51718

Защита населения от аварийных химически опасных веществ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сокращения в тексте: АХОВ аварийные химическиопасные вещества. Основные способы защиты населения от АХОВ это: Оповещение населения; Использование средств индивидуальной защиты; Использование защитных сооружений убежищ; Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях помещениях; Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ. Оповещение населения осуществляется путем включения на территории города населенного пункта электросирен и далее передачи...

Русский

2014-02-12

2.73 MB

6 чел.

БОУ «СОШ №21»                                                                                                                                                                  План – конспект ОБЖ, 8 класс                                                                                                                                             Преподаватель – Короткова А.А.

Выделенный синим цветом текст записать в тетрадь!

Урок 9. Защита населения от аварийных  химически опасных веществ

Дата: 07.11.2013 г.

Цель урока: рассмотреть основные способы защиты человека (населения) от аварийных химически опасных веществ. Научиться применять противогаз.

Занятие: 1

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:

- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В.Марков, 8 класс, изд. «Дрофа», 2013;

- рекомендации специалистов МЧС России по способам защиты населения от аварийных химически-опасных веществ.

Ход урока:

I. Вступительная часть

 -Организационный момент - Приветствие. Проверка списочного состава класса. 

 - Контроль знаний учащихся - Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

II. Основная часть

      - объявление темы и цели занятия

      - объяснение нового материала.

Сокращения в тексте:

АХОВ – аварийные химически-опасные вещества.

ХОО – химически-опасный объект.

Основные способы защиты населения от АХОВ – это:

  1.  Оповещение населения;
  2.  Использование средств индивидуальной защиты;
  3.  Использование защитных сооружений (убежищ);
  4.  Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях (помещениях);
  5.  Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ.

- Оповещение населения осуществляется путем включения на территории города (населенного пункта) электросирен  и далее – передачи информационного сообщения через радио, телевизионные каналы об угрозе или возникновении аварии с выбросом (утечкой АХОВ) и необходимых действиях.

- Использование средств индивидуальной защиты - это наиболее эффективный способ защиты населения в реальных условиях химического заражения окружающей среды АХОВ.

Средства индивидуальной защиты – это противогазы различных марок (ГП-5, ГП-7,ГП-7В, УЗС-ВК и др.), защитные костюмы (Л-1, ОЗС),  респираторы (одноразового и многоразового использования), ватно-марлевые повязки.

 

Для примера рассмотрим гражданский противогаз (ГП-7).

Населению

ГП-7 состоит из:

1 – лицевая часть;

2 – фильтрующе-поглощающая коробка;

3 – трикотажный чехол;

4- узел клапана вдоха;

5 – переговорное устройство;

6 – узел клапана выдоха;

7 – обтюратор;

8 – наголовник;

9 – лобная лямка;

10 – височные лямки;

11 – щёчные лямки

12 – пряжки;

14 – очковый узел.

Гарантийный срок хранения -12 лет.

Методика подбора противогаза марки ГП-7 следующая:

Необходимо измерить сантиметровой лентой:

                 горизонтальный обхват головы               и                вертикальный обхват головы                            

Сумма горизонтального

и вертикального обхватов головы, мм

Рост лицевой части

Положение упоров лямок

ГП-7

лобовых

височных

щечных

До 1185

1

4

8

8

1190-1210

1

3

7

8

1215-1235

2

3

7

8

1240-1260

2

3

6

7

1265-1285

3

3

6

7

1290-1310

3

3

5

6

1315 и более

3

3

4

5

Противогаз марки ГП-7В отличается от марки ГП-7 тем, что имеет приспособление для приема воды на зараженной АХОВ местности.

Противогаз марки ГП-7ВМ отличается от марки ГП-7 тем, что также имеет приспособление для приема воды на зараженной АХОВ местности и дополнительно трапециевидные изогнутые стекла, обеспечивающие работу с оптическими приборами (см. рисунок):

ГП-7В                                                              ГП-7ВМ

Когда под рукой нет ни противогаза, ни респиратора, можно использовать ватно-марлевую повязку (см. рисунок):

Ватно-марлевую повязку изготавливают из куска марли длиной 100 см и шириной 50 см. На среднюю часть кладут слой ваты размером 30х20 см, толщиной около 2 см. Края марли по всей длине куска заворачивают, закрывая вату. Затем концы марли с обеих сторон разрезают посредине на 25-35 см. Разрезанные верхние концы марли завязывают на затылке, нижние концы – на темени (макушке) головы.

Если предстоит покинуть помещение и передвигаться по зараженной АХОВ местности, надо защитить кожу, надев резиновые сапоги, плащ, головной убор, перчатки.

- Использование защитных сооружений (убежищ):

Укрытие людей в защитных сооружениях (убежищах) позволяет обеспечить более высокий уровень их защиты от вредных веществ в том числе – АХОВ. Убежища могут быть встроенные (в подвальных этажах и заглубленных помещениях производственных, общественных и жилых зданий) и отдельно стоящие, расположенные вне зданий.

- Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях (помещениях):

В целях уменьшения поражающего действия АХОВ на людей, находящихся в зданиях и сооружениях, целесообразно использовать имеющиеся бытовые и подручные средства для дополнительной герметизации помещений. Этим достигается уменьшение проникновения в них наружного воздуха.

Герметизацию помещений проводят так:

- закрыть входные двери, окна (в первую очередь – со стороны, откуда дует ветер);

- заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой;

- уплотнить двери влажными материалами (мокрой простыней, одеялом);

- неплотности оконных проемов заклеить изнутри липкой лентой (пластырем), бумагой или уплотнить подручными материалами (ватой, поролоном, мягким шнуром).

При герметизации помещений учитывать что:

- зимой наибольшее количество зараженного воздуха будет поступать на первые этажи зданий, и надежная защита от АХОВ будет обеспечена на верхних этажах зданий;

- летом наибольшее количество АХОВ, которые легче воздуха (аммиак, сероводород, формальдегид) будет наибольшей на верхних этажах, и надежная защита будет на нижних этажах зданий. АХОВ, которые тяжелее воздуха (хлор, фосген, сернистый ангидрид) задерживаются на нижних этажах зданий, и надежная защита будет на верхних этажах зданий.

Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ-организуется по результатам прогнозирования Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности возможной опасной химической обстановки. Эвакуация населения проводится до подхода зараженного облака к населенному пункту и из незараженных АХОВ районов.

III. Закрепление материала.

Практическое применение противогаза марки ГП-7.

IV. Итог урока.

_

V. Домашнее задание:

1. Прочитать в учебнике параграф 3.4 (стр. 86-92);

2. Ознакомиться с презентацией на сайте «В контакте» - «Средства индивидуальной защиты»;

3. Конспект урока по теме в тетради.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27763. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ 21.67 KB
  Изучение учащихся выявление трудных подростков и детей группы риска организация индивидуальной учебно воспитательной работы с ними. На этом этапе работы необходимо выявление трудных учащихся основных достоинств и недостатков их личности склонностей способностей интересов которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье их ближайшего окружения личных связей организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними проверка эффективности...
27764. Работа социального педагога в условия учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30.2 KB
  На основании выше перечисленного деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям: Защита материальных жилищных и социальных прав воспитанников определение социального статуса воспитанников оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах признание их через суд безвестно отсутствующими оформление инвалидности и гражданства воспитанникам; работа с документацией формирование личных дел воспитанников сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях...
27765. Дети улицы 21.39 KB
  Основными причинами формирования таких личностей являются: потеря родителей в результате несчастного случая когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства; если ребенок брошен родителями; родители лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав; жестокое обращение с ребенком в семье; агрессивная обстановка в семье создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения; одиночество ребенка отсутствие внимания к нему когда родители...
27766. Коррекция активно-волевых дефектов (слабоволие – причина многих отклонений поведения) 14.26 KB
  через насыщение любимым делом подойти к личному удовлетворению и к выполнению нелюбимой работы; соблюдение дозировки всякой работы и постепенное увеличение нагрузки на ребенка; интересно обставленный труд с желательным достижением поставленной цели и как следствие самовоспитание и самообладание; формирование стойкости и мужества перед естественными неудачами жизни. физическое воспитание: естественные движения подвижные игры танцетворчество физическое оздоровление и исправление слабости характера развитие выносливости выдержки...
27767. Функции социального педагога 18.81 KB
  Коррекционная: осуществление коррекции всех воспитательных влияний оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи так и социальной среды в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды. Социально профилактическая и реабилитационная: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося девиантного и преступного делинквентного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно правовой устойчивости; ...
27768. Педология 15.29 KB
  Несмотря на имевшиеся недостатки переоценивание роли биологических или социальных факторов в формировании ребенка использование технократических методов исследования отсутствие должного взаимодействия с другими науками педология внесла неоценимый вклад в развитие социальной педагогики. постановлением О педологических извращениях в системе Наркомпросов педология была объявлена лженаукой а педологи лжеучеными мракобесами и даже фашистскими прихвостнями и изгнаны из школы на них обрушились репрессии [4].
27769. Человек как жертва процесса социализации 17.19 KB
  Человек не только объект и субъект социализации. Это связано с тем что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Таким образом можно констатировать что в процессе социализации заложен внутренний до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
27770. Песталоцци 18.14 KB
  Передовая студенческая молодежь к которой принадлежал Песталоцци организовала кружок €œпатриотов€ находившийся под влиянием идей французских просветителей и в первую очередь Руссо. Цюрихские власти подвергли кратковременному аресту нескольких активных членов кружка в том числе и Песталоцци. Выйдя из тюрьмы Песталоцци не завершив своего образования поселился в деревне в имении Нейгоф чтобы организовать образцовое сельское хозяйство которое могло бы наглядно показать крестьянам как улучшить свое положение. Но этот утопический...
27771. Социальный педагог 16.1 KB
  Социальный педагог осуществляет социальнопедагогическую деятельность со всеми категориями населения: с детьми подростками молодежью взрослыми. Социальный педагог является связующим звеном между клиентом и его окружением посредником в системе взаимодействия личности семьи общества. или специализированных учреждениях отделение социальной помощи детский дом центр реабилитации социальный приют медикопсихологическая консультация телефон доверия центр занятости и трудоустройства и т.