51574

Конструирование диагностико-проектировочной и ценностно-ориентировочной деятельности педагога

Лекция

Педагогика и дидактика

Конструирование диагностико проектировочной и ценностноориентировочной деятельности педагога. Ведущие задачи диагностикопроектировочного этапа педагогической деятельности. Задачный характер педагогической деятельности. Коллективное планирование как обязательное условие жизнедеятельности детского коллектива.

Русский

2014-02-12

183 KB

7 чел.

Тема 10. 1. Решение психолого-педагогических задач на этапах педагогической диагностики, целеполагания и планирования.

 Тема10. 2. Конструирование  диагностико - проектировочной   и   ценностно-ориентировочной  деятельности  педагога.

                                              -4-часа-

                               Вопросы для обсуждения .

1. Педагогическая деятельность и её составляющие. Ведущие задачи диагностико-проектировочного этапа педагогической деятельности.

2. Диагностика как основа педагогического прогнозирования и проектирования. Место диагностики, целеполагания и планирования в педагогическом процессе.

3.  Разбор и составление каждым студентом пакета диагностических методик  («диагностического чемоданчика») изучения учащихся и ученического коллектива, придерживаясь следующей логики : *кого диагностируем, *что изучаем, *зачем изучаем,  *с помощью каких методик, *с кем совместно, *что делаем с результатами.

4. Общечеловеческие духовно-нравственные и морально-этические  ценности  как ориентиры воспитания- целеполагания и планирования.

5. Понятие педагогической задачи, её связь с целями и деятельностью, организуемой учителем.       Задачный характер педагогической деятельности.

6. Коллективное планирование как обязательное условие жизнедеятельности детского коллектива. Планы воспитательной работы.

7.  Подбор и «проигрывание» отдельных форм ценностно-ориентировочной деятельности ( этические диалоги, размышления о главном, выбор позиции и т.д.). Составление возможной тематики классных часов, формирующих ценностные ориентации школьников.  –Самостоятельно.

Литература:

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. Часть 1.-

В-д.: 2007. С. 190-195,  251-253.

2. Воспитательная деятельность педагога./Колесникова, Борытко и др.- М.:2005. С.105-123, 287- 298.

3.  Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н.Степанова.-М,2000.

4. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие/ Под ред. М.И.Рожкова.- М.: 1999. С.162-183.

5. Планирование воспитательной работы в классе./ Под ред. Степанова Е.Н.- М.: 2000.

6. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач.- М.: 1997.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.:2001.

  8.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред Степанова ЕН-М.:     

Задания:

1. Индивидуально каждому: задания СРС: 1,3,5,6 – и п.7 из плана.

2. По командам: задания СРС: 2,4,7.- но созданное командой должно быть у каждого её члена.

  1. Педагогическая деятельность и её составляющие. Ведущие задачи диагностико-пронктировочного этапа ПД.

  Вспомним, что в обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы :   труд,  дело,  занятие.

   В науке «Д» рассматривается в связи с бытием человека  и  изучается многими областями знания : философией, психологией, историей,   культурологией, педагогикой и другими.

В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека :              быть  активным.

«Деятельность»  определяют также  как  специфическую форму  отношения  к окружающему миру.   Её содержание  составляет  целесообразное  изменение  окружающего  мира  и его  преобразование в интересах людей.

Деятельность  есть  условие  существования  общества.

Она включает в себя : цель, средства, результат и сам процесс.

 Среди различных  видов деятельности особую признательность  имеет  деятельность  педагогическая.

«Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на                     достижение целей  обучения  и  воспитания,      а  также     на                        создание  в  педагогическом процессе  оптимальных  условий                         для развития и саморазвития личности растущего человека».

Она может быть профессиональной и непрофессиональной.                               Непрофессиональная –родители, друзья, соседи …  Ни один человек не может прожить, не став объектом педагогической деятельности.             Профессиональная  ПД требует специального образования, то есть системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с профессией.

Функции  педагогической  деятельности :                                                          1)Гностическая (познавательная) – связана с накоплением знаний о целях обучения и воспитания, о методах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте, различных теориях и подходах,               о возрастных и психологических особенностях детей, специфике детских коллективах и пр.                                                                                       2)Проектировочная  - связана с перспективным планированием                   педагогических целей и задач, способов их решения (планирование системы уроков,  воспитательной работы и пр.).   

3)Конструктивная – связана с определением особенностей деятельности педагога и учащихся в конкретных условиях.                                      4)Коммуникативная – связана с установлением того или иного типа отношений учителя с учащимися, группой, коллегами.                                       5)Организаторская – связана с организацией поэтапного характера действий как учителя, так и учащихся.

  Существует 2 аспекта рассмотрения педагогической деятельности:           внешний и внутренний.

     Внешние компоненты педагогической деятельности :                                            -цель и задачи ПД,                                                                                                  -средства достижения цели (содержание, методы, формы,),                                       -субъект ПД ( и учитель, и учащиеся ),                                                                -объект педагогического воздействия (учащиеся, родители,),                                 другие объекты (учебный процесс, его содержание и пр.),                                 -результат педагогической деятельности.

     Внутренние компоненты педагогической деятельности :                                      -мотивационный компонент ( то, что движет работой учителя : мотивы долга, творческого самовыражения, вынужденности, желания подготовить достойную смену, забота о будущем и пр.),                                    -содержательный компонент ( те знания, которые необходимы учителю для педагогической деятельности: предметные, педагогические, психологические, методические, общегуманитарные),            -операционный компонент  ( те умения, которые необходимы для  ПД, для осуществления своих функций: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские).            

         Уровни педагогической деятельности :

1 уровень – репродуктивный – предполагает умение учителя действовать по образцу, шаблону, стандарту. Такому учителю трудно даётся что-то новое.

2 уровень –адаптивный – предполагает умение учителя приспособиться к новым требованиям жизни, школы,  изменить «под себя» известные методики.

3 уровень –творческий – предполагает нестандартные, необычные действия  педагога, которых нет в известном опыте.   

                                    

          Особенностью  ПД  является :                                                                        

-её целенаправленный , личностно-ориентированный характер (на ребёнка, его становление, развитие…),                                                                 -её совместный характер : она обязательно предполагает и педагога, и воспитанника,                                                                                                            -её задачный хар-р: ПД рассматривается как решение одна за одной профессиональных задач, встающих перед учителем,                                         -её гуманистический и гуманитарный хар-р : чаще всего «гуманизм» понимают как «человеколюбие», уважение прав и достоинств человека  и пр.; а гуманитарность предполагает воспитание в контексте культуры, а также учёт как личностных, так и общественных целей и потребностей в их гармоническом единстве;

-её преднамеренный характер: её осуществляет специально подготовленный и поставленный на этот участок человек.

В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи,  профессиональная педагогическая деятельность  отделена от повседневной жизнедеятельности ребёнка:   

-ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями ;                                                                                             -для её реализации существуют определённые  формы : урок, занятия, «классы».                                                                                                                           –эта деятельность преследует определённую цель : научить ребёнка чему-либо, передать ему систему определённых знаний,  сформировать определённые умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать ребёнка, взрастить в нём человека, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и пр.,                        -цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;                                                                                                              -ребёнок обычно тоже понимает «особый»,  серьёзный характер этой деятельности – он включается в особые отношения с педагогом: деловые, официальные, регламентированные;                                                      -результаты педагогической деятельности, особенно в её обучающей части, могут быть проверены, её итогом являются знания и умения того ребёнка, которого обучал учитель ;  менее очевидны результаты воспитания – в силу того, что ребёнка «воспитывают все и всё», а так же то, что результаты во многом «отсрочены» во времени;    

-настоящий педагог не  ограничивается строго регламентированной деятельностью – он использует разнообразные возможности своего влияния на ученика : неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

               ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

1.Обучающая  (учителя – предметники, тренеры, ПДО и др.,

2.Воспитательная  (учителя, кл-руководители, воспитатели и др.),

3.Административная  (руководители школ, УДО и др.),

4.Организаторская  (организаторы детского движения, все педагоги),

5.Методическая  (методисты школ, УДО и др.),

6.Научно-исследовательская (педагоги-экспериментаторы),

7.Внешкольная  (клубы, УДО, детские комнаты милиции),

8.Деятельность по самообразованию самих учителей.

Каким бы видом деятельности педагог ни занимался, ведущими                           направлениями в его работе будут :

1) Диагностико-проектировочная  деятельность – то есть изучение состояния и эффективности организуемого процесса, и на этой основе  -проектирование дальнейшего развития учащихся и детского коллектива, определение стратегии собственной педагогической деятельности и ожидаемых результатов.

2) Ценностно-ориентировочная деятельность – то есть создание условий для формирования у учащихся ценностного восприятия мира,  ценностных ориентаций, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.

3) Коммуникативная деятельность – то есть организация взаимодействия учащихся в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.

4) Организаторская деятельность - то есть умение организовывать интересную разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, владеть различными формами работы ит.п.

5) Рефлексивно-аналитическая деятельность – то есть умение анализировать не только деятельность учащихся, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.

СРС 1: напишите эссе «Что мне нравится в педагогической деятельности».

Ведущие задачи диагностико-проектировочного этапа,

т.е. этапов Диагностики,  Целеполагания и Планирования:

1.Изучение учащихся:

а)наблюдение за их характерами и поступками, накопление и анализ наиболее существенных фактов;

б)изучение учебно-творческих работ учащихся;

в)проведение диагностических методик по изучению интересов и способностей, ценностных ориентаций и мотивов участия в совместной деятельности, и т.д.

2. Изучение коллектива:

а)характера взаимоотношений,

б)уровня сплочённости

в)эмоционально-нравственного единства, и т.д.

3. Изучение состояния и отношения к учебной деятельности: а)обучаемость, б)обученность, в)кругозор, г)учебные навыки , д)познавательные интересы,  и т.д.

4.  Определение целей воспитательной деятельности на основе диагностических знаний,  выделение конкретных задач для их достижения.

5.  Уточнение ведущих принципов и направлений совместной деятельности педагога и учащихся.

6.  Планирование совместной деятельности педагога и учащихся с включением в этот процесс самих учащихся.

2-3. Диагностика как основа педагогического прогнозирования и проектирования. Место диагностики, целеполагания и планирования в педагогическом процессе.

      Вспомним: Педагогический процесс.- это направленное и организованное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования и воспитания в условиях конкретной педагогической системы.

Это система в действии (хотя сам процесс также можно представить как целостную динамическую  систему, системообразующим фактором которой является цель- образование человека).

Синоним – учебно-воспитательный (образовательный) процесс.

        Компоненты педагогического процесса:

1)-диагностический (изучение исходного состояния),

2)-целевой (постановка целей и задач),

3)-содержательный (отбор содержания, методов, форм, необходимых для достижения целей),

4)-организационно-деятельностный (планирование и организация совместной деятельности),

5)-аналитико-результативный (анализ результатов и постановка новых задач).

    В рамках конкретной педагогической системы проектируются и протекают пересекаясь, разные процессы : обучения, воспитания, развития, управления, самоуправления,- но все они решают общую цель данной педагогической системы.

     Прогноз есть предполагаемый результат развития кого-либо (учащихся) или чего-либо (коллектива, отношений, отдельных качеств и т.д.).

Прогнозирование осуществляется через диагностично сформированные цели и задачи, позволяющие увидеть конкретно, каким будет детский коллектив, какие отношения будут в нем преобладать, как изменятся дети, что они будут уметь делать, какие качества, представления, установки у них изменятся через определенный период времени после организуемой педагогом совместной деятельности.

Проектировочная деятельность – это процесс прогнозирования развития школьного детского коллектива и определения стратегии учебно-воспитательного процесса и воспитательной работы.

Педагогическое проектирование является одной из функций любого педагога и представляет собой разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов .              Этапы педагогического проектирования:

1 ЭТАП – Моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций, а также основных путей их достижения. Это и есть собственно прогноз.

2 ЭТАП – Проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Если модель создается преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, то проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

3 ЭТАП – Конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

  Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов и ситуаций. Основные среди них – концепция и план.

Концепция – одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения систем, процессов, ситуаций. Строится концепция обычно на результатах научных исследований. И хотя она бывает довольно обобщенной и абстрактной, ее основное назначение – изложить теорию в прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения.

План – документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения, ответственных за проведение и просто участников.

Программа – нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая:

- исходное состояние некоей системы,

- образ желаемого будущего состояния этой системы,

- состав, структуру и направления действий по переходу от настоящего к будущему этой системы,

- ресурсное и материальное обеспечение,

- критерии и показатели успешности развития, -  - вероятные затруднения.

«Педагогическая диагностика» есть изучение учебно-воспитательного процесса и его составляющих с целью анализа его эффективности и последующего конструктивного проектирования, а также – внесения изменений в его организацию.

   Функции педагогической диагностики:  *обратной связи;  *результативности педагогической деятельности;  *воспитательно-побуждающая;  *коммуникативная и конструктивная;  *информации и прогноза.                                - объясните самостоятельно.

    Методы педагогической диагностики: *наблюдение, *беседа, *интервью, *анкетирование, *контент-анализ, *тестирование, *ранжирование, *сочинение, *независимые характеристики, *ранжирование, *рисунки, *цветопись, *создание ситуаций, *игра, *и другие.                   - раскройте каждый из методов самостоятельно.

     В современной школе педагогическая диагностика используется для изучения:

А)- процесса обучения и его эффективности;

Б)-  процесса воспитания и его эффективности;

В)- процесса управления и его эффективности.

При этом, эффективность педагогического процесса понимается как  соотнесение полученных результатов с ЦЕЛЯМИ, а также с прошлыми достижениями в собственной педагогической практике при оптимальных  затратах.

  Диагностика неразрывно связана с проектированием:  достоверные и объективные результаты диагностики дают возможность педагогу поставить реальные цели и задачи;  отобрать необходимое содержание, методы и формы работы;  спрогнозировать возможные пути развития личности и коллектива;  составить реальные планы и программы.

Общий алгоритм изучения эффективности педагогического процесса:

- определение цели и задач изучения;

- подбор критериев и показателей для определения эффективности педпроцесса;

- выбор методов и методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- проведение педагогического диагностирования;

- обработка и интерпретирование результатов;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения; определение целей и задач на будущее.

  Роль и значение диагностики в деятельности учителя – предметника не вызывает сомнения: учителя занимаются диагностикой практически на каждом уроке, проводя самостоятельные и контрольные работы, предлагая учащимся творческие задания и тесты, наблюдая за учебной деятельностью и анализируя успехи своих учеников. Всё это является не чем иным, как диагностикой обучаемости, обученности, достижений учащихся. Без этого ни один учитель не мыслит процесса обучения. Диагностика ему просто необходима.

  Выделим основные направления диагностики в процессе обучения:

1)- диагностика обученности учащихся;

2)- диагностика обучаемости учащихся;

3)- диагностика достижений учащихся;

4)- диагностика эффективности дидактических средств и деятельности учителя.

При этом, *обученность – это степень усвоения содержания обучения,  *обучаемость – это способность овладевать содержанием обучения, основанная на потенциальных возможностях, характере мышления и волевых качествах,  *достижения – это индивидуальные темпы и прирост результатов обучения, личные успехи.

Эффективность дидактических средств и деятельности учителя определяется по итогам анализа урока(ов) и его(их) составляющих, а также включённости учащихся в учебный процесс.

  Система проверки знаний и умений учащихся –контроль- выполняет ряд функций: *контролирующую,  *обучающую,  *диагностическую,  *воспитывающую,  *развивающую,  *прогностическую,  *ориентирующую.

   Принципы организации контроля: *объективность, *систематичность, *наглядность, *открытость, *всесторонность, включённость в учебный процесс, *воспитывающий характер.       

   Виды контроля: *предварительный, *текущий, *тематический, *рубежный (поэтапный), *итоговый, *заключительный  *и другие.

Формы контроля: А)традиционные - *диктант, *краткая самостоятельная работа, *письменная контрольная работа, *контрольная лабораторная работа, *устный зачёт по теме, *устный опрос у доски.  Б)нетрадиционные - *матричный контроль, *зачёт-викторина, *зачёт-игра «Интеллектуальный ринг», *зачёт-игра «Шайба», *авторские формы контроля (Шаталов В.Ф., Шевченко С.Д., и др.), *тестовый контроль, *рейтинговая система контроля и оценки знаний, *и др.

СРС-2: а)-раскройте более полно принципы, виды и формы контроля, приведите примеры из литературы и практики;

б)- подготовьте выступление  о проблеме оценивания знаний учащихся, оценке и отметке, их педагогической инструментовке (см.Кукушин В.С.,стр.236-306)  ;  

в)- подготовьте сообщение о каждом из  направлений диагностики в процессе обучения;

г)-подберите диагностирующие тесты обученности и обучаемости (Симонов В.М.:с.63-66). составьте варианты диагностических тестов и заданий применительно к конкретному предмету, возрасту, теме. Оформите их в своём «диагностическом чемоданчике».

     С диагностикой в сфере воспитания – намного сложнее, ибо результаты воспитания зависят от многих факторов, а не только от деятельности классного руководителя. Но не изучать результат тоже нельзя, т.к. без этого невозможно целенаправленно строить воспитательный процесс, и дети таким образом будут обречены на стихийное существование и развитие, а работа педагогов будет эпизодична и мозаична, но никак не целенаправленна и, следовательно, не эффективна.

  Основные направления диагностики в процессе воспитания:

1)- изучение процесса и результатов развития личности учащихся;

2)- изучение уровня сформированности детского коллектива и характера взаимоотношений в нём;

3)- изучение удовлетворённости педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и всей жизнедеятельности класса в школьном коллективе;

4)- изучение эффективности воспитательных средств и деятельности классного руководителя.

  Под результатами процесса обычно понимают те изменения, которые происходят с участниками процесса и в отношениях между ними, а также то, насколько эти изменения соответствуют поставленным целям.  Что же это за изменения?

1. Изменения учащихся, а точнее – изменения в развитии личности учащихся:

  - их интересов, потребностей, увлечений, способностей (в т.ч.- познавательных, творческих, организаторских, коммуникативных, и пр.);

  - ведущих мотивов их деятельности и поведения;

  - их ценностных ориентаций, уровня воспитанности, направленности личности, статуса в коллективе и пр.

2. Изменения в развитии коллектива:

  - изменение структуры коллектива, межличностных отношений в нём;

  - развитие самоуправления, вовлечённость в него учащихся;

  - эмоционально-нравственное единство, атмосфера, климат;

  - уровень сплочённости и сформированности коллектива,  и пр.

3. Изменения в отношениях классного руководителя:

  - с учащимися (понимание, доверие, уважение, сотрудничество и пр.);

  - с родителями;

  - с другими педагогами, работающими в этом классе.

Зачем изучать эти изменения? – Для планирования работы, составления характеристик, проектирования совместной жизнедеятельности, внесения корректив в работу с учащимися.

Однако, педагог должен понимать, что источники вышеуказанных изменений  не равнозначны. Например, изменения воспитанности ученика определяется многими факторами, а не только работой классного руководителя. А вот изменения в детском коллективе, в отношениях между педагогом и учащимися – в значительной степени зависят от классного руководителя, а значит именно они характеризуют эффективность его работы.

4. Изучение эффективности используемых педагогических средств и форм воспитательной работы.

5. Изучение удовлетворённости учащихся, родителей, педагогов организацией воспитательного процесса.

6. Изучение изменений уровня педагогического мастерства, индивидуального стиля самого педагога, а также – психологической «цены» полученных результатов («сгорел на работе», или ?).

  Эффективен тот труд классного руководителя, в котором  за определённый промежуток времени наблюдаются высокими:

А)- и результативные критерии (т.е.налицо позитивные изменения в уровне развития учащихся, их воспитанности, интересов, отношений );

Б)- и процессуальные критерии (т.е. какие средства воздействия использовал, как создавал атмосферу, способствующую результатам, каков стиль взаимоотношений, и др.ответы на вопрос «как?» строил воспитательный процесс);

В)- и дополнительные, сопутствующие критерии .

Но, парадокс заключается в том, что критерии и показатели эффективности работы классных руководителей не могут быть одинаковыми для всех (разные школы, дети, педагоги, цели и задачи...)

Поэтому, критерии и показатели эффективности должны разрабатываться и уточняться самими участниками педколлектива с привлечением ученического самоуправления.

Более того, каждый педагог самостоятельно для каждого конкретного коллектива ( и ребёнка) определяет: *что диагностировать, *как диагностировать, *кого к этому привлекать, *что делать с результатами.

                                  Всё вышесказанное означает, что:

1. Изучение результативности и эффективности собственной воспитательной деятельности должно вестись постоянно и регулярно классным руководителем.

2. В планах классных руководителей должен быть раздел:

   «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе»:

Что изучается

Методы и приёмы изучения,

Конкретные методики

Сроки

(месяц)

Кто изучает,

Кого привлечь

3. В рамках школы педколлектив (администрация) разрабатывает сводную таблицу:

                    Критерии

  Показатели (каждого критерия)

        Результативные

       критерии

          1.

          2.

            …

    1.а)…б)…в)…   …

    2.а)…б)…в)…   …

       Процессуальные

      критерии

          …

  …

     Критерии

    педмастерства

         …

  …

СРС-3: а)-используя литературу, подберите диагностические методики применительно ко всем направлениям диагностики в процессе воспитания;

б)- составьте таблицу изучения воспитательного процесса в классе, опираясь на опыт (8,с51-52);

в)- Составьте раздел ПЛАНА «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе», ориентируясь на конкретный возраст учащихся.

г) Подготовьте к «защите» индивидуальный пакет диагностических методик, оформите их в «Диагностическом чемоданчике».

    Примерные разделы «диагностического чемоданчика»:

А)- изучение учащихся в процессе обучения (мотивы учения; познавательные способности и интересы; обученность и обучаемость; характер мышления, памяти, воображения; и пр.);

Б)- изучение учащихся  в воспитательном процессе (интересы и способности; черты характера; мотивы деятельности; уровень воспитанности; ценностные и профессиональные ориентации; и пр.);

В)- изучение ученического коллектива, уровня его развития и характера взаимоотношений в нём;

Г)- изучение удовлетворённости учащихся и их родителей организацией жизнедеятельности в классном коллективе.

  Как Вы собираетесь использовать его в своей педагогической деятельности ?

4. Общечеловеческие духовно-нравственные и морально-этические ценности как ориентиры воспитания- целеполагания, планирования и организации деятельности.

Вспомним:  Методологически цель определяют как  идеал, некий образ, который имеется в голове организатора воспитательного процесса                  в начале его конструирования.

 Сегодня в основе целеполагания принято иметь в виду :

         -( источники целеполагания) –

1)Общечеловеческие  ценности  :

  -истина; отказ от монопольной идеологии;

  -жизнь человека, природы; милосердие; формирование гуманистического мировоззрения;

  -мировая культура;

  -свобода и права личности; формирование способности выбора, самообразование и самовоспитания;

  -общение и сотрудничество.

2)Общенациональные ценности :

  -Россия : восстановление и процветание ;

  -патриотизм : материально обеспеченная, граждански достойная и               духовно богатая жизнь (а не могущество державы). Вхождение России в мировую европейскую цивилизацию и культуру.Формирование гражданского мировоззрения.

  -история и культура России как ценность воспитания;

  -социальная компетентность.

3)Местные ценности:

   например, казачество.

4)Ценности профессионального характера

  ( в старших классах).

5)Традиционные ценности школы.

  В каждой школе – своя специфическая система ценностей. О на определяет  лицо школы.

6)Личные ценности и воспитательные цели преподавателей.

Это –сфера наибольшей свободы, разнообразия и гибкости.

      Цель – есть не любой образ будущего, но непременно – образ

Желаемого и реального будущего,  достижению которого должна быть подчинена  деятельность преподавателя во взаимодействии    с педагогическим коллективом.

     Таким образом, исходя из того, что  ЦЕЛЬ есть :

- планируемый  результат  деятельности,   и-

-желаемый  результат  деятельности ,       

ЦЕЛЬ есть основной элемент ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Поставить педагогическую цель – означает  определить те изменения в индивидуально-личностных свойствах воспитуемого, которых хочет достичь педагог.

  Целеполагание  - процесс выработки цели. Цель воспитания формируется при сопоставлении идеального образа с данными изучения конкретной личности. Следовательно, педагогу нужно :

 (алгоритм  выработки  педагогической  цели ):

1) Как можно конкретнее, детальнее сформулировать идеал воспитания, которого хотелось бы достичь (представить модель идеального ученика).

2) Сравнить с помощью специальных методик (диагностика!) конкретного человека с этим идеалом.

3) Выявить существенные расхождения полученной картины с идеалом.

4) Определить те изменения, которых педагог хочет достичь за данный промежуток времени.

    Главная  ЦЕЛЬ ШКОЛЫ -  обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе.

    Для этого необходимо соблюдать баланс  трёх полюсов оснований образования :  «культуры», «общества», «индивида».

    Школа,  таким образом,  должна опираться на 3 ряда ценностей

- уважение к культурному наследию,

- ценности социальной интеграции,

- ценности индивидуального развития.

Цель воспитания – всегда в русле какой-либо концепции.

Газман О.С. –воспитание культуры жизненного самоопределения.

Бондаревская Е.П. – воспитание человека культуры.

Сериков В.В. – воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности.

  Вспомните лекцию о БАЗОВЫХ ТЕОРИЯХ ВОСПИТАНИЯ.

  Воспитывая «человеческое в человеке», педагог неизбежно обращается к сфере ценностей. Они подразделяются на общие (общечеловеческие, общественные) и личные.

Общечеловеческие ценности – это принятые людьми образцы того, что должно быть. Это идеалы, которыми человек руководствуется в своих поступках и отношениях с другими людьми. Они – общие, т.е. имеют одинаковый для всех смысл.              См. Приложение

Караковский В.А. в качестве таких общечеловеческих ценностей выделяет следующее:

  •  Земля как общий Дом Человечества.
  •  Отечество как единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
  •  Семья как начало всех начал и ячейка общества.
  •  Труд, как основа бытия, самоопределения личности и богатства общества.
  •  Знания как источник саморазвития.
  •  Культура как великое богатство, накопленное человечеством.
  •  Мир между странами и народами как главное условие существования Земли и Человечества.
  •  Человек как абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания .

(См. Караковский В.А. Стать человеком.-М.,-1993,-80 с).

Маленкова Л.И. в качестве основных жизненных ценностей выдвигает: Истину, Добро и Красоту, и предлагает свой подход к работе с учащимися на основе этих ценностей:

(См. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя.-М.,-1999,-300

Маленкова Л.И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога.-М.,-1999,-300 с.)

Щуркова Н.Е. предлагает «пирамиду» наивысших ценностей:

1) Человек, 2) Жизнь, Природа, Общество, 3) Добро, Истина, Красота, 4) Труд, Познание, Общение, Игра, 5) Свобода, Счастье, Совесть, Равенство, Справедливость, Братство.-

и разработала целую систему игровых мнтодик их формирования

(См. « Классное руководство: теория, методика, технология» и  «Классное руководство: игровые методики».).

Ответьте на вопрос: как донести эти ценности до сознания ребенка?

Сделайте вывод: для того, чтобы общие ценности труда, мира, любви, справедливости, порядочности, культуры и т.д. превратились в саморуководство поведением отдельного человека, они должны стать его личным достоянием, представлять смысл именно для него.

  Духовное воспитание может рассматриваться  как процесс становления духовного мира человека на основе гармонизации всех сторон его духовной жизни в четырёх аспектах (Соловцова И.А.):

1)- как восхождение к Ценностям (с ориентацией на объективно существующие абсолютные ценности);

2)- как восхождение к Культуре, в которой ценности находят своё отражение, проявление и материальное воплощение;

3)- как восхождение к Себе;

4)- как восхождение к Другому.

  При конструировании процесса духовного воспитания:

*целеполагание – соотносится с аспектом ценностей,

*содержание – с аспектом культуры,

*средства воспитания – с аспектом самопознания и взаимодействия.

При этом все средства воспитания должны быть в основе своей диалогичными, а их систему необходимо выстраивать как систему разнохарактерных, разноуровневых, разнонаправленных воспитывающих взаимодействий.

Такой подход к пониманию духовного воспитания позволяет сделать процесс духовного становления человека в воспитательном пространстве образовательного учреждения технологичным,  открывает широкие возможности для создания воспитывающих ситуаций, организации педагогических условий духовного саморазвития ребёнка.

     Соловцова И.А.( Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология,   теория, технологии.- Волгоград.: 2006. ) предлагает в качестве технологической основы духовного воспитания –композицию воспитывающих ситуаций, среди которых: * ситуации встречи с прекрасным, *ситуации встречи с трагическим, *ситуации встречи с необычным, *ситуации выбора, *ситуации сопротивления негативному, и др.

   

    Понимание педагогом того, какие ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ и какие МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ взгляды и установки он хочет сформировать в своих воспитанниках,-

- реализуется им в формулировке ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ воспитательной работы, а также- в отборе соответствующего СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ и организационных ФОРМ работы с детьми.

5.  Понятие «педагогической задачи», её связь с педагогическими целями и  педагогической деятельностью. Задачный характер ПД.

  Для начала  необходимо  определить место педагогических задач в их связи с    педагогическими целями,    организуемой деятельностью и возникающими (организуемыми) педагогическими ситуациями .

     Цель воспитания – это то , к чему стремится воспитание. Это будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание  всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает (либо это не воспитание).

Целям подчиняется всё : содержание, методы, формы, организация.               Поэтому, проблема целей в педагогике – одна из основных. И формулируется она – всегда в русле какой-либо концепции.

Цель выражает общую направленность, целеустремлённость воспитания.

На практике цель выступает как система конкретных задач.                             Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и её компоненты. Поэтому справедливо будет сказать, что цель воспитания – это система решаемых воспитательных задач.

Однако, если задач, определяемых целью воспитания, обычно много, то цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы, - всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям.

Цель – определяющая характеристика воспитательной системы.                         Именно цели  и   средства их достижения  отличают одни воспитательные системы от других.  История педагогики – это длинная цепь  зарождения,  осуществления  и  отмирания  целей воспитания,  а также осуществляющих  их  педагогических систем.

  Понятие «задача» неразрывно связано с понятием «цель». Задача возникает при членении целей на подцели. Задача есть порция, часть цели. Но так как каждая задача затем еще может быть разбита на свои более конкретные составляющие, то она по отношению к своим частям становится целью.

  Следовательно, каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели, в которую она входит на правах подцели, и одновременно она является целью по отношению к задачам, вытекающим из нее.

   Виды педагогических задач:

По характеру:

  а) воспитательные (в т.ч. развития, формирования, становления)  ;

  б) дидактические (в т.ч. развития, обучения, образования) ;

  в) управленческие (в т.ч. организации, стимулирования, поддержки).

По степени сложности:

  а) по воспитанию и обучению;

  б) по перевоспитанию и переобучению.

По педагогическим целям:

  а) стратегические – направлены на достижение некоего педагогического идеала, связаны с перспективным планированием и решаются через совокупность более конкретных педагогических задач;

  б) тактические – направлены на формирование качеств и состояний воспитуемых (не знал – узнал, не умел – научился и т.п.); связаны с предстоящей конкретной ситуацией (с отбором учебного материала для урока, с выбором конкретных методов обучения или воспитания с выбором тактики своего поведения или типа общения с учениками и т.д.);

  в) оперативные  -  эти задачи соответствуют конкретным этапам педагогической деятельности, в рамках которых они ставятся и решаются;

  г) ситуативные  -  задачи, которые педагог ставит перед собой и учащимися в той или иной конкретной ситуации.

Задачи а) и б) связаны с предстоящей, планируемой деятельностью. Их ещё называют «педагогическими задачами в широком смысле слова», и связаны они с прогностической и проектировочной деятельностью педагога.

Задачи в) и г) ставятся педагогом «здесь» и «сейчас».

  Оперативные задачи касаются конкретных этапов педагогической деятельности: диагностико-проектировочного, организационно-деятельностного, коммуникативно-коррекционного, рефлексивно-аналитического.  И в этом смысле педагогическая деятельность носит задачный характер, т.е.предполагает  решение одна за одной педагогических задач.

  Ситуативные задачи  называют ещё «педагогическими задачами в узком смысле слова», и понимаются как осмысление, осознание педагогом педагогической ситуации, и на этой основе – определение для самого себя и всех участников  конкретных вариантов выхода из создавшейся ситуации.

  Будучи связанными с целями воспитания и образования, задачи понимаются в «широком смысле»- (задачи -а)б)в)-).

  А будучи связанными с конкретными ситуациями,  задачи понимаются в «узком смысле».

 При этом, педагогическая ситуация также может трактоваться в широком и узком  смысле:

-в широком смысле- как совокупность условий и обстоятельств  специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. И в этом смысле –она есть часть, «клеточка» педагогического процесса.

-в узком смысле – как  кратковременное взаимодействие учителя с учеником, группой, на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку ожившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону. Это- фрагмент (акт) реальной педагогической действительности, требующий разрешения.

  Каждая конкретная педагогическая ситуация в момент осознаний её педагогом, становится для него педагогической задачей, которую необходимо решать «здесь и сейчас». И в этом смысле педагогическая деятельность предполагает решение одна за другой педагогических задач, т.е. носит задачный характер.

 Педагогическая задача есть осмысление, осознание педагогом педситуации, связанной с необходимостью перевести учеников с одного уровня (обученности, воспитанности, умения и т.д.) на другой уровень по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести из одного состояния в другое (незнание – в знание, распущенность – в дисциплинированность, от неумения – к умению, от отрицательного отношения – к положительному и т.д.), а также если нужно разрешить конфликт.

Педзадача есть результат не только осмысления ситуации, но и результат осознания педагогом цели и реальных условий ее достижений. Если педситуация в большей степени является явлением объективным, то педзадача в каждой конкретной ситуации всегда субъективна. В одной и той же педситуации разными педагогами могут быть вычленены разные задачи, а также по-разному определены приоритеты в их решении. Более того, одна и та же педзадача может иметь достаточно большое число решений, т.к. всегда субъективна, и способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Процесс решения педзадачи представляется как поиск выхода из затруднения в характере взаимодействия с учащимися (коллегами, родителями).

  Любая педагогическая задача связана с педагогической деятельностью.  

Поэтому, педагогическая деятельность всегда носит задачный характер.

  Формулировать ЦЕЛЬ, ставить ЗАДАЧИ, отбирать СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМЫ воспитательной работы,- являются важнейшими умениями педагога.

 СРС 4:. Составьте сводную таблицу ведущих задач воспитания в зависимости от возраста воспитанников: 5-6;  7-9;  10-11кл.

Задачи воспитания в работе

С уч-ся 5-6 классов

Задачи воспитания в работе

С уч-ся  7-9 классов

Задачи воспитания в работе

С уч-ся  (9)10-11 классов

1.

….

 При  этом вспомните ранее изученный теоретический материал, дополните его. Например:

Общая характеристика учащихся подросткового возраста

                    -11-15лет—          (Белкин А.С.):

-  доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей;

-  решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

-  возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях;

-  возникает юридическая ответственность за правонарушения;

-  сохранение зависимости от влияния взрослых (родителей, учителей) в развитии самопознания, личного самоопределения;

-  ускорение физического и физиологического становления,  бурный процесс полового созревания.

   Психолого-педагогические доминанты развития:

-  возникновение чувства «взрослости» :  потребность во «взрослом» обращении;

-  превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности;

-  потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе;

-  возникновение потребности в активной познавательной деятельности;

-  потребность в половой идентификации.

  Ведущая идея в работе с подростками:

-  создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности;

-  формирование ценностных ориентаций и установок;

-  предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

  Основные направления педагогической деятельности:

-  создание ситуации успеха в учебной деятельности; помнить: подростки живут настоящим;

-  организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков (формирование общественного мнения);

-  психолого-педагогические подходы к предупреждению невротических расстройств и аномальных влечений у подростков, профилактика вредных привычек и девиантного поведения;

-  организация совместной  и индивидуальной творческой деятельности;

-  конструктивное разрешение сложных педагогических ситуаций, возникающих в жизни подростков;

-  вовлечение в деятельность различных кружков, клубов, секций, общественных организаций и объединений.

Общая характеристика старшеклассников

                          -15-18лет- (Белкин А.С.):

-  сохранение материальной, эмоционально-комфортной функции семьи, усиление её роли в самоопределении на будущее;

-  возрастание возможности школьников в удовлетворении части материальных потребностей;

-  сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

-  значительное возрастание роли самообразования, самовоспитания;

-  значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды;

-  формирование полной юридической дееспособности;

-  замена защитной роли взрослых функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.

  Психолого-педагогические доминанты развития:

-  формирование соматотипа, т.е. определённого типа внешности;

-  формирование представлений о собственной уникальности, появление синдрома «Колумба»;

-  эмансипация от родителей, стремление к автономизации по отношению к культуре взрослых;

-  возникновение потребности в любви;

-  возникновение новой системы отношений с родителями;

-  поиски смысла жизни.

   Ведущая идея в работе со старшеклассниками:

-  ориентировка на развитие способности к самопознанию, самореализации, самообразованию;

-  помощь семье в социально значимом определении на будущее;

-  создание условий для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с её реальными притязаниями;

-  помнить: старшеклассники живут будущим.

       Основные направления педагогической деятельности:

-  ориентация старшеклассников на самовоспитание;

-  помощь старшеклассникам в развитии взаимоотношений со сверстниками;

-  помощь в формировании научного мировоззрения;

-  помощь в профессиональном самоопределении;

-  помощь в формировании осознанной гражданской позиции;

-  организация интересного развивающего досуга;

-  организация дискуссий, позволяющих отстаивать и формировать жизненную позицию.

СРС 5 : Составьте сводную таблицу ведущих задач воспитания на основе его направлений.

Направления воспитания сформулируйте либо на основе одной из концепций воспитания, либо используйте опыт, полученный в период педагогических практик.

Осн. Направления воспитания

Основные задачи воспитательной деятельности.

В качестве примера – материал из пособия Спирина Л.Ф. (6,стр.18):

Ведущие

направления

Основные задачи

Физическое

воспитание

1.Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма. 2.Формирование потребности в здоровом образе жизни, любви к спорту.

3.Развитие волевых качеств. 4.Приобщение к походам.

Умственное

воспитание

1.Овладение системой научных знаний, умений, навыков. 2.Расширение кругозора. 3.Формирование исследовательских творческих интересов.

Нравственное

воспитание

1.Форм-ие нравственных понятий, убеждений. 2.Форм-ие нравственных чувств, привычек. 3.Форм-ие характера, воли. 4. Нравственное самовоспитание.

Эстетическое

воспитание

1.Форм-ие художественного вкуса, любви к прекрасному. 2.Форм-ие умений распознавать и воспринимать прекрасное. 3.Развитие самодеятельности, творческих способностей и дпрований.

Гражданско-

правовое

восп-ие

1.Форм-ие правовых знаний и культуры. 2.Форм-ие единства правовых знаний и поведения. 3.Форм-ие социальной ответственности и общественной активности. 4.Форм-ие демократических взглядов и умения отстаивать свою позицию

Патриотическое

воспитание

1. Форм-ие интереса и любви к истории своей малой родины и Отечества. 2.Восп-ие на народных традициях и культуре. 3.Форм-ие ответственности за судьбу страны.

Трудовое

воспитание

1.Восп-ие потребности трудиться и уважения к людям труда. 2.Профессиональная ориентация уч-ся. 3.Форм-ие основ экономических знаний.

Экологическое

воспитание

1.Форм-ие экологических знаний. 2.Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

6. Коллективное планирование как обязательное условие жизнедеятельности детского коллектива. Планы воспитательной работы.

  Включение учащихся в процесс анализа и планирования собственной жизнедеятельности,- важное педагогическое требование.

              Приведём примерный алгоритм этого процесса:

1. Коллективный анализ деятельности класса с участием всех учащихся, привлечением родителей и работающих в классе учителей. Определение  основных  задач на следующий учебный год.  

                                                                                          –апрель – май.

2. Составление анализа работы классным руководителем и формулировка целей и задач на следующий год.         – начало июня.

3. Составление предварительного варианта плана работы классного руководителя с учётом педагогических и организационно-педагогических задач.                                                             -  июнь.

4. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей и друзей класса.

                                                                               -1-2недели сентября.

4.1. Знакомство учащихся с предполагаемыми событиями в стране в очередном году, с возможными формами участия в них детей, обзор событий школьной жизни.

4.2. Сбор предложений в план работы:

- поиск творческими группами полезных дел –«разведка интересных дел и друзей» (для нашего коллектива, для младших, для школы,  совместно с родителями, другими классами и т.д.);

- конкурс на лучшее предложение по результатам «разведки»;

- анкетирование (что учесть из опыта прошлого года, других коллективов, что провести для себя, школы, друзей и пр.);

- предложения ответственных за разные участки работы, членов общественных организаций, тех, кто был в профильных лагерях и т.п.

4.3. Определение или уточнение тематики классных часов, предложенных классным руководителем, системы их  подготовки и проведения.

4.4. Игра «Интерес». ЕЁ этапы:

- предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;

- фиксация увлечений на доске, составление списка любимых занятий класса;

- объединение учащихся в микрогруппы по увлечениям, любимым занятиям; подготовка по группам «презентации» своего общего увлечения;

- составления по группам плана общего мероприятия, связанного с общим увлечением с целью привлечения к нему других (одноклассников, младших, школы);

- защита по группам своих планов, проектов, предложений;  отбор идей в план жизнедеятельности  классного коллектива в текущем году;

- сюрпризы: песни, игры поздравления летних именинников т пр.

4.5. Обсуждение содержания и предложенных форм работы с родителями на родительском собрании с участием детей.

4.6. Обработка всех предложений классным руководителем. Подготовка сбора-планирования.

4.7. Проведении сбора-планирования.

4.8. Окончательное составление классным руководителем  и оформление плана жизнедеятельности классного коллектива. Утверждение плана на ПЕДСОВЕТЕ.       -   не позднее конца сентября.

СРС 6:  Задание:  выписать в педкопилку примерный сценарий

СБОРА-ПЛАНИРОВАНИЯ-  см. 4, стр.182-185. Возможно- «проигрывание»

СРС 7 :  Составьте примерный план воспитательной работы с коллективом класса, ориентируясь на конкретный возраст. (5)

          Структура ПЛАНА работы классного руководителя:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год (выделение «+» и

«-« работы).

2. Цели и задачи воспитательной работы на предстоящий год.

                3*. Основные направления и формы работы.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

            *3. Основные направления и формы работы.

А) –структура:

Направления  и ФОРМЫ  работы

Сроки

Б)- варианты направлений воспитательной работы:

  •  По задачам, поставленным на год;
  •  По общечеловеческим ценностям (Отечество, Земля, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек)
  •  По видам деятельности (познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-эстетическая, и пр.).
  •  По основным сферам жизнедеятельности (Учение, Общение, Здоровье, Досуг, Образ жизни).
  •  По тематическим программам (Я и общество, Я и природа, Я и школа, Я и моя семья, Я и моё «Я»).

                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К вопросу о ценностях.

 Педагогические ценности – это нормы, регламентирующие деятельность учителя  и выступающие звеном между  сложившимся общественным моровоззрением в области образования  и  деятельностью педагога. Они представляют собой систему общих ценностных ориентаций  на  эмпатическое общение (эмпатия = сопереживание),   творчество в педагогической деятельности,  развитие личности,  сотрудничество, и пр.,  образуя  гуманистически  ориентированное  педагогическое мировоззрение учителя.

   Ценностные мировоззренческие аспекты педагогической культуры :                                                                                                               -  признание  ребёнка  высшей ценностью;                                                         -  переориентация целей образования с приоритетности обучения  на            воспитание  и  развитие личности;                                                                      -  гибкость мышления, предполагающая возможность многовариативного  достижения целей обучения и воспитания;                        -  гуманизм и сотрудничество с детьми;                                                             -  творческая, созидательная направленность на разработку эффективных методик обучения и воспитания.

    Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с  утвердившимся в общественном сознании  образом  УЧИТЕЛЯ как носителя духовных, нравственных ценностей;  с отношением к его личности как к своего рода эталону.

Среди нравственных характеристик педдеятельности называются :               - нравственная мотивация ;                                                                                   - нравственный характер общения и взаимодействия учителя с уч-ся;            -целостное влияние учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека;                               -способность учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков;                                           -учитель сам должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры.

  Соединение  высокой образованности,  профессиональной компетентности  и нравственной направленности личности педагога  определяет сущностные ценностные характеристики учительства как части интеллигенции.

   Работая с учащимися, педагог должен в первую очередь думать о том, какие ценностные ориентации будут сформированы у растущего человека в школьный период.   

Караковский В.А. предлагает в основу воспитания положить общечеловеческие ценности.

Общечеловеческие ценности – это принятые людьми образцы того, что должно быть. Это идеалы, которыми человек руководствуется в своих поступках и отношениях с другими людьми. Они- общие, общечеловеческие, т.е. имеют одинаковый для всех людей положительный смысл. В качестве таких ценностей Караковский В.А. выделяет следующие:

1) Земля –общий дом Человечества, вступающего в 21 век.

                   Земля людей и живой природы.

2) Отечество – одно на всех,  завещанное предками. Это единственная,                       уникальная для каждого человека Родина, данная  ему судьбой и завещанная предками.

3) Семья – начало всех начал. Начальная единица (ячейка) общества,           естественная среда развития ребёнка, закладывающая  основы его личности.

4) Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. Сфера самоопределения человека  и источник богатства общества.

5) Знания – источник саморазвития ; непреходящая ценность, результат разнообразного творческого труда.

6) Культура –великое богатство, накопленное человечеством как в материальном, так и в духовной жизни людей.

7) Мир между странами и народами как условие существования                         Земли  и  Человечества.

8) Человек – как абсолютная ценность, «мера всех вещей»,  цель, средство и результат воспитания.

   Составляя основное содержание воспитания, эти общечеловеческие ценности должны одновременно отражать ведущие направления                (разделы) планов воспитательной работы.

  Именно эти ценностные ориентации призвано формировать организуемое педагогом воспитание.

        Цель воспитания согласно концепции Щурковой Н.Е. – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека,  то есть  жизнь, построенную на  Истине,  Добре  и  Красоте ,    которая позволяет человеку реализовать себя как человека разумного (homosapience), осуществить в себе способность быть человеком творческим и созидающим (homocreatus и homofaber), проявить себя как человека нравственного (homomoralis).

              Содержанием воспитания  должно быть формирование  отношения  к  ценностям, главные из которых- Истина, Добро и Красота.

В дополнение к ним Щуркова Н.Е. предлагает «пирамиду» ценностей, на вершине которой- Человек, как наивысшая ценность. Поразмышляйте над этой пирамидой:

1) Человек.

2) Жизнь, Природа, Общество.

3) Добро, Истина, Красота.

4) Труд, Познание, Общение, Игра.

5) Свобода, Счастье, Совесть, Равенство, Справедливость, Братство. 

              Логика  построения  процесса  воспитания (формирования отношения к  ценностям ) -  следующая  :

   «знаю»  (освоение культуры)  -

                   «умею»  (усвоение культуры)  -

                                    «люблю»  (присвоение культуры) .

    Задачи-доминанты,  стоящие перед педагогом-воспитателем :

1-4 кл. –Формирование  социоценностных  отношений.

5-7 кл. –Формирование способности  к  саморегуляции.

8-9 кл. –Расширение представлений о социальном устройстве жизни.

10-11кл.-Формирование индивидуального идеала  человека.

        Эти задачи-доминанты  автор предлагает решать,  планируя воспитательную работу  по  шести  ведущим направлениям в каждой возрастной группе ( см.: Щуркова Н.Е.  Программа  воспитания  школьника. М.: 1998.).

  Основные  разделы программы воспитания (направления) :

        1) Формирование ценностного отношения к природе как к общему дому человечества.

(природа;  жизнь;  экология;  человек  и так далее. ).

         2) Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.

  (гигиена; физкультура; поведение» общение; культура умственного труда, культура физического труда, духовная культура, экономическая культура  и пр.).

    3) Формирование представлений о человеке как субъекте жизни  и наивысшей ценности на земле.

 ( человек и : природа, семья, профессия, увлечения, общение; человек в отношении к себе, человек как носитель идеи, стратег жизни и пр.).

   4)Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

 ( Родина; история; общество; государство; герои и пр.).

   5) Формирование образа жизни, достойной Человека.

  (добро; истина; красота; свобода; идеалы и пр.).

  6) Формирование жизненной позиции.

  (я в окружающем мире, моя судьба, моя позиция…).

Кроме программы, автор с коллегами разработали целый сборник  социально-психологических  игровых методик (форм) в помощь                         классным руководителям.

См: Щуркова Н.Е.  Классное руководство : игровые методики.-М,2000.

Для того, чтобы общие ценности превратились в индивидуальные и стали руководить поведением отдельного человека, они должны быть им прочувствованы, прожиты, присвоены, т.е. стать его личным достоянием, иметь смысл и значимость именно для него.

 Важно также, чтобы растущий человек владел ценностным восприятием окружающего мира.

Ценностное восприятие мира – это восприятие окружающей действительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности, как к некоей ценности для жизни человека. Владея ценностным восприятием- услышишь то, чего не услышат уши, увидишь то, чего не увидят глаза.

  К примеру, для кого-то роза- просто цветок, а для кого-то- красота, жизнь, любовь…

  Сопоставим вслед за Щурковой Н.Е. ценностное и предметное восприятие мира:

Предметное восприятие мира

Ценностное восприятие мира

Конкретно

Статично

Исчерпывается быстро

Требует нового предмета

Недолго сохраняется интерес

Корыстно

Разрушительно

Бездуховно

Оценка подвластна моде

Абстрактно

Динамично

Неисчерпаемо

Самоценно без другого предмета

Неизменное сохранение интереса

Бескорыстно

Защитительно-созидательно

Духовно

Не подвластно общему мнению

Согласитесь, что ценностное восприятие мира куда более симпатично, чем предметное.

Оно же влияет и на выбор педагогом той или иной методики.

Сравните:

При предметном восприятии

педагог:

При ценностном восприятии

педагог:

«Показывает» мир детям.

Призывает детей к запоминанию.

Учит детей, инструктируя и контро-

лируя.

Оценивает.

Требует, чтобы дети были похожи

на него в восприятии мира.

«Открывает» мир детям.

Призывает детей к осмыслению.

Инициирует их активность и само-

контроль.

Выражает своё «Я», откликаясь на

действия ребёнка.

Предоставляет свободу проявления индивидуальности.

Дополнительная литература по теме ценностей:

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Щурковой Н.Е..- М.:1998, С.29-41, 103-138.

2.  Караковский В.А. Стать человеком.- М.:1993.

3.  Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под ред. Степанова Е.Н.- М.:2000, С.25-30.

4.  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию.- Ростов н/Д.: 2000,

С.88-112, 204-208.

5.  Маленкова Л.И. Человековедение: программа и метод.материалы для шк.педагога.- М.: 1999.

6.  Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Кн. Для учителя.- М.:1999.

7.  Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.:2001.

См. также ПЕДКОПИЛКУ:   ФОРМЫ РАБОТЫ.

                                     

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60763. Модификатор Surface 1.94 MB
  Присоедините их командой Attach. Для этого выделите один сплайн, разверните свиток Geometry, щёлкните по кнопке Attach и общёлкайте остальные сплайны. Получится составная фигура.
60764. Наполненный парфюмерный флакон и его визуализация 753.5 KB
  Нарисуйте прямую линию (рис. 2.) сплайновым инструментом Line в окне проекции Front (Спереди). По высоте линия должна быть равна высоте флакона. Рисуйте сплайн снизу вверх.
60766. Проект «Картинна галерея» 278 KB
  Ознайомитись з такими об‘єктами: форма Form текстове поле Lbel малюнок Imge кнопка Button та їх основними властивостями: підпис Cption колір Color шрифт Font видимість Visible ширина Width висота Height.
60767. Село моє – найкраще місце на землі 1.06 MB
  В селі випалювали різні гончарні вироби у печах, які називалися горни. Звідси пішла назва Угорники.
60768. Апаратне і програмне забезпечення комп’ютерних мереж 215 KB
  Ознайомити з поняттям комп’ютерної мережі. Розповісти про класифікацію комп’ютерних мереж. Розвивати інформатичну компетентність учнів пам’ять; Виховна.
60769. В.Нестайко „Космонавти з нашого будинку” 41.5 KB
  Де відбуваються події твору Хто вони де живуть навчаються б аналіз змісту. Вибіркове читання. Чому діти перестали товаришувати Що робила Натка щоб довести що вона не гірша за хлопців Які риси характеру...
60770. Моделирование мебели в 3D – кровать 846.5 KB
  Далее выделите обе плоскости рамкой кликните по ним правой кнопкой мыши и выберите Object Properties Свойства объекта. Закройте окно и заморозьте объекты Right click Freeze Selection 3D мебель...