5172

Реформирование и развитие предприятий промышленного комплекса

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Реформирование и развитие предприятий промышленного комплекса Реформирование предприятий при трансформации экономики. Адаптация предприятий к новым условиям хозяйствования. Реабилитация промышленного предприятия при его рефор...

Русский

2012-12-04

75.5 KB

13 чел.

Реформирование и развитие предприятий промышленного комплекса

  1.  Реформирование предприятий при  трансформации экономики.
  2.  Адаптация предприятий к новым условиям хозяйствования.
  3.  Реабилитация промышленного предприятия при его реформировании.

1.1 Реформирование предприятий при трансформации экономики

Сегодняшний кризис экономики определяется, прежде всего, кризисом  ее производственной сферы, основным звеном которой является предприятие. Реформирование предприятий в силу этого составляет приоритетную задачу становления социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь. При этом следует учитывать, что реформирование предприятий проводится в сложных условиях хозяйствования, определяемых  высокой степенью их зависимости от импорта сырья и энергоносителей; дефицитом оборотных средств и ограниченностью бюджетных средств, которые могут быть потенциально выделены для стимулирования сферы материального производства; изменением рынков сбыта, в том числе резким ограничением возможностей внутреннего рынка; инфляцией и нестабильностью национальной валюты.

Повышение эффективности хозяйствования в производственной сфере определяет необходимость изменения существующего механизма хозяйствования как на уровне создания условий для эффективной деятельности в масштабе страны, регионов и отраслей, так и непосредственно на предприятии.

Создание необходимых предпосылок на макроуровне нашло свое отражение в концепции развития промышленного комплекса республики до 2015 года. Реформирование и выход конкретного предприятия из кризиса связаны с разработкой и реализацией собственной программы, учитывающей его специфику. Наряду с конкретной спецификой каждого предприятия такая программа обязательно должна предусматривать  общие направления реформирования и развития предприятия в условиях становления рыночной экономики, включая:

а)  активизацию процессов разгосударствления и приватизации;

б) реализацию эффективного менеджмента;

в) развитие маркетинга и предпринимательских начал в производственно-сбытовой деятельности;

г) реструктуризацию, перепрофилирование и санацию убыточных производств и предприятий;

д) активизацию инвестиционной деятельности;

е) активизацию инновационной деятельности и технического перевооружения производства;

ж) совершенствование системы стимулирования и оплаты труда.

 Анализ проделанной работы показывает, что в совокупности принятых решений по реформированию промышленного комплекса при становлении рыночной экономики наиболее слабым звеном является обеспечение стратегической направленности реформирования и адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования. Длительная ориентация производства на рынок бывшего Советского Союза привела к отставанию выпускаемой продукции от мирового уровня по качеству и научно-техническому уровню, что существенно повлияло на обеспечение конкурентоспособности и продажи этой продукции на рынках дальнего и ближнего зарубежья.

По причине своего географического положения и климатических условий Беларусь всегда будет вынуждена импортировать значительное количество энергоносителей и отдельные виды продовольствия. Если экспортируемая продукция, необходимая для получения валюты и закупки недостающих товаров и сырьевых ресурсов, будет производиться неэффективно, то это приведет к оттоку ресурсов из страны и к снижению жизненного уровня населения.

Единственный путь создания эффективной экономики, обеспечивающий конкурентоспособность продукции на мировом рынке, это резкое повышение эффективности использования энергоресурсов, снижение материалоемкости промышленной продукции, улучшение качества, научно-технического уровня и дизайна продукции в соответствии с требованиями мирового рынка.

Этот путь требует привлечения инвестиций, изменения методов управления, подготовки соответствующих кадров, развития маркетинга и других рыночных методов хозяйствования.  Необходимость проведения радикальных реформ на уровне основного производственного звена стала неотвратимой. Однако проведение серьезных конкретных изменений на предприятиях, направленных на их адаптацию к новым условиям хозяйствования, без четкого определения этих условий  бесперспективно.

Первым обязательным действием, обеспечивающим условия для проведения конкретных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятий в при становлении рыночной экономики, является реформирование отношений собственности. Процесс реформирования отношений собственности на государственных предприятиях включает два этапа: разгосударствление и приватизацию, которые могут проводиться последовательно и/или параллельно. Разгосударствление является необходимым условием осуществления реформирования предприятия и реального сектора экономики в целом, а также создания условий для реализации второго этапа. При этом проведение приватизации должно учитывать опыт России и других стран. Прежде всего, это относится к выбору модели и конкретных методов приватизации, определению динамики этого процесса и соответствующих приоритетов. В то же время сложность, масштабы и требуемое время осуществления второго этапа не должны быть препятствием для реализации разгосударствления предприятий в государственном секторе экономики.

 Разгосударствление осуществляется путем передачи функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью  (в том числе посредством приватизации). Этот процесс приводит к снятию с государства функций прямого хозяйственного руководства и замене жестких вертикальных связей между органами государственного управления и хозяйствующими субъектами на горизонтальные связи.

Разгосударствление предусматривает отделение функций управления от функций собственника, реализацию прав собственника через назначение руководителя (менеджера, управляющего) с предоставлением ему максимальных полномочий, касающихся деятельности предприятия, и установлением ответственности за эффективное управление предприятием. При этом отношения между государством и наемным управляющим должны учитывать рыночные отношения, в том числе в части соответствия оплаты и стимулирования эффективного менеджмента в зависимости от конкретных результатов деятельности предприятия. Разгосударствление предусматривает также устранение ограничений, которые защищали бы ту или иную отрасль от конкуренции независимых производителей и позволяли сохранять государственную монополию на рынке при низкой эффективности государственных предприятий.

 Сущность разгосударствления заключается в изменении государственной политики по отношению к предприятию. Государство отказывается от прямого управления хозяйственной деятельностью предприятий. Оно организует свою деятельность в отношении государственного предприятия как собственник, заинтересованный в эффективном использовании своего капитала с целью получения экономической и социальной выгоды от деятельности каждого предприятия. Государственное управление (регулирование) должно быть, прежде всего, направлено на создание условий для эффективного функционирования и развития промышленного комплекса, а также реального сектора экономики в целом независимо от форм собственности хозяйствующих субъектов при формировании социально ориентированной рыночной экономики.

Главными задачами государственного предприятия как самостоятельного субъекта хозяйствования (его менеджмента и назначенного государством руководителя) становятся: самостоятельный поиск платежеспособных заказчиков и покупателей, создание, выпуск и реализация конкурентоспособной продукции (услуг), получение прибыли путем удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения с минимально возможными издержками производства и сбыта.

В Республике Беларусь реформирование предприятий и определяемая этим процессом адаптация их деятельности к изменившимся условиям функционирования, пересекается с регулярной  процедурой адаптации к изменениям внешней среды, характерной для рыночных условий хозяйствования (вызванными рынком и другими факторами). Регулярная процедура адаптации как механизм эффективного управления предприятием связана  с необходимостью выживания и достижения успеха предприятием в условиях рыночной экономики.

Реформирование (в том числе адаптация к новым условиям хозяйствования) и регулярная процедура адаптация (как механизма эффективного менеджмента) на отечественных предприятий сопровождаются процессами реабилитации и реструктуризации неудовлетворительно (или недостаточно эффективно) работающих из них в сложившихся условиях хозяйствования. В силу этого представляется полезным привести уточнение основных понятий (реформирование, адаптация, реабилитация и реструктуризация), применяемых в мировой практике проведения подобных мероприятий для обеспечения успешного функционирования предприятий и создания эффективной экономики в целом. Эти процессы целесообразно ранжировать в следующей последовательности:  

Реформирование адаптация реабилитация реструктуризация

Реформирование предприятия представляет процесс изменений в деятельности предприятия, связанных со становлением рыночной экономики и изменением социально-экономических условий его функционирования. Включает реформирование отношений собственности (разгосударствление и приватизацию) и адаптацию целей, стратегий, политики и организационной структуры управления предприятием к новым условиям функционирования при становлении рыночной экономики. Проведение изменений на уровне предприятия (в микроэкономике) должно быть обеспечено созданием необходимых условий государством (в макроэкономике).

 Адаптация предприятия при функционировании в условиях рыночной экономики направлена на изменения в его деятельности, связанные с формированием и защитой своих конкурентных преимуществ, а также с организацией и обеспечением его результативной и эффективной деятельности в условиях изменяющихся факторов внешней среды, определяемых становлением рыночной экономики. Адаптация включает периодическое изменение целей предприятия, организационной структуры и стратегии их достижения в соответствии с изменениями условий функционирования. Одновременно первоочередной становится работа по внедрению современных (преимущественно экономических) механизмов управления предприятием, ориентированных на рыночные условия хозяйствования.

Реабилитация предприятия представляет собой процесс разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на его финансовое оздоровление, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг) и повышение эффективности функционирования, позволяющая предприятию развиваться в длительной перспективе.

Реструктуризация предприятия  представляет процесс изменений организационно-правовой структуры и менеджмента, а также основных направлений деятельности (маркетинг, финансы, производство, кадры) и имущества,  направленных на организацию стабильной и эффективной работы предприятия.

1.2 Адаптация предприятия к новым условиям хозяйствования

Адаптация предприятия к условиям рыночной экономики связана с решением новых задач управления предприятием, характерных для рыночной экономики. Реализация этих задач требует пересмотра организации хозяйственной деятельности предприятий. Необходимость изменения в реализации основных сфер  деятельности предприятия связана с появлением реального рынка и конкуренции на нем. Внедрение механизмов управления предприятием, ориентированных на рыночные условия хозяйствования, должно предусматривать возможность их использования в долгосрочном периоде для  адаптации предприятия к изменениям внешних условий, определяемых рынком, конкуренцией и развитием экономики в целом.

Основные проявления рынка и конкуренции в Республике Беларусь, учет которых необходим при адаптации, требуют проведения серьезных изменений в деятельности предприятий, ориентированных на повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочной перспективе. На смену закрытому экономическому пространству (СССР, СЭВ) пришла открытость экономики страны и рынка (в том числе на постсоветском пространстве) для всех производителей. Зарубежные производители, достойно зарекомендовавшие себя на мировом рынке, пришли на традиционные рынки отечественных  предприятий. Появилась конкуренция между предприятиями ближнего зарубежья и белорусскими предприятиями внутри страны и на рынках СНГ.

Переход от  административно-планового ведения хозяйственной деятельности к многоукладной экономике, основанной на различных формах собственности во всех сферах внешнего окружения предприятия (экономической, правовой, социальной), привел к интенсивному росту конкуренции и существенному изменению самих рынков белорусских предприятий. Эти процессы и рост инфляции потребовали быстрого реагирования на изменения во внешней среде и принятия результативных решений при недостатке информации и времени при  анализе происходящих изменений. Для выживания и развития в таких условиях требуются адекватные изменения в деятельности предприятий, направленные на защиту позиции предприятия от внешних угроз и максимальное использование появившихся новых возможностей для достижения успеха. Быстрые изменения внешней среды и проводимые изменения внутренних переменных предприятия являются нормой рыночной экономики и их надо рассматривать не только как риск, но и как шанс к развитию.

Проведение изменений на предприятиях для их выживания и успешного хозяйствования должны предусматривать развитие инновационной и инвестиционной деятельности как необходимого условия создания определенных конкурентных преимуществ. Кроме того, вместо обмена лучшим передовым опытом началась коммерциализация научно-технической и другой полезной информации. В связи с этим предприятия должны существенно повысить эффективность производственно-сбытовой и иной деятельности, чтобы иметь возможность нести соответствующие издержки для обеспечения конкурентоспособности, завоевания достойной позиции на рынке и получения выгод, достаточных для их развития и социально-экономического развития Республики Беларусь в целом.

Работа на прибыль и новые правовые рамки, устанавливаемые для предприятия при становлении рыночной экономики, делают необходимым его ориентацию на вхождение в другие сферы деятельности и отрасли. Предприятие может и должно зарабатывать прибыль всеми доступными способами. Характерной особенностью реформирования является свобода выбора формы и сферы бизнеса, а также нацеленность совершенствования деятельности предприятия на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг) и производительности (эффективности) производства.

 Необходимое обеспечение перестройки предприятия для повышения эффективности его деятельности с целью выживания в конкурентной борьбе и выхода из кризиса требует привлечения инвестиций. Конкуренция за инвестиции, в свою очередь, потребовала повышения эффективности деятельности предприятия. Для победы в этих условиях необходимо, чтобы инвестор поверил, что бизнес конкретного предприятия будет более успешным, чем у его конкурентов, а его рыночная стоимость будет достаточно высокой, чтобы снизить риск инвестирования в это предприятие. Поэтому успех адаптации определяется проведением изменений внутри предприятия для максимального его приспособления к эффективной работе в сложившихся условиях внешней среды.

Конечной целью реализации реформирования предприятия является его адаптация и эффективное развитие в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь с учетом международной конкурентной среды.

1.3 Реабилитация промышленного предприятия в процессе его

реформирования

 Реформирование государственных предприятий требует проведения необходимых внутренних изменений, направленных на адаптацию их деятельности к работе в условиях становления и развития рыночных отношений. Объективной оценкой успеха адаптации является рыночная позиция предприятия и его прибыль, а также рост капитала и рыночной стоимости предприятия в длительном периоде.

 В этом процессе все большее значение приобретают реабилитационные мероприятия, проводимые на уровне предприятия, объединения предприятий. Объектом технического, коммерческого, финансового и экономического анализа при осуществлении реабилитации являются «нездоровые»  предприятия с целью принятия необходимых действий по повышению эффективности и прибыльности их производственно-сбытовой деятельности, а также при сохранении их в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования. При этом могут быть приняты решения о слиянии таких предприятий с другими предприятиями, их разукрупнении и закрытии убыточных производств или об их полном закрытии.

Процесс реабилитации промышленного предприятия и обеспечение его развития включает следующие стадии:

Стадия предварительного диагностирования. На этой стадии определяются промышленные предприятия, нуждающиеся в реабилитации и реструктуризации. Реализация этого этапа определена документами на уровне руководства страны и отрасли: Указ Президента Республики Беларусь от 4.10.96 г. № 398 «О неотложных мерах по финансово-экономическому оздоровлению субъектов хозяйствования Республики Беларусь», Постановление Кабинета министров Республики Беларусь от 23.10.96 г. № 676 «О реструктуризации государственных объединений и предприятий, находящихся в республиканской собственности». Конкретный список государственных объединений и предприятий, подлежащих реструктуризации в промышленности, утвержден Министром промышленности Республики Беларусь в декабре 1996 г. и корректируется по мере необходимости.

Стадия диагностирования. Предусматривает определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и способов его реабилитации и обеспечения развития в долгосрочной перспективе. Главные задачи этой стадии предусматривают определение стратегии реабилитации и развития предприятия; разработку долгосрочных и среднесрочных планов реализации этой стратегии с их детализацией по структурным подразделениям и входящим (подчиненным) предприятиям. Должны быть рассмотрены все сферы работы предприятия (управление, маркетинг, финансы, технология и оборудование, производство, экологические вопросы, ресурсосбережение, персонал и др.). Принимаемые решения должны быть обоснованы соответствующими исследованиями. Такие исследования должны проводиться с целью определения принципиальной возможности и альтернативных путей реабилитации и развития предприятия с учетом его адаптации к условиям рыночной экономики и обеспечения долговременного успеха. Эта работа может выполняться специалистами предприятия, местными или международными консультационными компаниями и экспертами в зависимости от конкретных условий и возможностей.

Разработка программы реструктуризации. Регламентирована «Положением о реструктуризации государственных объединений и предприятий, находящихся в республиканской собственности» и методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с директивными документами правительства. Для эффективной адаптации предприятия программа должна включать:

  •  краткосрочные мероприятия, в числе которых могут быть реорганизация и изменения структуры управления, прежде всего в сфере финансов, материально-технических запасов, контроля качества и технического обслуживания, внедрения новой продукции и др.;
  •  совершенствование менеджмента;
  •  разработку и оценку инвестиционных проектов и привлечение финансовых ресурсов для обеспечения мероприятий по реструктуризации в целях полной реабилитации предприятия и создания предпосылок для его дальнейшего устойчивого развития.

Более подробно вопросы разработки программы реструктуризации предприятия при его реабилитации и адаптации к новых условиям хозяйствования рассматриваются ниже (в рамках темы 15).

Стадия реабилитации и развития. Реабилитация предприятия и программа его реструктуризации и развития являются в большинстве случаев дорогим мероприятием, требующим инвестиционных затрат.  Инвестиции необходимы для увеличения коэффициента использования существующего оборудования, приобретения (или повышения) необходимых навыков персоналом, повышения рентабельности существующих и дополнительно вводимых основных фондов (или вывода из производства этих фондов), развития требуемой рыночной инфраструктуры, проведения необходимых исследований и привлечения квалифицированных консультантов.

Стадия реабилитации и развития включает реализацию конкретных инвестиционных проектов и проведение работ по реформированию предприятия с выходом на контрольные показатели программы реструктуризации по эффективности его деятельности. В рамках этой стадии осваиваются инвестиции (или выводится капитал из сферы производства), проводится обучение персонала с учетом требований всех направлений реструктуризации, улучшение финансового и общего управления предприятием, обеспечивающих его стратегическое развитие.

Ожидаемые результаты планируемых изменений должны быть детально изучены до принятия решения о реализации программы. Необходимо подготовить детальное технико-экономическое обоснование (ТЭО) программы реструктуризации предприятия на основании глубоких функциональных и технико-экономических исследований. Эти исследования должны дать оценку масштаба и стоимости работ в сравнении с выгодами на протяжении жизненного цикла каждого конкретного проекта оцениваемой программы. Результаты таких исследований и оценок дают возможность принять обоснованное решение о целесообразности реструктуризации (реабилитации) в соответствии с предложенной программой либо отказаться от этой идеи частично или полностью.

Одной из причин многих неудач по опыту работ, проводимых Всемирным банком, организацией ООН по промышленному развитию (UNIDO) и другими организациями в кооперации с национальными правительствами ряда стран, является отсутствие хорошо подготовленных ТЭО.

Реструктуризация предприятия, связанная с его реабилитацией и развитием, не обеспеченная добротным ТЭО, может быть авантюрой для инвесторов, финансовых организаций и собственников предприятия.

Для подготовки и реализации необходимых исследований и ТЭО требуется команда экспертов и специалистов. Ее состав зависит от сложности работы, которая должна быть проделана. По сложившейся практике в команду должны входить аналитик в области менеджмента (как правило, руководитель группы), финансовый консультант, специалисты предприятия и эксперты по экономике промышленности, маркетингу, технологии и временно привлекаемые консультанты более узкого профиля (по экологии, социологии и т.д.) с учетом специфики конкретного предприятия. Только работа в составе команды может гарантировать хорошую координацию деятельности специалистов, экспертов и консультантов при проведении всестороннего анализа и подготовке окончательного заключения о целесообразности реализации или отказе от конкретного проекта (программы) реструктуризации предприятия. Заключения отдельных специалистов, экспертов и консультантов (хотя и полезные) зачастую бывают противоречивыми, а их координация стоит дорого и не всегда эффективна, чтобы гарантировать результативность всей последовательности проводимых исследований.