51456

Совершенствование налогового контроля бюджетных организаций

Курсовая

Налоговое регулирование и страхование

Налоговая система Республики Беларусь является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны...

Русский

2015-08-30

218 KB

14 чел.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа:   29   с, 20 источников.

НАЛОГ , УЧЕТ, КОНТРОЛЬ, НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА, РАСЧЕТЫ, ДОКУМЕТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, АКТ, ПРИБЫЛЬ, УБЫТОК.

Объектом исследования является: бюджетные организации.

Предметом исследования выступают методика и осуществление налогового контроля бюджетных организаций в Республики Беларусь.

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ и определения направления совершенствования налогового контроля бюджетных организаций.

Методы исследования: теоретические основы налогового контроля, методы синтеза, сравнения, экономического анализа и моделирования. Также в работе были использованы следующие приемы контроля: арифметический, формальный, нормативный.

Полученные результаты и их новизна: исследована теория и практика налогового контроля бюджетных организаций, намечены направления совершенствования системы налогового контроля бюджетных организаций.

Область возможного практического применения: в деятельности бюджетных организациях Республики Беларусь.

В работе учтены все изменения и дополнения, произошедшие в 2012-2013г. в законодательстве, регулирующем налоговый контроль.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..3

1 Взаимодействие государственных органов по проведению контрольной деятельности бюджетных организаций…………………………………………….5

2 Результаты налоговых проверок бюджетных организаций ……….………….14

3 Совершенствование налогового контроля бюджетных организаций………...23

Заключение …………………………………………………………………………26

Список использованных источников……………………………………………...28

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система Республики Беларусь является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, и социально -экономические параметры страны.

Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства.

Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы государственного налогового контроля, представляющего собой систему организационно - правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.

Согласно Налоговому кодексу РБ субъектами налогового контроля являются Министерство РБ по налогам и сборам и его подразделения, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговый контроль - это сложная и трудоемкая функция, подразумевающая проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, тщательную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, контроль за устранением выявленных нарушений. К сожалению, на практике нередки случаи, когда налоговый контроль осуществляется некачественно, допускаются нарушения в производстве по делам о налоговых правонарушениях.

В настоящее время в нашей стране сильно ощущается кризис неплатежей.

Действующее налоговое законодательство закрепляет обязанность субъектов налогообложения вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки. Однако исполнение этой обязанности пока оставляет желать лучшего. Это связано и со сложностью, противоречивостью, нестабильностью действующего законодательства, и с отсутствием всеобъемлющих и точных алгоритмов применения института контроля в сфере налогообложения, а нередко и с недостаточной компетентностью сотрудников налоговых органов.

От работы органов налогового контроля по мобилизации доходов в бюджет зависит эффективность проводимой экономической реформы, решение социальных проблем, обеспечение экономической независимости и безопасности страны. Создание эффективной системы контроля за сбором доходов в бюджетную систему входит в число основных проблем общей социально - экономической политики государства, что предопределяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является: бюджетные организации.

Предметом исследования выступают методика и осуществление налогового контроля бюджетных организаций в Республики Беларусь.

Цель курсовой работы – изучение теоретических основ и определения направления совершенствования налогового контроля бюджетных организаций.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе сформулированы следующие основные задачи:

- изучение теоретических основ налогового контроля ;

- рассмотрение полномочий налоговых органов по взиманию налогов и сборов;

- изучить основные аспекты налогового контроля бюджетных организаций ;

- определить основные направления совершенствование налогового контроля бюджетных организаций.

1  Взаимодействие государственных органов в проведении контрольной деятельности бюджетных организаций


Бюджетная организация – это учреждение, находящееся на государственном обеспечении и выполняющее всевозможные функции, не связанные с получением прибыли. К бюджетным организациям относятся все государственные учреждения (горисполкомы, райисполкомы, областные советы, медицинские учреждения, всевозможные управления, ВУЗы, техникумы, колледжи, школы, интернаты, УВД, и т д.) Все эти структуры финансируются из бюджета за счёт уплаченных налогов.

Основным источником средств организаций бюджетной сферы являются бюджетные ассигнования (средства соответствующего бюджета, предусмотренные в бюджетной росписи получателю (распорядителю) бюджетных средств).

При обслуживании бюджетных организаций централизованной бухгалтерией за руководителями этих организаций сохраняются права распорядителей (получателей) средств бюджета.

Финансирование из бюджета носит целевой характер, т.е. предоставляется только на мероприятия, предусмотренные утвержденным бюджетом и сметой расходов организации. Оно осуществляется в меру выполнения бюджетной организацией планов развертывания сети и укомплектования штатов и контингентов. Например, организации образования финансируются на основе фактического развертывания сети учебных заведений и наличия контингента учащихся. Финансирование должно осуществляться в сроки, обеспечивающие нормальную работу и своевременную выплату заработной платы работникам организации.

Согласно ст. 16 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь организацией, финансируемой из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в т.ч. местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и ведет бухгалтерский учет в соответствии с  Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 354 (в ред. от 14 апреля 2004 г.; далее - План счетов бюджетных организаций).

Следует учесть, что к организациям, финансируемым из бюджета (бюджетным организациям), не относятся организации:

- получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;

- получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.

Бюджетные организации создаются для осуществления функций некоммерческого характера, однако они могут иметь объекты налогообложения, например здания и сооружения, являющиеся объектом обложения налогом на недвижимость, и т.п. Также бюджетные организации могут получать финансирование от осуществления предпринимательской деятельности, т.е. получать выручку от реализации, что предопределяет наличие объектов обложения налогами на добавленную стоимость и прибыль, акцизами.

Контролирующие (надзорные) органы при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим направлениям:

- определение вопросов, подлежащих проверке, сроков проведения плановых проверок;

- проведение совместных проверок в целях координации действий, направленных на сокращение числа проверок в отношении проверяемых субъектов;

- обмен информацией о результатах проводимых проверок;

- работа по совершенствованию форм и методов контрольной (надзорной) деятельности.

 Проверка имеет четкий правовой статус, определяющий границы ее распространения, права и обязанности проверяющих и проверяемых, порядок оформления и рассмотрения результатов, сроки и периодичность проведения и ряд других аспектов организации контрольной деятельности.

Непосредственно сам процесс проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций (подготовка к ее проведению, общие вопросы организации, оформление и рассмотрение результатов) регламентирован Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510, и детализирован в ведомственных инструкциях, которые разрабатываются органами государственного управления и другими контролирующими организациями исходя из нормативных правовых актов, определяющих содержание контрольной деятельности в республике. Данные инструкции утверждаются приказом руководителя соответствующего органа государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо его территориальными органами в областях и Минске.

Действующим законодательством предусмотрено, что внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных органам государственного управления или входящих в их состав, по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов проводятся ведомственными контрольно-ревизионными службами этих органов.

В проведении такого вида проверок принимают участие Министерство финансов Республики Беларусь, таможенные, судебные, правоохранительные и налоговые органы, ведомственные контрольно-ревизионные службы. Порядок взаимодействия данных контролирующих органов при организации, проведении и реализации материалов проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируется Инструкцией о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных органов, органов уголовного преследования и судов по организации и проведению проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок проведения инвентаризации денежных средств и материальных ценностей, оформления и рассмотрения результатов проверок, организации их учета и представления отчетности об осуществляемой контрольной деятельности в органах государственного управления и иных контролирующих организациях также регламентирован соответствующими законодательными актами и инструктивными материалами, в частности: Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств; Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 2-ревизия (Минфин) Отчет о контрольно-ревизионной работе; Правилами ведения книги учета проверок и Правилами ведения журнала производства работ; Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь.

Правильно организованное планирование контрольной деятельности дает следующие результаты:

  •  усилия проверяющих сосредоточиваются па основных направлениях развития национальной экономики;
  •  создаются условия для совершенствования контрольной деятельности, обмена передовым опытом и повышения квалификации проверяющих;
  •  эффективно используется рабочее время работников контролирующих служб;
  •  проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства проводятся ритмично, на высоком качественном уровне.

В планировании контрольной деятельности важно опираться на принципы организации контроля — общие и частные, такие как экономичность, комплексность, непрерывность, действенность, оптимальность, конкретность, реальность, гибкость и мобильность.

Содержание планов контрольной деятельности должно ориентироваться па контроль максимально возможного числа организаций и обеспечивать высокое качество проверок при наименьших затратах, что связало с соблюдением принципа экономичности контроля. Выполнение этого требования зависит от вида и объема намечаемых работ, а также от индивидуальных качеств и навыков работников контролирующих органов.

Планирование контрольной деятельности предполагает комплексный подход. Поскольку в проведении проверок задействованы специалисты различных функциональных отделов, важно определить участки проверки и объем работ каждого из них, разграничить круг проверяемых вопросов, установить сроки представления материалов проверок.

Реализация принципа непрерывности планирования достигается распределением сопряженных заданий среди группы контролеров и увязкой этапов планирования по срокам и по смежным структурным подразделениям, филиалам и дочерним организациям. При планировании проверки па длительный период (например, при проверке концернов, корпораций) контролирующему органу следует своевременно корректировать программы контрольных мероприятий с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, а также промежуточных результатов проверок.

Для реализации принципа действенности планирования в плане должны содержаться точные указания на исполнителей и сроки проведения контрольных процедур.

Принцип оптимальности планирования реализуется при возможности выбора оптимального варианта программы контроля исходя их критериев, определенных законом или контролирующим органом.

Принцип конкретности планирования требует от проверяющих однозначного определения вопросов программы проверки, с тем чтобы можно было назначить срок выполнения и исполнителей.

В обеспечение принципа реальности план выверяется с точки зрения потенциала выделенных для проверки трудовых и материальных ресурсов. При необходимости рассматривается возможность привлечения к проверке дополнительных ресурсов.

В ходе проверки план совершенствуется, дополняется и уточняется — в этом и заключается принцип гибкости и мобильности. Вносимые изменения должны быть обоснованы и обусловлены конкретными фактами. План подвергается корректировке до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях.

Наряду с этим при планировании контрольной деятельности необходимо учитывать ряд общих положений. Так, в план следует включать всю предстоящую работу, тем самым обеспечивая его полноту. В контролирующих органах может составляться несколько планов: план работы контрольной службы на год; план проведения проверок па полугодие; план проведения тематических проверок.

Периодичность плановых проверок зависит от того, к какой группе риска (высокой, средней или низкой) отнесен субъект хозяйствования. Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждены Указом № 510, в котором также установлен следующий режим назначения плановых проверок контролирующим органом:

• субъектов высокой группы риска — не чаще одного раза в течение календарного года, и если по результатам проверки не будет выявлено нарушений законодательства, то следующая плановая проверка такого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее чем через два года;

• средней группы риска — не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее чем через пять лет;

• низкой группы риска — по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Помимо этого, если в соответствии с решением или поручением Президента Республики Беларусь деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требует ее безотлагательного начала, данная проверка также включается в план контрольной деятельности.

При планировании проверок контролирующим органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группе риска, для получения контролирующим органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. Если по результатам анализа не установлено признаков, указывающих па нарушения законодательства, плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска — не назначаются.

Это же правило соблюдается и по отношению к организациям, у которых на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

В рамках ведомственного контроля могут проводиться только проверки:

• плановые — не чаще одного раза в два года независимо от группы риска проверяемого субъекта, а также от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение в соответствии с Указом № 325;

• внеплановые — по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов — по находящимся в их производстве делам (материалам).

Не планируются и, соответственно, не проводятся проверки в течение двух лет со дня:

• государственной регистрации организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

• присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций;

• создания — представительств иностранных организаций;

• первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) — лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Исключением является проведение внеплановых проверок при наличии определенных оснований.

Сроки назначения плановой проверки исчисляются контролирующим органом со дня окончания им предыдущей плановой проверки. При составлении плана проведения проверок необходимо предусмотреть равномерную загрузку специалистов контролирующих служб, а также выделение резерва времени для выполнения внеплановых, контрольных и дополнительных проверок. Проверяемый период не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки.

При планировании следует исходить из того, что каждый проверяющий должен провести в течение года 6—8 проверок, т.е. посвятить им не менее двух третей своего рабочего времени. Оставшаяся треть распределяется между участием в семинарах по изучению передового опыта контрольной деятельности, ознакомлением с новыми нормативными и инструктивными документами, повышением квалификации и т.п.

В контролирующей организации может составляться план проведения тематических проверок, включающий следующую информацию: вопросы (темы) проверок; указание мест нахождения объектов проверок; сроки проведения; сведения об исполнителях (фамилия, имя, отчество, должность). Вопросы проверки определяются руководителем контрольно-ревизионной службы совместно с руководителем контролирующей организации. Они обусловлены рядом субъективных факторов.

Планы контрольной деятельности должны быть конкретными, составляться с условием возможности контроля над их исполнением и обеспечивать нормальный режим труда и отдыха специалистов контрольных и функциональных служб, привлекаемых к осуществлению контрольных действий.

Разрабатываются планы контрольной деятельности в контрольном подразделении, утверждаются руководителем соответствующего органа государственного управления или иной контролирующей организации после чего представляются в вышестоящие министерства, ведомства и другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. Здесь па основании представленных материалов составляются и утверждаются руководителями государственных органов (лицами, исполняющими их обязанности) сводные планы проверок, проводимых государственными органами (их структурными подразделениями, территориальными органами и подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами), в том числе в рамках ведомственного контроля.

В сводные планы проверок областных и Минского городского исполнительных комитетов включаются проверки, осуществляемые в рамках ведомственного контроля областными (Минским городским) и районными исполнительными комитетами (администрациями районов в городах), а также подчиненными им (входящими в систему) контролирующими (надзорными) органами.

Остальные плановые проверки, за исключением осуществляемых в рамках ведомственного контроля, проводимые структурными подразделениями областных и Минского городского исполнительных комитетов, подчиненными одновременно соответствующим республиканским органам государственного управления и перечисленными в перечне контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденном Указом № 510, включаются в сводные планы проверок республиканских органов государственного управления.

Сводные планы проверок в установленные сроки представляются в органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь для последующего составления координационных планов контрольной (надзорной) деятельности.

При большом количестве контролирующих и контролируемых субъектов неизбежны случаи параллелизма и дублирования в контрольной деятельности, что обусловливает необходимость планирования и правильной организации проверок, а также их координации органами государственного управления, осуществляющими ведомственный и вневедомственный контроль, и органами Комитета государственного контроля.

Координация контрольной деятельности позволяет решать важные задачи, в частности:

• отбирать наиболее актуальные темы и вопросы для проверок

• объединять усилия различных контрольных органов для совместной работы, тем самым создавая условия для проведения всесторонних проверок;

• вырабатывать обоснованные и конкретные предложения и рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности контролируемых субъектов;

• реализовывать материалы проверок;

• сокращать количество проверок при одновременном повышении их качества.

Вопросы координации стали особенно актуальными в современных условиях, когда на законодательном уроните определено, что в осуществлении функций ведомственного контроля принимают участие все подразделения и службы органов государственного управления с учетом специфики возложенных на них задач. Ведомственная контрольная служба координирует деятельность принимающих участие в осуществлении ведомственного контроля структурных подразделений контролирующих органов.

При отсутствии в контролирующем органе ведомственной контрольной службы его руководителем определяется структурное подразделение, координирующее выполнение функций ведомственного контроля контролирующим органом.

В отдельных контролирующих органах составляется План координации проверок, проводимых специалистами структурных подразделений на предстоящий год (полугодие), в котором указываются наименования и места нахождения объектов проверки, время ее проведения, участвующие в ней функциональные управления и отделы. Предусмотрена специальная графа «Согласовано» для подписей руководителей функциональных управлений и отделов, специалисты которых привлекаются к предстоящим проверкам. После утверждения руководителем контролирующей организации данные планы становятся обязательными к исполнению.

Координация проверок, проводимых органами ведомственного контроля, может осуществляться и путем перечисления в плане (в графе «Соисполнители») функциональных управлений и отделов, привлекаемых для участия в планируемых проверках в предстоящем периоде.

На этапе формирования государственными органами сводных планов проверок также осуществляется их координация. В случае, если в рамках сводного плана проверок одного государственного органа предполагается проверка субъекта различными контролирующими (надзорными) органами (структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями данного государственного органа), месяц начала этой проверки должен быть единым для всех контролирующих (надзорных) органов.

На уровне органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь координация контрольной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, а также с Порядком составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности. Согласно этим документам, органами Комитета государственного контроля на основании представленных сводных планов проверок составляются координационные планы на полугодие.

В координационные планы допускается включать только одну плановую проверку одного и того же субъекта в течение календарного года. Плановая проверка субъекта несколькими контролирующими (надзорными) органами проводится только в форме совместной проверки.

Посредством интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь выписки из утвержденных руководителями государственных органов сводных планов проверок в срок до 15 ноября (15 мая) направляются государственными органами в Комитет государственного контроля Республики Беларусь (в части проверяемых субъектов, находящихся в Минске) и комитеты государственного контроля областей (в части проверяемых субъектов, находящихся на территории соответствующей области).

В срок до 1 декабря (1 июня) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь на основании представленных государственными органами сводных планов проверок формируют проекты координационных планов па предстоящее полугодие и рассылают их в адрес государственных органов на рассмотрение. При наличии замечаний по срокам проведения проверок государственные органы проводят уточнение с соисполнителями, снимая все разногласия.

В случае необходимости изменить сроки проведения совместных проверок, указанные в проектах координационных планов, соответствующие предложения не позднее 5 декабря (5 июня) представляются инициирующими их государственными органами органам Комитета государственного контроля, сформировавшим указанные проекты. Предложения должны быть согласованными со всеми соисполнителями. Органы Комитета государственного контроля вносят изменения в проекты координационных планов, представленные государственными органами в установленном порядке, и в срок до 8 декабря (8 июня) возвращают указанные проекты для согласования. Руководители государственных органов в срок до 10 декабря (10 июня) направляют в Комитет государственного контроля или его территориальные органы информацию о согласовании координационных планов. В срок до 15 декабря (15 июня) органы Комитета государственного контроля размещают координационные планы па официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Координация контрольной деятельности обеспечивает ее эффективность, действенность и результативность, позволяет устранить параллелизм и дублирование.

2  Результаты налоговых проверок бюджетных организаций

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) (далее – НК) содержит нормы, регулирующие порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговом органе. Так, бюджетные организации представляют заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту их нахождения не позднее десяти рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации, государственные органы - в налоговый орган по месту их нахождения не позднее десяти рабочих дней со дня издания (принятия) нормативного правового акта, в соответствии с которым они образованы.

При этом к заявлению прилагается оригинал и копия нормативно - правовой акт.

При этом документы представляются в налоговые органы соответствующими государственными органами в течение одного рабочего дня со дня получения запроса из налогового органа.

В Республике Беларусь процесс контрольной (надзорной) деятельности юридических лиц, подготовка к его проведению, а также общие вопросы организации, оформления и рассмотрения результатов контрольной (надзорной) деятельности регламентируются Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510. Требования настоящего Положения являются обязательными для всех контролирующих органов и проверяемых субъектов [18].

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь налоговые органы могут проводить в отношении бюджетных организации следующие виды проверок:

- камеральная налоговая проверка;

- выездные проверки, в том числе и дополнительные;

- встречные выездные проверки.

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Камеральная налоговая проверка является наиболее массовым видом проверок [28,c.8]. В настоящее время камеральная проверка остается приоритетной и практически всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков данными проверками почти 100%. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговый орган вправе использовать в ходе камеральной проверки иные документы, свидетельствующие о деятельности налогоплательщика. Этими документами могут являться информация контрагентов налогоплательщика, полученная в ходе встречных проверок, информация правоохранительных органов и т.д.

Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы [18,c.17].

Вместе с тем камеральная налоговая проверка в сравнении с выездной налоговой проверкой в значительно меньшей степени урегулирована Налоговым кодексом.

Целью камеральной проверки является предупреждение и выявление налоговых правонарушений. В ходе налоговых проверок осуществляется:

- контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

- выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

- привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение налоговых правонарушений [18,c.12].

Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. Так, например, предприятие, представляющее налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций ежеквартально, периодичность налоговой проверки составит один раз в квартал. А в случае принятия решения налогоплательщиком о представлении налоговой декларации по налогу на прибыли ежемесячно, камеральная налоговая проверка будет проводиться каждый месяц.

Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. В Налоговом кодексе не предусмотрено информировать налогоплательщика о начале камеральной налоговой проверки.

Налоговые органы обязаны проводить камеральные налоговые проверки в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган.

О результатах камеральной проверки налогоплательщик узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями.

В  НК РБ определено, что срок проведения камеральной проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки).

Основными этапами камеральной проверки являются:

- проверка правильности исчисления налоговой базы;

- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству [16,c.15].

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы налоговыми органами проводится камеральный анализ. Камеральный анализ включает:

- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Если в ходе вышеперечисленных мероприятий выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации (или расчете по налогу), налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить ему внести соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность. Если налогоплательщику такая возможность предоставлена не была, то это может повлечь в дальнейшем недействительность всех результатов проверки.

Если налогоплательщик не внес исправления в декларацию, то налоговый орган собирает доказательства совершения налогового правонарушения. Как правило, это выражается в истребовании у налогоплательщика и (или) его контрагентов сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов, а также в получении информации из банка об операциях по счетам налогоплательщика.

Проведение выездной налоговой проверки бюджетных организаций  можно разделить на следующие этапы:

  •  подготовка к проведению налогового контроля;
  •  проведение налогового контроля;
  •  оформление ее результатов;
  •  принятие решения по результатам проверки;
  •  организация контроля за выполнением решений, принятых по материалам проверки.

Четкая подготовка к проведению налоговой проверки - залог ее своевременного и качественного осуществления с наименьшими трудовыми затратами.

Основанием для проведения проверки является предписание руководителя контролирующего органа, которое должно быть заверено печатью данного проверяющего субъекта и оформлено на его фирменном бланке. При этом проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен о назначении проверки не позднее, чем за десять рабочих дней до ее начала.

Налоговая проверка осуществляется на основании плана-программы. Данный документ разрабатывается председателем налоговой комиссии, в нем указываются основные направления и вопросы проведения налоговой проверки  бюджетных организаций, а также способы проверки. Все пункты плана закрепляются за соответствующими исполнителями. До начала проверки проверяющий должен ознакомить руководство проверяемого субъекта с перечнем вопросов, подлежащих проверке .

В случае если по результатам прошлой проверки были установлены нарушения, то  налоговая группа прежде, чем приступить к проведению проверки знакомится с содержанием акта предыдущей проверки и принятым по ее результатам решениям. После чего составляется справка о выявлении проверкой невыполненных предложений по результатам предыдущей проверки.

Перед началом проведения проверки руководитель контрольной (надзорной ) группы предъявляет руководителю проверяемого субъекта, а при его отсутствии уполномоченному заместителю руководителя служебное удостоверение, предписание на проведение ревизии и вносит сведения о проведении ревизии в книгу учета проверок.

Предписание на проведение проверки выдается каждым контролирующим (надзорным) органом.

В этом предписании указываются:

- номер и дата выдачи предписания;

- основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

- наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

- наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения);

-фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);

- исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (в отношении внеплановой тематической оперативной проверки перечень вопросов указывается в соответствии с перечнем вопросов, определенным в пункте 84 настоящего Положения);

- проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке) (не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки);

- проведения проверки.

В начале контрольной (надзорной ) деятельности в бюджетных организациях надзорная группа производит знакомство со структурой проверяемого объекта, центрами ответственности, учредительными документами. Затем начинается непосредственно сам процесс проверки. Проверяющие при проведении проверки обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.

Доступ на территорию или в помещение проверяемого субъекта проверяющих осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого проверяемого субъекта (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты).

Изъятие оригиналов документов, иных носителей информации производится, если невозможно снять с них копии (представить выписки из них), в случае отказа проверяемого субъекта представить копии документов (выписки из них), при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении, а также проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии – в присутствии не менее двух понятых.

Изъятые документы, иные носители информации перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов, иных носителей информации. Копия акта изъятия документов, иных носителей информации вручается под роспись (высылается) проверяемому субъекту, у которого эти документы, иные носители информации были изъяты, или его представителю.

В случаях, если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов, иные носители информации будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в том числе в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время, когда эти ценности остались без движения или отсутствуют), проверяющий вправе изъять подлинные документы, иные носители информации.

Полученные материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации приобщаются к материалам проверки и остаются при них в течение всего срока хранения.

Результаты проведенной налоговой проверки бюджетных организаций оформляются  актом.

В том случае, когда существует вероятность того, что выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, то до окончания ревизии может быть составлен промежуточный акт.

Основной акт налоговой проверки предназначен для оформления и отражения результатов налоговой проверки, он служит основанием для принятия решения по результатам проведенной проверки. В нем за исключением итоговых данных по результатам ревизии, также должна содержаться информация о содержании допущенных нарушений.

Акт проверки, как и справка, подписывается проверяющим и специалистами, участвующими в проведении проверки, а также лицами, деятельность которых проверялась. Следует помнить, что в акте (справке) ревизии не должно быть помарок, подчисток и неоговоренных исправлений .

Ознакомившись с содержанием акта проверки, выводами и предложениями налогового органа руководитель проверяемого предприятия поручает соответствующим должностным лицам подготовить решение по результатам проверки, которое оформляется приказом . В приказе выделяется два раздела:

  •  констатирующий, где излагаются допущенные недостатки в работе;
  •  приказной,   где   перечисляются   конкретные   мероприятия   по выправлению недочетов в работе.

Определенную сложность на практике вызывает вопрос, касающийся времени на ознакомление с материалами проверки, так как в нормативно-правовых документах, регламентирующих порядок проведения ревизий в Республике Беларусь, это не оговорено. В целях, чтобы должностные лица проверяемого субъекта хозяйствования не затягивали ход проверки, было бы логично в соответствующих нормативно-правовых документах это урегулировать.

При наличии возражений по акту (справке) проверки, подписывающие его должностные лица проверяемого субъекта, делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший ревизию.

Проверяющий (руководитель проверяющей группы) вправе потребовать представить также письменные объяснения по выявленным нарушениям у должностных лиц проверяемого субъекта, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом хозяйственной деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения в Республике Беларусь. Данные объяснения и возражения должны прилагаться к акту ревизии.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется проводившим ревизию работником (руководителем ревизионной группы). По ним составляется письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемого субъекта хозяйствования. Акт документальной проверки с приложениями, объяснениями, возражениями должностных лиц и заключениями по ним, а при необходимости и подлинными документами, в срок до 10 календарных дней после ее завершения, передается сопроводительным письмом для рассмотрения органу, назначившему ревизию.

Организация контроля за выполнением решения, принятого по результатам проверки, является завершающим этапом работы ревизионной группы. За выполнением данного решения устанавливается систематический контроль, который осуществляется назначенными приказом работниками в установленные сроки. 

В ИМНС Республики Беларусь плательщики делятся на три большие группы ;

- юридические лица в которую входят бюджетные организации.

Данная группа плательщиков делится на организации государственного сектора и не государственного. Соотношение количества плательщиков данных секторов соответственно 1 к 10. Бюджетные организации относятся к организациям государственного сектора и отражаются по строке  «Учреждения»

Согласно данным Министерства по налогам и сборам налоговые поступления в бюджет Беларуси за январь-сентябрь текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 18,8% до Br98,7 трлн.

В бюджет республики за январь-сентябрь поступило Br138 трлн. 783,2 млрд., в том числе в республиканский бюджет - Br77 трлн. 177,5 млрд. Поступления консолидированного бюджета превышают уровень соответствующего периода прошлого года на 7,8%, республиканского бюджета - на 0,8%.

За счет поступлений, контролируемых налоговыми органами, сформировано 71,1% доходов консолидированного бюджета (за 9 месяцев 2012 года - 64,6%), в том числе 48,1% доходов республиканского бюджета (за 9 месяцев 2012 года - 40,5%). В бюджет поступило Br98 трлн. 727,1 млрд., в том числе в республиканский бюджет - Br37 трлн. 121,4 млрд., в местные бюджеты - Br61 трлн. 605,7 млрд. Прирост поступлений в консолидированный бюджет по платежам, контролируемым налоговыми органами, по отношению к соответствующему периоду 2012 года составил 18,8%, в том числе в республиканский бюджет - 19,8%, местные бюджеты - 18,2%.

Что касается доходных источников, то налога на добавленную стоимость в бюджет поступило Br21 трлн. 791,1 млрд., темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 127%, удельный вес в структуре доходов бюджета - 22,1%.

Подоходный налог принес бюджету Br19 трлн. 476,4 млрд. (темп роста - 126,8%, удельный вес - 19,7%), акцизы - Br11 трлн. 916,4 млрд. (темп роста - 134,9%, удельный вес - 12,1%), налог на недвижимость - Br3 трлн. 830,3 млрд. (темп роста - 133,3%, удельный вес - 3,9%), налог при упрощенной системе налогообложения - Br2 трлн. 63,8 млрд. (темп роста - 119,8%, удельный вес - 2,1%).

Земельного налога поступило Br1 трлн. 823,1 млрд., темп роста к соответствующему периоду прошлого года сложился на уровне 114,1%, удельный вес в структуре доходов бюджета составил 1,8%. Поступления экологического налога в бюджет составили Br628,9 млрд. (темп роста - 119,9%, удельный вес - 0,6%).

В общей сумме поступлений наибольший удельный вес занимают платежи организаций - 95,7%, или Br94 трлн. 484,7 млрд. Прирост платежей от данной категории плательщиков в сопоставимых ценах составил 18,3%.

Доля платежей организаций государственного сектора экономики сложилась на уровне 47,5% (Br46 трлн. 915,4 млрд.). Прирост налоговых поступлений к соответствующему периоду прошлого года составил 14,7%.

Удельный вес платежей организаций негосударственного сектора экономики в формировании доходов бюджета составил 48,2% и превысил уровень соответствующего периода 2012 года на 1,3 процентного пункта. В бюджет от данной категории плательщиков поступило Br47 трлн. 569,3 млрд., прирост платежей к уровню 2012 года составил 22,1%.

Наибольший объем поступлений в бюджет от организаций негосударственного сектора обеспечивают коммерческие структуры различных организационно-правовых форм - 25,1% (Br24 трлн. 781,3 млрд.), что выше данного показателя за соответствующий период прошлого года на 0,8 процентного пункта. Прирост поступлений от данной категории плательщиков в сопоставимых ценах обеспечен и в целом по республике составил 22,6%.

Участие организаций с иностранными инвестициями в формировании доходов бюджета по отношению к 1 октября 2012 года увеличилось на 1 процентный пункт и составило 19,1%, или Br18 трлн. 825,4 млрд., прирост платежей в сопоставимых ценах - 25,3%. Платежи от организаций финансового сектора экономики (банков и страховых организаций) в сопоставимых ценах увеличились на 7,2%. Платежи иностранных организаций в доходах бюджета составили 0,5% (Br445,9 млрд.).

Поступления от индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в сопоставимых ценах к уровню 1 октября 2012 года увеличились на 29,5%, в бюджет поступило Br4 трлн. 242,4 млрд. Доля участия в формировании доходов бюджета данной категории плательщиков составила 4,3% и превысила уровень прошлого года на 0,4 процентного пункта.

Основная часть поступлений - Br94 трлн. 48,8 млрд., или 95,3% - сформирована за счет платежей, уплаченных плательщиками в добровольном порядке. За счет мер принудительного взыскания, проведения контрольных мероприятий, взаимозачетов налоговых обязательств плательщиков и финансовых обязательств государственных органов управления в бюджет поступило Br4 трлн. 678,3 млрд., что составляет 4,7% доходов бюджета.

Незначительное количество плановых выездных проверок бюджетных организаций со стороны налоговых органов объясняется большим значением для них ведомственного контроля. Сфера ведомственного контроля не ограничивается вопросами финансово- хозяйственной деятельности , а затрагивает любые вопросы соблюдения требований законодательства , в том числе и налогового.

Таким образом, обобщая все вышесказанное , можно сделать вывод, что при проведении таких форм контроля как учет плательщиков , камеральные и выездные проверки в отношении бюджетных организаций нужно руководствоваться общими положениями осуществления контрольной деятельности в Республики Беларусь.

Очень большое значение придается проведению ведомственного контроля бюджетных организаций. В ходе такого контроля так же могут затрагиваться вопросы налогообложения и исполнения налогового обязательства.

Налоговая дисциплина у бюджетных организаций на достаточно высоком уровне. Это выражается в незначительном количестве нарушений налогового законодательства в незначительных суммах. Это связанно с подбором квалифицированных должностных лиц данных организаций  и знанием налогового законодательства , а также своевременного и полного доведения до них произошедших изменений.

Налоговые органы при учете налогоплательщиков выделяют бюджетные организации, а при составлении аналитической отчетности по проведенным проверкам этого не происходит- выделяется строка «Организации» , которые включают различные организационно - правовые  формы функционирования.

 

3 Совершенствование налогового контроля бюджетных организаций

Налоговый контроль бюджетных организаций это часть общего налогового контроля с применением некоторых особенностей , то есть положение по совершенствовании налогового контроля в целом справедливой и для того узкого направления как налоговый контроль бюджетных организаций.

Один из путей совершенствования налогового контроля- совершенствования налогового законодательства. В настоящее время уже установлена часть разночтений неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров,

Работа в данном направлении налоговыми органами ведется, об этом свидетельствует вступление в силу с 1.01.2011 года в новой редакции Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Также одним из важнейших направлений налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм. Хотя и вступление в силу приказа  № 510 привело к кое , каким либеральным подвижкам, но осталось много моментов, когда проведения контрольной деятельности фактически можно проводить в любой момент и при любых обстоятельствах, сто негативно сказывается на деятельности проверяемого субъекта.

Совершенствование методологии проведения проверок также не должно прекращаться. Должна внедряться аналитическая составляющая в работу инспекции особенно в части предварительного контроля,

Основной эффект в настоящее время имеет последующая форма контроля. Однако не следует забывать о том, что эффективная система налогового контроля в целом не мыслима без надлежащей организации предварительного контроля.

Перспективным критерием выбора субъекта хозяйствования для проверки является результаты тестирования бухгалтеров предприятий с целью выявления «слабых звеньев».

Говоря о роли предварительного контроля, следует отметить что такая форма контроля должна обеспечить в первую очередь не поступление в бюджет санкций и штрафов за выявляемые нарушения , а именно предупреждения налоговых нарушений, поэтому в настоящее время специалисты отдела предварительного контроля работают в тесном контакте с главными бухгалтерами плательщиков и такое взаимодействия носит характер сотрудничества.

В этой связи , для получения информированности налогоплательщиков нужно увеличить количество источников информации о нюансов налоговой системы. так можно размещать комментарии уполномоченных лиц в сети Интернет, увеличить количество печатных изданий по данной тематики.

Для ускорения упрощения налогообложения должна внедряться система электронного декларирования, применение которой в последующем должно быть закреплено законодательно.

Особенное значение бюджетных организаций для развития страны и повышения уровня жизни населения неоднократно подчеркивалось в данной работе, поэтому целесообразно будет задуматься об отмене налогообложения данной категории плательщиков, или введения особого вида налога для бюджетных организаций.

Так в новой редакции налогового кодекса, который вступил в силу 01.01.2011 года уже предусмотрено освобождение от налогов , сборов ( пошлин) государственных органов и государственных организаций, определенных законом Республики Беларусь в Республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Следует заметить, повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его осложнение. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.

При большом количестве контролирующих и контролируемых субъектов неизбежны случаи параллелизма и дублирования в контрольной деятельности, что обусловливает необходимость планирования и правильной организации проверок, а также их координации органами государственного управления, осуществляющими ведомственный и вневедомственный контроль, и органами Комитета государственного контроля.

Координация контрольной деятельности позволяет решать важные задачи, в частности:

  •  отбирать наиболее актуальные темы и вопросы для проверок
  •  объединять усилия различных контрольных органов для совместной работы, тем самым создавая условия для проведения всесторонних проверок;
  •  вырабатывать обоснованные и конкретные предложения и рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности контролируемых субъектов;
  •  реализовывать материалы проверок;
  •  сокращать количество проверок при одновременном повышении их качества.

Вопросы координации стали особенно актуальными в современных условиях, когда на законодательном уроните определено, что в осуществлении функций ведомственного контроля принимают участие все подразделения и службы органов государственного управления с учетом специфики возложенных на них задач. Ведомственная контрольная служба координирует деятельность принимающих участие в осуществлении ведомственного контроля структурных подразделений контролирующих органов.

На современном этапе социально-экономического развития бюджетная политика направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. При этом создание эффективной системы управления государственными финансами предусматривает следующие меры:

  •  совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса на основе разработки и принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь;
  •  расширение охвата системой государственного казначейства финансовых операций государственного сектора;
  •  оптимизацию состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций; исключение дублирования этих функций и обеспечение эффективного использования бюджетных средств;
  •  реализацию принципа общего (совокупного) покрытия расходов, означающего достаточность общей суммы доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита для покрытия всех расходов бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным элементом совершенствования бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств посредством постепенного перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования. Они позволяют установить прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов государственными органами и бюджетными организациями, а также перейти к среднесрочному бюджетному планированию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении курсовой работы сформулируем основные итоговые выводы и предложения, основная суть которых состоит в следующем:

Налоговый контроль является необходимым условием и важнейшим методом налогового администрирования. Главная его цель - препятствовать уходу от налогов, обеспечивать своевременное поступление налоговых доходов в полном объеме.

Сущность налогового контроля можно рассматривать двояко:

- как функцию или элемент государственного управления финансами и экономикой;

- как особую деятельность по исполнению законодательства по налогам и сборам.

Объектом государственного налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений как императивных денежных отношений, в процессе которых образуются денежные фонды государства. Предметом налогового контроля в каждом конкретном случае могут выступать различные аспекты и проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и др.

Анализ поступления налогов, тенденций развития налоговой базы и прогнозирования объемов поступлений платежей в бюджет на определенный период является важной задачей экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления. Налоговые органы используют результаты анализа для выработки рекомендации по целенаправленному отбору предприятий для проведения документальных проверок, оценки полноты уплаты плательщиками налогов и принятия к снижению допущенной ими недоимки по платежам в бюджет.

Отраслевой налоговый контроль имеет важное значение, так как выявление особенностей при проведении налогового контроля плательщика определенной сферы либо отрасли может повысить его эффективность. Так среди плательщиков выделяют в силу их значения отдельную группу – бюджетные организации, основные особенности которых вытекают из их определения;

- создается государственными органами власти различного уровня;

- преследует решения управленческих , социально- культурных , научно-технических или иных задач некоммерческого характера ;

- финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Такие особенности дают право на льготы при уплате налогов. Так или иначе есть определенные оговорки при исчислении и уплате бюджетными организациями следующих налогов:

-налога на прибыль;

- налога на добавленную стоимость;

- налога на недвижимость;

- налога на землю.

Значимым элементом налогового контроля являются его формы такие как учет плательщиков  и налоговые проверки. При проведении таких форм контроля в отношении бюджетных организаций нужно руководствоваться общими положениями осуществления контрольной деятельности в Республики Беларусь.

Очень большое значение придается проведению ведомственного контроля бюджетных организаций. В ходе такого контроля так же могут затрагиваться вопросы налогообложения и исполнения налогового обязательства.

Налоговая дисциплина у бюджетных организаций на достаточно высоком уровне. Это выражается в незначительном количестве нарушений налогового законодательства в незначительных суммах.

Следует учитывать особое значение бюджетных организаций для развития страны и повышения уровня жизни населения неоднократно подчеркивалось в данной работе, поэтому целесообразно будет задуматься об отмене налогообложения данной категории плательщиков, или введения особого вида налога для бюджетных организаций.

В результате написания курсовой работы было определено, что основными направлениями дальнейшей реформы бюджетно-налоговой политики должны стать:

- совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса на основе разработки и принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь;

- расширение охвата системой государственного казначейства финансовых операций государственного сектора;

- оптимизацию состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций; исключение дублирования этих функций и обеспечение эффективного использования бюджетных средств;

- реализацию принципа общего (совокупного) покрытия расходов, означающего достаточность общей суммы доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита для покрытия всех расходов бюджета.

Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011.
  2.  Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011.
  3.  Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011.
  4.  О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 // Ведомости Верховного Совета РБ. - №34. - с.22-38. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011.
  5.  Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 08 ноября 1994г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011.
  6.  О порядке распоряжения государственным имуществом. Указ Президента Республики Беларусь от 14.09.2006 №575, с изм. и доп. в ред от 19.07.2010 N 367. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011. 
  7.  Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Утверждена Постановлением Минфина Республики Беларусь 14.02.2008 №19 с дополнениями. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011
  8.  Инструкция по инвентаризации активов и обязательств. Утверждена Постановлением Минфина Республики Беларусь 30.11.2007 №18 с дополнениями. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011.
  9.  Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета. Утверждена Постановлением Минфина Республики Беларусь 30.05.2003 №89 с дополнениями. / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2011.

  1.  Александров И.М. «Налогообложение системы России и зарубежных стран», Москва 2008 г.
  2.  Алиев Б.Х. « Налоги и налогообложение »  Москва 2010г.
  3.  Горленко И.И. Формы проведения налогового контроля/Налоговый вестник.- 2010г.№3. с. 155-159.
  4.  Гусева Т.А. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов.//Право и экономика.-2009г.№10. с.34-40. 
  5.  Как правильно подготовиться к налоговой проверке: Производственно-практическое издание./ Под общ. Ред. В.И. Мокарьевой, - М.: « Налоговый вестник», 2010.- 352с.
  6.  Методика налоговых проверок.- М.: ПРИОР, 2008 -288 с. 
  7.  Организации и методы налоговых проверок: Учебное пособие/ Под. ред. д.э.н. ,проф. А.Н. Романова.-М.: Вузовский учебник ,2009г.
  8.  Пансков В.Г. Налоги и налогообложение :Учебник для вузов,- 5-е изд. Доп. И перераб.-М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010-544с. 
  9.  Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. -М.: Юрайт-издат, 2009-635с.
  10.  Ройбу А.В.Налоговые проверки .- М.: Издательство «Экзамен». 2006,- 352с.
  11.  Пупко Г.М. Ревизия и аудит: учебное пособие, - Мн: БГЭУ, 2009. – 303с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79116. Баптистское движение 15.32 KB
  Основные положения вероучения были разработаны бывшим католическим священником Ульрихом Цвингли. В сотериологии Цвингли придерживался учения о спасении через веру в заместительную жертву Христа. Разногласие Цвингли и Лютера Цвингли первым из всех протестантов выступил против благодатных таинств. Цвингли первый богословски обосновал что Евхаристия это знак символ что субстанционально Христос в Евхаристии не присутствует.
79117. Вероучение анабаптистов 14.49 KB
  Они считали что получали личные откровения от Самого Бога и в свете их необходимо толковать Писание. Или только Писание или же что Писание следует толковать в свете внутренних озарений. Во всяком случае каждый человек мог толковать Писание. Писание ставилось в зависимость от внутреннего состояния человека.
79121. Возникновение и распространение адвентизма седьмого дня в мире и в России 17.48 KB
  Название адвентизм происходит от лат. Движение адвентизма зародилось в 30е годы 19 в.движение крое получило название адвентистов.