51707

Типология уроков; особенности нетрадиционных уроков биологии, лабораторных и практических занятий

Реферат

Педагогика и дидактика

Нетрадиционные уроки биологии 1. В зависимости от решаемых дидактических задач и их количества различают специализированные и комбинированные уроки. Специализированные уроки. В нее входят: вводные уроки уроки изучения нового материала уроки повторения уроки проверки результатов обучения.

Русский

2014-02-12

94 KB

44 чел.

6. Типология уроков; особенности нетрадиционных уроков

биологии, лабораторных и практических занятий

1. Типология уроков биологии, их особенности

2. Лабораторные и практические занятия

3. Нетрадиционные уроки биологии

1. Типология уроков биологии (по формам, по дидактической цели, по этапам овладения знаниями), их особенности

Проблема типологии уроков сложная и не вполне сегодня разрешенная ни в мировой, ни в отечественной дидактике, вследствие чего существуют различные подходы к классификации уроков. Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками.

В качестве оснований для классификации (типологии) уроков авторы брали разные признаки: решаемые дидактические задачи; методы и приемы обучения; формы организации обучения биологии; этапы овладения знаниями и др. Мы рассмотрим несколько таких классификаций уроков.

1. Наиболее часто используемой на практике является классификация уроков в зависимости от решаемых дидактических задач (целей).

В процессе обучения любому предмету решаются следующие дидактические задачи: 1) подготовка учеников к восприятию нового материала; 2) организация первичного восприятия нового материала; 3) глубокое осмысление изученного; 4) закрепление усвоенных знаний; 5) упражнения в их применении; 6) обобщение и систематизация полученных знаний; 7) проверка результатов обучения. В зависимости от решаемых дидактических задач и их количества, различают специализированные и комбинированные уроки.

Специализированные уроки.   Если на уроке решается одна дидактическая задача, мы имеем дело с группой специализированных уроков. В нее входят: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки повторения, уроки проверки результатов обучения. Эти уроки простые по структуре.

Комбинированные уроки. Чаще всего учителю биологии приходится решать на одном уроке несколько дидактических задач (до 6). Урок становится сложным по структуре, поэтому его называют комбинированным.

Комбинированные уроки особенно целесообразны при изучении многочасовых тем, когда изучаемый материал связан с предшествующим.

2. В основу другой классификации были положены способы проведения уроков. Выделяют следующие виды уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ и т.п.

3. Классификация по методам и формам обучения (по И.Н. Казанцеву). Все разнообразие уроков подразделяется на уроки: лекции, беседы, экскурсии, семинары, ролевые игры, конференции, телепередачи, кино, брифинги, диспуты, КВН, лабораторные и практические занятия… Всего 18.

4. В качестве классических типов урока можно назвать следующие: вводный; тренировочный; контрольный; закрепление ЗУН; урок самостоятельной работы; урок с использованием ТСО и компьютеров, комбинированный урок; урок повторения; урок овладения ЗУН и др.

5. Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Н. Пономарева и др.).

Тема объединяет логически связанные вопросы содержания, изучаемые на отдельных уроках. Различают по данной классификации следующие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы; 3) заключительные или обобщающие; 4) проверки и учета знаний. Уроки редко проводятся в чистом виде, поэтому типы уроков делятся на виды (таблица).

Таблица-  Соотношение типов и видов уроков по биологии

Тип урока

Вид урока

Вводный

Урок-беседа. Комбинированный урок. Проблемный урок

Раскрывающий содержание темы

Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа. Урок-лекция. Урок-семинар. Игровой урок

Заключительный, или обобщающий

Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экскурсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет.

Проверки и учета знаний

Урок-зачет. Урок-контрольная

Вводные уроки. Вводным уроком начинается изучение темы, раздела, предмета. Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учеников к восприятию новой информации; установления связей между старыми и новыми знаниями;  в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии. Этот урок выполняет организационную роль.

Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и др. Основной задачей является изучение нового материала.

Обобщающие уроки. На заключительном уроке завершается изучение темы, раздела, предмета. Задачи обобщающего урока многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов: 1) повторение основных вопросов темы; 3) систематизация знаний вокруг основных понятий, их дальнейшее развитие и углубление; 4) обсуждение наиболее трудного и важного материала; 5) подведение итогов. Знания оцениваются на всех этапах обобщающего урока.

Уроки проверки и учета знаний. Главная дидактическая цель таких уроков – проверка знаний. Такие уроки, если они проводятся, то только в конце четверти.

2. Лабораторные и практические занятия

Согласно дидактическим задачам, лабораторные занятия организуются в целях непосредственного ознакомления учеников с предметами и явлениями живой природы путем самостоятельных наблюдений и опытов над биологическими объектами. 

Практическая работа – это использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.

Лабораторные и практические работы различаются не только по решаемым дидактическим задачам, но и по структуре (таблица).

Таблица - Структура лабораторных и практических работ

Лабораторная работа

Практическая работа

1. Постановка задач.

2. Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала.

3. Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов.

4. Фиксация результатов.

Формирование выводов.

5. Заключительная беседа.

1. Постановка задач.

2. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы.

3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы.

4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок.

5. Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков.

6. Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости.

Лабораторные и практические работы являются частью учебной программы и их выполнение обязательно для каждого учителя. Программа указывает необходимый минимум таких работ. При наличии материальной базы учитель может в пределах разумного увеличить их количество.

Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть. Однако в отдельных случаях при сложности занятия можно при согласовании провести одно лабораторное занятие в течение двух уроков.

Работа учеников на лабораторном занятии может быть организована как 1) фронтальная; 2) групповая работа учеников.

Последовательность этапов проведения лабораторного занятия: 

1) Учитель определяет цель лабораторного занятия.

2) Учитель проводит инструктаж.

3) Лаборанты-ученики раздают инструменты, приборы и раздаточный материал.

4) Ученики приступают к работе, проводят наблюдения или опыты.

5) Ученики делают зарисовки с натуры и краткие записи в тетрадях.

6) Ученики-лаборанты собирают инструменты, приборы, материалы. Рабочие места приводятся в порядок.

7) Учитель совместно с учениками подводит итоги проделанной работы.

8) Делаются выводы. Дается задание на дом.

Обычно лабораторные и практические работы оформляются в тетрадях по биологии. При выполнении работы ученики записывают ее номер, тему и цель, затем выполняют задание, предложенное учителем. В средних классах удобно фиксировать результаты работы в виде таблицы  с 3 столбцами: 1) что делали; 2) что наблюдали; 3) выводы. Табличное оформление приучает учеников к выделению главного, немногословности записей, четкой фиксации хода работы. В старших классах практикуют оформление работ в виде протокольных записей, в свободной форме.  

В настоящее время нормативных документов, регламентирующих оценку лабораторных работ, нет. Если учесть, что лабораторная работа выполняется на этапе ознакомления с материалом, то и оценка не имеет смысла.

Оценка за выполнение практической работы уместна потому, что к моменту ее выполнения теория уже изучена. При выставлении отметки необходимо учитывать не только знания, но и умения, которыми в соответствии с программой овладели ученики.

Лабораторные занятия ценны по следующим причинам:

1) Изучение натуральных объектов обеспечивает конкретные представления об изучаемом материале. 2) Ученики учатся приобретать знания самостоятельно, путем прямого изучения объектов живой природы. 3) Ученики приобретают ряд практических умений и навыков: работать с различными приборами и инструментами и т.д. 4) Развивают у учеников интерес к изучению природы. 5) При правильной их организации имеется возможность воспитывать культуру труда, бережное отношение к инструментам, они воспитывают у учеников сознательную дисциплину труда.

3. Нетрадиционные уроки биологии

Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру. Несомненно, что нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, методике проведения, больше нравятся ученикам, чем будничные занятия со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий (таблица).

Таблица – Классификация нетрадиционных уроков (по основным дидактическим целям – планируемым результатам обучения)

Типы уроков

Варианты нетрадиционных уроков

Уроки формирования новых знаний

Интегрированные уроки, учебные конференции, уроки-экскурсии, уроки – исследования

Уроки обучения умениям и навыкам

Практикумы, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Повторительно-обобщающие диспуты, семинары внеклассного чтения, КВН, «Поле чудес», уроки-конкурсы, уроки – соревнования и др.

Уроки проверки и учета знаний и умений

Уроки-консультации, зачетные уроки, уроки-викторины, смотр знаний, защита проектов

Рекомендации по проведению нестандартных уроков:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

2. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.

3. При выборе форм нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности и специфические особенности учеников класса.

4. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков.

5. Руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Использование нетрадиционных уроков обнаружило ряд существенных недостатков: отсутствие роста качества формируемых знаний и умений, сдвигов в развитии учеников; преобладание репродуктивных технологий обучения; преобладает работа с материалом, не имеющим особого образовательного значения.

PAGE  6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28283. Опека и попечительство: содержание, условия назначения и прекращения. Патронаж 16.61 KB
  Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними оставшимися по какимлибо причинам без попечения родителей вследствие отсутствия родителей лишения их судом родительских прав уклонения родителей от воспитания либо защиты прав и интересов детей преследует также цель обеспечения их воспитания и обучения. Опека форма устройства малолетних граждан не достигших возраста 14 лет и граждан признанных судом недееспособными при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин опекун является законным представителем...
28284. Место жительства, местопребывание и местонахождение: понятие, юридическое значение 14.38 KB
  Место жительства местопребывание и местонахождение: понятие юридическое значение. кто законно находится на территории РФ имеет право выбирать место пребывания и жительства. Закон рассматривает как место пребывания гражданина гостиницу санаторий дом отдыха пансионат кемпинг туристскую базу больницу другое подобное учреждение а также жилое помещение не являющееся местом жительства гражданина в котором он проживает временно. К месту жительства относится: жилой дом квартира служебное жилое помещение специализированные дома...
28285. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: понятие, порядок, правовые последствия 15.43 KB
  Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: понятие порядок правовые последствия. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца следующего за тем в котором были получены последние сведения об отсутствующем а при невозможности установить этот месяц первое января следующего года Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Имущество гражданина признанного безвестно...
28286. Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя. Банкротство гражданина 16.3 KB
  Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статус ИП гражданин приобретает в результате его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского фермерского хозяйства осуществляющего деятельность без образования юридического лица признается предпринимателем автоматически с момента государственной регистрации его хозяйства. При этом особой регистрации владельца...
28287. Юридические лица: понятие, признаки, правосубъектность 14.94 KB
  Юридическое лицо это организация которая имеет в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права нести ответственность и быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету ст. в гражданскоправовых отношениях юридическое лицо действует как единое целое. их интересы совокупно представляет созданное ими юридическое...
28288. Возникновение и прекращение юридического лица 16.51 KB
  Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Реорганизация представляет собой прекращение деятельности одной организации с переходом прав и обязанностей к другой организации. Реорганизация ЮЛ осуществляется в таких формах как: слияние нескольких юридических лиц в одно; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; выделение из состава юридического лица не прекращающего при...
28289. Индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности 15.32 KB
  Индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности. Индивидуализация юридического лица т. Местонахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности п.
28290. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц 16.02 KB
  Несостоятельность банкротство это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. С момента принятия арбитражным судом заявления до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства или до введения внешнего управления или утверждения мирового соглашения имеет место процедура наблюдения. Целью процедуры наблюдения является выявление всех кредиторов должника составление реестра...
28291. Реорганизация юридических лиц 14.96 KB
  Реорганизация юридического лица способ прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального право преемства. Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних. Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому...