51732

СИЛА КАНОНА

Доклад

Культурология и искусствоведение

придворный скульптор фараона Ментухотепа высек на надгробной плите следующие слова: Я знал тайну божественных слов ведение обряда богослужения Но я был и художником опытным в своём искусстве превосходящим всех своими знаниями Я умел передать движение фигуры мужчины походку женщины положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу поражённого Я умел делать инструкции которые не горели от огня и не смывались водой. Рассмотрим знаменитую стелу фараона Нармера созданную на заре египетской художественной культуры на рубеже IVIII тыс....

Русский

2014-02-12

45.5 KB

2 чел.

СИЛА КАНОНА

Мир изобразительного искусства Древнего Египта

КАНОН – свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закреплённых традицией.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

СКУЛЬПТУРА

Статуи богов

Сфинксы

Изваяния фараонов

(сидящие, стоящие)

Писцы

Ушебти

Животные

Простые люди

СТАТУЯ – пластическое воплощение в камне, металле образа богов, фараонов, животных.

Высокий уровень развития египетской скульптуры связан с заупокойным культом. В Древнем  Египте портретная статуя заменяла двойника человека КА. Поэтому при некоторой идеализации  и отвлечённости выражения лица были реалистичны и передавали портретное сходство.

В круглой скульптуре был выработан определённый тип статуй в зависимости от их расположения – у стены или в нише: стоящая (фигура напряжённо выпрямлена, фронтальна,  голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперёд, руки опущены и прижаты к телу) и сидящая (руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлён вдаль).

Скульптурные портреты ярко раскрашивали. Мужскую фигуру - ярко-коричневой краской, женскую - желтовато-розовой. Секреты красок утеряны.

Притягательными  в скульптурном образе человека были глаза, - египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, белого и гладкого, а внутрь помещали горный хрусталь, халцедон или агат, изображая зрачок (подобная техника называется инкрустацией). В искусстве всегда важны детали и штрихи. Так, маленький кусочек эбенового дерева, подложенный под хрусталь, имитировавший зрачок, чудесным образом оживлял взгляд застывшего изваяния.

Вместе с архитектурой изобразительное искусство некогда образовывало великолепные, целостные по замыслу ансамбли и было частью храмов и гробниц. В XXI в. до н.э. придворный скульптор фараона Ментухотепа высек на надгробной плите следующие слова: «Я знал тайну божественных слов, ведение обряда богослужения… Но я был и художником, опытным в своём искусстве, превосходящим всех своими знаниями… Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу поражённого… Я умел делать инструкции, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня…» Профессиональная гордость, звучащая в каждой строке этого «послания в вечность» вполне объяснима: великие египетские мастера достигли того, что редко удавалось скульпторам и живописцам в последующие тысячелетия развития культуры. Они занимали высокое положение в обществе и владели секретами уникального ремесла, многие из которых не разгаданы и по сей день.

Важную роль в убранстве гробниц и храмов играли рельефы и росписи. Изобразить фигуру на плоскости, а именно эта задача стояла перед египетскими художниками, было весьма не просто. Но уже с древности в изобразительном искусстве сформировались четкие канонические предписания, позволяющие воплощать образы людей и разнообразные события. По канону фигуру человека поворачивали одновременно в фас и в профиль.

В рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным. К тому же старались, чтобы были очерчены все части фигуры: и лицо, и боковые элементы тела. Например, лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища – в фас, грудь при этом – в профиль, как и ноги.

Живописные сюжеты, включающие несколько сцен, принято было располагать в той последовательности, в которой происходили события. Если героем рельефа являлся фараон, художник подчёркивал его высокое общественное положение укрупнением фигуры. Поэтому персонажи одной композиции часто разномасштабны (этот прием позднее унаследовало древнее искусство христианской традиции). Ещё раз повторим, что у стоящих фигур левая нога выдвинута вперёд, что указывает на символический знак шествия в вечность.

Рассмотрим знаменитую стелу фараона Нармера, созданную на заре египетской художественной культуры, на рубеже IV-III тыс. до н. э. На стеле хорошо сохранились рельефы и надписи, выполненные иероглифами, в которых говорится о победе Южного (Верхнего) Египта над Северным (Нижним) и об их слиянии в единое государство. Неизвестный художник передаёт события гражданской войны вполне убедительно, искусно сочетая изображение реальных стен с религиозной символикой. На одной стороне стелы Нармер, увенчанный царской короной, наносит удар по голове своего главного врага – вождя северян. На другой стороне Нармер со свитой шествует к месту, где лежат обезглавленные вражеские войны, а чуть ниже он в виде яростного быка нападает на своего недруга. Вся композиция удивительно органична: она укреплена фигурами двух гепардов, переплетённые длинные шеи которых составляют круг.

Блистательный взлёт в развитии египетского искусства пришёлся на эпоху правления фараона Эхнатона (Аменхотепа IV), когда в начале XIV в. до н. э. в жизнь египтян впервые, хотя и на короткое время, вошло представление о едином Божественном начале мира.

Перемены, произошедшие в искусстве этого периода, названного позднее амарнским (столица Египта того времени – Тель-эль-Амарна) поразительны! Художественные образы наполнились утончённой красотой, стали более человечны. На гробнице Эхнатона есть надпись, обращённая, возможно, к его жене, красавице Нефертити:

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

Моё желание – слышать твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе, Дай мне твои руки, что держат твой дух,

Чтобы я мог принять его и жить им.

В этом необычном поэтическом послании вечности нет привычных волевых мотивов, характерных для фараонов, а властвует свободное лирическое чувство. Этими же настроениями наполняется изобразительное искусство.

Сохранились два скульптурных портрета самой Нефертити, в которых запечатлелось иное, нежели в творениях предшествующих эпох, представление о женской красоте. Нефертити в высокой короне – гордая осанка, длинная шея, точеные черты вытянутого лица, великолепная форма черепа. Сочетание благородства и достоинства с женственностью. Другой портрет царицы из золотистого кварцита не завершён (либо повреждён). В нём художнику удалось воплотить человечность и прелестное обаяние юности.

В 1992 г. Английскому археологу Картету посчастливилось открыть нетронутую усыпальницу фараона Тутанхамона. Роскошь этого погребения поразила мир. В гробнице были обнаружены бесчисленные золотые украшения, по совершенству ювелирной работы не имеющие равных. (Ныне  многие из них выставлены в Каирском египетском музее). Среди шедевров – рельеф на спинке золотого трона. Он изображает поэтичную юную пару – Тутанхамона с женой. Рельеф создан в начале XIV в. до н. э., но у художника были уже вполне современные представления о красоте, молодости, счастья.

    

Заполните таблицу:

Название

Тип изображения

Время создания

Характерные особенности

Круглая

Рельеф


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81637. У гостях у дієслів майбутнього часу. Дієслова майбутнього часу. Змінювання дієслів майбутнього часу за особами і числами 49.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про часові форми дієслів; навчитись утворювати просту і складену форми дієслів майбутнього часу; змінювати дієслова майбутнього часу за особами та числами; вчити працювати творчо; висловлювати свої думки; виховувати любов до рідної матусеньки.
81638. Іменник (узагальнюючий урок) 40 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про граматичні ознаки іменника, розвивати вміння робити висновки та узагальнювати вміння аналізувати, розвивати творчі вміння аналізувати, розвивати творчі здібності, усне і писемне мовлення, виховувати старанність, любов до мови.
81639. Україна на планеті Земля 69.5 KB
  Мета: дати учням загальне уявлення про розташування України на карті; формувати пізнавальні комунікативні компетентності творче мислення; розвивати спостережливість уміння порівнювати класифікувати самостійно робити висновки; виховувати любов до своєї Батьківщини ощадливе ставлення до природи.
81640. Дівчатка й хлопчики 32.5 KB
  Хлопчики підходять до дівчаток і роблять їм комплімент потім навпаки. Діти називають риси характеру дівчаток і хлопчиків. Вчитель підводить їх до висновку що у дівчаток і хлопчиків є спільні риси характеру. Сьогодні поговоримо про дівчаток і хлопчиків жінок і чоловіків і про те чим...
81641. Стосунки зі старшими й молодшими. Образливі слова. Дружба 30.5 KB
  Мета. Довести до дітей значення стосунків і звичок для здоров’я людини. Виховувати шанобливе ставлення до людей різного віку. Обладнання. Зошит, підручник, ілюстрації до казок, кола з паперу червоного, зеленого й жовтого кольорів.
81642. Лики красоты 70.5 KB
  Красота и здоровья учащиеся владеют достаточно теоретическими знаниями о взаимосвязи гигиены спорта красоты и здоровья но в жизни часто не умеют отличить красивое от модного высокое прекрасное от попсы. Учитель Согласно данным опроса старшеклассниц 69 девушек формируют свой идеал красоты...
81643. О. Буцень «Чи є зима?» Розробка уроку українського читання у 2 класі 60 KB
  Українське читання Тема: О.Буценя Чи є зима удосконалювати навички правильного и виразного читання та навички літературного аналізу; формувати вміння працювати над текстом; орієнтуватися в структурі; розвивати самостійність критичність мислення пізнавальні інтереси. формувати соціальну компетентність: учити дітей працювати в парах у групах дискутувати вести діалог; виховувати спостережливість бережливе ставлення до природи культуру мовлення Обладнання: складова таблиця маски картки для читання малюнки черепахи сороки і ворони;...
81644. Відчиняє двері казка 103 KB
  Мета: перевірити і закріпити знання учнів з вивчених тем Українські народні казки та Казки українських письменників; удосконалювати діалогічне та зв’язне мовлення; виховувати гостинність бажання допомагати один одному. Які бувають казки Казки бувають народні і літературні.
81645. Буду я природі другом 86.5 KB
  Мета: поглиблювати навички роботи над різними жанрами творів; розвивати способи і види читання; виховувати бережливе ставлення до природи. II Мовна розминка Учитель Урок з читання почнемо без зупинки з артикуляційної розминки 1. Скоромовка Читання скоромовки дощиком Жовте жито жук жував і з Женею жартував.