51556

Программные средства учебного назначения и тенденции их развития

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Демонстрационные программы предназначены для обучения теоретическому материалу. Контролирующие программы Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном рубежном или итоговом контроле знаний. Обучающие программы Программы данного типа особенно эффективны когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающихся контролю. Профессиональные программы Эти программы применяются для предоставления учащимся самостоятельной уч.

Русский

2014-02-12

55.5 KB

14 чел.

Тема: Программные средства учебного назначения и тенденции их развития.

Цель: ознакомить с различными классификациями и типологиями программ учебного назначения, а также показать тенденцию их развития; выделить цели и функции использования ПС на уроке.

План

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашней работы
  3.  Постановка целей занятия
  4.  Изучение материала
  5.  Закрепление
  6.  Итоги

Тип занятия: комбинированное.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Литература:

Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / - М.: Издательский центр «Академия», 2005

Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / -М.: Высш. шк., 2004

Журнал ИНФО

  1.  Организационный момент (приветствие учащихся,  проверка посещаемости)
  2.  Проверка домашней работы. (Фронтальный опрос по прошлой теме. Кто-то устно отвечает, кто-то письменно)
  3.  Постановка целей занятия

Сегодня на занятии мы познакомимся с различными классификациями и типологиями программ учебного назначения, а также проследим тенденции их развития; выделить цели использования ПС на уроке и попробуем сами сформулировать функции использования ПС в учебном процессе общеобразовательной школы.

  1.  Изучение материала

Программно-педагогические средства (ППС).

В методике ППС понимается в двух смыслах:

1. Во-первых, это пакет прикладных программ для использования в процессе обучения различным предметам (объект изучения на уроках ОИВТ).

2. Во-вторых, это дидактические средства, предназначенные для достижения учебных целей (напр, введение или закрепление какого-либо понятия, повторение и обобщение, итоговый контроль, …).

Классификация ППС.

ППС

Использование

1.

Демонстрационные программы

предназначены для обучения теоретическому материалу. Они помогают педагогу демонстрировать изучаемый объект или явление, проследить динамику его развития и т. п. Пример: “живая геометрия” или “живая физика”.

2.

Контролирующие программы

Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном, рубежном или итоговом контроле знаний.  При роботе с ними учащиеся последовательно отвечают на вопросы, либо набора ответа с клавиатуры, либо выбором одного из пунктов меню. После завершения работы, ответы учащихся анализируются и оцениваются по встроенному алгоритму.

3.

Обучающие программы

Программы данного типа особенно эффективны, когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающихся контролю. Работа с ними сводится к предъявлению уч-ся порции информации и последующим контролем. После проведения контроля, в зависимости от результатов, ученику предъявляют либо новые порции информации, либо предлагается заново изучить материал.

4.

Профессиональные программы

Эти программы применяются для предоставления учащимся самостоятельной уч. деятельности тех информационных технологий, с которыми им предстоит встречаться в проф. деятельности. Обычно СУБД, Word. Excel.

5.

Компьютерные учебные среды и микромиры

Применяются при изучении различных тем, усвоение которых направлено на формирование навыков умственных действий. Пример: робот, чертежник, логомиры.

6.

Компьютерные имитаторы в лабораторных процессах

Могут существовать отдельно, но чаще всего входят в состав обучающих ППС или учебных сред. Позволяют проводить лабораторные исследования, наиболее продвинутые имитаторы позволяют превратить ПК в измерительный прибор. В школах - редко.

7.

Экспертные системы учебного назначения

Предназначены для освоения плохо формализуемых личных  баз знаний экспертов и последующего использования их не специалистами.

8.

Система мультимедиа

Это не столько класс ППС, сколько развитая технология подачи материала учащимся. В наст. время предусматривает подачу визуальной информации (текст на экране, рисунки, анимация, видео); аудиальной информации (речь, музыка). Ведутся разработки в области тактильной и обонятельной информации.

9.

Игровые программы

Предназначены для проигрывания учебных ситуации с целью выработки оптимальной стратегии. Основная цель применения: развитие логического и абстрактного мышления.

10.

Досуговые программы

Предназначены для организации внеклассной и внешкольной деятельности уч-ся. Основная цель: развитие внимания, реакции и т. п.

Тестирующие программы.

В настоящее время широкое применение получили тестовые контрольные программы. Условно их можно разбить на 2 типа: 1. “напишите ответ” и 2. “выберите ответ”.

Достоинства 1 типа: невозможно угадать ответ (объективность знаний); повышает навыки работы с клавиатурой.

Недостатки 1 типа: сложно обрабатывать вводимый ответ (он может быть по сути правильным, но с орфографической ошибкой); увеличивается время на обработку результатов; больше времени требуется на прохождение таких тестов (т. к. увеличивается время уч-ся при наборе ответа).

Достоинства 2 типа: проще составить программу обработки ответов; меньше времени на обработку результатов; работа с этим видом тестов не требует от шк-ков больших навыков работы с ЭВМ.

Недостатки 2 типа: можно угадать ответ (5 из 20) и есть скрытая подсказка (можно отбросить неверные ответы, т. е. логически вычислить верный ответ).

Описание идеальной тестирующей программы.

Программа должна поддерживать оба вида тестов.

Должна просто запускаться и рассылаться по сети.

- Возможность для преподавателя менять вопросы (т. е. должна быть универсальной);

- порядок вопросов должен быть от простого к сложному, охватывать весь изученный раздел, изменяться при каждом новом запуске.

- если в программе предусмотрено ограничение времени на ответ, то она должна демонстрировать сколько времени осталось.

- должна предусматривать выставление итоговой оценки после любого кол-ва вопросов.

- должна указывать вопросы, где допущены ошибки, и верные ответы к ним.

- для разных классов можно предусмотреть разные критерии оценки знаний учащихся.

- результаты тестирования ученика должны храниться в спец. файлах и после завершения тестирования сами должны быть отосланы на ЭВМ учителя, чтобы он мог знать какие вопросы из темы не изучены, плохо усвоены.

- необходимые файлы должны быть защищены от нелегального использования (зашифрованы).

Основные причины популярности ППС.

1. Возможность учебного моделирования, т.е. представление явлений в их внутреннем развитии

2. Возможность реализации методик внушения.

3. Процесс обучения можно индивидуализировать.

Вмести с тем рассматриваются и ряд недостатков:

1. Большинство обучающих программ представляют собой просто переписанный учебник, в лучшем случае с гипертекстовыми ссылками, обучение сводится к чтению текста с монитора.

2. Не все ППС учитывают индивидуальные различия учащихся. Большинство своб. распространяемых ППС не имеют описания работы с ними, а также системных требований

3. Некоторые ППС не учитывают психологические особенности уч-ся (мелкий шрифт, голубые буквы на белом фоне)

Создавая свою собственную ППС необходимо составить инструкцию для пользователя которая должна включать:

· обоснование целей использования ППС в уч. процессе;

· указывать для каких ЭВМ оно реализовано, какие системные требования необходимы.

· на какой возраст уч-ся рассчитано

· на уроках каких типов и на каком этапе урока можно применять.

  1.  Закрепление

Студенты делятся на группы и пытаются заполнить таблицу по функциям использования ПС в учебном процессе общеобразовательной школы. Далее строится общая таблица на доске и все вместе её заполняют. Делаются выводы

  1.  Итоги (учитель подводит итоги занятия и выставляет оценки за активную работу на занятии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27018. Аудиторские доказательства 13.93 KB
  Аудиторские доказательства Аудиторские доказательства это информация полученная аудитором при проведении проверки и результаты анализа указанной информации на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи являющиеся основой финансовой бухгалтерской отчетности а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация полученная из различных источников от третьих лиц. ОЦЕНКА Аудитор должен выбрать и выполнить уместные в рамках...
27019. Документальное оформление и учет поступления основных средств. Определение их первоначальной стоимости в зависимости от способа поступления 25.05 KB
  оформляют типовыми формами первичной учетной документации № формы Наименование формы ОС1 Акт о приемепередаче объекта ос кроме зданий сооружений ОС1а Акт о приемепередаче здания сооружения ОС1б Акт о приемепередаче групп объектов ос кроме зданий сооружений ОС2 Накладная на внутреннее перемещение объектов ос ОС3 Акт о приемесдаче отремх реконстрх модернизых объектов ос ОС4 Акт о списании объекта ос кроме автотранспортных средств ОС4а Акт о списании автотранспортных средств ОС4б Акт о списании групп объектов ос кроме...
27020. Метод экономического анализа, определение, характерные особенности 18.79 KB
  Метод экономического анализа определение характерные особенности Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей изучение причин факторов изменения этих показателей выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения эффективности. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: определение системы...
27021. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ 16.38 KB
  После долгих дискуссий решено новые нормые акты по бухгму учету и бухгалтерской отчти называть не стандартами а ПБУ сохранив тем самым нацую особенть в решении методолх вопросов. Приведем перечень действующих российских ПБУ: 1. ПБУ 1 98 Учетная политика организации; 2. ПБУ 2 94 Учет договоров контрактов на капитальное строительство; 3.
27022. Предмет и объекты бухучета, их Классификация 18.33 KB
  Основным типом самостоятельно хозяйствующих субъектов являются предприятия организации ставящие целью получение прибыли от своей деятельности. Таким образом объектами бухгалтерского учёта являются имущество организации источники его формирования обязательства и хозяйственные операции осуществляемые в процессе финансовохозяйственной деятельности. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов денежных средств иного имущества и или погашения обязательств приводящее к увеличению...
27023. Синтетический учет поступления и выбытия целевых средств 16.06 KB
  предписывают учет поступления и расходования средств целевого финансирования на счете 86 Целевое финансирование. К сожалению приходится констатировать тот факт что действующая в области бухгалтерского учета законодательнонормативная база не включает в себя какоголибо отдельного правового акта содержащего четкое определение целевого финансирования и детальной методологии его бухгалтерского учета в некоммерческих организациях4. Таким образом в настоящее время некоммерческие организации могут вести бухгалтерский учет целевого...
27024. Содержание, задачи и источники информации анализа исполнения сметы расходов 13.26 KB
  Содержание задачи и источники информации анализа исполнения сметы расходов В бюджетных и научных учреждениях учет расходов и составление отчетности осуществляются в разрезе показателей сметы которые обобщены в двух основных статьях: текущие расходы и капитальные расходы. Содержанием анализа исполнения смет расходов является оценка эффективности использования выделенных учреждению материальных трудовых и финансовых ресурсов выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений а также количественная оценка влияния факторов...
27025. Сравнительная характеристика аудита и ревизии 14.14 KB
  Сравнительная характеристика аудита и ревизии 1.Основная цель ревизии заключается в выявлении недостатков и нарушений для их устранения и наказания виновных. Акт ревизии представляет собой документ в котором излагаются выявленные недостатки и нарушения. Акт и другая информация передаются вышестоящим и другим контролирующим органам для принятия решений по результатам проведенной ревизии .
27026. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета 13.51 KB
  учете потребителями информации являются работники упр. В финансовом учете информация формируется и отражается в отчетности в целом по организации. учете информация формируется и составляется отчетность по центрам ответственности видам деятельности отдельным изделиям и другим позициям. В финансовом учете обязательно используются все элементы метода бухгалтерского учета документация и инвентаризация оценка и калькуляция счета и двойная запись бухгалтерский баланс и отчетность.