5139

Методология системного анализа

Реферат

Логика и философия

Принцип системности. Система. Основные понятия и определения Основным исходным положением системного анализа – как научной дисциплины является принцип системности, который можно воспринимать в качестве философского принципа, выполняющего ...

Русский

2012-12-03

100.5 KB

110 чел.

  1.  Принцип системности. Система. Основные понятия и определения

Основным исходным положением системного анализа – как научной дисциплины является принцип системности, который можно воспринимать в качестве философского принципа, выполняющего как мировоззренческую, так и методологическую функции. Мировоззренческая функция принципа системности проявляется в представлении объекта любой природы как совокупности элементов, находящихся в определённом взаимодействии межу собой  с окружающим миром, а также в понимании системной природы знаний. Методологическая функция принципа системности проявляется в совокупности познавательных средств, методов и приёмов, которые являются общей методологией системных исследований.

Первые системные представления о природе, её объектах и знаниях о них имели место ещё в античной философии Платона и Аристотеля. На протяжении истории становления системного анализа представления о системах и закономерностях их построения, функционирования и развития неоднократно уточнялись и переосмысливались. Термин «система» используют в тех случаях, когда хотят охарактеризовать исследуемый ли проектируемый объект как нечто целое (единое), сложное, о котором невозможно сразу дать представление, показав его, изобразив графически описав математическим выражением.

Сопоставляя эволюцию определения системы (элементы  связи, затем – цель, затем – наблюдатель) и эволюцию использования категорий теории познания в исследовательской деятельности, можно обнаружить сходство: в начале модели (особенно формальные) базировались на учёте только элементов и связей, взаимодействий между ними, затем – стало уделяться внимание цели, поиску методов её формализационного представления (целевая функция, критерий функционирования и т.п.), а, начиная  с 60-х г.г. все большее внимание обращают на наблюдателя, лицо, осуществляющее моделирование или проводящее эксперимент, т.е. лицо, принимающее решение. В Большой советской Энциклопедии даётся следующее определение: « система - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе» ), т.е. подчеркивается, что  понятие элемента (а следовательно, и системы) можно применять как к существующим, материально реализованным предметам, так и к знаниям об этих предметах или о будущих их реализациях. Таким образом, в понятии система объективное и субъективное составляют диалектическое единство, и следует говорить о подходе к объектам исследования как к системам, о различном представлении их на разных стадиях познания или создания. Иными словами, в термин «система» на разных стадиях её рассмотрения можно вкладывать разные понятия, говорить как бы о существовании системы в различных формах. М. Месарович [8], например, предлагает выделять страты рассмотрения системы. Аналогичные страты могут существовать не только при создании, но и при познании объекта, т.е. при отображении реально существующих объектов в виде абстрактно представляемых в нашем сознании( в моделях) систем, что затем поможет создать новые объекты или разработать рекомендации по преобразованию существующих. Методика системного анализа может разрабатываться не обязательно с охватом всего процесса познания или проектирования системы, а для одной из его страт (что, как правило, и бывает на практике), и для того, чтобы не возникло терминологических и иных разногласий между исследователями или разработчиками системы, нужно, прежде всего четко оговорить, о какой именно страте рассмотрения идет речь.

   Рассматривая различные определения системы и их эволюцию, и не выделяя ни одного из них в качестве основного, подчеркивается тот факт, что на разных этапах представления объекта в виде системы, в конкретных различных ситуациях можно пользоваться разными определениями. Причём по мере уточнения представлений о системе или при переходе на другую страту её исследования определение системы не только может, но и должно уточняться. Белее полное определение, включающее и элементы, и связи, и цели, и наблюдателя, а иногда и его «язык» отображения системы, помогает поставить задачу, наметить основные этапы методики системного анализа. Например, в организационных системах, если не определить лицо, компетентное принимать решения, что можно и не достичь цели, ради которой создаётся система. Таким образом при проведении системного анализа нужно прежде всего отобразить ситуацию с помощью как можно более полного определения системы, а затем, выделив наиболее существенные компоненты, влияющие на принятие решения, сформулировать «рабочее» определение, которое может уточняться, расширяться сближаться в зависимости от хода анализа. При этом следует учитывать, что уточнения или конкретизация определения системы в процессе исследования влечёт соответствующую корректировку её взаимодействия со средой и определения среды. Отсюда важно прогнозировать не только состояние системы, но и состояние среды с учётом естественной  искусственной её неоднородностей.

Выделяет систему из среды наблюдатель, который определяет элементы, включаемые в систему, от остальных, т. е. от среды, в соответствии с целями исследования (проектирования) или предварительного представления о проблемной ситуации. При этом возможны три варианта положения наблюдателя, который:

  •  может отнести себя к среде и, представив систему как полностью изолированную от среды, строить замкнутые модели (в этом случае среда не будет играть роли при исследовании модели, хотя может влиять на её формулирование);
  •  включить себя в систему и моделировать её с учётом своего влияния и влияния системы на свои представления о ней (ситуация, характерная для экономических систем);
  •  выделить себя и из системы, и из среды, и рассматривать систему как открытую, постоянно взаимодействующую со средой, учитывая этот факт при моделировании (такие модели необходимы для развивающихся систем).

Рассмотрим основные понятия, помогающие уточнять представление о системе. Под элементом принято понимать простейшую, неделимую часть системы. Однако ответ на вопрос, что является такой частью, может быть неоднозначным. Например, в качестве элементов стола можно назвать «ножки, ящики, крышку и т.д.», а можно – «атомы, молекулы», в зависимости от того, какая задача стоит перед исследователем. Поэтому примем следующее определение: элемент – это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели [8]. При необходимости можно изменять принцип расчленения, выделять другие элементы и получать с помощью нового расчленения более адекватное представление об анализируемом объекте ли проблемной ситуации. При многоуровневом расчленении сложной системы принято выделять подсистемы и компоненты.

Понятие подсистема подразумевает, что выделяется относительно независимая часть системы, обладающая свойствам системы, и в частности, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также свои специфические свойства.

Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупности однородных элементов, то такие части принято называть компонентами.

  Понятие связь входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение её целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяет как ограничение степени свободы элементов. Действительно, элементы, вступая во взаимодействие (связь) друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.

   Понятием состояние обычно характеризуют «срез» системы, остановку в её развитии. Если рассмотреть элементы (компоненты, функциональные блоки), учесть, что «выходы»(выходные результаты) зависят от , y и x, т.е. g=f(,y,x), то в зависимости от задачи состояние может быть определено как{,y},{,y,g} или {,y,x,g}.

Если система способна переходить из одного состояния в другое (например,                               

                                       ), то говорят, что она обладает повелением. Этим понятием пользуются, когда неизвестные закономерности (правила) перехода из одного состояния в другое. Тогда говорят, что система обладает каким-то поведением и выясняют его характер, алгоритм. С учетом введения обозначений поведение можно представить как функцию   

                         

        

   Понятие равновесие определяют как способность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять своё состояние сколь угодно долго. Это состояние называют  состоянием равновесия. Для экономических организационных систем это понятие применимо достаточно условно.

   Под условностью понимают способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних(или в системах с активными элементами – внутренних) возмущающих воздействий. Эта способность присуща системам при постоянном Y только тогда, когда отклонения не превышают некоторого предела. Состояние равновесия. В которое система способна возвращаться, называют устойчивым состоянием равновесия.

  Независимо от выбора определения системы (который отражает принимаемую концепцию и является фактически началом моделирования) ей присущи следующие признаки:

  •  целостность – определённая независимость системы от внешней среды и от других систем;
  •  связанность, т.е. наличие связей, которые позволяют посредством переходов по ним от элемента к элементу соединить два любых элемента системы,- Простейшими связями являются последовательное и параллельное соединения элементов, положительная и отрицательная обратные связи;
  •   функции - наличие целей (функций, возможностей), не являющихся простой суммой подцелей (подфункции, возможностей) элементов, входящих в систему; несводимость (степень несводимости) свойств системы к сумме свойств ее элементов называется эмерджентностью.

Упорядоченность отношений, связывающих элементы системы, определяют структуру системы как совокупность элементов, функционирующих в соответствии с установившимися между элементами системы связями. Связи определяют важный для системы порядок обмена между элементами веществом, энергией, информацией.

Функции системы - это ее свойства, приводящие к достижению цели. Функционирование системы проявляется в ее переходе из одного состояния в другое или в сохранении какого-либо состояния в течение определенного периода времени. То есть, поведение системы - это ее функционирование во времени. Целенаправленное поведение ориентировано на достижение системой предпочтительной для нее цели.

Большими системами называют системы, включающими значительное число элементов с однотипными связями. Сложными системами называют системы с большим числом элементов различного типа и с разнородными связями между ними. Определения эти весьма условны. Более конструктивным является определение большой сложной системы как системы, на верхних уровнях управления которой не нужна и даже вредна вся информация о состоянии элементов нижнего уровня.

Системы, содержащие активные элементы (подсистемы), то есть такие элементы, которые имеют возможность самостоятельно принимать решения относительно своего состояния, называются организационными системами (оргсистемами, организациями).

Системы бывают открытыми и закрытыми. Закрытые системы имеют четко очерченные, жесткие границы. Для их функционирования необходима защита от воздействия среды. Открытые системы обмениваются с окружающей средой энергией, информацией и веществом. Обмен с внешней средой, способность приспосабливаться к внешним условиям является для открытых систем непременным условием их существования. Все организации являются открытыми системами.

Понятие "структура системы" играет при анализе и синтезе систем ключевую роль, причем существенное значение имеет следующий тезис (закон) кибернетики.

"Существуют законы природы, которым подчиняется поведение больших многосвязных систем любого характера: биологических, технических, социальных и экономических. Эти законы относятся к процессам саморегуляции и самоорганизации и выражают именно те "руководящие принципы", которые определяют рост и устойчивость, обучение и регулирование, адаптацию и эволюцию систем. На первый взгляд, совершенно различные системы с точки зрения кибернетики совершенно одинаковы, поскольку они демонстрируют так называемое жизнеспособное поведение, целью которого является выживание.

Подобное поведение системы определяется не столько специфическими процессами, происходящими в ней самой, или теми значениями, которые принимают даже важнейшие из её параметров, но, в первую очередь, её динамической структурой, как способом организации взаимосвязи отдельных частей единого целого. Важнейшими элементами структуры системы являются контуры обратных связей и механизмы условных вероятностей, которые и обеспечивают саморегулирование, самообучение и самоорганизацию системы. Основной результат деятельности системы - это её исходы. Для того, чтобы исходы отвечали нашим целям, необходимо соответствующим образом организовать структуру системы". [5] То есть, для получения требуемых исходов необходимо уметь воздействовать на обратные связи и механизмы условных вероятностей, а также уметь оценивать результаты этих воздействий.

Условием успешного результата подобных воздействий является учёт следующего тезиса (закона) кибернетики. «Системе с определённой структурой свойственен набор (интервал) состояний равновесия. Под влиянием внешних воздействий система может перейти в одно из своих возможных состояний или разрушиться.

При  определенных  условиях  возможен  вследствие внешних  воздействий скачкообразный переход системы на новый более высокий (или более низкий) уровень упорядоченности. Причём переход системы к различным свойственным ей состояниям, а также разрушение системы могут быть результатом как достаточно сильных внешних воздействий, так и относительно слабых флюктуации длительно существующих или усиливающихся за счет положительных обратных связей. Переход системы на новый уровень организованности в определенных ситуациях представляет собой случайный процесс выбора системой одного из возможных путей эволюции. [16] Здесь вновь нужно подчеркнуть слово "возможных", т.е. разумно говорить о создании условий перехода системы в одно из возможных, свойственных ей состояний. Насилие над системой ни к чему хорошему не приведет

Возможны два крайних варианта изменения структуры системы под воздействием  внешних сил: революционный и эволюционный. При революционном предполагается, что созданию новой лучшей структуры должна предшествовать «ломка» структуры старой. Обычно после насильственной ломки система переходит на более низкий уровень функционирования, формирование новой структуры затягивается на длительный, порой неопределенный срок. При эволюционном воздействии предусматривается изучение структуры системы, выявление тенденций ее развития, поддержка положительных тенденций и противодействие отрицательным. Результаты воздействия контролируются обратными связями.  При накоплении количественных изменений возможен и скачкообразный переход системы в новое равновесное состояние - к новой структуре, к которой система «внутренне» готова.                                         

Если предположить, что состояние системы может быть представлено набором n-параметров, то каждому состоянию системы будет соответствовать точка в n-мерном пространстве состояний системы, а функционирование системы проявится в перемещении этой точки по некоторой траектории в пространстве состояний. По-видимому, достижение желаемого состояния возможно, в общем случае по нескольким траекториям. Предпочтительность траектории определяется оценкой качества траектории и зависит так же от ограничений, накладываемых на систему внешней средой. Эти ограничения определяют область допустимых траекторий. Для определения предпочтительной траектории из числа допустимых вводится критерий качества функционирования системы - в общем случае в виде некоторой целевой функции. На предпочтительной (оптимальной) траектории целевая функция достигает экстремального значения. Целенаправленное вмешательство в поведение системы, обеспечивающее выбор системой оптимальной траектории, называется управлением.

Разбиение системы на взаимодействующие модули (подсистемы) зависит от цели исследования и может иметь различную основу, в том числе может иметь материальную (вещественную), функциональную, алгоритмическую, информационную и др. основу. Примером систем, у которых при разбиение на подсистемы вещественная, функциональная и информационные основы слиты, являются системы управления оргсистемами.

Изложенные понятия, характеризующие систему, ее структуру, опредеяют основные положения, обуславлиющие разработку эффективного управления объектами.

Действительно, эффективное управление предполагает:

1) рассмотрение объекта как некоторой целостной системы, функционирующей в определенной среде;

2) наличие необходимой информации об основных характеристиках системы, прежде всего о закономерностях поведения системы в различных условиях;

3) определение стратегии развития системы, исходя из целей ее существования и функционирования;

4) обоснование эффективности достижения поставленной цели, т.е. выбор критерия для оценки качества развития системы;

5) реализацию решения при управлении системой, анализ реакции системы на управляющие воздействия.

Перечисленные положения связаны с использованием моделей для исследования систем, в том числе:

  •  разработку моделей, адекватных системе и решаемой задаче;
  •  обоснование принимаемых управленческих решений на основе «модельных экспериментов» с учетом технических, технологических, социальных и пр. факторов.

2. Системный подход – основа методологии системного анализа

                        

Методология системного анализа включает определение понятийного (терминологического) аппарата, общую характеристику проблемы системных исследований и системный подход - наиболее общую часть методологии прикладных исследований, ее основу.

В самом общем виде системный подход - это рассмотрение системы любой степени

сложности, как:

  •  состоящей из отдельных связанных между собой определенными отношениями частей;
  •   находящейся во взаимодействии с окружающей средой;
  •  находящейся в непрерывном развитии.

Приведенные выше общие положения системного подхода представляются (конкретизируются) в виде перечня принципов (подходов), применяемых при исследовании систем. Перечислим эти принципы.

Непосредственно из основных положений вытекают три основных принципа.

1) Принцип единства: совместное рассмотрение системы как единого целого и как (совокупности частей (элементов).

2) Принцип связности: рассмотрение любой части системы совместно с её связями с другими частями и с окружающей средой.

3) Принцип развития: учёт изменяемости системы, её способности к развитию, замене частей, накапливанию информации, при этом учитывается и динамика внешней среды, изменение взаимодействия системы с внешней средой.

Следующие   принципы  определяют   рациональный, целенаправленный подход к рассмотрению структуры и функционирования системы:

4) Принцип конечной (глобальной) цели: особая ответственность за выбор глобальной цели.

В системе, состоящей из связанных между собой, взаимодействующих подсистем, оптимум для всей системы не является функцией (например, суммой) оптимумов подсистем, входящих в систему. Это положение иногда называют теоремой оптимумов системного подхода. Теорема, безусловно, допускает построение противоречивых примеров, когда оптимум системы достигается при достижении оптимума в каждой подсистеме. Подобное примеры, противоречивые основным положениям (теоремам), вполне допустимое явление в прикладной математике.

5) Принцип функциональности: совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой - изменение функций влечет изменение структуры.

6) Принцип децентрализации: сочетание децентрализации и централизации,

7) Принцип модульного построения: выделение модулей и рассмотрение системы как совокупности модулей.

8) Принцип иерархии: полезно введение иерархии частей и (или) их ранжирование.

9) Принцип свертки: информация и управляющие воздействия свертываются, укрупняются при движении по иерархии снизу вверх.

10) Принцип неопределенности: учёт неопределенности и случайности методом гарантийного результата, с помощью статистических оценок, а также уточнением структур, вводом дублирования и проч.

   В зависимости от цели исследования рассматриваются также другие принципы, имеющие более узкую область применения, в том числе:

11) Принцип полномочности: исследователь должен иметь способность, возможность и право исследовать проблему.

12) Принцип организованности: решения, выводы, действия должны соответствовать степени детализации системы, ее определенности, организованности. Бессмысленно управлять системой, в которой команды не исполняются.

    Последние два принципа оказываются весьма важными при рассмотрении  организационных систем. Пренебрежение ими делает бессмысленным применение научных подходов к оргсистемам.

Перечисленные принципы справедливы равным образом для задач анализа и синтеза. В моделях систем они должны быть конкретизированы в зависимости от существа системы и решаемой задачи. Представление о том, "что этот принцип означает здесь, в чем его конкретное содержание" приведет к более четкому осмысливанию постановки задачи, сути проводимого исследования.

Для применения принципов системного подхода, в частности принципа развития, необходимо уметь прогнозировать поведение системы при воздействии на нее внешних сил. Тем более необходимо, что одной из основных задач синтеза систем является поиск целенаправленных воздействий на систему, приводящих к желаемому результату. Пренебрежение принципами системного подхода приводит к принятию безграмотных решений порой с непоправимыми последствиями, всё более губительными по мере того, как у лиц, принимающих решение, появляются большие возможности. Примеров подобных последствий, к сожалению, предостаточно.

Серьезные трудности возникают при прогнозировании воздействия на систему окружающей среды, что связано с наличием неопределенностей различного вида. В лучшем случае могут быть получены вероятностные оценки прогнозируемых ситуаций.

Принцип неопределённости является одним из основных принципов системного подхода. Достаточно типичны случаи, когда задачу необходимо решать при неполноте или нечёткости знаний относительно исследуемой системы, что имеет место вследствие как ограниченных возможностей науки на данном уровне ее развития, так и принципиальной ограниченности человеческого познания, а зачастую просто оказывается невозможным получить сколь-нибудь достоверную информацию о будущем, предвидеть все возможные варианты изменения окружающей обстановки.

Во всех случаях неполноты знаний о предмете исследования, нечёткой или стохастической входной информации будут носить нечёткий или вероятностный характер и результаты исследований, а принятые на основании этих исследований решения приведут к неоднозначным последствиям, В случае нечёткой (по своей природе) или неполной (при ограниченных возможностях исследователя) информации как раз очень важно учитывать законы кибернетики об устойчивых состояниях и устойчивых траекториях системы. Необходимо стремиться выявить и оценить все возможные, в том числе кажущиеся маловероятными последствия принимаемых решений, хотя бы на интуитивном уровне, а также предусмотреть обратные связи, которые обеспечат своевременное вскрытие и локализацию нежелательного развития событий. В технических науках эти положения очевидны. При исследовании социально-экономических процессов соответствующие положения зачастую игнорируются, что приводит к неожиданным последствиям.

Как следствие необходимости принятия решений в условиях неопределенности является использование в системном анализе так называемых рациональных рассуждений. Рассуждения, не строгие и не приемлемые с точки зрения чистой математики, но обеспечивающие при разумном их применении правильные результаты, называются рациональными. Типичные примеры рациональных рассуждений: "Сегодня погода хорошая", "Автомобиль едет с высокой скоростью." Используются и другие термины, близкие к термину "рациональные": правдоподобные, эвристические, дискурсивные.

Применение рациональных понятий, непосредственно связано с интуицией, здравым смыслом. Качество интуиции зависит от степени изучения данной области знания и личных качеств исследователя. Для оценки рационального рассуждения вводится понятие степени достоверности рассуждения, которое может меняться от 0 до 1. Это некоторая субъективная, размытая в своей основе аналогия вероятностной оценке. Достоверность рационального рассуждения может быть повышена, если прибегнуть к коллективному мнению. Сложное рациональное рассуждение обычно включает физические соображения, ссылки на опыт, интуицию, целесообразность упрощения, а также дедуктивные рассуждения. Важной особенностью рациональных рассуждений является возможность включения в них "размытых нечетких понятий". Различные рассуждения совершенно не равноценны, как по трудности их проведения, так и по вкладу в успех решения задачи. Существует ряд способов повышения правдоподобности рассуждений, некоторые из них: независимый повторный вывод, использования различных моделей, независимые вычисления, сравнение теоретических результатов с физическим экспериментом.

Можно привести сколь угодно случаев, когда только при применении здравого смысла и интуиции, т.е. рациональных рассуждений удаётся получить искомый результат. В системном анализе следует стремиться к таким сочетаниям различных рассуждений, которые с необходимой точностью при минимуме затрат приведут к цели исследования.

При исследовании сложных, в том числе социально-экономических систем очень важен принцип полномочности.

В [21] введено понятие «операция» как совокупность действий, направленных на достижение некоторой цели, и предложено различать руководителя операции (исследования) и исследователя. Руководитель ставит задачу и определяет объем необходимой для проведения исследования информации. Исследователь разрабатывает модель и проводит необходимые исследования в соответствии с поставленной задачей.

Подобное распределение обязанностей между руководителем и исследователем обычно приводит к нежелательным последствиям. Пока руководитель операции будет считать себя свободным от понимания математической модели, а математик полагать нормой работу без детального осмысливания существа задачи, будут появляться модели, отражающие действительность неадекватно, и вырабатываться рекомендации, которым опасно (или невозможно) следовать или которые обеспечивают поддержку ведомственных, в самом плохом смысле этого слова, решений. При этом математическое моделирование превращается в абстрактное математизирование или в инструмент обмана.

Обязанности и взаимодействие основных лиц, организующих исследования, должны быть сегодня определены иначе, чем в [21].

Возможны два варианта рациональной организации исследования. Первый вариант. В одном лице объединяются руководитель (заказчик) и исследователь операции, т.е. лицо, отвечающее за операцию, руководит и исследованиями, в том числе созданием и использованием необходимых математических моделей. Естественно, руководитель не может быть одинаково компетентным во всех необходимых для исследования областях знания и будет привлекать различных специалистов. При этом он должен быть достаточно подготовлен, чтобы держать в руках все нити исследования, квалифицированно оценивать полученные рекомендации, и, при необходимости, уточнить постановку задачи, состав релевантных факторов, структуру допущений. Время руководителей, некомпетентных в научных методах исследования, прошло.

Второй вариант. Поиск решения заказчик поручает группе исследователей с предоставлением всей имеющейся информации. Тогда эта группа отвечает полностью за все этапы работы, начиная с постановки задачи и кончая выработкой рекомендаций, а также, если заказчик следует полученным рекомендации," за результаты внедрения этих рекомендаций. При работе по этому варианту исследователю для чёткого представления действительной сущности задачи потребуются неоднократные обсуждения с заказчиком существа задачи и условий реализации рекомендаций.

Системный подход способствует развитию системного мышления, более полному и всестороннему учету всех факторов, определяющих поведение системы.

Заключение

Принцип системности можно воспринимать в качестве философского принципа, выполняющего как мировоззренческую, так и методологическую функции. Он предполагает представление об объекте любой природы как о совокупности элементов, находящихся в определённом взаимодействии между собой и с окружающим миром, а также понимание системной природы знаний. Непосредственно из принципа системности вытекает системный подход, являющийся общей методологией системных исследований, которая может быть представлена рядом методологических подходов (принципов) к исследованию сложных систем. Система в этом случае является объектом исследования.

На разных этапах представления объекта в виде системы с учётом конкретных ситуаций можно пользоваться различными определениями. При этом по мере уточнения представлений о системе в ходе исследования, определение системы должно уточняться. Это позволяет квалифицированно осуществлять постановку задачи, определять основные этапы методики системного анализа и тем самым разрешать проблемные ситуации. Выбор определения системы отражает принимаемую концепцию и является фактически началом моделирования. Однако независимо от выбора, системе присущи следующие признаки – целостность, определённая независимость системы от внешней среды и от других систем; связанность, наличие связей, которые позволяют посредством переходов по ним от элемента к элементу соединить два любых элемента системы; функции, наличие целей, не являющихся простой суммой подцелей элементов, входящих в систему.

Методология системного анализа включает определение понятийного (терминологического) аппарата, общую характеристику проблемы системных исследований и системный подход как наиболее общую часть методологии прикладных исследований, её основу. Системный подход предполагает рассмотрение системы любой степени сложности, как состоящей из отдельных взаимосвязанных частей; находящейся во взаимодействии с окружающей средой; находящейся в непрерывном развитии. Практическая реализация системного подхода осуществляется на основе его принципов, которые подразделяются:

с учётом основных положений системного подхода на принципы – единства, связанности, развития;

с учётом рассмотрения структуры и функционирования системы на принципы – конечной (глобальной) цели, функциональности, децентрализации, модульного построения, иерархии, неопределённости;

с учётом цели исследования на принципы – полномочности и организованности.

Соблюдение данных принципов в практической деятельности позволяет развивать системное мышление, всесторонне и полно учитывать факторы, определяющие построение и функционирование систем.

Контрольные вопросы

  1.  В чём проявляется мировоззренческая и методологическая функции принципа системности?
  2.  Чем определяется выбор определения системы?
  3.  Чем обусловлен процесс выделения системы из среды? Какие варианты выделения возможны?
  4.  Перечислите признаки системы и раскройте их содержание?
  5.  Изложите варианты изменения структуры системы под воздействием внешних сил?
  6.  Что предполагает эффективное управление?
  7.  Что включает методология системного анализа?
  8.  Изложите содержание системного подхода?
  9.  Дайте классификацию и изложите содержание принципов системного подхода?
  10.  Изложите содержание возможных вариантов рациональной организации исследований?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79460. СКД в жизни современного общества: проблемы, тенденции развития 28.59 KB
  Основные сферы деятельности государства в области культуры охрана памятников народное творчество художественные промыслы художественная литература кинематография и т. Первое направление этой активности связано с созданием ценностей культуры осуществляемым как профессиональными специалистами учеными конструкторами писателями художниками композиторами актерами музыкантами архитекторами дизайнерами модельерами ювелирами и т. Второе направление отражающее многогранный процесс освоения ценностей культуры практически объединяет...
79461. Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях 27.99 KB
  Через трансформацию деталей Связать материал в сценарии помогает монтаж сборка соединение. Монтаж как метод родился в кинематографе: соединяясь между собой кадры рождают как бы некоторую новую мысль. Монтаж существует во всех видах искусства в живописи – авангардисты кубисты в музыке – Вагнер в литературе Достоевский Толстой и т.
79462. Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики 27.93 KB
  Предмет процессы социализации инкультурации и самореализации личности в институциональных и неинституциональных сферах художественной духовнонравственной социальнопсихологической политической правовой экологической физической культуры. Целевая установка прикладной культурологии вовлечение человека в мир культуры. Важнейшая функция прикладной культурологии проявляется: в научнометодическом обеспечении культурнопросветительной и культурнотворческой деятельности учебных заведений трудовых коллективов воинских частей...
79463. Технология формирования имиджа учреждений социально-культурной сферы 28.15 KB
  В последнее время учреждения культуры все чаще обращаются к переосмыслению своей деятельности что связано с изменением их роли в обществе. Следовательно они важны сегодня и для учреждения культуры как его руководства так и каждого сотрудника. Репутация это уже созданное общее мнение о достоинствах и недостатках учреждения. Кроме того существует внутренний имидж учреждения то есть представление о нем персонала.
79464. Методологические характеристики исследований СКД 28.54 KB
  Методы исследования делятся на 2 большие группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы исследования всегда существуют в паре. Абстрагирование – мысленное вычленение и обращение в самостоятельный объект исследования отдельных сторон свойств или состояний объекта. Наблюдение – это наиболее информативный метод исследования.
79465. Фандрейзинг в социально-культурной сфере: источники и организационное обеспечение 28.45 KB
  Источники финансирования некоммерческих организаций социальнокультурной сферы: Привлеченные Государственные Собственные; Благотворительные средства; Прямое финансирование: Доходы от основной; Спонсорские средства содержание госсети учреждений деятельности; Гранты программы федеральные Доходы от; Членские взносы региональные отраслевые предпринимательской; Резервные взносы межотраслевые деятельности; Заемные средства кредиты Финансирование потребителя; Косвенное финансирование. НКО некоммерческие организации отличаются высокой...
79466. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности; социально-психологические типы самодеятельных обществ 26.51 KB
  В процессе своего развития возникают связи и группа становится группойассоциацией. Группа прекратила свое существование. Формирование внутригрупповых норм: без норм не может жить ни одна группа. Чем больше существует группа тем больше норм чем больше норм тем больше внутригрупповое давление на личность.
79467. Социально-культурные функции рекламы 28.34 KB
  Реклама – это особый вид создания и распространения информации, имеющий четкого заказчика, передаваемый опосредованно имеющий целью – повышение спроса и повышение интереса к товарам и услугам.
79468. Методы организации СКД 27.68 KB
  Методы социальнокультурной деятельности система информационного и идейноэмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социальнокультурной деятельности направленных на решение конкретных просветительных воспитательных и иных культуросозидающих задач. Методы СКД: Методы формирования культурных знаний которые в свою очередь подразумеваются на методы: информирования – сообщения внушения заражения убеждения. Методы стимулирования – в этой группе рассматриваются соревнования метод...