51568

Культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье: история и современность

Курсовая

История и СИД

Рассмотреть литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.); Описать материальное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.); Определить недвижимое наследие декабристов в Бурятии; Изучить недвижимое наследие декабристов в Забайкальском крае.

Русский

2014-12-11

151.5 KB

2 чел.

Культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье:

история и современность

КУРСОВАЯ РАБОТА


Содержание:

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Движимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.)……………………………………………………………………….

1.1. Литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.)….………………………………………………………………………..

1.2. Материальное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.)……………………………………………………………………………

Глава 2. Недвижимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.)………………………………………………………………………….

2.1.  Недвижимое наследие декабристов в Бурятии…………………………….

2.2. Недвижимое наследие декабристов в Забайкальском крае………………..

Заключение………………………………………………………………………..

IV. Список использованных источников литературы…………………………..

Введение

Актуальность. Пребывание героев Сенатской площади в Забайкалье — одна из самых ярких страниц истории нашего региона. В разные годы специалисты неоднозначно оценивали роль этих людей в развитии общества. В настоящее время многие историки считают: их гуманитарный вклад просто бесценен1.

Актуализация значительного вклада ссыльных декабристов в культуру Забайкалья, их заметного влияния на развитие края обусловлена рядом причин. В творческом наследии декабристов: научные и литературные труды, музыкальные произведения, живописные полотна, педагогические исследования, археологические раскопки, архитектурные замыслы, сельскохозяйственные опыты, в числе которых и решение столь важного в любые времена аграрного вопроса.

Проблема декабризма имеет не только культурно - историческое, но современное значение, и, несмотря на обилие научной и популярной литературы, сегодня является до конца не исследованной. Об этом говорят и документы, таких ученых, как С.Ф.Коваль, В.В.Гапоненко и др., где чётко обозначились наиболее важные проблемы по изучению наследия декабристов, в том числе периода ссылки и каторги в комплексном их исследовании.

Кроме того, сегодня, когда объявлено Правительством Российской Федерации формирование на территории Забайкалья особой экономической зоны, связанной с развитием туризма, особенно возрастает роль музеев. В процессе идентификации исторического самосознания народов важную роль играет музейный предмет и музей, как собрание коллекций. Каждый человек, группа, организация или учреждение желают видеть себя в социальной и этнической структуре общества, понять свое место в историческом процессе. Вместе с тем для общества сегодня самое важное сохранить для потомков событийную историю в артефактах – документах, фотографиях и предметах, характеризующих те или иные явления истории и культуры. Создание музеев, посвященных жизни и деятельности декабристов на территории Забайкалья, это уникальное событие, которое несет в себе дух просвещения. Это возможность более глубокого знакомства с историей нашего края.

До определенного времени декабристская тема была одной из самых популярных в Отечественной истории. Ей посвящались научные исследования, документальные и художественные фильмы, театральные постановки, многочисленные издания. Музеи гордились своими коллекциями, связанными с историей декабристского движения. Сегодня мы вновь наблюдаем всевозрастающий интерес к этой проблеме. Функционирование музеев, связанных с декабристами, дает возможность соприкосновения с той эпохой, когда жили декабристы.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью исследования истории региональной культуры, выявления роли и влияния культурного наследия декабристов на культуру Забайкалья2.

Степень изученности проблемы. Изучение культурного наследия ссыльных декабристов невозможно без использования опыта исследований различных вопросов российской культуры. Литература, посвящённая декабристам, поистине огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Анализ исторической и философской литературы по проблеме декабризма способствовал пониманию и обоснованию места декабристов и их наследия в истории культуры России и сибирского региона. В этом плане следует считать первыми исследователями изучения «движения 14 декабря 1825 г.» самих декабристов, в «Записках» которых находят отражение исторический, биографический, духовно-нравственный, мировоззренческий аспекты. Определяя место декабристов в истории русского общества, А.И. Герцен - организатор «потаённой печати» второй половины XIX в. - писал о «нравственном действии» событий 14 декабря на целое поколение3.

Неутраченный интерес к декабризму отмечается и в последующий период российской истории, он получает новые оттенки исследования данной проблемы. Выпущенный к 100-летию (1925 г.) восстания 14-го декабря 1825 г. читинский юбилейный сборник «Декабристы в Забайкалье» под редакцией A.B. Харчевникова содержит богатейшие (неизданные до того времени) материалы о движении и творческом наследии «первых реформаторов». Главная мысль этого труда сосредоточена в следующих словах предисловия: «Декабристы поняли на десятки лет раньше многих необходимость государственного переустройства, но тем не менее они были и остались людьми первой четверти XIX в. Узнать декабристов, понять условия, в каких выработалось их движение, уяснить обстановку, в какой оно протекало, значит установить теснейшую преемственную связь развития революционного движения, найти его истоки4.

В последние годы получил особенно интенсивное развитие краеведческий аспект, начало которому было положено ещё в 20-е гг. XX в. учёным М.К. Азадовским. В его работах, как и в более поздних трудах других исследователей: М.Ю. Барановской, Е.В. Вагановой, Г.В.Гапоненко, В.П. Изгачёва, С.Ф. Коваля, А.Н. Копылова, М.Д. Сергеева, Г.П. Шатровой и др. доказывается положение о том, что культурное наследие декабристов сыграло значительную роль в развитии производительных сил сибирского региона, просвещения, образования, сельского хозяйства, семейных отношений5.

Цель курсовой работы: изучить движимое и недвижимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье.

Задачи:

  •  Рассмотреть литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.);
  •  Описать материальное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.);
  •  Определить недвижимое наследие декабристов в Бурятии;
  •  Изучить недвижимое наследие декабристов в Забайкальском крае.

Объектом исследования является культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60-е гг. XIX в.).

Предметом  история и современное состояние культурного наследия декабристов на поселении в Забайкалье.

Хронологические рамки работы охватывают период с 30-60-х гг. XIX в. –  по настоящее время (2012 г.), обусловлены временем пребывания декабристов в ссылке и современным состоянием культурного наследия.

Территориальные рамки: территория Забайкалья в его современных географических границах.

Источниковая база:

Методологические исследования:

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, основной части  (двух глав, четырех параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Во Введении рассматривается актуальность темы, выделяются объект, предмет исследования, цель, задачи работы, хронологические и территориальные рамки, анализируется степень изученности проблемы.

В первой главе «Движимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60-е гг. XIX в.)» раскрывается литературное и материальное наследие декабристов на поселении в Забайкалье.

Вторая глава «Недвижимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60-е гг. XIX в.)» посвящена музеям декабристов в Бурятии и Забайкальском крае, а так же здесь описываются могилы декабристов.

Заключение подводит итог работы, дает общее представление о культурном наследии декабристов на поселении в Забайкалье (30-60-е гг. XIX в.).

Глава I. Движимое наследие декабристов на поселении в Забайкалье в 30-60 гг. XIX в.

  1.  Литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье  (30-60 гг. XIX в.).

Огромное место в жизни декабристов на каторге в ссылке занимали книги. Дворянские революционеры были людьми высокой культур, большинство из них получило прекрасное образование. Интересы декабристов были чрезвычайно широки: история и общественные науки, математика и естествознание, литература и философия, которые они глубоко и серьезно изучали. По письмам и воспоминаниям декабристов мы можем проследить, что входило в круг их чтения, более наглядно раскрыть богатую интеллектуальную жизнь представителей революционного дворянства. Нам помогут в этом те не многие уцелевшие экземпляры книг, которые были их спутниками в Сибири. В Чите, куда декабристов отправили после Нерчинских рудников, им запрещалось писать письма родным и книги для чтения не выдавались. Заниматься чтением было трудно. Но некоторое время спустя последовало разрешение получать литературу. Постепенно в Читинской тюрьме из книг, привезенных самими декабристами и высылаемых им, образовалась довольно большая коллективная библиотека. Она постоянно пополнялась и к концу пребывания декабристов в Чите насчитывала более 6000 экземпляров. Благодаря хорошей библиотеке декабристы посвящали много времени ученым трудам. Они написали много статей по политическим, экономическим, юридическим наукам. Так же декабристы писали рассказы, устраивали литературные вечера6.

В августе 1830 г. декабристов отправили на новое место каторги – в Петровский Завод. К этому времени связи декабристов с родными укрепились. Выписка книг и периодики была бессистемной, недостаточно продуманной. Поэтому Д. Завалишин, С. Волконский и Митьков организовали библиотечную артель. Декабристы получали массу литературы благодаря общению с женами. В так называемую, казематскую библиотеку поступали мировая классика, книги по истории, философии, политической экономии, математике, естественным наукам, так же в библиотеке было много изданий, посвященных Америке и Калифорнии. Библиотека декабристов в Петровском каземате собралась довольно внушительная. Число всех книг по свидетельству Д. Завалишина, переходило за полмиллиона томов7. Библиотека просуществовала до 1835 г.

Помимо артельной библиотеки у декабристов были личные собрания книг8. В 1856 г. манифестом об амнистии декабристам было разрешено оставить Сибирь. Многие книги из личных библиотек декабристов, находившихся в Восточной Сибири, попали к купцу-библиографу Г.В. Юдину в Красноярск. К сожалению, в 1907 г. Юдин вынужден был продать богатое книжное собрание библиотеке Конгресса в Вашингтон. Часть книг декабристов поступила в учебные заведения сибирских городов, где жили декабристы, частные библиотеки, была разобрана отдельными лицами или вывезена из Сибири. Многие книги декабристов погибли9.

Из литературного и эпистолярного наследия декабристов для краеведения Бурятии представляют интерес произведения В.К. и М.К. Кюхельбекеров. Особенно ценным среди них является сочинение М.К. Кюхельбекера «Краткий очерк Забайкальского края», созданный в 1836 г., опубликован был только в 1963 г10. Эта статья посвящена описанию естественно-геогрфических условий Забайкалья, характеристике основных отраслей хозяйства с точки зрения общего их состояния. Вопросы быта, хозяйства, населения края занимают не много места, так как этой теме  была посвящена специальная не дошедшая  до нас статья. Содержание очерка свидетельствует о широте и разносторонности интересов декабриста, о его наблюдательности, умении подмечать наиболее характерные черты в окружающей его жизни, природе.  В документах Государственного Архива Иркутской области сохранились любопытные сведения о литературных сочинениях В.К. Кюхельбекера11. Дошедшие до нас письма и дневник, который В. К. Кюхельбекер вел последние 20 лет жизни в крепостях и ссылке, дают представление о характере занятий поэта-декабриста. Читать и писать декабристу не запрещали, но и не разрешали главного  - публиковать написанное. О первоначальных радужных литературных планах декабриста рассказывает его письмо к издателю «Сына Отечества» Н. И. Гречу, отправленное из Баргузина 13 апреля 1836 г. В.К. Кюхельбекер сообщает, что им уже написаны статьи о Пушкине, Кукольнике, Марлинском, Шекспире, Шиллере, Гете, Томсоне, Муре, Скотте12. Дневник В.К. Кюхельбекера, этот своеобразный рукописный литературно-критический журнал, с удовольствием читали, передавая друг другу, остальные члены забайкальской группы декабристов. Особенно долго дневник и книги В.К. Кюхельбекера находились в Селенгинске, где были поселены братья Бестужевы и К.П. Торсон. Об этом маленьком Забайкальском городке М.А. Бестужев писал историку М.И. Семесвскому: «Двадцать лет жизни общества много значит. Теперь это общество, в котором мы должны были составлять звено, улеглось в общечеловеческие формы; теперь это самое общество не отдается душою и телом патриархальным пирушкам; оно читает журналы и газеты, их интересует общая жизнь Руси; а в эпоху нашего прибытия в этот город их жизнь и развлечения были чисто материальные…»13. Это был итог большой просветительской работы декабристов в Селенгинске14.

Много и плодотворно работал в области краеведения Н.А. Бестужев. Ни что не характеризует лучше образ жизни и мысли Н.А. Бестужева, его взаимоотношения с коренными жителями, как написанные им статьи: «Очерки забайкальского хозяйства» - здесь подробно рассказывается об искусстве сенокошения, разновидностях покосов и трав, об особенностях местного земледелия и орошения. «Бурятское хозяйство» - в этой статье любопытны сведения о сроках заготовления домашнего запаса мяса на зиму и способе его хранения вплоть до лета или об остроумном сплаве дров по рекам. Самым значительным памятником литературного наследия декабристов о бурятах является произведение «Гусиное озеро»15, написанный в начале 50-х гг. XIX в., очерк был опубликован в первых номерах «Вестника естественных наук» за 1854 г. без подписи. Затем он был переиздан в отдельном собрании сочинений Н.А. Бестужева «Рассказы и повести старого моряка». Надо отметить, что в создании этого произведения принимал участие П.А. Кельберг, ближайший сподвижник Н.А. Бестужева в области этнографии и краеведения. В дни подготовки и празднования 100-летней годовщине восстания декабристов профессор Иркутского университета М.К. Азадовский вновь ввел в научный оборот и вернул читателям замечательное, но забытое сочинение Н.А. Бестужева, опубликовав его в сборнике «Декабристы в Бурятии». Между тем «Гусиное озеро» – это цельное литературное произведение с продуманным отбором материала, подчиненным единой сюжетной линии. Сочувствие к угнетенным бурятам-беднякам, ненависть к правящей верхушке – тайшам, зайсанам, ламам «ламское сословие есть язва бурятского племени…» - проходят красной нитью через все описания, детали, характеристики. Первым в русской литературе Н.А. Бестужев в своем произведении показал социальные типы бурятского народа, нарисовал развернутые картины его быта, описал обстановку, обычаи, привычки, одежду людей. Обобщение, сделанное в конце произведения, свидетельствует о глубоком интернационализме автора: «Несмотря на все стесняющие обстоятельства бурят сметлив и на все способен…Что же касается до умственных способностей бурят, то, по моему, они идут наравне со всеми лучшими племенами человеческого рода»16. В своем произведении Н.А. Бестужев использовал три бурятские сказки, услышанные из уст кузнеца Цыдена Баклановича, и одну бурятскую песню о горькой доле бедного сироты, которую исполнила ему собравшаяся молодежь.  Итак, без знания прошлого невозможно объять настоящее. Краеведческое наследие Н.А. Бестужева является одним из тех ценных источников, которые освежают память и проясняют чувство отчей земли. Это особенно важно теперь, когда резко изменилась демографическая и экологическая ситуация не в пользу естественной гармонии человека и природы, взаимосвязи этноса и исторической среды его обитания17.

Большое значение для понимания характера и сущности краеведческой деятельности декабристов представляют их письма с каторги и мест поселения, написанные по свежим следам, они передают живое восприятие окружающей жизни, дают не ретроспективную, как в сочинениях, а перспективную оценку жизненных фактов, явлений, событий. Богатый краеведческий материал содержится в письмах братьев М. и Н. Бестужевых. Большая часть переписок хранится неопубликованной в фондах Института русской литературы, Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, отдельные письма – в других архивохранилищах. В делах Государственного Архива Иркутской области имеется переписка о детях декабристов С.Г. Волконского, Н.М. Муравьева, В.Л. Давыдова и С.П. Трубецкого.

Литературное наследие Михаила Бестужева не велико по объему и пестро по составу: он переводил западноевропейских классиков, писал повести о морской жизни, занимался фольклором и этнографией18. Он много и плодотворно работал в области краеведения Бурятии, еще в период пребывания на каторге Михаил написал «Дневник путешествия нашего из Читы в Петровский Завод», в котором рассыпаны его краткие, но выразительные замечания о бурятах, семейских крестьянах. В этом же «Дневнике» он пишет, что им был составлен краткий словарь для бесед с бурятами, записано несколько их сказок, к сожалению, утерянных. Особый интерес М.А. Бестужева вызывают религия, народная медицина бурят. Не имея возможности публиковаться в печати, ввиду запрета литературного творчества декабристам, М.А. Бестужев пишет пространные письма родным и друзьям, в которых излагаются итоги его наблюдений и вызванных ими мыслей. Это наглядно проявляется в публикуемых в сборнике двух письмах М. А. Бестужева к родным от января 1842 г. и в письме к Наквасиным. В первом он подробно описывает обряд встречи нового года в буддийском дацане, во втором – бедственное положение Забайкальского края. Письмо к Наквасиным интересно не только своим краеведческим содержанием, но и ясно выраженным отрицательным отношением декабриста к внутренней политике царизма.

Братья А.И. и П.И. Борисовы с первых лет пребывания в Забайкалье, в условиях каторги занимались сбором растений, насекомых, готовили альбомы с рисунками. В сохранившемся рукописном наследстве П.И. Борисова в области общественных наук больше места занимают вопросы философии, права, истории и совсем немного отводится описанию края, в котором он оказался. Письма  П.И. Борисова интересны для понимания условий жизни братьев на поселении в Бурятии19.

Литература и реальная жизнь оказались для декабристов одним неразделимым целым. Реальное поведение человека воспринималось как некий текст, как закодированное в поступках сообщение, а ключом к расшифровке этого сообщения служили литературные сюжеты. В этом легко убедиться на примере известного подвига жён декабристов. Следование за ссылаемыми в Сибирь мужьями существовало как вполне традиционная норма поведения в нравах простонародья и не рассматривалось не как подвиг и даже не как осознанное поведение — это была общепринятая норма20.

  1.  Материальное наследие декабристов проживавших на поселении в Забайкалье в 30-60 гг. XIX в.

Братья Бестужевы заметно выделялись среди товарищей страстью к постоянной деятельности. Оказавшись в тюремных камерах они учились всяким ремеслам.

До нас дошли многочисленные рисунки декабристов: портреты, сцены тюремного быта, виды Читинского и Петровского острогов и мест ссылок, зарисовки домов, в которых жили декабристы, интерьеров и убранств, комнат, мест погребения21. В народной памяти Николай Бестужев оставил яркий след не только как выдающийся литератор, но и талантливый художник; первый историограф отечественного флота; изобретатель морского хронометра (это его юношеская мечта) он проявлял особый интерес к книгам о часосотворении, так необходимых ему в работе по созданию часов и хронометра22; бурятский этнограф-фольклорист. Еще будучи на каторге, а она длилась долгих 12 лет, Николай Александрович написал акварельные портреты всех декабристов и их жен. Только в 1858 г. эти портреты попали в Москву. Их привезла Н.А. Бестужева, сестра художника, продала их Козьме Терентьевичу Солдатенкову. Деньги от продажи портретов стали значительной поддержкой трех престарелых сестер декабристов Бестужевых. В 1860 г. в периодике сообщалось кое-что о портретах декабристов. Эта информация исходила от историка М.И. Семевского. Начатый в 1905 г. поиск этих портретов был неудачным. Только 40 лет назад советскому искусствоведу Зильберштейну удалось найти 76 акварелей Бестужева.

Среди них 68 портретов декабристов, выступавших на Сенатской площади, в восстании Черниговского полка, портреты вожаков и деятелей тайных обществ: Союза спасения, Союза благоденствия, Северного общества, общества соединенных славян, общества военных друзей, сосланных в Сибирь на каторгу после казни пяти своих руководителей.

 На 71 портрете есть собственноручные автографы того, кто нарисован. Вот характерная надпись: «Воспоминание есть единственный рай, из которого ни в коем случае нет изгнания. Андрей Розен». Кроме 68 портретов декабристов в Бестужевской коллекции представлены еще 8 других лиц. Кроме декабристов в остроге сидели офицеры Оренбургского полка В.П. Колесников и Д.П. Таптыков, которые состояли в тайном обществе раскрытом в 1827 г. их портреты тоже написал Бестужев. На четырех портретах изображены жены декабристов: П.Е. Анненкова, А.И. Давыдова, К.П. Иванова и М.К. Юшневская.

Седьмой портрет представляет собой копию с портрета сестры декабриста П.Н. Свистунова. Восьмой – портрет участника восстания 1831 г. польского художника Леопольда Немировского. На портрете – карандашная надпись на польском языке: «В память изгнания. 1843. 10 марта. Забайкалье. Н.В.». Сейчас, по одним источникам, эти бесценные творения декабриста Николая Бестужева находятся в частной коллекции искусствоведа Зильберштейна, в Москве. Но, так же, в статье «Забайкальские страницы жизни декабристов» научным сотрудником музея истории Бурятии, Евгением Дугаржаповым рассказывается что в 2001 году на выставке была представлена портретная галерея декабристов и их жен, выполненная Н.А. Бестужевым23.

Первого сентября 1839 г. братья Бестужевы приехали на поселение в Селенгинск. Старожилы древнего Селенгинска были приятно удивлены появлением новых жителей на нового вида тележках, сразу завоевавших их пристальное внимание. Это были сидейки с деревянными рессорами простейшей конструкции. Вскоре сидейки стали во всеобщем употреблении не только в городах, но и у бкрят. Тем более что они были просты. Оригинальные «сидейки», в большом количестве изготовлявшиеся под авторским надзором Михаила Николаевича Бестужева, быстро расходились в ближние и дальние уголки Сибири и вскоре стали называться «бестужевками». Слава о них даже превзошла известность водометного двигателя «государственного преступника»24. Эти «бестужевки» использовались вплоть до наших дней25.

У старушки Всеволодовой по словам Э.В. Демина находится диван, стол и два кресла – это работы Михаила Бестужева.

В сегодняшние дни в Селенгинске находится интересный памятник старины. Это огромный памятник, до 3 метров высотою, деревянный крест, совершенно почерневший от времени. На лицевой стороне барельефное цветное изображение распятого Иисуса Христа, а вот тыльная сторона креста привлекает внимание любого человека. На ней вырезана старославянская надпись: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое Славим. Лето 1798 года. Строил атаман Диятьев».

В переводе на современное летоисчисление крест соорудили в 1690 г. было время, когда мы на всегда могли потерять эту священную православную реликвию Забайкалья.

Дело в том, что однажды местные краеведы уже теряли след данного креста. В воспоминаниях декабристов Бестужевых мы нашли указание на наличие общепризнанного символа старого Селенгинска. По существовавшим полтора века тому назад преданиям крест был найден глубоко в песках ниже исчезнувшего поселения-крепости. Его три раза водружали в церкви, но они сгорали дотла, а удивительный памятник оставался невредимым (только изрядно прокоптился). По другим данным его водрузили близ стен Селенгинского острога по приказу опального гетмана Украины Д.И. Многогрешного. Святой Крест уже в середине XIX столетия считался главной исторической святыней юга Забайкалья, живым свидетелем далекого времени русского освоения края в XVII в. А вот куда задевались его следы 100 лет тому назад, не знал никто. Старый Селенгинск исчез с лица земли.

Однако местные старожилы говорили, что в одинокой каменной часовне до сих пор хранятся древние реликвии. Группа ученых Бурятского Научного Центра и сотрудники государственного органа охраны памятников, при согласии общины верующих побывали в часовне Старого Селенгинска. Они обнаружили здесь не просто знаменитый крест со старославянской вязью. По обе его стороны находились лики святых в рост человека. У стен стояли застеленные скатертями, столы, стулья, малые и большие икон, другая церковная утварь из разрушенного Спасского собора. Причем мебель явно старинная, с прошлого столетия.

Группа ученых сразу обратили внимание на лики святых, образующих с крестом единый иконостас. Чувствуется опытная рука художника, который прекрасно рисовал лица, но был слаб в соблюдении пропорций тела и в передаче деталей одежды. В то же время автор явно не иконописец: лица святых больше напоминают реальные человеческие образы. Сразу припомнилась картина «Молящаяся женщина» из экспозиции Кяхтинского краеведческого музея. Кажется, что эту картину и лики святых писал один человек. А автором «Молящейся женщины» является селенгинский узник, художник-декабрист Николай Бестужев.

Брат Николая, Михаил Бестужев подтверждал неоднократно, что тот занимался иконописными работами в кяхтинских и селенгинских церквях, впоследствии сгоревших.

Прообразом ликов святых послужили образы родных  и друзей Н.А. Бестужева. А все это, в целом, может рассматриваться как единственный и уникальный в своем роде сохранившийся памятник монументального искусства художника-декабриста.26 

Глава II. Недвижимое наследие декабристов проживавших на поселении в Забайкалье в 30-60 гг. XIX в

2.1. Недвижимое наследие декабристов в Бурятии.

В пяти верстах от Нового Селенгинска, на берегу Селенги ниже Англичанского утеса, не подалеку от бурятского улуса, за белой каменной оградой находятся могилы декабристов Бестужевых и Торсона. Пребывание декабристов в Селенгинске, т.е. 40-50 гг. XIX в. представляют одну из ярких страниц жизни города. За белой каменной стеной, как бы снова в тюрьме, где декабристы уже провели многие годы при жизни, стоят над их могилами четыре памятника. Памятники первый и третий (считая справа от входа) представляют собой квадратное каменное основание. На этом основании четырехугольный чугунный пьедестал меньшего размера и на нем чугунная колонна, увенчанная позолоченным крестом. Надписи на первом памятнике – на лицевой стороне «Здесь погребенъ Констанитин Петрович Торсон», на обратной стороне «Умеръ в Селенгинске 1851 года». Надписи на третьем памятнике – на лицевой стороне «Здесь похороненъ Николай Александрович Бестужевъ», на обратной стороне «Родился 1792 г. Умеръ 15 мая 1855 г. въ Селенгинске».

Второй и четвертый памятники представляют собой простые чугунные плиты, на средине которых стоит крест. Надпись на втором памятнике «Отрокъ Николай Михайлвичъ Бестужевъ, родился 1857 г. января 25 дня. Умеръ 1863 г. Ноября 19 дня », надпись на четвертом памятнике «Мария Николаевна Бестужева Скончалась 1866года декабря 7 дня на 39 году отъ рождения»27.

Все памятники стоят на каменной площадке, которая имеет около двух сажен длины и около сажени ширины. Местность около памятников носит название «Новой деревни». Здесь поселились декабристы: братья Бестужевы и Торсон. Они выстроили себя дома. Впоследствии дом, где жили Бестужевы, был перевезен в Новый Селенгинск, причем мезонин с него был снят и поставлен отдельно. Кроме дома, принадлежавшего ранее братьям Бестужевым, в Новом Селенгинске  до сих пор существует дом, в котором жил Торсон28.

Первым музеем, посвященным декабристам в Забайкалье, стал Новоселенгинский. История музея декабристов в Новоселенгинске началась за долго до его официального основания. В 1960 г. Был создан при Новоселенгинской средней школе кружок «Из искры возгорится пламя», руководителем которого тала Нина Степановна Ларионова – преподаватель русского языка и литературы и увлеченный краевед. Под ее руководством кружковцы вели поисковую работу по выявлению предметов и документов, к которой подключились жители села. Потомки купцов Лосевых, Лушниковых, которые жили тогда в Новоселенгинске, подарили кружковцам вещи, принадлежащие декабристам братьям Николаю и Михаилу Бестужевым, их сестрам, Константину Петровичу Торсону. На основе этих находок был создан школьный музей, посвященный декабристам29.

 Музей декабристов был открыт в декабрьские юбилейные дни - 25 декабря 1975 г. в чудом сохранившемся доме купца Дмитрия Дмитриевича Старцева - современника и друга декабристов Константина Петровича Торсона и братьев Николая Александровича и Михаила Александровича Бестужевых периода их поселенческой жизни в Селенгинске.

Концепция музея разрабатывалась научными сотрудниками Государственного исторического музея (ГИМ) Г.А. Митрофановой, Е.Г. Гороховой, И.З. Тераскольской, и ими же с привлечением сотрудников Краеведческого музея им. М.Н. Хангалова (Н.В. Комиссаровой, Н.Б. Бадлаевой и др.), была реализована. Главным художником-экспозиционером музея декабристов выступил заслуженный художник РСФСР А.И. Коренцов.

Это был первый музей декабристов в Забайкалье со всеми типологическими признаками историко-революционного музея того времени, основывающимися на марксистско-ленинской методологии: классовости, партийности историко-культурных процессов. Сообразно этому в концепции была заложена идея - показать последовательно все этапы декабристского политического движения, а именно: предпосылки и возникновение, деление его на различные общества; подготовку восстания и выступление Северного (14 декабря 1825 г.) и Южного (1 января 1826 г.) обществ, их поражение, следствие и суд над декабристами, казнь пяти из них; ссылка дворянских революционеров в Сибирь и на Кавказ; пребывание декабристов на каторге и в ссылке в Сибири, поселение 14-ти из них в Бурятии и среди этой хроники событий в истории декабристского движения - жизнь К.П. Торсона (1837- 1851 гг.), Н.А. Бестужева (1839-1855 гг.), М.А. Бестужева (1839- 1867 гг.) в Селенгинске. 

Эта задача была реализована в 12 залах музея, два из которых (небольшого размера) вместили материалы о пребывании в Селенгинске вышеназванных «политических преступников». Сам музей разместился, как уже говорилось, в одном из сохранившихся зданий того времени, являющимся образцовым памятником русской классической архитектуры первой половины XIX в., но, к сожалению, истории этого памятника не нашлось места в экспозиции музея, как и истории семьи Старцевых, его когда-то населявшей. С первых дней существования музей вызвал огромный интерес у жителей и гостей Бурятии и стал образовательным центром для школьников, изучающих этот период истории Отечества30.

Самой яркой страницей в жизни Музея декабристов было празднование 28 апреля 1991 г. 200-летия со дня рождения Николая Александровича Бестужева. Оно ознаменовалось Всероссийской XI-ой научно-практической конференцией, проходившей вначале в Улан-Удэ, а затем в Новоселенгинске, выпуском ее «Тезисов», литературно-музыкальным салоном «Картинные книги Восточной Сибири» и другими мероприятиями. Тогда же Государственному русскому драматическому театру (ГРДТ) было присвоено имя Н.А. Бестужева - в молодые годы театрального любителя, организатора самодеятельного театра в Морском корпусе в Санкт-Петербурге, его художника и актера. 

С распадом Объединения музеев (1990 г.) и передачей Музея декабристов из непосредственного подчинения Министерства культуры РБ местным органам самоуправления - Селенгинскому районному отделу культуры понизился статус музея и соответственно его финансирование. 

Помимо музея в Новоселенгинске, в Бурятии еще существует Кяхтинский краеведческий музей. Музей в Кяхте своим рождением обязан декабристам. Музей был основан в 1890 г., а 13 июля 1894 г.состоялось открытие Троицкосавско-Кяхтинского отделения русского географического общества. В этот год коллекции музея из дома Зыряновых были перенесены в дом, пожертвованный специально для музея А.Д. Старцевым, где музей находился до 1922 г. Таким образом, в становлении музея самую активную роль сыграл сын декабриста Николая Бестужева – Александр Дмитриевич Старцев. Так или иначе, но декабристы оставили свои следы на бурятской земле31.

2.2 Недвижимое наследие декабристов в Забайкальском крае.

Дом-музей декабристов (г. Петровск-Забайкальский).

На каторге в Петровском Заводе (ныне город Петровск-Забойкальский) с 1830 по 1839 г. были 71 декабрист. Здесь же жили 10 жен декабристов. Женщины построили ряд домов вблизи от тюрьмы, где рождались и росли их дети. В 1842 г. Детям декабристов вышло помилование – милость монарха, им разрешалось учиться, но не под своей фамилией.  В сохранившемся доме княгини Е.И.Трубецкой создан музей декабристов, накануне празднования 155-летия со дня восстания декабристов на Сенатской площади в г. Санкт-Петербург. Музей открыт 10 октября 1980 г. Над созданием музея (экспозиции) работала группа научных работников музея истории Ленинграда во главе с А.Д. Марголис (автор экспозиции).

Создание музея декабристов в г. Петровск-Забайкальском явилось большим событием в культурной жизни города и района. Музей стал подлинным украшением города, являясь одной из главных ее достопримечательностей. Наибольший интерес вызывают темы: "Декабристы на каторге в Петровском Заводе", "Жены декабристов в Петровском Заводе"32.

В первые годы своего существования музей быстро обрел известность и вскоре стал одним из самых посещаемых в Читинской области. Многочисленные туристы и гости города, приезжавшие из разных уголков страны, считали своим долгом посетить места декабристов и в первую очередь музей, хранящий память о них. Но уже с 1990-х гг. посещаемость резко сократилась. Причиной этому послужили сложное экономическое положение в стране, сокращение всех видов туризма. Возможно, на ослабление интереса к музею оказали кризис духовных ценностей в обществе, разные подходы к освещению исторических событий, в том числе декабристского движения, с позиции современных взгядов на мир и общество в целом33. Первое десятилетие существования музея было наиболее благоприятным для его становления и развития. Именно в этот период закладывается фундамент для его дальнейшей работы. Это были самые плодотворные годы. Устанавливаются творческие связи с декабристской секцией при Государственном музее истории Ленинграда, налаживается переписка с потомками семей декабристов, благодаря которой фонды музея значительно пополнялись реликвиями декабристов Бесчасного, Давыдова, Трубецкого. Активно формировался книжный фонд музея, шло накопление научно-вспомогательного материала. Музей стал образовательным центром для студентов и школьников, изучающим этот период истории, жил активной творческой жизнью. Ежегодно стали проводиться декабристские чтения, открыл свою работу клуб «Краеведческий четверг», объединивший краеведов города, активизировалась научно-исследовательская работа, установились связи с другими музеями страны. В годы перестройки музей старался перестроить свою работу так, что бы не только выжить, но и быть востребованным.

Понимая, что культурно-историческое наследие, заключенное в музейных коллекциях, может благотворительно влиять на процесс формирования идеалов общества, сотрудники музея активно включались в поиск новых форм работы с населением. Проводилась большая работа и были весомые результаты. Были восстановлены: распятие в часовне А.Г. Муравьевой (2000 г.), крест на горе Лунина (2001 г.), памятник на могиле С.Р. Лепарского (2003 г.). По хадатайству членов клуба «краеведческий четверг» в 2000 г. Улица Октябрьская была переименована в улицу Дамская. В 2002 г. Произведен капитальный ремонт здания музея. В 2003 г. Музей становится юридическим лицом. Изменяется и его название – Муниципальное учреждение «Музей декабристов».

В настоящее время музей представляет экспозицию, размещенную в пяти залах, в трех из которых освещается история движения декабристов от первых тайных обществ России до окончания сибирской ссылки. В остальных двух, на втором этаже, представлены комнаты с элементами интерьера гостиной и кабинета в доме Е.И. Трубецкой, характерных для домов ссыльных декабристов. Здесь все предметы мебели привезены в свое время из Ленинграда, приобретались в Государственном музее истории Ленинграда и в других музеях. Там же в антикварных магазинах, были закуплены редкие книги – раритетные издания 17-18 вв. и другие предметы для создаваемого музея.

Музей декабристов. Филиал государственного учреждения культуры «Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова»

Значительным событием в культурной жизни области стало открытие в 1985 г. Музея декабристов в Чите. Научно-экспозиционный замысел разработали сотрудники Е.Ф. Калашникова и Н.С. Козлова, художественный образ создан ленинградским художником Г.Г. Кравцовым.

Расположен музей в здании Старо-Читинской Михайло-Архангельской церкви, именуемой «Церковью декабристов». Из всех революций в России восстание декабристов имеет у потомков самое романтическое восприятие. Это, пожалуй, единственный в стране случай, когда люди, у которых было все, выступили в защиту тех, у кого не было ничего34.

Построенная в 1776 г., церковь является самым старым зданием города, располагается в старейшей юго-восточной части города, на Селенгинской улице и имеет статус памятника деревянного зодчества XVIII века. Находится под государственной охраной с 1974 года. 4 апреля 1828 года в церкви венчался декабрист И.А. Анненков с француженкой Полиной Гебль, а в 1839 г. здесь же святыми узами скрепили свой брачный союз вышедший на поселение декабрист Д.И. Завалишин и дочь горного начальника Апполинария Смольянинова. В ограде церкви сохранились могилы дочери Волконских Софьи, родившейся и умершей 10 июля 1830 года, а также рано ушедшей из жизни А. Смольяниновой. В 1827-1830 г.г. в Читинском остроге отбывали каторгу 85 участников событий на Сенатской площади в Петербурге. Вслед за ними в Читу прибыли восемь мужественных женщин – жен и невест, добровольно разделивших с сибирскими изгнанниками их участь.

Музей декабристов располагает не очень большой в количественном отношении, но интересной по содержанию коллекцией печатных изданий – книг, журналов, газет, являющихся экспонатами музейного фонда и отражающих эпоху, в которой развивались и утверждались политические и нравственные идеалы участников декабристского движения.

Коллекция музея формировалась в процессе создания музея: некоторая часть книг передана из обменного фонда ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Петербург); ряд экспонатов получены в дар от частных лиц; отдельные экземпляры некогда принадлежали библиотеке братьев Бутиных в г. Нерчинске, а также горнозаводским чинам и казенной заводской библиотеке Нерчинского завода; что-то приобретено через букинистические магазины Ленинграда и Читы, куплено на книжно – антикварных аукционах в г. Чите.

Общий объем фонда составляют 151 наименование книг, журналов, газет количеством 376 экземпляров.

В Музее декабристов проводятся тематические экскурсии, посвященные истории декабрьского движения и пребывания их в Сибири, о дружбе революционеров с Пушкиным, о самоотверженных подругах каторжан. Не так давно в десятках метров от церкви найден фрагмент забора, который строили сосланные на каторгу дворяне, и за которым отбывали свой срок. Говорят, именно отсюда начала строиться Чита. Сегодняшнюю улицу города Столярова раньше называли Дамской улицей, потому что на ней жили жены декабристов. В музее собраны не только документы тех лет, но и произведения живописи, копии акварелей Бестужева, Репина, предметы тогдашнего, явно нелегкого быта каторжан35.


Заключение

Актуализация значительного вклада ссыльных декабристов в культуру Забайкалья, их заметного влияния на развитие края обусловлена рядом причин. В творческом наследии декабристов: научные и литературные труды, музыкальные произведения, живописные полотна, педагогические исследования, археологические раскопки, архитектурные замыслы, сельскохозяйственные опыты, в числе которых и решение столь важного в любые времена аграрного вопроса.

Проблема декабризма имеет не только культурно - историческое, но современное значение, и, несмотря на обилие научной и популярной литературы, сегодня является до конца не исследованной. Об этом говорят и документы, таких ученых, как С.Ф.Коваль, В.В.Гапоненко и др., где чётко обозначились наиболее важные проблемы по изучению наследия декабристов, в том числе периода ссылки и каторги в комплексном их исследовании.

Кроме того, сегодня, когда объявлено Правительством Российской Федерации формирование на территории Забайкалья особой экономической зоны, связанной с развитием туризма, особенно возрастает роль музеев. В процессе идентификации исторического самосознания народов важную роль играет музейный предмет и музей, как собрание коллекций. Каждый человек, группа, организация или учреждение желают видеть себя в социальной и этнической структуре общества, понять свое место в историческом процессе. Вместе с тем для общества сегодня самое важное сохранить для потомков событийную историю в артефактах – документах, фотографиях и предметах, характеризующих те или иные явления истории и культуры. Создание музеев, посвященных жизни и деятельности декабристов на территории Забайкалья, это уникальное событие, которое несет в себе дух просвещения. Это возможность более глубокого знакомства с историей нашего края.

Список использованных источников и литературы

Азадовский М. К. Н.А. Бестужев – этнограф. Иркутск, 1925.  С. 231

Балабанов, В.Ф. Исследователи Восточного Забайкалья / В.Ф. Балабанов. Чита, 2010. - 211 с.

Бестужев Н.А. Гусиное озеро: Статьи, очерк / Сост. Б. Дугаров. – Улан-Удэ, Бурят. КН. Изд-во, 1991. – 112 с.

Воспоминания Бестужевых, С. 183.

Газета «Бурятия». – 2011., 4 янв, № 1. Евгений Дугаржапов. «Забайкальские страницы жизни декабристов».

Газета Бурятия . 14 дек. 2005 г. № 233. статья «Остался в памяти народной как «Красное солнышко»» автор Даяна Габеева юнкор лиги юных журналистов.

Гапоненко В.В., Ваганова Е.В. В.К. Кюхельбекер в социокультурной среде Баргузина // Баргузин: страницы истории. – Улан-Удэ, 1998. –С. 73

Гусиное озеро: Статьи, очерк / сост.Б. Дугаров. – Улан-Удэ, Бурят. КН. Изд-во, 1991. – С. 10.

Декабристы: справочное пособие / сост. B.C. Пилипенко. -Новокузнецк, 2010. 336 с.

Декабристы в Бурятии. Центральный гос. архив Р.Б. / Сост. С.Г. Аюшева, Л.П. Щапова. – Улан-Удэ. – 56 с.

Декабристы и современность. Материалы и тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 175-летию со дня восстания декабристов и 25-летию Музея декабристов в Новоселенгинске. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2009. – 93 с.

Декабристы и Сибирь. Сборник. Отв. Ред. А.Н.Копылов. – изд. Наука.1977. – 258 с.

Декабристы за Байкалом: Учеб. пособие к спецкурсу / Сост.: С.Т. Забадаев, А.Н. Шолхоева, И.И. Трунова. Улан-Удэ: Издательство Бурятского Государственного университета. – 2012. – 96 с.

Декабристы и Сибирь: библиографический указатель / Под ред. С.Ф. Коваль и др.. Иркутск: ИГУ, 1985.

Декабристы и Сибирь. Новосибирск. // Р.И. Цуприк. о роли книг в жизни и деятельности декабристов в условиях забайкальской ссылки. 1977. – С. 127.

Декабристы и Сибирь. Новосибирск. // А.Г. Букштынович, Л.А. Сокольский. Изучение и охрана памятников, связанных с жизнью и деятельностью декабристов. 1977., - С. 239.

Декабристы в Бурятии. Верхнеудинск, 1927. С 75.

Джаджанидзе Т.М. Музей декабристов в Новоселенгинске: страницы истории [Текст] // декабристы и современность. Материалы и тезисы докладов науч. практич. конф., посв. 175 летию со дня восстания декабристов и 25-летию Музея декабристов в Новоселенгинске. – Улан-Удэ: издательско-полиграфич. Комплекс ВСГАКИ, 2001. – С. 20.

Завалишин Д.И. Записки декабриста. СПб., 1906, С. 268.

«Золотая россыпь» Селенгинска: историч. материалы/ автор сост. Э.В. Демин.-Улан-Удэ, 2010. – Кн. 3.-480с.

Историческое, культурное и природное достояние: состояние, проблемы, трансляция. Гатыпова Н.В. Проблемы и задачи реэкспозиции музея декабристов в г. Петровск-Забайкальский. – Выпуск 4. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004. С 224-225. (всего старниц 238)

«Кяхта» Путеводитель Кяхтинского краеведческого музея им. Академика Обручева. М., 1990

Левкович Я.Л. Поэзия декабристов // История русской литературы в 4-х томах. – Т. 2. – Л.: “ Наука” , 1981. – С.150-178.

Мироненко, М.П. Мемуарное наследие декабристов / М.П. Мироненко // Русский архив: археологический ежегодник за 1975 г. М., 1976. - С. 98-116.

Селенгинск – перекресток вековых дорог / Сборник-дайд-жест прессы. Сост. С.Д. Хартанова, И.И. Кривошеева, Е.Б. Гончар; Науч. ред. И.Б. Батуева, Э.В. Демин. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография». – 2005. 152 с.

Сибирь и декабристы. вып. 1. Отв.ред. Б.С. Мейлах.Вост-Сиб. кн. изд-во. – 285 с.

Тиваненко А.В. Декабристы в Забайкалье. – Новосибирск: ВО Наука. Сибирская издательская фирма. 1992. – 170 с.

Тиваненко А. - История рядом с нами. / «Там где жили декабристы».

Харчевников, A.B. Предисловие. Декабристы в Забайкалье. Неизданные материалы. / A.B. Харчевников. Чита, 1925.- С.3-7.

1 Мироненко, М.П. Мемуарное наследие декабристов / М.П. Мироненко // Русский архив: археологический ежегодник за 1975 г. М., 1976. - С. 98-116.

2 Харчевников, A.B. Предисловие. Декабристы в Забайкалье. Неизданные материалы. / A.B. Харчевников. Чита, 1925.- С.3-7.

3 Декабристы и Сибирь: библиографический указатель / Под ред. С.Ф. Коваль и др.. Иркутск: ИГУ, 1985.

4 Балабанов, В.Ф. Исследователи Восточного Забайкалья / В.Ф. Балабанов. Чита, 2000. - 211 с.

5 Декабристы: справочное пособие / сост. B.C. Пилипенко. -Новокузнецк, 2006. 336 с.

6 Сибирь и декабристы. Вып. 1. вост.сиб. кн. Изд-во., 1978 г. С. 20-28.

7 Завалишин Д.И. Записки декабриста. СПб., 1906, С. 268.

8 Сибирь и декабристы. Вып. 1. вост.сиб. кН. Изд-во., 1978 г. С. 199-209.

9 Сибирь и декабристы. Вып. 1. вост.сиб. кН. Изд-во., 1978 г. С. 207.

10 Декабристы за Байкалом: Учеб.Пособие к спец. Курсу / Сост.: С.Т. Забадаев, А.Н. Шолхоева, И.И. Трунова. Улан-Удэ: Изд. Бур. Гос. Ун-та. – 2002. – С. 45

11 Сибирь и декабристы. Вып. 1. вост.сиб. кН. Изд-во., 1978 г. С. 209.

12 Гапоненко В.В., Ваганова Е.В. В.К. Кюхельбекер в социокультурной среде Баргузина // Баргузин: страницы истории. – Улан-Удэ, 1998. –С. 73

13 Воспоминания Бестужевых, С. 183.

14 Декабристы и Сибирь. Отв. Ред. А.Н. Копылов. Изд-во- Наука. 1977 г. С. 121-126

15 Азадовский М. К. Н.А. Бестужев – этнограф. Иркутск, 1925.  С. 231

16 Декабристы в Бурятии. Верхнеудинск, 1927. С 75.

17 Гусиное озеро: Статьи, очерк / сост.Б. Дугаров. – Улан-Удэ, Бурят. КН. Изд-во, 1991. – С. 10.

18 Селенгинск – перекресток вековых дорог / сборник. Сост. Науч. Ред.И.Б. Батуева.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО республиканская типография.-2005. С.56

19 Декабристы за Байкалом: учебное пособие / сост. С.Т. Забадаев. Улан-Удэ: изд-во БГУ. – 2002. – С. 39.

20 Левкович Я.Л. Поэзия декабристов // История русской литературы в 4-х томах. – Т. 2. – Л.: “ Наука” , 1981. – С.150-178.

21 Декабристы и Сибирь. Новосибирск. // А.Г. Букштынович, Л.А. Сокольский. Изучение и охрана памятников, связанных с жизнью и деятельностью декабристов. 1977., - С. 239.

22 Декабристы и Сибирь. Новосибирск. // Р.И. Цуприк. о роли книг в жизни и деятельности декабристов в условиях забайкальской ссылки. 1977. – С. 127.

23 Газета «Бурятия». – 2001., 4 янв, № 1. Евгений Дугаржапов. «Забайкальские страницы жизни декабристов».

24 Селенгинск – перекресток вековых дорог / Науч. Ред. И.Б. Батуева. – «Бестужевки» родились в Селенгинске., 2005. – С. 67-68.

25 Газета «Бурятия». – 2001., 4 янв, № 1. Евгений Дугаржапов. «Забайкальские страницы жизни декабристов».

26 Селенгинск – перекресток вековых дорог / Науч. Ред. И.Б. Батуева. –А. Тиваненко. Возвращение проваславной святыни., 2005. – С. 95-97.

27 «Золотая россыпь» Селенгинска: Исторические материалы / автор составитель Э.В. Демин.-Улан-удэ, 2010. – кн.3 –  С. 345-349.

28 «Золотая россыпь» Селенгинска: Исторические материалы / автор составитель Э.В. Демин.-Улан-удэ, 2010. – кн.3 –  С. 347

29 Джаджанидзе Т.М. Музей декабристов в Новоселенгинске: страницы истории [Текст] // декабристы и современность. Материалы и тезисы докладов науч. практич. конф., посв. 175 летию со дня восстания декабристов и 25-летию Музея декабристов в Новоселенгинске. – Улан-Удэ: издательско-полиграфич. Комплекс ВСГАКИ, 2001. – С. 20.

30 Декабристы и современность. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001.- С. 21

31 «Кяхта» Путеводитель Кяхтинского краеведческого музея им. Академика Обручева. М., 1990.

32 Историческое, культурное и природное достояние: состояние, проблемы, трансляция. Гатыпова Н.В. Проблемы и задачи реэкспозиции музея декабристов в г. Петровск-Забайкальский. – Выпуск 4. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004. С 224-225. (всего старниц 238)

33 Историческое, культурное и природное достояние: состояние, проблемы, трансляция. Гатыпова Н.В. Проблемы и задачи реэкспозиции музея декабристов в г. Петровск-Забайкальский. – Выпуск 4. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2004. С 224. (всего старниц 238)

34 http: // revolution. Allbest.ru /culture / 00029762_o.html.

35 http: // www. Museum.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64241. Критерии интеллектуального поведения 30.5 KB
  Обычно первая подготовительная фаза интеллектуального действия заключается в приготовлении орудия. Важно отметить что подготовительная фаза интеллектуального действия запускается не самим предметом используемым в дальнейшем...
64242. Формы мышления животных 27 KB
  Примером этой формы мышления может служить выбор обезьяной предметов пригодных для употребления в качестве орудия с учётом их величины плотности формы и так далее.
64243. Биологическая ограниченность интеллекта животных 30 KB
  Очень редко обезьяны пользуются на воле и орудиями. Но как и другие человекообразные обезьяны шимпанзе вполне обходятся в повседневной жизни без орудий. Причины ограниченности интеллекта животных: Ладыгина-Котс на основе экспериментальных данных пришла к выводу...
64244. Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками 36.5 KB
  Сравнительная психология исследует закономерности становления человеческого сознания изучает общее и различное в психической деятельности человека и животных анализирует и сравнивает социальные и биологические факторы определяющие поведение человека.
64245. Сравнительный анализ теорий, описывающих поведение животных и человека 69.5 KB
  Сущность всех таких теорий сводится к признанию у животных внетелесной детерминированной программы поведения. Наличие у животных качеств превосходящих человеческие объясняется развитием или редукцией определенных органов.
64246. Эволюция гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих 32.5 KB
  В процессе эволюционного развития человеческая рука как орган и продукт труда: развилась из руки обезьяны и достигла высокой степени совершенства. Развитие и качественные преобразования руки занимают центральное место в антропогенезе как в физическом так и в психическом отношении.
64247. Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян, как фактор зарождения трудовой деятельности человека 36 KB
  В ходе манипулирования предметами кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделяла: ориентировочно-обследующую ознакомительную обрабатывающую двигательно-игровую сохранение отвергание предмета и орудийную деятельности.
64248. Качественные отличия орудий животных от орудий труда человека 31.5 KB
  В отличие от этого орудие труда непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении. Кроме того орудия труда изготовляются впрок то есть еще до того как возникнет возможность или необходимость их применения.
64249. Групповое поведение обезьян и проблема зарождения человеческого общества 30.5 KB
  Можно предположить что труд с самого начала был общественным так как люди с момента своего появления на земле всегда жили коллективами а обезьяны предки человека более или менее крупными стадами или семьями. Так как человеческое общество не является просто продолжением или усложнением сообщества...