5146
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Реферат
Мировая экономика и международное право
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Государство, выражая интересы всего общества, устанавливает правила ведения внешнеэкономической деятельности и воздействует на участников данной деятельности различными способами. Госуда...
Русский
2012-12-03
47.09 KB
9 чел.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Государство, выражая интересы всего общества, устанавливает правила ведения внешнеэкономической деятельности и воздействует на участников данной деятельности различными способами.
Государственное воздействие осуществляется для реализации следующих задач:
1. Обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды. Государство устанавливает специальные правила ввоза определенной продукции. Например, установлены стандарты и критерии безопасности и (или) безвредности для человека такой продукции, как: опасных отходов, химического и других видов оружия массового уничтожения, сильнодействующих наркотических средств и др. Нормативными актами предусмотрено обязательное наличие сертификатов качества, ветеринарных, санитарных свидетельств. Так, в соответствии со ст. 6 - 9 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. (в ред. от 10 февраля 1999 г.) в ведении Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности находятся вопросы:
сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;
2. Обеспечение государственных нужд. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. (в ред. от 6 мая 1999 г.) установлено, что «...поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:
Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.
Потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами и положениями.
Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.
Федеральные целевые программы, в которые включены межрегиональные и региональные целевые программы, финансируются за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет привлечения внебюджетных источников. Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным законом.
В целях выполнения этих задач предусмотрены меры по их реализации. Например, предусмотрена выдача квот по поставкам товаров на экспорт и импорт. Возможно также предоставление некоторых льгот хозяйствующим субъектам, участвующим в таких поставках.
3. Обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития. Для реализации этой задачи Российская Федерация проводит единую внешнеторговую политику:
• осуществляет таможенный и валютный контроль;
• предусматривает различные меры по защите отечественной экономики от неблагоприятного воздействия.
Применение специальных мер защиты предусмотрено ст. 4 - 6 Федерального закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г.
Так, возросшее количество импорта какого-либо товара в Российскую Федерацию причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики. Поэтому Правительство РФ может применить специальные защитные меры в отношении такого товара посредством введения импортных квот или специальных пошлин.
Специальные защитные меры в отношении какого-либо товара применяются на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара.
Годовой объем импортной квоты в качестве специальной защитной меры не должен быть меньше среднегодового объема импорта данного товара в предшествующий период.
Правительство РФ может установить импортные квоты для отдельных государств. Оно устанавливает долю импортной квоты для того или иного иностранного государства после проведения консультаций с указанным государством с учетом его интересов в поставках такого товара. Срок действия специальных защитных мер не должен превышать срока, необходимого для устранения существенного ущерба отрасли российской экономики или предотвращения угрозы его причинения и адаптации отрасли российской экономики к условиям конкуренции. Указанный срок не может составлять более четырех лет.
Срок действия специальных защитных мер может быть продлен Правительством РФ. Общий срок действия специальных защитных мер не должен превышать восьми лет.
4. Обеспечение нужд отдельных отраслей экономики. Государство может, во-первых, через свои уполномоченные органы заключать договоры поставки импортной продукции для государственных нужд. Такие договоры заключаются в случаях необходимости создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации, для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны и в целях обеспечения предприятий сырьем.
Во-вторых, государство может в целях обеспечения предприятий сырьем и оборудованием устанавливать льготный режим импорта для такой продукции либо ограничивать экспорт продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.
5. Обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Для этого государство принимает меры принятия Федеральной программы развития экспорта, предусматривающей оказание финансового воздействия на экспортеров;
Государством также предусмотрены меры, направленные на защиту отечественных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
принимаются меры, направленные на недопущение применения антидемпинговых мер в отношении российского экспорта. Такие меры предусмотрены ст. 7 Федерального закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», а также постановлением Правительства РФ от 2 января 1993 г. «О мерах по урегулированию торговых споров, возникающих в связи с экспортом российских товаров», где установлено, что организации, чья недобросовестная внешнеэкономическая деятельность привела или может привести к введению другими государствами антидемпинговых мер в отношении российских товаров, лишаются экспортных лицензии;
• для обеспечения российских хозяйствующих субъектов надлежащей информацией Федеральной программой развития экспорта, одобренной постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г., предусмотрено создание системы внешнеторговой информации и формирование с этой целью сети информационно-консультационных служб, которые должны обеспечивать оперативное предоставление информации.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государственная внешнеторговая политика РФ осуществляется посредством:
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Общепринятая классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности делится на тарифные и нетарифные.
Тарифное регулирование деятельности осуществляется путем установления таможенных пошлин и относится к экономическому методу регулирования. Таможенные пошлины являются источником поступления средств в государственный бюджет, а также применяются в качестве защитных мер. Импортные и экспортные таможенные пошлины устанавливаются «...для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации» (Федеральный закон «О внешнеторговой деятельности», ст.14).
Таможенный тариф - это перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении их через таможенную границу.
В Российской Федерации существуют следующие виды ставок таможенных пошлин (Закон РФ от 21 марта 1993 г. «О таможенном тарифе», ст.4);
Режимом тарифного регулирования импорта предусмотрены дифференцированные ставки таможенных пошлин на ввозимые товары.
Постановлением Правительства РФ №454 от 6 мая 1995 г. «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» определяется, что:
• в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемы преференций Российской Федерации, ввозные таможенные пошлины не применяются.
Перечень стран - пользователей схемы преференций Российской Федерации и список товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется, утверждаются специальным постановлением Правительства РФ.
Ставки ввозных таможенных пошлин применяются к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, независимо от сроков заключения контрактов.
Предоставление таможенных льгот при осуществлении торговой политики РФ предусмотрено ст. 37 Закона РФ «О таможенном тарифе».
Нетарифное регулирование представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность в сфере внешней торговли, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее как экономические, так и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные - ограничительные.
К нетарифным методам регулирования относятся:
Рассмотрим некоторые нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. К ним в первую очередь следует отнести: квотирование, лицензирование, налоговое и валютное регулирование.
Квотирование - это количественное ограничение экспорта-импорта какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок.
Регулирование экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено законодательством России, В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» количественные ограничения могут устанавливаться Правительством РФ в исключительных случаях в целях:
В ст. 19 этого закона предусмотрена также возможность ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов. Такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами и вступать в силу не ранее 30 дней с момента их опубликования.
Российское законодательство имеет единую систему квотирования и лицензирования, которая распространяется на все хозяйствующие субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами.
Постановлением Правительства РФ «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» от 31 октября 1996 г. (с изменениями от 28 января 1997 г., 2 февраля, 14 марта, 29 декабря 1998 г.) утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.
Лицензирование - это выдача компетентным государственным органом разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров). Целью лицензирования является обеспечение национальной безопасности, защита окружающей среды, в также выполнение международных обязательств по ограничению экспорта. Лицензии могут выдаваться в пределах установленных квот, а также и при отсутствии квотирования.
Особенностями лицензирования, применяемого при регулировании внешнеэкономической деятельности, является то, что лицензируется оборот товара, а не вид деятельности. Лицензии могут выдаваться Министерством торговли РФ на основании решения Правительства РФ (генеральные лицензии) и Министерством торговли РФ (разовые лицензии),
Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем взимания налога на добавленную стоимость и акцизного сбора. Налоговое регулирование относится к экономическим методам государственного регулирования.
Взимание налога на добавленную стоимость (НДС) установлено Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. и другими нормативными актами. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары облагаются таким налогом. Законом установлены ставки НДС, которые зависят от таможенной стоимости товара, величины таможенной пошлины и размера акциза.
Существует ряд ввозимых товаров, которые освобождены от НДС. Так, освобождаются от уплаты НДС:
а) товары, ввозимые в качестве вклада в уставный фонд
предприятия с иностранными инвестициями. Данная льгота
действует в течение года со дня регистрации предприятия. Она
распространяется на товары, относящиеся к основным производственным фондам, и действует в отношении товаров, не относящихся к подакцизным;
б) ввозимые в Россию товары, происходящие с территории
государств - участников СНГ. Освобождение от НДС ввозимых
товаров предусмотрено договорами Российской Федерации с государствами СНГ.
Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции). Федеральным законом «Об акцизах» от б декабря 1991 г, установлены ставки акцизного сбора, определены порядок их исчисления и круг плательщиков. В ст. 1 Федерального закона «Об акцизах» также установлен перечень - подакцизных товаров. К ним относятся следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья; спиртосодержащая продукция; алкогольная продукция; пиво; табачные изделия; ювелирные изделия; нефть; бензин автомобильный; легковые автомобили; а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации,
Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности. Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс и на валютные операции.
Валютное регулирование осуществляется государством для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возврата в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.
Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. Ст. 7 этого закона определяет субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность. К таким субъектам относятся физические и юридические лица с местожительством и (или) местонахождением в РФ, а также находящиеся за пределами Российской, Федерации филиалы и представительства вышеназванных резидентов, осуществляющие различные валютные операции, которые определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов.
Операции с иностранной валютой также регламентированы законодательством РФ. Их особенностями являются:
Законодательством установлено также валютное регулирование операций с национальной валютой. Например, вывоз и пересылка национальной валюты из России, а также ее ввоз в пределы Российской Федерации осуществляются в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ совместно с Министерством финансов и Государственным таможенным комитетом. Несоблюдение этого порядка влечет недействительность сделок в отношении российской валюты (пп. 3,4 ст. 2 Закона « О валютном регулировании»).
Валютное регулирование предполагает необходимость функционирования системы валютного контроля. Созданная система состоит из органов валютного контроля и их агентов, к которым относятся Центральный Банк РФ и Правительство РФ, а агентами валютного контроля могут выступать, например, уполномоченные банки.
Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю создан специальный орган - Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
Защитные меры, применяемые при регулировании внешнеэкономической деятельности, Правовой основой применения защитных мер являются законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О таможенном тарифе».
В этих законодательных актах предусмотрено принятие мер по защите экономических интересов следующими методами:
Разрешительный порядок представляет собой установление государством требований получения лицензии на экспорт (импорт) какого-либо товара. Например, экспорт и импорт продукции, работ, и услуг военного назначения осуществляются только на основании лицензии.
Установление особых таможенных пошлин - это применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин при импорте товаров. Эти виды пошлин представляют собой пошлины, взимаемые сверх базовой ставки таможенной пошлины.
В соответствии с законом специальные пошлины применяются:
Применение специальной пошлины в качестве ответной меры также направлено на защиту экономических интересов, ибо установление этой пошлины может побудить другое государство прекратить дискриминацию российских экспортеров.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в Российскую Федерацию товаров по цене более низкой, чем их номинальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, и при условии, что такой импорт товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб российским производителям аналогичных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в России.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в Российскую Федерацию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации,
Под субсидией понимается оказание государством финансовой помощи. Эта помощь может выражаться в виде прямого предоставления денежных средств или предоставления кредитов, освобождения от уплаты различных платежей и др.
Введение защитных мер обусловлено соблюдением установленных процедур, предшествующих применению таких мер,
В соответствии с действующим порядком вначале необходимо провести расследование обстоятельств, вызывающих необходимость введения защитных мер. О проведении расследования необходимо проинформировать заинтересованные страны. Затем на основании доклада Министерства торговли РФ (на него возложены функции координации я регулирования внешнеторговой деятельности), представленного по результатам проведенного расследования, Правительством РФ принимается решение о введении защитных мер.
К защитным мерам относится также установление количественных ограничений, т.е. квотирование. Вопрос о квотировании рассматривался выше. Однако следует отметить, что если квотирование применяется в качестве защитной меры, то оно устанавливается в том же порядке, что и другие защитные меры.
Экспортный и импортный контроль. Осуществление экспортного контроля предусмотрено Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. №183. Для обеспечения национальной безопасности, политических, военных и экономических интересов в Российской Федерации осуществляется единая политика экспортного контроля.
Экспортный контроль устанавливается также с целью выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.
Экспортный контроль - это комплекс мер, обеспечивающих реализацию федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, касающихся порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле»),
В соответствии с законодательством можно выделить три группы товаров, подпадающих под экспортный контроль:
Механизм экспортного контроля предусматривает:
В национальных интересах возможно установление различных мер, запретов и ограничений экспорта и импорта товара.
Для защиты российского рынка установлен контроль за качеством товаров. Законодателем установлены стандарты и требования, которым должны соответствовать ввозимые на территорию Российской Федерации товары, а также правила контроля за импортными товарами, являющиеся едиными и обязательными на всей территории России.
Товары, имеющие таможенное оформление, подлежат обязательной сертификации.
Для усиления импортного контроля продажа товаров на территории Российской Федерации запрещается без информации о них на русском языке.
Обязанностью продавца является поставить товар покупателю в установленный срок и в установленное место, обеспечив при этом надлежащее качество товара, его упаковку, маркировку и т.п., а основной обязанностью покупателя - принять товар и оплатить его стоимость на условиях контракта.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
85583. | Разработка технологического процесса восстановления гильзы цилиндра двигателя СМД-14 | 268.47 KB | |
Обеспечение потребностей предприятий по эксплуатации и ремонту техники в запасных частях осуществляется за счет изготовления и восстановления деталей. В этих условиях большое внимание должно уделяться экономному использованию материальных средств, развитию работ по восстановлению деталей. | |||
85584. | Пути совершенствования отдельных направлений кадровой политики в ООО «Хлопок-Екатеринбург» | 853.5 KB | |
Сегодня эффективное управление персоналом организации играет решающую роль в обеспечении конкурентоспособности фирм, ибо современный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. | |||
85585. | Ремонт электрического двигателя дробилки | 852 KB | |
Метод постепенного наращивания заключается в последовательной установке на ранее смонтированные следующих сборочных единиц машины. Методом постепенного наращивания обычно монтируют машины развитые в вертикальном направлении например элеваторы. Крупноблочный метод сводится к параллельному монтажу укрупнённых блоков с последующим монтажом машины из этих блоков. | |||
85589. | Разработка технологического процесса обработки детали «ШТОК» | 1.94 MB | |
Технический уровень любого производства в каждой отрасли определяется уровнем технологии. При этом важно понять, как эффективно изготавливать машины заданного качества в установленном количестве при наименьших затратах. Для проектирования оптимальных технологических процессов необходимы знания о технологических процессах, способах и методах обработки наиболее эффективно используемых в производственном процессе. | |||
85590. | Система управления персоналом Федеральной таможенной службы Российской Федерации | 1.77 MB | |
Чтобы объединить в себе все эти элементы, сотруднику необходима помощь из внешних источников. В современном мире главным ресурсом помощи сотруднику становится организация, в которой он работает. Такое положение вещей можно легко объяснить тем, что современные организации рассматривают своих сотрудников... | |||
85591. | Нормирование управленческого труда, учет и анализ рабочего времени менеджера | 558 KB | |
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование целесообразности использования научной организации труда на предприятии в текущих условиях хозяйствования. Задачи, которые решены в работе: определение сущности, содержания, принципов и направлений научной организации труда на предприятии... | |||