5173

Формы и особенности международной интеграции производства

Реферат

Мировая экономика и международное право

Формы и особенности международной интеграции производства Базовые стратегии развития бизнеса. Межфирменная интеграция и диверсификация производства. Формы и уровни международной интеграции производства. 1 Базовые стратегии развития...

Русский

2012-12-04

77.5 KB

21 чел.

Формы и особенности международной интеграции производства

  1.  Базовые стратегии развития бизнеса.
  2.  Межфирменная интеграция и диверсификация производства.
  3.  Формы и уровни международной интеграции производства.

1 Базовые стратегии развития бизнеса

Современное стратегическое управление характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, такое управление в большей мере концентрирует внимание руководства и менеджерского корпуса в целом на рыночных возможностях предприятия. Реализацией этого положения является поиск путей использования возможностей «стратегических окон» (новые технологии, новые сегменты и переориентация рынка, новые каналы распределения, внешние потрясения и другие благоприятные факторы). Во-вторых, изменения внешних условий и соответственно необходимая реакция предприятия на них выходят за рамки нормального цикла планирования. В силу этого стратегия всегда должна сочетать в себе продуманную и заранее определенную линию поведения, а также возможность реагировать на все новое, неожиданное и не запланированное. Стратегию в этом случае можно определить как комплекс принимаемых управленческих решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. Стратегические решения устанавливают направления деятельности предприятия, обеспечивающие его долговременный успех, в том числе: в какие конкретно товары (услуги) и на каких целевых рынках предприятие должно направить свои финансовые и трудовые ресурсы, а также каким образом будет организована работа по формированию конкурентной позиции предприятия и потребительских предпочтений.

Базовыми называют стратегии развития бизнеса, определяющие принципиальные направления стратегических действий предприятия для достижения желаемого результата, успех которых подтвержден длительной практикой. Они отражают различные подходы к росту предприятий (корпораций). В основе базовых стратегий  лежат изменения конкретного бизнеса (продукты и услуги), рынка (рынков), отрасли и соответствующие управленческие действия, направленные на укрепление и сохранение рыночной позиции предприятий.

Базовые стратегии касаются, прежде всего, корпоративной стратегии развития предприятий (корпораций), включая интеграцию и диверсификацию исследований, производства и распределительной сети. Исходными являются общие стратегии развития предприятия (роста его капитала и доли рынка), базовые стратегии конкуренции и стратегии, определяющие связь «продукт – рынок». Совокупность этих действий позволяет обеспечить укрепление позиции предприятия (корпорации) на рынке, а также создает условия для межфирменной интеграции и роста корпорации путем интеграции и диверсификации в одной отрасли или диверсификации в другие отрасли (смежные и новые).

 Альтернативными базовыми стратегиями роста предприятия, роста его  капитала и доли рынка являются: стратегия умеренного роста, стратегия роста, стратегии сокращения и комбинированные стратегии.

Стратегии конкуренции, применяемые предприятиями, включают в себя подходы к бизнесу и инициативы, которые они использует для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления (занятия) определенной позиции на рынке. Эти стратегии тесно связаны с определением рыночной позиции предприятия на соответствующем рынке (рынках). Базовые стратегии конкуренции и  их ориентация приведены в табл. 2.

Общий подход к использованию базовых стратегий, отражающих стратегические действия предприятия (корпорации) в развитии связи «продукт – рынок» и применении соответствующих базовых стратегий маркетинга, определяется моделью Портера и приведен в табл. 3.

Таблица 3

Рынок

Продукт

Старый

Новый

Старый

Проникновение на рынок

Развитие продукта

Новый

Развитие рынка

Диверсификация

  

Этому подходу соответствует совокупность стратегий, называемых стратегиями концентрированного роста. Межфирменная интеграция при реализации этих стратегий направлена на усиление рыночной позиции объединения предприятий в конкретном бизнесе и известна как стратегия горизонтальной интеграции.

Суть стратегии горизонтальной интеграции заключается в соединении предприятий друг с другом посредством объединения (слияния) или выкупа предприятий. Благодаря таким действиям образуется новое, более крупное предприятие. Новое предприятие обладает лучшими возможностями получения финансовых средств, большей долей участия на рынке, характеризуется более высокой прибыльностью, меньшей себестоимостью продукции и меньшими затратами на маркетинг, имеет лучшую позицию при проведении торгов, конкурсов и переговоров с поставщиками и покупателями. При горизонтальной интеграции предприятий возможен рост количества товаров, предлагаемых в рамках определенного рынка, а также увеличение оборота капитала и т.д.

Эту стратегию часто применяют большие предприятия, которые обладают  достаточным капиталом, для повышения эффективности деятельности предприятия. Она особенно полезна при международной экспансии предприятия. В этом случае стратегия интеграции является исключительно эффективной. Для многих предприятий вхождение на зарубежные рынки посредством создания акционерных обществ или СП в рамках реализации этой стратегии позволяет уменьшить затраты, использовать опыт и достигнутое положение партнера, а также его каналы распределения.

1.2 Стратегии вертикальной интеграции и диверсификации

Непосредственным продолжением и развитием горизонтальной интеграции является вертикальная интеграция. Совокупность стратегий на базе вертикальной интеграции производства, направленных на укрепление рыночной позиции предприятий (корпораций) получила название стратегии интегрированного роста.

Вертикальная интеграция расширяет сферу деятельности предприятия в отрасли. Это расширение может проводиться «назад» (к источникам сырья) и «вперед» (к покупателю) по технологическому процессу создания ценности для удовлетворения потребительского спроса на отраслевом рынке. Предприятие или корпорация может проводить интеграцию, организуя собственную деятельность в соответствующих звеньях  отраслевой цепочки ценностей или приобрести предприятия (компании), уже работающие в этой сфере, для обеспечения желаемого результата. При этом вертикальная интеграция имеет смысл только в том случае, когда она приводит к усилению конкурентной позиции предприятия.

К числу основных достоинств вертикальной интеграции относятся возможность контроля затрат и качества, обеспечение своевременности поставок, а также возможности частичной диверсификации сферы деятельности предприятия.

 Стратегия диверсификации всегда ориентирована на повышение устойчивости позиции предприятия в сферах бизнеса, которым оно занимается, и получение устойчивой прибыли в длительной перспективе. Эта стратегия преследует достижение следующих ключевых целей (задач):

  1.  Продвижение предприятия (корпорации) в конкретные отрасли, определенные высшим руководством для диверсификации, которые могут дать предприятию более привлекательные результаты (доля рынка, прибыль, рост капитала).
  2.  Улучшение долгосрочной позиции предприятия (повышение и удержание конкурентных преимуществ) в выбранных направлениях деловой активности (сферах бизнеса).
  3.  Принятие мер по использованию любых стратегических преимуществ, связанных с хозяйственным портфелем (портфелем заказов) предприятия, для создания конкурентных преимуществ в конкретных отраслях (видах бизнеса) для своего устойчивого развития.
  4.  Своевременная концентрация (перелив) ресурсов в более привлекательные сферы бизнеса (отрасли, сферы деятельности) на основе стратегического анализа и оценки перспектив рентабельности каждого из стратегических направлений деятельности предприятия (бизнес-единиц или структурных подразделений).

Во всех случаях падения или недостижения предприятием конкурентной позиции в конкретном бизнесе встает вопрос о принятии конкретных мер по укреплению его конкурентоспособности. Если собственные усилия предприятия в этом направлении оказываются малоэффективными или у него не хватает для этого средств, требуются объединение усилий (слияние) с другим предприятием данной или другой отрасли, чтобы поддержать собственное производство. Стратегия диверсификации является активной стратегией развития предприятия в сложившихся условиях. Если ни один из приведенных вариантов не дает ожидаемого результата, то выходом из создавшегося положения для диверсифицированного предприятия может быть свертывание одного или нескольких видов его деятельности и его реструктуризация, а для специализированного – самоликвидация.

После принятия решения о диверсификации предприятия могут быть выбраны различные пути его реализации. В практике диверсификации предприятий используются следующие стратегии: 1) стратегия вхождения в новую отрасль (в новые сферы деятельности); 2) стратегии диверсификации в родственные отрасли; 3) стратегии диверсификации в неродственные отрасли; 4) стратегии свертывания (продажи) и ликвидации; 5) стратегии реструктуризации, восстановления и экономии; 6) стратегии многонациональной диверсификации.

Общая характеристика стратегий диверсификации и условия их применения приведены в табл. 4.

1.3 Формы и уровни международной интеграции

Расширение рынков сбыта, стремление к уменьшению рисков развития бизнеса, замене конкуренции на кооперацию и сотрудничество приводят к межфирменной международной интеграции, стратегическим альянсам и совместным предприятиям. При интеграции обеспечиваются: обмен технологиями и наиболее полное использование результатов НТП, специализация и производственная кооперация, способствующие дальнейшему снижению затрат в производстве.

Отличительная особенность развития международной межфирменной интеграции заключается в разработке глобальной стратегии, учитывающей дополнительные возможности и преимущества объединения усилий для ведения конкретного бизнеса. В первую очередь это позволяет объединить усилия для развития бизнеса вместо затрат на конкуренцию. Разработка и реализация глобальной (международной) стратегии позволяет использовать активы (материальные и нематериальные) с учетом возможностей различных стран. Это позволяет также более активно осваивать мировые рынки, которые в большей части регулируются сегодня международными стандартами и техническими нормами. В максимальной степени эффективно могут быть использованы национальные организационные структуры и потенциал, включая экономические, технологические, исследовательские и прочие возможности, созданные в различных странах. Международная интеграция позволяет также существенно повысить эффективность международных коммуникаций при внедрении достижений НТП путем заключения различного рода соглашений, создания стратегических альянсов и т.п.

Формы международной межфирменной интеграции можно условно разделить на два уровня:

  1.  Интеграция в рамках ТНК, включающая интеграцию материнской компании и ее международных филиалов, а также контрактные отношения корпорации и компаний в других странах.
  2.  Межфирменная интеграция, связанная с новыми организационными формами, создаваемыми для ведения совместного бизнеса.

Структура форм международной межфирменной интеграции предприятий (компаний) приведена на рис. 1.

Содержание форм интеграции первого уровня в основном рассмотрено при изучении организации международной деятельности предприятия (тема 3). В настоящей теме рассматриваются особенности форм межфирменной интеграции и их организационно-правовые аспекты. Первый уровень межфирменной международной интеграции включает: экспорт, экспортную кооперацию, лицензионное производство, международный лизинг,  международный франчайзинг, совместное изготовление продукции по контракту  международные договора по управлению.

Экспорт продукции (услуг) принципиально может быть организован непосредственно производителем или через иностранного посредника, в качестве которого может выступать юридическое или физическое лица. Привлечение посредников избавляет изготовителя от необходимости затрат на маркетинг и создание сбытовой сети на зарубежном рынке, а также существенно снижает риск неплатежей по экспортным операциям. В то же время изготовитель должен уступить посреднику часть своей прибыли в компенсацию его затрат и оплаты туда. Кроме того, при наличии торгового посредника теряется возможность контроля и воздействия на способы распределения  продукции на зарубежном рынке со стороны производителя.  Это, в свою очередь, может привести к потере им зарубежного рынка.

Экспортная кооперация относится к особой форме внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятия. Специфические особенности этой формы межфирменной интеграции в рамках ВЭД предусматривают, прежде всего, ограниченное (непродолжительное) время сотрудничества, при этом партнеры могут принять решение о продлении срока. В договоре об экспортной кооперации  могут участвовать несколько партнеров, один из которых может быть зарубежным. Сотрудничество в рамках договора строится на добровольной основе и ориентировано на получение конкретных результатов кооперации. При необходимости экономическая самостоятельность участников может быть частично ограничена для достижения совместных целей. Экспортная кооперация позволяет партнерам получать большие результаты на зарубежном рынке, чем они могли бы иметь при самостоятельной работе. Организационно-правовые формы кооперации имеют большое разнообразие, в том числе: экспортное объединение, экспортный картель, экспортный ринг и проектная кооперация. Экспортная кооперация является выгодной формой межфирменного сотрудничества на зарубежном рынке (в зарубежном бизнесе).

Международный лизинг получил большое распространение в международных экономических отношениях как эффективный способ финансирования инвестиций и активизации сбыта в развивающихся странах. Основным фактором, определяющим широкое использование лизинга в международной межфирменной интеграции, является возможность получения более высокой прибыли на инвестированный капитал, чем в собственной стране и участие в государственных программах стимулирования зарубежных инвестиций; преодоление законодательных барьеров для импорта товаров и услуг и использование возможности инвестиций при низкой платежеспособности фирм в отдельных странах. Широкое распространение лизинга в международном сотрудничестве объясняется его сутью, позволяющей получить определенные преимущества при организации инвестирования. Он предоставляет возможность получения в аренду дорогостоящего оборудования принимающей стороне при отсутствии больших начальных капиталовложений, а также позволяет изготовителю оборудования расширить объем продаж за счет привлечения платежеспособного лизингодателя.

Лизинговое производство в зарубежных странах (называемое также международным лицензингом) представляет коммерческую сделку между партнерами разных стран по передаче прав использования научно-технических знаний за оговоренную плату в течение определенного периода. Партнерами выступают владельцы прав (лицензиары) и покупатели этих прав (лицензиаты). Предметом лицензионной сделки могут быть: изобретения и патенты, промышленные образцы, товарные знаки или авторские права, технические, организационные, маркетинговые и иные ноу-хау. Передаваемые лицензии имеют большое разнообразие. Их классификация может быть проведена по различным критериям, в том числе по предмету лицензии, по объему передаваемых прав, по видам лицензий и другим характеристикам.

Основной мотивацией использования этой формы интеграции являются: более экономичное внедрение на зарубежные рынки продукции лицензиара, преодоление тарифных, нетарифных и иных ограничений на поставку продукции в отдельные страны, ускоренная амортизация затрат на разработку новой продукции, расширение спектра выпускаемых товаров (услуг) за счет обмена лицензиями, сокращение рисков на зарубежных рынках.

Международный франчайзинг представляет особую форму лицензионного соглашения. Франчайзинговое соглашение предусматривает предоставление крупной и известной компанией другой фирме (как правило, малой) или отдельному предпринимателю (бизнесмену) права на производство, продажу продукции (услуги) со своей  маркой и отработанной технологией за определенную плату. При этом малая фирма обязуется иметь деловые отношения исключительно с данной крупной компанией и вести бизнес строго по ее технологии. Наибольшее распространение франчайзинг получил в сфере сбыта и обслуживания продукции. Внедрение франчайзинга  существенно повышает жизнеспособность конкретного бизнеса. Кроме того, крупная компания (франчайзер) получает дополнительную возможность широко рекламировать свою продукцию на мировом рынке, а потребители получают возможность пользоваться высококачественной продукцией известных компаний.

Основным побудительным мотивом  развития франчайзинга  для компаний –производителей является: возможность работы на новых рынках и преодоление ограничений импорта в отдельной стране, затруднения или невозможность достижения конкретных целей с помощью других форм ВЭД, активный маркетинг на новых рынках, получение стабильного дохода от франчайзинга. При этом франчайзи также получает преимущества: право работать под маркой известного производителя, используя его товарный знак и название товара, использование технологии и возможность получения ноу-хау для организации производства, а также обучение персонала и получение помощи от франчайзера в разработке схемы финансирования  и поиска источника финансирования.

Международные договора по управлению являются разновидностью международного бизнеса по торговле лицензиями. Предметом продажи в этом случае являются технологии управления в виде конкретного опыта и ноу-хау. Договоры по управлению могут применяться как самостоятельная форма бизнеса или при использовании других форм продажи лицензий. При заключении договора по управлению необходимо включать в контракт защитные или предупредительные меры, чтобы избежать возможных негативных воздействий передаваемой технологии (при ее использовании) на реализацию собственных стратегий. Такими мерами могут быть: приобретение доли собственности партнера (покупателя технологии) с возможным последующим преобразованием в СП, исключение конкретных рынков как возможной сферы деятельности покупателя по истечении договора или совместная деятельность на условиях кооперации.

Совместное изготовление продукции по контракту представляет особую форму бизнеса, при котором предприятия (компании) разных стран принимают участие в совместном изготовлении продукции. Сущность такой организации совместной деятельности заключается в том, что при заключении договора компания (предприятие) одной страны передает своему партнеру из другой страны изготовление части совместно изготавливаемого изделия или выполнения этапа технологического процесса. Побудительным мотивом, как правило, является выгода от такой интеграции (сотрудничества), связанная с перемещением производства в страну с более благоприятными условиями. Такими условиями могут быть: более низкие производственные затраты (стоимость сырья, рабочей силы, транспортные расходы и т.д.); высокий имидж производителя; снижение риска и преодоление ограничений импорта на рынках отдельных стран. При осуществлении совместного изготовления необходимо всегда учитывать возможность снижения качества и возникновения конкуренции со стороны партнера. Испытанными средствами защиты могут быть включение в такие договоры определенных условий продолжения сотрудничества, долевое участие в капитале, возможность преобразования  в СП или полного подчинения компании-партнера.

Содержание форм интеграции второго уровня включает: совместные предприятия, организацию производства в иностранном филиале, международные стратегические альянсы и многонациональные предприятия.

Совместные предприятия и организация производства в иностранном филиале являются широко известными формами международной интеграции и организации международной деятельности, в том числе ведения совместного бизнеса. Более подробного рассмотрения требую стратегические альянсы.

Стратегические альянсы призваны помочь предприятию в отраслях с глобальной конкуренцией укрепить свои позиции, не теряя независимости. Сущность альянса заключается в установлении стратегических отношений  между независимыми предприятиями (компаниями) двух и более стран в их стремлении к достижению взаимной выгоды, когда они разделяют общие цели и признают определенную взаимозависимость при их достижении. Стратегический альянс предусматривает проведение совместных исследований, обмен  технологиями, совместное использование производственных мощностей, продвижение на рынок продукции друг друга или объединение усилий в производстве компонентов или организации сборочных производств конечной продукции.

Стратегические альянсы предназначены для укрепления конкретной позиции предприятий-участников на мировом рынке при сохранении их независимости. В то же время такой альянс должен вписываться в долгосрочный план развития участников с учетом кардинального изменения (улучшения) их конкурентных позиций. Примером укрепления своей позиции могут быть альянсы, созданные американскими и японскими компаниями для укрепления своей конкурентоспособности на рынке ЕС и открывающихся рынков восточноевропейских стран. В рамках стратегических альянсов часто развиваются и совместные предприятия.

Стратегические альянсы, как правило, более эффективны в борьбе со стратегическими недостатками предприятий, чем с завоеванием стратегических преимуществ. Международные стратегические альянсы являются функциональными структурами, основанными на соглашении (формальном или неформальном договоре).

При определении стратегических альянсов полезно учитывать рекомендации, вытекающие из мирового опыта их успешного развития, в том числе:

  1.  При определении стратегического партнера (предприятия, компании) не следует жалеть времени на установление крепких связей и доверия. При этом нельзя ждать немедленного результата от альянса.
  2.  Выбор партнера следует делать при условии, что товары и позиции партнеров на рынке при реализации стратегического сотрудничества должны дополнять друг друга, а не являться конкурирующими.
  3.  Для достижения взаимной выгоды необходимо по возможности быстро внедрять полезные идеи и практику партнера в свою деятельность.
  4.  Следует быть всегда внимательным, чтобы не передать партнеру информацию, которая может изменить конкурентную ситуацию.
  5.  Альянс по своей сути определяет долговременное сотрудничество (5-10 лет и более). Но необходимо его решительно прерывать и действовать самостоятельно, если такой альянс не приносит выгоды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25424. Семья и ее основные функции. Социально-экономические, духовно-культурные, психолого-педагогические основания современной семьи 47.5 KB
  Социальноэкономические духовнокультурные психологопедагогические основания современной семьи. Структура ответа: Вступление Понятие семьи Основные функции семьи Вывод Общеизвестно что семья является уникальным социальным созданием человечества.1 Интегральными характеристиками семьи которые во многом определяют ее потенциалы считаются: психологическое здоровье функциональноролевая согласованность социальноролевая адекватность эмоциональная удовлетворенность адаптивность в микросоциальных отношениях устремленность на семейное...
25425. Основные направления и технологии социальной работы с семьей 50.5 KB
  Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи семьи одиноких матерей военнослужащих семьи воспитывающие детей с ограниченными возможностями усыновленных и опекаемых детей имеющие родителейинвалидов студенческие семьи семьи беженцев мигрантов безработных асоциальные семьи и др. Исходя их этого социальный работник призван выполнять следующие функции: диагностическую изучение особенностей семьи...
25426. Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства в России 18.19 KB
  В Конституции РФ сказано что в Российской Федерацииобеспечивается государственная поддержка семьи материнства отцовства и детстваразвивается система социальных служб устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты. Основными принципами социальной работы с семьей являются: Приоритет прав и интересов ребенка всесторонней развитие и уважение его человеческого достоинства; Уважение прав родителей объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; Соблюдение конфиденциальности...
25427. Государственная семейная политика и механизм ее реализации 17.26 KB
  Государственная семейная политика это целостная система принципов оценок и мер организационного экономического правового научного информационного пропагандирующего и кадрового характера направленная на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Цель ГСП обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. была принята концепция ГСП в России необходимость семейной политики определилась теми неблагоприятными последствиями в изменении структуры и функций семьи...
25428. Гендерные аспекты социальной работы 68 KB
  анализу социальной ситуации клиента социальной службы изысканию ресурсов и технологий оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Доминанты пола играют определенную роль для выбора стратегий поддерживающей терапии клиента. Проблемы мужчиныклиента в контексте брачносемейных отношений и психосексуальных конфликтов являются важной составной частью социальной работы. Таким образом полоролевые особенности клиента вызывают ряд специфических проблем которые имеют свою функциональную...
25429. Женщины – один из наиболее значимых объектов социальной работы 47.5 KB
  Женщины составляют большинство населения в России где их доля равна 531 881 мужчина на 1000 женщин. Для возрастной структуры России гендерный аспект имеет особое значение: среди жителей страны в возрасте 60 лет и старше доля женщин составляет более 65 диспропорция мужского и женского населения что ведет к женскому одиночеству. Исследованием положения женщин вплотную заняты 2 науки: гендерология и феминология. Предмет гендерологиисоциальные статусы женщины и мужчины определяющие определенный характер их взаимодействия и...
25430. Основные направления социальной работы с женщинами 38 KB
  Женщины социальнодемографическая группа населения которая в силу своих особенностей является категорией особенно нуждающейся в социальной помощи.Основной признак выделения женщин в качестве особой социальнодемографической группы и специфической категории клиентов социальной работы заключается в их генеративной функции то есть способности к деторождению. Споры о роли женщины в обществе о ее социальном положении существовал всегда но на каждом историческом этапе вставал с особой характерной для того времени остротой.
25431. Место и роль пожилых и старых людей в современном обществе 54.5 KB
  Структура ответа: Вступление Понятие пожилого и старого человека Исторический аспект положения пожилых и старых людей в обществе Современная ситуация. За последние 60 лет доля в населении детей уменьшилась почти вдвое а доля пожилых и старых людей в возрасте после 60 лет напротив возросла почти втрое. Согласно международным критериям например ООН население страны считается старым если доля людей в возрасте 65 лет и старше превышает 7.
25432. Регион как объект хозяйствования и управления 51.34 KB
  Реализя крупн региональн программ программ развития сырьевых экологичх освоения террии Одна из задач районирования обеспечить управляемость развитием государства. Региональные структуры характерные для РФ: 1. Суть воспроизводственного подхода Требует обеспечить преимущ региона и использовать возможности при комплексн развитии хозяйства региона.Воспроизводственный процесс единство внутренних и межрегиональных связей обеспечив последовательный процесс прва распределения обмена потребления.