51556

Программные средства учебного назначения и тенденции их развития

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Демонстрационные программы предназначены для обучения теоретическому материалу. Контролирующие программы Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном рубежном или итоговом контроле знаний. Обучающие программы Программы данного типа особенно эффективны когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающихся контролю. Профессиональные программы Эти программы применяются для предоставления учащимся самостоятельной уч.

Русский

2014-02-12

55.5 KB

12 чел.

Тема: Программные средства учебного назначения и тенденции их развития.

Цель: ознакомить с различными классификациями и типологиями программ учебного назначения, а также показать тенденцию их развития; выделить цели и функции использования ПС на уроке.

План

  1.  Организационный момент
  2.  Проверка домашней работы
  3.  Постановка целей занятия
  4.  Изучение материала
  5.  Закрепление
  6.  Итоги

Тип занятия: комбинированное.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Литература:

Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / - М.: Издательский центр «Академия», 2005

Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / -М.: Высш. шк., 2004

Журнал ИНФО

  1.  Организационный момент (приветствие учащихся,  проверка посещаемости)
  2.  Проверка домашней работы. (Фронтальный опрос по прошлой теме. Кто-то устно отвечает, кто-то письменно)
  3.  Постановка целей занятия

Сегодня на занятии мы познакомимся с различными классификациями и типологиями программ учебного назначения, а также проследим тенденции их развития; выделить цели использования ПС на уроке и попробуем сами сформулировать функции использования ПС в учебном процессе общеобразовательной школы.

  1.  Изучение материала

Программно-педагогические средства (ППС).

В методике ППС понимается в двух смыслах:

1. Во-первых, это пакет прикладных программ для использования в процессе обучения различным предметам (объект изучения на уроках ОИВТ).

2. Во-вторых, это дидактические средства, предназначенные для достижения учебных целей (напр, введение или закрепление какого-либо понятия, повторение и обобщение, итоговый контроль, …).

Классификация ППС.

ППС

Использование

1.

Демонстрационные программы

предназначены для обучения теоретическому материалу. Они помогают педагогу демонстрировать изучаемый объект или явление, проследить динамику его развития и т. п. Пример: “живая геометрия” или “живая физика”.

2.

Контролирующие программы

Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном, рубежном или итоговом контроле знаний.  При роботе с ними учащиеся последовательно отвечают на вопросы, либо набора ответа с клавиатуры, либо выбором одного из пунктов меню. После завершения работы, ответы учащихся анализируются и оцениваются по встроенному алгоритму.

3.

Обучающие программы

Программы данного типа особенно эффективны, когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающихся контролю. Работа с ними сводится к предъявлению уч-ся порции информации и последующим контролем. После проведения контроля, в зависимости от результатов, ученику предъявляют либо новые порции информации, либо предлагается заново изучить материал.

4.

Профессиональные программы

Эти программы применяются для предоставления учащимся самостоятельной уч. деятельности тех информационных технологий, с которыми им предстоит встречаться в проф. деятельности. Обычно СУБД, Word. Excel.

5.

Компьютерные учебные среды и микромиры

Применяются при изучении различных тем, усвоение которых направлено на формирование навыков умственных действий. Пример: робот, чертежник, логомиры.

6.

Компьютерные имитаторы в лабораторных процессах

Могут существовать отдельно, но чаще всего входят в состав обучающих ППС или учебных сред. Позволяют проводить лабораторные исследования, наиболее продвинутые имитаторы позволяют превратить ПК в измерительный прибор. В школах - редко.

7.

Экспертные системы учебного назначения

Предназначены для освоения плохо формализуемых личных  баз знаний экспертов и последующего использования их не специалистами.

8.

Система мультимедиа

Это не столько класс ППС, сколько развитая технология подачи материала учащимся. В наст. время предусматривает подачу визуальной информации (текст на экране, рисунки, анимация, видео); аудиальной информации (речь, музыка). Ведутся разработки в области тактильной и обонятельной информации.

9.

Игровые программы

Предназначены для проигрывания учебных ситуации с целью выработки оптимальной стратегии. Основная цель применения: развитие логического и абстрактного мышления.

10.

Досуговые программы

Предназначены для организации внеклассной и внешкольной деятельности уч-ся. Основная цель: развитие внимания, реакции и т. п.

Тестирующие программы.

В настоящее время широкое применение получили тестовые контрольные программы. Условно их можно разбить на 2 типа: 1. “напишите ответ” и 2. “выберите ответ”.

Достоинства 1 типа: невозможно угадать ответ (объективность знаний); повышает навыки работы с клавиатурой.

Недостатки 1 типа: сложно обрабатывать вводимый ответ (он может быть по сути правильным, но с орфографической ошибкой); увеличивается время на обработку результатов; больше времени требуется на прохождение таких тестов (т. к. увеличивается время уч-ся при наборе ответа).

Достоинства 2 типа: проще составить программу обработки ответов; меньше времени на обработку результатов; работа с этим видом тестов не требует от шк-ков больших навыков работы с ЭВМ.

Недостатки 2 типа: можно угадать ответ (5 из 20) и есть скрытая подсказка (можно отбросить неверные ответы, т. е. логически вычислить верный ответ).

Описание идеальной тестирующей программы.

Программа должна поддерживать оба вида тестов.

Должна просто запускаться и рассылаться по сети.

- Возможность для преподавателя менять вопросы (т. е. должна быть универсальной);

- порядок вопросов должен быть от простого к сложному, охватывать весь изученный раздел, изменяться при каждом новом запуске.

- если в программе предусмотрено ограничение времени на ответ, то она должна демонстрировать сколько времени осталось.

- должна предусматривать выставление итоговой оценки после любого кол-ва вопросов.

- должна указывать вопросы, где допущены ошибки, и верные ответы к ним.

- для разных классов можно предусмотреть разные критерии оценки знаний учащихся.

- результаты тестирования ученика должны храниться в спец. файлах и после завершения тестирования сами должны быть отосланы на ЭВМ учителя, чтобы он мог знать какие вопросы из темы не изучены, плохо усвоены.

- необходимые файлы должны быть защищены от нелегального использования (зашифрованы).

Основные причины популярности ППС.

1. Возможность учебного моделирования, т.е. представление явлений в их внутреннем развитии

2. Возможность реализации методик внушения.

3. Процесс обучения можно индивидуализировать.

Вмести с тем рассматриваются и ряд недостатков:

1. Большинство обучающих программ представляют собой просто переписанный учебник, в лучшем случае с гипертекстовыми ссылками, обучение сводится к чтению текста с монитора.

2. Не все ППС учитывают индивидуальные различия учащихся. Большинство своб. распространяемых ППС не имеют описания работы с ними, а также системных требований

3. Некоторые ППС не учитывают психологические особенности уч-ся (мелкий шрифт, голубые буквы на белом фоне)

Создавая свою собственную ППС необходимо составить инструкцию для пользователя которая должна включать:

· обоснование целей использования ППС в уч. процессе;

· указывать для каких ЭВМ оно реализовано, какие системные требования необходимы.

· на какой возраст уч-ся рассчитано

· на уроках каких типов и на каком этапе урока можно применять.

  1.  Закрепление

Студенты делятся на группы и пытаются заполнить таблицу по функциям использования ПС в учебном процессе общеобразовательной школы. Далее строится общая таблица на доске и все вместе её заполняют. Делаются выводы

  1.  Итоги (учитель подводит итоги занятия и выставляет оценки за активную работу на занятии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39735. Ценообразующие факторы 16.94 KB
  Все многообразие ценообразующих факторов как показывает экономическая практика можно разделить на три группы: базовые неконъюнктурные; конъюнктурные; регулирующие связанные с государственной политикой. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными затратными стоимостными поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат. Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью...
39737. Возникновение и сущность маркетинга, сбытовой и маркетинговой подходы к деятельности фирмы, цели маркетинга 167.5 KB
  Возникновение и сущность маркетинга сбытовой и маркетинговой подходы к деятельности фирмы цели маркетинга. Становление маркетинга как основы экономического поведения фирмы следует отнести к периоду последующему за великой депрессией охватившей Запад в 19291933 годах . Основными понятиями сферы маркетинга являются следующие: нужды потребности запросы товар обмен сделка и рынок. Введение в практику предпринимательства концепции маркетинга позволяют решить целый комплекс вопросов: 1.
39738. Маркетинг. Общие понятия маркетинга 872 KB
  Спрос – это совокупный запрос группы потребителей. Предвидеть прогнозировать спрос можно только постоянно изучая потребителей так чтобы разрабатывать и предлагать именно то что они хотят и в чем нуждаются. Стимулировать значит вызывать у потребителей стремление к тому что предлагает фирма привлекательно оформляя продукт интенсивно его рекламируя и так далее. Маркетинговая деятельность может быть направлена как на потребителей так и на население в целом.
39739. Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта «Минотавр» 30.39 KB
  Вступление Сегодня мы с вами познакомимся с необыкновенным произведением Дюрренматта драматической балладой Минотавр об одиночестве главного героя а именно Минотавра и попробуем найти черты неомифологизма в этом произведении. Наша тема Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта Минотавр . Дюрренматта.
39740. Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта 25.53 KB
  Дюрренматт классик швейцарской литературы.Идейнохудожественный анализ произведения Дюрренматта Минотавр: жанровые особенности; образ дюрренматтовского Минотавра в сопоставлении с древнегреческим Минотавром; черты неомифологического сознания в произведении. Работа по теме урока Сегодня мы с вами проанализируем замечательное произведение швейцарского классика Дюрренматта Минотавр и попробуем проследить неомифологические черты в данном произведении.
39741. Метод (метод исследования) 35.5 KB
  В общей психологии – это один из основных эмпирических методов психологического исследования состоящий в преднамеренном целенаправленном систематическом восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Метод занимает промежуточное положение между методом простого объективного наблюдения и методом лабораторного эксперимента. Создан Лазурским с целью избежать недостатков методов наблюдения и эксперимента и соединить их достоинства; формирующий эксперимент ход которого направлен на...
39743. Общее понятие об ощущении 78 KB
  Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур названных И. Рассмотрим систематическую классификацию ощущений. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений он разделил их на три основных типа: интероцептивные проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.