51721

Психолого-педагогические методики диагностики, проектирования, изучения и накопления передового опыта

Лекция

Педагогика и дидактика

Психологопедагогические методики диагностики проектирования изучения и накопления передового опыта. Понятие педагогического опыта его разновидности : ошибочный отстающий передовой массовый. Критерии передового педагогического опыта. Методы изучения передового педагогического опыта.

Русский

2014-02-12

78 KB

22 чел.

Тема 10. 7. Психолого-педагогические методики диагностики, проектирования, изучения и накопления передового опыта.

         Вопросы для обсуждения.

1. Задачи рефлексивно-аналитического этапа в деятельности педагога.

2. Понятие «педагогического опыта», его разновидности : ошибочный, отстающий, передовой, массовый. Критерии передового педагогического опыта.

3. Новации и инновации в педагогической деятельности.

4. Методы изучения передового педагогического опыта. Освоение опыта. Примеры.

5.  Разбор методик диагностики эффективности педагогической деятельности.

   Литература:

1. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/ Под ред. Рожкова М.И.- М.: 1999, С186-217, 269-274.

2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания.- М.:2005, гл.2.-взять конкретные методики.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности/ Под ред. Степанова Е.Н.- М.: 2000.

  Задание к занятию: см. СРС.

 1. Задачи рефлексивно-аналитического этапа в деятельности педагога.

  Рефлексивно-аналитический этап в деятельности педагога является итоговым этапом какого-то временного отрезка в работе с детьми, и- одновременно,- базой для нового временного этапа. На этом этапе соотносятся достигнутые результаты с поставленными целями, и- определяются цели новые.

  Задачи этого важного этапа:

1. Выработка критериев и показателей совместной деятельности и общения- по ним будут сверять итоги работы.

2. Сбор аналитического материала.

3. Проведение анализа результатов и эффективности совместной деятельности и общения: а)по линии самоуправления,

б)в педколлективе, в)с родителями  -с точки зрения поставленных задач, реализации планов и достижения поставленных целей.

4.  Педагогическая рефлексия: сумел ли педагог осуществить всё задуманное, всегда ли действовал тактично и корректно, смог ли создать оптимальные условия для самореализации учащихся , и т.п.

5. Выделение нерешённых проблем, ошибок, недоработок,  и – определение новых целей и задач.

  Этот этап завершает учебный год, а его результаты становятся основой проектирования и детального планирования на год предстоящий.

 

2. Понятие «педагогического опыта», его разновидности : ошибочный, отстающий, передовой, массовый. Критерии передового педагогического опыта.

3. Новации и инновации в педагогической деятельности.

Педагогический опыт – это научная категория педагогики. С одной стороны, ею обозначают все то, что охватывает живую, развивающуюся деятельность педагогов. В таком виде педагогический опыт существует (онтологический смысл). С другой стороны, это понятие отражает знания о способах педагогической деятельности, о вариантах решения учебно-воспитательных задач в конкретных условиях. В виде знания опыт передается, осваивается, используется (гносеологический смысл).

Педагогический опыт неоднороден в целях, средствах их достижения, в результатах обучения, воспитания, развития учащихся. Принято различать следующие разновидности  педагогического опыта:

  •  Ошибочный (с отрицательным образовательным эффектом);
  •  Отстающий (по целям, средствам и результатам) от требований образовательных стандартов и личности обучающихся;
  •  Массовый (типичный для данных условий), результат которого не превышает максимальный уровень требований образовательных стандартов;
  •  Передовой педагогический опыт.

Критерии  передового педагогического опыта – это наиболее важные, научно обоснованные показатели, с помощью которых можно отличать передовой опыт от других видов педагогического опыта («критерий» в переводе с греческого – средство для суждения). Часто используется следующая совокупность критериев:

  •   результативность, более высокая, чем в массовом опыте;
  •  оптимальность (благотворное влияние на здоровье детей, отсутствие перегрузки, наличие условий для свободного развития, индивидуализация и дифференциация учебной работы);
  •  целенаправленность   (наличие авторского замысла, идеи, проектирование  высокого результата в цели опыта);
  •  актуальность (значимость опыта для решения практических задач обучения и воспитания);
  •  новизна, которая может быть разной (выделяют уровни новизны: усовершенствование, комбинации, дополнение,  преобразование и развитие);
  •  системность (степень проникновения нового, прогрессивного внутрь педагогической системы, функционирование в опыте как отдельными элементами, так и всей системы в целом);
  •  достаточная длительность  существования, устойчивость и воспроизводимость результатов опыта.

Передовой педагогический опыт – это, с одной стороны, лучшая часть педагогического опыта, строящаяся по определенным объективным критериям (например, перечисленным выше), а с другой, - это знание о наиболее продуктивных способах педагогической деятельности, о рациональных, оптимальных и устойчивых вариантах решения учебно-воспитательных задач; знание о том, как и в каких условиях получается  высокий педагогический результат  оптимальными педагогическими средствами.

«Новшество»- понимается как нечто новое для конкретных людей, деятельности, процессов. К педагогическим новшества относятся новые идеи, опыт, а также- средства, содержание, программа, методы, формы, технологии и пр., вносимые в педагогический процесс и в деятельность конкретного учителя(ей). При этом, новизна вносимого- относительна и субъективна (для этого коллектива, учителя и пр.).

  Юсуфбекова Н.Р. считает, что педагогическое новшество – это такое содержание возможных изменений педагогической деятельности, которое ведёт к ранее не известному, ранее не встречающемуся состоянию, результату, развивает теорию и практику обучения и воспитания. Это содержание может касаться педагогической деятельности в целом или отдельных её составляющих.

   Ангеловски К. считает, что понятие новшества часто употребляют синонимично понятию изменения. И если это изменение охватывает всю школьную систему, о нём говорят как о реформе. Однако не всякое изменение есть новшество. Новшество предполагает улучшение.

«Новациями» в сфере образования  называют конкретные проекты  

педагогических новшеств,  то есть по сути,- ничто иное, как совокупность знаний о наиболее эффективных способах педагогической деятельности в конкретных условиях.

«Инновации» . Это слово происходит от латинского: «in»- в, и  «novus»- новый.,- нововведение, обновление, новизна, изменение.

Инновации связаны с педагогическим процессом, и обозначают новообразования, появляющиеся в практике обучения и воспитания в результате введения педагогических новшеств.

Инновация понимается также  как целенаправленное изменение, процесс, который протекает во времени, и имеет свою структуру, этапы, стадии.

Ассоциация инновационных школ под педагогической инновацией понимает образовательную деятельность, связанную с иной, чем в массовой практике и в культурной традиции,- концепцией процесса становления личности ребёнка, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

  Педагогическая инновация- это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников. В этом смысле инновации имманентно (внутренне, объективно) присущи образованию, которое всегда стремится к самосовершенствованию.

  Любая инновация , любое нововведение носят конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определённого этапа, нововведение может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой,- или,-  отжить, устареть, стать тормозом в развитии.

  Исследователи Щедровицкий П.Г., Загвязинский В.И. и др. считают, что иностранное слово «инноватика» неадекватно по смыслу русскому «нововведение». Они выделяют несколько смысловых значений категории «инновация»:

1. Инновация- это разработка нового содержания и новых методов обучения.

2. Это внедрение и распространение уже существующих педагогических систем.

3. Это разработка новых технологий управления школой, её развития.

4. Это иной статус школы: как экспериментальной площадки.

5. Это ситуация, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, имеющее системный характер и затрагивающее цели, содержание, методы, формы, а возможно, и способы финансирования.

При этом, главным показателем педагогических инноваций, - является наличие в них прогрессивного начала.

  Коджаспировы в «Пед.словаре» выделяют 3 основных смысла педагогических инноваций:

1. Инновация- это целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новшества, улучшающие её характеристики.

2. Это процесс освоения новшества (нового средства, метода. технологии, программы и пр.).

3. Это поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Единой классификации педагогических инноваций нет. Разные исследователи выделяют разные виды (типы) инноваций:

1. По типу инновации: а) материально-технические, и б) социальные (в т.ч. педагогические). Последние- наиболее сложны, т.к. зависят от общественных отношений, культуры, личных особенностей новаторов.

2. По видам деятельности: *педагогические, *управленческие, *обеспечивающие.

3. По объекту изменений: *ресурсные, *технологические, *продуктивные.

4. По характеру вносимых изменений:

*радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах),

*комбинаторные (новые сочетания известных изменений),

*модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы).

5. По масштабу вносимых изменений:

*локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов),

*модульные (взаимосвязанные и взаимосогласованные группы нескольких локальных нововведений),

*системные (полная реконструкция системы как целого).

6. По источнику возникновения:

*внешние (возникающие за пределами образовательной системы),

*внутренние (разрабатываемые внутри образовательной системы).

7. По области применения: *инновации в содержании образования, *в технологии, *в организации, *в системе и управлении.

8. По способу возникновения и осуществления: *систематические, *плановые, *стихийные, спонтанные.

9. По широте и глубине осуществления: а) массовые, фундаментальные, стратегические, систематические;   и-  б) частичные, малые, локальные.

10.По основе, базе возникновения: *школьные, *клубные, *социальные и пр.

11. –и т.д.

«Новации» и «Инновации»- понятия, помогающие конкретизировать термин «передовой педагогический опыт», который, в соответствии с уровнями своей новизны, может быть разного уровня:

*рационализаторским  (усовершенствование отдельных элементов, деталей),

*поисково-изобретательским (комбинации элементов и блоков, их соединение),

*эвристическим (дополнение и расширение к-л методики и пр.),

*новаторским (преобразование всей системы).

                        См. лекцию по инновациям.

4. Методы изучения передового педагогического опыта. Освоение опыта. Примеры.

Изучение педагогического опыта - процесс глубокого и всестороннего исследования  практики обучения и воспитания, обладающий определенной логикой, последовательностью, средствами познания. Общая  логика изучения опыта - это восхождение от непосредственного наблюдения внешних проявлений опыта (организационных форм обучения, эффективных методических приемов, элементов учебно-материального оснащения учебного процесса и т.п.) к выявлению его сущностных компонентов  (цель, учебно-воспитательная задача, педагогические средства, последовательность и правила их использования, получаемые результаты), к объединению их в систему и установлению условий эффективности опыта,  его адресной направленности и границ применимости. Изучение педагогического опыта включает следующие реальные действия: первичную оценку опыта,  распознавание разновидностей опыта и выделение передового опыта (т.е. опыта, удовлетворяющего определенным критериям),  исследования передового опыта и его обобщение,  подготовку необходимых технологических и информационных материалов. 

Методы изучения опыта:

  •  эмпирические (изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся, статистических отчетов; собеседования с учителями, руководителями образовательных учреждений; опросы учащихся; анкетирование родителей; наблюдение учебных и внеучебных занятий и др.);
  •  логические (сравнение результатов; анализ учебных и внеучебных занятий; сопоставление имеющейся документации с нормативной; обобщение накопленной информации и др.);
  •  теоретические (моделирование; системный анализ; выявление закономерностей; прогнозирование и др.).

Освоение передового опыта – это познавательно-практическая деятельность, цель которой  получить ответы на следующие вопросы:

  •  Какова содержательно-целевая направленность опыта?
  •  Каковы его функциональные возможности, т.е. спектр учебно-воспитательных задач, решение которых достигается в опыте?
  •  Какими педагогическими средствами обеспечивается  высокая результативность опыта?
  •  Каковы правила и последовательность использования присущих опыту педагогических средств?
  •  Как диагностируется образовательный эффект, получаемый в практике благодаря использованию опыта?
  •   Каковы условия эффективности опыта?

Освоение передового опыта включает ряд операций: *знакомство с информационным банком передового опыта (или библиографический поиск); *выбор педагогического опыта, соответствующего профессиональным интересам пользователя; *изучение сущностных характеристик опыта (по описанию; по другим материалам; путем непосредственного наблюдения или изучения видеозаписей); *составление плана введения опыта в практику работы и контроля эффективности этого процесса.

Примерная схема описания передового педагогического опыта:

1. Изучаемый объект (педагог, коллектив, объединение, система).

2. Наименование опыта (направление, тема работы).

3. Цель изучения опыта.

4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в изменённых условиях, адрес для рекомендуемого внедрения).

5. Задачи обучения и воспитания, а также- имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.

6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса;  деятельность педагогов, учащихся, её содержание и формы, характер взаимоотношений учащихся.

7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности, обученности), их надёжность и стабильность.

8. Педагогический анализ опыта:  его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы);  характеристики отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.

9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех; факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности педагога, его индивидуального стиля деятельности в создаваемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий),  переносимого в иные, но в чём-то сходные условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).

10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях- корректированию опыта.

11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничения, наиболее подходящие способы использования.

   Эффективность педагогического процесса понимается как  соотнесение полученных результатов с ЦЕЛЯМИ, а также с прошлыми достижениями в собственной педагогической практике при оптимальных  затратах.

 Общий алгоритм изучения эффективности педагогического процесса:

- определение цели и задач изучения;

- подбор критериев и показателей для определения эффективности педпроцесса;

- выбор методов и методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- проведение педагогического диагностирования;

- обработка и интерпретирование результатов;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения; определение целей и задач на будущее.

  Под результатами процесса обычно понимают те изменения, которые происходят с участниками процесса и в отношениях между ними, а также то, насколько эти изменения соответствуют поставленным целям.  Что же это за изменения?

1. Изменения учащихся, а точнее – изменения в развитии личности учащихся:

  - их интересов, потребностей, увлечений, способностей (в т.ч.- познавательных, творческих, организаторских, коммуникативных, и пр.);

  - ведущих мотивов их деятельности и поведения;

  - их ценностных ориентаций, уровня воспитанности, направленности личности, статуса в коллективе и пр.

2. Изменения в развитии коллектива:

  - изменение структуры коллектива, межличностных отношений в нём;

  - развитие самоуправления, вовлечённость в него учащихся;

  - эмоционально-нравственное единство, атмосфера, климат;

  - уровень сплочённости и сформированности коллектива,  и пр.

3. Изменения в отношениях классного руководителя:

  - с учащимися (понимание, доверие, уважение, сотрудничество и пр.);

  - с родителями;

  - с другими педагогами, работающими в этом классе.

Зачем изучать эти изменения? – Для планирования работы, составления характеристик, проектирования совместной жизнедеятельности, внесения корректив в работу с учащимися.

Однако, педагог должен понимать, что источники вышеуказанных изменений  не равнозначны. Например, изменения воспитанности ученика определяется многими факторами, а не только работой классного руководителя. А вот изменения в детском коллективе, в отношениях между педагогом и учащимися – в значительной степени зависят от классного руководителя, а значит именно они характеризуют эффективность его работы.

4. Изучение эффективности используемых педагогических средств и форм воспитательной работы.

5. Изучение удовлетворённости учащихся, родителей, педагогов организацией воспитательного процесса.

6. Изучение изменений уровня педагогического мастерства, индивидуального стиля самого педагога, а также – психологической «цены» полученных результатов («сгорел на работе», или ?).

  Эффективен тот труд классного руководителя, в котором  за определённый промежуток времени наблюдаются высокими:

А)- и результативные критерии (т.е.налицо позитивные изменения в уровне развития учащихся, их воспитанности, интересов, отношений, и пр.

Б)- и процессуальные критерии (т.е. какие средства воздействия использовал, как создавал атмосферу, способствующую результатам, каков стиль взаимоотношений, и др.ответы на вопрос «как?» строил воспитательный процесс.

В)- и дополнительные, сопутствующие критерии .

Но, парадокс заключается в том, что критерии и показатели эффективности работы классных руководителей не могут быть одинаковыми для всех (разные школы, дети, педагоги, цели и задачи...)

Поэтому, критерии и показатели эффективности должны разрабатываться и уточняться самими участниками педколлектива с привлечением ученического самоуправления.

Более того, каждый педагог самостоятельно для каждого конкретного коллектива ( и ребёнка) определяет: *что диагностировать, *как диагностировать, *кого к этому привлекать, *что делать с результатами.

         Всё вышесказанное означает, что:

Изучение результативности и эффективности собственной воспитательной деятельности должно вестись постоянно и регулярно классным руководителем.

СРС: подготовьте к обсуждению на занятии конкретные диагностические методики изучения эффективности педагогической деятельности.

              ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

                                  (примерная   схема).

1. Общие сведения о классном коллективе.

- количество учащихся;

- из них : мальчиков,  девочек;

- возрастной состав;

- наличие второгодников, новичков;

- были ли слияния с другими классами;

- смена классного руководителя.

2. Содержание и характер учебной деятельности.

- общая характеристика успеваемости, дисциплины,

- отношение к учёбе и учебным предметам, пропуски,

- познавательная активность и общий интеллектуальный фон класса,

- наличие и формы контроля за оценками учащихся,

- взаимопомощь и сотрудничество в учебной деятельности.

3. Жизнь класса вне учебных занятий.

- занятость в кружках, секциях, других творческих и профильных объединениях,

- традиции класса, основные направления и система совместных дел в классе,

- участие класса в общешкольных делах,

- взаимодействие с другими классами, с социумом и пр.,

- влияние на класс родительской общественности.

4. Самоуправление в классном коллективе.

- поручения,

-совет класса, структура самоуправления, традиции,

- формальные и неформальные лидеры, их влияние,

- участие в школьных органах самоуправления,

- общая характеристика лидеров-активистов, их влияние на коллектив.

5. Взаимоотношения, сплочённость коллектива класса.

- особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками,

- наличие группировок, отверженных, взаимоотношения между ними,

- проявление принципиальности, чуткости, взаимопомощи,

-ценностно-ориентировочное единство классного коллектива,

- сплочённость и уровень развития классного коллектива,

- проблемы , имеющиеся в коллективе, причины конфликтов.

6.Общие выводы.

- уровень развития коллектива,

- эмоциональный климат в коллективе,

- организованность, мобильность, дисциплинированность,

- проблемы, недостатки и задачи на будущее.

Примечание : схема – примерная, возможны отступления.

                           ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧАЩЕГОСЯ

                                           (примерная  схема).

1. Отношение ученика к учению :  желание учиться лучше, отношение к успехам и неудачам в учении, стремление выполнять требования учителей, ценностное отношение к учению и знаниям вообще и пр.

2.Сформированность навыков учебно-познавательной деятельности: умение планировать учебную работу, составлять план ответа, сочинения и пр., умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения, выводы,  собранность, внимательность, сосредоточенность, настойчивость и самоконтроль в учении и пр.

3.Ведущие интересы и склонности : увлечённость каким –либо предметом, видом внеурочной деятельности, занятия в кружках, секциях, факультативах; участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах; самообразование; участие в классных часах, других мероприятиях, в оформлении кабинетов и пр., награды,.

4.Культурный кругозор : начитанность, широта культурных интересов, понимание прекрасного в искусстве и окружающей жизни, эстетические вкусы, этические нормы.

5.Общественная и трудовая активность : поручения, активность, участие в делах, инициативность, добросовестность, ответственность, лидерство.

6.Физическое здоровье : здоровье, закалка, занятия физкультурой и спортом, участие в спортивных мероприятиях, спортивных секциях; награды и достижения.

7.Нравственная воспитанность : сформированность таких качеств как  честность, порядочность, гуманность, товарищество, уважительность, толерантность и пр.

8.Взаимоотношения ученика с коллективом класса : общительность, статус в коллективе, отношения к товарищам и товарищей к нему и пр.

9.Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованию достоинств, искоренению недостатков и пр.

Примечание : схема – примерная. Возможны отклонения.

Обе схемы характеристик  печатаются по ж. «Классный руководитель»,2000,№1,с48-49.

  

 Итоговый анализ собственной педагогической деятельности:

                           (примерная схема)

     -основные  задачи, которые я ставил перед собой на свою  практику;

     -как я их решал: при изучении учащихся, при посещении и проведении уроков, во время общения с ребятами и проведения мероприятий;

     -чему научился, что почерпнул для себя, какие качества развил, какие умения приобрёл;

     -какие проблемы в воспитании современных подростков увидел, готов ли я к их решению? Каких знаний, умений, навыков мне пока не хватает ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56420. Создание видеоролика о специальности «Информатика» 143 KB
  Обозначенное противоречие определяет объективную необходимость создания видеоролика о специальности «Информатика», также позволили выделить проблему: каким должен быть видеоролик для наиболее полной иллюстрации специальности «Информатика».
56421. Разработка и исследование модели разделителя падающих и отражённых волн на основе направленного моста 2.79 MB
  Одними из наиболее точных приборов для измерения СВЧ трактов являются векторные анализаторы цепей (ВАЦ). Цепи, которые могут быть проанализированы с помощью ВАЦ...
56423. Модели комбинаторики сниженной стилистической маркированности слов на примере произведений Сью Таунсенд «The Secret Diary of Adrian Mole, Aged 13¾» «The Growing Pains of Adrian Mole» и «The True Confessions of Adrian Albert Mole» 549 KB
  Объектом исследования данной работы являются слова сниженной стилистической маркированности, присущие художественному дискурсу С. Таунсенд.
56424. Інфінітивні групи. Тести. (10-11 класи) 102.5 KB
  Ich habe... meine Hausaufgaben zu machen. meine Hausaufgaben zu mache. zu machen meine Hausaufgaben.
56425. Проектирование ресторана «Атлантида» 1.33 MB
  В настоящее время общественное питание достигло огромного прогресса, который не останавливается, а продолжает развиваться все с большей и большей скоростью. Это доказывается появлением и открытием большого количества ресторанов и баров разного класса, кафе, столовых, всевозможных закусочных и других предприятий
56426. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ПОБЕДА» ЕРАВНИНСКОГО РАЙОНА 456.5 KB
  В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчислений страховых взносов в социальные фонды.
56427. ДЕЯКІ ТАБЛИЦІ ТА АЛГОРИТМИ, ЯКІ ДОПОМАГАЮТЬ УЧНЯМ 36 KB
  Навчити учня вчитися, забезпечити його такою системою знань і умінь, які необхідні для подальшої самоосвіти, розвинути його творчу особистість повинна сьогодні школа. Вона не може дати людині запас знань на все життя...
56428. Внедрение информационных технологий в начальной школе - важный фактор развития способностей ребенка 32.5 KB
  Ведь с помощью компьютера можно получить увидеть или услышать определённую информацию: текст кроссворд картинку звук аудиозапись текстовый материал видеозапись просмотр любого развивающего...