51732

СИЛА КАНОНА

Доклад

Культурология и искусствоведение

придворный скульптор фараона Ментухотепа высек на надгробной плите следующие слова: Я знал тайну божественных слов ведение обряда богослужения Но я был и художником опытным в своём искусстве превосходящим всех своими знаниями Я умел передать движение фигуры мужчины походку женщины положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу поражённого Я умел делать инструкции которые не горели от огня и не смывались водой. Рассмотрим знаменитую стелу фараона Нармера созданную на заре египетской художественной культуры на рубеже IVIII тыс....

Русский

2014-02-12

45.5 KB

2 чел.

СИЛА КАНОНА

Мир изобразительного искусства Древнего Египта

КАНОН – свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закреплённых традицией.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

СКУЛЬПТУРА

Статуи богов

Сфинксы

Изваяния фараонов

(сидящие, стоящие)

Писцы

Ушебти

Животные

Простые люди

СТАТУЯ – пластическое воплощение в камне, металле образа богов, фараонов, животных.

Высокий уровень развития египетской скульптуры связан с заупокойным культом. В Древнем  Египте портретная статуя заменяла двойника человека КА. Поэтому при некоторой идеализации  и отвлечённости выражения лица были реалистичны и передавали портретное сходство.

В круглой скульптуре был выработан определённый тип статуй в зависимости от их расположения – у стены или в нише: стоящая (фигура напряжённо выпрямлена, фронтальна,  голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперёд, руки опущены и прижаты к телу) и сидящая (руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлён вдаль).

Скульптурные портреты ярко раскрашивали. Мужскую фигуру - ярко-коричневой краской, женскую - желтовато-розовой. Секреты красок утеряны.

Притягательными  в скульптурном образе человека были глаза, - египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, белого и гладкого, а внутрь помещали горный хрусталь, халцедон или агат, изображая зрачок (подобная техника называется инкрустацией). В искусстве всегда важны детали и штрихи. Так, маленький кусочек эбенового дерева, подложенный под хрусталь, имитировавший зрачок, чудесным образом оживлял взгляд застывшего изваяния.

Вместе с архитектурой изобразительное искусство некогда образовывало великолепные, целостные по замыслу ансамбли и было частью храмов и гробниц. В XXI в. до н.э. придворный скульптор фараона Ментухотепа высек на надгробной плите следующие слова: «Я знал тайну божественных слов, ведение обряда богослужения… Но я был и художником, опытным в своём искусстве, превосходящим всех своими знаниями… Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу поражённого… Я умел делать инструкции, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня…» Профессиональная гордость, звучащая в каждой строке этого «послания в вечность» вполне объяснима: великие египетские мастера достигли того, что редко удавалось скульпторам и живописцам в последующие тысячелетия развития культуры. Они занимали высокое положение в обществе и владели секретами уникального ремесла, многие из которых не разгаданы и по сей день.

Важную роль в убранстве гробниц и храмов играли рельефы и росписи. Изобразить фигуру на плоскости, а именно эта задача стояла перед египетскими художниками, было весьма не просто. Но уже с древности в изобразительном искусстве сформировались четкие канонические предписания, позволяющие воплощать образы людей и разнообразные события. По канону фигуру человека поворачивали одновременно в фас и в профиль.

В рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным. К тому же старались, чтобы были очерчены все части фигуры: и лицо, и боковые элементы тела. Например, лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища – в фас, грудь при этом – в профиль, как и ноги.

Живописные сюжеты, включающие несколько сцен, принято было располагать в той последовательности, в которой происходили события. Если героем рельефа являлся фараон, художник подчёркивал его высокое общественное положение укрупнением фигуры. Поэтому персонажи одной композиции часто разномасштабны (этот прием позднее унаследовало древнее искусство христианской традиции). Ещё раз повторим, что у стоящих фигур левая нога выдвинута вперёд, что указывает на символический знак шествия в вечность.

Рассмотрим знаменитую стелу фараона Нармера, созданную на заре египетской художественной культуры, на рубеже IV-III тыс. до н. э. На стеле хорошо сохранились рельефы и надписи, выполненные иероглифами, в которых говорится о победе Южного (Верхнего) Египта над Северным (Нижним) и об их слиянии в единое государство. Неизвестный художник передаёт события гражданской войны вполне убедительно, искусно сочетая изображение реальных стен с религиозной символикой. На одной стороне стелы Нармер, увенчанный царской короной, наносит удар по голове своего главного врага – вождя северян. На другой стороне Нармер со свитой шествует к месту, где лежат обезглавленные вражеские войны, а чуть ниже он в виде яростного быка нападает на своего недруга. Вся композиция удивительно органична: она укреплена фигурами двух гепардов, переплетённые длинные шеи которых составляют круг.

Блистательный взлёт в развитии египетского искусства пришёлся на эпоху правления фараона Эхнатона (Аменхотепа IV), когда в начале XIV в. до н. э. в жизнь египтян впервые, хотя и на короткое время, вошло представление о едином Божественном начале мира.

Перемены, произошедшие в искусстве этого периода, названного позднее амарнским (столица Египта того времени – Тель-эль-Амарна) поразительны! Художественные образы наполнились утончённой красотой, стали более человечны. На гробнице Эхнатона есть надпись, обращённая, возможно, к его жене, красавице Нефертити:

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

Моё желание – слышать твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе, Дай мне твои руки, что держат твой дух,

Чтобы я мог принять его и жить им.

В этом необычном поэтическом послании вечности нет привычных волевых мотивов, характерных для фараонов, а властвует свободное лирическое чувство. Этими же настроениями наполняется изобразительное искусство.

Сохранились два скульптурных портрета самой Нефертити, в которых запечатлелось иное, нежели в творениях предшествующих эпох, представление о женской красоте. Нефертити в высокой короне – гордая осанка, длинная шея, точеные черты вытянутого лица, великолепная форма черепа. Сочетание благородства и достоинства с женственностью. Другой портрет царицы из золотистого кварцита не завершён (либо повреждён). В нём художнику удалось воплотить человечность и прелестное обаяние юности.

В 1992 г. Английскому археологу Картету посчастливилось открыть нетронутую усыпальницу фараона Тутанхамона. Роскошь этого погребения поразила мир. В гробнице были обнаружены бесчисленные золотые украшения, по совершенству ювелирной работы не имеющие равных. (Ныне  многие из них выставлены в Каирском египетском музее). Среди шедевров – рельеф на спинке золотого трона. Он изображает поэтичную юную пару – Тутанхамона с женой. Рельеф создан в начале XIV в. до н. э., но у художника были уже вполне современные представления о красоте, молодости, счастья.

    

Заполните таблицу:

Название

Тип изображения

Время создания

Характерные особенности

Круглая

Рельеф


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80596. Колебания уровня и волны в Мировом океане 637 KB
  Колебания уровня вследствие неравномерности в процессе поступления (осадки, речной сток) или расхода воды (испарение) также могут быть весьма значительными. Так, сильные ливневые осадки могут вызвать кратковременные резкие подъемы уровня.
80597. Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через десяток 54 KB
  Цель: учить детей пользоваться письменным приёмом сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через разрядную единицу способом вычисления в столбик; развивать математические способности, речь, логическое мышление, зрительную память, познавательный интерес и самостоятельность...
80598. Дикі та свійські тварини 73.5 KB
  Мета: ознайомлювати учнів з істотними ознаками диких і свійських тварин; учити визначати яку користь приносить свійські тварини людині;формувати уміння їх розпізнавати за істотними зовнішніми ознаками місцем мешкання способом харчування; розвити логічне мислення через завдання на порівняння...
80599. Пригадайте, поміркуйте. Підсумковий урок по темі «Шевченкове слово» 36 KB
  Мета: систематизувати і узагальнити знання учнів з теми; розширити знання з теми Шевченко-художник; ознайомити із творчістю землячки народної художниці Катерини Білокур; вчити учнів порівнювати; виховувати любов до рідної землі до прекрасного. Знайомство з творчістю народної художниці Катерини Білокур.
80600. Интегрированный урок по математике и природоведению в 3 классе «Путешествие с Капитошкой» 75.5 KB
  Иллюстрации с изображением моря реки озера круговорота аквариума; карточки с заданиями; рисунки облаков со словами; Капитошка магнитофон с записью шума воды. Вы согласны Как вы думаете почему ее так зовут Откуда она к нам пришла Из морей океанов А на планете Земля чего больше воды или суши...
80601. Урок позакласного читання «Поетичні акварелі». Навчаємось писати вірші 53.5 KB
  Мета. Ввести учнів у світ поезії відомих українських поетів Тараса Шевченка, Лесі Українки, Анатолія Костецького; дати можливість самим учням спробувати себе у віршотворенні, навчити підбирати найвдалішу риму до слова, вчити дітей виразно читати поетичні твори, зв’язано висловлювати...
80602. Об’єми геометричних тіл. Вимірювання об’єму прямокутного паралелепіпеда і піраміди 46.5 KB
  Мета: Вивести формулу обчислення об’єму прямокутного паралелепіпеда. На конкретному прикладі показати відношення об’ємів прямокутного паралелепіпеда і піраміди. Розвивати логічне мислення, уміння застосовувати набуті знання на практиці.
80603. Домашні обереги 45.5 KB
  Розвивати увагу звязне мовлення; виховувати любов і шану до українських традицій до батьків до хліба. Обладнання: святково прибраний клас вишиті рушники хліб і сіль пиріжки вислови про хліб ноутбук. Але слово виспіване мамаю в колисковій повертає до рідного дому якого не можна зрадити як не можна зрадити...
80604. Добавление в случае нескольких слагаемых 80 KB
  Цель: ознакомить учащихся с разными способами вычисления значений выражений в случае нескольких слагаемых; формировать навыки устного счёта; закрепить умение письменного сложения многозначных чисел; совершенствовать умение решать составные задачи; развивать внимание, логическое мышление...