51707

Типология уроков; особенности нетрадиционных уроков биологии, лабораторных и практических занятий

Реферат

Педагогика и дидактика

Нетрадиционные уроки биологии 1. В зависимости от решаемых дидактических задач и их количества различают специализированные и комбинированные уроки. Специализированные уроки. В нее входят: вводные уроки уроки изучения нового материала уроки повторения уроки проверки результатов обучения.

Русский

2014-02-12

94 KB

42 чел.

6. Типология уроков; особенности нетрадиционных уроков

биологии, лабораторных и практических занятий

1. Типология уроков биологии, их особенности

2. Лабораторные и практические занятия

3. Нетрадиционные уроки биологии

1. Типология уроков биологии (по формам, по дидактической цели, по этапам овладения знаниями), их особенности

Проблема типологии уроков сложная и не вполне сегодня разрешенная ни в мировой, ни в отечественной дидактике, вследствие чего существуют различные подходы к классификации уроков. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками.

В качестве оснований для классификации (типологии) уроков авторы брали разные признаки: решаемые дидактические задачи; методы и приемы обучения; формы организации обучения биологии; этапы овладения знаниями и др. Мы рассмотрим несколько таких классификаций уроков.

1. Наиболее часто используемой на практике является классификация уроков в зависимости от решаемых дидактических задач (целей).

В процессе обучения любому предмету решаются следующие дидактические задачи: 1) подготовка учеников к восприятию нового материала; 2) организация первичного восприятия нового материала; 3) глубокое осмысление изученного; 4) закрепление усвоенных знаний; 5) упражнения в их применении; 6) обобщение и систематизация полученных знаний; 7) проверка результатов обучения. В зависимости от решаемых дидактических задач и их количества, различают специализированные и комбинированные уроки.

Специализированные уроки.   Если на уроке решается одна дидактическая задача, мы имеем дело с группой специализированных уроков. В нее входят: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки повторения, уроки проверки результатов обучения. Эти уроки простые по структуре.

Комбинированные уроки. Чаще всего учителю биологии приходится решать на одном уроке несколько дидактических задач (до 6). Урок становится сложным по структуре, поэтому его называют комбинированным.

Комбинированные уроки особенно целесообразны при изучении многочасовых тем, когда изучаемый материал связан с предшествующим.

2. В основу другой классификации были положены способы проведения уроков. Выделяют следующие виды уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ и т.п.

3. Классификация по методам и формам обучения (по И.Н. Казанцеву). Все разнообразие уроков подразделяется на уроки: лекции, беседы, экскурсии, семинары, ролевые игры, конференции, телепередачи, кино, брифинги, диспуты, КВН, лабораторные и практические занятия… Всего 18.

4. В качестве классических типов урока можно назвать следующие: вводный; тренировочный; контрольный; закрепление ЗУН; урок самостоятельной работы; урок с использованием ТСО и компьютеров, комбинированный урок; урок повторения; урок овладения ЗУН и др.

5. Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Н. Пономарева и др.).

Тема объединяет логически связанные вопросы содержания, изучаемые на отдельных уроках. Различают по данной классификации следующие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы; 3) заключительные или обобщающие; 4) проверки и учета знаний. Уроки редко проводятся в чистом виде, поэтому типы уроков делятся на виды (таблица).

Таблица-  Соотношение типов и видов уроков по биологии

Тип урока

Вид урока

Вводный

Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок

Раскрывающий содержание темы

Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок-лекция. Урок-семинар. Игровой урок

Заключительный, или обобщающий

Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экскурсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет.

Проверки и учета знаний

Урок-зачет. Урок-контрольная

Вводные уроки. Вводным уроком начинается изучение темы, раздела, предмета. Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учеников к восприятию новой информации; установления связей между старыми и новыми знаниями;  в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии. Этот урок выполняет организационную роль.

Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и др. Основной задачей является изучение нового материала.

Обобщающие уроки. На заключительном уроке завершается изучение темы, раздела, предмета. Задачи обобщающего урока многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов: 1) повторение основных вопросов темы; 3) систематизация знаний вокруг основных понятий, их дальнейшее развитие и углубление; 4) обсуждение наиболее трудного и важного материала; 5) подведение итогов. Знания оцениваются на всех этапах обобщающего урока.

Уроки проверки и учета знаний. Главная дидактическая цель таких уроков – проверка знаний. Такие уроки, если они проводятся, то только в конце четверти.

2. Лабораторные и практические занятия

Согласно дидактическим задачам, лабораторные занятия организуются в целях непосредственного ознакомления учеников с предметами и явлениями живой природы путем самостоятельных наблюдений и опытов над биологическими объектами. 

Практическая работа – это использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.

Лабораторные и практические работы различаются не только по решаемым дидактическим задачам, но и по структуре (таблица).

Таблица - Структура лабораторных и практических работ

Лабораторная работа

Практическая работа

1. Постановка задач.

2. Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала.

3. Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов.

4. Фиксация результатов.

Формирование выводов.

5. Заключительная беседа.

1. Постановка задач.

2. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы.

3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы.

4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок.

5. Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков.

6. Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости.

Лабораторные и практические работы являются частью учебной программы и их выполнение обязательно для каждого учителя. Программа указывает необходимый минимум таких работ. При наличии материальной базы учитель может в пределах разумного увеличить их количество.

Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть. Однако в отдельных случаях при сложности занятия можно при согласовании провести одно лабораторное занятие в течение двух уроков.

Работа учеников на лабораторном занятии может быть организована как 1) фронтальная; 2) групповая работа учеников.

Последовательность этапов проведения лабораторного занятия: 

1) Учитель определяет цель лабораторного занятия.

2) Учитель проводит инструктаж.

3) Лаборанты-ученики раздают инструменты, приборы и раздаточный материал.

4) Ученики приступают к работе, проводят наблюдения или опыты.

5) Ученики делают зарисовки с натуры и краткие записи в тетрадях.

6) Ученики-лаборанты собирают инструменты, приборы, материалы. Рабочие места приводятся в порядок.

7) Учитель совместно с учениками подводит итоги проделанной работы.

8) Делаются выводы. Дается задание на дом.

Обычно лабораторные и практические работы оформляются в тетрадях по биологии. При выполнении работы ученики записывают ее номер, тему и цель, затем выполняют задание, предложенное учителем. В средних классах удобно фиксировать результаты работы в виде таблицы  с 3 столбцами: 1) что делали; 2) что наблюдали; 3) выводы. Табличное оформление приучает учеников к выделению главного, немногословности записей, четкой фиксации хода работы. В старших классах практикуют оформление работ в виде протокольных записей, в свободной форме.  

В настоящее время нормативных документов, регламентирующих оценку лабораторных работ, нет. Если учесть, что лабораторная работа выполняется на этапе ознакомления с материалом, то и оценка не имеет смысла.

Оценка за выполнение практической работы уместна потому, что к моменту ее выполнения теория уже изучена. При выставлении отметки необходимо учитывать не только знания, но и умения, которыми в соответствии с программой овладели ученики.

Лабораторные занятия ценны по следующим причинам:

1) Изучение натуральных объектов обеспечивает конкретные представления об изучаемом материале. 2) Ученики учатся приобретать знания самостоятельно, путем прямого изучения объектов живой природы. 3) Ученики приобретают ряд практических умений и навыков: работать с различными приборами и инструментами и т.д. 4) Развивают у учеников интерес к изучению природы. 5) При правильной их организации имеется возможность воспитывать культуру труда, бережное отношение к инструментам, они воспитывают у учеников сознательную дисциплину труда.

3. Нетрадиционные уроки биологии

Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру. Несомненно, что нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, методике проведения, больше нравятся ученикам, чем будничные занятия со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий (таблица).

Таблица – Классификация нетрадиционных уроков (по основным дидактическим целям – планируемым результатам обучения)

Типы уроков

Варианты нетрадиционных уроков

Уроки формирования новых знаний

Интегрированные уроки, учебные конференции, уроки-экскурсии, уроки – исследования

Уроки обучения умениям и навыкам

Практикумы, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Повторительно-обобщающие диспуты, семинары внеклассного чтения, КВН, «Поле чудес», уроки-конкурсы, уроки – соревнования и др.

Уроки проверки и учета знаний и умений

Уроки-консультации, зачетные уроки, уроки-викторины, смотр знаний, защита проектов

Рекомендации по проведению нестандартных уроков:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

2. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.

3. При выборе форм нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности и специфические особенности учеников класса.

4. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков.

5. Руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Использование нетрадиционных уроков обнаружило ряд существенных недостатков: отсутствие роста качества формируемых знаний и умений, сдвигов в развитии учеников; преобладание репродуктивных технологий обучения; преобладает работа с материалом, не имеющим особого образовательного значения.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52901. Екологічний ерудиціон (екологічна гра) 76 KB
  І ми спробуємо сьогодні дати відповідь на нього. Команда за кожну правильну відповідь отримує свою смужку а земна куля очищається від сміття. За правильну відповідь 1 бал Запитання 1. Якщо команда дає неправильну відповідь з подальшої боротьби в цьому турі вибуває.
52902. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя 1.12 MB
  Из русской литературы XVIII века балладу сказки романы рассказ. Вариативная природа фольклора Урок чтения и обсуждения произведений 3 Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных волшебные бытовые сказки Урок знакомства с теоретическими понятиями Царевналягушка Урок чтения и изучения произведения 5 Царевналягушка.
52903. Спонтанні роздуми… 305.5 KB
  Пазли чомусь асоціюються в мене з педагогікою. Тож хіба пазли – то не своєрідний символ науки педагогіки До речі перші пазли були створені не для забавки а як навчальний посібник у 1761 році лондонський торговець географічними картами Джон Спілсбері наклеював останні на дерев′яну основу і розрізав отриманий сандвіч на шматки неправильної форми. І ще: навіть у давнину пазли розрізнялися кількістю й химерністю форм частинок на які було розбито малюнок. Відтак можна говорити про рівні складності завдання А це вже щось зовсім методичне...
52905. П’ять сходинок до успіху або маршрутами життєвої успішності 114 KB
  Людина Її життя вимірюється не кількістю років а ступенями ціннісного сходження. Згадалась досить цікава інформація: вченими було підраховано що життя кожної людини нараховує 700 тисяч годин. А на життя власне внутрішнє життя людини залишається 200 тисяч годин. Уявіть собі лише всього 200 тисяч годин І вся справа духовності зводиться до одного питання: як використати як заповнити ці 200 тисяч годин Це при тому що ми витрачаємо два роки життя щоб додзвонитися до своїх знайомих і рік життя – на пошуки речей...
52906. Если ребенок не хочет делать уроки 40.5 KB
  Важно понять распространяется ли эта неприязнь на все уроки или на домашние задания по какимто конкретным предметам. Если ребенок в целом не желает садиться за уроки тогда переходим к Правилам № 2 и № 3. Главное чтобы за уроки он сел отдохнувшим и со свежей головой.
52908. Essen. Meine Lieblingsspeise 51 KB
  L.: Guten Tag, liebe Freunde! Ich freue mich, euch zu sehen! Heute arbeiten wir zum Thema „Essen“. Alle Leute haben ihre Lieblingsspeisen, nicht wahr? Wir werden heute über unsere Essengewohnheiten sprechen! Ich hoffe, dieses Thema ist für euch interessant. Also heute lesen wir einen Text, machen verschiedene Übungen, diskutieren über unsere Essengewohnheiten.
52909. Математична естафета: «Острів скарбів» Гра для учнів 8-9-тих класів 152.5 KB
  Ведучий 1. До нашої школи надійшло повідомлення від Старика Хотабича. Цей вельмишановний старець повідомляє, що на Таємничому Острові Скарбів він заховав чарівний напиток. Хто скуштує цього напитку усі задачі з математики буде мов насіння лускати. Отримає цей напиток той хто найкраще пройде математичну естафету. Для визначення переможця у нас працює рада розумних.