51721

Психолого-педагогические методики диагностики, проектирования, изучения и накопления передового опыта

Лекция

Педагогика и дидактика

Психологопедагогические методики диагностики проектирования изучения и накопления передового опыта. Понятие педагогического опыта его разновидности : ошибочный отстающий передовой массовый. Критерии передового педагогического опыта. Методы изучения передового педагогического опыта.

Русский

2014-02-12

78 KB

20 чел.

Тема 10. 7. Психолого-педагогические методики диагностики, проектирования, изучения и накопления передового опыта.

         Вопросы для обсуждения.

1. Задачи рефлексивно-аналитического этапа в деятельности педагога.

2. Понятие «педагогического опыта», его разновидности : ошибочный, отстающий, передовой, массовый. Критерии передового педагогического опыта.

3. Новации и инновации в педагогической деятельности.

4. Методы изучения передового педагогического опыта. Освоение опыта. Примеры.

5.  Разбор методик диагностики эффективности педагогической деятельности.

   Литература:

1. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/ Под ред. Рожкова М.И.- М.: 1999, С186-217, 269-274.

2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания.- М.:2005, гл.2.-взять конкретные методики.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности/ Под ред. Степанова Е.Н.- М.: 2000.

  Задание к занятию: см. СРС.

 1. Задачи рефлексивно-аналитического этапа в деятельности педагога.

  Рефлексивно-аналитический этап в деятельности педагога является итоговым этапом какого-то временного отрезка в работе с детьми, и- одновременно,- базой для нового временного этапа. На этом этапе соотносятся достигнутые результаты с поставленными целями, и- определяются цели новые.

  Задачи этого важного этапа:

1. Выработка критериев и показателей совместной деятельности и общения- по ним будут сверять итоги работы.

2. Сбор аналитического материала.

3. Проведение анализа результатов и эффективности совместной деятельности и общения: а)по линии самоуправления,

б)в педколлективе, в)с родителями  -с точки зрения поставленных задач, реализации планов и достижения поставленных целей.

4.  Педагогическая рефлексия: сумел ли педагог осуществить всё задуманное, всегда ли действовал тактично и корректно, смог ли создать оптимальные условия для самореализации учащихся , и т.п.

5. Выделение нерешённых проблем, ошибок, недоработок,  и – определение новых целей и задач.

  Этот этап завершает учебный год, а его результаты становятся основой проектирования и детального планирования на год предстоящий.

 

2. Понятие «педагогического опыта», его разновидности : ошибочный, отстающий, передовой, массовый. Критерии передового педагогического опыта.

3. Новации и инновации в педагогической деятельности.

Педагогический опыт – это научная категория педагогики. С одной стороны, ею обозначают все то, что охватывает живую, развивающуюся деятельность педагогов. В таком виде педагогический опыт существует (онтологический смысл). С другой стороны, это понятие отражает знания о способах педагогической деятельности, о вариантах решения учебно-воспитательных задач в конкретных условиях. В виде знания опыт передается, осваивается, используется (гносеологический смысл).

Педагогический опыт неоднороден в целях, средствах их достижения, в результатах обучения, воспитания, развития учащихся. Принято различать следующие разновидности  педагогического опыта:

  •  Ошибочный (с отрицательным образовательным эффектом);
  •  Отстающий (по целям, средствам и результатам) от требований образовательных стандартов и личности обучающихся;
  •  Массовый (типичный для данных условий), результат которого не превышает максимальный уровень требований образовательных стандартов;
  •  Передовой педагогический опыт.

Критерии  передового педагогического опыта – это наиболее важные, научно обоснованные показатели, с помощью которых можно отличать передовой опыт от других видов педагогического опыта («критерий» в переводе с греческого – средство для суждения). Часто используется следующая совокупность критериев:

  •   результативность, более высокая, чем в массовом опыте;
  •  оптимальность (благотворное влияние на здоровье детей, отсутствие перегрузки, наличие условий для свободного развития, индивидуализация и дифференциация учебной работы);
  •  целенаправленность   (наличие авторского замысла, идеи, проектирование  высокого результата в цели опыта);
  •  актуальность (значимость опыта для решения практических задач обучения и воспитания);
  •  новизна, которая может быть разной (выделяют уровни новизны: усовершенствование, комбинации, дополнение,  преобразование и развитие);
  •  системность (степень проникновения нового, прогрессивного внутрь педагогической системы, функционирование в опыте как отдельными элементами, так и всей системы в целом);
  •  достаточная длительность  существования, устойчивость и воспроизводимость результатов опыта.

Передовой педагогический опыт – это, с одной стороны, лучшая часть педагогического опыта, строящаяся по определенным объективным критериям (например, перечисленным выше), а с другой, - это знание о наиболее продуктивных способах педагогической деятельности, о рациональных, оптимальных и устойчивых вариантах решения учебно-воспитательных задач; знание о том, как и в каких условиях получается  высокий педагогический результат  оптимальными педагогическими средствами.

«Новшество»- понимается как нечто новое для конкретных людей, деятельности, процессов. К педагогическим новшества относятся новые идеи, опыт, а также- средства, содержание, программа, методы, формы, технологии и пр., вносимые в педагогический процесс и в деятельность конкретного учителя(ей). При этом, новизна вносимого- относительна и субъективна (для этого коллектива, учителя и пр.).

  Юсуфбекова Н.Р. считает, что педагогическое новшество – это такое содержание возможных изменений педагогической деятельности, которое ведёт к ранее не известному, ранее не встречающемуся состоянию, результату, развивает теорию и практику обучения и воспитания. Это содержание может касаться педагогической деятельности в целом или отдельных её составляющих.

   Ангеловски К. считает, что понятие новшества часто употребляют синонимично понятию изменения. И если это изменение охватывает всю школьную систему, о нём говорят как о реформе. Однако не всякое изменение есть новшество. Новшество предполагает улучшение.

«Новациями» в сфере образования  называют конкретные проекты  

педагогических новшеств,  то есть по сути,- ничто иное, как совокупность знаний о наиболее эффективных способах педагогической деятельности в конкретных условиях.

«Инновации» . Это слово происходит от латинского: «in»- в, и  «novus»- новый.,- нововведение, обновление, новизна, изменение.

Инновации связаны с педагогическим процессом, и обозначают новообразования, появляющиеся в практике обучения и воспитания в результате введения педагогических новшеств.

Инновация понимается также  как целенаправленное изменение, процесс, который протекает во времени, и имеет свою структуру, этапы, стадии.

Ассоциация инновационных школ под педагогической инновацией понимает образовательную деятельность, связанную с иной, чем в массовой практике и в культурной традиции,- концепцией процесса становления личности ребёнка, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

  Педагогическая инновация- это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников. В этом смысле инновации имманентно (внутренне, объективно) присущи образованию, которое всегда стремится к самосовершенствованию.

  Любая инновация , любое нововведение носят конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определённого этапа, нововведение может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой,- или,-  отжить, устареть, стать тормозом в развитии.

  Исследователи Щедровицкий П.Г., Загвязинский В.И. и др. считают, что иностранное слово «инноватика» неадекватно по смыслу русскому «нововведение». Они выделяют несколько смысловых значений категории «инновация»:

1. Инновация- это разработка нового содержания и новых методов обучения.

2. Это внедрение и распространение уже существующих педагогических систем.

3. Это разработка новых технологий управления школой, её развития.

4. Это иной статус школы: как экспериментальной площадки.

5. Это ситуация, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, имеющее системный характер и затрагивающее цели, содержание, методы, формы, а возможно, и способы финансирования.

При этом, главным показателем педагогических инноваций, - является наличие в них прогрессивного начала.

  Коджаспировы в «Пед.словаре» выделяют 3 основных смысла педагогических инноваций:

1. Инновация- это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новшества, улучшающие её характеристики.

2. Это процесс освоения новшества (нового средства, метода. технологии, программы и пр.).

3. Это поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Единой классификации педагогических инноваций нет. Разные исследователи выделяют разные виды (типы) инноваций:

1. По типу инновации: а) материально-технические, и б) социальные (в т.ч. педагогические). Последние- наиболее сложны, т.к. зависят от общественных отношений, культуры, личных особенностей новаторов.

2. По видам деятельности: *педагогические, *управленческие, *обеспечивающие.

3. По объекту изменений: *ресурсные, *технологические, *продуктивные.

4. По характеру вносимых изменений:

*радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах),

*комбинаторные (новые сочетания известных изменений),

*модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы).

5. По масштабу вносимых изменений:

*локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов),

*модульные (взаимосвязанные и взаимосогласованные группы нескольких локальных нововведений),

*системные (полная реконструкция системы как целого).

6. По источнику возникновения:

*внешние (возникающие за пределами образовательной системы),

*внутренние (разрабатываемые внутри образовательной системы).

7. По области применения: *инновации в содержании образования, *в технологии, *в организации, *в системе и управлении.

8. По способу возникновения и осуществления: *систематические, *плановые, *стихийные, спонтанные.

9. По широте и глубине осуществления: а) массовые, фундаментальные, стратегические, систематические;   и-  б) частичные, малые, локальные.

10.По основе, базе возникновения: *школьные, *клубные, *социальные и пр.

11. –и т.д.

«Новации» и «Инновации»- понятия, помогающие конкретизировать термин «передовой педагогический опыт», который, в соответствии с уровнями своей новизны, может быть разного уровня:

*рационализаторским  (усовершенствование отдельных элементов, деталей),

*поисково-изобретательским (комбинации элементов и блоков, их соединение),

*эвристическим (дополнение и расширение к-л методики и пр.),

*новаторским (преобразование всей системы).

                        См. лекцию по инновациям.

4. Методы изучения передового педагогического опыта. Освоение опыта. Примеры.

Изучение педагогического опыта - процесс глубокого и всестороннего исследования  практики обучения и воспитания, обладающий определенной логикой, последовательностью, средствами познания. Общая  логика изучения опыта - это восхождение от непосредственного наблюдения внешних проявлений опыта (организационных форм обучения, эффективных методических приемов, элементов учебно-материального оснащения учебного процесса и т.п.) к выявлению его сущностных компонентов  (цель, учебно-воспитательная задача, педагогические средства, последовательность и правила их использования, получаемые результаты), к объединению их в систему и установлению условий эффективности опыта,  его адресной направленности и границ применимости. Изучение педагогического опыта включает следующие реальные действия: первичную оценку опыта,  распознавание разновидностей опыта и выделение передового опыта (т.е. опыта, удовлетворяющего определенным критериям),  исследования передового опыта и его обобщение,  подготовку необходимых технологических и информационных материалов. 

Методы изучения опыта:

  •  эмпирические (изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся, статистических отчетов; собеседования с учителями, руководителями образовательных учреждений; опросы учащихся; анкетирование родителей; наблюдение учебных и внеучебных занятий и др.);
  •  логические (сравнение результатов; анализ учебных и внеучебных занятий; сопоставление имеющейся документации с нормативной; обобщение накопленной информации и др.);
  •  теоретические (моделирование; системный анализ; выявление закономерностей; прогнозирование и др.).

Освоение передового опыта – это познавательно-практическая деятельность, цель которой  получить ответы на следующие вопросы:

  •  Какова содержательно-целевая направленность опыта?
  •  Каковы его функциональные возможности, т.е. спектр учебно-воспитательных задач, решение которых достигается в опыте?
  •  Какими педагогическими средствами обеспечивается  высокая результативность опыта?
  •  Каковы правила и последовательность использования присущих опыту педагогических средств?
  •  Как диагностируется образовательный эффект, получаемый в практике благодаря использованию опыта?
  •   Каковы условия эффективности опыта?

Освоение передового опыта включает ряд операций: *знакомство с информационным банком передового опыта (или библиографический поиск); *выбор педагогического опыта, соответствующего профессиональным интересам пользователя; *изучение сущностных характеристик опыта (по описанию; по другим материалам; путем непосредственного наблюдения или изучения видеозаписей); *составление плана введения опыта в практику работы и контроля эффективности этого процесса.

Примерная схема описания передового педагогического опыта:

1. Изучаемый объект (педагог, коллектив, объединение, система).

2. Наименование опыта (направление, тема работы).

3. Цель изучения опыта.

4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в изменённых условиях, адрес для рекомендуемого внедрения).

5. Задачи обучения и воспитания, а также- имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.

6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса;  деятельность педагогов, учащихся, её содержание и формы, характер взаимоотношений учащихся.

7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности, обученности), их надёжность и стабильность.

8. Педагогический анализ опыта:  его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы);  характеристики отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.

9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех; факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности педагога, его индивидуального стиля деятельности в создаваемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий),  переносимого в иные, но в чём-то сходные условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).

10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях- корректированию опыта.

11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничения, наиболее подходящие способы использования.

   Эффективность педагогического процесса понимается как  соотнесение полученных результатов с ЦЕЛЯМИ, а также с прошлыми достижениями в собственной педагогической практике при оптимальных  затратах.

 Общий алгоритм изучения эффективности педагогического процесса:

- определение цели и задач изучения;

- подбор критериев и показателей для определения эффективности педпроцесса;

- выбор методов и методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- проведение педагогического диагностирования;

- обработка и интерпретирование результатов;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения; определение целей и задач на будущее.

  Под результатами процесса обычно понимают те изменения, которые происходят с участниками процесса и в отношениях между ними, а также то, насколько эти изменения соответствуют поставленным целям.  Что же это за изменения?

1. Изменения учащихся, а точнее – изменения в развитии личности учащихся:

  - их интересов, потребностей, увлечений, способностей (в т.ч.- познавательных, творческих, организаторских, коммуникативных, и пр.);

  - ведущих мотивов их деятельности и поведения;

  - их ценностных ориентаций, уровня воспитанности, направленности личности, статуса в коллективе и пр.

2. Изменения в развитии коллектива:

  - изменение структуры коллектива, межличностных отношений в нём;

  - развитие самоуправления, вовлечённость в него учащихся;

  - эмоционально-нравственное единство, атмосфера, климат;

  - уровень сплочённости и сформированности коллектива,  и пр.

3. Изменения в отношениях классного руководителя:

  - с учащимися (понимание, доверие, уважение, сотрудничество и пр.);

  - с родителями;

  - с другими педагогами, работающими в этом классе.

Зачем изучать эти изменения? – Для планирования работы, составления характеристик, проектирования совместной жизнедеятельности, внесения корректив в работу с учащимися.

Однако, педагог должен понимать, что источники вышеуказанных изменений  не равнозначны. Например, изменения воспитанности ученика определяется многими факторами, а не только работой классного руководителя. А вот изменения в детском коллективе, в отношениях между педагогом и учащимися – в значительной степени зависят от классного руководителя, а значит именно они характеризуют эффективность его работы.

4. Изучение эффективности используемых педагогических средств и форм воспитательной работы.

5. Изучение удовлетворённости учащихся, родителей, педагогов организацией воспитательного процесса.

6. Изучение изменений уровня педагогического мастерства, индивидуального стиля самого педагога, а также – психологической «цены» полученных результатов («сгорел на работе», или ?).

  Эффективен тот труд классного руководителя, в котором  за определённый промежуток времени наблюдаются высокими:

А)- и результативные критерии (т.е.налицо позитивные изменения в уровне развития учащихся, их воспитанности, интересов, отношений, и пр.

Б)- и процессуальные критерии (т.е. какие средства воздействия использовал, как создавал атмосферу, способствующую результатам, каков стиль взаимоотношений, и др.ответы на вопрос «как?» строил воспитательный процесс.

В)- и дополнительные, сопутствующие критерии .

Но, парадокс заключается в том, что критерии и показатели эффективности работы классных руководителей не могут быть одинаковыми для всех (разные школы, дети, педагоги, цели и задачи...)

Поэтому, критерии и показатели эффективности должны разрабатываться и уточняться самими участниками педколлектива с привлечением ученического самоуправления.

Более того, каждый педагог самостоятельно для каждого конкретного коллектива ( и ребёнка) определяет: *что диагностировать, *как диагностировать, *кого к этому привлекать, *что делать с результатами.

         Всё вышесказанное означает, что:

Изучение результативности и эффективности собственной воспитательной деятельности должно вестись постоянно и регулярно классным руководителем.

СРС: подготовьте к обсуждению на занятии конкретные диагностические методики изучения эффективности педагогической деятельности.

              ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

                                  (примерная   схема).

1. Общие сведения о классном коллективе.

- количество учащихся;

- из них : мальчиков,  девочек;

- возрастной состав;

- наличие второгодников, новичков;

- были ли слияния с другими классами;

- смена классного руководителя.

2. Содержание и характер учебной деятельности.

- общая характеристика успеваемости, дисциплины,

- отношение к учёбе и учебным предметам, пропуски,

- познавательная активность и общий интеллектуальный фон класса,

- наличие и формы контроля за оценками учащихся,

- взаимопомощь и сотрудничество в учебной деятельности.

3. Жизнь класса вне учебных занятий.

- занятость в кружках, секциях, других творческих и профильных объединениях,

- традиции класса, основные направления и система совместных дел в классе,

- участие класса в общешкольных делах,

- взаимодействие с другими классами, с социумом и пр.,

- влияние на класс родительской общественности.

4. Самоуправление в классном коллективе.

- поручения,

-совет класса, структура самоуправления, традиции,

- формальные и неформальные лидеры, их влияние,

- участие в школьных органах самоуправления,

- общая характеристика лидеров-активистов, их влияние на коллектив.

5. Взаимоотношения, сплочённость коллектива класса.

- особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками,

- наличие группировок, отверженных, взаимоотношения между ними,

- проявление принципиальности, чуткости, взаимопомощи,

-ценностно-ориентировочное единство классного коллектива,

- сплочённость и уровень развития классного коллектива,

- проблемы , имеющиеся в коллективе, причины конфликтов.

6.Общие выводы.

- уровень развития коллектива,

- эмоциональный климат в коллективе,

- организованность, мобильность, дисциплинированность,

- проблемы, недостатки и задачи на будущее.

Примечание : схема – примерная, возможны отступления.

                           ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧАЩЕГОСЯ

                                           (примерная  схема).

1. Отношение ученика к учению :  желание учиться лучше, отношение к успехам и неудачам в учении, стремление выполнять требования учителей, ценностное отношение к учению и знаниям вообще и пр.

2.Сформированность навыков учебно-познавательной деятельности: умение планировать учебную работу, составлять план ответа, сочинения и пр., умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения, выводы,  собранность, внимательность, сосредоточенность, настойчивость и самоконтроль в учении и пр.

3.Ведущие интересы и склонности : увлечённость каким –либо предметом, видом внеурочной деятельности, занятия в кружках, секциях, факультативах; участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах; самообразование; участие в классных часах, других мероприятиях, в оформлении кабинетов и пр., награды,.

4.Культурный кругозор : начитанность, широта культурных интересов, понимание прекрасного в искусстве и окружающей жизни, эстетические вкусы, этические нормы.

5.Общественная и трудовая активность : поручения, активность, участие в делах, инициативность, добросовестность, ответственность, лидерство.

6.Физическое здоровье : здоровье, закалка, занятия физкультурой и спортом, участие в спортивных мероприятиях, спортивных секциях; награды и достижения.

7.Нравственная воспитанность : сформированность таких качеств как  честность, порядочность, гуманность, товарищество, уважительность, толерантность и пр.

8.Взаимоотношения ученика с коллективом класса : общительность, статус в коллективе, отношения к товарищам и товарищей к нему и пр.

9.Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованию достоинств, искоренению недостатков и пр.

Примечание : схема – примерная. Возможны отклонения.

Обе схемы характеристик  печатаются по ж. «Классный руководитель»,2000,№1,с48-49.

  

 Итоговый анализ собственной педагогической деятельности:

                           (примерная схема)

     -основные  задачи, которые я ставил перед собой на свою  практику;

     -как я их решал: при изучении учащихся, при посещении и проведении уроков, во время общения с ребятами и проведения мероприятий;

     -чему научился, что почерпнул для себя, какие качества развил, какие умения приобрёл;

     -какие проблемы в воспитании современных подростков увидел, готов ли я к их решению? Каких знаний, умений, навыков мне пока не хватает ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20795. Законодавче забезпечення прав пацієнтів в Україні 223 KB
  Основи законодавства України про охорону здоровя визначають правові, організаційні, економічні та соціальні засади охорони здоровя в Україні, регулюють суспільні відносини у цій сфері з метою забезпечення гармонійного розвитку фізичних і духовних сил
20796. Моделирование воздействия электрических импульсов различной частоты на симпатическую нервную систему 3.03 MB
  Целью моей работы является разработка компьютерной модели лечения артериальной гипертензии новым и в настоящее время активно исследуемым методом радиочастотной деструкции нервных клеток почечной артерии.
20797. Виды, причины и типы инфляции 223.5 KB
  Инфляция (от лат. inflation — вздутие, разбухание) — непрерывное повышение среднего уровня цен в экономике, обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно, т. с. денежная масса, находящаяся в обращении, «разбухает». Более строгое определение инфляции, учитывающее причины и некоторые следствия роста среднего уровня цен в экономике
20798. ДНК – ТРАНСПОЗОНЫ. МОБИЛЬНЫЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВИРУСОВ И ЭУКАРИОТ 181.5 KB
  Подвижные элементы эукариот представлены отдельными семействами, сходными по своей структуре и поведению. Внутри семейства различают подсемейства идентичных или очень сходных подвижных элементов, число которых колеблется от нескольких копий до нескольких тысяч копий на геном
20799. Николай II 73 KB
  Императора Николая II можно оценивать как хорошего или плохого правителя, но нельзя точно утверждать или доказывать то, чего мы на самом деле не знаем, ведь в революции верх одержали большевики, а историю, как известно всегда пишет победитель, не смотря на то, лживая это история или правдивая.
20800. Опыт выживания в проекте-камикадзе Д.Н. Топорков 5.33 MB
  Состояние после года разработки: директор по ИТ заказчика, курирующий этот проект уволен, генеральный директор компании-разработчика понижен акционерами до зама, главный архитектор лишился доверия начальства
20801. Екологічний моніторинг. Система екологічної інформації 52.5 KB
  Фоновий науковий моніторинг навколишнього природного середовища це спеціальні високоточні спостереження за всіма складовими навколишнього середовища а також за характером складом кругообігом та міграцією забруднювальних речовин за реакцією організмів на забруднення на рівні окремих популяцій екосистем і біосфери в цілому. Ряд країн має мережу надземних станцій на яких здійснюються неперервний відбір та аналіз проб на наявність в атмосфері забруднювальних речовин СО2 СО пилу свинцю радіонуклідів. Державний комітет з...
20802. Економічні методи управління, регулювання раціонального природокористування та охорони навколишнього середовища 137.5 KB
  Це платежі за ресурси та забруднення надання пільг в оподаткуванні підприємств надання на пільгових умовах коротко і довгострокових позичок для реалізації проектів щодо забезпечення раціонального використання природних ресурсів та охорони навколишнього природного середовища звільнення від оподаткування фондів охорони довкілля; передача частини коштів позабюджетних фондів охорони навколишнього природного середовища на довготривалих договірних умовах підприємствам установам організаціям і громадянам для вжиття заходів із гарантованого...
20803. Економічна та соціальна ефективність здійснення природоохоронних заходів 47 KB
  Економічна та соціальна ефективністьздійснення природоохоронних заходів 8. Методичні вказівки До природоохоронних заходів належать усі види господарської діяльності спрямовані на зниження й ліквідацію негативного антропогенного впливу на навколишнє природне середовище збереження поліпшення і раціональне використання природноресурсного потенціалу країни регіонів а саме: 1 будівництво та експлуатація очисних знешкоджувальних споруд та обладнання; 2 розвиток мало та безвідходних технологічних процесів і виробництв; 3 розміщення...