51556

Программные средства учебного назначения и тенденции их развития

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Демонстрационные программы предназначены для обучения теоретическому материалу. Контролирующие программы Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном рубежном или итоговом контроле знаний. Обучающие программы Программы данного типа особенно эффективны когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающихся контролю. Профессиональные программы Эти программы применяются для предоставления учащимся самостоятельной уч.

Русский

2014-02-12

55.5 KB

15 чел.

Тема: Программные средства учебного назначения и тенденции их развития.

Цель: ознакомить с различными классификациями и типологиями программ учебного назначения, а также показать тенденцию их развития; выделить цели и функции использования ПС на уроке.

План

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашней работы
  3.  Постановка целей занятия
  4.  Изучение материала
  5.  Закрепление
  6.  Итоги

Тип занятия: комбинированное.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Литература:

Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / - М.: Издательский центр «Академия», 2005

Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / -М.: Высш. шк., 2004

Журнал ИНФО

  1.  Организационный момент (приветствие учащихся,  проверка посещаемости)
  2.  Проверка домашней работы. (Фронтальный опрос по прошлой теме. Кто-то устно отвечает, кто-то письменно)
  3.  Постановка целей занятия

Сегодня на занятии мы познакомимся с различными классификациями и типологиями программ учебного назначения, а также проследим тенденции их развития; выделить цели использования ПС на уроке и попробуем сами сформулировать функции использования ПС в учебном процессе общеобразовательной школы.

  1.  Изучение материала

Программно-педагогические средства (ППС).

В методике ППС понимается в двух смыслах:

1. Во-первых, это пакет прикладных программ для использования в процессе обучения различным предметам (объект изучения на уроках ОИВТ).

2. Во-вторых, это дидактические средства, предназначенные для достижения учебных целей (напр, введение или закрепление какого-либо понятия, повторение и обобщение, итоговый контроль, …).

Классификация ППС.

ППС

Использование

1.

Демонстрационные программы

предназначены для обучения теоретическому материалу. Они помогают педагогу демонстрировать изучаемый объект или явление, проследить динамику его развития и т. п. Пример: “живая геометрия” или “живая физика”.

2.

Контролирующие программы

Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном, рубежном или итоговом контроле знаний.  При роботе с ними учащиеся последовательно отвечают на вопросы, либо набора ответа с клавиатуры, либо выбором одного из пунктов меню. После завершения работы, ответы учащихся анализируются и оцениваются по встроенному алгоритму.

3.

Обучающие программы

Программы данного типа особенно эффективны, когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающихся контролю. Работа с ними сводится к предъявлению уч-ся порции информации и последующим контролем. После проведения контроля, в зависимости от результатов, ученику предъявляют либо новые порции информации, либо предлагается заново изучить материал.

4.

Профессиональные программы

Эти программы применяются для предоставления учащимся самостоятельной уч. деятельности тех информационных технологий, с которыми им предстоит встречаться в проф. деятельности. Обычно СУБД, Word. Excel.

5.

Компьютерные учебные среды и микромиры

Применяются при изучении различных тем, усвоение которых направлено на формирование навыков умственных действий. Пример: робот, чертежник, логомиры.

6.

Компьютерные имитаторы в лабораторных процессах

Могут существовать отдельно, но чаще всего входят в состав обучающих ППС или учебных сред. Позволяют проводить лабораторные исследования, наиболее продвинутые имитаторы позволяют превратить ПК в измерительный прибор. В школах - редко.

7.

Экспертные системы учебного назначения

Предназначены для освоения плохо формализуемых личных  баз знаний экспертов и последующего использования их не специалистами.

8.

Система мультимедиа

Это не столько класс ППС, сколько развитая технология подачи материала учащимся. В наст. время предусматривает подачу визуальной информации (текст на экране, рисунки, анимация, видео); аудиальной информации (речь, музыка). Ведутся разработки в области тактильной и обонятельной информации.

9.

Игровые программы

Предназначены для проигрывания учебных ситуации с целью выработки оптимальной стратегии. Основная цель применения: развитие логического и абстрактного мышления.

10.

Досуговые программы

Предназначены для организации внеклассной и внешкольной деятельности уч-ся. Основная цель: развитие внимания, реакции и т. п.

Тестирующие программы.

В настоящее время широкое применение получили тестовые контрольные программы. Условно их можно разбить на 2 типа: 1. “напишите ответ” и 2. “выберите ответ”.

Достоинства 1 типа: невозможно угадать ответ (объективность знаний); повышает навыки работы с клавиатурой.

Недостатки 1 типа: сложно обрабатывать вводимый ответ (он может быть по сути правильным, но с орфографической ошибкой); увеличивается время на обработку результатов; больше времени требуется на прохождение таких тестов (т. к. увеличивается время уч-ся при наборе ответа).

Достоинства 2 типа: проще составить программу обработки ответов; меньше времени на обработку результатов; работа с этим видом тестов не требует от шк-ков больших навыков работы с ЭВМ.

Недостатки 2 типа: можно угадать ответ (5 из 20) и есть скрытая подсказка (можно отбросить неверные ответы, т. е. логически вычислить верный ответ).

Описание идеальной тестирующей программы.

Программа должна поддерживать оба вида тестов.

Должна просто запускаться и рассылаться по сети.

- Возможность для преподавателя менять вопросы (т. е. должна быть универсальной);

- порядок вопросов должен быть от простого к сложному, охватывать весь изученный раздел, изменяться при каждом новом запуске.

- если в программе предусмотрено ограничение времени на ответ, то она должна демонстрировать сколько времени осталось.

- должна предусматривать выставление итоговой оценки после любого кол-ва вопросов.

- должна указывать вопросы, где допущены ошибки, и верные ответы к ним.

- для разных классов можно предусмотреть разные критерии оценки знаний учащихся.

- результаты тестирования ученика должны храниться в спец. файлах и после завершения тестирования сами должны быть отосланы на ЭВМ учителя, чтобы он мог знать какие вопросы из темы не изучены, плохо усвоены.

- необходимые файлы должны быть защищены от нелегального использования (зашифрованы).

Основные причины популярности ППС.

1. Возможность учебного моделирования, т.е. представление явлений в их внутреннем развитии

2. Возможность реализации методик внушения.

3. Процесс обучения можно индивидуализировать.

Вмести с тем рассматриваются и ряд недостатков:

1. Большинство обучающих программ представляют собой просто переписанный учебник, в лучшем случае с гипертекстовыми ссылками, обучение сводится к чтению текста с монитора.

2. Не все ППС учитывают индивидуальные различия учащихся. Большинство своб. распространяемых ППС не имеют описания работы с ними, а также системных требований

3. Некоторые ППС не учитывают психологические особенности уч-ся (мелкий шрифт, голубые буквы на белом фоне)

Создавая свою собственную ППС необходимо составить инструкцию для пользователя которая должна включать:

· обоснование целей использования ППС в уч. процессе;

· указывать для каких ЭВМ оно реализовано, какие системные требования необходимы.

· на какой возраст уч-ся рассчитано

· на уроках каких типов и на каком этапе урока можно применять.

  1.  Закрепление

Студенты делятся на группы и пытаются заполнить таблицу по функциям использования ПС в учебном процессе общеобразовательной школы. Далее строится общая таблица на доске и все вместе её заполняют. Делаются выводы

  1.  Итоги (учитель подводит итоги занятия и выставляет оценки за активную работу на занятии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22433. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КООПЕРАТИВОВ ЗА РУБЕЖОМ 277.5 KB
  В США кооперативам принадлежит 15 всего экспорта значительная доля рынка принадлежит потребительским кооперативам в Дании 33 в Норвегии 25. В мировой практике сложились два типа сельскохозяйственных кооперативов: кооперативы производителей называемые также обслуживающими или вертикальными кооперативами и производственные кооперативы называемые также артелями или горизонтальными кооперативами. Второй тип кооперативов производственных предполагает объединение крестьян для совместного производства продукции растениеводства...
22434. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ В ПРОДУКТОВЫХ ПОДКОМПЛЕКСАХ 243.5 KB
  К продовольственному комплексу относятся отрасли или подотрасли а также виды деятельности материального производства при наличии следующих условий: прямого влияния производства на достижение основных целей комплекса; межотраслевых связей по поставкам и использованию продукции; обратных связей между отрасльюпотребителем и отрасльюпоставщиком. объединения отраслей подотраслей видов деятельности взаимоувязанных в экономическом технологическом отношении в процессе производства конечных продуктов. Формирование продуктовых подкомплексов...
22435. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООПЕРАЦИИ 117 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООПЕРАЦИИ 1. Сущность кооперации. Формы и виды кооперации. Понятие межхозяйственной кооперации и направления ее развития.
22436. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 86 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 1. Теоретические основы агропромышленной интеграции. Типы и виды агропромышленной интеграции. Факторы агропромышленной интеграции.
22437. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О КООПЕРАЦИИ 1.88 MB
  ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О КООПЕРАЦИИ 1. Развитие кооперации во второй половине XIX века 3. Чаянова о кооперации 7. Колыбелью и родиной кооперации является Западная Европа.
22438. АПК как объект межотраслевых связей 107.5 KB
  АПК как объект межотраслевых связей Сущность АПК его место и роль в народном хозяйстве Республики Беларусь 2. Предпосылки и объективная необходимость формирования АПК сущность его взаимосвязей 3. Современное состояние и перспективы развития АПК 1. Сущность АПК его место и роль в народном хозяйстве Республики Беларусь В ходе исторического развития сельское хозяйство все больше теряет свою былую изолированность и неуклонно интегрируется со многими отраслями экономики.
22439. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 66 KB
  Содержание принципы задачи и основные направления организации труда в сельском хозяйстве. Основные формы организации труда. Внутрибригадная организация труда. Содержание принципы задачи и основные направления организации труда в сельском хозяйстве Одним из важнейших условий обеспечивающих высокие темпы развития сельского хозяйства является широкое применение прогрессивных форм организации труда сокращение потерь рабочего времени всемерная активизация человеческого фактора.
22440. СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА 49 KB
  Система растениеводства. Система животноводства. Экономическая сущность и основные принципы построения системы ведения хозяйства Система это множество взаимосвязанных элементов образующих определённую целостность единство. Система ведения сельского хозяйства это совокупность социальноэкономических организационных технических и технологических принципов построения и ведения производства для конкретных условий с целью удовлетворения потребностей общества в сельскохозяйственных продуктах.
22441. ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ) ПРОИЗВОДСТВА 66.5 KB
  Задачи и основные принципы планирования экономического и социального развития. Методы планирования. Система внутрихозяйственного планирования. Задачи и основные принципы планирования экономического и социального развития В системе экономических законов действует закон планомерного и пропорционального развития народного хозяйства.