51768

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Лекция

Педагогика и дидактика

Аспектный анализ урока иностранного языка. Оценка урока. Умение анализировать урок как важнейший фактор овладения методическим мастерством Методический анализ урока вид анализа ориентированный на оценку структуры и содержания урока технологии его проведения эффективности решения учебнометодических задач [1 272].

Русский

2014-02-12

95.5 KB

71 чел.

Лекция №9

МЕТОДИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

План лекции:

1. Умение анализировать урок как важнейший фактор овладения методическим мастерством учителя иностранного языка.

2. Особенности анализа уроков различных видов.

3. Аспектный анализ урока иностранного языка.

5. Оценка урока.

Умение анализировать урок как важнейший фактор овладения методическим мастерством

Методический анализ урока - вид анализа, ориентированный на оценку структуры и содержания урока, технологии его проведения, эффективности решения учебно-методических задач [1, 272].

Какова же общая схема анализа урока иностранного языка? Воспользуемся рекомендациями  Е.И. Пассова и  Н.Е. Кузовлевой, данными в книге  «Урок  иностранного языка» [6, 625-626].

1. Сначала определите правомерность формулировок целей и задач урока, насколько они вписываются в цикл уроков.

2. Установите по последнему упражнению, а также по ответам учащихся в упражнениях репродуктивного и продуктивного характера, насколько достигнута учебная цель и решены ли соотнесенные с нею задачи.

3. Определите меру адекватности упражнений.

4. Выявите соотношение упражнений: между упражнениями в развиваемом виде деятельности и другими, между условно-речевыми упражнениями в уроках I и II типа, между упражнениями имитативного и подстановочного характера, с одной стороны, и упражнениями
трансформационными и репродуктивными, с другой,
 между упражнениями с опорами и без них.

5. Установите, соответствует ли последовательность выполнения упражнений стадиям формирования навыков и/или стадиям развития умения.

6. Подсчитайте, как распределено время на уроке: на главную цель, на развитие того или иного вида речевой деятельности, на время говорения учителя и учеников, на ту или иную задачу урока.

7. Определите общую логику урока (его целенаправленность, целостность, динамичность, связность), содержательность урока, его воспитательную ценность.

8. Установите, как осуществлял учитель индивидуализацию учебного процесса, как учитывал личностные, субъектные и индивидные свойства учащихся.

9. Проанализируйте, как владеет учитель технологией урока: умением дать четкую установку, использовать различные опоры и организационные формы работы в их адекватности целям и задачам урока, умением занять работой всех, оценить работу учащихся, проводить отдельные виды работы, использовать приёмы исправления ошибок и др.

10. Оцените учителя как речевого партнёра (его умение общаться, говорить адаптивно, выразительно, держать себя, владеть голосом и т.п.).

Разные методисты предлагают свои схемы анализа урока ИЯ. Схема анализа может быть любой, и выбор ее зависит от многих факторов. Анализировать можно как уроки коллег, так и свои собственные. Анализ уроков - не просто увлекательная деятельность, она чрезвычайно полезна для становления учительского мастерства. Тот, кто хорошо анализирует уроки, грамотно их планирует и успешно проводит.

И ещё одно важное замечание.  Задача анализа - не уличить учителя в различных методических грехах, а помочь ему увидеть недостатки урока и посоветовать пути их ликвидации. «Критикуя, предлагай!» - таков девиз анализа. Вот почему любой анализ должен быть уважительным и конструктивным. 

 

2. Особенности анализа уроков различных видов

Рассмотрим основные виды уроков и постараемся определить, что дополнительно вносит в содержание методического анализа специфика того или иного вида урока? 

 1. Урок формирования лексических навыков говорения.

 При анализе лексического урока следует учесть, по какой стратегии усвоения он построен: традиционной – с использованием этапа семантизации и строгим соблюдением  стадий формирования лексических навыков говорения или с использованием функционально-смысловых  таблиц.

 В первом случае необходимо обратить внимание на следующее:

играет ли ведущую роль функциональная сторона лексических единиц на всех ступенях формирования лексических навыков говорения;

адекватен ли выбор приёмов семантизации характеру новых лексических единиц, уровню владения учащимися иностранным языком, возрастным особенностям учащихся и ступени обучения;

записаны ли лексические единицы в речевых образцах или микротексте;

какова степень комбинируемости лексических единиц с единицами, усвоенными ранее;

соблюдено ли требование усваивать новые лексические единицы на знакомом грамматическом материале;

уместны ли зрительные подкрепления и их характер;

адекватен ли контроль усвоения новых лексических единиц.

Во втором случае оценка уроков с использованием функционально-смысловых таблиц должна, во-первых, учесть, соблюдены ли следующие три стадии: предъявление экстралингвистического объекта, работа с функционально-смысловыми таблицами, использование лексических единиц для выражения собственных мыслей учащихся без таблицы.

 На первой стадии необходимо обратить внимание на следующее:

имеет ли экстралингвистический объект (фильм-эпизод, сюжетная картина, рассказ учителя и т.д.) проблемный характер;

проведена ли предварительная подготовка учащихся к восприятию экстралингвистического объекта;

велика ли степень речевой интенции учащихся;

носят ли вопросы для обсуждения проблемный характер.

На второй стадии следует обратить внимание на следующие моменты:  

- сформированы ли приёмы работы учащихся с функционально-смысловыми таблицами;

-   естественен ли характер речевых высказываний учителя и учащихся;

- соблюдена ли логика обсуждения экстралингвистического объекта и проблемных вопросов, транспонируемых на личность самих учащихся;

- проведена ли тщательная работа над слуховым образом новых лексических единиц;

-  какова комбинируемость лексических единиц как внутри одной группы слов, так и между группами;

- соблюдён ли приём «Прочти и скажи».

На третьей стадии следует обратить внимание на постепенный и обоснованный отход от функционально-смысловых таблиц.

2. Урок формирования грамматических навыков.

 При анализе данных уроков необходимо в дополнение к общим параметрам урока оценить:

- правильно ли распределено учебное время между
презентацией и автоматизацией грамматического
 явления (учтён ли при этом вид речевой деятельности, в котором данное грамматическое явление преимущественно используется);

- как сформулировано учебное правило, правильно ли определено место учебного правила и последовательность его предъявления;

- подготовлено ли к восприятию новое грамматическое явление в речевой зарядке (актуализированы ли  в речевом опыте учащихся усвоенные ранее грамматические явления, имеющие сходство в функциональном плане с новым грамматическим явлением);

- правильно ли выполнены условно-речевые упражнения.

 3. Урок совершенствования речевых навыков.

При анализе этих уроков следует дополнительно определить:

- правильно ли поставлена проблема, которая будет обсуждаться на уроке на основе разговорного текста;

- связана ли речевая зарядка с проблемой, обсуждаемой в тексте;

- соответствуют ли вопросы логике развития мысли в тексте;

- употребляют ли учащиеся в ответах лексические единицы и грамматические явления из текста;

- организованы ли упражнения в трансформации и комбинировании материала текста.

 4. Урок развития речевого умения.

  При анализе урока развития монологической речи следует оценить;

- соблюдена ли последовательность речевых упражнений во всем комплексе и на каждой из стадий;

- правильно ли количественное соотношение речевых упражнений по стадиям;

- достаточен ли диапазон речевых задач, использованных в речевых упражнениях;

- удачны ли формулировки установок.

 Анализируя урок развития собственно общения (развитие умений ДФО), следует обратить внимание (кроме сказанного) на следующие моменты:

- умеет ли учитель мотивировать высказывания путём создания соответствующих ситуаций;

- правильно ли он организовывал парную и групповую работу в зависимости от цели;

- обучал ли стратегии и тактике общения;

- обучал ли приёмам общения и насколько умело и удачно.

 5. Урок обучения чтению.

 При анализе уроков развития умения читать следует исходить из специфики чтения как умения извлекать информацию из печатного текста. При этом необходимо обратить внимание на следующее:

- правильно ли выбран текст для данного вида чтения (содержание, композиция, языковые трудности);

- соблюдены ли основные стадии работы над текстом;

- проведена ли (и как) подготовительная работа для чтения текста;

- какова доля упражнений, в процессе выполнения которых происходит развитие различных механизмов чтения [6, 627-631].

Аспектный анализ урока иностранного языка

 Урок настолько сложное явление, что «даже прямое наблюдение осуществлять нелегко, поскольку оно касается слишком многих аспектов урока, слишком многих проблем» [2, 47]. Кроме собственно методического аспекта в уроке можно выделить и общедидактический, и психологический и педагогический, и культурологический аспекты. Не отрицая важности любого аспекта урока (вплоть до соблюдения гигиенических требований), нужно всё же признать, что психологический и педагогический аспекты являются первичными, исходными.

 Итак, на что следует обращать внимание, если при анализе нас интересует психологический аспект урока?

Развивалось ли (как, в какой мере) речемышление учащихся; репродуктивное или творческое мышление преобладало на уроке.

Имело ли место развитие памяти; какие виды памяти развивались и какими средствами; запоминание какого вида использовалось: произвольное или непроизвольное.

Способствовали ли создаваемые ситуации развитию воображения.

4. Происходило ли развитие речевых способностей учащихся: фонематического слуха, догадки, способности к имитации, различению, логическому изложению и т. д.

Развивалась ли мотивация учащихся к овладению иностранным языком, какие способы для этого использовались, насколько успешно; каково соотношение побуждения учащихся и принуждения их к деятельности.

Каков был уровень самостоятельности в овладении иностранным языком (соотношение готовых и добываемых знаний, уровень задач, наличие проблемности, использование самоконтроля, взаимоконтроля, самоанализа и т. д.).

Был ли учитель настроен на урок, собран, внимателен, энергичен, целеустремлен, настойчив в достижении цели; как это сказывалось на рабочем настроении учащихся.

Какой психологический климат царил в классе, чем достигался этот климат; умеет ли учитель создавать и поддерживать деловой контакт, личностные отношения; какие качества учителя способствуют или препятствуют нормальному педагогическому общению.

Не менее важна и педагогическая сторона урока. Её анализ предполагает выявление тех моментов, которые способствуют воспитанию учащихся. Следовательно, можно анализировать:

- осуществляется ли (какими средствами и насколько удачно) формирование мировоззрения учащихся; то же самое относится к трудовому, эстетическому, патриотическому, интернациональному, экологическому, нравственному воспитанию; соответствуют ли используемые материалы всем видам воспитания; поставлена ли в уроке специальная воспитательная задача и насколько последовательно она решается;

-  развивает ли учитель у учащихся умение учиться; какие средства для этого используются, какие результаты достигнуты;

-  обладает ли учитель педагогическим тактом, в чём он проявляется;

-  связан ли изучаемый материал (его содержание) с жизнью;

- осуществляются ли межпредметные связи;

-  насколько и как расширяется кругозор учащихся, велика ли образовательная ценность используемых материалов [10, 3]..

В комплексном анализе урока психолого-педагогический аспект может либо вклиниваться в соответствующие пункты, либо служить дополнением к ним [6, 627-631].

Оценка урока

 

Следует помнить о том, что разные компоненты урока обладают неодинаковой значимостью. Так, например, если учителю не удалось в достаточной мере по-речевому сформулировать установки, или он не лучшим образом определил место для опроса домашнего задания, или использовал не ту опору, или допустил ошибки в своей речи и т.п. - это, конечно, плохо. Всё это, однако, не скажется пагубно на достижении цели (задач) данного урока. Если же учитель использовал неадекватные упражнения, выбрал неверное их соотношение, грубо нарушил логику урока и т.п. - такие просчёты никогда не могут привести к достижению цели ни при каких других удачах.

 Недостатки в планировании и реализации плана урока можно разделить на четыре ранговые группы, которые представлены далее по степени убывания их значимости. Первая группа это:

а) Неверно сформулированная или нереальная цель (задачи) урока.

б)  Неадекватность упражнений цели (задаче).

в)   Неправильное соотношение упражнений (преобладание имитативных упражнений над другими, преобладание «подготовительных» над речевыми упражнениями и т.п.).

г) Неверное распределение времени на работу учащихся (управляемую  и самостоятельную) и речевые действия учителя.

д)  Грубое нарушение целенаправленности и целостности урока.

е) Неумение при необходимости по ходу перестроить урок.

 Вторая группа:

а) Неверная последовательность упражнений (нарушение динамики урока).

б)  Отсутствие индивидуализации или её неверное использование.

в)  Неверная технология проведения условно-речевых и речевых упражнений.

г)  Отсутствие активизации класса, работа лишь с определенными учащимися.

д)  Неверное соотношение практики и теории.

е)  Неиспользование воспитательного и образовательного потенциала урока.

 Третья группа недостатков связана с неверной технологией общения и включает:

а)  неадекватное содержанию и цели начало урока;

б)  установки, сформулированные неречевым образом, нефункционально;

в)  невыразительность речи, жестов, мимики;

г)  отсутствие учёта собеседника;

д)  недоброжелательность, нервозность, грубость; 

е) отсутствие связности урока.

 В четвертую группу входит неверная технология использования опор; исправления ошибок; приёмов контроля; использования ТСО; формулировок домашнего задания; использования записи на уроке и т.п [6, 635-636].

Рассмотрим таблицу № 1 [4, 97], содержащую рекомендуемые блоки оценки деятельности преподавателя на уроке. Вы сможете пользоваться ею во время педагогической практики, анализируя уроки учителей иностранного языка и других студентов-практикантов.

Таблица № 1. Оценка деятельности преподавателя ИЯ на уроке

№ п/п

Параметры оценки

Балл

1.

Оцените начало урока:

- коммуникативная постановка целей урока;

- ясна ли учащимся цель данного урока;

- установлен ли благоприятный микроклимат на уроке (каким образом);

- роль фонетической и речевой зарядки для создания атмосферы иноязычного общения.

2.

Проанализируйте, как владеет преподаватель технологией урока:

- уровень профессиональной подготовки преподавателя, владение методикой обучения предмету;

-  можно ли четко выделить этапы урока;

- умеет ли преподаватель дать четкую установку в заданиях;

- разнообразны ли виды упражнений и заданий на уроке, каково соотношение упражнений:  устных и письменных, программированных и традиционных; одноязычных и переводных;

- использует ли преподаватель адекватные приемы исправления ошибок: (исправляет ли преподаватель каждую ошибку учащихся, преподаватель не обращает внимания на ошибки учащихся);

-  умение создать рабочую атмосферу;

- оцените подготовку учебного кабинета и рабочих мест учащихся к занятию. 

3.

Определите степень оптимальности управления учебно-воспитательным процессом:

- применение различных  режимов работы (фронтальный, индивидуальный, парный, групповой);

-  распределение времени на этапах урока;

-  наличие средств, способствующих интенсификации урока (наглядность, дидактический раздаточный материал, компьютерные программы, видеоматериалы). Адекватны ли используемые наглядные пособия целям урока?

- Концентрирует ли преподаватель внимание учащихся на практическом применении изучаемого материала?      

4.

Оцените психологический климат на уроке:

-  контакт преподавателя с классом;

- личные качества преподавателя как педагога (тон, тембр голоса, стилистическая корректность);

- культура педагогического труда (четко ли преподаватель делает записи на доске, выразительна ли и доступна речь преподавателя, часто ли преподаватель улыбается на уроке, хвалит ли преподаватель учащегося за хороший ответ);

- внешний вид учителя

5.

Оцените работу учащихся на уроке:

- общая атмосфера занятия (оптимистическая, активная, деловая, доброжелательная);

- понимание группой целей выполняемых учебных действий;

- инициативность учащихся в общении с преподавателем с соучениками;

- предложение своих решений, высказывание своих мнений;

- готовность выполнить учебные действия.

- Все ли учащиеся активно работают на уроке?

- Преподаватель чаще других вызывает отвечать хорошо успевающих учащихся?

- Преподаватель часто спрашивает слабо успевающих учащихся?

- Преподаватель дает учащимся понять, кто из них лучший, а кто отстающий и неуспевающий?

- Применение приемов, стимулирующих учебно-познавательную активность учащихся.

- Как преподаватель осуществлял индивидуализацию учебного процесса.

6.

Определите средства и способы учета, контроля и оценки, используемые преподавателем (тестирование, само- и взаимоконтроль).

7.

Оцените заключительный этап урока:

- рефлексия пройденного на уроке;

- способ предъявления и дозировка домашнего задания, рекомендации к его выполнению;

- развернутая оценка работы каждого учащегося, выставление отметок.

Итого:

Контрольные вопросы лекции:

1. Какие параметры составляют методический анализ урока иностранного языка?

2. Назовите особенности анализа уроков различных видов.

3. Что такое аспектный анализ урока иностранного языка?

4. Назовите основные блоки оценки деятельности преподавателя ИЯ на уроке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабинская, П. К., и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П. К. Бабинская [и др.]. - Изд. 2-е, стер. - Минск: ТетраСистемс, 2003. – 288с.

      2. Куманев, А. А. Раздумья о будущем / А. А.Куманев. – М.: Педагогика, 1981. - С. 47

3. Маслыко, Е. А. и д.р. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко [и др.]. – Минск: Выш. шк., 2004. – 445 с.

4. Никитина, Л. К. Методическое сопровождение урока иностранного языка: практикум для учителя немецкого языка: рабочая тетрадь для слушателей курсов повышения квалификации / Л. К. Никитина. – СПбАППО, 2007. - 112 с.

5. Рогова, Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова [и др.]. – М.: Педагогика, 1991. – 328 с.

6. Пассов, Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е. И. Пассов. - Минск: Лексис, 2003. – 184 с.

7. Пассов, Е. И., Кузовлева, Н. Е. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов,  Н. Е. Кузовлева - Роств н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.  

        8. Сухомлинский, В. А. Этюды о коммунистическом воспитании / В. А. Сухомлинский // Народное образование. - № 10, 1967, с.17 - 20

9. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский – М.: Педагогика, 1980. – 194 с.

10. Шамова, Т. И., и др. Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления / Т. И. Шамова [и др.]. – М.: Педагогика, 1983. – 84 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44263. Отношение европейских держав к итало-турецкой войне 1911-1912гг 564 KB
  Интересы стран Антанты Тройственного союза а также Италии и Турции в Средиземноморском регионе до начала Ливийской войны. Франция заручившись поддержкой со стороны Англии и Италии стремилась к овладению Марокко и пыталась навязать султану свои требования по которым страна стала бы французским протекторатом что крайне не нравилось Германии. Помимо определения международной ситуации следует остановиться на непосредственных участниках конфликта Италии и Османской империи. Конец XIXXX – время формирования внешнеполитического курса единой...
44264. Повышение впитывающей способности гранул аммиачной селитры 1.08 MB
  Принадлежность к семейству азотных удобрений универсальность применения возможность промышленных объемов производства и поставок отработанная технология производства вот плюсы которые сохраняют непоколебимыми позиции селитры аммиачной на рынке удобрений. Популярность аммиачной селитры объясняется его универсальностью так как это удобрение повсеместно используется в сельском хозяйстве для любых культур и на всех видах почв. Существует проблема связанная с высокой гигроскопичностью аммиачной селитры. Одним из достоинств аммиачной селитры...
44265. Ремонт коллекторов электрических машин постоянного тока 1.37 MB
  Стержни обмотки якоря двигателя соединены по определенней схеме с пластинами коллектора. С помощью щеток 2 скользящих по пластинам коллектора обмотка якоря соединяется с внешней сетью. Провести внешний осмотр коллектора и электрощеток при разборке и дефектации электрической машины. Перечень признаков ослабления посадки пластин коллектора при которых необходимо произвести обтяжку конуса: почернение каждой второй или третьей пластины коллектора; сколы на электрощетках; отдельные...
44266. Исследование отмывающей способности раствора ПАВ «DeltaGreen» с концентрацией 5,0% 1.81 MB
  Ежегодно миллионы тонн нефти выливаются на поверхность Мирового океана, попадают в почву и грунтовые воды, сгорают, загрязняя воздух. Большинство земель в той или иной мере загрязнены сейчас нефтепродуктами.
44267. Методичні вказівки. Психологія 466.5 KB
  Як теоретико-прикладне дослідження дипломна робота повинна містити глибоке теоретичне осмислення актуальної проблеми, а також обґрунтований проект практичного її розв’язання, виконаний на основі проведеного аналізу певного об’єкту, феномену, явища, процесу, іншого, виділення різних аспектів, показу його зв’язків з іншими явищами
44268. Рынок государственных ценных бумаг и особенности его функционирования 778.5 KB
  Рынок государственных ценных бумаг и особенности его функционирования. Теоретические основы функционирования рынка государственных ценных бумаг Сущность государственного рынка ценных бумаг и его участники. Характеристика государственных ценных бумаг Правовые основы функционирования рынка государственных ценных бумаг Анализ рынка государственных ценных бумаг России Оценка выпуска и обращения федеральных займов Анализ развития рынка...
44270. Интернет как модус коллективного бессознательного в информационном обществе: новейшая мифология Интернет-рекламы 3.41 MB
  Бессознательное имеет определенные специфические характеристики, которые отличают его от предсознания и самого сознания. Стремления и мотивы, сходные с инстинктами, существуют в бессознательном отвлеченно и не связано. Бессознательное лишает свое содержимое целого ряда атрибутов, таких, как время и взаимоисключение, поскольку функции, выполняющие эти атрибуты, свойственны сознанию