51616

Изменение формы представления информации. Систематизация и поиск информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Класс: 5 Тип урока: комбинированный Форма занятия: урок Тема: Изменение формы представления информации. Систематизация и поиск информации. Цель: дать учащимся представление о поиске информации и ее систематизации. Задачи: акцентировать внимание учащихся на обработке информации изменяющей форму представления но не изменяющей ее содержание.

Русский

2014-02-12

2.58 MB

34 чел.

Кто проводил: Камисова Виктория Альбертовна

Дата: 01.02.2010 г.

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Форма занятия: урок

Тема: Изменение формы представления информации. Систематизация и поиск информации.

Цель:  дать учащимся представление о поиске информации и ее систематизации.

Задачи:

акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержание.

Расширить представления учащихся по редактироанию документов.

акцентировать внимание на поиске информации как разновидности обработки информации.

Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: проектор, компьютер, наглядные пособия, раздаточный материал.

Литература:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова.- 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 192 с.

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса./ Л.Л. Босова.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 87 с.

Ход занятия:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь!

Здравствуйте!

2. Упражнение на внимание

В этой таблице спрятаны обрывки записок Зайца (А2, Г6, Г1, А6, В3, Б1, Г4, Б4); Волка (А3, Г2, Б3, Г5, Б2, Б6, В2, В6); и записки для тебя (В5, А1, Г3, А4, В1).

Восстанови эти записки (не забудь разделить текст на слова).

 

1

2

3

4

5

6

А

Мол

Гла

Оди

ц.У

яжа

яза

Б

шо

яцх

оги.

юут

адв

В

РА!

алу

йца

цаф

Ты -

чше.

Г

едл

нза

оде

гон

оро

вно




Для зайца главное его ноги, а для волка  - один заяц хорошо, а два лучше. Для тебя – ты молодцец!

3. проверка домашнего задания

Отгадайте загадки, ответы напишите в столбик и у вас из первых букв ответов загадки должно получится слово. Это слово одно из устройства компьютера. И дайте определение своими словами этому устройству компьютера.

  •  Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз)
  •  Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (осел)
  •  Между двух светил посередине один. (нос)
  •  Она вкусна и хороша – что красная, что из кабачка. (икра)
  •  Бывает круглым, бывает квадратным, бывает с изюмом, бывает с маслом. Его обожают все дети на свете. (торт)
  •  Прижавшись тесно к брату брат, в зеленых гнездышках сидят. Гнездышки искусные, а братишки вкусные. (орехи)
  •  В сенокос – горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

Монитор

4 Подготовительный этап

А скажите, какие формы представления информации мы с вами изучали?

Что можно делать с информацией?

А сегодня мы с вами будем изучать систематизацию и поиск информации.

Наглядная и табличная форма представления информации.

Кодировать, хранить, обрабатывать, передавать.

 

3. Основная часть

Как вы понимаете слово: «систематизация»?

Как вы понимаете слово: «поиск»?

Просмотр презентации:

Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных книг, журналов, фотографий, магнитофонных кассет, дисков.

Ясно, что здесь очень много самых разнообразных сведений. Но как в них разобраться?

В первую очередь, все эти вещи могут быть разделены по определенным признакам на группы например, фотографии – отдельно, книги  - отдельно – отдельнно и т.д. это деление по признаку «форма представления информации».

В свою очередь, каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку. Например, по году издания: старые (изданные и созданные до 2000 года) и новые (изданные в 2000 году и позднее).

  •  Систематизация информации – это распределение по группам  по определенным свойствам, признакам.

Вы осуществляете поиск информации, когда ищете:

  •  Слово в словаре
  •  Обращение в справочную службу (09)
  •  Номер в телефонной книге.

  •  Если информация в хранилище систематизирована, то ее поиск осуществляется достаточно быстро.

Распеределить по группам.

Когда ищете нужную информацию.

4. Практическая работа за компьютером

1. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.

  1.  Солнце, воздух, ветер, почва;
  2.  автомобиль, корабль, самолёт, поезд;
  3.  стол, стул, диван, шкаф;
  4.  автомобиль, самолёт, стул, стол;
  5.  человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения;
  6.  кот, собака, корова, кролик;
  7.  сантиметр, дециметр, метр, километр;
  8.  сандалии, валенки, туфли, сапоги;
  9.  весна, река, рука, яблоня;
  10.  приставка, корень, суффикс, окончание;
  11.  подлежащее, сказуемое, определение, дополнение;
  12.  глагол,  существительное,  прилагательное, местоимение;
  13.  отрезок, круг, квадрат, треугольник;
  14.  сканер, клавиатура, мышь, джойстик;
  15.  хранение, передача, обработка.

Задание №2:

Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Зачеркните это число.

  •  2,3,6, 7, 11;
  •  18, 12, 3, 29, 45, 28;
  •  10, 20, 30, 36, 40, 50;
  •  72, 62, 52, 45, 32, 82;
  •  24, 29, 22, 37, 25, 28;
  •  1, 2, 3, 5, 6, 7.

Отсортировать слова.

Шоссе

Чехол

Справа

Расчетливый

Гимнастика

Посетить

Гитара

Справедливый

Шофер

Балкон

Канал

Баскетбол

Расчет

Спортсмен

Почерк

Для того, чтобы отсортировать этот список нужно: выделить слова – в строке «Таблица» - Сортировка – Текст.

  1.  природные явления
  2.  транспортные средства
  3.  мебель
  4.  предметы, созданные человеком.
  5.  элементы живой природы
  6.  домашние животные.
  7.  единицы измерения
  8.  обувь
  9.  существительные женского рода
  10.  части речи
  11.  члены предложения
  12.  части речи
  13.  геометрические фигуры.
  14.  устройства компьютера
  15.  информационные процессы

1. 11 как двухзначное число

2. 3 как однозначное число

3. 36 не оканчивается нулем

4. 45 как не оканчивающееся двойкой.

5. 37 как не имеющее цифры 2 в разряде десятков.

6. 6 как не являющееся простым (его можно разложить на множители)

Балкон

Баскетбол

Гимнастика

Гитара

Канал

Посетить

Почерк

Расчет

Расчетливый

Спортсмен

Справа

Справедливый

Чехол

Шоссе

Шофер

5. Физминутка

Пальчиковая гимнастика

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки

(Ладони соединить лодочкой перед собой («молитвенная» поза))

Распускают лепестки,

(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными)

Ветерок чуть дышит,

(Подуть на руки: - «цветки»)

Лепестки колышет.

(Подвигать пальцами вперед-назад)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

(По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой («молитвенная» поза))

Головой качают,

(Покачать ладонями вправо-влево)

Тихо засыпают.

(Положить голову на сложенные ладони)

6. Практическая работа за компьютером

В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по классам. Определите основания этих классификаций.

Объект

Основание классификации

Волк, медведь, лиса, заяц

Платье, пиджак, рубашка, брюки

Береза, тополь, рябина, липа

Лиственница, кедр, ель, сосна

Яблоня, груша, слива, вишня

Молоко, кефир, творог, сметана

Молоток, клещи, топор, пила

Смородина, крыжовник, малина

Минута, секунда, час, сутки

Февраль, май, август, сентябрь

1, 2, 5, 9

10, 25, 40, 41

Монитор, клавиатура, мышь, процессор

  1.  звери
  2.  одежда
  3.  лиственные деревья
  4.  хвойные деревья
  5.  плодовые деревья
  6.  молочные продукты
  7.  инструменты
  8.  Кустарники
  9.  единицы измерения времени
  10.  названия месяцев
  11.  однозначное число
  12.  двухзначные числа
  13.  устройство компьютера

7. Домашнее задание

Систематизируйте информацию в таблицу.

Щука, индюк, бабочка, рысь, страус, волк, муха, осина, слон, утка, карась, муравей, процессор, корова, овца, петух, стрекоза, комар, ромашка, сканер, принтер, акустические колонки.

звери

птицы

рыбы

Насекомые

растения

Устройства компьютера.

Бальмонт

8. Подведение итогов

Приведите примеры информации, отсортированной

  •  по алфавиту
  •  в порядке убывания
  •  в хронологическом порядке.

А для завершения нашего урока, чтобы я знала понравился Вам сегодняшний урок или нет нарисуйте на этих солнышках им улыбочку или хмурое солнышко. Не забудьте с обратной стороны подписать солнышки.

Прозвенел звонок!

Вот и кончился урок!

Спасибо за урок!

Студентка-практикантка:    /Камисова В.А./

Учитель:     /Пашаева Л.Г./


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33019. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики 14.21 KB
  Противоположность черты стороны признаки предмета которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ.Противоречие это импульс толчок к изменению и развитию предмета. Внутренние противоречия между противоположными сторонами предмета пр.Основные противоречия между ведущими главными сторонами предмета.
33020. Проблема бытия в истории философии 35.15 KB
  Проблема бытия в истории философии Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия самого по себе натуралистическая онтология.
33021. Проблемы сознания в истории философии 25.32 KB
  Философское осмысление сознания начинается тогда когда в ходе развития и усложнения материальнопрактической деятельности расширения познания окружающего мира начинается угасание религиозномифологических представлений. Примерами материалистического подхода к объяснению сознания являются общефилософские концепции Фалеса Анаксимандра Анаксимена Демокрита. Идеалистическое объяснение сознания ярче всего отражено в учении Платона о мире идеальных сущностей этих действительных первоосновах материального бытия.
33022. Проблема познания в истории философии 26.33 KB
  Проблема познания в истории философии. Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Проблемы познания в философии Стоит начать с того что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. Проблема познания в философии важна также и по той причине что человек может быть не только субъектом но и его объектом.
33023. Проблема истины в философии 25.44 KB
  Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира его неисчерпаемостью. Проблема истины в философии также заключается в том что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины поскольку оно имеет объективно истинное содержание является необходимым этапом познания включается в последующие этапы.
33024. Специфика философского познания социальной действительности 40.09 KB
  Социальному познанию можно дать следующее определение: Познание людьми законов функционирования общества и самих себя своих целей желаний потребностей называется социальным познанием Очерки социальной философии. Истина это адекватность представлений субъекта действительности о чем подробно говорилось в первой части курса философии. Предмет и функции социальной философии История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии но до сих пор не утихают споры о том что...
33025. Основные подходы к изучению общества 18.61 KB
  Основные подходы к изучению общества Основные подходы к изучению общества. В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.Культурноисторический подход к изучению общества характерен для конца XIX начала XX в.
33026. Общество как система. Характеристики общества как системы 33.31 KB
  Пушкарева отмечает что общество представляет собой универсальный способ социальной организации социального взаимодействия и социальных связей обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей самодостаточный саморегулирующийся и самовоспроизводящийся Во всех этих определениях есть рационально зерно так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга не обособлены а напротив тесно...
33027. Социальная структура. Социальные слои 39.64 KB
  Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды занимающие определенные позиции статусы и выполняющие определенные социальные функции роли объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы социальнотерриториальные этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности классы слои группы и т. В зависимости от того какой элемент выделяется в качестве главного структура общества может быть представлена как групповая классовая общностная и т. Таким...