show объекта box;
  25.  связывание сигнала change в объекте текущего окна со слотом setParams объекта paint;
  26.  связывание сигнала eventTb объекта paint со слотом addTb в объекте главного окна.

Для создания сигнала change реализована функция paramsUpdate по  подготовленному алгоритму в виде блок-схемы (рис. 5.2).

Рисунок 5.2 – Алгоритм функции paramsUpdate

Пояснения к рис. 5.2:

  1.  получение значения объекта step, сохранение его в переменную s;
  2.  получение значения объекта xmin с последующим преобразованием в формат float и сохранением в переменную x0;
  3.  получение значения объекта xmax с последующим преобразованием в формат float и сохранением в переменную x1;
  4.  получение значения объекта osx, сохранение его в переменную sx;
  5.  получение значения объекта osy, сохранение его в переменную sy;
  6.  получение значения объекта oscale, сохранение его в переменную sc;
  7.  создание сигнала change c передачей параметров s, x0, x1, sx, sy, sc.

Для добавления строк в таблицу с координатами точек реализована функция addTb по  подготовленному алгоритму в виде блок-схемы (рис. 5.3).

Для установки некоторых значений по умолчанию в классе Customs реализован конструктор по  подготовленному алгоритму в виде блок-схемы (рис. 5.4).

Для изменения параметров построения графика в классе Customs реализована функция setParams по  подготовленному алгоритму в виде блок-схемы (рис. 5.5).

Рисунок 5.3– Алгоритм функции addTb

Пояснения к рис. 5.3:

  1.  очистка ячеек таблицы table;
  2.  устанавка текста в верхние заголовочные ячейки таблицы table в первую и вторую соответственно: “X”, “Y;
  3.  установка количества строк в таблице равное значению переменной n;
  4.  устанановка значения переменной points[ii] в ячейку таблицы table с координатами [i,0];
  5.  устанановка значения переменной points[ii+1] в ячейку таблицы table с координатами [i,1].

Рисунок 5.4 – Алгоритм конструктора класса Custom

Рисунок 5.5 – Алгоритм функции setParams класса Custom

Для получения координат по оси ординат и добавления координат точек в соответствующую таблицу реализована функция yP по  подготовленному алгоритму в виде блок-схемы (рис. 5.6).

Рисунок 5.6 – Алгоритм функции yP класса Custom

Для отрисовки объектов в рабочем окне программы реализована функция paintEvent по  подготовленному алгоритму в виде блок-схемы (рис. 5.6).

Рисунок 5.6 – Алгоритм функции paintEvent класса Custom, лист 1

Рисунок 5.6 – Алгоритм функции paintEvent класса Custom, лист 2

Рисунок 5.6 – Алгоритм функции paintEvent класса Custom, лист 3

Пояснения к рис. 5.6:

  1.  создание объекта типа данных QPainter с параметром this (отрисовка в текущем окне) и его сохранение в переменную p;
  2.  включении опцию сглажвания «Antialiasing»;
  3.  изменение параметров пера: цвет – чёрный, прозрачность 50%, толщина – 1 пиксель, тип линий «DotLine»;
  4.  отрисовка линии по координатам двух точек: (a;10), (a;d);
  5.  преобразования переменной n в строковой тип данных и последующая его отрисовка по координатам (b;c);
  6.  отрисовка линии по координатам двух точек: (10;a), (d;a);
  7.  преобразования переменной n в строковой тип данных и последующая его отрисовка по координатам (c;b);
  8.  изменение параметров пера: цвет – чёрный, прозрачность 0%, толщина – 1 пиксель, тип линий «SolidLine»;
  9.  отрисовка линии по координатам двух точек: (x0+sx; h) ,(x0+sx; 0);
  10.  отрисовка ломаной линии по координатам точек: (x0-5+sx;7), (x0+sx;0), (x0+5+sx,7);
  11.  отрисовка текста “y” по координатам (x0-15+sx;10);
  12.  отрисовка линии по координатам двух точек: (0;pXy) ,(w; pXy);
  13.  отрисовка ломаной линии по координатам точек: (w-7;pXy), (w;y0+sy), (x0+5+sx,7);
  14.  отрисовка текста “x” по координатам (x0-15+sx;10);
  15.  отрисовка текста “0” по координатам (x0-9+sx; y0+12+sy);
  16.  изменение параметров пера: цвет – RGB(0;153;255);
  17.  отрисовка ломаной линии по координатам содержащимся в массиве точек points.

Листинг файла mainwindow.h

#ifndef MAINWINDOW_H

#define MAINWINDOW_H

#include <QtGui>

class Custom : public QWidget{

   Q_OBJECT

public:

   int w,h;

   float xMin,xMax,yMin,yMax,step,x0,y0,sx,sy,scale;

   QVector <float> xPoints;

   QVector <float> yPoints;

   Custom();

public slots:

   void yP(QVector <float> xP);

   void setParams(float s,float xM,float xMM, float esx, float esy, float oscale);

private slots:

   void paintEvent(QPaintEvent*);

signals:

   void eventTb(QVector<float> points);

};

class MainWindow : public QMainWindow{

   Q_OBJECT

public:

   QGridLayout *glMain;

   QGroupBox *box;

   QTableWidget* table;

   QSpinBox *osx,*osy;

   QDoubleSpinBox *oscale,*step;

   Custom *paint;

   QWidget *wCenter;

   QHBoxLayout *hb,*hb2;

   QVBoxLayout *vb;

   QLabel *txt;

   QLineEdit *xmin,*xmax;

   QPushButton *pb;

   MainWindow(QWidget *parent = 0);

public slots:

   void paramsUpdate();

   void addTb(QVector<float>points);

signals:

   void change(float step,float xMin,float Xmax, float sx, float sy,float scale);

};

#endif // MAINWINDOW_H

Листинг файла mainwindow.cpp

#include "mainwindow.h"

MainWindow::MainWindow(QWidget *parent)

   : QMainWindow(parent)

{

   QTextCodec:: setCodecForLocale(QTextCodec::codecForName("Windows-1251"));

   QTextCodec:: setCodecForCStrings(QTextCodec::codecForName("Windows-1251"));

   this->setWindowTitle("lab5-312-v11-Кудрявский-Иван");

   setMinimumSize(400,400);

   glMain = new QGridLayout;

   hb2 = new QHBoxLayout();

   txt=new QLabel("f(x) = cos(cos(cos(cos(x^13))))*3/x*x*x");

   hb2->addWidget(txt);

   hb2->addStretch(1);

   pb = new QPushButton("Координаты точек");

   hb2->addWidget(pb);

   glMain->addLayout(hb2,0,0);

   hb = new QHBoxLayout();

   txt= new QLabel("Хmin");

   hb->addWidget(txt);

   xmin = new QLineEdit("-10");

   hb->addWidget(xmin);

   txt = new QLabel("Хmax");

   hb->addWidget(txt);

   xmax = new QLineEdit("10");

   hb->addWidget(xmax);

   txt=new QLabel("Шаг");

   hb->addWidget(txt);

   step = new QDoubleSpinBox;

   step->setValue(0.1);

   step->setSingleStep(0.05);

   step->setMinimum(0.01);

   hb->addWidget(step);

   txt = new QLabel("x");

   hb->addWidget(txt);

   osx = new QSpinBox;

   osx->setMinimum(-5000);

   osx->setSingleStep(2);

   hb->addWidget(osx);

   txt = new QLabel("y");

   hb->addWidget(txt);

   osy = new QSpinBox;

   osy->setMinimum(-5000);

   osx->setSingleStep(2);

   hb->addWidget(osy);

   txt = new QLabel("М");

   hb->addWidget(txt);

   oscale = new QDoubleSpinBox;

   oscale->setValue(1.0);

   oscale->setSingleStep(0.1);

   hb->addWidget(oscale);

   glMain->addLayout(hb,1,0);

   paint = new Custom();

   glMain->addWidget(paint,2,0,10,1);

   table = new QTableWidget(0,2);

   table->setHorizontalHeaderLabels(QStringList() << "X"<<"Y");

   vb = new QVBoxLayout();

   vb->addWidget(table);

   box = new QGroupBox("Координаты точек графика");

   box->setLayout(vb);

   wCenter = new QWidget;

   wCenter->setLayout(glMain);

   this->setCentralWidget(wCenter);

   connect(step,SIGNAL(valueChanged(double)),this,SLOT(paramsUpdate()));

   connect(xmin,SIGNAL(editingFinished()),this,SLOT(paramsUpdate()));

   connect(xmax,SIGNAL(editingFinished()),this,SLOT(paramsUpdate()));

   connect(osx,SIGNAL(valueChanged(int)),this,SLOT(paramsUpdate()));

   connect(osy,SIGNAL(valueChanged(int)),this,SLOT(paramsUpdate()));

   connect(oscale,SIGNAL(valueChanged(double)),this,SLOT(paramsUpdate()));

   connect(pb,SIGNAL(clicked()),box,SLOT(show()));

   connect(this,SIGNAL(change(float,float,float,float,float,float)),paint,SLOT(setParams(float,float,float,float,float,float)));

   connect(paint,SIGNAL(eventTb(QVector<float>)),this,SLOT(addTb(QVector<float>)));

}

void MainWindow::paramsUpdate(){

   float s=step->value();

   float x0=xmin->text().toFloat();

   float x1=xmax->text().toFloat();

   float sx=osx->value();

   float sy=osy->value();

   float sc=oscale->value();

   emit change(s,x0,x1,sx,sy,sc);

}

void MainWindow::addTb(QVector<float>points){

   int n=points.count()/2;

   table->clear();

   table->setHorizontalHeaderLabels(QStringList() << "X"<<"Y");

   table->setRowCount(n);

   for(int i=0,ii=0;i<n;i++,ii+=2){

       table->setItem(i,0,new QTableWidgetItem(QString::number(points[ii])));

       table->setItem(i,1,new QTableWidgetItem(QString::number(points[ii+1])));

   }

}

Custom::Custom(){

   step = 0.1;

   xMin = -10;

   xMax = 10;

   scale = 1;

   sx=0;

   sy=0;

}

void Custom::setParams(float s,float xmin,float xmax,float esx,float esy,float oscale)

{

   step = s;

   xMin = xmin;

   xMax = xmax;

   sx = -esx*10;

   sy = esy*10;

   scale = oscale;

   repaint();

}

void Custom::yP(QVector <float> xP){

   yMax = -99999;

   yMin = 99999;

   float y,x;

   QVector<float>points;

   for(int i=0;i<xP.count();i++){

       x=xP[i];

       y=cos(cos(cos(cos(pow(x,13)))))*3/x*x*x;

       yPoints<<y;

       if(y<yMin)yMin=y;

       if(y>yMax)yMax=y;

       points<<xP[i]<<y;

   }

       eventTb(points);

}

void Custom::paintEvent(QPaintEvent *)

{

   xPoints.clear();

   yPoints.clear();

   w=width();

   h=height();

  float stepx=w/(abs(xMin)+abs(xMax)+abs(xMax)*0.2);

   x0=stepx*(abs(xMin)+abs(xMax)*0.1);

   if(x0<40)x0=40;

   for(float i=xMin;i<=xMax;i=i+step)xPoints<<i;

   yP(xPoints);

   float stepy=h/(abs(yMin)+abs(yMax)+abs(yMax)*0.2);

   y0=stepy*(abs(yMin)+abs(yMax)*0.1);

   if(y0<40)y0=40;

   QPainter p(this);

   p.setRenderHint(QPainter::Antialiasing);

   p.setPen(QPen(QColor(0,0,0,64),1,Qt::DotLine));

   float n,a,b,c,d;

   c=y0+15+sy;

   d=h-10;

  for(int i=1;x0+i*75+sx<=w;i++){//x

      a=x0+i*75+sx;

      b=x0+i*75-15+sx;

      n=(i*75)/stepx/scale;

           p.drawLine(QPoint(a,10),QPoint(a,d));

           p.drawText(b,c,QString::number(n));

       }

   for(int i=1;x0-i*75+sx>=0;i++){

       a=x0-i*75+sx;

       b=x0-i*75-15+sx;

       n=(-i*75)/stepx/scale;

           p.drawLine(QPoint(a,10),QPoint(a,d));

           p.drawText(b,c,QString::number(n));

       }

   c=x0+sx-50;

   d=w-10;

   for(int i=1;y0+i*75+sy<=h;i++){//y

       a=y0+i*75+sy;

       b=y0+i*75+sy;

       n=(-i*75)/stepy/scale;

           p.drawLine(QPoint(10,a),QPoint(d,a));

           p.drawText(c,b,QString::number(n));

       }

   for(int i=1;y0-i*75+sy>=0;i++){

       a=y0-i*75+sy;

       b=y0-i*75+sy;

       n=(i*75)/stepy/scale;

           p.drawLine(QPoint(10,a),QPoint(d,a));

           p.drawText(c,b,QString::number(n));

       }

  float pXy=y0+sy;

   p.setPen(QPen(QColor(0,0,0,255),1,Qt::SolidLine));

   p.drawLine(QPoint(x0+sx,h),QPoint(x0+sx,0)); //y

   p.drawPolyline(QPolygon()<<QPoint(x0-5+sx,7)<<QPoint(x0+sx,0)<<QPoint(x0+5+sx,7));

   p.drawText(x0-15+sx,10,"y");

   p.drawLine(QPoint(0,pXy),QPoint(w,pXy));//x

   p.drawPolyline(QPolygon()<<QPoint(w-7,y0-5+sy)<<QPoint(w,y0+sy)<<QPoint(w-7,y0+5+sy));

   p.drawText(w-15,y0+13+sy,"x");

   p.drawText(x0-9+sx,y0+12+sy,"0");

   QPolygon points;

   float x,y;

   for(int i=0;i<xPoints.count();i++){

       x=(xPoints[i]*scale*stepx+x0+sx);

       y=(yPoints[i]*scale*stepy+y0+sy);

       points<<QPoint(x,y);

   }

   p.setPen(QPen(QColor(0,153,255)));

   p.drawPolyline(points);

}

Результатом выполнения данной программы является окно соответствующее заданию (рис. 5.7).

Рисунок 5.7 Результат выполнения задания

Вывод: написано сложное GUI-приложение, позволяющее пользователю исследовать график в окне приложения.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73632. Міжнародна міграція робочої сили 206.5 KB
  Міжнародна міграція робочої сили. Регулювання міжнародної міграції робочої сили. Сутність структура та основні риси світового ринку праці Одним із важливих елементів глобальної економічної системи на яку перетворився світ наприкінці другого тисячоліття є міжнародний ринок праці з його уніфікованою шкалою критеріїв щодо якості трудових ресурсів розвитком нових форм зайнятості гнучкістю та надзвичайною мобільністю сукупної робочої сили. Світовий міжнародний ринок праці це система відносин що виникають між державами з приводу...
73633. Міжнародні розрахунки і платіжний баланс 121.5 KB
  Економічний зміст платіжного балансу та методологія складання. Економічний зміст платіжного балансу та методологія складання. Стан платіжного балансу визначає попит і пропозицію національної й іноземної валюти в цей момент і він є одним із факторів формування валютного курсу. Прибуткові та витратні статті балансу міжнародних рахунків Прибуткові статті Джерела грошових коштів Витратні статті Способи використання грошових коштів Експорт товарів та послуг Імпорт товарів та послуг Приток капіталу Вивіз капіталу Приватні та...
73634. Реформы А.Н. Косыгина и причины их неудач 73.1 KB
  Для изучения этой системы и хода реформы дают материал интервью взятые у министра легкой промышленности СССР 1965 1980 гг. начальника главного управления трикотажной и текстильногалантерейной промышленности Софьи Николаевны Чупрыгиной. Министерство легкой промышленности СССР являлось такой же частью системы государственного управления как другие министерства и принципы его работы были такими же как у них. он прошел путь от сменного мастера на Ореховозуевском хлопчатобумажном комбинате до министра легкой промышленности СССР.
73635. Ответственность организаций и исполнителей за нарушение метрологического обеспечения 75.5 KB
  Дисциплинарная и материальная ответственность исполнителей за нарушение законодательства о метрологическом обеспечении производства и испытаний продукции Федеральный закон Российской федерации О техническом регклировании постатейный коментарий...
73637. Співвідношення культури та цивілізації 1.5 MB
  Співвідношення культури та цивілізації Певні теоретичні міркування саме під таке розуміння цивілізованості підвів американський соціолог та культуролог Л. Морган намагався відрізняти давні перші цивілізації від сучасної цивілізації яка У базується на наукових знаннях та технічних досягненнях Упередбачає високий рівень культури релігійної свободи демократичних прав правового регулювання міжнародних відносин. Досить резонансною та багато в чому пророчою постала книга Освальда Шпенглера Занепад Європи в якій цивілізація...
73638. Статистика населения 160.5 KB
  Для полного и точного учета численности населения необходимо определить границы территории, на которой учитывается население, и установить время, к которому относятся данные о численности населения. Учет населения производится по населенным пунктам
73639. Статистика объема и состава национального богатства 98 KB
  Национальное богатство (НБ) – важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны.
73640. Статистика основных фондов 169 KB
  Основные фонды представляют собой совокупность потребительных стоимостей производственного и непроизводственного назначения, которые функционируют в экономике на протяжении ряда лет и, постепенно изнашиваясь