51543

Планирование на предприятии. Е.О. Ушакова

Книга

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В методических указаниях изложены основные практические вопросы, входящие в стандартный курс дисциплины «Планирование на предприятии». В данном издании приведена программа курса, практические задания, темы курсовых работ, методические указания по выполнению курсовой работы, темы семинарских занятий, контрольные вопросы, тестовые задания для проверки знаний студентов и список рекомендуемой литературы.

Русский

2014-04-08

574.5 KB

8 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Сибирская Государственная Геодезическая Академия»

Е.О. Ушакова

Планирование на предприятии

Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве методических указаний для студентов направлений  080502 «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)»,  и бакалавров по направлению 080500 «Экономика» профиля «Экономика на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»

Новосибирск

СГГА

2011

УДК 338.24 (075)

У 93

Рецензенты:

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Сибирской государственной геодезической академии С.А. Вдовин

Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета М.Е. Цой

Е.О. Ушакова

Планирование на предприятии:  методич. указания /  Е.О. Ушакова. - Новосибирск, СГГА, 2011. –  61 с.

Данное издание предназначено для студентов всех форм обучения направлений  080502 «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)» и)»,  и бакалавров по направлению 080500 «Экономика» профиля «Экономика на предприятии туризма и гостиничного хозяйства».

В методических указаниях изложены основные практические вопросы, входящие в стандартный курс дисциплины «Планирование на предприятии».  В данном издании приведена программа курса, практические задания, темы курсовых работ, методические указания по выполнению курсовой работы, темы семинарских занятий, контрольные вопросы, тестовые задания для проверки знаний студентов и список рекомендуемой литературы.

Печатается по решению редакционно-издательского совета СГГА

УДК 338.24 (075)

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………….4

Программа курса…………………………………………………………………5

Практическое задание № 1……………………………………………………....8 Практическое задание № 2……………………………………………………..10

Практическое задание № 3……………………………………………………...11

Практическое задание № 4. Деловая игра……………………………………..18

Практическое задание № 5. Деловая  игра…………………………………….23

Практическое задание № 6……………………………………………………..25

Практическое задание № 7……………………………………………………...27

Темы курсовых работ……………………………………………………………28

Методические указания по написанию курсовой работы…………………….30

Методика разработки бизнес-плана предприятия сферы услуг……………...34

Темы семинарских занятий…………………………………………………......52

Контрольные вопросы…………………………………………………………..53

Тестовые задания……………………………………………………………….55

Список рекомендуемой литературы…………………………………………...60

ВВЕДЕНИЕ

Для успешного управления в сфере услуг важно осуществлять эффективное планирование  всех видов деятельности предприятия в соответствии с запросами рынка. Целью методических указаний является оказание помощи студентам специальности «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)» и бакалаврам по направлению 080500 «Экономика» профиля «Экономика на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» в изучении данного курса «Планирование на предприятии», так как учебно-методическая литература по дисциплине практически отсутствует.

Целью преподавания курса «Планирование на предприятии» является:

  •  изучение основных понятий дисциплины, назначения,  содержания и функций планирования, его места в управлении предприятием индустрии туризма;
  •  выявление специфических особенностей плановой работы на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства;
  •  изучение методологической основы планирования;
  •  изучение методов и приёмов выполнения основных расчетов по технико-экономическому планированию, основ финансового планирования;
  •  ознакомление с основами бизнес-планирования инвестиционных проектов;
  •  ознакомление с программными продуктами, применяемыми в планировании;
  •  изучение организации планирования на предприятиях сферы услуг.

ПРОГРАММА КУРСА

Введение. Задачи и содержание курса. Связь курса с другими дисциплинами специальности. Современное состояние планирования на предприятиях отрасли. Актуальность и необходимость планирования. Особенности изучения курса

Тема 1. Основные понятия и содержание планирования деятельности предприятия. Сущность и функции планирования. Содержание планирования деятельности предприятия. Границы планирования. Неопределенность рыночной среды. Издержки планирования. Масштабы деятельности организации. Структура планов предприятия. Виды плановой работы на предприятии.

Тема 2. Методологическая основа планирования. Принципы планирования. Классические: необходимость, единство, непрерывность, участия, гибкость, точность. Общеэкономические: системность, целенаправленность, оптимальность, научность, эффективность, приоритетность, сбалансированность, адресность.

Методы планирования и их сущность. Научные, экспериментальные, нормативные, балансовые,  системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, имитационные, инженерно-экономические, проектно-вариантные, сетевые.

Нормативная база планирования. Понятие о нормативной базе планирования. Классификация  и характеристика нормативов и норм. Трудовые нормативы, их виды и назначение. Материальные нормативы, их виды и применение.

Методы разработки плановых нормативов и норм. Механизм взаимодействия нормативов и плановых показателей.

Экономическая оценка планов. Показатели экономической эффективности. Выбор критерия эффективности. Расчет показателей эффективности планов-проектов.  Технология планирования. Система планирования. Общее, стратегическое, тактическое (текущее), оперативное планирование. Взаимосвязь и назначение планов.

Тема 3. Стратегическое планирование развития предприятия. Общие понятия стратегического планирования. Определение основных направлений развития предприятия. Анализ внешней и внутренней среды. Стратегический анализ и разработка вариантов стратегий. Формирование стратегии. Планирование потенциала предприятия (научно-технического и социального развития).  Организация стратегического планирования.

Тема 4. Текущее технико-экономическое планирование. Общая характеристика. Нормативная база. Планирование маркетинга и рекламных мероприятий.

Тема 5. Планирование производства и сбыта продукции и услуг. План производства (оказания услуг). Его содержание, измерители и показатели. Планирование производственных программ предприятия  и его подразделений.

Обоснование производственной программы производственной мощностью. Планирование реализации продукции.

Тема 6. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия. Задачи и содержание планов. Определение потребности в сырье и материалах, топливе и энергии. Планирование запасов материальных ресурсов. Составление плана материально-технического обеспечения. Планирование труда и заработной платы. Планирование производительности труда. Планирование потребности в рабочей силе. Планирование фонда оплаты труда.

Тема 7. Планирование издержек производства и результатов. Классификация внутрипроизводственных  издержек. Планирование себестоимости продукции. Составление сметы затрат на производство.  Планирование и регулирование рыночных цен. Планирование прибыли. Виды прибыли. Расчет плановой прибыли. Распределение прибыли. Планирование рентабельности производства.

Тема 8. Финансовое планирование. Годовой финансовый план. Составление баланса доходов и расходов. Оперативные финансовые планы.

Тема 9. Основы оперативного планирования. Виды и системы оперативного планирования. Назначение и сущность оперативного планирования. Календарное планирование и диспетчирование.  Разработка оперативных планов производства. Объемный метод. Календарный метод. Объёмно-календарный и объёмно-динамический методы. Особенности планирования в единичном, серийном и массовом производствах. Оперативный учет и контроль  производства.

Тема 10. Бизнес-планирование. Бизнес-план в системе планирования на предприятии. Его цели и задачи и содержание. Структура разделов бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана сферы услуг. Разработка бизнес-плана инвестиционного направления. Реализация  бизнес-плана.

Тема 11. Использование программных продуктов при планировании.   Программа корреляционно-регрессионного анализа (для прогнозирования плановых показателей по выборочной статистике). Программные продукты  разработки бизнес-планов «Comfar 3 Expert»,  «Project Expert», «Альт-Инвест», «Мастерская бизнес-планирования».  

Тема 12. Организация планирования на предприятии. Организация службы планирования на предприятии. Структура, функции, взаимосвязь с подразделениями управления. Анализ и оценка качества планов. Совершенствование системы планирования.

Практическая работа № 1

Тема: «Разработка структуры бизнес-плана деятельности предприятия сферы услуг»

Цели работы:

  1.  Изучить теоретические основы бизнес-планирования в сфере  услуг (туризме, гостиничном хозяйстве, ресторанном бизнесе).
  2.  Рассмотреть существующие методики создания бизнес-планов.
  3.  Научиться разрабатывать структуру бизнес-плана, в полной мере соответствующего его целям.
  4.  Научиться выделять наиболее значимую информацию отдельных разделов бизнес-плана.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Практическое задание выполняется индивидуально в течение двух практических занятий, темы создания бизнес-планов согласовываются с преподавателем. Практическое задание состоит из нескольких этапов, которые позволяют:

- последовательно изучить теоретический материал по бизнес-планированию;

-   приобрести навыки по анализу методик, с вязанных с составлением бизнес-планов;

- подготовить проект структуры бизнес-плана предприятия сферы услуг, необходимого для написания курсовой работы по дисциплине «Планирование на предприятии»;

-  составить резюме бизнес-плана.

Отчет о выполнении практического задания необходимо представить на листах формата А4 в печатной форме, либо написанный от руки. Титульный лист задания оформляется в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. Он содержит четко сформулированную цель создания бизнес-плана. В работе должен быть представлен перечень разделов проектируемого бизнес-плана. Следует внести пояснения к разделам, включаемым в бизнес-план (дается характеристика информации, которая будет содержаться в отдельных разделах бизнес-плана, перечень необходимых документов, таблиц, рисунков, показателей, а также формул для расчетов). Завершает работу текст резюме бизнес-плана (1- 2 стр.).

Содержание отчета:

  1.  Титульный лист.
  2.  Структура бизнес-плана (перечень включаемых разделов).
  3.  Содержание разделов бизнес-плана (только перечень необходимой в документе информации).
  4.  Резюме бизнес-плана.

Практическая работа № 2

Тема: «Анализ показателей выполнения плана по производству и реализации продукции»

Исходная информация:

Показатель

Ед. измерения

Плановое значение за год

Отчетное значение за месяц

Объем производства

шт.

100 000

8 000

Объем реализации

шт.

100 000

8 000

Цена реализации

руб./мес.

6

7

Затраты на материалы

руб.

100 000

(1000 000 кг)

8 100

(9 000 кг)

Затраты на оплату труда

руб.

150 000

( 25 000 ч)

12 600

(1 800 ч)

Переменные накладные затраты производства

руб.

100 000

9 600

Постоянные накладные затраты производства

руб.

75 000

6 500

Задание:

  1.  Проанализировать предложенные показатели плана по выпуску и по сбыту продукции.
  2.  По результатам анализа данных, необходимо выявить отклонения в показателях, рассчитать величину отклонений и  объяснить взаимосвязь отклонений.
  3.  Обобщить полученные результаты.
  4.  Составить отчет с подробным описанием решения и выводами по полученным результатам.

Практическая работа № 3

Тема: «Оценка конкурентоспособности туристского предприятия»

Цели работы:

  1.  Проанализировать конкурентную ситуацию на рынке туристских услуг г.Новосибирска.
  2.  Оценить конкурентоспособность туристских услуг и туристского предприятия в целом.
  3.  Обосновать направления повышения конкурентоспособности туристского предприятия.

Методические рекомендации по выполнению работы:

  1.  Выбирается компания, оказывающая туристские услуги на рынке г. Новосибирска.
  2.  Определяются ее сфера деятельности и рынки сбыта услуг.
  3.  Выявляются прямые и потенциальные конкуренты на рынке г. Новосибирска.
  4.  Выбирается несколько основных конкурентов фирмы на рынке.
  5.  Проводится анализ деятельности конкурентов.
  6.  Осуществляется конкурентный анализ деятельности турфирмы.
  7.  Выполняется оценка конкурентоспособности услуг туристского предприятия.
  8.  Дается заключение о конкурентоспособности турффирмы.
  9.  Предлагаются рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

В процессе анализа необходимо заполнить таблицу 1.

Таблица 1- Характеристика конкурентов

Название конкурирующей фирмы

Место её расположения

Доля рынка, которым она владеет ( %)

Предлагаемый объём продаж

Предполагаемые потери, вызванные деятельностью на рынке конкурентов

Для оценки своих сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и главных конкурентов. Удобно эту информацию представить в виде таблицы 2.

Таблица 2 - Сравнительная оценка конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности

Фирма

Главные конкуренты

А

В

С

1. ТУРУСЛУГА

1.1 Качество

1.2 Технико-экономические показатели

1.3 Престиж знака обслуживания

1.4 Имидж турфирмы

1.5 Уровень обслуживания

1.6 Количество услуг, включенных в турпакет

1.7 Уникальность услуг

1.8 Дополнительные услуги

1.9 Надёжность фирмы

1.10 Претензии по качеству

2. ЦЕНА

2.1 Продажная

2.2 Процент скидки с цены

2.3 Сроки платежа

2.4 Условия предоставления кредита

2.5 Условия финансирования покупки

3. КАНАЛЫ СБЫТА

3.1 Формы сбыта:

Прямые продажи

Привлечение посредников

3.2 Степень охвата рынка

3.3 Наличие филиалов

4. ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРПРОДУКТА НА  РЫНОК

4.1 Реклама

Для потребителей

Для посредников

4.2 Индивидуальная продажа:

Стимулирование потребителей

Подготовка персонала

4.3 Продажа туруслуг через Интернет

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

Приведённый в таблице перечень факторов может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий. Каждый фактор в таблице должен получить оценку от 0(наиболее слабые позиции по данному фактору конкурентоспособности) до 5 баллов (доминирующие позиции на рынке) как для рассматриваемой фирмы, так и для её основных конкурентов. Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. Если по какому-либо фактору информация отсутствует, то можно исключить его из анализа. Для проведения экспертной оценки факторов в соответствии с требованиями данного метода формируется группа из наиболее квалифицированных работников фирмы (включая и внешних консультантов). В таблицу вносится среднее значение оценки, определяемое при помощи известного критерия Груббса, позволяющего отбрасывать явно заниженные или завышенные оценки.

Важное значение для анализа имеют суммарные баллы по каждой фирме. При их сравнении необходимо помнить, что расхождение сумм более чем на 20%, подчёркивает достаточно тяжёлое положение фирмы с точки зрения конкурентоспособности, а более 40% говорит о необходимости либо ухода с данного рынка, либо коренного изменения стратегии.

Дальнейший анализ конкурентов связан с ответами на следующие вопросы:

  1.  Какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рынка, повышения рентабельности и увеличения объёма продаж?
  2.  Какой рыночной стратегии придерживаются ваши конкуренты в настоящее время?
  3.  С помощью каких средств обеспечивают они её реализацию?
  4.  Каковы её сильные и слабые стороны?
  5.  Какие действия можно ожидать в будущем от нынешних и возможных  конкурентов?

Для оценки сильных и слабых сторон фирмы в конкурентной борьбе целесообразно ответы на эти вопросы систематизировать в виде таблицы 3.

Таблица 3 - Исследование конкурентоспособности предприятия

Группы показателей

Оценка  позиций

I

II

III

IV

V

1 ФИНАНСЫ

1.1 Структура активов

1.2 Инвестиционные ресурсы

1.4 Положение по безубыточному ведению дел

1.5 Отношение объёма продаж к стоимости активов

1.6 Отношение основного и оборотного капиталов

1.7 Эффективность выполнения бюджета предприятия

1.8 Новые инвестиции

2 ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

2.1 Использование производственных мощностей

2.2 Гибкость перехода на новые продукты

2.3 Количество рабочей силы

2.4 Производительность труда

2.5 Объём продаж на одного работника

2.6 Объём продаж на единицу капиталовложений

2.7 Контроль качества

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

3.1 Эффективность орг.структуры

3.2 Система коммуникаций

3.3 Чёткость разделения полномочий и функций в аппарате управления

3.4 Текучесть управленческих кадров

3.5 Качество используемой в управлении информации

3.6 Скорость реагирования управления на происходящие изменения

3.7 Число уровней управления

4. МАРКЕТИНГ

4.1 Доля рынка сбыта, контролируемая фирмой

4.2 Репутация фирмы на рынке

4.3 Престиж  знака обслуживания

4.4 Расходы по сбыту турпродукта

4.5 Уровень обслуживания потребителей

4.6 Организационные и технические средства для сбыта услуг

4.7 Цены на услуги

4.8 Число потребителей услуг

4.9Качество поступающей о рынке информации.

5. РАБОЧАЯ СИЛА

5.1 Общее число работников фирмы

5.2 Сбытовой персонал

5.3 Менеджеры среднего звена

5.4 Менеджеры высшего звена

5.5 Расходы по обучению и подготовке кадров

5.6 Текучесть кадров

6. ТЕХНОЛОГИЯ

6.1 Технология обслуживания клиентов

6.2 Программное обеспечение ПК

6.3 Внедрение новых технологий

6.4 Организация НИОКР

В этой таблице необходимо сделать отметку (крестик, звёздочка и т.п.) по каждой группе показателей, чтобы оценить позиции фирмы по отношению к имеющимся конкурентам. Для определения места фирмы на рынке в таблице используется пять граф:

Графа 1 (п.2) – лучше, чем любая фирма на рынке. Явный лидер в отрасли.

Графа 2 (п.3) – выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности достаточно хорошие и стабильные.

Графа 3 (п.4) – средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.

Графа 4 (п.5) – следует позаботиться об улучшении своих позиций  на рынке. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение  показателей хозяйственной деятельности.

Графа 5 (п.6) – положение тревожное. Позиции на рынке должны быть улучшены самым решительным образом. Предприятие попало в кризисную ситуацию.

С помощью этой таблицы можно также сопоставить различные подразделения фирмы по уровню их конкурентоспособности, оценить их слабые и сильные стороны в этой области. Состав показателей, также как и в ранее рассмотренной таблице, может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий.

Помимо этого анализа Вашей фирмы необходимо также провести тщательный анализ производственного и хозяйственного профиля основных конкурентов и их рыночной стратегии. Пример систематизации соответствующих данных приведён в таблице 4.

Таблица может содержать как количественную информацию, так и хорошо детализированные примечания. Анализ этой таблицы поможет лучше понять логику ведения бизнеса конкурентами и определить, какие ответные меры следует предпринять и какие из них будут наиболее действенными. В представленных таблицах есть свободные строки, которые Вам предложено заполнить самостоятельно.   Дополните перечень факторов оценки конкурентоспособности турпродукта и конкурентоспособности туристского предприятия.

Таблица 4 – Анализ конкурентоспособности продукта

Группы показателей

Основные конкуренты

А

Б

В

1. РЫНОК

1.1 Размеры рынка

1.2 Особенности внедрения на рынок

1.3 Степень вхождения в рынок

1.4 Рыночный спрос

1.5 Рыночная диверсификация

2.ПРОДУКЦИЯ (услуги)

2.1 Ассортимент

2.2 Жизненный цикл туруслуг

2.3 Конкуренция

2.4 Потребительские свойства

2.5 Качество оказываемых услуг

2.6 Новые продукты

2.7 Дополнительные услуги

3. ЦЕНЫ

3.1 Новые продукты

3.2 Оказываемые услуги

4.ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРПРОДУКТА

4.1 Реклама

4.2 Сбытовые службы

4.3 Содействие сбытовым организациям

5.ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ НА РЫНКЕ

5.1 Структура каналов сбыта

5.2 Размеры каналов сбыта

5.3 Развитие сбытовой сети

5.4 Контроль за каналами сбыта

Далее следует нарисовать многоугольник конкурентоспособности турфирмы. В качестве параметров оценки выбираются наиболее важные. Оценка ведется по 100-бальной шкале.

 Содержание отчета:

  1.  Краткая характеристика турфирмы.
    1.  Заполненные таблицы № 1 - 4.
    2.  Многоугольник конкурентоспособности турфирмы.
    3.  Заключение о степени конкурентоспособности предприятия и предлагаемых услугах.
    4.  Наличие проблем и направления повышения конкурентоспособности предприятия.

Выполнение практического задания осуществляется индивидуально. Работа рассчитана на два занятия. Результаты, полученные в процессе выполнения задания должны быть использованы в курсовой работе  на тему «Разработка бизнес-плана деятельности туристского предприятия» при написания разделов: «Конкуренция на рынках сбыта», «План маркетинга» и др. Методики оценки конкурентоспособности предприятия могут быть дополнены студентами самостоятельно.


Практическая работа № 4

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Тема: «Экспертное прогнозирование. Оценка дерева целей деятельности туристского предприятия»

Цели работы:

  1.  Изучить особенности экспертного прогнозирования.
  2.  Рассмотреть существующие методики экспертной оценки.
  3.  Изучить требования, предъявляемые к экспертам.
  4.  Осуществить индивидуальную экспертную оценку дерева целей туристского предприятия.
  5.  Приобрести опыт работы в группе экспертов.
  6.  Оценить репрезентативность группы экспертов.
  7.  Научиться делать выводы по результатам группового анализа.

Порядок выполнения работы:

  1.  Дать оценку собственной компетентности по решаемой проблеме (Таблицы1-2).
  2.  Определить репрезентативность экспертной группы (Таблица 3).
  3.  Проанализировать дерево целей деятельности турфирмы (Рисунок 1).
  4.  Дать индивидуальную экспертную оценку важности сформулированных целей и задач по 10-бальной системе. Результаты занести в таблицу 4.
  5.  Провести ранжирование оценок экспертов на основе результатов, представленных в таблице 4.
  6.  Обработать результаты экспертизы и определить показатели относительной важности представленных на «дереве целей» задач.
  7.  По результатам анализа мнений экспертов сделать выводы.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Практическое задание выполняется в группах в течение двух практических занятий. Группы экспертов состоят из 5-6 человек, участники групп назначаются преподавателем. Для экспертной оценки предложено дерево целей деятельности турфирмы. Цели второго уровня и задачи корректируются студентами самостоятельно.

Рисунок 1 – Дерево целей

Таблица 1 - Оценка аргументации эксперта

Источник

аргументации

Степень влияния источника на Ваше мнение

В (высокая)

С (средняя)

Н (низкая)

Проведенный Вами теоретический анализ

0,3

0,2

0,1

Ваш производственный опыт

0,5

0,4

0,2

Обобщение работ отечественных авторов

0,05

0,05

0,05

Обобщение работ зарубежных авторов

0,05

0,05

0,05

Ваше личное знакомство с состоянием дел за рубежом

0,05

0,05

0,05

Ваша интуиция

0,05

0,05

0,05

Таблица 2 - Оценка компетентности эксперта

Вопросы

Ваши ответы

Сколько лет Вы работаете в области обсуждаемых проблем?

До 2-х лет

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет и более

0,27

0, 32

0, 37

0, 42

0, 48

0, 54

0,6

0, 66

0, 74

Какую научно-организационную работу Вы проводили по обсуждаемым вопросам?

Руководитель комплекса работ

Руководитель одной работы

Участник выполнения нескольких работ

Участник выполнения одной работы

0,7

0,6

0,49

0, 39

Имеете ли Вы ученую степень в области обсуждаемых проблем?

Доктор наук

Кандидат наук

Не имею

0, 65

0, 52

0,0

Какие печатные работы Вы имеете в области обсуждаемых проблем?

Монографии

Статьи

Отчеты

Не имею

0, 65

0, 56

0, 47

0,0

Принимали ли Вы участие в международном сотрудничестве в области обсуждаемых проблем?

Читал лекции за рубежом

Делал доклады на международной конференции

Участвовал в работе международной комиссии или был в служебной командировке

Не участвовал

0,72

0,66

0,6

0,0

Участвуете ли Вы в семинарах по обсуждаемым проблемам?

Регулярно

От случая к случаю

Не участвовал

0,28

0,16

0,0

Определение компетентности группы экспертов осуществляется при помощи следующей таблицы:

    Таблица 3 – Определение компетенции группы экспертов

Источник

аргументации

Степень влияния источника на мнение эксперта

1

2

3

4

5

6

7

Теоретический анализ

0,2

0,4

0,4

0,2

0,2

0,2

0,4

Производственный опыт

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,15

0,3

Изучение проблемы по литературным источникам

0,05

0,1

0,1

0,05

0,1

0,15

0,05

Интуиция

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

Сумма (коэффициент аргументации Kа)

0,6

0,85

0,85

0,6

0,65

0,05

0,8

Коэффициент осведомленности Кос

4*0,2=0,8

5*0,2=1

5*0,2=1

4*0,2=0,8

4*0,2=0,8

4*0,2=0,8

4*0,2=0,8

Коэффициент компетенции эксперта Kk

Kk= (Kа+ Кос)/ /(Kа max+ Косmax).

0,7

0,925

0,925

0,7

0,725

0,625

0,8

Определение репрезентативности группы экспертов осуществляется по формуле:

.                                                       (1)

Установление степени важности целей и задач проводится на основе учета и обработки мнений каждого эксперта по следующим показателям:

Оценка среднестатистического значения Мjl для каждого j - направления исследований (в баллах) для решения l-й проблемы определяется по формуле:

 0 < Mjl  ≤ 10.                                      (2)

Важность направления (проблемы) увеличивается с ростом Mjl.. Аналогично определяется величина Мl  исходя из величин Сil.

Оценка частоты максимальных оценок k10j , полученных каждой  j-ой задачей, рассчитывается по формуле (3).

 0 < k 10j≤ 1.                                            (3)

Наибольшее количество максимальных оценок свидетельствует о важности задачи (проблемы). Величина k 10j определяется аналогично.

Определение суммы рангов оценок Sjl , полученных каждой j –й задачей, и Sl  - 1-ой проблемой, дополняет представление об их важности наряду с первыми двумя показателями.

Предварительно выполняется ранжирование(отдельно для целей и задач) по убыванию величин оценок, данных каждым экспертом по каждому из них. Для этого, например, оценка, данная i-экспертом j-направлению, обозначается числом натурального ряда, при этом l присваивается максимальной оценке, а число N-минимальной. Если все оценки различны, то соответствующие числа натурального ряда определяют ранги Rijl оценок i-го эксперта.

Если среди оценок, данных экспертом, имеются одинаковые, то им присваиваются одинаковый ранг, равный среднему арифметическому соответствующих чисел натурального ряда. Сумма рангов Sjl, присвоенных mj экспертами  j-му направлению, устанавливается по формуле(4).

                       .                                                          (4)

Наиболее важное направление исследований будет иметь наименьшее значение Sjl.

Таблица 4 – Экспертная оценка важности целей и задач

Номер проблемы

Номер задачи

Номер эксперта

1

2

i

m

1

1

2

n

С11l

С21l

Сn1l

С12l

С22l

Сn1l

С1il

С2il

Сnil

С1ml

С2ml

Сnml

Условные обозначения: m- количество экспертов, принявших участие в коллективной экспертной оценке:  n – количество сформулированных задач: Сjll оценка относительной важности (в баллах), данная i–м экспертом соответственно j-задаче  1-й проблеме.

Содержание отчета:

  1.  Дерево целей деятельности туристского предприятия.
  2.  Результаты определения компетентности экспертов.
  3.  Результаты обработки экспертных оценок.
  4.  Заключение группы экспертов.

Практическая работа № 5

Деловая игра

Тема: «Разработка стратегии развития предприятия»

Цели работы:

  1.  Изучить методику формирования стратегического направления развития организации индустрии туризма.
  2.  Провести SWOT - анализ для предприятия туристской отрасли  г.Новосибирска (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, исходящих из внешней среды).
  3.  Обосновать стратегию развития турфирмы.
  4.  Сформулировать конкурентную стратегию данного предприятия.
  5.  Определить эффективность предложенной стратегии.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Процесс формирования стратегии состоит из нескольких этапов, включающих:

- определение общих ориентиров развития предприятия;

- постановка долгосрочных целей развития;

- анализ внутреннего потенциала развития организации и состояния внешней среды;

- анализ стратегических позиций и выявление стратегических альтернатив;

- выбор  и обоснование стратегии;

- планирование мероприятий по реализации стратегии, оценка ее эффективности.

Деловая игра осуществляется группами по 4-6 человек, задание рассчитано на 2 занятия.

Содержание отчета:

  1.  Титульный лист.
  2.  Характеристика анализируемого предприятия.
  3.  Матрица SWOT- анализа.
  4.  Стратегические альтернативы. Формулировка общей стратегии развития предприятия, конкурентной стратегии.
  5.  План по реализации стратегии, бюджет затрат. Оценка эффективности предложенной стратегии.

Практическая работа № 6

Тема: «Финансовое планирование»

Планируется открытие магазина туристского снаряжения в 2011 г. На первый хозяйственный год рассчитаны следующие показатели:

Наимен6ование

показателя

Обоснование

Реализация товаров

Реализация товаров на сумму 12 млн. руб. осуществляется равномерно в течение всего года при средней торговой наценке в 25 % цены реализации. Половина товаров продается за наличные, оставшаяся часть – на условиях одномесячного кредита

Товарный запас

Число оборотов запаса - 4

Закупки товаров

Начальный товарный запас должен соответствовать среднегодовому товарному  запасу. 10% его стоимости оплачивается наличными в январе, 40% - 1 июля 2010г., оставшаяся часть 1 апреля 2011г. Текущие товарные закупки осуществляются на условиях двухмесячного кредита

Заработная плата

60 тыс. руб. в месяц

Личное потребление

15 тыс. руб. в месяц

Арендная плата

15 тыс. руб. в месяц. С 1 января 2011 г. выплачивается авансом трехмесячная арендная плата

Оборудование

Приобретается на сумму 400 тыс.руб. Половина стоимости оплачивается 1 июля2010г, остальная - 1 января 2011 г.

Основной капитал, необходимый для открытия предприятия

Стоимость основного капитала в размере 150 тыс. руб. оплачивается 1 марта 2011г.

Реклама

Стоимость стартовой рекламной кампании в размере 100 тыс. руб. оплачивается 1 февраля 2011 г.. Начиная с февраля 2011г. издержки на рекламу будут составлять 10 тыс. руб. в месяц

Прочие ежегодно возобновляемые постоянные издержки

20 % торговой наценки распределяется равномерно и оплачивается наличными

Первоначальный капитал

Учредитель вносит 1 января 2011 г. 500 тыс. руб наличными и предоставляет подержанный грузовой автомобиль стоимостью 100 тыс. руб.

  

Порядок выполнения задания:

  1.  Составить финансовый план на 2011 г. с разбивкой по кварталам. В плане должна быть указана величина денежных средств на конец каждого квартала.
  2.  Разработать бюджет прибыли на 2011 г., рассчитанный по методу группировки издержек по экономическим элементам, учитывая, что амортизация оборудования, грузового автомобиля и основного капитала, необходимого для открытия предприятия, осуществляется по линейному методу в течение 5 лет.
  3.  Составить плановый баланс на 31 декабря 2011 г.

Практическая работа № 7

Тема: «Программное обеспечение ПК разработки бизнес-планов инвестиционного направления»

Цели работы:

  1.  Изучить программные продукты, применяемые в процессе разработки  и оформления бизнес-планов.
  2.  Ознакомиться с функциональными особенностями программ «Biz Planer 4.0», «Comfar 3 Expert»,  «Project Expert», «Альт-Инвест», «Мастерская бизнес-планирования».
  3.  Выявить возможности программного обеспечения ПК для составления отдельных разделов бизнес-плана, в том числе финансового плана и проведения финансовой экспертизы бизнес-проектов.

Методические рекомендации по выполнению работы:

  1.  Практическое задание выполняется в группах в течении одного практического занятия. Группы состоят из 5-6 человек, участники групп назначаются преподавателем. Для работы предложено программное обеспечение для составления бизнес-планов.
  2.  Студенты выбирают по одной из демонстрационных версий имеющихся в лаборатории кафедры экономики и менеджмента (ауд.447) программ: «Biz Planer 4.0», «Comfar 3 Expert»,  «Project Expert», «Альт-Инвест», «Мастерская бизнес-планирования», знакомятся с возможностями программ.
  3.  Составляется отчет о выполнении задания.
  4.  Представители рабочих групп рассказывают о функциональных особенностях  выбранной программы, отвечают на вопросы.

        Содержание отчета:

Конспект основных характеристик программных продуктов бизнес-планирования, возможности проведения расчетов и предоставления графической информации для разных разделов бизнес-плана.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

  1.  Разработка бизнес-плана с целью открытия туристского агентства.
  2.  Разработка бизнес-плана турфирмы с целью развития нового направления (например, разработка  бизнес-плана турфирмы с целью развития горнолыжного курорта).
  3.  Разработка бизнес-плана турфирмы с целью повышения конкурентоспособности.
  4.  Разработка бизнес-плана турфирмы с целью привлечения капитала в развитие лечебно-оздоровительных услуг.
  5.  Разработка бизнес-плана фирмы с целью расширения сферы деятельности.
  6.  Разработка бизнес-плана инвестиционного направления (например, для создания SPA-отеля).
  7.  Разработка бизнес-плана турфирмы с целью увеличения объема продаж.
  8.  Разработка бизнес-плана турфирмы с целью внедрения нового туристского маршрута.
  9.  Разработка бизнес-плана фирмы с целью развития экскурсионных услуг.
  10.  Разработка бизнес-плана с целью открытия (строительства) гостиничного предприятия.
  11.  Разработка бизнес-плана гостиничного предприятия с целью расширения сферы деятельности.
  12.  Разработка бизнес-плана предприятия гостиничного бизнеса с целью внедрения новой услуги.
  13.  Разработка бизнес-плана гостиничного предприятия с целью повышения конкурентоспособности.
  14.  Разработка бизнес-плана с целью открытия предприятия  ресторанного бизнеса.
  15.  Разработка бизнес-плана предприятия общественного питания с целью расширения сферы деятельности.
  16.  Разработка бизнес-плана предприятия общественного питания с целью повышения конкурентоспособности.
  17.  Разработка бизнес-плана предприятия общественного питания с целью расширения спектра услуг.
  18.  Разработка бизнес-плана предприятия общественного питания с целью внедрения новой услуги.
  19.  Разработка бизнес-плана  с целью открытия развлекательного клуба.
  20.  Разработка бизнес-плана с целью открытия туристского клуба.
  21.  Разработка бизнес-плана открытия предприятия социо-культурного сервиса (например, музея или библиотеки).
  22.  Разработка бизнес-плана совершенствования работы предприятия социо-культурного сервиса (пояснить какого).
  23.  Разработка бизнес-плана предприятия по выпуску сувенирной продукции.
  24.  Разработка бизнес-плана предприятия по изготовлению туристского снаряжения.
  25.  Разработка бизнес-плана предприятия по изготовлению одежды для отдыха.
  26.  Тема по выбору (по согласованию с преподавателем).

Данный перечень тем определяет направление бизнес-планирования в курсовой работе студента. В названии темы обязательно указывается наименование предприятия, на примере которого будет разработан бизнес-план. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно, но обязательно согласовывается с руководителем. Тема курсовой работы включается в приказ, после чего не подлежит изменению.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Цели курсовой работы:

  1.  Закрепление полученных знаний и навыков профессиональной деятельности.
  2.  Изучение существующих методик бизнес-планирования предприятии в сфере услуг.
  3.  Разработка бизнес-плана предприятия индустрии туризма.

Требования к оформлению курсовой работы:

Курсовая работа должна соответствовать следующей структуре:

  1.  Титульный лист курсовой работы.
  2.  Бланк задания.
  3.  Содержание.
  4.  Введение с обоснованием актуальности темы курсовой работы, постановкой целей и задач курсовой работы, объекта и предмета исследования, обзора литературных источников.
  5.  Титульный лист бизнес-плана.
  6.  Резюме бизнес-плана.
  7.  Основная часть, состоящая из разделов бизнес-плана, представленных согласно выбранной методике написания бизнес-плана и соответствующей теме курсовой работы.
  8.  Заключение, содержащее выводы и рекомендации по курсовой работе.
  9.  Список использованных источников.
  10.  . Приложения.

Курсовая работа оформляется на листах формата А4 с одной стороны печатным способом (объем 25-30 страниц с интервалом межстрочного текста 1,5, кегль 14 Times New Roman, величина абзацного отступа 10 мм) или рукописным способом (при условии разборчивого почерка) объемом 30-35 страниц (использовать ручки с пастой одного цвета - черного, синего или фиолетового). Текст курсовой работы печатается (пишется) с соблюдением полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, нижнего и верхнего - 20 мм.

Страницы работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист, задание на курсовую работу и содержание включают в общую нумерацию страниц курсовой работы, но номера страниц на них не проставляются.  Визуальная нумерация начинается с Введения, имеющего номер страницы «4».

Разделы в пределах всей курсовой работы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами (без точки в конце). Введение и Заключение не нумеруются. Подразделы нумеруются по порядку в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце подраздела точка не ставится, например «2.3», т.е. третий подраздел второго раздела.

Заголовки разделов печатаются прописными буквами с абзацного отступа без точки в конце. Не допускается перенос слова в заголовке на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв. Заголовки подразделов следует начинать печатать с абзацного отступа с прописной буквы, вразрядку 1,1 пункт, не подчеркивая и без точки в конце. Выше и ниже заголовка подраздела должна должно быть оставлено по одной свободной строке. Заголовок подраздела не должен быть последней строкой на странице.

Заголовки, типа «содержание», «введение», «заключение», «список использованных источников», «приложение» печатаются прописными буквами по центру.

Каждый раздел курсовой работы следует начинать с нового листа (страницы). Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

В тексте обязательно делаются ссылки на использованную литературу и авторов цитат (с указанием в квадратных скобках номера источника информации, представленного в списке использованных источников, и после запятой соответствующей страницы). Например, [14, с. 125].

Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке. Необходимо указать фамилию и инициалы автора, название литературного источника, место издания, издательство и год издания.

Таблицы, рисунки и формулы, используемые в тексте, нумеруются по порядку и имеют сквозную нумерацию по всей работе.

Методические указания по выполнению курсовой работы:

Бизнес-план является основным документом внутрифирменного планирования любого предприятия, отражающий все аспекты его функционирования. Структура и содержание бизнес-плана зависит от цели его написания. Цели бизнес-планов бывают внешние (привлечение инвестиций для открытия предприятия или для его развития) и внутренние (совершенствование работы предприятия, разработка нового продукта, внедрение новой технологии или оборудования и др.).

Поэтому,  формального детализированного стандарта для составления бизнес-планов нет  и  быть не может. Однако есть общепринятая структура, в соответствии с которой строится бизнес-план. Существует главное требование:  план должен выглядеть профессионально. Бизнес-план должен освещать следующие аспекты бизнеса:

  •  возможность, необходимость производства или предоставления услуги, объем этого производства;
  •  определение круга возможных потребителей;
  •  обоснование конкурентоспособности продукции (услуги) в условиях рынка;
  •  определение сегмента рынка;
  •  способы повышения эффективности проекта;
  •  обоснование способов и источников финансирования.

Традиционно все эти вопросы раскрывают в последовательно расположенных разделах плана: производственном, маркетинговом, финансовом и т.д.

Следует отметить, что методик составления бизнес-планов достаточно много, поэтому нет единой универсальной структуры написания бизнес-плана. Но любой бизнес-план будет иметь три части: организационно-техническое, маркетинговое и экономическое обоснование. Структура и содержание бизнес-плана будут напрямую зависеть от целей бизнес-плана и масштабности проекта. Бизнес-планы внутреннего пользования требуют детальной проработки таких разделов, как маркетинговый план, план производства и организационный план. Инвестиционный бизнес-план требует не только детализации финансового плана, но и проведения финансовой экспертизы выполненных расчетов.

В начале изучения дисциплины «Планирование на предприятии» студенты выполняют практическую работу № 1, посвященную изучению методик бизнес-планирования. В процессе выполнения задания студенты должны выбрать методику бизнес-планирования, имеющую структуру, подходящую для темы курсовой работы.

Вот примерный перечень разделов бизнес-плана для предприятия туризма:

Резюме (суть проекта).

1. Положение фирмы на рынке.

1.1 Общая характеристика предприятия.

1.2 Перспективы развития отрасли.

1.3 Конкуренция на рынках сбыта.

2. Предлагаемые услуги.

3. План оказания услуг.

4. План маркетинга.

5. Организационный план.

6. Финансовый план.

7. Оценка риска и страхование.

Далее предлагается конкретная методика разработки бизнес-плана сферы услуг.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
Предплановые маркетинговые исследования

Для обоснования бизнес-плана перед его написанием обычно проводится маркетинговое исследование. Оно осуществляется  в несколько этапов:

Этап I.     Изучение сферы деятельности предприятия.

Этап II.   Сегментация потенциальных клиентов предприятия.

Этап III.  Расчет количества потенциальных клиентов предприятия по каждому сегменту.

Этап IV.  Определение потребительских предпочтений в пользовании услугами.

Этап V.    Расчет емкости потенциального рынка сбыта услуг.

При расчете целесообразно использовать форму таблицы 1.  На основе полученных в ходе исследования данных производится выбор целевого рынка сбыта услуг предприятия. Предприятие может ориентироваться в своей деятельности: на всех потенциальных клиентов; на один или несколько сегментов потребителей; полный ассортимент услуг; на один или несколько видов услуг.

В итоге определяется потенциальный годовой объем сбыта производимых услуг предприятия в условно-натуральных единицах, который будет равен емкости выбранного целевого рынка сбыта услуг.

Таблица 1-  Расчет емкости потенциального рынка сбыта услуг

Показатели            количественно

                          потенциальных

                          клиентов

                               предприятия

                              ( Сi, чел. или  семей )

Сегмент

          

Доля потребителей, предпочитающих пользоваться услугой

( ri, %)

Частота пользования услугами

( yi, раз в год)

Емкость потенциального рынка сбыта услуги

(Qi, условно-натуральных единиц)

Услуга А

Сегмент 1

Сегмент 2

Итого:

X

Услуга В

Сегмент 1

Сегмент 2

Итого:

X

Услуга С

Сегмент 1

Сегмент 2

Итого:

X

X – данный значок здесь и далее показывает, сумма каких показателей необходима в этом и последующих расчетах.

В результате проведенного исследования выявляется потенциальный объем сбыта производимых услуг. На его основе с учетом сезонности в потреблении услуг (Таблица 2) рассчитывается производственная программа предприятия на планируемый год в условно-натуральных единицах (Таблица  3).

Таблица 2 - Распределение потребления услуг по месяцам года (%)

Вид услуг

Месяц

Итого

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Услуга А

Услуга В

Услуга С

…….              

100

100

100

Таблица 3- Планируемая производственная программа предприятия

( условно-натуральных единиц)

Виды

услуг

Месяцы

Услуга А

Услуга В

Услуга С

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

ИТОГО:

X

X

X

Производственная программа является основой для разработки бизнес-плана. Здесь и далее формы таблиц являются рекомендуемыми и могут быть изменены в целях удобства выполнения расчетов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Титульный лист бизнес-плана

На титульном листе нужно указывать следующее: полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон, суть предлагаемого проекта (2-3 фразы), совокупную стоимость проекта, заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению.

Суть предлагаемого проекта и его ориентировочную стоимость рекомендуется указывать на титульном листе, поскольку, имея такую справку, потенциальные инвесторы, не читая подробно весь план, могут сразу понять, о чем идет речь и сколько это может стоить.

Резюме (суть предлагаемого проекта)

 Этот раздел  пишется после того, как составлен весь план. Он должен быть кратким (не более 1-2 страниц) и написан так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. Следует четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно – чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его услуги и почему предприниматель считает, что это предприятие добьется успеха. Основные вопросы, на которые необходимо дать ответ в этом разделе бизнес-плана следующие:

  1.  Какие услуги предполагается производить? Дать подробное описание предлагаемых услуг, включая сведения о патенте, торговом знаке или знаке обслуживания (если таковые имеются)?
  2.  Где будет располагаться фирма?
  3.  Нуждается ли помещение в ремонте? Во что примерно может обойтись ремонт?
  4.  Это помещение собственное (здание) или предполагается его арендовать?
  5.  Удобно ли это помещение и каково его месторасположение?
  6.  Работники каких специальностей необходимы?
  7.  Какое оборудование потребуется для офиса?
  8.  Можно ли взять это оборудование напрокат или его придется покупать?
  9.  Есть ли у разработчика бизнес-плана опыт предпринимательской деятельности? Есть ли у него опыт руководящей работы?

Кроме этого в резюме обязательно нужно вынести показатели эффективности бизнес-плана.

Анализ положения дел в отрасли

Очень важно преподнести идею нового предприятия в контексте сложившегося состояния дел в отрасли – ведь одним из критериев, на основании которых потенциальный инвестор судит о шансах нового предприятия на победу в конкурентной борьбе, как раз и является ситуация на рынке данного вида услуг. Таким образом, в бизнес-плане рекомендуется совершить краткий исторический экскурс, дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о намечающихся тенденциях развития. Рекомендуется дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, показать их сильные и слабые стороны и то, какую роль может сыграть каждый из них в судьбе затеваемого дела.

Необходимо также дать ответ на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары и услуги нового предприятия. Для этого следует определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на каком-то одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть, в том числе, и от остроты конкурентной борьбы, которая для услуг одного типа может быть слабее, для другого – сильнее.

Необходимо взять на заметку все прогнозы по данной отрасли, какие только удается разыскать (подобные прогнозы обычно можно найти в отчетах органов статистики или отраслевых ассоциациях). Примерный круг вопросов, который должен быть освещен в этом разделе бизнес-плана следующий:

  1.  Какова была динамика продаж по отрасли за последние 5 лет?
  2.  Какие ожидаются темпы роста отрасли?
  3.  Сколько новых фирм возникло в этой отрасли за последние 3 года?
  4.  Какие новые виды услуг появились в отрасли за последнее время?
  5.  Потенциальные конкуренты: кто они?
  6.  За счет чего можно выдвинуться вперед?
  7.  Как идут дела у конкурентов: растут ли их продажи, убывают ли или держатся на одном и том же уровне?
  8.  В чем сила и слабость ваших конкурентов?
  9.  Потенциальные потребители: кто они?
  10.  Отличается ли возможный круг потребителей ваших услуг от того круга потребителей, на который рассчитаны услуги конкурентов?

Производственный план

Расчет необходимого количества рабочих местопределяется по формуле (1)

Краб. мест = Пн.ч./ Б,                                           (1)

где   Пн.ч. – производственная программа, выраженная в нормо-часах. Рассчитывается исходя из нормативов времени на оказание услуг (Ni вр). Норматив времени может быть разработан на предприятии, а может быть типовым. Рекомендуемая таблица для расчета Пн.ч.(Формула 2).

Таблица 4 – Формирование производственной программы

Виды услуг

Кол-во услуг в год

Норма времени на оказание услуг

(Ni вр)

Производственная программа в нормо-часах

  1.  Услуга А

  1.  Услуга В

     …

ИТОГО:

X

П н.ед. = ∑ П н.ед × Ni вр.,                                    (2)

где П н.ед. – годовая производственная программа в натуральных единицах по каждому виду услуг;

Б – баланс рабочего времени одного рабочего в год рассчитывается исходя из рабочих часов в году и плановых потерь рабочего времени.

Расчет числа основных рабочих ( Краб.) осуществляется по формулам (3) и (4).

При односменной работе:

Краб = Краб.мест.                                                   (3)

При двусменной работе:

Краб.= 2Краб.мест.                                                  (4)

Расчет необходимого оборудования для оснащения рабочих мест

Осуществляется исходя из количества рабочих мест и их необходимого оснащения.

Таблица 5 - Расчет стоимости необходимого оборудования

Наименование оборудования, модель, тип, марка

Кол-во единиц

Цена за единицу

(руб.)

Стоимость

(руб.)

Итого общая стоимость:

X

Расчет амортизационных отчислений

Таблица 6 - Расчет амортизационных отчислений

Наименование

амортизируемого

имущества

Стоимость

амортизируемого

имущества (руб.)

Срок полезного

использования

(месяцы)

Амортизационные

отчисления в год

(руб.)

Количество

амортизируемого

имущества

Общие

амортизационные

отчисления в год

(руб.)

Итого:

X

Расчет размера производственных и вспомогательных помещений и их оплата

Расчет размера площадей осуществляется исходя из нормативов площади на одно рабочее место.

Таблица 7 - Расчет размера производственных и вспомогательных помещений и их оплата

Наименование помещений

Норматив площади (м2)

Общая площадь помещений (м2)

Итого площадей:

X

  Стоимость площадей определяется исходя из договоров с собственниками помещений.

Расчет стоимости коммунальных платежей

Осуществляется, исходя из договоров с ДЭЗом, энергослужбами, телефонным узлом и пр.

Расчет потребностей в сырье, основных и дополнительных материалах, инструментах

В этом разделе необходимо рассчитать потребность в сырье и материалах и их стоимость на каждый вид услуг и на каждый месяц года.

Таблица 8 - Расчет потребностей в сырье и основных материалах

Вид услуги

Виды сырья и материалов

Кол-во в натуральном выражении

Стоимость за единицу

(руб.)

Стоимость всего объема сырья и материалов (руб.)

  1.  Услуга А

1.1.

1.2.

Итого:

X

  1.  Услуга В

2.1.

2.2

Итого:

X

Расчет потребности в инструментах, дополнительных материалах и прочем осуществляется исходя из норм на одно рабочее место или из практики работы предприятия.

Расчет затрат на оснащение офиса

Оценивается потребность в мебели и офисной технике и рассчитывается общая стоимость ее приобретения.

Организационный план

Юридическое обеспечение проекта

В этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:

  1.  Дата создания и регистрации фирмы.
  2.  Где и кем она зарегистрирована.
  3.  Учредительные документы.
  4.  Зарегистрированный офис.
  5.  Формы собственности (частная, государственная, муниципальная).
  6.  Принадлежность капитала (национальный, иностранный, смешанный). Наиболее значительные акционеры (пайщики) фирмы.
  7.  Для акционерного общества:
  •  количество разрешенных к выпуску акций;
  •  количество выпущенных акций;
  •  количество обращающихся акций;
  •  номинальная стоимость одной акции;
  •  рыночная стоимость одной акции;
  •  динамика изменений рыночной стоимости акции.
  1.  Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.
  2.  Лицензии на виды деятельности, являющиеся предметом рассмотрения в данном бизнес-плане.
  3.  Договора и соглашения с другими организациями по данным видам деятельности.
  4.  Другие документы, которые необходимы для обеспечения деятельности предприятия по осуществлению проекта (патенты, контракты, торговые марки и знаки обслуживания и т.д.).

Организационная структура предприятия

Необходимо определить, из каких подразделений будет состоять предприятие, каким образом они будут связаны и как будет обеспечиваться взаимодействие на всех уровнях иерархии. Это наглядно покажет схема организационной структуры управления.

Выбор форм и систем оплаты труда

Вознаграждение за труд может включать:

  •  заработную плату, выплачиваемую работникам независимо от финансовой ситуации на предприятии;
  •  премии, зависящие от успехов деятельности предприятия;
  •  комиссионное вознаграждение (сумма, выражающаяся в процентах от суммы продаж);
  •  опционы по акциям компании (возможность купить акции компании в будущем по цене на сегодняшний день).

Для определения затрат на оплату труда разрабатывается штатное расписание, утвержденное директором предприятия.

Таблица 9 - Штатное расписание

п/п

Должности

Кол-во штатных ед.

Месячная оплата труда

ФОТ

месячный

ФОТ

годовой

1

Директор

2

Гл. бухгалтер

и т.д.

X

X

На предприятии может быть разработано Положение об оплате труда, куда входит, в случае применения, премиальная система или система штрафов.

Независимо от принятых форм и систем заработной платы на предприятиях используются следующие виды разовых премий:

  •  вознаграждение по итогам работы за год;
  •  единовременные поощрения за выполнение особо важных заданий, срочных и непредвиденных работ;
  •  премии по итогам смотров и конкурсов, праздничным и торжественным датам.

Вознаграждение по итогам работы за год учитывает результаты работы всего предприятия. Обычно размеры выплат увязываются с величиной непрерывного стажа работы на данном предприятии по шкале.

Работники предприятия помимо заработной платы и премий получают доплаты и надбавки, исчисляемые на базе установленных им тарифных ставок (окладов ). В Кодексе законов о труде Российской Федерации и в правительственных документах предусмотрено, что подавляющее большинство компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок определяется предприятиями самостоятельно и выплачивается в пределах имеющихся средств. Размеры и условия выплат оговариваются в коллективных договорах.

Также необходимо определить требования, предъявляемые к сотрудникам и источники набора персонала.

 План маркетинга

Расчет бюджета рекламы

Разрабатывается план рекламной кампании (выбираются средства рекламы, период проведения рекламной кампании).

Таблица 10 - Бюджет рекламы

п/п

Вид рекламы

 

Стоимость

(руб.)

Период

проведения

1

2

3

Итого:

X

 Расчет затрат на продвижение услуг

В этом разделе рассчитываются дополнительные затраты предприятия на нестандартные формы обслуживания, содержание приемных пунктов и т.д.

Планирование цен на услуги

Наибольшую сложность вызывает учет в цене услуг уровня условно-постоянных расходов. Одним из возможных методов является метод, учитывающий трудоемкость выполнения услуг.

Доля условно-постоянных расходов (Уiпост) в цене каждого вида услуг рассчитывается по следующей формуле (5).

    Уi пост. =(∑ Упост.   /  У реал. услуг. в нормо-часах)*   Niв.                               (5)             

Для определения доли прибыли в цене услуги следует ориентироваться на общий объем прибыли, который необходимо получить предпринимателю, выбранные ценовую и маркетинговую стратегии.

Таблица 11 - Формирование цены на услуги (руб.)

п/п

Виды услуг

себестоимость

прибыль

Цена (с НДС)

Цена конкурентов

или аналогичного

предприятия

Окончательная

цена

единицы

услуги

всего объема  

оказанных

услуг

1

Услуга А

2

Услуга В

Итого:

X

Ориентация на цену конкурентов дает возможность скорректировать свою цену для получения конкурентных преимуществ в определенных сегментах рынка при неизменном общем объеме прибыли.

После определения окончательной цены возможно сформировать производственную программу предприятия в стоимостных единицах (Таблица 12).

Таблица 12 - Производственная программа предприятия

Виды услуг

Месяцы

Итого за год

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Услуга А

Услуга В

Услуга С

Итого:

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Оценка риска и страхование

Задача данного раздела – оценить возможные риски и спланировать основные методы защиты  от их влияния. Необходимо не просто выявить факторы, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на реализацию бизнес-плана на стадии проектирования, внедрения и текущей деятельности, но и предложить мероприятия по снижению рисков.

При написании данного раздела необходимо:

  1.  Привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого.
  2.  Указать организационные методы по профилактике и нейтрализации указанных рисков.
  3.  Представить программу страхования от рисков.

В эту программу может войти:

  1.  Страхование возможных рисков в страховых компаниях. Необходимо рассчитать сумму страхового взноса.
  2.  Создание собственного резервного фонда. В этом случае следует написать положение о страховом фонде и определить размер ежегодных отчислений для его формирования.

Финансовый план

Финансовый план аккумулирует все рассчитанные в других разделах бизнес-плана показатели.

Финансовый план должен дать предпринимателю полную картину того, откуда и когда фирма должна получать деньги, на что эти деньги будут потрачены, как соотносится потребность в деньгах с денежной наличностью, каким будет финансовое положение фирмы к концу года. Финансовый план обычно составляется на год вперед с разбивкой по месяцам, поэтому он служит основой текущего финансового контроля на фирме и позволяет избежать типичной для всех новых предприятий проблемы – нехватки денег.

Потенциальному инвестору финансовый план должен дать ответ на вопрос, сможет ли предприниматель выполнить взятые на себя обязательства и сумеет ли он так распорядиться полученными средствами, чтобы либо вовремя вернуть долги, либо обеспечить хорошую прибыль на вложенный капитал.

Основные разделы финансового плана: расчет налогов, план доходов и расходов (план прибылей и убытков), план денежных поступлений и выплат, балансовый план и план по источникам и использованию средств.

Расчет налогов

Для правильного установления отпускных цен на работы и услуги, корректного расчета затрат и финансовых результатов, формирования жизнеспособного плана денежных поступлений и выплат необходимо учесть установленную законодательством РФ совокупность налогов, уплачиваемых большинством организаций сферы услуг. в их числе:

  •  косвенные налоги на доходы: акцизы и налог на добавленную стоимость;
  •  налоги, относимые на расходы: единый социальный налог, налог на имущество, налог на рекламу и др.
  •  налоги, уплачиваемые из чистой прибыли: главным образом, налог на прибыль.

План доходов и расходов (план прибылей и убытков)

В него включаются только текущие расходы предприятия. Его основная цель – показать, насколько экономически эффективно планируемое дело.

Таблица 13 - План доходов и расходов

п/п

Показатели

Значения показателей за год

1

Выручка от реализации услуг (без учета НДС и налога с продаж)

2

Себестоимость услуг (расходы), в том числе:

2.1

Стоимость сырья и материалов, включая МБП

2.2

Арендная плата

2.3

Амортизация

2.4

Коммунальные платежи

2.5

Заработная плата

2.6

Стоимость рекламы

2.7

Страхование

2.8

Налоги, относимые на расходы

2.9

Прочие расходы, связанные с реализацией услуг*

2.10

Внереализационные расходы**

3

Налогооблагаемая прибыль

4

Налог на прибыль

5

Чистая прибыль (убыток)

*Включают в себя расходы, связанные с проведением предплановых маркетинговых исследований, регистрацией предприятия, оформлением интерьера помещений и др.

**Включают в себя проценты за пользование заемными средствами и др.

План денежных поступлений и выплат

Одна из главных проблем, стоящих перед новым предприятием, - это правильное планирование денежной наличности. Вполне рентабельные фирмы терпят банкротство из-за того, что у них не хватает оборотных средств. План денежных поступлений и выплат строится на основе плана доходов и расходов с разбивкой по месяцам, но при этом в стоимости материальных активов и услуг учитываются косвенные налоги.

В этот раздел финансового плана включаются все расчеты предприятия (притоки и оттоки денежных средств), соответственно включаются расходы, не входящие в себестоимость, а носящие капитальный характер, или те из них, которые относятся на прибыль.

В этом плане расходы, связанные с уплатой налогов, включаются единой суммой. Все расходы строго относятся на тот месяц, где они планируются к уплате.

В результате последняя строка «Остаток на конец месяца» показывает, правильно ли спланированы потоки денежной наличности и будет ли в каком-то месяце ее дефицит.

В последнем случае, те из платежей, уплату которых можно варьировать во времени, необходимо перенести на другой, более благоприятный период или запланировать краткосрочный кредит.

Балансовый план

Отражает состояние активов и пассивов предприятия на конец первого года. К составлению балансового плана приступают, когда план доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат уже имеются, поскольку они используются при его подготовке.

Балансовый план отражает состояние дел на предприятии к концу первого года его существования. Он представляет собой счет активов и пассивов, разность (сальдо) которых дает оценку собственной стоимости капитала предприятия.

Баланс – это как бы «мгновенный снимок», отражающий состояние дел на предприятии на определенный момент, но не имеющий временной протяженности.

План по источникам и использованию средств

План по источникам и использованию средств показывает, на что расходуются средства, полученные предприятием в качестве доходов от собственной хозяйственной деятельности и из других источников. Цель этого раздела – дать ясную картину того, из чего складываются средства предприятия и каким образом они тратятся на прирост активов или на покрытие задолженностей.

Типичными источниками денежных средств предприятия являются: доходы от операций, собственные средства предпринимателя, долгосрочные займы и уменьшение активов. Типичными статьями расходов являются: прирост активов, выплаты по долгосрочным обязательствам, выкуп акций или доли одного из партнеров, выплата дивидендов. План по источникам и использованию средств показывает взаимосвязь между этими статьями и оборотным капиталом. Он помогает и предпринимателю, и потенциальному инвестору лучше понять финансовое положение предприятия и оценить эффективность выбранной финансовой политики.

Таблица 14 - План денежных поступлений и выплат

п/п

Показатели

Месяцы

Всего за год

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

1

Поступления денежных средств*

X

2

Платежи всего, в том числе

X

2.1

Стоимость сырья и материалов, включая МБП

X

2.2

Стоимость основных средств и нематериальных активов

X

2.3

Арендная плата

X

2.4

Коммунальные платежи

X

2.5

Заработная плата

X

2.6

Стоимость рекламы

X

2.7

Страхование

X

2.8

Общая сумма налогов

X

2.9

Прочие расходы, связанные с реализацией услуг

X

2.10

Внереализационные расходы*

X

3

Прирост денежной наличности

X

4

Остаток на начало месяца

**

5

Остаток на конец месяца

***

*включают выручку от реализации услуг, косвенные налоги, взносы учредителей, суммы заемных средств и др.

*включают возврат заемных средств (с учетом процентов за пользование заемными средствами) и др.

** совпадает с остатком на начало января

*** совпадает с остатком на конец декабря

Таблица 15 - Баланс на конец планируемого года

Актив

Пассив

Основной капитал (внеоборотные активы)*

Собственный (акционерный) капитал***

Оборотный капитал (оборотные активы)**

Долгосрочные обязательства****

Краткосрочные обязательства*****

Итог актива

Итог пассива

Актив = Пассив

Пассив = Обязательства + Акционерный капитал

Акционерный капитал = Актив - Обязательства

*    Включает стоимость основных средств и нематериальных активов за вычетом суммы начисленной амортизации и прочие внеоборотные активы.

**    Включает запасы сырья и материалов, готовой продукции, дебиторскую задолженность, денежные средства и прочие оборотные активы.

***     Включает уставной капитал и нераспределенную прибыль.

****   Включает долгосрочные займы и прочие долгосрочные обязательства.

***** Включает краткосрочные займы, расчеты с кредиторами и прочие краткосрочные обязательства

Таблица16 - План по источникам и использованию средств на конец года

Средств из разных источников, всего

 в том числе:

    кредит или иной займ

    средства учредителей

    чистая прибыль

    амортизация

Использовано средств, всего     

 в том числе на:

    покупку оборудования или финансирование иных капитальных затрат

    возврат заемных средств

Чистый прирост денежных средств

ТЕМЫ Семинарских занятий

  1.  Организация внутрифирменного планирования на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства.
  2.  Система стратегического планирования и контроллинга деятельности предприятия.
  3.  Методы прогнозирования деятельности предприятия и их применение на предприятиях индустрии гостеприимства.
  4.  Система организационного сопровождения программ развития предприятия.
  5.  Система текущего планирования на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства.
  6.  Информационное обеспечение различных уровней планирования на предприятии.
  7.  Организация плановой работы на предприятии туризма и гостиничного хозяйства.
  8.  Планирование производственной программы.
  9.  Планирование производственного процесса.
  10.   Планирование производственных ресурсов.
  11.  Планирование трудовых ресурсов.
  12.  Планирования продвижения товаров и услуг.
  13.  Планирования каналов сбыта.
  14.  Состав и структура финансового плана.
  15.  Налоговое планирование.
  16.   Программные средства разработки бизнес-планов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Место планирования в системе управления предприятием.
  2.  Виды планов.

3. Процесс планирования.

4. Основные принципы планирования.

5. Методы планирования и их сущность.

6. Бизнес-планирование. Основные цели и задачи.

7. Содержание и структура бизнес-плана.

8. Методы и средства планирования.

9. Методы разработки плановых норм и нормативов.

10. Система планирования на предприятии.

11.  Место прогнозирования в планировании деятельности предприятия.

12. Факторографические методы прогнозирования.

13. Экспертные методы прогнозирования.

14. Нормы и нормативы и их назначение в планировании.

15. Место стратегического планирования в управлении организацией.

16. Процесс стратегического планирования.

17. Исследование внешней и внутренней среды.

18. Сущность SNW-анализа.

19. Проведение PEST- анализа.

20. SWOT-анализ.

21. Использование  матриц стратегического выбора в процессе формирования стратегии.

22. Определение эффективности стратегии.

23. Организация службы планирования на предприятии.

24. Технология и техника планирования (скользящая, последовательная).

25. Экономическая оценка планов.

26. Текущее внутрифирменное планирование (тактическое).

27. Содержание и структура плана маркетинга.

28. Планирование реализации продукции.

29. Планирование производственных программ.

30. Задачи и содержание плана материально-технического обеспечения.

31. Планирование потребности в персонале.

32. Цели, задачи и функции финансового планирования.

33. Содержание финансового плана предприятия.

34. Программные модули внутрифирменного планирования.

35. Функциональные задачи плановой службы на предприятии.

36. Обязанности сотрудников плановой службы предприятия.

37.  Возможности и функции программного продукта «Comfar 3 Expert».

38.  Возможности и функции программного продукта  «Project Expert».

39. Возможности и функции программного продукта  «Альт-Инвест».

40. Программа «Мастерская бизнес-планирования».

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Главной задачей планирования является:

а) выявление проблем деятельности предприятия;

б) повышение эффективности работы предприятия;

в) составление текущих планов деятельности предприятия;

г) анализ внешней среды функционирования предприятия;

д) обоснование стратегических направлений развития предприятия.

2. Реактивное планирование – это…

а) составление планов на основе прошлого опыта;

б) ориентация на будущее;

в) использование всех лучших идей принятия плановых решений;

г) использование только текущей ситуации;

д) нет правильного варианта ответа.

3. К факторам, препятствующим использованию прогрессивных форм планирования относятся:

а)  недостаточная квалификация персонала;

б) высокая неопределенность факторов среды функционирования предприятия;

в) низкая рентабельность деятельности предприятий;

г) верны все вышеперечисленные варианты ответов;

д) нет правильного варианта ответа.

4. Методикой, подходящей для анализа потенциала предприятия в процессе стратегического планирования является:

а)  SWOT-анализ;

б) PEST-анализ

в) SNW-анализ;

г) модель Портера;

д) нет правильного варианта ответа.

5. К основным показателям, определяющим эффективность бизнес-проекта не относят:

а) срок окупаемости;

б) рентабельность продаж;

в) коэффициент оборачиваемости;

г) чистая прибыль предприятия;

д) точка самоокупаемости затрат.

6. Какой из перечисленных методов не относится к экспертным методам прогнозирования:

а)  метод Дельфи;

б) метод анализа дерева целей;

в) метод генерации идей;

г) метод аналогий;

д) матричный метод.

7. Экспертные методы прогнозирования применяются:

а) в случаях, когда отсутствуют какие-либо статистические данные для количественного прогноза;

б) для целей краткосрочного прогнозирования;

в) при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;

г)  верны все вышеперечисленные варианты ответов;

д) нет правильного варианта ответа. 

8. Какой из перечисленных методов планирования не подходит для планирования на государственном уровне?

а) программно-целевой метод;

б) экспериментальный;

в) прогнозирование;

г) балансовый метод;

д) нет правильного варианта ответа.

9. По наглядности предоставления информации методы планирования могут быть:

а) табличными;

б) графическими;

в) эмпирическими;

г) верны все вышеперечисленные варианты ответов;

д) нет правильного варианта ответа.

10. Какие виды оценочных показателей определения эффективности плановой  деятельности не относятся к экономическим?

а) коммерческая эффективность;

б) народнохозяйственная эффективность;

в) бюджетная эффективность;

г) социальная эффективность;

д) правильного варианта ответа.

11. Бизнес-план является…:

а) основным документом внутрифирменного планирования;

б) всесторонним обоснованием предпринимательского (инвестиционного) проекта;

в) планом-программой деятельности, содержащим систему планомерно организованных мероприятий и показателей;

г) верны все вышеперечисленные варианты ответов;

д) нет правильного варианта ответа.

12.  Финансовое планирование включает следующие действия…

а) планирование доходов и поступлений, а также планирование расходов и отчислений;

б) составление баланса доходов и расходов;

в) анализ финансового положения предприятия;

г) верны все вышеперечисленные варианты ответов;

д) нет правильного варианта ответа.

13.  К оперативным финансовым планам следует отнести:

а) балансовый план;

б) план доходов и расходов;

в) платежный календарь и кассовый план;

г) план денежных поступлений и выплат;

д) нет правильного варианта ответа.

14. Организационный план бизнес-плана не содержит:

а) организационную структуру предприятия;

б) планирование производственных ресурсов;

в) обоснование фонда оплаты труда;

г) особенности кадровой политики предприятия;

д) штатное расписание.

15. Для разработки оперативных планов производства применяют следующие методы:

а) объемный метод;

б) календарный метод;

в) объемно-календарный метод; 

г) верны все вышеперечисленные варианты ответов;

д) нет правильного варианта ответа.

16. Продолжите фразу: «Технико-экономическое обоснование…».

а)  является обязательной частью бизнес-плана;

б) ориентировано на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие и рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми;

в) является обоснованием плана производства бизнес-плана;

г) раскрывает производственно-технические стороны бизнес-проекта;

д) не имеет отношение к бизнес-планированию.

17. Какой из программных продуктов используется для составления бизнес-планов предприятия?:

а) «Project-expert»;

б) KOREL.EXE;

в) SIMPLEX.EXE;

г) верны все вышеперечисленные варианты ответов;

д) нет правильного варианта ответа.

18. Не является основным плановым документом  предприятия…

а) план социально-экономического развития предприятия;

б) годовой бюджет предприятия;

в) технико-экономический план;

г) бизнес-план;

д) нет верного варианта ответа.

19. Каким образом формируется бюджет рекламных мероприятий?

а) на основе оценки средств, расходуемых конкурентами;

б) на основе определения процента с оборота;

в) исходя из собственных запланированных рекламных средств;

г) верны все вышеперечисленные варианты ответов;

д) нет правильного варианта ответа.

20. План производства включает:

а) планирование производственной программы организационную структуру предприятия;

б) планирование производственного процесса;

в) планирование потребности в ресурсах;

г) верны все вышеперечисленные варианты ответов;

д) нет правильного варианта ответа.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

б) основная литература:

  1.  Анискин, Ю.Г. Планирование и контроллинг / Ю.Г. Анискин.- М.: Омега - Л, 2007. – 280 с.
  2.  Матвеев, В.Т. Планирование на предприятии: учеб. пособие / В.Т. Матвеев, И.И. Золотарев, С.В. Матвеев. – Новосибирск; СГГА, 2004. – 252 с.
  3.  Платонова, Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: учеб. Пособие / Н.А. Платонова, Т.В. Харитонова.- М.: Дело и Сервис, 2005. – 432 с.

б) дополнительная литература:

  1.  Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие /
    Э.А. Афитов. – Мн.: Высш. шк., 2005. – 285с.
  2.  Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 392 с.
  3.  Гераськов, Б.И. Организация планирования на предприятии: учеб. пособие / Б.И. Гераськов, В.В. Жариков, В.Д. Жарков. – М.: Форум, 2009. – 240 с.
  4.  Егоров, Ю.Н. Планирование на предприятии / Ю.Н. Егоров,  
    С.А. Варакута.  - М.: ИНФРА-М, 2005. – 176 с.
  5.  Клоков,  И.В. Бизнес-план на компьютере: быстро и просто / И.В. Клоков. - СПб.:  Питер, 2007. – 176 с.
  6.  Лапыгин, Ю.Н. Стратегическое развитие организации: учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.:  КНОРУС, 2005. - 288 с.
  7.    Планирование на предприятии:  учеб. пособие / Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова, Т.А. Симунина, В.С. Васильцов. – М.: КНОРУС, 2008. – 336 с.
  8.   Растова, Ю.И. Экономика организаций (предприятий) в схемах: учеб. пособие / Ю.И. Растова, Р.Г. Малахов, О.А. Горянинская. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с.
  9.   Ушаков, И.И. Бизнес-планирование / И.И. Ушаков. – СПб:  Питер, 2007. - 224 с.
  10.   Чередникова, Л.Е. Инновации в социокультурном сервисе и туризме: Стратегия и тактика: учеб. пособие / Л.Е. Чередникова.- Новосибирск: Издательство НГТУ, 2007.- 405 с.
  11.   Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. – СПб.: Питер. – 2008. – 240с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57443. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМПЬЮТЕРУ 39 KB
  Цели урока: повторение и обобщение знаний по теме «Устройство компьютера» получение дополнительных знаний по данной теме. Задачи: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимательности, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
57445. Организация банковского обслуживания на основе банковских пластиковых карт ОАО «Балтийский Банк» 1002.21 KB
  Несмотря на проблемы, в России разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, а рынок банковских платежных карт эксперты называют в числе наиболее перспективных направлений развития банковских услуг для населения.
57449. Фразеологизмы 33.5 KB
  Знать: о фразеологизмах устойчивых сочетаниях слов их роли в обогащении речи. Упражнение 96 дети зачитывают исконно русские слова затем заимствованные.
57451. Любимые книги 42.5 KB
  Цели: Повторить правописание буквосочетаний чу-щу, ча-ща, жи-ши; перенос слов. Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь. Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность. Прививать любовь к чтению.