51718

Защита населения от аварийных химически опасных веществ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сокращения в тексте: АХОВ аварийные химическиопасные вещества. Основные способы защиты населения от АХОВ это: Оповещение населения; Использование средств индивидуальной защиты; Использование защитных сооружений убежищ; Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях помещениях; Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ. Оповещение населения осуществляется путем включения на территории города населенного пункта электросирен и далее передачи...

Русский

2014-02-12

2.73 MB

6 чел.

БОУ «СОШ №21»                                                                                                                                                                  План – конспект ОБЖ, 8 класс                                                                                                                                             Преподаватель – Короткова А.А.

Выделенный синим цветом текст записать в тетрадь!

Урок 9. Защита населения от аварийных  химически опасных веществ

Дата: 07.11.2013 г.

Цель урока: рассмотреть основные способы защиты человека (населения) от аварийных химически опасных веществ. Научиться применять противогаз.

Занятие: 1

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:

- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В.Марков, 8 класс, изд. «Дрофа», 2013;

- рекомендации специалистов МЧС России по способам защиты населения от аварийных химически-опасных веществ.

Ход урока:

I. Вступительная часть

 -Организационный момент - Приветствие. Проверка списочного состава класса. 

 - Контроль знаний учащихся - Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

II. Основная часть

      - объявление темы и цели занятия

      - объяснение нового материала.

Сокращения в тексте:

АХОВ – аварийные химически-опасные вещества.

ХОО – химически-опасный объект.

Основные способы защиты населения от АХОВ – это:

  1.  Оповещение населения;
  2.  Использование средств индивидуальной защиты;
  3.  Использование защитных сооружений (убежищ);
  4.  Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях (помещениях);
  5.  Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ.

- Оповещение населения осуществляется путем включения на территории города (населенного пункта) электросирен  и далее – передачи информационного сообщения через радио, телевизионные каналы об угрозе или возникновении аварии с выбросом (утечкой АХОВ) и необходимых действиях.

- Использование средств индивидуальной защиты - это наиболее эффективный способ защиты населения в реальных условиях химического заражения окружающей среды АХОВ.

Средства индивидуальной защиты – это противогазы различных марок (ГП-5, ГП-7,ГП-7В, УЗС-ВК и др.), защитные костюмы (Л-1, ОЗС),  респираторы (одноразового и многоразового использования), ватно-марлевые повязки.

 

Для примера рассмотрим гражданский противогаз (ГП-7).

Населению

ГП-7 состоит из:

1 – лицевая часть;

2 – фильтрующе-поглощающая коробка;

3 – трикотажный чехол;

4- узел клапана вдоха;

5 – переговорное устройство;

6 – узел клапана выдоха;

7 – обтюратор;

8 – наголовник;

9 – лобная лямка;

10 – височные лямки;

11 – щёчные лямки

12 – пряжки;

14 – очковый узел.

Гарантийный срок хранения -12 лет.

Методика подбора противогаза марки ГП-7 следующая:

Необходимо измерить сантиметровой лентой:

                 горизонтальный обхват головы               и                вертикальный обхват головы                            

Сумма горизонтального

и вертикального обхватов головы, мм

Рост лицевой части

Положение упоров лямок

ГП-7

лобовых

височных

щечных

До 1185

1

4

8

8

1190-1210

1

3

7

8

1215-1235

2

3

7

8

1240-1260

2

3

6

7

1265-1285

3

3

6

7

1290-1310

3

3

5

6

1315 и более

3

3

4

5

Противогаз марки ГП-7В отличается от марки ГП-7 тем, что имеет приспособление для приема воды на зараженной АХОВ местности.

Противогаз марки ГП-7ВМ отличается от марки ГП-7 тем, что также имеет приспособление для приема воды на зараженной АХОВ местности и дополнительно трапециевидные изогнутые стекла, обеспечивающие работу с оптическими приборами (см. рисунок):

ГП-7В                                                              ГП-7ВМ

Когда под рукой нет ни противогаза, ни респиратора, можно использовать ватно-марлевую повязку (см. рисунок):

Ватно-марлевую повязку изготавливают из куска марли длиной 100 см и шириной 50 см. На среднюю часть кладут слой ваты размером 30х20 см, толщиной около 2 см. Края марли по всей длине куска заворачивают, закрывая вату. Затем концы марли с обеих сторон разрезают посредине на 25-35 см. Разрезанные верхние концы марли завязывают на затылке, нижние концы – на темени (макушке) головы.

Если предстоит покинуть помещение и передвигаться по зараженной АХОВ местности, надо защитить кожу, надев резиновые сапоги, плащ, головной убор, перчатки.

- Использование защитных сооружений (убежищ):

Укрытие людей в защитных сооружениях (убежищах) позволяет обеспечить более высокий уровень их защиты от вредных веществ в том числе – АХОВ. Убежища могут быть встроенные (в подвальных этажах и заглубленных помещениях производственных, общественных и жилых зданий) и отдельно стоящие, расположенные вне зданий.

- Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях (помещениях):

В целях уменьшения поражающего действия АХОВ на людей, находящихся в зданиях и сооружениях, целесообразно использовать имеющиеся бытовые и подручные средства для дополнительной герметизации помещений. Этим достигается уменьшение проникновения в них наружного воздуха.

Герметизацию помещений проводят так:

- закрыть входные двери, окна (в первую очередь – со стороны, откуда дует ветер);

- заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой;

- уплотнить двери влажными материалами (мокрой простыней, одеялом);

- неплотности оконных проемов заклеить изнутри липкой лентой (пластырем), бумагой или уплотнить подручными материалами (ватой, поролоном, мягким шнуром).

При герметизации помещений учитывать что:

- зимой наибольшее количество зараженного воздуха будет поступать на первые этажи зданий, и надежная защита от АХОВ будет обеспечена на верхних этажах зданий;

- летом наибольшее количество АХОВ, которые легче воздуха (аммиак, сероводород, формальдегид) будет наибольшей на верхних этажах, и надежная защита будет на нижних этажах зданий. АХОВ, которые тяжелее воздуха (хлор, фосген, сернистый ангидрид) задерживаются на нижних этажах зданий, и надежная защита будет на верхних этажах зданий.

Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ-организуется по результатам прогнозирования Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности возможной опасной химической обстановки. Эвакуация населения проводится до подхода зараженного облака к населенному пункту и из незараженных АХОВ районов.

III. Закрепление материала.

Практическое применение противогаза марки ГП-7.

IV. Итог урока.

_

V. Домашнее задание:

1. Прочитать в учебнике параграф 3.4 (стр. 86-92);

2. Ознакомиться с презентацией на сайте «В контакте» - «Средства индивидуальной защиты»;

3. Конспект урока по теме в тетради.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61799. Гроші. Види та функції грошей 25.28 KB
  Мета: Узагальнити й систематизувати знання з теми, закріпити розуміння основних понять і термінів, навчити застосовувати вивчене на практиці. Розвивати абстрактно-логічне та образне мислення, інтерес до науки, проведення економічного аналізу.
61800. Школа м’яча 27.57 KB
  Руки в сторони пальці в кулак. Руки в сторони пальці в кулак. ноги разом руки до плечей. На 1 крок лівою ногою вперед руки в стороні 2 приставити ногу руки до плечей 3 нахил 4 в.
61801. Форма «рондо» 22.25 KB
  Мета: Познайомити з поняттям форма рондо з творчістю О.Бородін романс Спляча красуння Для виконання: Класне рондо В русі: В. Тип уроку: комбінований Наочно дидактичні засоби: компютер; презентація; Учень повинен знати: поняття форма рондо...
61804. Григір Тютюнник «Дивак» 31.91 KB
  Мета: ознайомити з життям і творчістю письменника; опрацювати ідейнохудожній зміст твору Дивак зясувати його тематичну спрямованість композицію; розвинути логічне мислення память вміння грамотно надавати відповіді на питання робити висновки коментувати епізоди твору оцінювати поведінку...
61805. Вставні слова (словосполучення, речення), розділові знаки при них 17.17 KB
  Мета: поглибити знання учнів про вставні слова словосполучення речення; розвивати вміння знаходити їх у тексті й доцільно вживати в усному та писемному мовленні; вчити правильно розставляти розділові знаки при вставних конструкціях; розвивати память логічне мислення; виховувати мовну культуру школярів.
61806. Звертання поширені й непоширені. Розділові знаки при звертаннях 18.91 KB
  Мета: поглибити знання учнів про поширені та непоширені звертання; ознайомити з особливостями їх використання в різних стилях і жанрах; закріпити навички вживання розділових знаків при різноманітних звертаннях; розвивати усне й писемне мовлення емоції творчу уяву...