51634

Методы и формы организации внеурочной работы со школьниками

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Ознакомиться с основными формами и методами организации внеурочной работы со школьниками. План Организационный момент Проверка домашней работы Постановка темы занятия Изучение материала Итоги Тип занятия: комбинированное. 2004 Журнал ИНФО Организационный момент приветствие учащихся проверка посещаемости Проверка домашней работы сообщения по темам: Методика подготовки и проведения лаб.

Русский

2014-02-12

55 KB

29 чел.

Тема: Методы и формы организации внеурочной работы со школьниками.

Цель: Ознакомиться с основными формами и методами организации внеурочной работы со школьниками.

План

Организационный момент

Проверка домашней работы

Постановка темы занятия

Изучение материала

Итоги

Тип занятия: комбинированное.

Продолжительность занятия: 1 часа.

Литература:

Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / - М.: Издательский центр «Академия», 2005

Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / -М.: Высш. шк., 2004

Журнал ИНФО

Организационный момент (приветствие учащихся,  проверка посещаемости)

Проверка домашней работы (сообщения  по темам: Методика подготовки и проведения лаб.работы; Учебные конференции и семинары). Все остальные записывают главные моменты в тетрадь.

Постановка темы занятия

Помимо урока возможны факультативные занятия, кружки, проведение экскурсий. И тема сегодняшнего занятия: Методы и формы организации внеурочной работы со школьниками.

Изучение материала                (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ)

Цели проведения внеурочной работы:

Развить познавательный интерес учащихся по информатике .

закрепление полученных знаний;

приобретение новых знаний;

углубление навыков сам работы;

подведение итогов работы обучения школьников;

дети получают дальнейшие ориентиры (в т. ч. проф. ориентация);

развитие ума, смекалки, гибкости и нестандартности мышления и т. п.(развитие абстрактного, логического мышления).

Формы внеклассной работы по информатике: факультатив, кружок, экскурсия, олимпиады, КВН, турниры, викторины, конкурс стенгазет, турнир компьютерных игр, неделя информатики, телекоммуникационные олимпиады, выставка ученических работ, компьютерных рисунков.

Экскурсия

3 основные цели экскурсии: показать “живую” информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на профессии, связанные с использованием ЭВМ; скорректировать у учащихся “книжные” и умозрительные представления о настоящей информатике.

Экскурсия может проводиться до и после изучения курса. В первом случае одна из её целей – формирование интереса к предмету, во втором – обобщение знаний, их систематизация, связь с реальностью.

Факультативы

Целями факультативных занятий являются: углубление знаний в области информатики или другой дисциплины, изучение которой связано с ЭВМ; профориентация. Не исключено, что на них уч-ся будут готовиться к экзамену.

Для факультативных занятий характерно: большая самостоятельность, самоуправление познавательной деятельностью, меньшее число обучаемых.

Кружок

Кружок – наиболее гибкая, глубоко индивидуальная форма работы с разнообразным содержанием. В кружке могут участвовать ученики разных возрастов. В кружке занимаются только те, кто проявил явный и повышенный интерес к делу. Лёгкое ограничение на численность участников кружка вызовет полезное соревнование за право участия в нём.

Предназначены для пропедевтики основ информатики в младших классах. Рекомендуется не только играть, но и осваивать графический редактор, ППС тренажерного и обучающего направления. Наименее утомительным для школьников 1-7 класс оказались кружковые занятия смешанного типа (происходит чередование компьютерных игр, алгоритмизации, программирования, теоретической части и опять игр). Помнить про временные рамки работы на ПК.

Проблемы:

т. к. у учащихся младшего и среднего возраста еще не сформировался математический аппарат, то сложно подобрать набор задач для решения.

Отсутствуют учебные пособия, методическая литература, предназначенная для проведения кружковых занятий.

Отсутствие подготовленных преподавателей.

Олимпиады

Общее замечание:

Традиционной формой организации олимпиад является проведение 2-х компьютерных туров (для областных олимпиад), в школах – 1 тур. Длительность каждого тура не должна превышать 5ч. 1тур – 1 день; 2тур – 2 день. Желательно, чтобы между турами не было разрыва. Для школьных олимпиад – 1 тур (3-5 часов). Ученики освобождаются от школы.

Кол-во задач предлагаемых на олимпиаде м/б различным: область – 3 задачи (в каждом туре); школа – 4-6 задач.

Цели и задачи:

Развитие способностей по смешанному приобретению знаний. Развитие интуиции и совершенствование методов самообучения.

Отбор наиболее смекалистых, одарённых учеников, умеющих мыслить нетривиально, обладающих высоким уровнем алгоритм-го и абстрактного мышления с целью их дальнейшего совершенствования.

Привлечение одарённых учащихся в науку.

Проф. ориентация участников олимпиад и развитие интереса к своей будущей профессии.

Раскрытие и усиление межпредметных связей м/у информатикой и другими науками.

Проверка уровня преподавания в средних учебных заведениях.

Проверка роста З, У и Н за прошедший этап обучения.

Приобщение молодых учителей к олимпиадному движению путём  включения их в состав областных или районных жюри.

Проведение своеобразного конкурса задач, а так же накопление банка олимпиадныхх задач и их решения.

Проведение:

Создается орг. комитет (5-7 чел.), в него входят учителя информатики, работники управления образования, преподаватели ВУЗов.

Перед началом организаторы должны иметь:

Специально подготовленное помещение и достаточное кол-во ПК.

Список участников.

Необходимо знать с какими средствами разработки умеет работать каждый участник.

Список заданий.

Призы.

Методика проведения:

Один из 2-х туров должен быть теоретическим (у нас- 0,5 часа и 10-15 задач), а второй – практическим (у нас- 4 часа и 3-5 задач). Всем участникам предоставляются равные возможности (одинаковое кол-во времени, мощность машин, язык программирования). Можно провести командный тур, который может быть проведён вместо практического. Это позволяет выявить способность учащихся  к коллективному решению задачи, а так же выделить среди учащихся ведущих и ведомых.

Оценка заданий:

До начала олимпиады жюри оценивает сложность каждой задачи в баллах (1-10). Участник, правильно решивший задачу (предоставивший программму или алгоритм решения и обосновавший его правильность) получает положительные баллы (они известны заранее).

После завершения олимпиады:

Жюри подводит итоги, сообщают каждому участнику кол-во набранных балов, премирует победителей, которые получают доступ на олимпиаду более высокого уровня.

Компьютерные телекоммуникации в обучении.

Сегодня почти каждый школа имеет возможность присоединиться к Интернет. Во внеклассной работе могут найти отражение все виды компьютерных телекоммуникаций: электронная почта, телеконференции, домашние странички, … .

Достоинства:

общение многих со многими.

Общение, не связанное с географическими расстояниями.

Общение на основе текста, а не речи.

Обычная модель обучения

Новая модель обучения

В центре технологии обучения -   учитель

В центре технологии обучения - ученик

М/у уч-ся идет в негласное соревнование

В основе учебной деятельности лежит сотрудничество

Уч-ся на уроке играют пассивную роль

Уч-ся на уроке играют активную роль

Цель технологии - передать знания, сформировать умения и навыки

Цель технологии – развитие способностей к самообразованию, самообучению

Итоги

Учитель подводит итог:

  •  Чему способствует проведение внеклассных мероприятий?
  •  Назовите формы организации внеклассных занятий?
  •  Чем отличается кружок со старшеклассниками от кружка для учащихся младших классов?
  •  Чем занимаются на факультативах по информатике?
  •  Расскажите, как проводятся олимпиады по информатике?
  •  Приведите примеры олимпиадных заданий.

Задание домашнее: подготовиться к практическому изучению методики внеклассной работы по информатике.