51718

Защита населения от аварийных химически опасных веществ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сокращения в тексте: АХОВ аварийные химическиопасные вещества. Основные способы защиты населения от АХОВ это: Оповещение населения; Использование средств индивидуальной защиты; Использование защитных сооружений убежищ; Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях помещениях; Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ. Оповещение населения осуществляется путем включения на территории города населенного пункта электросирен и далее передачи...

Русский

2014-02-12

2.73 MB

8 чел.

БОУ «СОШ №21»                                                                                                                                                                  План – конспект ОБЖ, 8 класс                                                                                                                                             Преподаватель – Короткова А.А.

Выделенный синим цветом текст записать в тетрадь!

Урок 9. Защита населения от аварийных  химически опасных веществ

Дата: 07.11.2013 г.

Цель урока: рассмотреть основные способы защиты человека (населения) от аварийных химически опасных веществ. Научиться применять противогаз.

Занятие: 1

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:

- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В.Марков, 8 класс, изд. «Дрофа», 2013;

- рекомендации специалистов МЧС России по способам защиты населения от аварийных химически-опасных веществ.

Ход урока:

I. Вступительная часть

 -Организационный момент - Приветствие. Проверка списочного состава класса. 

 - Контроль знаний учащихся - Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

II. Основная часть

      - объявление темы и цели занятия

      - объяснение нового материала.

Сокращения в тексте:

АХОВ – аварийные химически-опасные вещества.

ХОО – химически-опасный объект.

Основные способы защиты населения от АХОВ – это:

  1.  Оповещение населения;
  2.  Использование средств индивидуальной защиты;
  3.  Использование защитных сооружений (убежищ);
  4.  Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях (помещениях);
  5.  Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ.

- Оповещение населения осуществляется путем включения на территории города (населенного пункта) электросирен  и далее – передачи информационного сообщения через радио, телевизионные каналы об угрозе или возникновении аварии с выбросом (утечкой АХОВ) и необходимых действиях.

- Использование средств индивидуальной защиты - это наиболее эффективный способ защиты населения в реальных условиях химического заражения окружающей среды АХОВ.

Средства индивидуальной защиты – это противогазы различных марок (ГП-5, ГП-7,ГП-7В, УЗС-ВК и др.), защитные костюмы (Л-1, ОЗС),  респираторы (одноразового и многоразового использования), ватно-марлевые повязки.

 

Для примера рассмотрим гражданский противогаз (ГП-7).

Населению

ГП-7 состоит из:

1 – лицевая часть;

2 – фильтрующе-поглощающая коробка;

3 – трикотажный чехол;

4- узел клапана вдоха;

5 – переговорное устройство;

6 – узел клапана выдоха;

7 – обтюратор;

8 – наголовник;

9 – лобная лямка;

10 – височные лямки;

11 – щёчные лямки

12 – пряжки;

14 – очковый узел.

Гарантийный срок хранения -12 лет.

Методика подбора противогаза марки ГП-7 следующая:

Необходимо измерить сантиметровой лентой:

                 горизонтальный обхват головы               и                вертикальный обхват головы                            

Сумма горизонтального

и вертикального обхватов головы, мм

Рост лицевой части

Положение упоров лямок

ГП-7

лобовых

височных

щечных

До 1185

1

4

8

8

1190-1210

1

3

7

8

1215-1235

2

3

7

8

1240-1260

2

3

6

7

1265-1285

3

3

6

7

1290-1310

3

3

5

6

1315 и более

3

3

4

5

Противогаз марки ГП-7В отличается от марки ГП-7 тем, что имеет приспособление для приема воды на зараженной АХОВ местности.

Противогаз марки ГП-7ВМ отличается от марки ГП-7 тем, что также имеет приспособление для приема воды на зараженной АХОВ местности и дополнительно трапециевидные изогнутые стекла, обеспечивающие работу с оптическими приборами (см. рисунок):

ГП-7В                                                              ГП-7ВМ

Когда под рукой нет ни противогаза, ни респиратора, можно использовать ватно-марлевую повязку (см. рисунок):

Ватно-марлевую повязку изготавливают из куска марли длиной 100 см и шириной 50 см. На среднюю часть кладут слой ваты размером 30х20 см, толщиной около 2 см. Края марли по всей длине куска заворачивают, закрывая вату. Затем концы марли с обеих сторон разрезают посредине на 25-35 см. Разрезанные верхние концы марли завязывают на затылке, нижние концы – на темени (макушке) головы.

Если предстоит покинуть помещение и передвигаться по зараженной АХОВ местности, надо защитить кожу, надев резиновые сапоги, плащ, головной убор, перчатки.

- Использование защитных сооружений (убежищ):

Укрытие людей в защитных сооружениях (убежищах) позволяет обеспечить более высокий уровень их защиты от вредных веществ в том числе – АХОВ. Убежища могут быть встроенные (в подвальных этажах и заглубленных помещениях производственных, общественных и жилых зданий) и отдельно стоящие, расположенные вне зданий.

- Временное укрытие населения в загерметизированных жилых и производственных зданиях (помещениях):

В целях уменьшения поражающего действия АХОВ на людей, находящихся в зданиях и сооружениях, целесообразно использовать имеющиеся бытовые и подручные средства для дополнительной герметизации помещений. Этим достигается уменьшение проникновения в них наружного воздуха.

Герметизацию помещений проводят так:

- закрыть входные двери, окна (в первую очередь – со стороны, откуда дует ветер);

- заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой;

- уплотнить двери влажными материалами (мокрой простыней, одеялом);

- неплотности оконных проемов заклеить изнутри липкой лентой (пластырем), бумагой или уплотнить подручными материалами (ватой, поролоном, мягким шнуром).

При герметизации помещений учитывать что:

- зимой наибольшее количество зараженного воздуха будет поступать на первые этажи зданий, и надежная защита от АХОВ будет обеспечена на верхних этажах зданий;

- летом наибольшее количество АХОВ, которые легче воздуха (аммиак, сероводород, формальдегид) будет наибольшей на верхних этажах, и надежная защита будет на нижних этажах зданий. АХОВ, которые тяжелее воздуха (хлор, фосген, сернистый ангидрид) задерживаются на нижних этажах зданий, и надежная защита будет на верхних этажах зданий.

Заблаговременная эвакуация населения из зон возможного химического заражения АХОВ-организуется по результатам прогнозирования Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности возможной опасной химической обстановки. Эвакуация населения проводится до подхода зараженного облака к населенному пункту и из незараженных АХОВ районов.

III. Закрепление материала.

Практическое применение противогаза марки ГП-7.

IV. Итог урока.

_

V. Домашнее задание:

1. Прочитать в учебнике параграф 3.4 (стр. 86-92);

2. Ознакомиться с презентацией на сайте «В контакте» - «Средства индивидуальной защиты»;

3. Конспект урока по теме в тетради.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15008. Ақыт қажының Жиһаншаһ дастанындағы Шаһзада бейнесі 53.5 KB
  Таңғажайып Рымхан Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды мемлекеттік университетінің аспиранты АҚЫТ ҚАЖЫНЫҢ ЖИҺАНШАҺ ДАСТАНЫНДАҒЫ ШАҺЗАДА БЕЙНЕСІ Халық ақындарының шығармашылығындағы фольклорлық дәстүр мәселесін сөз еткенде ел аузында сақталып келген аңы...
15010. Ахмет Байтұрсынұлының Аққу, шортан, һәм шаян мысалы 69.54 KB
  Ахмет Байтұрсынұлы Аққу шортан һәм шаян мысалы. Ашық сабақ жоспары. Сабақтың тақырыбы: Ахмеn Байтұрсынұлы Аққу шортан Һәм шаян мысалы. Сабақтың мақсаты: а білімділік: Қазақ халқының бір тума ұлы Ахмет Байтұрсынұлының қазақ әдебиетін
15011. Алғашқы қазақ газеттерінің тарихы 39.5 KB
  Алғашқы шығарылған қазақ газеттерінің тарихы. Кез келген әдебиет бір күннің төңірегінде өрбитін немесе белгілі бір тарихи кезеңнің оқиғасын баяндайтын тар ұғымды дүние емес. Мәдениеті бай елдердің әдебиеті де қаз тұрып қалыптасқанша қоғамның дамуы секілді т
15012. Алпамыс батыр дастанының зерттелуі 560 KB
  УДК 398.22 574 А 61 АЛПАМЫС БАТЫР ЖЫРЫНЫЊ ЗЕРТТЕЛУІ А. Аманбаева А. Мќашева Тараз мемлекеттік педагогикалыќ институты Тараз қ. Батырлар жыры ќазақ ауыз әдебиетінің өте ертеден келе жатқан күрделі саласының бірі. Батырлар жыры бір ғасырдың ғана жемісі емес.Ол...
15013. Алпамыс батыр жырын оқыту және тәрбие жұмыстары 42.5 KB
  ӘОЖ 373.371.83 АЛПАМЫС БАТЫР ЖЫРЫН ОҚЫТУ АРҚЫЛЫ ТӘРБИЕ ЖҰМЫСТАРЫНЫҢ ҚҰЗЫРЕТТІЛІГІН АРТТЫРУ З.Д. Көшімбетова Қ.А. Яссауи атындағы Халықаралық қазақтүрік университеті Тараз институты Тараз қ. Алпамыс батыр жыры қазақ халқының ауыз әдебиетіне жатады және жыр...
15014. Арқалық батыр жырының нұсқалары 230.5 KB
  Тақырыптың өзектілігі. Қазақ халқының кез келген халықтың эпикалық қазынасынан кем түспейтін телегей-теңіз мол, әрі көркемдігі кемел, танымдық-тағылымдық мәні зор жырларының басым көпшілігі, әлі де болса
15015. Асан Қайғы туралы аңыздар 176.5 KB
  Ұлттың рухы бейнеленген мұра халықтың асыл қазыналарының бірі екендігін тәуелсіздік мұраты жолында жаңа экономикалық және саяси-әлеуметтік реформаларды қарқынды...
15016. Ахмет Байтұрсынұлының Әдебиет танытқыш еңбегі ХХ ғасыр басындағы әдебиеттану ғылымының контексінде 190.5 KB
  ЖҰМЫСТЫҢ ЖАЛПЫ СИПАТТАМАСЫ Диссертациялық жұмыста ірі энциклопедист ғалым қазақ әдебиеттану ғылымындағы әдебиет теориясының негізін салушы Ахмет Байтұрсынұлының сөз өнерінің теориялық сипаты жөніндегі тұжырымдары талқыланып отыр. Ол тұжырымдар ғалымның 1926 жыл